Cuban adventure

We all breathe the same air.
We all worry about the future of our children.
And we are all mortal.
Df Kennedy




Cuban adventure

Fidel Castro and Nikita Khrushchev do not hide their feelings


“Welcome to the family, compierno Castro!”

Once, in the circle of his associates, Nikita Khrushchev complained that the fraternal Communist Parties used the USSR as a financial "cash cow." They say that everyone demands and demands money, and then once - and they follow their own path of communism, like China or Yugoslavia. And about the "older brother" forget. Continuing with his own successful allegory, Nikita Sergeevich should have said that anyone who hinted that he was “illuminated by the great way”, this “cash cow” substituted his own “udder”. Not an exception, and Comandante Fidel Castro.

In 1960, rumors reached Moscow: the Cuban leader who had taken power a year earlier sympathized with the communist ideology. Khrushchev sent Anastas Mikoyan, who on his return happily said: “Yes, he is a revolutionary. Same as us. I felt like I was back in the days of our youth. ” As if to confirm what was said in December 1961, Castro officially declared to the whole world that he was going to build socialism in Cuba. Well, companero Fidel, welcome to the big Soviet family! It was not for nothing that, after Mikoyan’s trip, Khrushchev 9, June 1960, who was deeply moved, promised to protect his future brother at a meeting with Soviet teachers: “... if aggressive forces in the Pentagon dare to invade Cuba, Soviet gunners will support it with rocket fire.”

Since Fidel’s position in Cuba was quite precarious, the Kremlin decided to help the armament (for $ 250 million) and Soviet military instructors in order to teach the “hot Cuban guys” to use it. By March, 1962, the Soviet ships delivered to the island 394 tank, 41 MIG-15 and MIG-19, 13 radar installations, etc. Worked 300 Soviet military experts. Cuban pilots were trained at military bases in the USSR and at a strictly classified training airfield near Havana.


JF Ef Kennedy showed uncommon exposure during the Caribbean crisis


Cuba will not surrender

From the moment DF Kennedy was elected to the presidency (November 1960), two major problems emerged in his foreign policy course - West Berlin and Cuba. Berlin’s divide between the FRG and the GDR supported by the Soviet Union has been going on for quite a long time, so the solution to this problem could be attributed to strategic goals. But Cuba was a communist thorn in the rear of the United States. Both his personal popularity and the rating of the democratic party as a whole depended on the skill with which the American president succeeds in pulling her out.

A trial balloon to overthrow Fidel by a landing force consisting of Cuban political émigrés was thrown by the United States in April 1961. The operation in the Bay of Pigs (at Playa Chiron) ended in complete failure. Soviet military experts have greatly helped the Cubans. Cooperation between Havana and Moscow has become even closer.




In 1962, the CIA and the Pentagon increased the pressure on Kennedy in order to knock out a sanction to occupy Cuba with the help of an American landing force. The president of the USA hesitated. In Moscow, where the KGB and the GRU received information through the channels of the foreign residency, they had an idea of ​​the heated debates about the fate of Liberty Island, which boiled in the White House. However, Khrushchev was still inclined to believe that Kennedy would not dare to take radical measures, considering under whose fraternal wing Cuba is located.

A wake-up call for Khrushchev and Castro sounded in early April 1962, when the US Navy conducted major exercises in the Atlantic-Caribbean basin. Special attention of military analysts from Moscow attracted the landing of 10 thousands of marine paratroopers on the islands, the terrain and terrain of which were suspiciously similar to the natural conditions in Cuba. It seems that the Americans were preparing to implement their "Oplan 314".

Moscow's answer to such a grumble weapons not long in coming. 12 April, the politbureau 1962 decided to send additional military aid to the Cubans: X-NUMX air defense missiles CA-180, 2 IL-10 bombers, and also 28 military experts.

Nevertheless, Nikita Sergeevich was clearly aware that a trained American landing force would take only a few days to capture the island. The Kremlin could not afford to lose Cuba. Later, Khrushchev recalled: "It would greatly undermine our status throughout the world, and especially in Latin America." And only Mao, with their correct communisms, was waiting for such a blooper! ”

It required some weighty deterrent argument that would have frightened and stopped Kennedy. And Khrushchev chose weapons of mass destruction. The first secretary of the Central Committee began to use the “nuclear baton” as a means of political pressure as early as the end of the 50. True, in recent times, I had to calm down my ardor, because the malicious CIA found out that the USSR had had one or two ICBMs.

Khrushchev decided to send medium-range nuclear missiles to Cuba. “Let's let the hedgehog down Uncle Sam’s pants,” Nikita Sergeevich put it in the circle of his colleagues. Americans, of course, at first will be indignant, and then calm down. After all, the USSR “swallowed” the deployment of American missiles in Turkey at the end of the 50s! And already with nuclear weapons, located under the very noses of the United States, it will be possible to guarantee the safety of Castro, as well as put pressure on the young American president on the question of the status of West Berlin.

Khrushchev presented his plan to 24 on May 1962 of the year at a meeting of the defense council, which included representatives of the political bureau, secretaries of the Central Committee, and the top general of the Ministry of Defense. As the main reasons for the deployment of missiles, Khrushchev cited the following arguments:

1) The United States will soon attack Cuba. “It would be foolish to think that the inevitable second invasion of the United States would be just as badly planned as the first”;

2) “Aside from defending Cuba, our missiles equalize what the West likes to call“ balance of power. ” The Americans have surrounded our country with military bases and are threatening us with nuclear weapons, and now they will know what it is like when enemy missiles are aimed at you ... ”

Unexpectedly, Khrushchev’s proposal provoked heated discussions. A member of the politburo Mikoyan spoke most against it, insisting that the Americans notice missiles even when building launch pads. And then an inevitable military-political crisis will arise between the USSR and the USA. In response, the commander of the strategic missile forces Marshal Sergey Biryuzov promised to hide all the work under palm trees. “I saw these palm trees,” Mikoyan later recalled, “you cannot cover the rocket platform under them.”

Despite all the doubts, the Defense Council, as usual, unanimously voted for the deployment of nuclear weapons in Cuba, and also supported the deployment of the Soviet armed contingent to protect it.

"Chukchi motives"

The special operation was called "Anadyr." The Soviet contingent, led by General Issa Pliev, consisted of 50 thousand 874 people. Of the nuclear weapons, 36 medium-range missiles P-12 (length - 25 m, range - 1700 km, nuclear warhead charge - 1 megaton), long-range missiles P-14 (range - 3400 km), tactical nuclear missiles of the "Luna" type ". In addition, two tank battalions (equipped with new T-55), a squadron of fighter MIG-21, 42 bomber IL-28, 12 air defense missile units CA-2. The Soviet Navy planned to build a base for submarines in Cuba. To patrol the east coast of the United States, it was planned to send 12 submarines, seven of which had three P-13 nuclear missiles on board.

The transfer of such significant armed forces was masked by redeployment in the Arctic. The soldiers were provided with skis, felt boots, and fur boots. They delivered servicemen in complete secrecy to the six largest ports of the USSR from Sevastopol to Severomorsk. Here they were dressed in civilian clothes, and everyone got exactly the same shirt (this circumstance clearly betrayed the Soviet military in Cuba). Next was loading in the holds of ships. Throughout the voyage, soldiers were forbidden to climb on the deck. As an exception - sometimes at night. The decks themselves were forced by all kinds of farm supplies, giving the ships sailing to Cuba the look of simple cargo carriers.

About the ultimate goal of the movement did not even know the captains of the ships. Only when entering the waters of the Atlantic, having opened a special package, did they learn that they were going to Cuba. By the end of September, 1962, the island was about 42 thousands of soldiers, delivered almost all the planned weapons, including the P-12 and Luna missiles.

