"Варяги" уходят на Дальний Восток

8
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Однотипный с "китаезированным" авианосцем "Варяг" корабль ушел из Севастополя в 1991 году и несет службу на Северном флоте

14 августа, две недели назад, новый китайский авианосец, который чаще всего называют его прежним русским именем «Варяг», успешно вернулся в порт Далянь из своего первого морского похода. Этот день не даром выпал на воскресенье. Советский, а потом украинский корабль, которому некогда грозила преждевременная смерть из-за бесхозяйственности и недальновидности его первоначальных хозяев, на глазах воскрес. Как гласит китайская народная мудрость, тайное становится явным — экономический рост Поднебесной постепенно переходит в наращивание военной силы. Китай на глазах становится новой морской державой, к характеристике которой вскоре, по-видимому, добавится определение «великая».

Авианосцы имеются на вооружении у совсем немногих держав. Больше всего их у США — целых одиннадцать и еще один на стапеле. Потом идут Франция, Россия, Великобритания, Испания, Италия и Индия. Это очень дорогие как в постройке, так и в эксплуатации корабли. К примеру, индийский авианосец «Вират» — это устаревший британский корабль «Гермес», построенный еще в 1953 году и приобретенный за символическую сумму в 1986-м.

Точно так же поступили и бразильцы, купив в свое время «списанный» по старости французский авианосец «Фош». Итальянские и испанские корабли этого класса — попросту говоря, «малыши», призванные скорее поддержать репутацию морских держав, а не серьезно влиять на баланс сил в Мировом океане.

Британия тоже давно утратила статус владычицы морей. Она уступает даже России, пережившей серьезный системный кризис после развала СССР и имеющей на Северном флоте однотипный с китайским «Варягом» авианосец «Адмирал Кузнецов». Из трех авианесущих кораблей Ее Величества, имевшихся в эпоху холодной войны, в строю остался только один — «Илластриес». Но и этот пережиток уходящей эпохи холодной войны не может считаться современным боевым кораблем — его водоизмещение — 22 тысячи тонн, и вооружен он самолетами вертикального взлета и посадки, а не полноценными палубными истребителями и бомбардировщиками.

Если бы конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова случился не в 1982 году, а сегодня, англичане уже не смогли бы вернуть себе эти территории в Атлантике. Попросту говоря, у них нет в наличии авианесущей группы, которая прикрыла бы с моря высадку десанта. Да и в начале 80-х эта группа уцелела в составе флота по чистой случайности. Англичане из экономии как раз собирались пилить свои авианосцы на металлолом, когда аргентинцы бросились возвращать «исконные» земли. На остатках прежнего величия флот соотечественников адмирала Нельсона и провел свою последнюю победоносную колониальную войну. Прояви тогда аргентинский диктатор Леопольдо Галтьери чуть больше выдержки и начни вторжение годом позже, когда Британия уже сама «утопила» бы свой флот, он оказался бы победителем и самым выдающимся полководцем в истории своей страны, положившим на лопатки саму «владычицу морей»!

Этот пример доказывает, как важно иметь флот для решения геополитических проблем. Британский принцип, открытый еще в конце XVII века адмиралом Торрингтоном, гласит: «Fleet in being» («Флот в наличии»). Он означает, что страна, обладающая военно-морскими силами, уже самим этим фактом способна давить на соперников и добиваться над ними превосходства, даже не вступая в войну. Флот — как дубинка. Человек с дубинкой всегда сможет легко договориться с человеком без дубинки, как «договорился» на днях с полковником Каддафи президент Франции Николя Саркози, чей флот располагает полноценным атомным авианосцем «Шарль де Голль», блестяще проявившим себя в войне против богатой, но беззащитной Ливии.

