Восстание шейха Бедреддина

3
3 декабря 1358 года родился шейх Бедреддин Симави. Мировая история знает множество примеров борьбы людей за более справедливое устройство общества. В средние века эта борьба чаще всего обретала религиозную окраску. Так было и в Европе, и в странах Востока. Правда, о восточных народных восстаниях нам известно куда меньше, чем о событиях в Восточной и Западной Европе, что не делает восточные восстания в действительности менее значимыми или менее интересными.

Одно из них произошло в первой половине XV века в Турции. Здесь в 1416 году началось массовое народное движение под лозунгами социальной справедливости, возглавленное шейхом Бедреддином Симави и его учениками и соратниками Мустафой Берклюдже и Кемалем Торлаком. К сожалению, история столь крупномасштабного для Малой Азии народного движения, которым было восстание шейха Бедреддина, малоизвестна среднестатистическому российскому читателю. Пожалуй, единственным, кто изложил историю движения в популярной форме, был советский писатель Радий Фиш, перу которого принадлежит замечательный исторический роман «Спящие пробудятся». В этом романе достаточно детально, хотя и в художественном переложении, повествуется о причинах и ходе восстания шейха Бедреддина, вырисовываются портреты основных его соратников, турецких султанов и феодалов, духовных деятелей и чиновников того времени. Радий Фиш, советский писатель и востоковед, известен также рядом других книг, посвященных истории и культуре Турции. В частности, он автор трех беллетризованных биографий видных деятелей турецкой культуры и общественной мысли — суфиев Джалаладдина Руми и Бедреддина Симави и выдающегося поэта-коммуниста Назыма Хикмета.

Для современного читателя история движения шейха Бедреддина в первую очередь позволяет не только расширить общеисторический кругозор, но и заложить основы понимания религиозно-политических процессов на Ближнем Востоке, происходящих и в настоящее время. В частности, без обращения к религиозным движениям Средних веков, выступавшим под лозунгами социальной справедливости, сложно понять истоки и сущность турецкого левого движения, а также революционных движений в ряде других стран Ближнего Востока.

Но прежде чем перейти непосредственно к рассказу о главном герое нашей статьи шейхе Бедреддине Симави, необходимо вкратце рассказать, что же представляла собой Турция в описываемый период. Начало XV века — эпоха дальнейшего укрепления и утверждения османской государственности. Потомки правителей Османского бейлика — одного из осколков султаната, образованного турками-сельджуками, к этому времени смогли поставить под контроль всю Малую Азию, оставив за обескровленной Византийской империей лишь один Константинополь с прилегающими территориями. Султан Баязид I вел победоносные войны на Балканском полуострове и осадил Константинополь.

Восстание шейха БедреддинаВизантийская столица находилась в османской осаде шесть лет — с 1394 по 1402 гг. Спасло ее, как ни странно, вторжение в османские земли Тамерлана. Хромоногий Тимур, пришедший из далекой Средней Азии, сумел взять в плен султана Баязида. После смерти последнего в 1403 году в Малой Азии началась кровавая борьба за власть между оставшимися в живых наследниками султанского престола. Византийской столице эти события продлили жизнь еще на полвека, поскольку претенденты на престол были отвлечены своими внутренними распрями, а затем, после утверждения султана Мехмеда, последовала длительная борьба против вспыхивавших в различных регионах османского государства народных восстаний.

Пока бушевали нешуточные страсти вокруг султанского трона, росло недовольство широких народных масс, населявших Малую Азию и ряд других покоренных османами территорий. Социально-экономическое положение османского государства вследствие вторжения Тамерлана и десятилетней междоусобной войны между сыновьями Баязида оставалось крайне тяжелым. В особенно плохом положении находилось крестьянское население западной части Малой Азии, которое помимо экономических лишений несло еще и воинскую повинность, будучи вынужденным воевать в отрядах, формировавшихся владетелями Айдына, Сарухана и Ментеше, каждый из которых пытался ухватить собственный кусок в междоусобных распрях. Айдынский бей Джунеид опустошал сельские районы Западной Малой Азии постоянными набегами, повергая крестьян в смятение — земледельцы не знали, когда им ждать очередного налета.

С другой стороны, недовольство росло в среде кочевых туркменских племен. Именно туркмены были непосредственными завоевателями Малой Азии, однако после завершения захватнических походов тюрок-сельджуков они постепенно стали переходить к мирной жизни. Султаны, вышедшие из кочевой аристократии и достаточно быстро забывшие свои корни, пытались обложить туркменские племена налогами, покончив с остатками их автономности. Однако туркмены упорно сопротивлялись султанским властям, к тому же среди них всегда имели особое распространение идеи всевозможных еретических вероучений.

В то время в Малой Азии получили особую популярность идеи суфизма — мистического направления в исламе, весьма своеобразно трактовавшего мусульманские каноны. Одним из крупнейших суфийских учителей, проповедовавших на территории Малой Азии, был легендарный Джалаледдин Руми — уроженец афганского Балха. Отец Руми и его семья бежали в Малую Азию из Афганистана, спасаясь от вторжения монгольской армии. Обосновавшись в Конье, отец Руми возглавил местное медресе, пост руководителя которого затем перешел и к сыну Джалаледдину. Сам Руми получил образование в Сирии, в Халебе и Дамаске, однако обратился к суфизму и занялся поиском путей к спасению души через музыку, пение и танец. Хотя строгие исламские предписания не приветствовали музыку, Руми сделал и ее, и пение, и танец обязательной принадлежностью дервишских собраний. Будучи знатоком человеческой психологи, он прекрасно понимал, что совместное пение и участие в танце сближают не менее сильно, чем совместная молитва.

В социальном плане для малоазийского общества Средних веков суфийские проповеди Руми были значимы в том плане, что ориентировали на равенство всех людей, вне зависимости от их религиозной и национальной принадлежности. В близкий круг последователей Руми входили люди из всех социальных когорт и этнических групп султаната — аристократы, крестьяне, ремесленники, вольноотпущенники. Среди них были греки, армяне, турки. Сам Руми не скрывал своего положительного отношения к христианству, проводя время в беседах с православными священниками и посещая христианские монастыри.

Идеи Руми оказали влияние и на более поздние поколения турецких суфиев. Одним из наиболее авторитетных суфийских проповедников XIV-XV вв. был и основной герой нашей статьи шейх Бедреддин Махмуд Симави. Он родился 3 декабря 1358 года в Симавие и принадлежал к знатнейшему тюркскому роду. Бедреддин приходился внучатым племянником предпоследнему султану сельджукского Конийского султаната Кей-Кубаду III. Отец Бедреддина занимал должность кадия (судьи). Мать Бедреддина Малак Хатун по национальности была гречанкой. Таким образом, фактически даже в своей семье Бедреддин был результатом слияния двух основных на тот период групп населения османского государства — христиан — коренных жителей Малой Азии, и мусульман — потомков пришедших в Малую Азию кочевников — тюрок.

Естественно, что сын знатного отца Бедреддин получил в детстве и юности хорошее религиозное образование в Бурсе и даже побывал в Средней Азии, где учился у местных религиозных наставников. После хаджа в Мекку, предпринятого в 1383 году, в 25-летнем возрасте, Бедреддин некоторое время жил в Каире, где был учителем сына местного султана — мамлюка. Мамлюкская принцесса Джазиба Хатун стала женой Бедреддина. К этому времени Бедреддин уже формулировал основы своего учения и сам стал шейхом, суфийским религиозным авторитетом и наставником.

Учение шейха Бедреддина носило религиозный и, в то же время, социально-утопический характер. По мнению суфия, спасение человеческих душ достигается с большей уверенностью в процессе изменения самих условий существования человечества. Шейх Бедреддин утверждал, что Аллах дал человеку свободу воли, выбора между добрым и злым началом. Прежде всего, речь в учении Бедреддина шла о том, чтобы превратить все человечество, вне зависимости от национальной и даже религиозной принадлежности, в единое братство, по подобию суфийского ордена. Бог, как учил Бедреддин, един для любого человека — и для турка, и для грека, и для еврея. Поэтому глупо делиться на нации или религии, когда следует добиться всеобщего братства и установить мир между людьми разных национальностей и вероисповеданий. Подобные взгляды шейха Бедреддина импонировали многим жителям Малой Азии, вне зависимости от их национальной и религиозной принадлежности. Именно поэтому среди последователей шейха оказывались люди практически всех существовавших на тот период на территории османского государства конфессий.

К тому времени, когда в 1404 году шейх закончил свое пребывание в Каире и решил отправиться в Эдирне (этот город на северо-западе современной Турции, некогда носивший греческое название Адрианополь, на протяжении почти столетия — с 1365 по 1453 гг. — был столицей османского государства), он уже успел приобрести такую популярность среди народа, что его везде по маршруту следования ждали триумфальные встречи. Длительное время шейх Бедреддин проповедовал свое учение в малоазийских провинциях.

В 1410 году Муса Челеби, претендовавший на султанский престол, решил заручиться поддержкой знаменитого проповедника и назначил его кадиаскером — главным военным судьей своего войска. Когда в 1413 г. Муса все же потерпел поражение от войск своего брата и соперника Мехмеда Челеби, шейх Бедреддин попал в опалу Мехмеда. Последний отправил бывшего кадиаскера в Изник, в ссылку, тем не менее, оставив в качестве свидетельства своего великодушия шейху ежемесячное денежное содержание. В Изнике Бедреддин занимался, преимущественно, религиозно-философскими размышлениями (именно в этот период он написал на арабском языке два основных произведения — "Постижения" ("Варидат") и "Свет сердец" ("Нур-уль-кулюб".)), попутно наблюдая за текущей ситуацией в османском государстве. Последняя складывалась весьма напряженно.

В 1416 г. один из ближайших учеников Бедреддина бывший солдат Мустафа Берклюдже поднял восстание в Айдыне. Ему удалось собрать десятитысячную армию. В провинции Маниса восстание возглавил другой мюрид Бедреддина дервиш Кемаль Торлак, сплотивший вокруг лозунгов социальной справедливости около семи тысяч повстанцев. Что характерно — восстание было многонациональным по составу и объединяло не только крестьянские общины, но и городские ремесленные цехи. Среди восставших были турки, армяне, греки, евреи, болгары, албанцы. В войске восставших, несмотря на наличие военных руководителей, важнейшие решения принимались голосованием. Все имущество повстанцы обобществляли — землю, дома, одежду, продовольствие, инвентарь.

Против Мустафы Берклюдже и Кемаля Торлака были брошены значительные по численности султанские войска. Что касается отрядов Берклюдже, то первоначально против них был брошен правитель (санджак-бей) Сарухана, однако повстанцам удалось оба раза разгромить его отряды. Тогда султан Мехмед сконцентрировал на территории Фракии большую по численности группу войск под командованием великого визиря Баязид-паши и направил ее против армии Мустафы Берклюдже. Султанские войска состояли из отборных военнослужащих, их преимуществами были также несомненно лучшее вооружение и большая, по сравнению с повстанческими отрядами, численность. Тем не менее, повстанцы дрались до последнего.

В бою с султанской армией погибло 8 тысяч бойцов из 10-тысячной повстанческой армии Мустафы Берклюдже. Две тысячи повстанцев попали в плен и были казнены путем отрубания головы. Руководителей повстанцев сначала подвергли пыткам, требуя покаяться и отказаться от своих идей. Вождя восстания Мустафу Берклюдже распяли на кресте и на верблюде возили по улицам Эфеса. Через пятьсот лет, описывая события того времени, знаменитый турецкий поэт Назым Хикмет писал: «За то, чтоб вместе всем одним дыханьем петь, чтоб вместе всем тянуть с уловом сеть, за то, чтоб сообща поля пахать, чтоб из железа кружева ковать, чтоб вместе всем срывать плоды с ветвей и есть инжир медовый в общем доме, чтоб вместе быть везде и всюду — кроме, как у щеки возлюбленной своей, — из десяти их восемь тысяч пало». В Манисе султанская армия нанесла другое серьезное поражение повстанцам, уничтожив войска Кемаля Торлака. Сам Кемаль Торлак был повешен, а в поисках его сторонников султанские войска шерстили окрестные деревни, уничтожая все на своем пути и жестко карая людей по малейшему подозрению в связях с повстанцами.

Сам Бедреддин был вынужден бежать из ссылки в Изнике. Шейх добрался сначала до Джандара, к Исфендияр-бею, а затем через Черное море прибыл в Валахию, где в то время правил Мирча Старый. Валашский господарь радушно принял Бедреддина. В турецких владениях в Восточной Европе, где власть султана не была столь сильной, как в Малой Азии, Бедреддин мог чувствовать себя более спокойно. Он укрылся в лесистом и труднодоступном Делиормане, что на северо-востоке Болгарии, и провозгласил себя Махди, то есть пророком. Собрав армию сторонников, Бедреддин двинулся на Стара-Загору, однако там его сумело разгромить войско султана под командованием самого великого визиря Баязид-паши. Шейх снова бежал в лесные районы Болгарии. Однако скрываться ему пришлось недолго — вскоре лазутчики великого визиря Баязид-паши смогли проникнуть в окружение шейха, после чего схватили его и доставили султану. По сведениям источников, предали его болгарские феодалы, которые сначала перешли к повстанцам, надеясь, что восстание поможет им вернуть прежний статус, а затем были перекуплены султаном и выдали шейха.

Султан Мехмед Челеби организовал показное судилище над идеологом восстания. В качестве судьи был приглашен кадий Хайдар из афганского Герата. Афганец заявил, что имущество шейха находится под запретом, но пролить его кровь можно. После этого шейх Бедреддин был повешен голым на дереве, на базарной площади города Серре. Однако султан Мехмед, жестоко расправившись с опасным революционером, проявил и определенное благородство. Последователям шейха было разрешено не только забрать тело, но и построить его гробницу — «мазар», ставшую объектом поклонения. Точно также не были лишены наследства и родственники казненного Бедреддина, которым передали имущество философа.

Вообще султана Мехмеда Челеби многие современники характеризовали как образованного человека, достаточно мягкого даже к противникам. Конечно, он был "дитем эпохи" и сыном своей страны, поэтому мог проявлять и жестокость, столь необходимую правителям. Но без этого он не завоевал бы султанского престола. Уже одно то, что он, в отличие от многих других правителей Востока, не стал репрессировать родственников своего противника и лишать их имущества, разрешил построить мазар Бедреддина и ухаживать за ним его последователям, говорит о многом.

Так закончилась история одного из самых значимых социальных движений в истории Турции. Фундамент свободомыслия и направленности на социальную справедливость, который закладывался в том числе и Бедреддином с его мюридами, впоследствии лег в основу практически всех турецких социалистических движений. Многие из идей Бедреддина были восприняты бекташи и алевитами — представителями религиозных течений, весьма распространенных на территории Турции. Так, последователи суфийского ордена Бекташийя, особенно распространенного в Турции и Албании, нарушали многие догмы ортодоксального ислама — не посещали мечеть, пили вино. Именно бекташи являлись одними из инициаторов частых восстаний в янычарском корпусе, среди которого их позиции были особенно сильны. Для современного турецкого общества Бедреддин — это символ веротерпимости и сотрудничества представителей самых разных национальностей, что для многих ближневосточных стран в современных политических условиях приобретает особую актуальность.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 225chay
    -1
    3 декабря 2014 06:54
    Восток - дело ТОНКОЕ !
  2. +2
    3 декабря 2014 07:55
    «Спящие пробудятся»...Замечательная книга...Спасибо Илья, за статью...Данную тему можно и продолжить...
  3. Мелкотравчатый
    -1
    3 декабря 2014 22:37
    После хаджа в Мекку, предпринятого в 1383 году...

    А разве Мекка была в 14 веке?

    Тады Кабба была под Казанью, вплоть до 16-17 века... А современная Кабба в Мекке - уже третья по счёту...

    В ообщем статья- сказка из Скалигеровского бреда...
  4. mehmeh
    0
    20 декабря 2014 19:08
    Алевиты Сирией правят нынче и их ненавидят все экстремисты терористы