Истребитель-бомбардировщик Xian JH-7 (Китай)

19
С конца пятидесятых годов основным фронтовым бомбардировщиком Китая был самолет Harbin H-5, представлявший собой копию советского Ил-28. Со временем фронтовая авиация пополнилась самолетом Nanchang Q-5. Эти самолеты эксплуатировались в течение длительного времени, однако в семидесятых годах назрела необходимость в создании нового фронтового бомбардировщика или истребителя-бомбардировщика. Военные инициировали начало проекта, результатом которого стал самолет Xian JH-7.

В семидесятых годах ВВС НОАК определили требование к перспективному самолету фронтовой авиации. Его основной задачей должны были стать удары по наземным объектам противника. Кроме того, требовалось обеспечить возможность работы в качестве истребителя. Китайские военные проанализировали ситуацию в зарубежном авиастроении и в итоге приняли решение не закупать существующую импортную технику, а создать собственный самолет с нужными характеристиками. Разработку нового истребителя-бомбардировщика поручили компании XAIC (Xian Aircraft Industry Corporation). Проект получил обозначение JH-7.

Ранее Китай создавал проекты боевых самолетов с той или иной помощью советских специалистов или просто копировал их разработки. Разрыв отношений с СССР заставил компанию XAIC обратиться к другим зарубежным коллегам. Так, ввиду отсутствия собственных турбореактивных двигателей с нужными характеристиками было решено обратиться к британской компании Rolls-Royce. Кроме того, в облике самолета JH-7 угадываются черты британо-французского истребителя-бомбардировщика SEPECAT Jaguar.

Истребитель-бомбардировщик Xian JH-7 представляет собой двухдвигательный самолет с экипажем из двух человек, построенный по аэродинамической схеме высокоплан со стреловидным крылом. В соответствии с некоторыми тенденциями развития боевой авиации в семидесятых годах китайский самолет получил фюзеляж с большим количеством плоских поверхностей. В общей компоновке самолета JH-7 нет никаких революционно новых идей. В носовой части фюзеляжа находились отсек радиоэлектронного оборудования и две кабины пилотов, в средней установлено стреловидное крыло, в хвосте имеются два турбореактивных двигателя и оперение.

Самолет имеет общую длину 22,3 м, большая часть которой приходится на фюзеляж. В носовой части сечение фюзеляжа меняется с круглого на близкое к прямоугольному. На бортах фюзеляжа, сразу за кабиной, находятся два боковых воздухозаборника, переходящие в воздушные каналы. Внутренняя боковая створка воздухозаборника находится на некотором расстоянии от борта фюзеляжа для отсечения пограничного слоя воздуха. Выраженные боковые каналы воздухозаборников продолжаются до средней части центроплана, где сливаются с хвостовой частью фюзеляжа, в которой находятся двигатели.

Истребитель-бомбардировщик JH-7 оснащается стреловидным крылом размахом 12,8 м. Передняя кромка крыла имеет характерный излом, улучшающий обтекание. На задней кромке предусмотрены закрылки и элероны. На крыле имеются восемь точек подвески оружия: по три под каждой плоскостью и две на законцовках.

Хвостовое оперение самолета состоит из киля с рулем высоты, из-за которого высота самолета достигает 6,2 м, цельноповоротного стабилизатора и двух подфюзеляжных гребней.

Для взлета и посадки самолет JH-7 использует трехточечное шасси с носовой опорой. Все три стойки шасси убираются в ниши фюзеляжа. Передняя стойка поворачивается назад, основные – вперед. Все стойки оснащены двумя колесами. При этом передняя имеет колеса меньшего диаметра.

Ввиду отсутствия собственного турбореактивного двигателя с подходящими характеристиками Китай был вынужден обратиться за помощью к британским специалистам из компании Rolls-Royce. Совместными усилиями был выбран турбореактивный двигатель Spey Mk 202 с форсажной тягой 91,26 кН. В 1975 году Китай приобрел лицензию на производство этих моторов, которые были запущены в серию под обозначением Xian WS-9.

Вес пустого самолета – 14,5 тонны. Максимальный взлетный вес достигает 28,5 т. При таких показателях массы использованные двигатели обеспечивают самолету достаточно высокие летные характеристики. Максимальная скорость JH-7 заявлена на уровне 1800 км/ч, практический потолок – 16 км. Нормальная дальность полета с полезной нагрузкой – до 1750 км, перегоночная дальность – 3700 км.

В носовой части фюзеляжа находятся две кабины летчиков, расположенные друг за другом. В передней располагается пилот, в задней – оператор вооружений. Для удобства боевой работы и пилотирования оператор располагается немного выше летчика. Поскольку истребитель-бомбардировщик JH-7 создавался для нанесения ударов по наземным объектам, кабины оснащены бронированием, защищающим пилотов.

На ранних стадиях разработки проекта предлагались два варианта компоновки кабины. Так, для ВВС предлагался самолет с расположением пилотов бок о бок, а модификация для морской авиации должна была иметь узкий фюзеляж с тандемной компоновкой кабин. Тем не менее, в итоге все модификации самолета стали строиться с тандемным расположением пилотов.

Под носовым обтекателем самолета JH-7 находится антенна радиолокационной станции Type 232H Eagle Eye. По некоторым данным, эта станция имеет специфические характеристики, из-за которых не может применяться в качестве полноценного средства обнаружения наземных целей. Ее предлагалось использовать для обнаружения самолетов или вертолетов противника, а также кораблей при вооружении самолета противокорабельными ракетами. В дальнейшем комплекс бортового радиоэлектронного оборудования претерпел серьезные изменения.

Для повышения живучести при выполнении боевого задания самолет несет станцию предупреждения об облучении, комплекс радиоэлектронной борьбы и пусковые устройства ложных тепловых целей.

Встроенное вооружение истребителя-бомбардировщика Xian JH-7 состоит из одной двуствольной автоматической пушки Type 23-III, скопированной с советской ГШ-23Л. Боекомплект пушки – 300 снарядов. Ракетное и бомбовое вооружение размещается на девяти узлах внешней подвески. Под крылом имеются шесть держателей, еще два находятся на законцовке крыла. Под средней частью фюзеляжа имеется еще один держатель. В общей сложности самолет JH-7 может нести и применять 9 тонн вооружения. Самолет может применять управляемое и неуправляемое вооружение различных типов, от ракет класса «воздух-воздух» до современных управляемых бомб.

В конце восьмидесятых годов компания Xian построила шесть прототипов нового истребителя-бомбардировщика. Первый из них впервые поднялся в воздух 14 декабря 1988 года. После завершения заводских испытаний были построены полтора десятка самолетов, переданные военно-воздушным силам для дальнейшей проверки. После некоторых доработок ВВС одобрили предлагаемый самолет и приняли его на вооружение. Серийные JH-7 начали поступать в войска в 1992 году.

Вскоре после завершения доводки истребителя-бомбардировщика JH-7 китайские специалисты приступили к разработке его модернизированной версии с повышенными характеристиками. Проект модернизации получил обозначение JH-7A. Интересно, что истребитель-бомбардировщик JH-7A стал первым китайским самолетом, проектирование которого велось без использования бумажных чертежей. При разработке применялась САПР CATIA V5.

Основным изменениям подвергся комплекс радиоэлектронного оборудования. Старая РЛС Type 232H была заменена новой JH-10A с повышенными характеристиками и более широкими возможностями в поиске воздушных, наземных и надводных целей. В кабинах пилотов широко используются жидкокристаллические экраны. Интересным нововведением стала нашлемная система целеуказания, интегрированная в комплекс средств обнаружения и поражения целей. Нашлемная система целеуказания, работая совместно с РЛС и другими средствами наблюдения, может использоваться для наведения ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». Управление самолетом осуществляется при помощи полностью цифровой электродистанционной системы с резервированием.

Модернизированный самолет JH-7A сохранил основные боевые возможности, а также получил расширенную номенклатуру вооружений. Повышение боевой эффективности достигается за счет использования новых управляемых ракет и бомб, совместимых с обновленным бортовым оборудованием.

Прототипы истребителя-бомбардировщика JH-7A строились и испытывались с конца девяностых годов. Тем не менее, испытания несколько затянулись, в результате чего первые серийные машины были переданы военным только в 2004 году. В начале года первые JH-7A отправились в строевые части авиации ВМС, в конце года – в ВВС.

По имеющимся данным, в общей сложности было построено 240 истребителей-бомбардировщиков Xian JH-7 двух модификаций. По состоянию на начало 2014 года ВВС и ВМС имеют по 120 самолетов в двух вариантах. По некоторым данным, старые JH-7 со временем будут проходить ремонт и модернизацию с установкой нового оборудования, соответствующего проекту JH-7B.

В 1998 году компания XAIC представила экспортный вариант истребителя-бомбардировщика под названием FBC-1 Flying Leopard («Летающий леопард»). Вскоре после появления модификации JH-7A появилась ее экспортная версия – FBC-1A Flying Leopard II. «Летающие леопарды» регулярно демонстрируются на различных авиационных выставках, но пока не стали предметом контракта с какой-либо зарубежной страной.

Последние несколько лет компания XAIC работает над созданием новой модификации самолета JH-7. Перспективный истребитель-бомбардировщик JH-7B должен сохранить только планер и некоторые системы своих предшественников. Он получит новую авионику, новые двигатели с более высокими характеристиками, а также новое вооружение. Предполагается, что использованный состав бортового оборудования позволит нести и использовать современное управляемое вооружение, предназначенное для атаки наземных, надводных и воздушных целей.

Точные сведения о текущей стадии реализации проекта пока неизвестны. Ранее в некоторых источниках упоминалось, что серийное производство самолетов JH-7B начнется не ранее 2015 года. Планы по закупке такой техники не пока оглашались. При этом cам факт разработки новой модификации уже существующего истребителя-бомбардировщика может говорить о том, что командование ВВС Китая планирует сохранять на вооружении эти самолеты и обновлять их парк за счет новых модификаций.














По материалам сайтов:
http://militaryfactory.com/
http://airforce-technology.com/
http://globalsecurity.org/
http://sinodefence.com/
http://military.china.com/
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    5 декабря 2014 07:28
    "+" можно поставить только за фотографии, ровно месяц назад на ВО была публикация: Китайский истребитель-бомбардировщик JH-7 «Летающий леопард». У желающих есть возможность сравнить.

    http://topwar.ru/61758-kitayskiy-istrebitel-bombardirovschik-jh-7-letayuschiy-le
    opard.html
  2. +5
    5 декабря 2014 09:41
    Статье плюс. Поражают не их техника, а возможность китайцев размножаться самим и "клонировать" технику. Прямо не убиваемая нация. laughing
  3. 0
    5 декабря 2014 10:51
    Это "типа аналог" нашего Су - 24?..
    1. +6
      5 декабря 2014 11:34
      Нет.Аналог Су-24 это F-111.Китаец аналогичен европейскому Ягуару и нашему Миг-27 hi
      1. +6
        5 декабря 2014 15:14
        Цитата: Magic Archer
        Нет.Аналог Су-24 это F-111.Китаец аналогичен европейскому Ягуару и нашему Миг-27

        А что у него общего с "Ягуаром" или МиГ-27? С учётом того, что у JH-7 в отличие от вышеперечисленных машин 2 двигателя, 2 члена экипажа, полноценная РЛС, скоростные и массогабаритные характеристики сооветвующие "Фантому", да и сами двигатели «Спей» Мк.202 изначально стояли на британских F-4K.
        1. +1
          7 декабря 2014 01:56
          Думаю, что имеются в виду аэродинамическая схема и особенности внешние.
      2. +1
        5 декабря 2014 22:13
        Аналог "Торнадо" EADS овского
      3. Комментарий был удален.
  4. +5
    5 декабря 2014 11:42
    Эх, жалко МиГи-27 в негодность все привели(((
    Разруха 90-х еще долго будет сказываться(
    1. +3
      5 декабря 2014 13:50
      Акстися-то ешшо изделие было и для пилота и для тех персонала,Су-17М3\М4 в разы по приятней и по надежней.Но и он реально потребностям не отвечал уже с конца 70х.Другое дело,что альтернативы им нет до сих пор Су-30 все-таки в эксплуатации дороговат,а Су-25 crying -в общем "ребенок компромиса".
      1. +4
        5 декабря 2014 17:37
        Цитата: Argon
        Су-30 все-таки в эксплуатации дороговат,а Су-25 -в общем "ребенок компромиса".

        Су-30 истребитель, Су-25 штурмовик - как можно их сравнивать?
        1. +1
          7 декабря 2014 01:54
          Если не изменяет мой склероз, Су-30 - истребитель с возможностью применения в качестве истребителя-бомбардировщика. Су-7 исходно тоже разрабатывался, как истребитель-перехватчик но перепрофилировали в истребитель-бомбардировщик. Даже при переделке его в Су-17 штурмовика из него не вышло и с МиГ-27 он никак не соперничал.
          Так что - верное замечание. С "уходом" МиГ-27 - есть дыра в модельном ряде самолётов.
  5. +2
    5 декабря 2014 11:43
    Да он похож на Ягуар взята общая идея .Но самолёт получился самостоятельным хотя и беря все лучшее что на то время было в распоряжении Китайцев.
    1. +3
      5 декабря 2014 15:16
      Цитата: Teberii
      Да он похож на Ягуар взята общая идея .Но самолёт получился самостоятельным хотя и беря все лучшее что на то время было в распоряжении Китайцев.

      Распостранённое заблуждение, JH-7 - нично иное, как китайская версия "Фантома". РЛС и двигатели скопированы полностью.
  6. +2
    5 декабря 2014 12:45
    ИМХО на "Торнадо" похож.
    1. +5
      5 декабря 2014 15:46
      Цитата: orca77
      ИМХО на "Торнадо" похож

      Очень "похож", особенно крылом с изменяемой геометрией. laughing
  7. +2
    5 декабря 2014 16:16
    Цитата: Argon
    Акстися-то ешшо изделие было и для пилота и для тех персонала,Су-17М3\М4 в разы по приятней и по надежней

    Зря вы так про МиГ-27. По мнению военных МиГ-27 при решении некоторых задач оказывался даже более эффективным чем Су-24. Прицельно-навигационный комплекс на нем был превосходный, а летные характеристики... Ну, про летные характеристики его старшего брата МиГ-23 хорошо написал летчик ВВС США, который летал на МиГ-23 в "Агрессорах". На малых высотах с МиГом не мог сравниться ни один американский самолет. Считаю, что и МИГ-27 обладающий крылом изменяемой стреловидности был достаточно устойчивой платформой при маловысотном сверхзвуковом прорыве. Лучше и Су-17 и СУ-24.
    1. +5
      5 декабря 2014 16:29
      Цитата: Инженер-технарь
      Считаю, что и МИГ-27 обладающий крылом изменяемой стреловидности был достаточно устойчивой платформой при маловысотном сверхзвуковом прорыве. Лучше и Су-17 и СУ-24.

      Самолёты МиГ-27К с комплексом "Кайра" были действительно уникальными по своим возможностям машинами, хотя сравнивать их с Су-24 не вполне корректно. Но Argon во многом прав. в эксплуатации с ними было действительно много проблем. Да и самих "Кайр" из-за сложности и дороговизны построили не так много. МиГ-27 были оптимизированы для действий на европейском ТВД, их "дебют" в Афганистане был не слишком удачным.
  8. +1
    5 декабря 2014 16:38
    Цитата: Bongo
    Цитата: orca77
    ИМХО на "Торнадо" похож

    Очень "похож", особенно крылом с изменяемой геометрией. laughing

    Китайцы же. Упростили.
  9. +2
    5 декабря 2014 16:39
    Спасибо, парни!.. Просветили и напомнили про ныне совсем забытый 27-ой... Эй, кто-нить из спецов, кто на 27-х служил, напишите материальчик, пожалуйста. У меня-то у самого все детство с 1-го по 7-ой класс прошло рядом с аэродромом 63-го Краснознаменного БАП, который первым в ВВС СССР 24-ки испытывал... Вот судя по решаемым задачам, предназначению... и ляпнул.
    Сам, увы, не технарь и не летун, а вот комментарии специалистов почитать приятно и очень познавательно.
    Всем респект!
    1. +4
      6 декабря 2014 03:40
      Цитата: Страшный прапёрщик
      Спасибо, парни!.. Просветили и напомнили про ныне совсем забытый 27-ой... Эй, кто-нить из спецов, кто на 27-х служил, напишите материальчик, пожалуйста.

      На МиГ-27 не служил, но доводилось наблюдать их на аэродроме и полигоне.
      Цикл статей про советские ИБ на ВО:
      Советская истребительно-бомбардировочная авиация
      http://topwar.ru/38818-sovetskaya-istrebitelno-bombardirovochnaya-aviaciya.html
      Советские истребители-бомбардировщики в бою
      http://topwar.ru/38893-sovetskie-istrebiteli-bombardirovschiki-v-boyu-chast-1-ya
      .html
  10. +4
    5 декабря 2014 16:42
    Для самолета, поступившего на вооружение в XXI веке, JH-7A, он же "Летающий леопард", выглядит довольно архаично. И по аэродинамике и по технологиям этот самолет словно вынырнул из 70-х гг. прошлого века. В его облике без труда угадываются черты "Ягуара2, ударных модификаций "Фантома" или "Торнадо" - знаменитых в прошлом классических истребителей-бомбардировщиков, ныне окончательно уходящих в запас. Это и не удивительно, если вспомнить, что к созданию машины приступили именно тогда, более 30 лет назад.
    Начало проектирования в 1973 г. нового бомбардировщика Н-7 для авиации армии и флота КНР совпало с выходом на финальную стадию югославо-румынской программы истребителя-бомбардировщика, имевшую в качестве образца для подражания англо-французский "Ягуар". И Югославию, и Румынию, и Китай в те годы роднила общая неприязнь к СССР, поэтому взаимный обмен военными технологиями был весьма интенсивным. Европейцы также в меру сил поощряли "слабые звенья железного занавеса". Для югославо-румынской программы SOKO/"Opao" Великобритания продала двигатели Роллс-Ройс "Вайпер" Мк.632 и 633 и лицензию на их производство, катапультные кресла, элементы БРЭО и прочее.

    Китайцы взяли основные решения югославо-румынской конструкции и перевоплотили их в облике двухдвигательной машины с РЛС, пересчитав и увеличив ее примерно в полтора раза под новую силовую установку. Экипаж - летчика и оператора системы вооружения - расположили друг за другом, причем оператора, для лучшего обзора - повыше. Крыло было принято высоко расположенным стреловидным с изломом передней кромки, аэродинамическим клыком и гребнем. Для самообороны на законцовках крыла, по типу "Миража" F1 были предусмотрены пилоны для ракет "воздух-воздух". Пушечное вооружение для Н-7 любезно предложили югославы, освоившие лицензионное производство советской 23-мм двухствольной пушки ГШ-23Л.
    Китаю удалось закупить в той же Великобритании в 4 раза более мощные, чем "Вайпер", турбовентиляторные двигатели Роллс-Ройс "Спей" Мк.202/203. Их англичане устанавливали на свою версию палубного "Фантома" FG.Mk.1 (F-4K). Китай в 1975 г. получил несколько двигателей "Спей" 202 для испытаний и освоения производства.
    Вплоть до 2003 г. Китай не мог освоить производство копии двигателя "Спей" 202. Для продолжения серийного производства JH-7 и замены двигателей, выработавших свой ресурс, в 2001 г. было дополнительно закуплено еще 90 "Спеев" из наличия ВВС Великобритании, снятых с английских F-4K. Только в 2004 г., наконец, была готова лицензионная копия - китайский двигатель WS-9 "Циньлин" (Qinling).
    Даже несмотря на модернизацию, истребитель-бомбардировщик JH-7A серьезно уступает современным многоцелевым ударным тактическим самолетам типа Су-30МКК (МК2) и F-15E. По некоторым данным, роль самолетов первой линии в китайских ВВС перешла к Су-30МКК, потеснивших на задний план семейство JH-7.
    http://www.airwar.ru/enc/fighter/jh7.html

  11. +1
    5 декабря 2014 18:54
    , если бы крыло было бы изменяемой геометрии, я бы сказал, что это МиГ-23