Похоже, Китай в полной мере осознал эту мудрость, следовать которой у современной Британии уже не осталось сил. Введенный в строй «Варяг» первоначально предназначался для советского военно-морского флота. Он был заложен в 1985 году в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе, а через три года спущен на воду. Корабль ожидало скорое введение в строй. Но распад Советского Союза поставил крест на этом проекте. Авианосец, имевший на момент краха СССР 67% готовности, был законсервирован. Сначала Украина и Россия долго делили его с бурными страстями и выяснением отношений. Потом Москва уступила недостроенный авианосец Киеву. Но корабль так и оставался у стенки в Николаеве. Пока красноречивые авторы расписывали в хвастливых брошюрах для великовозрастных детей былое величие флота запорожских казаков во времена гетмана Сагайдачного, «Варяг» скорбно покрывался ржавчиной. «Воскресшая» Украина просто не знала, что делать с этим подарком судьбы.

В 1998 году единственный потенциальный украинский авианосец продали китайской «туристической» фирме «Чонг Лот Тревел Эгенси Лимитед» за смехотворную сумму в 20 млн долларов. По сути, по цене металлолома. Не желая раздражать раньше времени мировое общественное мнение, китайцы заявили, что покупают былую гордость советского флота, чтобы превратить ее… в плавучий развлекательный центр.

Однако, по некоторым данным, «китайские товарищи» тайком приобрели еще и всю проектную документацию на этот «плавучий город». Имеются сведения, что на Дальний Восток перекочевала и часть украинских специалистов с Черноморского завода, ездивших в многочисленные «командировки».

Если это правда, то осуждать их сложно. Нынешним шароварно-вышиванным патриотам, оккупировавшим Украину, флот не нужен. Их кругозор в этой области затормозился на казацких «чайках» из дуба. А Николаев основала и превратила в центр судостроения ненавидимая шароварниками Российская империя. Именно в этом городе со стапелей различных верфей сходили на воду броненосец «Потемкин» и линейные корабли «Императрица Мария» и «Император Александр Третий». На них же строилось большинство кораблей ЧФ вплоть до заложенных перед Великой Отечественной войной линкоров типа «Советский Союз».

Новый расцвет Николаев пережил в 70-е годы ХХ века. Тогда СССР снова вернулся в Мировой океан. Все вертолетоносцы и авианесущие крейсера, поступавшие на вооружение советского флота, были построены на николаевском Черноморском заводе, который до революции носил название «Наваль». Что было делать создателям «Варяга», если их оставили без работы и надежд на будущее? Напомню, что сегодня на знаменитом предприятии из 40 000 рабочих и инженеров осталось от силы 2000! Тут не то что к китайцам побежишь, а даже к колумбийской наркомафии «в наймы» подашься — подводные лодки для транспортировки кокаина строить!

Повторивший судьбу знаменитого крейсера

В какой-то мере авианосец «Варяг» повторяет судьбу одноименного крейсера, прославившегося боем с японской эскадрой в 1904 году в Чемульпо. После сражения русский корабль был затоплен своей командой на рейде. Японцы подняли его уже после войны, восстановили и ввели в состав своего флота под именем «Сойа».

Новый «Варяг» не был достроен из-за внезапной смерти СССР, но до ума его довели китайцы, а служить он будет в тех же местах, что и его героический предшественник — на Дальнем Востоке. Порт Далянь, в котором введен в строй авианосец родом из Николаева — это русский порт Дальний неподалеку от Порт-Артура. Крейсер, бороздивший эти воды сто лет назад, тоже заходил в Дальний-Далянь.

По какой-то чуть ли не мистической причине все корабли, носившие имя «Варяг», были связаны с Дальним Востоком. Тут в XIX веке в составе Тихоокеанской эскадры служил предшественник воспетого крейсера — клипер «Варяг». Потом это же имя в 60-е годы уже XX века носил советский крейсер. А в составе нынешнего Тихоокеанского флота России тоже имеется ракетный крейсер «Варяг». Он был построен в украинском Николаеве в 1989 году и первоначально носил имя «Червона Украина», а в 90-е переименован в «Варяг» и переведен на Тихий океан. Однотипный с ним крейсер «Москва» является флагманом российского Черноморского флота, а точно такой же, но недостроенный «Украина» — ржавеет в Николаеве.

"Варяги" уходят на Дальний Восток
Крейсер «Варяг». Может быть на столе у любого коллекционера, фото О. Бузины

«Адмирал Кузнецов» — русский брат украинско-китайского авианосца

Однотипный с «Варягом» тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является флагманом Северного флота Российской Федерации. Он был построен на том же Черноморском заводе в Николаеве, что и «Варяг», и введен в строй в 1990 году. Первоначально корабль носил имя «Леонид Брежнев», потом — «Тбилиси», пока не получил нынешнее название в честь знаменитого сталинского наркома военно-морского флота. За неделю до подписания Беловежского соглашения, ознаменовавшего распад СССР, авианосец был тайно выведен из Севастополя и через Босфор ушел в Североморск вокруг всей Европы. Перебазирование «Кузнецова» вряд ли было инициативой Ельцина. Первый президент России обладал очень ограниченным кругозором. Мысль о переводе «Кузнецова» на север родилась в штабе Черноморского флота, подозревавшего, что вскоре, как и в 1918 году, начнутся бесконечные раздоры по дележу союзных морских сил. Именно так и произошло.

Водоизмещение корабля — 60 000 тонн, длина — около 300 м, скорость — 29 узлов, дальность плавания экономическим ходом — 8000 морских миль, экипаж — 1980 человек, почти половина из которых — офицеры и контрактники, а остальные — матросы срочной службы. Авиационная группа корабля — 50 самолетов и вертолетов. К недостаткам авианосцев типа «Кузнецов» следует отнести отсутствие атомной силовой установки, что ограничивает его дальность плавания, и недостаточные размеры. Так как корабль получился слишком коротким для взлета палубных самолетов, его нос сделали в виде загнутого кверху трамплина. Это оригинальное решение устранило проблему в принципе, но не дает русским пилотам возможности взлетать так же быстро, как их американским коллегам. В планах России в будущем строительство нескольких полноценных атомных ударных авианосцев, если не помешает нехватка средств.

По цене металлолома. Китайцы буксируют авианосец «Варяг» через Босфор из украинского Николаева

Нынешняя Россия поворачивается к Китаю, как сто лет назад

«Варяги» — и российский, и китайский — недаром собрались на Дальнем Востоке. Тихий океан постепенно становится новым Средиземным морем, объединяющим мировую цивилизацию. Китайская экономика вышла на второе место в мире. Рядом стремительно развивается Индия. И, главное, везде полно воды для авианосцев. Вслед за введением в строй бывшего николаевского чуда советской техники Пекин собирается заложить еще три аналогичных корабля, а этот использовать в качестве учебного.

Есть планы по развитию своего авианосного флота и у Москвы. Путин недаром проехал через всю Сибирь за рулем автомобиля. Это была не столько реклама «Лады», сколько попытка показать, что будущее России на Дальнем Востоке. Вблизи Китая в прошлом году уже заложен новый российский космодром, получивший название «Восточный».

Ракетный крейсер «Варяг». В советские времена носил имя «Червона Украина». Служит на Тихом океане

Военный конфликт между двумя государствами маловероятен. Россия уже не стремится к расширению территории, как в конце XIX века, когда эскадра адмирала Дубасова заняла Порт-Артур, превратив его в свою базу. С одной стороны, нынешний Китай стал крупнейшим донором рабочей силы для России. С другой — Поднебесная очень уязвима для любого ядерного удара. Гигантские мегаполисы, в которых сконцентрирован «мозг» современного Китая, легко уничтожаются ракетным ударом. И тогда на китайском экономическом чуде можно будет поставить крест на века — в стране останется только отсталая деревня.

Дубасов. Покоритель Порт-Артура

Руководство Китая это хорошо понимает. В XIX веке коррумпированная маньчжурская династия не смогла противостоять экспансии Запада, развязавшего несколько «опиумных» войн. Первую половину следующего века Китай потратил на бесконечные междоусобицы. Теперь власть в стране стабильна как никогда, а за торговлю наркотиками вешают без пощады даже хорошеньких китайских девушек, связанных с мафией. Китайцы хорошо понимают, какой вред может принести западная «свобода», выражающаяся в проповеди вседозволенности и права уничтожать себя различными убийственными «наслаждениями».

«Варяг» в Даляне. Теперь он почти наполовину «Made in China»

Большая война — это крест на китайском будущем. Но чтобы ее не было, нужно быть достаточно сильным. Для этого и понадобились авианосцы, заточенные, прежде всего, против вездесущих Соединенных Штатов. Если тем когда-либо захочется принести «свободу» Китаю, как в XIX столетии это сделала тогдашняя «владычица морей» — Великобритания, то Поднебесной будет что противопоставить «демократизаторам». В этом смысле «Варяг», заложенный в Николаеве, все-таки сыграл свою положительную роль по сохранению мира.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. zczczc
    +2
    27 августа 2011 12:40
    Постройка и содержание авианосца - это исключительно дорогое удовольствие. Я даже слышал мнение авторитетных людей, что наши при СССР всячески старались вести тактику вынуждения США к постройке авианосцев, т.к. это огромное ярмо на экономику. Одна из причин дороговизны авианосца даже не в нём самом, а в том, что для его защиты и сопровождения необходимо около 200 различных кораблей. И именно поэтому наши делали упор на ядерные подлодки - у них эффективность выше.

    Понятно, это всего лишь мнение отдельных офицеров, но кто его знает - сейчас у нас, считай, почти нет флота (по сравнению с СССР).
    1. +1
      27 августа 2011 13:24
      Нашей стране они не нужны. Мы своих врагов достанем на суше. А для сша есть ракеты, их территория нам не нужна
      1. Иван35
        +1
        28 августа 2011 00:21
        Да, я тоже много встречал мнении по стратегии борьбы ссср с авианосцами ( - и авиация и крейсера "убийцы авианосцев") - и самым эффективными называли в разных источниках подлодки с крылатыми ракетами с дальностью до 600 км со спутниковым наведением (базальты - граниты)
      2. +1
        30 августа 2011 08:14
        Хотя и СВОЙ, но недальновидно смотришь. Забыли, что кто только обороняется на своей границе, тот никогда не достигнет победы ни в одной войне.Но если следовать логике наших рулевых, что в государстве, что в армии, на нас никто не собирается нападать.Зачем тогда тратить деньги. Пусть лучше вооружаются враги, тратят деньги, а мы их заложим в инобанки и будем радоваться.Естественно часть их них украдем, и возрадуемся.
    2. 0
      28 августа 2011 14:16
      ещё необходимо добавить базирование и подготовку пилотов
  2. Джокер
    +1
    27 августа 2011 23:32
    ИМХО - нужны, но 1-2 для поддержания технологий и на случай необходимости "проутюжить" отдаленный ТВД..
  3. 0
    28 августа 2011 14:23
    Авианосец является средством "проецирования силы" , для этого необходимо 3-4 авианосца (ремонт, боевая подготовка, отдых экипажа. проецирование силы, "на всякий случай") и необходимое количество боевых и десантных кораблей (3-4 группы). Сейчас Россия не в состоянии (не имеет желания и возможностей) для этого. Поэтому 2-3 корабля этого класса - достаточное количество для сегодняшнего состояния дел.
  4. 0
    30 августа 2011 08:19
    Мы богатая страна. Нам почти готовая техника не нужна. Мы лучше начнем строить с 0. А там посмотрим, может и новый недострой опять продадим. Откаты получим.Карман набьем. В Лондоне особнячок прикупим. Весело живем. Зачем думать о каком-то будущем. Но когда понадобится тот же авианосец- за короткое время его не построишь.Локти будем кусать.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»