Изгнание германского духа

Изгнание германского духа


Как немецкие порядки сгинули на оккупированных русских территориях

Одно из самых масштабных и ощутимых поражений Германия, как выяснилось лишь по итогам Великой войны, потерпела вовсе не на фронте, а в тылу — на оккупированных русских территориях. В результате «Великого отступления» весны-лета 1915 года русская армия была вынуждена оставить значительную часть западных губерний империи — всю Польшу, часть Галиции, Литву, часть западной Белоруссии. Для управления и освоения этих земель в Германии был разработан специальный план, в котором с немецкой методичностью были прописаны все аспекты «окультуривания» незнакомых с германским духом славянских племен — от методов возделывания сельскохозяйственных земель до соблюдения правил гигиены. В итоге покинули захваченные земли немцы глубоко разочарованными. План по эффективному правлению на оккупированных землях полностью провалился, а единственное, в чем им удалось добиться успеха, так это в совершенно варварской заготовке природных ресурсов.


План Ober Ost

Осенью 1915 года перед немецкими властями встал вопрос об управлении захваченными на Востоке землями. По большому счету, ради расширения территорий и связанных с этим выгод вся война и была затеяна, тем более что в самой Германии все острее начинал чувствоваться дефицит продовольствия и сырьевых запасов — от кожи для обуви до железа.

В результате была создана специальная военно-административная структура Ober Ost, что означало сокращение от немецкого Oberbefehlshaber der gesamten deutschen Streitkräfte im Osten — Территория под управлением Верховного командования всеми германскими вооруженными силами на Востоке. Одновременно для нее был составлен подробнейший план действий.

Ober Ost подчинялись земли общей площадью более 108 000 квадратных километров с населением около трех миллионов человек.

Изгнание германского духа

Пауль Людвиг Ганс А́нтон фон Бенекендорф унд фон Гинденбург (слева) и Э́рих Фридрих Вильгельм Людендорф (справа). Фото: Библиотека Конгресса США


Согласно первоначальному плану, они были разделены на 7 административных единиц: Ковно (сейчас город Каунас в Литве — РП), который стал местом пребывания центральной администрации Ober Ost, Курляндия (историческая область на западе нынешней Латвии — РП), Литва, Сувалки (сейчас город в Польше на границе с Белоруссией — РП), Вильно (столица современной Литвы Вильнюс — РП), Белосток и Гродно. Позже территории, находившиеся в управлении Ober Ost, были сведены в три округа — Курляндский, Литовский и Белостокско-Гродненский.

Сначала общее руководство Ober Ost осуществлял командующий Восточным фронтом фельдмаршал Пауль фон Гинденбург, а непосредственное руководство — обер-квартирмейстер, генерал Эрих фон Людендорф. В 1916 году Людендорф был назначен Верховным главнокомандующим германской армии на Востоке и стал главным куратором германской администрации на Востоке.

Людендорф воспринял эту миссию как дело личного престижа и свою задачу сформулировал так: «Я решил возобновить просветительскую работу немцев, которую они в течение столетий проводили на этой вновь обретенной нами земле. Смешанное многонациональное население, предоставленное самому себе, не в состоянии самостоятельно, без посторонней помощи, создать собственную целостную культуру».

Сущность великой «Работы»

Воплощать в жизнь план Ober Ost предстояло по-немецки обстоятельно и методично, по четко расписанным направлениям-секциям, главными из которых были «Политика» (внутреннее управление), «Управление Полиции», «Пресса», «Лесное хозяйство», «Сельское хозяйство», «Финансы», «Суды». При этом помимо сугубо практических и технических мероприятий план содержал богатую теоретическую часть. Основой для нее послужила впервые изданная еще в 1861 году книга Вильгельма Генриха Риля «Германская работа».

В этой книге было изложено представление о существовании особо «германского» образа работы и жизни. Сущность этой работы заключается в труде, которому придавалось сакральное значение. По убеждению автора, «душа нации заключается в том, как она представляет труд и как она работает», а работа является поступком, проистекающем из моральных ценностей, принятых в социуме, и в котором сочетаются польза для человека и общества в целом. Таким образом, в концепции Риля работа была не просто средством зарабатывания денег, но моральным поступком в высшем степени этого слова. Такое представление о работе гармонично сочеталось с системой школьного образования, принятого тогда в Германии: учителя должны были обуздать неспокойный дух, который от природы присутствует в каждом человеке, и путем строгой дисциплины и порядка сделать из него достойного члена общества.

«Работа», причем, была не единственным компонентом германского мировоззрения, заложенном в теоретическое обоснование плана Ober Ost. Историк Фритц Штерн в работе «Политика Культурного отчаяния» отмечает, что, в отличие от «искусственных» цивилизаций западных государств и «варварства колонизируемых народов, германская «Культура» представлялась немцам наполненной духовными ценностями. Немцев воспитывали в убеждении, что они являются носителями особой высокой морали и идеи, естественным образом проистекающей из духа германской нации.

Изгнание германского духа

Карта земель Ober Ost. Изображение: brest-litowsk.libau-kurland-baltikum.de


Когда началась война, большинство германцев восприняли ее с искренним воодушевлением как момент решающего боя, в котором немецкая «Культура» одержит окончательный триумф. Подобные теоретические выкладки, надо признать, полностью отвечали запросам самих немцев. На оккупированной территории германские солдаты и офицеры наблюдали колоссальную разницу в уровне жизни и организации труда по сравнению с Германией. Историк Вейяс Люлевикус приводит такое воспоминание очевидца: «Я никогда не видел такой границы, которая разделяла бы не просто два государства, а два мира, — писал немецкий офицер — Насколько простирался взгляд, была видна лишь бедность и «Не-Культура», отвратительные дороги и грязное население и примитивное сельское хозяйство. Полная противоположность процветающей германской земле Верхней Силезии, по другую сторону границы». Немецкий филолог Виктор Клемперер в своих воспоминаниях цитировал одного немецкого чиновника, который восклицал: «Здесь [в зоне Ober Ost] мы безусловно являемся носителями Культуры». Так что и немецкие солдаты, и чиновники — по крайней мере многие из них — находились в полной уверенности, что должны прививать местным жителям «правильное», германское мировоззрение и образ работы.

Во имя армии и Рейха

План Ober Ost предполагал выполнение нескольких первоочередных задач.

Первая — Verkehrspolitik, политика переселения, в рамках которой на занятые территории откомандировывались немецкие управленцы. Руководству Ober Ost требовалось заменить русских правительственных чиновников, судей, полицию и жандармерию, которые покинули территорию вместе с отступающими русскими войсками, и установить контроль над территорией для мобилизации ее ресурсов и наиболее эффективного управления. С задачей привлечения специалистов германская администрация справлялась успешно. «Служащие назначались преимущественно из числа военнослужащих, не пригодных более для военной службы, — вспоминал Эрих Людендорф. — Позднее, когда администрация главнокомандующего востоком приобрела известное имя, дело пошло легче».

Далее, согласно концепции Ober Ost, надо было с максимальной выгодой организовать использование ресурсов оккупированной земли для снабжения германских войск. В июне 1916 года Паулем фон Гинденбургом был издан общий приказ для всех оккупированных германцами областей: «Интересы армии и Рейха должны всегда быть впереди интересов региона».

В этом вопросе германские администраторы подходили с формальных позиций, игнорируя протесты населения. Часто, например, у местных жителей отнимали вообще все крупные металлические предметы (немецкая военная промышленность остро нуждалась во всех металлах), включая сельхозинструмент, а из церквей выносили органные трубы, что, понятно, не очень способствовало установлению взаимопонимания между новой властью и местным населением. Крестьяне же должны были представлять своих лошадей к осмотру, и, если животное соответствовало предъявляемым немцам требованиям, то оно реквизировалось на нужды армии.

Изгнание германского духа

Французские военнопленные, 1916 год


Известно варварское отношение германцев к такому памятнику природы, как Беловежская Пуща. За 3 года оккупации в пуще для нужд фронта было вырублено столько же леса, сколько за предыдущие 300 лет. В Германию отравлялась целлюлоза, которая использовалась для изготовления пороха и бумаги, различных пиломатериалов, нужных при строительстве и ремонте жилья. В роще без всякой системы строились смолокурни и шпалопропиточные заводы. На работах там были заняты французские и русские военнопленные, а также насильно мобилизованное местное население, которое сводилось в рабочие роты и батальоны.

Третьей важной задачей авторы плана прописали целый ряд мер по реформе производства — как промышленного, так и в сфере сельского хозяйства. В 1916 году было принято решение засеять зерном каждый акр пригодной земли для увеличения урожая. Для этих целей было завезено множество агротехники, проводились эксперименты с различными видами и сортами растений. Однако отдача от этих усилий оказалась намного меньше, чем рассчитывало германское командование. На устроенной в ноябре 1916 года в Берлине выставке, посвященной достижениям плана Ober Ost, демонстрировались продукты, выращенные на оккупированных территориях — фрукты, варенье, сушеные овощи. Однако по скромным масштабам самой выставки понимающие люди могли сделать вывод, что аграрная реформа на захваченных землях не удалась. Причем на деле ситуация обстояла из рук вон плохо — в некоторых районах в результате германских экспериментов урожаи вообще заметно упали. Позже сам Людендорф признал: «Мы слишком много ожидали от засеиваемой земли».

Также важным условием налаживания эффективного производства на новых землях немцы, конечно, считали строительство хороших дорог. Люденфорф с гордостью вспоминал: «В мае и августе 1916 года закончилось строительство новых железнодорожных путей Таураге — Радзилишкис и Шавли — Митау (города в Литве — РП), а позднее — и дороги от Свенцян (ныне город Швянченис на востоке Литвы — РП) к озеру Нарочь. Первые две железных дороги помогли также приобщить прилегающие территории к европейской культуре. Кроме того, в непосредственной близости от передовой появилась сеть так называемых полевых железных дорог. Уделялось внимание поддержанию грунтовых и других дорог в местах расположения воинских частей».

Для обеспечения же финансовой стабильности на оккупированной территории в начале 1916 года в Познани был образован Восточный банк для торговли и промышленности, который специально для территорий Ober Ost выпустил военные деньги, так называемые «острубли».

«С белорусами считаться не приходилось»

На этом задачи плана Ober Ost, посвященные «германской Работе», исчерпывались, но оккупационным властям поручалось также решить не менее важный и масштабный проект, связанный с упоминавшейся «германской Культурой».

Был предпринят план мер по улучшению бытовой культуры местного населения. Для этого немцы выпустили множество указов и распоряжений, которые регулировали практически каждый аспект повседневной жизни: правила уборки улиц в городах и селах, нормы по соблюдению гигиены вокруг колодцев, осуществление контроля заболеваний эпидемического характера. В Литве в рамках контроля за гигиеной и предотвращением болезней работал специальный медицинский контроль за здоровьем проституток. Эрих Людендорф вспоминал: «Особенно успешно мы справлялись с таким распространенным во многих районах заболеванием, как сыпной тиф. Нам пришлось пойти на большие жертвы, выделяя необходимый для этих целей военно-медицинский персонал».

Изгнание германского духа

Купюра номиналом в один ост-рубль


Однако и тут германской администрации удалось добиться не очень многого. Большая часть распоряжений издавалась в плохом переводе с немецкого на местные языки, и полуграмотные крестьяне, как правило, не понимали, чего от них хотят пришлые «культурные» люди.

Наконец, финальным компонентом германской политики была так называемая Kulturprogramm — собственно культурная программа. Если реформы в сельском хозяйстве и в способе организации быта должны были изменить способы владения землей, то Kulturprogramm должна была изменить самих людей — их идентичности, мировоззрение и установки поведения. Для этого на оккупированных территориях была начата специфическая программа по формированию этнических идентичностей местного населения. Выпускались газеты на немецком языке — Kownoer Zeitung, Wilnaer Zeitung, Grodnoer Zeitung («Газета Каунаса», «Газета Вильнюса», «Газета Гродно» — РП), которые рассматривались как форпосты немецкой культуры. В газетах подчеркивался уникальный характер региона, в котором она издавалась, и то, насколько удачно немецкая администрация управляла ею.

Также была налажена огромная культурологическая работа по изучению местного населения. Был издан Атлас народов Западной России. У германского руководства особый интерес вызвали белорусы, так как до 1916 года большинство немцев, как оказалось, вообще не знали о существовании этого народа. Очевидица событий Юлия Дубейковская, дочь одного из идеологов Белорусской национал-социалистической партии Леона Дубейковского, вспоминала: «Сначала, немцы вообще не разбирались в национальных особенностях нашего края. Они знали русских, поляков, евреев, частично литовцев, а белорусы были для них чем-то совсем новым».

Эрих Людендорф придерживался такого же мнения: «С белорусами считаться не приходилось, так как поляки национально их обезличили, ничего им не дав взамен. Осенью 1915 года я хотел себе составить представление о том, где группируются белорусы. Но сначала их буквально нигде нельзя было найти. Лишь позднее обнаружилось, что это весьма распространенное, но крайне ополяченное племя, стоявшее на столь низкой степени культуры, что помочь им возможно было лишь продолжительным воздействием».

В начале 1916 года в приказе о школах оккупированного края белорусский язык был провозглашен равноправным с польским, литовским и еврейским языками. На оккупированной территории были открыты белорусские школы. Началось издание на белорусском языке газет и журналов. В Вильно выходила газета «Гоман», действовали Белорусское общество помощи потерпевшим от войны, «Белорусский клуб», объединение «Золак», «Белорусское научное общество», Белорусские учительские курсы. В проекте будущего нового германского государства белорусам отводилась балансирующая роль по отношению к значительному польскому населению.

Изгнание германского духа

Белорусские крестьяне. Фото: Leo Kann / General Photographic Agency / Getty Images / Fotobank.ru


Налаживая свою систему образования, немцами на оккупированных территориях, согласно плану Ober Ost, был применен принцип «национальных школ», которые комплектовались детьми на основе их родных языков. В областях со смешанным населением это часто представляло проблему, и иногда немецкой администрации приходилось самой решать, какой язык следует признать главным в конкретной области. Согласно учебным планам, немецкий учитель преподавал ученикам национальную историю так, чтобы жители оккупированных земель видели свое прошлое в контексте цивилизаторской миссии германского народа. На уроках подчеркивалось вредное влияние русского правления, разрушения, причиняемые русской артиллерией в ходе обстрелов. Местное население должно было усвоить, что только под руководством «германского начальника» оно сможет улучшить качество своей жизни.

«Ночь апатии и пустоты»

Понимания, однако, авторы и исполнители плана Ober Ost, искренне рассчитывавшие на теплую благодарность, на оккупированных землях так и не нашли и не скрывали своего разочарования. Вейяс Люлевикус приводит воспоминание немецкого чиновника, участника программы Verkehrspolitik (по переселению), который отмечал, что, «после пребывания на Востоке он понял, что восточная культура была не более чем ночью апатии и пустоты».

Историк Робер Коёлль, в свою очередь, отмечает: «Немцы не могли понять, что новые железные дороги (по которым в основном ездили германцы) и школьная система (с германскими учителями) не могут создать прочной связи между прусской аристократичной педантичностью и средневековой крестьянской культурой». По его мнению, немецкая культурная миссия провалилась, поскольку была основана на понятиях власти и контроля, игнорируя традиции и образ жизни местного населения. Причем именно это поражение в немалой степени потом сказалось на поведении тех же немцев уже во время Второй мировой войны. По мнению уже упоминавшегося Вейяса Люлевикуса, главным результатом проекта Ober Ost стал мировоззренческий сдвиг в германском представлении восточных территорий: «Восток стал восприниматься как место огромных пространств, населенных различными расами, которые невозможно изменить, но от которых можно избавиться».
Автор: Павел Щелин
Первоисточник: http://rusplt.ru/ww1/history/izgnanie-germanskogo-duha-13800.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 9
  1. Ермак 5 декабря 2014 14:33
    Где связь с названием статьи? Вывод наверное:
    Немцы.......не могут создать прочной связи между прусской аристократичной педантичностью и средневековой крестьянской культурой
    .
    Мне вывод не понравился. Автор наверное родом из Пруссии и пишет по псевдониму.
    1. Pafka 5 декабря 2014 15:47
      Цитата: Ермак
      Где связь с названием статьи? Вывод наверное:
      Немцы.......не могут создать прочной связи между прусской аристократичной педантичностью и средневековой крестьянской культурой
      .
      Мне вывод не понравился. Автор наверное родом из Пруссии и пишет по псевдониму.


      читаем внимательно - это цитата, вывод сделал, Историк Робер Коёлль.
  2. KBPC50 5 декабря 2014 14:35
    Германцы всегда стремились овладеть хотя бы частью России, вот дух и был изгнан! А сегодня германцы сами себя изгоняют. Что делать- оккупированная страна. На территории нынешней Германии почти 300 военных баз США, вот они и пляшут по дудку US, и нет у них ни силы ни духа, одна Меркель осталась,баба то в штанах, а мужиков НОЛЬ, смешно.
    1. zennon 5 декабря 2014 19:51
      Цитата: KBPC50
      Германцы всегда стремились овладеть хотя бы частью России, вот дух и был изгнан!

      Ну а после второй мировой немцев выгнали со своих земель.Сталин подарил полякам немецкие земли величиной почти с ГДР.11 000 000 немцев покинули свои дома.Ура...
  3. gunter_laux 5 декабря 2014 14:41
    Может и к лучшему, что не удалось ассимилировать славян. Не известно,что бы произошло потом с Европой, если бы эта безумная идея удалась!
    1. Ермак 5 декабря 2014 14:59
      Все таки оккупация в большей степени относилась к Польше, Прибалтике и части Белоруссии. Население здесь было и так с известной долей ассимиляцией. smile
  4. сибирский 5 декабря 2014 15:01
    Немецкий орднунг-порядок на завоеванных землях,всегда основывался на пренебрежении к низшей расе,так во всяком случае называли они нас жителей России и и поэтому эти культрегеры, никак не могли смирится ни с нашими обычаями ,ни с традициями, ни с культурой...и в мыслях-то у них была не ассимиляция ,а полное порабощение славян,которые бы частью бы работали в селе на не немецких гросбауэров,часть была бы просто рабами,ну а остальных ждала незавидная участь -умерщвление.....Какая уж тут ассимиляция.....[quote=gunter_laux]Может и к лучшему, что не удалось ассимилировать славян. Не известно,что бы произошло потом с Европой, если бы эта безумная идея удалась!
  5. миша 5 декабря 2014 20:32
    Цитата: zennon
    Ну а после второй мировой немцев выгнали со своих земель.Сталин подарил полякам немецкие земли величиной почти с ГДР.11 000 000 немцев покинули свои дома.Ура...

    это что получается? 11 млн немцев превратились в поляков?
    1. zennon 5 декабря 2014 22:02
      Цитата: миша
      Цитата: zennon
      Ну а после второй мировой немцев выгнали со своих земель.Сталин подарил полякам немецкие земли величиной почти с ГДР.11 000 000 немцев покинули свои дома.Ура...

      это что получается? 11 млн немцев превратились в поляков?

      В середине 70-х польша и ФРГ заключили соглашение о том,что все немцы кто пожелает,а пожелало большинство,отправляются в ФРГ,а Германия не будет претендовать на эти земли в дальнейшем.Ну это как еслибы Россия и хохляндия заключили соглашение-все русские из Донбаса отправляются в Россию,а Россия не претендует на Донбас.Нравится?Это исконно немецеие земли!Их сталин отобрал у Германии и отдал нашим "лучшим друзьям"-пшекам.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня