А. Н. Туполев — Военно-морскому флоту

А. Н. Туполев — Военно-морскому флоту


Всем известен авиационный конструктор А. Н. Туполев. Всем известны и его самолеты. Кое-кто знает, что Туполев занимался и торпедными катерами, но очень мало кто знает, как это происходило. Хочу попробовать об этом рассказать, причем в рамках одной статьи и в более-менее художественной форме.

В 1919 году только что созданный Центральный аэрогидродинамический институт, ЦАГИ, получил срочное задание спроектировать и построить небольшое военное судно маневренное и с малой осадкой — глиссер. Конструкторы обратились к Н. Е. Жуковскому, затем, по его совету, к теоретическим трудам Крылова, Фруда. И не найдя там ничего конкретно по глиссерам, перешли к гидросамолетам Д.П. Григоровича, к его опыту. На складе Ходынского аэродрома нашли мотор Изотта Фраскини мощностью в 160 «лошадей». Другого все равно не было, да и этот пребывал в плачевном состоянии. Оживили его ни много, ни мало, а будущие академики Б. С. Стечкин и А. А. Микулин. Мотор заработал с оглушительным грохотом, но тут уж ничего нельзя было поделать, старье — оно и есть старье.


На корпус глиссера пошло дерево, опять же потому, что металла не было. Не получился редан. Вписать его в обводы корпуса побоялись, не были уверены, что размеры редана выбраны правильно. Вместо него поставили пластины-крылья по бортам катера. Набрав скорость, водитель рычагом опускал пластины в воду, и катер буквально подскакивал, его носовая часть выходила в воздух. Вот она, ранняя идея судна на подводных крыльях. Но едва ГАНТ-1 (глиссер, Андрей Николаевич Туполев-1) успешно прошел испытания, как военные моряки потребовали, чтобы это был не речной катер, а морской, не деревянный, а металлический, и не просто глиссер для разведки, как было записано в задании, а торпедоносец. Аппетит приходит во время еды.

Тему эту в план туполевского отдела включили в 1922 году. Новый катер, АНТ-2, сделали дюралевым, разобрались, строя его, в целом ряде новых для цаговцев специфически морских проблем и, что тоже немаловажно, освоили морскую терминологию, без этого трудно было разговаривать с заказчиками. Но боевым судном катер так и не стал. Причина была в заказчиках, которые не могли решить, как лучше пускать с него торпеду: из обычного аппарата или с ложемента, назад или в сторону. Потом начались споры о калибре торпеды. Те, которые применялись в Первой мировой войне, считались малоэффективными, а новые еще не прошли испытаний.

В феврале 1923 года главное морское техническо-хозяйственное управление наркомата по морским делам РСФСР направило в ЦАГИ письмо с уже достаточно четким заданием на постройку торпедного катера. Председатель коллегии института С.А. Чаплыгин поручил работу опять А.Н. Туполеву. В ходе поисков было решено, что катер должен развивать скорость 40 узлов и быть вооружен одной торпедой, сбрасываемой назад с кормы. При команде в четыре человека и заданном вооружении указанная скорость достигалась с двумя авиационными двигателями по 600 лошадиных сил. Для передачи мощности с двух валов на гребные винты предстояло сконструировать распределительную коробку. Дополнительные требования моряков: мореходность катера не ниже трех баллов, корпус должен быть с водонепроницаемыми переборками, экипаж следует защитить от мелких осколков и пуль. В целом задача оказалась настолько сложной, что Туполев организовал в своем отделе бригаду катеров.

Весной 1927 года Г-3, «Первенец», доставили в Севастополь на испытания. К сожалению, моряки не были от него в восторге. Командир дивизиона сторожевых и торпедных катеров И.Л. Кравец сказал Туполеву, что у «Первенца» малы мореходность и скорость. Эсминцы и лидеры развивают по 36—38 узлов, и чтобы быстро их догнать, катер должен «давать» не менее пятидесяти. И одной торпеды ему мало. Вышел в атаку, промахнулся, и получится, что зря вышел. Нужны две торпеды, да и пулемет не помешал бы, а лучше пушку. Начальник морских сил, отметив, что в создании катеров у нас наметился прогресс, просил правительство поручить Туполеву создание еще одного торпедного катера, уже для массового серийного производства.

Первая советская судостроительная программа, утвержденная в декабре 1926 года, предусматривала строительство 36 торпедных катеров. В соответствии с этой программой было принято решение о проектировании специальных моторов для катеров, о постройке гидроканала и гидролаборатории ЦАГИ, об исследованиях коррозии металла в морской воде, о выплавке высоколегированных сталей для гребных валов, о приборах , электро- и радиооборудовании, о производстве мощных торпед. Страна была настроена серьезно.

Схема «Первенца» и его конструкция были в принципе правильными. РККА потребовало внести в новый катер лишь незначительные улучшения. И в 1928 году АНТ-4 (потом его назвали «Туполев») был спущен на воду. Вот только строить катера серийно в то время было негде. Загруженные по горло авиационные заводы такой заказ не принимали, корабелы же привыкли работать с 10-15-миллиметровыми стальными листами, а то и с броневыми плитами, а здесь — дюраль толщиной не более полутора миллиметров. Туполеву пришлось послать в Ленинград, на судостроительный завод, начальника бригады катеров Н.С. Некрасова с помощниками. Причем не только с конструкторами, но и с технологами, мастерами и даже рабочими.

Но несмотря на все старания группы Некрасова, дела на кораблестроительном пошли неважно — ОТК браковал катера. Некрасову пришлось вызывать Туполева. Андрей Николаевич приехал в Ленинград и, как обычно, принялся за энергичное решение вопросов. В тот же день было решено послать для учебы на авиационный завод группу кораблестроителей, а из Москвы командировать на судостроительный еще человек тридцать квалифицированных сборщиков. Встретился Туполев также с представителем заказчика. И стало ясно, что к этому делу однозначно надо привлечь кого-то, кто знает особенности самолетостроения. И такого специалиста нашли — бывшего морского летчика М. П. Дауге. Дело стало налаживаться, и в октябре 1928 года ленинградцы закончили постройку первого катера, а в ноябре он был зачислен в списки кораблей флота.

При водоизмещении в десять тонн Ш-4 (под таким обозначением АНТ-4 пошел в серию, однако причины появления такого шифра мне не известны) развивал скорость до 50,5 узла. Вооружение — две торпеды калибра 450 мм и пулемет. Торпедные аппараты были желобного сбрасывания и размещались в кормовой части катера параллельно диаметральной плоскости. При стрельбе торпеда выстреливалась из желобов специальным устройством-толкателем. Падая в воду, торпеда шла к цели по курсу движения катера. Для серийной постройки торпедных катеров в Ленинграде на заводе им. А. Марти был оборудован специальный цех № 17, который с 1929 по 1933 г. выпустил 48 дюралюминиевых торпедных катеров Ш-4 пятью сериями.

При испытаниях одного из серийных Ш-4 на Черном море выяснилось, что он не «дает» положенных ему узлов. Опять вызвали главного конструктора. Существует легенда, что, приехав в Севастополь, Туполев велел снять с катера винт, несколько раз ударил по лопастям кувалдой и приказал: «На воду!» И будто бы катер сразу развил ход в пятьдесят узлов. На самом деле Туполев поступил по-другому, по-инженерному профессионально. Прежде всего он распорядился, чтобы катер вытащили на берег для осмотра. Это и было правильное решение, без какого-либо колдовства. И все увидели, что дно катера обросло ракушками и водорослями, что одна лопасть винта побита. Потом проверили мотор, и выяснилось, что поршневые кольца износились, вал винта бьет. К тому же бензин был не с тем октановым числом. И тому подобное. Когда все это было устранено, на мерной миле катер развил не только положенные ем у 50 узлов, а на 2 больше. В 1929 году в акте о государственных испытаниях было отмечено: «Комиссия Военно-морских сил считает, что торпедный катер АНТ-4 является лучшим торпедным катером из всех существующих».

Однако и у Ш-4 были недостатки: моторы иностранных марок, устаревшие торпеды со сравнительно небольшим весом взрывчатого вещества. Поэтому уже в 1928 году ЦАГИ приступил к разработке нового катера, с новыми советскими торпедами калибром 533 мм. На головном серийном катере, получившем шифр Г-5, стояли уже советские двигатели М-34. В зависимости от боевой нагрузки максимальная скорость катера была от 58 до 65 и более узлов, водоизмещение 14 тонн, экипаж 5 человек, радиус действия — более 300 миль, вооружение — две торпеды и два крупнокалиберных пулемета. К началу Великой Отечественной войны строительство этих катеров было развернуто также на юге страны и на Дальнем Востоке.

В 1934 году военные моряки заказали Туполеву новый корабль, еще больших размеров повышенной мореходности, с двумя трехтрубными торпедными аппаратами, 45-мм пушкой на поворотном лафете, несколькими крупнокалиберными пулеметами, мощной радиостанцией, кубриком для команды и прочим «наворотами». Катер 35-метровой длины, настоящий миноносец, был построен. «Монстр» — так окрестили его в ОКБ. Но оказалось, что три катера Г-5 малых размеров, с лучшей маневренностью, с теми же шестью торпедами, поражали цели гораздо эффективнее. Хотя для мирной службы «Монстр» был гораздо удобнее. Но удобства взамен боевой эффективности — это заокеанский путь. Поэтому военно-морское командование отказалось от идеи вооружения флота «москитами-гигантами». Больше Андрей Николаевич Туполев торпедными катерами не занимался.

С 1935 года стали выпускаться Г-5, которые могли наводиться на цель самолетами, по радио. В 1938-1939 годах появились Г-5 — постановщики мин заграждения и охотники за подводными лодками, вооруженные глубинными бомбами. К началу Великой Отечественной войны на флотах было уже довольно много катеров конструкции А. Н. Туполева. Катера Туполева служили флоту всю войну. И, как бы это ни казалось странным, создание катеров Андрей Николаевич относил к интереснейшим страницам своей биографии. Моряки по достоинству оценили заслуги авиационного конструктора и увековечили память о нем. Его именем был назван один из островов в Карском море.

А. Н. Туполев — Военно-морскому флоту

Катер АНТ-4

А. Н. Туполев — Военно-морскому флоту

Катер Ш-4

А. Н. Туполев — Военно-морскому флоту

Катер Г-5

А. Н. Туполев — Военно-морскому флоту
Катер Г-5 с реактивной установкой РС-82


Источники:
Егер В. Неизвестный Туполев.
Буров В.Н. Отечественное военное кораблестроение.
Изобретатель-рационализатор. 1982. №6.
Саукке М.Б. Неизвестный Туполев.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 21
  1. loft79 3 декабря 2014 07:14
    Нормальная вводно-обзорная статья. Хотелки такие: анализ, боевое применение, побольше фото. И раз упоминается «Монстр» надо было вставить иллюстрацию из МК. Ну это все так придирки и пожелания на будущие. Автору плюс.
    1. ЮБОРГ 3 декабря 2014 15:00
      Это всё хорошо,великолепно,этим только можно городиться,что в трудные доля страны времена,проявились и реализавались и стали гордостью страны,да и всего мира,такие умы как Королёв С.П.,Тупотев А.Н.,Ильюшин С.В.,Антонов О.К.,Микоян А.И.,Калашников М.Т.,Дектярёв В.А.,Шипунов А.Г.,Грязев В.П.это только на вскидку,а что сегодня мы слышим,одни абстрактные название,ООО,АОО,Концерн(раньше секретность была куда больше и тем не менее,народ знал своих героев),и прочее,где те гении делающие науку,технологии,новые машины,одни менеджеры,топ директора и хозяева заводов по производству оружия,самолётов танков и пр. Где инженеры,конструктора,ни одного нового имени,ни одной прорывной идеи или технологии,всё наработки той старой школы,советской,так сказать загнивающего социализма. Печалька!
    2. tkhonov66 5 декабря 2014 11:14
      http://modelik.ru/index.php/korabli-suda/749-torpednyj-kater-g-5
      http://militera.lib.ru/memo/russian/pigarev/index.html
      tkhonov66
  2. тасха 3 декабря 2014 07:19
    Статья интересная, но автор забыл упомянуть, что катера типа Г-5 оказались совершенно профнепригодными.
    1. Per se. 3 декабря 2014 07:57
      Цитата: тасха
      катера типа Г-5 оказались совершенно профнепригодными.
      Да, фиксация рекордной скорости, с использованием эффекта глиссирования это одно, реальное боевое применение, уже несколько иное. Немцы были далеко не дуракими, когда сделали упор на килевые катера, создавая свои "шнелльботы". Правда в том, что глиссеру нужно относительно спокойное море, при волнении, выход на глиссирование затруднен или невозможен. Нужно отдать должное Туполеву, как создателю скоростного катера, будь это спортивное судно, но реальному военному флоту, эти погони за рекордами принесли больше вреда, чем пользы. Тема актуальна, вслед за "бесконечно авторитетными" американцами с их "боевыми экспедиционными машинами" типа EFV, где вновь примерили рекордную скорость при глиссировании, у нас похерили закупку БМП-3Ф, и занялись разработкой скоростной и вместительной боевой машиной морской пехоты, под новомодную "загоризонтную высадку" морских десантов. Конечно, Каспий, Балтика, очень для "загоризонтной высадки" подходящие места, тем более, когда с парой "Мистралей" намечается облом и для "банановых" берегов, а у морпехов остались практически одни "плавунцы", - колесные БТР. На фото монстроподобная EFV показывает рекордные скорости при использовании эффекта глиссирования.
      1. avt 3 декабря 2014 09:28
        Цитата: Per se.
        Правда в том,

        Правда в том что у Вас смешались в кучу ,,кони, люди",,Мистрали". А в жизни все было гораздо прозаичнее . Туполеву дали заказ на разработку катера аналогом которого был англичанин на котором удачно в Кронштадт въехали , да в рамках теории ,,москитного флота".Туполев свою работу сделал блестяще.Остальные вопросы ,включая
        Цитата: Денис
        Не совсем понятео,это получать целеуказания по радио?

        К конгениальному маршалу Тухачевскому и его ведомству ,заказывавшему музыку.
        Цитата: parusnik
        А.Б.Широкорад, в своей книге Большой блеф Тухачевского,несколько иного мнения..о катерах Туполёва..

        request Ну так ,,историк вооружения"- естественно мнение свое , да еще такое квалифицированное ! wassat Он правда начинал то с артиллерийских стволов , фанатом которых был , но вот стал экспертом по всему, да еще и авторитетнейшим в виду печатных публикаций.Не - имеет право , вопросов нет . Но вот что то я нигде и никогда не слыхал что бы он темой катеров торпедных , да еще и туполевских , занимался так ,как к примеру, Свирин -танками , Коломиец -бронемашинами.А так - отчего ж не послушать Широкорада и не составить СВОЕ мнение ??
        avt
        1. chunga-changa 3 декабря 2014 10:46
          Как у Райкина. "Я лично пришиваю пуговицы, к пуговицам претензии есть - Нет, пришиты намертво, не оторвёшь. Я спрашиваю кто сшил костюм, кто мне вместо рукавов штанины пришил." Так и тут , катера отличные, только по специальности им работать не пришлось, а к тому чем они занимались на самом деле оказались совершенно не приспособленными.
        2. izGOI 3 декабря 2014 15:10
          Не совсем понятео,это получать целеуказания по радио?
          Там идя была такая. Та катерах выходить в заданный район, потом пересаживаться на гидросамолёт и с него, визуально,но по радио управлять катерами. Эксперименты проводились на Копанском озере (запад Ленинградской области).С началом ВОВ моряки получили приказ сдать оборудование на склад и воевать как обычные катерники.
          С виду идея почти бредовая. Но когда-то сам открыватель радиоволн заявил о бесполезности своего открытия. И почти анекдот, но ведь было: Победитель первой автогонки заявил- "Не представляю, кому это надо. Ведь я мчался со скоростью 28 миль в час!"
        3. Per se. 5 декабря 2014 06:27
          Цитата: avt
          Правда в том что у Вас смешались в кучу ,,кони, люди",,Мистрали".
          Может, и смешались, если в этой "куче" не замечать темы. Создавая реданный торпедный катер, погнались за скоростью, впечатлившись от молодецкого рейда англичан на Кронштадт. Далее, идеи скоростной плавающй машины морской пехоты, на впечатлениях от опытов американцев, при всё том принципе выхода на глиссирование. Я отметил, что Туполеву нужно отдать должное, он задачу по скорости решил, тем более, будучи специалистом по авиации, а не кораблестроению. Не делая выводов из одних ошибок, будем плодить новые. Это и было "фабулой" моего комментария, уважаемый avt.
  3. Денис 3 декабря 2014 08:02
    С 1935 года стали выпускаться Г-5, которые могли наводиться на цель самолетами, по радио
    Не совсем понятео,это получать целеуказания по радио?
    А были и радиоуправляемые
    Ш-4. Несколько единиц этих катеров предоставили Остехбюро для секретных экспериментов по радиоуправлению. Первый образец радиоаппаратуры, разработанный инженером В.И. Бекаури в 20-х гг., в целом повторял систему дистанционного управления на немецких катерах. Аппаратура Бекаури, как и немецкая, позволяла управлять торпедными катерами без экипажей из командирской рубки штабного катера. Серьезным недостатком такого принципа наведения катера на цель являлась трудность наблюдения за противником. Команды оператора не всегда оказывались точными. Поэтому для Ш-4 приняли другую систему радиоуправления — с гидросамолета-наблюдателя ЮГ-1, разработанную А.Ф. Шориным в 1930 г. Отныне даже дымовая завеса, за которую прятался корабль противника, не могла стать помехой для точной торпедной атаки радиоуправляемого катера.
    Предчеча нынешних беспилотников
  4. parusnik 3 декабря 2014 08:05
    А.Б.Широкорад, в своей книге Большой блеф Тухачевского,несколько иного мнения..о катерах Туполёва..
  5. Денимакс 3 декабря 2014 11:39
    Сколько дюраля потратили, которого нехватало истребительной авиации. Чего стоило только внедрение лонжерона из дюрали.
  6. Protos 3 декабря 2014 13:50
    Эти катера давали жару немцам во время обороны и взятии Крыма и даже совершали рейды к Плоэшти и морским портам противника!
    они-же высаживали диверсионные группы и арт корректировщиков
    1. Денимакс 3 декабря 2014 17:20
      А другие катера деревянной конструкции, не могли выполнять этих функций? Конечно могли, тем более имея лучшую мореходность. Для катеров разность скорости в 10 узлов особой роли не играет. Важно вооружение, на более водоизмещенных можно больше стрелкового вооружения воткнуть, и торпедного.
      1. dipqrer 5 декабря 2014 22:53
        Поддерживаю.Катера Д-3 были гораздо лучше,но и появились позже.
        dipqrer
  7. Demetry 3 декабря 2014 15:58
    Ну да.... слова о том что эти катера уж очень напоминают трофейные 55 футовые Торникрофты.

    Мурзилка в пафосе
    Demetry
  8. фа2998 3 декабря 2014 17:42
    Цитата: тасха
    Статья интересная, но автор забыл упомянуть, что катера типа Г-5 оказались совершенно профнепригодными.

    Совершенно верно!И не вина Туполева,он сделал что заказывали.Реданные катера можно таскать в бассейне ЦАГИ, НО НА МОРЕ ОНИ БЕСПОЛЕЗНЫМИ!АВТОРУ +
  9. mkpda 3 декабря 2014 18:09
    Туполев сделал то, что хотел заказчик. Если внимательно рассматривать заказы военного ведомства того времени, то возникает впечатление, что военные хотели разорить страну и получить заранее небоеспособные вооружённые силы.
    1. Алекс 6 декабря 2014 13:03
      Цитата: mkpda
      Туполев сделал то, что хотел заказчик. Если внимательно рассматривать заказы военного ведомства того времени, то возникает впечатление, что военные хотели разорить страну и получить заранее небоеспособные вооружённые силы.

      Сильно спорить не буду, но может, дело было в поисках решений (субъективный фактор "гениальности" Тухачевского рассматривать не буду). Если конкретно о торпедных катерах, то опыта в их создании и проектировании не было напрочь. Можно спорить о целесообразности и экономичности этого пути, но метод проб и ошибок тоже не отменяли.
  10. Инженер-технарь 3 декабря 2014 20:50
    Последние годы модно ругать все то, что производилось в СССР. Даже Т-34 обхаили. Так, что ничего удивительного нет, в том, что появилось много статей, о том, что якобы теоретически на этих катерах нельзя было воевать. Хорошо, что наши деды не знали этих "теоритических" выводов и громили фашистов, где только могли.
  11. xomaNN 3 декабря 2014 21:04
    Я слегка настороженно отношусь к А.Н. Туполеву ГК-авиаконструктору, не всегда заслуженно проталкивавшего свои разработки, топя конкурентов др. КБ даже с лучшими самолетами. А вот его катерно-глиссерная тема - Шедевр! Ведь это совершенно новое для них было дело на стыке авиации и флота. И справились!!!
  12. Инженер-технарь 4 декабря 2014 22:12
    Цитата: parusnik
    А.Б.Широкорад, в своей книге Большой блеф Тухачевского
    Для меня Широкорад авторитет в артилерийских темах и боевых ракетах. В прочих военых отраслях он знаток среднего уровня. А вот то, что касается истории, о которой он стал много писать, так здесь порой такую чушь несет, что мне искренне стыдно за него. Зачем лезть в те отрасли в которых ты не специалист?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня