Sikorsky S-97 Raider: и наступит революция

81
Sikorsky S-97 Raider: и наступит революция


Первые слухи о «сменщике» появились в 2010 году — тогда не шло речи даже о компании, которая будет разрабатывать новую машину. В июльском номере мы писали об основных тенденциях развития современных вертолетов, в том числе и о Sikorsky S-97 Raider (такое наименование получил прототип), тогда еще спрятанном за завесой тайны. Теперь же машина представлена официально, гриф «совершенно секретно» снят. Лопасти у S-97 «растут» из более ранней модели, экспериментального вертолета Sikorsky X2, и даже из «старичка» S-69, представленного в далеком 1972 году. Новая машина — это наглядный пример того, как технологии проистекают одна из другой, а не возникают на ровном месте. Фишка не в том, чтобы использовать одну новаторскую идею, а в грамотном сочетании проверенных концепций. И наступит революция.

Родители S-97

У вертолетов есть несколько проблем, ограничивающих их максимальную скорость. Первая заключается в том, что при вращении винта отступающая лопасть движется по направлению потока воздуха, причем со скоростью, близкой к скорости потока. Из-за этого она не создает подъемной силы. В начале 1970-х инженеры Sikorsky предложили решение этой проблемы: сделать два соосных винта с двумя независимыми автоматами перекоса, способными изменять угол атаки отступающих лопастей. Такая схема позволяла нивелировать падение подъемной силы при движении лопасти по потоку; собственно, вся подъемная сила создается опережающими лопастями. Кроме того, поскольку вертолет приводился в движение двумя толкающими турбореактивными двигателями, основные роторы должны были лишь создавать подъемную силу и ничего более. Построенный по такой схеме S-69 установил неофициальный мировой рекорд скорости для вертолета (487 км/ч), но в серию не попал из-за плохой управляемости, повышенной вибрации и ряда других недостатков.


Sikorsky X2


Представленный в 2008 году концепт предназначен для летных испытаний технических новинок, впоследствии примененных в конструкции S-97.Проект закрыт в 2011 году. Но интересная схема плюс толкающий движитель не давали покоя инженерам Sikorsky, и четвертью века позже появился второй подобный вертолет, опытная модель X2. Как и S-69, экспериментальная машина имела два соосных несущих винта и толкающий движитель, но на этот раз не турбину, а… пропеллер. Тут проявилась вторая проблема: когда движение законцовок лопастей роторов приближается к скорости звука, сопротивление возрастает многократно. С учетом толкающего пропеллера эту проблему решили очень просто: начиная с определенного момента несущие роторы начинают постепенно замедляться — это не влияет на скорость, поскольку она определяется толкающим винтом, а для создания достаточной подъемной силы подобные скорости вращения несущего винта просто не нужны!

Боевой отпрыск

Лишь в октябре 2010 года назначение X2 стало яснее ясного. На гражданском прототипе отрабатывали методики, примененные при создании настоящего боевого вертолета. Благодаря этому S-97 Raider был построен в рекордные сроки — уже на конец 2014 года назначен его первый полет, а на 2015-й — ходовые испытания. Что же представляет собой наследник старичка Kiowa?

Как и X2, новый вертолет имеет два соосных несущих ротора и толкающий пропеллер регулируемого шага, который позволяет изменять угол атаки лопастей прямо во время движения, таким образом лучше контролируя вертолет в зависимости от условий полета. Проблему вибрации, возникавшую на S-69, в X2 тоже успешно решили: и на прототипе, и на боевой машине применяется так называемая активная система контроля вибрации (AVC), использованная ранее на вертолете UH-60M Black Hawk. Система состоит из комплекта датчиков, измеряющих частоту вибрации в различных точках фюзеляжа, а также генераторов, которые в соответствии с получаемыми данными создают колебания строго соответствующей частоты. Это позволяет снизить вибрацию в кабине и сделать полет комфортным для пилотов и пассажиров (десанта).

Двигатель машина тоже позаимствовала у UH-60M — это газотурбинный YT706 компании General Electric; все винты — и несущие, и толкающий — приводятся от одного силового агрегата. Впрочем, скорее всего, это лишь временный шаг, необходимый для летных испытаний и принятия на вооружение. Со временем Raider получит собственный двигатель — об этом заявили представители компании. Связано это с тем, что одно из основных преимуществ S-97 перед конкурентами — это его скорость.


Как и X2, вертолет S-97 оборудован электродистанционной системой управления, что позволяет сэкономить рабочее пространство за счет полного отказа от механической связи между приборами и исполнительными механизмами.


Заявленная крейсерская скорость вертолета ограничена показателем в 407 км/ч, хотя движители и аэродинамика не запрещают разгоняться до скоростей более 500 км/ч! Для сравнения: самый быстрый на сегодняшний день многоцелевой вертолет и обладатель официального рекорда скорости среди вертолетов, британский Westland Lynx, 11 августа 1986 года сумел разогнаться до 400,87 км/ч, и это достижение до сих пор не перекрыто. Странно, скажете вы, ведь еще X2 легко превосходил Westland Lynx. Именно так! Но разработчики Sikorsky просто не ставили себе цели побить рекорд — эту задачу по ходу дела, как неосновную, в любом случае решит S-97.

Как и в X2, в Raider реализована схема fly-by-wire, то есть электродистанционная система управления. Между приборами управления и исполнительными механизмами вообще нет механической связи — этот принцип уже давно применяется в самолетах и частично в вертолетах, но S-97 — это первая машина, в которой механических дублеров нет вообще, ни в одной из систем. В первую очередь это было сделано для облегчения машины и перераспределения ее массы; механические связи занимают слишком много места. Собственно, той же цели служит и легкий фюзеляж из композитных материалов.

Дополнительным бонусом стала компактность вертолета. При длине 11 и диаметре ротора 10 м при посадке он требует примерно на 15% меньше места, чем его ближайшие конкуренты в классе, а для боевых и спасательных операций этот показатель иногда жизненно важен.

Вооружение на «Райдер» может устанавливаться самое разное. В базовом варианте это пулемет калибров 7.62 или 12.5 (или их комбинация), а также более серьезный козырь — либо 7-зарядная система, оперирующая типовыми ракетами Mk 4 FFAR (2.75-дюймовками), либо широко известная установка AGM-114 Hellfire. Но, в принципе, это стандартный «обвес», в котором нет ничего революционного.

Целевая ниша



Вертолет рассчитан на двух пилотов, а его грузовой отсек может варьироваться в зависимости от назначения. Теоретически он способен нести шестерых десантников, но на деле Sikorsky анонсирует множество конфигураций: боевую для миссий различного характера, поисково-спасательную, санитарную и т. д. В этом кроется еще одна цель компании: в будущем году планируется серьезная реструктуризация ВВС США, в ходе которой основной ударный вертолет AH-64 Apache несколько поменяет свой статус. На данный момент «Апачи» находятся в распоряжении ряда армейских подразделений, в том числе в национальном резерве и Национальной гвардии США. В будущем планируется сосредоточить «Апачи» исключительно в действующей армии; на освободившуюся нишу претендует S-97. Так менеджеры Sikorsky хотят убить сразу двух зайцев: полностью заместить старенький многоцелевой «Белл» и частично — более современный ударный «Апачи».
Экономическая составляющая особенно важна для Sikorsky, поскольку S-97 уникален полным отсутствием государственного или военного финансирования. Это частный проект частной компании, причем 75% вложений принадлежат непосредственно Sikorsky; помимо того, в создании вертолета задействовано еще 53 сторонних фирмы, послужившие поставщиками комплектующих или просто… спонсорами проекта.

Тонкости бизнеса

В 2012 году армия США запустила программу Armed Aerial Scout (AAS) по разработке компактного мультифункционального вертолета на замену вьетнамцу OH-58F. Но разработка Sikorsky началась значительно раньше, когда действовала продолжительная программа развития военного вертолетостроения Armed Reconnaissance Helicopter (ARH) — при этом на момент объявления тендера AAS ни одного действующего образца S-97 еще не существовало в природе, в то время как пять других вертолетов, претендующих на эту нишу, уже были представлены «в железе» (разработки Bell, Boeing, Eurocopter, McDonnell Douglas и AgustaWestland). В результате исследования вопроса армейский департамент пришел к выводу, что ни одна из представленных конструкций не удовлетворяет требованиям тендера. Это означало, что по сути вертолет нужно было разрабатывать с нуля — всем пяти конкурентам. Благодаря этому компания Sikorsky тут же оказалась в выигрыше — теперь она явно успевала представить свою систему раньше прочих. Кто-то знал заранее? Возможно.

Но история получила еще один поворот: к концу 2013 года программа неожиданно была свернута. Казалось бы, Sikorsky снова оказывается у разбитого корыта (разработка-то идет полным ходом), но — не совсем. Армия приняла «половинчатое» решение — перевести AH-64E Apache из резервов в части действующей армии в качестве вертолета воздушной разведки (об этой переброске мы уже упоминали выше). И для «Сикорского» сразу открылось два окна — и для замещения «Беллов», и для замещения «Апачи». Точно, кто-то что-то знал заранее.

В данный момент замещение вертолетного флота США происходит по программе Future Vertical Lift (FVL), в рамках которой планируется заменить все устаревшие машины вне зависимости от назначения. Что ж, Sikorsky S-97 попал в точку. По сути, это единственный полностью готовый и значительно превосходящий действующие аналоги многоцелевой вертолет, претендующий на появление в составе ВВС. Первый полет нового «Белла» (Bell V-280 Valor) запланирован лишь на 2017 год, в том же году поднимется в воздух совместное детище Sikorsky и Boeing, вертолет SB-1 Defiant. Обе эти машины нацелены в первую очередь на замещение «Апачи» как основного ударного вертолета, в своей же многоцелевой нише S-97 конкурентов не имеет. Даже тендер объявлять нет смысла.

Но если забыть обо всех закулисных интригах, перед нами действительно новая ступень в истории вертолетостроения. Машина, обладающая должной маневренностью и при этом способная идти на крейсерской скорости свыше 400 км/ч, в два раза быстрее, чем подобные серийные модели. Вертолет нового поколения. Очень опасная игрушка. Посмотрим, как полетит.

Bell OH-58 Kiowa



Самый «долгоиграющий» вертолет армии США. Тендер на разработку легкого наблюдательного вертолета правительство объявило в октябре 1960-го, и уже через год 12 компаний представили свои проекты. Победителями стали Bell и Hiller, но они технически не успевали представить готовые машины к сроку, и контракт достался третьему претенденту, компании Hughes. И снова вмешался случай — Hughes OH-6 Cayuse был неплохой машиной, но компания просто не имела достаточных технологических мощностей, чтобы обеспечить его поставки. Тендер был переназначен на 1967 год, и тут уже «золото» взяла Bell. С 1966 года по настоящее время было изготовлено 2200 экземпляров OH-58. Они принимали участие в десятках конфликтов, а последняя модификация (OH-58D Kiowa Warrior Block II) появилась в 2011 году — это была попытка компании остаться на рынке легких многоцелевых вертолетов. Но время, увы, беспощадно.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    7 декабря 2014 05:58
    Надеюсь, что и наши что-то аналогичное скоро покажут. КБ Миля и Камова над этим работают серьезно.
    1. +2
      7 декабря 2014 10:59
      Самое главное при разработке вертолета, это фюзеляж. Если наши фирмы будут строить на старых фюзеляжах, у них ни хрена не выйдет. А последнее время так и делают.
    2. +3
      7 декабря 2014 11:32
      Цитата: silver169
      Надеюсь, что и наши что-то аналогичное скоро покажут. КБ Миля и Камова над этим работают серьезно.

      1-ем В начале 1970-х инженеры Sikorsky предложили решение этой проблемы-а это по вашему что?
      летает с начала 60-х.
      "Оспрей" тоже тот еще феномен, "не имеющий аналогов". Тоже запулили в серию. Ан оказался не очень то и хорош, несмотря на великолепные паспортные циферки
      1. +3
        7 декабря 2014 13:27
        Цитата: fennekRUS
        1-ем В начале 1970-х инженеры Sikorsky предложили решение этой проблемы-а это по вашему что? http://shrrr.gorod.tomsk.ru/uploads/7613/1246898377/800px_Kamov_Ka_226_MAKS_2005

        .jpg летает с начала 60-х.


        А где там толкающий винт?
      2. +3
        8 декабря 2014 02:02
        Цитата: fennekRUS
        а это по вашему что?

        Это классический вертолет
        RUMAS-10 пока не летает









        как и Ка-90(92)

        -------------
        у них Lockheed AH-56A Cheyenne Weapon Systems (1967-1972)


        1. 0
          8 декабря 2014 06:28
          Это классический вертолет
          RUMAS-10 пока не летает


          Делает первые шаги smile

        2. 0
          8 декабря 2014 13:13
          На автожир похож с функцией вертекального взлета
        3. 0
          9 декабря 2014 17:34
          "как и Ка-90(92)" этот вертолет очень напоминает вертолет из фильма со Шварцнегером про клонирование
    3. +5
      7 декабря 2014 13:44
      А для чего этот агрегат? За чем ему скорость 400км\ч? Что это дает? Работа по целям идет на скорости 180-200 км\ч, гораздо важней маневренность ,а особено скороподъемность( у ка50 зарегистрировали 30м\с) , как с этим у данного агрегата не ясно.Я понимаю если бы он мог груз 3-5т со скоростью 600-700км перевести на 1000-1500км и тем самым конкурировать с самолетами, но тут то какя то якобы быстаря леталка с сомнительной необходимостью .. Еще раз ЗА ЧЕМ данный пепелац?
      1. +5
        7 декабря 2014 13:53
        Цитата: макс702
        Работа по целям идет на скорости 180-200 км\ч,

        А на какой скорости вертолёты выдвигаются в район целей?
        1. -1
          8 декабря 2014 21:16
          Цитата: Лопатов
          А на какой скорости вертолёты выдвигаются в район целей?

          Скорость в район это хорошо но не настолько важно, вы на машине ездили на дальняк? Там особо не важно на 90 км ты идешь или на 120 важно поддерживать среднюю скорость, так и тут допустим прилетели н место задачи на 400 км , а по целям отработать получается плохо ибо аппарат заточен на не на маневрирование и скороподьемность ,а на высокую скорость по прямой, вся конструкция этого пепелаца говорит об этом, очень похоже наступят на те же грабли как и с самолетом ф-4 , да летал он быстро но вот толку от этого чуть .. Был где то анализ военных о действиях вертушек и там был сделан вывод что гнаться за высокой максималкой в ущерб другим хар-кам вертолету не целесообразно. А для ПВО действительно что 300 или 400 разница не большая, вон штурмовики и на 600- 700 валят только в путь , судя по действиям на украине при насыщении современными ПЗРК что вертушки что штурмовики снова находятся в высокой зоне риска и как с этим бороться пока не ясно, вспомим когда Стингеры в афгане появились во сколько раз выросли потери? А ведь с тех пор ПЗРК сменили два поколения, одним словом соревнование брони и снаряда.
      2. +7
        7 декабря 2014 14:28
        А для чего этот агрегат? За чем ему скорость 400км\ч? Что это дает? Работа по целям идет на скорости 180-200 км\ч, гораздо важней маневренность


        Когда-то Поликарпова критиковали за низкую маневренность моноплана И-16 и "высокую" нагрузку на крыло. Воздушные бои между вертолетами сейчас трудно себе представить, в современных "войнах" даже фронта настоящего не наблюдается.
        Но если есть возможность увеличить скорость на 100 км/ ч,(сохранив дальность, возможность висения и приемлимую маневренность) это надо делать. Не думаю, что это будет специализированный вертолет- истребитель вертолетов. Скорей уж нормой полетов всех вертолетов станут крейсерские скорости выше 400 км/ч
      3. 0
        7 декабря 2014 21:07
        А для чего этот агрегат? За чем ему скорость 400км\ч?

        Су-25 тоже? при работе, до 200 км час скорость сбрасывает?
        1. 0
          8 декабря 2014 21:18
          Цитата: clidon
          Су-25 тоже? при работе, до 200 км час скорость сбрасывает?

          Ну дак и точность работы с вертушки гораздо выше чем с СУ25 ..
      4. +1
        8 декабря 2014 03:10
        Цитата: макс702
        А для чего этот агрегат? За чем ему скорость 400км\ч? Что это дает?

        тут расказано


        http://www.odnoklassniki.ru/video/62924682581460-2?fromTime=70
    4. Первуша Исаев
      +2
      7 декабря 2014 18:03
      так пин_досы опять наших обошли по верталётам? это плохо...
    5. 0
      7 декабря 2014 18:21
      Цитата: silver169
      что и наши что-то аналогичное скоро покажут. КБ Миля

      КМ Миля выкатит Очередную модификацию Ми-8АБГГДЕЖЗЙУ-15 ,да бы супостаты устрашились полетом конструкторской мысли нашего вертолетостроение. Как бы хорош и универсален не был бы Ми-8 , но замену мы уже проспали ,причем пару поколений назад. Ми-38 , это уже по сути день вчерашний ,который можно пропустить со спокойной совестью.
      1. +1
        7 декабря 2014 23:19
        Цитата: tomket
        Цитата: silver169
        что и наши что-то аналогичное скоро покажут. КБ Миля

        КМ Миля выкатит Очередную модификацию Ми-8АБГГДЕЖЗЙУ-15 ,да бы супостаты устрашились полетом конструкторской мысли нашего вертолетостроение. Как бы хорош и универсален не был бы Ми-8 , но замену мы уже проспали ,причем пару поколений назад. Ми-38 , это уже по сути день вчерашний ,который можно пропустить со спокойной совестью.

        чем вам Ка-60 не нравится?

        1. 0
          10 декабря 2014 10:53
          Цитата: PSih2097
          чем вам Ка-60 не нравится?

          Какое отношение Ка-60 имеет к кб Миля? И что в нем революционного или хотя бы нового?
    6. 0
      8 декабря 2014 01:03
      А как эта хрень будет зависать?
    7. Kassandra
      0
      11 декабря 2014 13:58
      в КБ Миля и не только там серьезно работали над тем чтобы ничего такого не получилось
      даже тот же Камов пробился еле-еле

      им бы план в руки до сих пр все бы летали на воздужных шариках с хвостовым рулевым колесом а не на дирижаблях.

      но китайская индустрия RC-игрушек с этой схемой всетаки пробилась мимо них... а потом и Сикорский подхватил.
  2. +1
    7 декабря 2014 06:22
    Всего лишь за шесть лет разработали. Неплохо.
    Интересно будет посмотреть, чем ответит Еврокоптер.
  3. +13
    7 декабря 2014 06:38
    А зачем обязательно отвечать? Тут явно не всё сказано про минусы, что там с вибрацией и плохой управляемостью? Почему ограничение в 400км/ч если "может" 500?
    И вообще, есть ли реальная необходимость в такой технике? Насколько она дороже? Насколько выше расход топлива и вообще сложность обслуживания? Окупиться ли прибавка к скорости? Это же не для компьютерной игры, где ты за счет скорости можешь увернуться от ракет)
    P.S.
    ПВО преодолевать лучше на малых высотах, а там не разгонишься. И каков реальный боевой радиус вертолётов? Километров 50-100 это максимум? Пока разгонишься до максималки уже и тормозить пора.
    Ну т.е. я вижу реальное преимущество только в поисково-спасательной деятельности в мирное время. Ну или в войне против аборигенов ... но мы такие войны не особо развязываем. И, кстати, для таких целей, наоборот стараются технику попроще делать. Сейчас популярная тема винтовых боевых самолётов ... которые, по сути, построены по образу и подобию истребителей/штурмовиков ВОВ. Например в южной америке их для борьбы с наркокартелями используют. Реактивные истребители там не в тему и слишком дороги ...
    Слишком много но выходит...
    1. 0
      7 декабря 2014 06:50
      Цитата: kugu
      А зачем обязательно отвечать? Тут явно не всё сказано про минусы, что там с вибрацией и плохой управляемостью? Почему ограничение в 400км/ч если "может" 500?
      И вообще, есть ли реальная необходимость в такой технике? Насколько она дороже? Насколько выше расход топлива и вообще сложность обслуживания? Окупиться ли прибавка к скорости? Это же не для компьютерной игры, где ты за счет скорости можешь увернуться от ракет)

      Да вопросов больше, чем информации. Хотя цену уже огласили - $15 млн.Дорого или нет - сравнить не с чем.Но говорят, что цена Ка-52 составляет порядка $20 млн. (цену озвучили после катастрофы в 2012 году).Правда Ка 52 бронированный, а "Сикорский" нет.
      1. +12
        7 декабря 2014 06:58
        Ка-52 это готовый боевой комплекс с системами обнаружения, наведения и прочими "АСУ". Он никому не нужен "пустой". У него нет гражданской версии).
        А вот S-97 за 15 лямов может быть просто платформа с навигационным оборудованием. Ну или максимум разведывательная версия. А вот чтобы превратить его в ударник уровня Ка-52 может потребоваться ещё столько же).
        1. gjv
          +1
          7 декабря 2014 11:18
          Цитата: Волосатый сибиряк
          говорят, что цена Ка-52 составляет порядка $20 млн. (цену озвучили после катастрофы в 2012 году).


          Цитата: kugu
          вот S-97 за 15 лямов может быть просто платформа с навигационным оборудованием. Ну или максимум разведывательная версия. А вот чтобы превратить его в ударник уровня Ка-52 может потребоваться ещё столько же).


          31 августа 2011 года — подписан контракт между Вертолёты России и Оборонпром на производство и поставку 140 вертолётов Ка-52 на сумму 120 млрд рублей до 2020 года.[http://lenta.ru/news/2012/03/13/ka521/] По курсу руб./$ августа 2011 это как раз и получается - порядка $30 млн. за один Ка-52 или, по прогнозу Максима, как за дооборудованный S-97.
          1. +1
            8 декабря 2014 05:12
            Это сумма контракта 120 млрд рублей или стоимомть 140 вертолетов? насколько я понимаю это разные вещи...
        2. Комментарий был удален.
    2. Akkalaxa
      +5
      7 декабря 2014 07:50
      До кучи в тему добавлю 5 копеек о задвинутом проекте ЭКИП, который при должном финансировании мог бы закрыть многие вертолетные преимущества существующих и перспективных машин, т.к. построен на принципах управления вихревыми потоками, которые на порядок интересней турбулентностей с винтокрылыми машинами.
      1. -1
        7 декабря 2014 17:36
        Скажу Вам просто . В проекте ЭКИП нет того , что называется , физикой. Т.е ничего такого , что могло бы обосновать эффективность полета и преимущества эксплуатации. Посмотрите с позиции заказчика, а не симпатика.
        1. 0
          8 декабря 2014 02:38
          В проекте ЭКИП нет того , что называется , физикой


          Лиха беда- начало!
          Первые ракеты и вертолеты
          тоже слабо от земли отрывались.
          Если заказчик дальновидный - перспектива таких машин несомненна!
          Вообще обажаю Алексея Алексеева - подчинившего стихии и скорость!
          Будущее за экранопланами и автономными плавающими городами,
          и ЭКИП птичка из этого скорого будущего.
          Для того чтобы туда скорее попасть,
          их просто необходимо приручать первыми!
          1. +1
            8 декабря 2014 02:48
            Совсем скоро...
          2. 0
            8 декабря 2014 02:54
            Вот эти мелкие вокруг города видите?
            Так это ЭКИПЫ грузоподьемностью
            до 1000 000 кг.
            Год так 2033 примерно...
    3. +3
      7 декабря 2014 11:05
      Вертолет не предназначен для прорыва ПВО, никак не приспособлен для этого.
      В Латинской Америки джунгли, из-за этого и применяют вертолеты и поршневые самолеты, что наркокартели, что кто против них. Попробуй ВПП построй в джунглях для реактивного истребителя.
      А этот вертолет, непонятен, это больше автожир, раз есть толкающий винт.
      1. +1
        7 декабря 2014 12:30
        Цитата: langeron
        это больше автожир, раз есть толкающий винт.

        автожир не может зависать и не может взлетать вертикально,так же очень плохо управляется по элерону-элеватору,у вертолета нет этих заморочек.
        1. +2
          7 декабря 2014 13:29
          Цитата: Слесарь
          автожир не может зависать и не может взлетать вертикально,так же очень плохо управляется по элерону-элеватору,у вертолета нет этих заморочек.

          Эта машина становится автожиром только на больших скоростях. На малых и при зависании это обычный вертолёт.
          1. +1
            7 декабря 2014 20:46
            Цитата: Лопатов
            Эта машина становится автожиром только на больших скоростях.

            Не становится-у неё принудительно уменьшаются обороты основного ротора,у автожира они не регулируются и при увеличении скорости ротор тоже разгоняется.
            1. 0
              7 декабря 2014 20:58
              Как раз становится. Отключается механизм перекоса, ротор создаёт только подъёмную силу.

              Ну а автожиры бывают разными, не так ли? Есть и с системой предварительной раскрутки ротора, и с механизмом циклического изменения шага. Просто нет какого-то явного стандарта "автожир это" Единственное, что тут общее- тянущий или толкающий движитель плюс ротор, создающий подъёмную силу.
    4. +1
      9 декабря 2014 01:16
      Абсолютно верно все сказано. Можно только добавить , что вертолет как функциональный ЛА в современных условиях , а точнее боевых. должен выполнять задачи увеличенного радиуса действия ,т.е полета. Значительной грузоподъемности для доставки груза. При этом собственная боевая загрузка должна быть значительной. Взлетная масса должна быть таковой , чтобы на подвесе брать минимум еще такой же вес.
      А теперь главное. На тех принципах , которые заложены в возможностях винтов или пропеллера, всего этого достичь НЕВОЗМОЖНО. ВСЕ ПРЕДЕЛ!!! Дальше начинается увеличение одного параметра -уменьшает другие возможности. Нужно выскочить за пределы пропорциональности. Значит нужно решать задачи физики. Думайте господа! Повторение на каждой новой модели ЛА критических и принципиальных ошибок не делает революции .
  4. +1
    7 декабря 2014 06:41
    Да. Неплохо бы и нашим за ум взяться. А то у нас с легкими вертолетами вечная проблема.
    1. 0
      7 декабря 2014 06:54
      Да всё есть http://www.russianhelicopters.aero/ru/helicopters/
      1. +4
        7 декабря 2014 07:33
        Цитата: kugu
        Да всё есть http://www.russianhelicopters.aero/ru/helicopters/

        В этом "всё есть", нет скоростных вертолетов подобных описанному в статье. Из легких только Ансат и Ка-226 (модернизированный Ка-26, разработки начала 1960-х годов прошлого века). О количестве выпускаемых, лучше и не говорить ...
        1. +4
          7 декабря 2014 09:10
          Цитата: Штык
          Из легких только Ансат и Ка-226 (модернизированный Ка-26, разработки начала 1960-х годов прошлого века). О количестве выпускаемых, лучше и не

          Их мало, потому что нет потребности (разве что, в качестве такси). МИ-8, которых много, помимо задницы пассажира может довезти много чего полезного. Они и востребованы.
      2. 0
        7 декабря 2014 17:41
        Это все однотипные ветряные мельницы.
  5. +4
    7 декабря 2014 07:29
    Sikorsky S-97 скорей всего мы неимеем достоверной информацыи о цели создания данной модели. На боевой не тянет как по живучести так и по вооружению (нечего нового, перспективного нет). Гражданскому вертолёту скорость 400км.час нужна при пассажиро вместимости 6чел. а как быть с экономикой? Темнят матрасники по крупному, хотят нас в тянуть в сомнительную гонку.
    1. Akkalaxa
      +6
      7 декабря 2014 07:57
      Все эти новые вертолеты на старых принципах с нанофичей управляемостью посредством коммутируемых электрических цепей, которые в автомобилестроении и современной авиации реализованы в массовом порядке.
      А вот за дизайн +500. Смотрится футуристически.
      1. +2
        7 декабря 2014 13:53
        Вещь красивая и достойна внимания. Однако если рассматривать вертолет как функциональную машину для полетов на предельно низких скоростях с высокой степенью маневренности , то Сикорского, в данном случает, рассматривают только как высокоскоростной вертолет. И ничего нового в нем нет. Старые принципы организации воздушного потока на лопастях и задний пропеллер только усложнили конструкцию. Опять-таки ушли от главной задачи. Сделать машину простой , надежной с увеличенным радиусом полета, увеличенной грузоподъемностью . Вывод - на лопастях и даже на противовращающихся вопросы не решаются. Только новые принципы организации потоков могут дать реальный эффект.
        1. ramsi
          +2
          7 декабря 2014 14:18
          скажите, а что нового, в принципе, можно придумать: крутить горизонтальный пропеллер, дуть вниз реактивной струёй, сбрасывать балласт... (Гравицапа?)
          1. 0
            7 декабря 2014 22:11
            Если кратко , то главным является возможность повышения энергетики воздушного потока. Противовращающиеся лопасти имеют свою "физику" и уже определяют шаг к эволюции. Только вот эту энергетику потоков они не используют. Что такое энергетика потока ? Как минимум это "опорное" движение потока воздуха, когда каждая часть воздушного потока срывающегося с вращающейся лопасти заставляет эту лопасть опираться на этот поток, а значит повышает экономическую эффективность затрат на вращение лопасти.
            Представьте себе , что вы лопастями своего же ЛА разгоняете, моментально, воздушные потоки впереди крыльев. У вас самолет взлетает без разгона. Поэтому лопасти должны не только иметь эффективную зону на краю этих лопастей , но и вращаться со скоростями на порядок выше чем на современных движителях. А значит нужно преодолеть, ко всему прочему, и пороги разрушения материалов лопастей. Принцип заложенный в винте и пропеллере не позволяет использовать всей эффективной мощности подаваемой на вращение. А тем более не позволяет объединить совокупный поток, позволяющей ЛА лететь и маневрировать в любом направлении. Это физика , а не инженерия-как минимум для начала.
    2. avt
      +5
      7 декабря 2014 09:18
      Цитата: oxotnuk86
      Sikorsky S-97 скорей всего мы неимеем достоверной информацыи о цели создания данной модели. На боевой не тянет как по живучести так и по вооружению (нечего нового, перспективного нет). Гражданскому вертолёту скорость 400км.час нужна при пассажиро вместимости 6чел. а как быть с экономикой? Темнят матрасники по крупному, хотят нас в тянуть в сомнительную гонку.

      good Автор в статье так распалился , ну прям летающую тарелку изобрели ! Забавно что нет Профессора , он обычно когда по нашей технике нечто такое напишут - в пол оборота заводится что мол ничего нового и все это уже было . laughing Да . Есть опытный образец с толкающим винтом ,да еще расфуфыренный презентацией как чудо будущего оружия ,продолжением данной презентации является данная статья. Восторгов и щенячьей- радости море , технической новой информации - ноль negative
      1. +2
        7 декабря 2014 11:02
        За летающими тарелками к деятелям российского ВПК. Для умеющих читать новость заключается в том, что удалось сделать и довести до работоспосбного состояния сравнительно недорогой (на фоне V-22) аппарат, сочетающий достоинства самолета и вертолета.
        1. +5
          7 декабря 2014 11:35
          За летающими тарелками к деятелям российского ВПК. Для умеющих читать новость заключается в том, что удалось сделать и довести до работоспосбного состояния сравнительно недорогой (на фоне V-22) аппарат, сочетающий достоинства самолета и вертолета.-который таки нафуй никому не нужен
        2. +2
          7 декабря 2014 13:36
          Цитата: Ударник
          сочетающий достоинства самолета и вертолета.

          Не совсем, аппарат всё же намного менее экономичный, чем самолёт.

          Но ограничение минимальной скорости, присущее классическим вертолётам им обойти удалось.

          Скажем так: им удалось создать безопасный и компактный аналог "Оспрея"
        3. 0
          9 декабря 2014 18:58
          В чем критерий такого определения как работоспособный агрегат. Уж не в том , что он при любых непредвиденных обстоятельствах во внешней среде, а так же и внутри, становится летающим гробом. Да еще и за сравнительно недорогие деньги.
    3. +3
      7 декабря 2014 14:04
      Легкий разведывательно- ударный. Замена устаревшей "Кайове" и OV-6.
      Про "Апач" в исходном материале строчка- чушь, конечно: сосвсем не того класса машина.
  6. +1
    7 декабря 2014 08:14
    что дает скорость вертолету, на мой взгляд ничего, ПВО все равно быстрее, единственная ниша, где скорость имеет значение - это эвакуация раненых
    1. +5
      7 декабря 2014 08:58
      Вы все правильно пишете, однако, в данном случае мы имеем дело с новой принципиальной схемой, которая при прочих равных предлагает своим решением скорость в двое превышающую скорость существующих образцов. В любом случае потенциальная возможность - серьезное преимущество, применение которой можно будет изыскано ранее и позднее.
      1. gjv
        +1
        7 декабря 2014 11:46
        Цитата: D-Master
        в данном случае мы имеем дело с новой принципиальной схемой, которая при прочих равных предлагает своим решением скорость в двое превышающую скорость существующих образцов

        А как скажется присутствие в новой схеме системы AVC на лётном ресурсе? В разных местах фюзеляжа частоты колебаний наверное тоже будут разными и будут изменяться при изменении режима полета. Наверняка есть запаздывание между получением сигнала с датчика и перенастройкой генератора, а значит по корпусу будут периодически гулять волны вибрации и встречной противовибрации.
        Есть ли реальная информация о комфортности в кабине UH-60M Black Hawk и его ресурсе? И как проблема вибрации решается в отечественных вертолётах, например в том же Ка-52?
        1. 0
          7 декабря 2014 23:27
          Цитата: gjv
          Есть ли реальная информация о комфортности в кабине UH-60M Black Hawk и его ресурсе?

          посмотрите фильм "падение черного ястреба"/ "Black Hawk Down"
          http://filmec-onlain.io.ua/v481fc851768149ec0369f2adecc63563
      2. Комментарий был удален.
    2. +1
      7 декабря 2014 10:44
      С таким подходом веротолеты вообще не нужны, как, впрочем, и самолеты - ПВО все равно быстрее.
      1. +2
        7 декабря 2014 11:15
        Цитата: Ударник
        С таким подходом веротолеты вообще не нужны

        При войне с противником у которого развитая ПВО только в тылу, а так это легкая мишень
        1. 0
          7 декабря 2014 13:38
          В войнах последних 30 лет комплексы ПВО сами почему-то оказывались легкой мишенью для самолетов и вертолетов.
          1. +3
            7 декабря 2014 16:33
            Цитата: Ударник
            В войнах последних 30 лет комплексы ПВО сами почему-то оказывались легкой мишенью для самолетов и вертолетов.

            Для самолетов да. для вертолетов нет, не подскажите, почему авиация ВСУ не летает?
            1. 0
              8 декабря 2014 18:57
              Очевидно, из-за полного развала ВСУ.
    3. 0
      9 декабря 2014 19:01
      Скорость нужна и это неоспоримое достоинство боевой машины или другой. Но это должно сочетаться с ключевыми функциональными достоинствами таких машин.
  7. +1
    7 декабря 2014 09:21
    им не догнать Камовцев это точно !!!!!
  8. +3
    7 декабря 2014 09:45
    Если не удастся продать Рейдера армии США, то концерн Сикорского может понести серьёзные финансовые потери. Предыдущий проект Сикорского и Боинга - вертолёт Команч - несмотря на агрессивное лоббирование всё же не состоялся.
  9. +13
    7 декабря 2014 10:12
    Sikorsky S-97 Raider: и наступит революция

    Этой революции в принципе уже более полувека. Она началась еще в тот день, как у Николая Камова возникла идея создания винтокрыла (Ка-22)... Да, и американский "Шайен" тоже можно вспомнить в этой связи... Так что это скорее эволюция. Почти, как по Дарвину - выживает и дает продолжение сильнейший или самый приспособленный...

    Винтокрыл Ка-22 (1960 г.)...
  10. +3
    7 декабря 2014 11:47
    Про скорость этого вертолёта в 500 км/ч автору статьи срочно назад к изучению основ аэродинамики вертолётных винтов. Настоящим образом.

    Сам вертолёт - противопопуасное оружие. При наличии у противника даже древних ОСА и Тунгусок что при 400 км/ч, что при 500 - экипаж вертолёта вероятно шашлык, десант тоже.

    А вот в Африке из калаша и РПГ по низколетящему на 400 км/ч уже не попадёшь. Налицо попытка за счёт скорости решить более эффективно ту же задачу, которую на Ми-24 и Ка-52 предполагалось решить бронированием. Вот только с РПГ незадача.

    А глядя на конфликт на Украине, вообще пора иметь на вооружении эскадритью Ил-2 и эскадрилью Ю-87
    1. +3
      7 декабря 2014 12:39
      Цитата: Urri
      Про скорость этого вертолёта в 500 км/ч автору статьи срочно назад к изучению основ аэродинамики вертолётных винтов. Настоящим образом.

      Вы невнимательно читали автора,там указано конкретно что винты снижают обороты при разгоне ,поэтому нет проблем с превышением скорости концов лопастей.
      Современные лопасти могут быть изготовлены очень жесткими и не будут флаттерить . Моделисты уже давно практикуют на своих вертолетах обороты при которых концы лопастей вплотную приблизились к скорости звука,и ничего ,летают wink
  11. +2
    7 декабря 2014 12:12
    Сомнение вызывают слишком близко расположенные плоскости винтов соосной схемы. Сразу видно, что вертолет легкий. И не имеет перспектив по увеличению веса. Сравните с "Аллигатором". Кстати, толкающий винт "Аллигатору " в "попу" воткнуть будет, надеюсь, не сложно. Так что пусть испытывают, набивают шишки, борются с трудностями. А мы ознакомимся, и если все хорошо, сделаем "Аллигатор - Молнию". Камовцы соосную схему гораздо дольше любых других фирм используют.
  12. 0
    7 декабря 2014 12:32
    Цитата: Горный стрелок
    Сомнение вызывают слишком близко расположенные плоскости винтов соосной схемы


    Да, перехлёст при резком маневре возможен
  13. +2
    7 декабря 2014 12:44
    Борьба за скорость у вертолетов - путь в тупик! Почему? Истребители 2МВ имели скорость более 700 км/час. Достать летательный аппарат на такой скорости сейчас с помощью ПЗРК или Панцыря или даже Шилки - пара пустяков. На борьбу с танками выйдут на первое место БПЛА в небе и ПТРК на земле. Использовать сие чудо можно только как личные вертолеты миллионера или вертолеты МЧС. wink
    1. +4
      7 декабря 2014 13:49
      Уважаемый, тут скорость нужна не для того, чтобы уйти от средств поражения. А для большей оперативной мобильности.

      К примеру есть тяжело раненный боец в точке "А". Вам надо вертолёт из точки "Б " переместить в точку "А", принять солдата и перевести в точку "В"
      Время тут имеет решающую роль, и чем медленнее вертолёт, тем меньше шансов у раненного выжить.

      Второй вариант. Во фланг наступающей бригаде ударила бригада противника. У Вас вертолёты, к примеру, в 60-ти км от места этого форсмажора. И чем меньше скорость у боевых вертолётов, тем выше потери у общевойсковиков и тем выше шансы у противника.
      1. 0
        7 декабря 2014 14:23
        Как видно из презентации этот вертолет не планируют как десантный, а для эвакуации раненых с поля боя это и есть машина для МЧС. Во втором случае БПЛА могут обеспечить прикрытие войск не хуже, к тому же учитывая что они могут находится в районе поля боя в воздухе часов 6-8. В условиях современного локального боя большую роль играет не скорость, а защита и тяговооруженность.
        1. +3
          7 декабря 2014 15:28
          Цитата: da Vinci
          Во втором случае БПЛА могут обеспечить прикрытие войск не хуже

          Ой ли? На Вас прёт мотопехотная бригада, Вы что предпочтёте, беспилотник с несколькими ПТУР, находящийся в состоянии "грогги" из-за работы вражеских средств РЭБ, или эскадрилью боевых вертолётов?
          1. 0
            7 декабря 2014 16:35
            Цитата: Лопатов
            беспилотник с несколькими ПТУР, находящийся в состоянии "грогги" из-за работы вражеских средств РЭБ, или эскадрилью боевых вертолётов?

            А на вертолет средства РЭБ влияния не оказывают. или у беспилотника есть еще и спутниковый канал связи?
            1. +1
              7 декабря 2014 19:39
              А какое они могут влияние оказать, если пилот совмещён с летательным аппаратом?

              Цитата: saag
              или у беспилотника есть еще и спутниковый канал связи?


              Статья 2010 года:

              "Сигнал спутника HotBird пытались глушить с территории ИранаИсточник помех находился в окрестностях Тегерана, вычислил французский орган регулирования в сфере теле- и радиовещания Agence Nationale des Frequences.

              Сообщение об атаках было направлено в иранское министерство связи.

              Спутник HotBird принадлежит компании Eutelsat. В декабре оператор спутника отреагировал на помехи, усилив сигнал. В ответ помехи также усилились, из-за чего прекратилось вещание арабских телеканалов.

              Как сообщалось, в июне прошлого года, во время массовых акций протеста в Иране, возникших после оглашения результатов выборов, британская телерадиовещательная корпорация Би-Би-Си возложила на Иран ответственность за помехи в работе спутников, через которые вещает канал Би-Би-Си на фарси.
              "
  14. 0
    7 декабря 2014 13:30
    Цитата: Urri
    Цитата: Горный стрелок
    Сомнение вызывают слишком близко расположенные плоскости винтов соосной схемы


    Да, перехлёст при резком маневре возможен

    Зависит от жесткости лопастей,современные карбоновые очень жесткие лопасти,их не перехлестывает
  15. +2
    7 декабря 2014 14:35
    Очередной Ф-35
  16. 0
    7 декабря 2014 14:50
    Цитата: Слесарь
    Вы невнимательно читали автора,там указано конкретно что винты снижают обороты при разгоне ,поэтому нет проблем с превышением скорости концов лопастей.


    Нет проблем? На 500? Да ну! Цитаты от иностранных "икспердов" свои мозги и калькулятор не заменят.
    Всё, что нужно, читал. И, к слову, если б только проблемы скорости оконечностей лопастей (концы у швартовой вахты). laughing
    А разность горизонтальных сил на встречной и догонной лопастях? При 500 км/ч она в 6 раз выше, чем при 250. Это сдвиг границы продольного резонанса лопасти. Плюс продольная устойчивость. Плюс, в отличие от Ка-50/52 эта хрень бортом к направлению движения не летает, да и вообще на мало каком ходу бортом летает. А хвостом вперёд? А противотанковую воронку? С вырубленным толкающим? А ниф-ниф наф-нафу он тогда нужен?
    1. 0
      7 декабря 2014 20:11
      Цитата: Urri
      А противотанковую воронку? С вырубленным толкающим?

      Какая ему разница ? Толкающий винт для скорости вообще то нужен,а ещё он может резко тормозить с его помощью,а воронку он прекрасно и без него сделает ,используя циклический шаг основных лопастей,при 500 км\ч скорость набегающего воздуха 148 мс,он уменьшит обороты основного ротора -чтобы концы лопастей не превысили скорость звука,набегающего потока хватит для создания подъемной силы-наподобие как у автожиров,только в отличии от автожиров вертолет может даже разгоняться с нулевой горизонтальной скорости используя циклический шаг и даже без хвостового винта,его кстати можно по самолетному поставить как флюгер. Эта схема давно известна и наши кстати её тоже отрабатывают,реализации мешало только отсутствме материалов способных держать запредельные нагрузки.Сейчас с этим проблем нет,вот и появились опытные образцы.
  17. Асан Ата
    +2
    7 декабря 2014 14:53
    Плоскости винтов расположены близко друг к другу, нет аппарата перекоса, видимо все маневры совершаются "толканием" красавца в зад, а это как мерседес с задним приводом на льду. Вывод: аппарат, правильно ЮраБелый, как и Ф35, для высасывания денег из бюджета.
  18. 0
    7 декабря 2014 14:54
    Цитата: Слесарь
    Зависит от жесткости лопастей,современные карбоновые очень жесткие лопасти,их не перехлестывает


    Где-то я это уже слышал. Наверно, в звуковой дорожке видео сбора обломков Ка-52 на окраине аэродрома в Торжке
  19. григорич 77
    0
    7 декабря 2014 18:15
    по моему рекорд скорости в 425 км в час установил ми-24 ещё в восьмидесятых годах
    1. 0
      7 декабря 2014 18:40
      Цитата: григорич 77
      по моему рекорд скорости в 425 км в час установил ми-24 ещё в восьмидесятых годах

      Рекорд Ми-24 составлял 368 км/ч.
  20. 0
    7 декабря 2014 18:23
    Эволюционый шаг в вертолето строении. Сикорский работает вэтом наравлении уже свыше 30 лет, покрайне мере я еще в начале 90 в технике молодежи или военном зарубежном обозрении читал про геликопторы с зависающим Х крылом сикорского. Мне представляется несколько путей развития вертолетов наш выбор соосная система и несущее крыло, америкосы добавили толкающий винт. Возможно выбор будет за конвертопланами две-три подьемные туибовинтовые силовые установки одна- две толкающие + несущие крыло время покажет.
  21. dipqrer
    0
    7 декабря 2014 18:36
    Скорости самолетов уже более полувека составляют 2 - 3 маха и никакой революции не предвидится.
    Скорости вертолетов давно оптимизированы и революции тоже не будет.
    Промежуточные результаты достигаются летательными аппаратами комбинированных схем:конвертопланы,
    винтокрылы,СВВП,турболеты.
    1. 0
      7 декабря 2014 20:57
      Я обращаю внимание, что это шаг эволюции а не революция.
    2. 0
      7 декабря 2014 21:52
      Тенденции в решении многих технических вопросов очевидны. Кто это видит -тот видит. Поэтому ключевым является задача для физиков , которые должны и могут проанализировать и создать новый процесс, а значит и новый движитель.
  22. 0
    7 декабря 2014 19:01
    А есть идеи, почему толкающий винт не закапотировали? Он же достаточно крупных размеров, и, судя по области применения вертолёта, куда ему только не предстоит садиться.

    Проблему вибрации, возникавшую на S-69, в X2 тоже успешно решили: и на прототипе, и на боевой машине применяется так называемая активная система контроля вибрации (AVC), использованная ранее на вертолете UH-60M Black Hawk. Система состоит из комплекта датчиков, измеряющих частоту вибрации в различных точках фюзеляжа, а также генераторов, которые в соответствии с получаемыми данными создают колебания строго соответствующей частоты.


    Часто же вероятные противники могут на имеющемся принципиальном уровне знаний и технологий в лоб решать сложные инженерный задачи, за счёт привлечения таких ресурсов, которых у других раз-два и обчёлся.
  23. +2
    7 декабря 2014 19:57
    Цитата: Urri
    А разность горизонтальных сил на встречной и догонной лопастях?

    У лопастей меняется циклический шаг. К-52 достаточно давно придуман и сейчас на него тоже начинают делать абсолютно другие лопасти,чем при начале производства и наверное краши от перехлеста уйдут в прошлое. Модель вертолета к примеру имеет на роторе диаметром 1.6 метра примерно 2500 оборотов,это примерно 211 м\с у концов лопастей,плюс скорость около 200 км\ч -это еще 56 м\с ,а могие могут и под 300 км\ч летать .. А балка у него находится всего в 15 см wink ,и ничего себе не отрубает,а посмотреть на колбасню в воздуже-вообще жуть.
    Цитата: Асан Ата
    Плоскости винтов расположены близко друг к другу, нет аппарата перекоса,

    без аппарата перекоса он и не взлетит даже,у лопастей меняется циклический шаг,он наверное просто по другому сделан,по крайней мере именно Белл и Хилер миксеры перекоса и оптимизировали.
  24. Qun
    +2
    7 декабря 2014 20:43
    Проблему вибрации, возникавшую на S-69, в X2 тоже успешно решили
    Система состоит из комплекта датчиков, измеряющих частоту вибрации в различных точках фюзеляжа, а также ГЕНЕРАТОРОВ, которые в соответствии с получаемыми данными создают колебания строго соответствующей частоты.


    Это что, шутка такая?? Это НЕ РЕШЕНИЕ проблемы вибрации, это спиралевидный костыль!


    У вертолетов есть несколько проблем, ограничивающих их максимальную скорость. Первая заключается в том, что при вращении винта отступающая лопасть движется по направлению потока воздуха, причем со скоростью, близкой к скорости потока. Из-за этого она не создает подъемной силы. В начале 1970-х инженеры Sikorsky предложили решение этой проблемы: сделать два соосных винта с двумя независимыми автоматами перекоса, способными изменять угол атаки отступающих лопастей.


    Два независимых автомата перекоса! Гениально! Вся эта конструкция - два винта + два автомата перекоса лопастей - будет периодически разлетаться в хлам!

    ---

    Но вертолет красивый!
    1. 0
      7 декабря 2014 21:02
      Обратите внимание на оконсовки лопостей. Возможно весь секрет в их форме?
  25. +1
    8 декабря 2014 01:30
    с интересом прочитал как саму статью так и комментарии..старый добрый ВО...
  26. 0
    9 декабря 2014 00:50
    Подобная схема появилась на заре авиации и называлась "автожир".
    Имхо - классвертолетов вымирает с появлением Оспрей и других конвертопланов

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»