Pictures from Y-2: the beginning of the crisis

At the end of the summer of 1962, American intelligence recorded increased freight traffic between the USSR and Cuba. CIA agents noted on the island a significantly increased presence of the Soviet military, and also, more importantly, feverish construction in parts of the island closed from prying eyes. The American people, the military and the republican part of Congress were waiting for decisive action from the Democratic president.

The last straw that overcame Kennedy's patience was information from CIA head John McCone: aerial reconnaissance discovered eight completed CA-2 air defense missile sites on the island.

September 4 1962, Kennedy addressed the nation about Soviet weapons in Cuba. Ending the speech by addressing directly to Khrushchev, the president said: "The most serious problems will arise if evidence of the presence of Cuban Soviet military formations, Soviet military bases ... the presence of ground-to-ground offensive missiles, as well as other significant offensive potential, are found."

Moscow made two main conclusions. First, the US still does not know about nuclear missiles in Cuba. And this is good news. Secondly, Kennedy clearly made it clear that the Americans would not tolerate Soviet missiles near by taking the most stringent measures.

Despite the possibility of serious conflict, Nikita Sergeevich not only did not cancel Operation Anadyr, but also gave the order to additionally send six nuclear bombs for the IL-28 and 12 Luna-class nuclear missiles that the Indigirka delivered to October 4 to Cuba.

October 16 President Kennedy 1962 was introduced to the photographs taken during the next flight of the spy plane U-2 over the southwestern part of Cuba (Pinar del Rio province). The missiles depicted in the photo, Pentagon analysts identified as nuclear. The “Caribbean Crisis” has begun.

Who will win?

On 10 in the morning of October 16, 1962, the first meeting of the executive committee of the US National Security Council (Executive Committee) began. In addition to Kennedy, the Executive Committee included the first persons of the State Department, the Ministry of Defense, the CIA.

From the first hours of the meeting took a stormy character. Four main options for solving the “nuclear problem” were considered:

1) air strike on missile sites;
2) a global air strike on both the sites and on the Soviet aircraft on the island;
3) American assault landing on Cuba;
4) sea blockade of the island in the hope of hindering the delivery of nuclear warheads.

For four days there were heated discussions. Kennedy was leaning alternately on the air strike option to the landing party and vice versa. Unknown "X" in making the right tactical decision were two main questions: are there already nuclear warheads on the island and what will be the reaction of the Soviets to the actions of the Americans? What if Khrushchev gave the order to respond with nuclear fire on the landing of the Americans? In addition, the 100% guarantee of the destruction of nuclear missiles during an air raid, the head of the Ministry of Defense Robert McNamara did not give.

October 20 The Kennedy Board decided to declare a naval blockade of Cuba under pressure. At the same time, the President, with the help of his brother Robert, the US Attorney General, began to make every effort to resolve the conflict peacefully.

Worried in the Kremlin. Through diplomatic channels Khrushchev already knew that the Yankees had discovered rockets. Jokes time is over. “The fact is,” Khrushchev said at the morning meeting of the October 22 Politburo, “that we don’t want to start a war. We want to intimidate, hold back forces against Cuba ... Tragic - they can attack, we will answer ... This may result in a big war. ”

Hastily, instructions were developed for General Pliev: in the event of an attack by the Americans, defend themselves with all types of weapons other than nuclear ones. By the way, in a truly Soviet manner, they also compiled the second option, allowing the use of Luna tactical missiles. The blessing was smart enough to stop on the first version.

October 22 1962 turned Kennedy to the American people in the evening: “The 30s taught us a clear lesson: aggressive aspirations that didn’t get a sharp rebuff ultimately lead to war ... We don’t intend to risk the world without nuclear war in which the fruits of victory will be ashes, but we have enough spirit to take such a risk when it becomes inevitable. " The United States "will view the launch of Soviet missiles from Cuba, sent to any country in the Western Hemisphere, as an attack by the Soviet Union on the United States, which will entail a response." Officially announced about the naval blockade of Cuba, which comes into force on the morning of October 24.

Throughout 24 — 26 of October, Kennedy and Khrushchev conducted secret correspondence in the hope of reaching consensus. Understanding that the missiles would still have to be removed, Nikita Sergeevich tried to get the maximum dividends: the safety of Cuba and the withdrawal of missiles from Turkey.

The peak of the "Caribbean crisis" fell on October 27 1962, when the Soviet U-2 was shot down by Soviet air defense systems, taking pictures of the island. The shelling was fired without Moscow’s sanction on the orders of the head of the Soviet air defense system in Cuba, Lieutenant General Andrei Grechko. Khrushchev went berserk, realizing that the Kremlin could not completely control its forces on the island. What if someone on a personal initiative launches a nuclear missile?

Downed U-2 significantly shaken Kennedy's “peacekeeping” positions on the Executive Committee. The President, realizing that he had one or two days left, made the last attempt. In the evening of October 27, Robert Kennedy conveyed the following conditions to the Soviet ambassador Dobrynin: the US president is ready to give guarantees to Cuba, as well as withdraw missiles from Turkey, but will not publicly state this.

October 28 at a meeting of the Politburo Khrushchev went to the "world": "... we were face to face with the danger of war and nuclear catastrophe ... To save the world, we must retreat."

On the same day, the order was given to discontinue Operation Anadyr. In a personal letter, Kennedy Khrushchev thanked him for his constructive cooperation and said that the Soviet government "issued an order to dismantle the weapons that you call offensive and to return it to the Soviet Union." Finally, the world was able to breathe easy ...
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Кубинская авантюра

Все мы дышим одним воздухом.
Все мы волнуемся за будущее наших детей.
И все мы смертны.
Д.Ф. Кеннеди




Кубинская авантюра

Фидель Кастро и Никита Хрущев не скрывают своих чувств


«Добро пожаловать в семью, компаньеро Кастро!»

Однажды в кругу своих приближенных Никита Хрущев сетовал, что братские компартии используют СССР в качестве финансовой «дойной коровы». Мол, все требуют и требуют денег, а потом раз — и идут своим собственным путем коммунизма, как Китай или же Югославия. А о «старшем брате» забывают. Продолжая собственную удачную аллегорию, Никите Сергеевичу следовало бы сказать, что любому заикнувшемуся о том, что ему «Ленин великий путь озарил», эта «дойная корова» подставляла собственное «вымя». Не стал исключением и команданте Фидель Кастро.

В 1960 году до Москвы дошли слухи: взявший годом ранее власть кубинский лидер симпатизирует коммунистической идеологии. Проверить сведения Хрущев отправил Анастаса Микояна, который по возвращении радостно сообщил: «Да, он революционер. Такой же, как мы. Я чувствовал себя так, словно вернулся в дни нашей юности». Как бы в подтверждение сказанного в декабре 1961 года Кастро официально заявил всему миру, что собрался на Кубе строить социализм. Ну, компаньеро Фидель, добро пожаловать в большую советскую семью! Не зря же после поездки Микояна расчувствовавшийся Хрущев 9 июня 1960 года на встрече с советскими учителями обещал защищать будущего брата: «…если агрессивные силы в Пентагоне осмелятся вторгнуться в Кубу, советские артиллеристы поддержат ее ракетным огнем».

Поскольку положение Фиделя на Кубе было достаточно шатким, в Кремле решили помочь вооружением (на 250 млн. долл.) и советскими военными инструкторами, дабы научить «горячих кубинских парней» им пользоваться. К марту 1962 года советские корабли доставили на остров 394 танка, 41 МИГ-15 и МИГ-19, 13 радиолокационных установок и т.д. Работали 300 советских военспецов. Кубинских летчиков готовили на военных базах в СССР и на строго засекреченном учебном аэродроме под Гаваной.

Кубинская авантюра

Джей Эф Кеннеди проявил незаурядную выдержку во время Карибского кризиса


Кубу не сдадим

С момента избрания Д.Ф.Кеннеди на президентский пост (ноябрь 1960 года) в его внешнеполитическом курсе вырисовывались две главные проблемы — Западный Берлин и Куба. Дележ Берлина между ФРГ и поддерживаемой Советским Союзом ГДР тянулся уже достаточно давно, поэтому решение данной проблемы можно было отнести к стратегическим целям. А вот Куба являлась коммунистической занозой в тылу США. От мастерства, с которым американскому президенту удастся ее вытащить, зависела как его личная популярность, так и рейтинг демократической партии в целом.

Пробный шар по свержению Фиделя силами десанта, состоявшего из кубинских политэмигрантов, США кинули в апреле 1961 году. Операция в заливе Свиней (у Плая-Хирон) закончилась полным провалом. Советские военспецы оказали большую помощь кубинцам. Сотрудничество Гаваны и Москвы стало еще более тесным.

Кубинская авантюра


В 1962 году ЦРУ и Пентагон усилили давление на Кеннеди с целью выбить санкцию на оккупацию Кубы при помощи уже американского десанта. Президент США колебался. В Москве, куда по каналам зарубежной резидентуры КГБ и ГРУ поступала информация, имели представление об острых дискуссиях по поводу судьбы Острова свободы, бурливших в Белом доме. Однако Хрущев все же склонялся к мнению, что Кеннеди не осмелится на принятие радикальных мер, учитывая, под чьим братским крылом находится Куба.

Тревожный звонок для Хрущева и Кастро прозвучал в начале апреля 1962 года, когда американские ВМС провели крупные учения в атлантико-карибском бассейне. Особое внимание военных аналитиков из Москвы привлекла высадка 10 тысяч морских десантников на острова, рельеф и местность которых были подозрительно похожи на природные условия на Кубе. Похоже, американцы готовились воплотить в жизнь свой «Оплан 314».

Ответ Москвы на подобное бряцанье оружием не заставил себя ждать. 12 апреля 1962 года политбюро приняло решение выслать дополнительную военную помощь кубинцам: 180 ракет ПВО СА-2, 10 бомбардировщиков ИЛ-28, а также еще 650 военспецов.

Тем не менее Никита Сергеевич ясно отдавал себе отчет, что обученному американскому десанту потребуется всего несколько дней для захвата острова. Потерять Кубу Кремль себе позволить не мог. Позднее Хрущев вспоминал: «Это сильно подорвало бы наш статус во всем мире и особенно в Латинской Америке». А подобного ляпа только и ждали всякие там Мао с их правильными коммунизмами»!

Требовался какой-то весомый сдерживающий аргумент, который напугал бы и остановил Кеннеди. И Хрущев остановил выбор на оружии массового уничтожения. Применять «ядерную дубинку» как средство политического давления первый секретарь ЦК начал еще в конце 50-х. Правда, в последнее время пришлось поумерить пыл, поскольку злостное ЦРУ прознало о том, что у СССР МБР раз-два и обчелся.

Хрущев принял решение отправить на Кубу ядерные ракеты средней дальности. «Подпустим ежа в штаны дяде Сэму», — так выразился в кругу коллег Никита Сергеевич. Американцы, конечно, сначала повозмущаются, а потом успокоятся. Ведь СССР же «проглотил» размещение в конце 50-х годов американских ракет в Турции! А уже с ядерным оружием, расположенным под самым носом США, можно будет гарантировать безопасность Кастро, а также надавить на молодого американского президента в вопросе о статусе Западного Берлина.

Свой план Хрущев представил 24 мая 1962 года на совещании совета обороны, в который входили представители политбюро, секретари ЦК, высший генералитет Министерства обороны. В качестве главных доводов на размещение ракет Хрущев приводил следующие аргументы:

1) США вскоре нападут на Кубу. «Было бы глупо считать, что неизбежное второе вторжение США будет так же плохо спланировано, как и первое»;

2) «Помимо защиты Кубы наши ракеты уравняют то, что Запад любит называть «балансом сил». Американцы окружили нашу страну военными базами и угрожают нам ядерным оружием, а теперь они узнают, каково это, когда вражеские ракеты нацелены на тебя…»

Неожиданно предложение Хрущева вызвало ожесточенные дискуссии. Больше всех против высказывался член политбюро Микоян, настаивавший на том, что американцы заметят ракеты еще при строительстве пусковых площадок. А далее возникнет неизбежный военно-политический кризис между СССР и США. В ответ командующий стратегическими ракетными войсками маршал Сергей Бирюзов обещал спрятать все работы под пальмами. «Я-то видел эти пальмы, — вспоминал впоследствии Микоян, — под ними ракетную площадку никак не укроешь».

Несмотря на все сомнения, совет обороны, как водится, единогласно проголосовал за размещение ядерного оружия на Кубе, а также поддержал переброску советского вооруженного контингента для его защиты.

«Чукотские мотивы»

Спецоперация получила название «Анадырь». Советский контингент, возглавляемый генералом Иссой Плиевым, состоял из 50 тыс. 874 человек. Из ядерного оружия направлялось 36 ракет средней дальности Р-12 (длина — 25 м, дальность действия — 1700 км, заряд ядерной боеголовки — 1 мегатонна), ракеты дальнего действия Р-14 (дальность — 3400 км), тактические ядерные ракеты типа «Луна». Кроме этого, два танковых батальона (оснащенных новыми Т-55), эскадрилья истребителей МИГ-21, 42 бомбардировщика ИЛ-28, 12 подразделений ракет ПВО СА-2. ВМФ ССР планировал построить на Кубе базу для подводных лодок. Для патрулирования восточного побережья США планировалось отправить 12 подводных лодок, семь из которых имели на борту по три ядерные ракеты Р-13.

Переброска столь значительных вооруженных сил маскировалась перебазированием в Заполярье. Солдат снабдили лыжами, валенками, меховыми унтами. Доставляли военнослужащих в обстановке полной секретности в шесть крупнейших портов СССР от Севастополя до Североморска. Здесь переодевали в гражданскую одежду, причем все получали совершенно одинаковые рубашки (именно это обстоятельство четко выдавало советских военных на Кубе). Далее шла погрузка в трюмы кораблей. На протяжении всего морского путешествия солдатам запрещалось подниматься на палубу. Как исключение — иногда ночью. Сами же палубы заставлялись всяческой сельхозутварью, придавая плывущим на Кубу кораблям вид простых грузовых перевозчиков.

О конечной цели движения не знали даже капитаны кораблей. Только при входе в воды Атлантики, вскрыв специальный пакет, они узнавали, что следуют на Кубу. К концу сентября 1962 года на острове находилось около 42 тысяч солдат, доставлено практически все запланированное вооружение, включая ракеты Р-12 и «Луна».

Снимки с У-2: начало кризиса

В конце лета 1962 года американская разведка фиксировала усилившиеся грузовые перевозки между СССР и Кубой. Агенты ЦРУ отмечали на острове значительно увеличившееся присутствие советских военных, а также, что важнее, лихорадочное строительство в закрытых от посторонних глаз частях острова. Американский народ, военные и республиканская часть Конгресса ждали от президента-демократа решительных действий.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Кеннеди, стала информация от главы ЦРУ Джона Маккоуна: воздушная разведка обнаружила на острове восемь завершенных площадок для ракет ПВО СА-2.

4 сентября 1962 года Кеннеди обратился к нации по поводу советского вооружения на Кубе. Заканчивая речь обращением непосредственно к Хрущеву, президент сказал: «Самые серьезные проблемы возникнут, если будут обнаружены доказательства присутствия на Кубе советских боевых формирований, советских военных баз… наличие наступательных ракет класса «земля-земля», а также другого существенного наступательного потенциала».

В Москве сделали два основных вывода. Во-первых, о ядерных ракетах на Кубе в США еще не знают. И это не может не радовать. Во-вторых, Кеннеди явно дал понять, что американцы советских ракет под боком не потерпят, приняв самые жесткие меры.

Несмотря на возможность серьезного конфликта, Никита Сергеевич не только не отменил операцию «Анадырь», но и отдал приказ дополнительно отправить на Кубу шесть ядерных бомб для ИЛ-28 и 12 ядерных ракет класса «Луна», которые судно «Индигирка» доставило 4 октября.

16 октября 1962 года президента Кеннеди ознакомили с фотоснимками, полученными во время очередного полета самолета-шпиона У-2 над юго-западной частью Кубы (провинция Пинар-дель-Рио). Ракеты, изображенные на фото, аналитики из Пентагона идентифицировали как ядерные. «Карибский кризис» начался.

Кто кого?

В 10 утра 16 октября 1962 года началось первое заседание исполнительного комитета совета национальной безопасности США (Исполком). Помимо Кеннеди, в Исполком входили первые лица госдепартамента, минобороны, ЦРУ.

С первых же часов заседание приняло бурный характер. Рассматривались четыре основных варианта решения «ядерной проблемы»:

1) воздушный удар по ракетным площадкам;
2) глобальный воздушный удар как по площадкам, так и по советской авиации на острове;
3) высадка американского десанта на Кубу;
4) морская блокада острова в надежде помешать доставке ядерных боеголовок.

В течение четырех дней велись жаркие дискуссии. Кеннеди склонялся попеременно от варианта воздушного удара к десанту и наоборот. Неизвестным «Х» в принятии правильного тактического решения выступали два главных вопроса: есть ли уже на острове ядерные боеголовки и какова будет реакция Советов на действия американцев? А вдруг Хрущев дал приказ отвечать ядерным огнем на высадку американцев? Кроме того, стопроцентной гарантии уничтожения ядерных ракет при воздушном налете глава минобороны Роберт Макнамара не давал.

20 октября Исполком под давлением Кеннеди принял решение объявить морскую блокаду Кубы. Одновременно президент при помощи своего брата Роберта, генерального прокурора США, стал прикладывать все усилия для мирного разрешения конфликта.

Волновались и в Кремле. По дипломатическим каналам Хрущев уже знал, что янки обнаружили ракеты. Время шуток закончилось. «Дело в том, — говорил Хрущев на утреннем заседании политбюро 22 октября, — что мы не хотим развязывать войну. Мы хотим припугнуть, сдержать силы в отношении Кубы… Трагичное — они могут напасть, мы ответим… Это, возможно, выльется в большую войну».

В спешном порядке были разработаны инструкции генералу Плиеву: в случае нападения американцев обороняться всеми видами вооружения, кроме ядерного. К слову, в истинно советской манере составили и второй вариант, разрешающий применять тактические ракеты «Луна». Благо хватило ума остановиться на первом варианте.

Вечером 22 октября 1962 года Кеннеди обратился к американскому народу: «30-е годы преподали нам ясный урок: агрессивные устремления, не получившие резкого отпора, в конечном итоге приводят к войне… Мы не намерены рисковать без крайней необходимости и ввергать мир в пучину ядерной войны, в которой плодами победы будет пепел, но у нас хватит духа пойти на такой риск, когда это станет неизбежно». США «будут рассматривать запуск советских ракет с Кубы, направленный в любую страну Западного полушария, как нападение Советского Союза на США, что повлечет ответ». Официально объявлялось про морскую блокаду Кубы, которая вступает в силу с утра 24 октября.

На протяжении 24—26 октября Кеннеди и Хрущев вели секретную переписку в надежде прийти к консенсусу. Понимая, что ракеты все-таки придется убрать, Никита Сергеевич старался получить максимальные дивиденды: безопасность Кубы и вывод ракет из Турции.

Пик «карибского кризиса» пришелся на 27 октября 1962 года, когда средствами советских ПВО был сбит американский У-2, делавший снимки острова. Обстрел произвели без санкции Москвы по приказу главы советской ПВО на Кубе генерал-лейтенанта Андрея Гречко. Хрущев пришел в бешенство, понимая, что Кремль не может полностью контролировать свои силы на острове. А вдруг кто-нибудь по личной инициативе запустит ядерную ракету?

Сбитый У-2 значительно пошатнул «миротворческие» позиции Кеннеди в Исполкоме. Президент, понимая, что у него остается один - два дня в запасе, сделал последнюю попытку. Вечером 27 октября Роберт Кеннеди передал советскому послу Добрынину следующие условия: президент США готов дать гарантии Кубе, а также вывести ракеты из Турции, однако публично заявлять об этом не будет.

28 октября на заседании политбюро Хрущев пошел на «мировую»: «…мы оказались лицом к лицу с опасностью войны и ядерной катастрофы…Чтобы спасти мир, мы должны отступить».

В тот же день был отдал приказ о прекращение операции «Анадырь». В личном письме Кеннеди Хрущев поблагодарил его за конструктивное сотрудничество и сообщил, что советское правительство «отдало распоряжение о демонтаже вооружения, которое вы называете наступательным, и о возвращении его в Советский Союз». Наконец-то мир смог вздохнуть спокойно…
Автор: Дмитрий КОРНЕЙЧУК
Первоисточник: http://www.hrono.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. Довмонт 26 августа 2011 17:04
    Советский Союз воспринемался Западом как мощная империя. Поэтому стоило лидеру этого государства только сказать о своей решимости нанести удар, как остальная половина земного шара начинала дружно валить в штаны. Пример с египетским кризисом - достаточно было одного предупреждения СССР и англо-франко - американский флот тут же сдриснул подальше от берегов Египта. Операцию "Анадырь", да и все действия Союза на Кубе я считаю блестящими. Даже один только факт вывода американских ядерных сил из Турции говорит о победе Советов и не только психологической, но и политической. А отказ США от нападения на Кубу разве не является заслугой Кремля? Конечно, проамерские холуи как в западных, так и в российских СМИ всячески стараются очернить и унизить Советский Союз! Ну что же... мёртвого гиганта пинать безопасно. А может гигант и не мёртвый??? fellow Вставала же шесть тысячелетий Русь из пепла не раз и под разными именами!! Может и сейчас поднимется?
    Довмонт
    1. Сириус 26 августа 2011 21:24
      Правильно. Это как посмотреть: "Кому-то стакан наполовину полон, а кому-то наполовину пуст". При всей моей не симпатии к Хрущёву: здесь он молоток!
      Сириус
    2. Че 4 апреля 2012 08:45
      Всё же политики тогда были круче,
      Че
  2. Bos-s 27 августа 2011 02:32
    Сильного Союза опасались и уважали советских людей.
    А об обломки великой империи только ленивый ноги не вытирает.
    Особенно касается это Украины.
    Bos-s
  3. PSih2097 27 августа 2011 03:09
    Для патрулирования восточного побережья США планировалось отправить 12 подводных лодок, семь из которых имели на борту по три ядерные ракеты Р-13.

    Особенно если учесть, что амеры играли с огнем, гоняя наши подлодки на которых были торпеды с ябч.
    Была как то встреча нашего командира ПЛ с капитаном американского корабля, когда наш сказал ему про торпеды, тот минут пять просто молчал (наверное представлял, что бы было с их соединением).
  4. Че 4 апреля 2012 10:46
    Надеюсь сейчас БРИКС наберёт силу и сможет сдержать амеров от безумия.
    Че

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня