Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

"Варяги" уходят на Дальний Восток

"Варяги" уходят на Дальний Восток
Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Однотипный с "китаезированным" авианосцем "Варяг" корабль ушел из Севастополя в 1991 году и несет службу на Северном флоте

14 августа, две недели назад, новый китайский авианосец, который чаще всего называют его прежним русским именем «Варяг», успешно вернулся в порт Далянь из своего первого морского похода. Этот день не даром выпал на воскресенье. Советский, а потом украинский корабль, которому некогда грозила преждевременная смерть из-за бесхозяйственности и недальновидности его первоначальных хозяев, на глазах воскрес. Как гласит китайская народная мудрость, тайное становится явным — экономический рост Поднебесной постепенно переходит в наращивание военной силы. Китай на глазах становится новой морской державой, к характеристике которой вскоре, по-видимому, добавится определение «великая».

Авианосцы имеются на вооружении у совсем немногих держав. Больше всего их у США — целых одиннадцать и еще один на стапеле. Потом идут Франция, Россия, Великобритания, Испания, Италия и Индия. Это очень дорогие как в постройке, так и в эксплуатации корабли. К примеру, индийский авианосец «Вират» — это устаревший британский корабль «Гермес», построенный еще в 1953 году и приобретенный за символическую сумму в 1986-м.

Точно так же поступили и бразильцы, купив в свое время «списанный» по старости французский авианосец «Фош». Итальянские и испанские корабли этого класса — попросту говоря, «малыши», призванные скорее поддержать репутацию морских держав, а не серьезно влиять на баланс сил в Мировом океане.

Британия тоже давно утратила статус владычицы морей. Она уступает даже России, пережившей серьезный системный кризис после развала СССР и имеющей на Северном флоте однотипный с китайским «Варягом» авианосец «Адмирал Кузнецов». Из трех авианесущих кораблей Ее Величества, имевшихся в эпоху холодной войны, в строю остался только один — «Илластриес». Но и этот пережиток уходящей эпохи холодной войны не может считаться современным боевым кораблем — его водоизмещение — 22 тысячи тонн, и вооружен он самолетами вертикального взлета и посадки, а не полноценными палубными истребителями и бомбардировщиками.

Если бы конфликт с Аргентиной за Фолклендские острова случился не в 1982 году, а сегодня, англичане уже не смогли бы вернуть себе эти территории в Атлантике. Попросту говоря, у них нет в наличии авианесущей группы, которая прикрыла бы с моря высадку десанта. Да и в начале 80-х эта группа уцелела в составе флота по чистой случайности. Англичане из экономии как раз собирались пилить свои авианосцы на металлолом, когда аргентинцы бросились возвращать «исконные» земли. На остатках прежнего величия флот соотечественников адмирала Нельсона и провел свою последнюю победоносную колониальную войну. Прояви тогда аргентинский диктатор Леопольдо Галтьери чуть больше выдержки и начни вторжение годом позже, когда Британия уже сама «утопила» бы свой флот, он оказался бы победителем и самым выдающимся полководцем в истории своей страны, положившим на лопатки саму «владычицу морей»!

Этот пример доказывает, как важно иметь флот для решения геополитических проблем. Британский принцип, открытый еще в конце XVII века адмиралом Торрингтоном, гласит: «Fleet in being» («Флот в наличии»). Он означает, что страна, обладающая военно-морскими силами, уже самим этим фактом способна давить на соперников и добиваться над ними превосходства, даже не вступая в войну. Флот — как дубинка. Человек с дубинкой всегда сможет легко договориться с человеком без дубинки, как «договорился» на днях с полковником Каддафи президент Франции Николя Саркози, чей флот располагает полноценным атомным авианосцем «Шарль де Голль», блестяще проявившим себя в войне против богатой, но беззащитной Ливии.

Похоже, Китай в полной мере осознал эту мудрость, следовать которой у современной Британии уже не осталось сил. Введенный в строй «Варяг» первоначально предназначался для советского военно-морского флота. Он был заложен в 1985 году в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе, а через три года спущен на воду. Корабль ожидало скорое введение в строй. Но распад Советского Союза поставил крест на этом проекте. Авианосец, имевший на момент краха СССР 67% готовности, был законсервирован. Сначала Украина и Россия долго делили его с бурными страстями и выяснением отношений. Потом Москва уступила недостроенный авианосец Киеву. Но корабль так и оставался у стенки в Николаеве. Пока красноречивые авторы расписывали в хвастливых брошюрах для великовозрастных детей былое величие флота запорожских казаков во времена гетмана Сагайдачного, «Варяг» скорбно покрывался ржавчиной. «Воскресшая» Украина просто не знала, что делать с этим подарком судьбы.

В 1998 году единственный потенциальный украинский авианосец продали китайской «туристической» фирме «Чонг Лот Тревел Эгенси Лимитед» за смехотворную сумму в 20 млн долларов. По сути, по цене металлолома. Не желая раздражать раньше времени мировое общественное мнение, китайцы заявили, что покупают былую гордость советского флота, чтобы превратить ее… в плавучий развлекательный центр.

Однако, по некоторым данным, «китайские товарищи» тайком приобрели еще и всю проектную документацию на этот «плавучий город». Имеются сведения, что на Дальний Восток перекочевала и часть украинских специалистов с Черноморского завода, ездивших в многочисленные «командировки».

Если это правда, то осуждать их сложно. Нынешним шароварно-вышиванным патриотам, оккупировавшим Украину, флот не нужен. Их кругозор в этой области затормозился на казацких «чайках» из дуба. А Николаев основала и превратила в центр судостроения ненавидимая шароварниками Российская империя. Именно в этом городе со стапелей различных верфей сходили на воду броненосец «Потемкин» и линейные корабли «Императрица Мария» и «Император Александр Третий». На них же строилось большинство кораблей ЧФ вплоть до заложенных перед Великой Отечественной войной линкоров типа «Советский Союз».

Новый расцвет Николаев пережил в 70-е годы ХХ века. Тогда СССР снова вернулся в Мировой океан. Все вертолетоносцы и авианесущие крейсера, поступавшие на вооружение советского флота, были построены на николаевском Черноморском заводе, который до революции носил название «Наваль». Что было делать создателям «Варяга», если их оставили без работы и надежд на будущее? Напомню, что сегодня на знаменитом предприятии из 40 000 рабочих и инженеров осталось от силы 2000! Тут не то что к китайцам побежишь, а даже к колумбийской наркомафии «в наймы» подашься — подводные лодки для транспортировки кокаина строить!

Повторивший судьбу знаменитого крейсера

В какой-то мере авианосец «Варяг» повторяет судьбу одноименного крейсера, прославившегося боем с японской эскадрой в 1904 году в Чемульпо. После сражения русский корабль был затоплен своей командой на рейде. Японцы подняли его уже после войны, восстановили и ввели в состав своего флота под именем «Сойа».

Новый «Варяг» не был достроен из-за внезапной смерти СССР, но до ума его довели китайцы, а служить он будет в тех же местах, что и его героический предшественник — на Дальнем Востоке. Порт Далянь, в котором введен в строй авианосец родом из Николаева — это русский порт Дальний неподалеку от Порт-Артура. Крейсер, бороздивший эти воды сто лет назад, тоже заходил в Дальний-Далянь.

По какой-то чуть ли не мистической причине все корабли, носившие имя «Варяг», были связаны с Дальним Востоком. Тут в XIX веке в составе Тихоокеанской эскадры служил предшественник воспетого крейсера — клипер «Варяг». Потом это же имя в 60-е годы уже XX века носил советский крейсер. А в составе нынешнего Тихоокеанского флота России тоже имеется ракетный крейсер «Варяг». Он был построен в украинском Николаеве в 1989 году и первоначально носил имя «Червона Украина», а в 90-е переименован в «Варяг» и переведен на Тихий океан. Однотипный с ним крейсер «Москва» является флагманом российского Черноморского флота, а точно такой же, но недостроенный «Украина» — ржавеет в Николаеве.

"Варяги" уходят на Дальний Восток
Крейсер «Варяг». Может быть на столе у любого коллекционера, фото О. Бузины

«Адмирал Кузнецов» — русский брат украинско-китайского авианосца

Однотипный с «Варягом» тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» является флагманом Северного флота Российской Федерации. Он был построен на том же Черноморском заводе в Николаеве, что и «Варяг», и введен в строй в 1990 году. Первоначально корабль носил имя «Леонид Брежнев», потом — «Тбилиси», пока не получил нынешнее название в честь знаменитого сталинского наркома военно-морского флота. За неделю до подписания Беловежского соглашения, ознаменовавшего распад СССР, авианосец был тайно выведен из Севастополя и через Босфор ушел в Североморск вокруг всей Европы. Перебазирование «Кузнецова» вряд ли было инициативой Ельцина. Первый президент России обладал очень ограниченным кругозором. Мысль о переводе «Кузнецова» на север родилась в штабе Черноморского флота, подозревавшего, что вскоре, как и в 1918 году, начнутся бесконечные раздоры по дележу союзных морских сил. Именно так и произошло.

Водоизмещение корабля — 60 000 тонн, длина — около 300 м, скорость — 29 узлов, дальность плавания экономическим ходом — 8000 морских миль, экипаж — 1980 человек, почти половина из которых — офицеры и контрактники, а остальные — матросы срочной службы. Авиационная группа корабля — 50 самолетов и вертолетов. К недостаткам авианосцев типа «Кузнецов» следует отнести отсутствие атомной силовой установки, что ограничивает его дальность плавания, и недостаточные размеры. Так как корабль получился слишком коротким для взлета палубных самолетов, его нос сделали в виде загнутого кверху трамплина. Это оригинальное решение устранило проблему в принципе, но не дает русским пилотам возможности взлетать так же быстро, как их американским коллегам. В планах России в будущем строительство нескольких полноценных атомных ударных авианосцев, если не помешает нехватка средств.

"Варяги" уходят на Дальний Восток
По цене металлолома. Китайцы буксируют авианосец «Варяг» через Босфор из украинского Николаева

Нынешняя Россия поворачивается к Китаю, как сто лет назад

«Варяги» — и российский, и китайский — недаром собрались на Дальнем Востоке. Тихий океан постепенно становится новым Средиземным морем, объединяющим мировую цивилизацию. Китайская экономика вышла на второе место в мире. Рядом стремительно развивается Индия. И, главное, везде полно воды для авианосцев. Вслед за введением в строй бывшего николаевского чуда советской техники Пекин собирается заложить еще три аналогичных корабля, а этот использовать в качестве учебного.

Есть планы по развитию своего авианосного флота и у Москвы. Путин недаром проехал через всю Сибирь за рулем автомобиля. Это была не столько реклама «Лады», сколько попытка показать, что будущее России на Дальнем Востоке. Вблизи Китая в прошлом году уже заложен новый российский космодром, получивший название «Восточный».

"Варяги" уходят на Дальний Восток
Ракетный крейсер «Варяг». В советские времена носил имя «Червона Украина». Служит на Тихом океане

Военный конфликт между двумя государствами маловероятен. Россия уже не стремится к расширению территории, как в конце XIX века, когда эскадра адмирала Дубасова заняла Порт-Артур, превратив его в свою базу. С одной стороны, нынешний Китай стал крупнейшим донором рабочей силы для России. С другой — Поднебесная очень уязвима для любого ядерного удара. Гигантские мегаполисы, в которых сконцентрирован «мозг» современного Китая, легко уничтожаются ракетным ударом. И тогда на китайском экономическом чуде можно будет поставить крест на века — в стране останется только отсталая деревня.

"Варяги" уходят на Дальний Восток
Дубасов. Покоритель Порт-Артура

Руководство Китая это хорошо понимает. В XIX веке коррумпированная маньчжурская династия не смогла противостоять экспансии Запада, развязавшего несколько «опиумных» войн. Первую половину следующего века Китай потратил на бесконечные междоусобицы. Теперь власть в стране стабильна как никогда, а за торговлю наркотиками вешают без пощады даже хорошеньких китайских девушек, связанных с мафией. Китайцы хорошо понимают, какой вред может принести западная «свобода», выражающаяся в проповеди вседозволенности и права уничтожать себя различными убийственными «наслаждениями».

"Варяги" уходят на Дальний Восток
«Варяг» в Даляне. Теперь он почти наполовину «Made in China»

Большая война — это крест на китайском будущем. Но чтобы ее не было, нужно быть достаточно сильным. Для этого и понадобились авианосцы, заточенные, прежде всего, против вездесущих Соединенных Штатов. Если тем когда-либо захочется принести «свободу» Китаю, как в XIX столетии это сделала тогдашняя «владычица морей» — Великобритания, то Поднебесной будет что противопоставить «демократизаторам». В этом смысле «Варяг», заложенный в Николаеве, все-таки сыграл свою положительную роль по сохранению мира.


Автор: Олесь Бузина
Первоисточник: http://www.segodnya.ua


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. zczczc 27 августа 2011 12:40
    Постройка и содержание авианосца - это исключительно дорогое удовольствие. Я даже слышал мнение авторитетных людей, что наши при СССР всячески старались вести тактику вынуждения США к постройке авианосцев, т.к. это огромное ярмо на экономику. Одна из причин дороговизны авианосца даже не в нём самом, а в том, что для его защиты и сопровождения необходимо около 200 различных кораблей. И именно поэтому наши делали упор на ядерные подлодки - у них эффективность выше.

    Понятно, это всего лишь мнение отдельных офицеров, но кто его знает - сейчас у нас, считай, почти нет флота (по сравнению с СССР).
    zczczc
    1. Свой 27 августа 2011 13:24
      Нашей стране они не нужны. Мы своих врагов достанем на суше. А для сша есть ракеты, их территория нам не нужна
      1. Иван35 28 августа 2011 00:21
        Да, я тоже много встречал мнении по стратегии борьбы ссср с авианосцами ( - и авиация и крейсера "убийцы авианосцев") - и самым эффективными называли в разных источниках подлодки с крылатыми ракетами с дальностью до 600 км со спутниковым наведением (базальты - граниты)
        Иван35
      2. AleksUkr 30 августа 2011 08:14
        Хотя и СВОЙ, но недальновидно смотришь. Забыли, что кто только обороняется на своей границе, тот никогда не достигнет победы ни в одной войне.Но если следовать логике наших рулевых, что в государстве, что в армии, на нас никто не собирается нападать.Зачем тогда тратить деньги. Пусть лучше вооружаются враги, тратят деньги, а мы их заложим в инобанки и будем радоваться.Естественно часть их них украдем, и возрадуемся.
    2. Филин 28 августа 2011 14:16
      ещё необходимо добавить базирование и подготовку пилотов
  2. Джокер 27 августа 2011 23:32
    ИМХО - нужны, но 1-2 для поддержания технологий и на случай необходимости "проутюжить" отдаленный ТВД..
    Джокер
  3. Филин 28 августа 2011 14:23
    Авианосец является средством "проецирования силы" , для этого необходимо 3-4 авианосца (ремонт, боевая подготовка, отдых экипажа. проецирование силы, "на всякий случай") и необходимое количество боевых и десантных кораблей (3-4 группы). Сейчас Россия не в состоянии (не имеет желания и возможностей) для этого. Поэтому 2-3 корабля этого класса - достаточное количество для сегодняшнего состояния дел.
  4. AleksUkr 30 августа 2011 08:19
    Мы богатая страна. Нам почти готовая техника не нужна. Мы лучше начнем строить с 0. А там посмотрим, может и новый недострой опять продадим. Откаты получим.Карман набьем. В Лондоне особнячок прикупим. Весело живем. Зачем думать о каком-то будущем. Но когда понадобится тот же авианосец- за короткое время его не построишь.Локти будем кусать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня