Теория и практика инженерных операций

Статья основана на полевом уставе (FM3-34) американской армии «Инженерные операции»

Теория и практика инженерных операций

Морские пехотинцы из 1-го инженерного батальона используют бульдозер для создания бермы по периметру патрульной базы в афганской провинции Гемланд. Подразделение прибыло на строительство в два часа ночи и немедленно приступило к обустройству

Инженерные войска позволяют боевым командирам объединенных частей достигать целей за счет стратегической передислокации и тактического маневра, обеспечивая уникальные боевые, общие и геопространственные инженерные возможности.


В то время как природа боевых действий остается постоянной за всю их историю, ведение войны постоянно меняется в ответ на новые концепции, технологии и потребности. Доктрина инженерных войск развивалась более 200 лет и продолжает поддерживать весь спектр боевых действий, она подчеркивает одновременное сочетание наступательных, оборонительных операций и операций обеспечения стабильности во время всех боевых действий. Повышенное внимание также необходимо уделить роли и функции инженерных сил в многонациональных операциях под потенциально многонациональным или межведомственным командованием и при разнообразных командных взаимоотношениях. Неизменно то, что инженерные операции продолжают полагаться на солдата инженерных войск для получения необходимого управления и гибкости с целью интеграции возможностей инженерных сил в общевойсковых операциях.

Инженерные возможности являются значительным фактором повышения боевых возможностей в совместных операциях, облегчая свободу действия, необходимую для соответствия целям боевой задачи. Инженерные операции модифицируют, поддерживают, обеспечивают осмысление и защиту физического пространства. Действуя в подобном ключе, они гарантируют мобильность союзных сил; изменяют мобильность противника; улучшают живучесть и позволяют поддерживать союзные силы; содействуют лучшему пониманию физического окружения; и обеспечивают поддержку гражданских лиц, других наций и гражданские власти и органы.

Инженерные войска должны содержать правильное сочетание возможностей для обеспечения своевременной и соответствующей инженерной поддержки и это сочетание часто будет необходимо серьезно менять во время переходных периодов. Например, саперные части зачастую составляют большую часть инженерных сил на театре военных действий (ТВД) во время продолжительных боевых операций, но они должны быть переформированы во время операций по стабилизации, так как они обычно не имеют надлежащих возможностей выполнять все необходимые рутинные инженерные задачи. Также, в связи с тем, что требования к поддержке EOD (Explosive Ordnance Disposal - обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов, взрывоопасных предметов) во время переходных операций часто значительно выше, чем во время боевых операций, необходимо больше возможностей в сфере EOD.

Заметки по семантике (значению слова)
Боевой устав FM 3-34, на котором базируется эта статья, вводит некоторые значительные изменения касательно ряда традиционных концепций и выражений используемых для их описания. В частности они включают:
- Замена «боевых рабочих систем» на «боевые функции» и последующее разделение боевых оперативных систем мобильности, контрмобильности и живучести между боевыми функциями «движение и маневр» и «защита»;
- Исключение термина «боевое пространство» и последующая замена «функции инженерного боевого пространства» на просто «инженерные функции» боевого, общего и геопространственного инженерного дела;
- Исключение термина «силовая защита» кроме термина «условия защиты войск» (FPCON) как часть антитеррористического элемента боевой функции защиты;
- Формирование термина «гарантированная мобильность» с целью обозначить рамки процесса, действий и возможностей при активном интегрировании инженерной боевой мощи;
- Исключение терминов «боевой», «боевое обеспечение» и «обеспечение войск в бою» при описании категорий для войск, деятельности и возможностей.
В этой статье разъяснена новая семантика, язык и набор выражений, которые могли бы прозвучать несколько неожиданно для читателей не из американской армии.

Планирование инженерных операций

Задачи планирования, подготовки, выполнения и постоянной оценки на различных ТВД многочисленны и разнообразны. Штаб инженерных войск должен участвовать в операциях на каждом уровне боевых действий: стратегическом, оперативном, тактическом. Исключение инженерных работ на любом уровне может неблагоприятно повлиять на эффективность операции.

Стратегический уровень

Инженерная деятельность на стратегическом уровне включает планирование сил и средств, в основном сосредотачиваясь на средствах и возможностях по созданию, установлению, поддержанию и восстановлению вооруженных сил. Вдобавок, развитие инфраструктуры является критическим аспектом в задействовании и поддержании развертывания сил и определяет большую потребность в инженерных средствах. Инженерные войска на стратегическом уровне консультируют по рельефу и инфраструктуре, включая морские и аэропорты выгрузки, формирование войск, приоритеты инженерной поддержки, линии связи, работы на авиабазах и аэродромах, планирование и размещение базового лагеря, совместное определение объектов, иностранную гуманитарную помощь, рассмотрение условий окружающей среды, взаимодействие инженерных сил, введение правил ведения боя, правила использования войск и обеспечение защиты. Вопросы окружающей среды могут иметь стратегическое значение и влиять на успех боевой задачи, и к тому же защита природных ресурсов может быть ключевой стратегической задачей реально важной для восстановления страны.

Оперативный уровень

Инженерная деятельность на оперативном уровне фокусируется на влиянии инфраструктуры, связанной с географическими условиями и выдвижением войск на оперативные планы боевого командира. Планирующие органы инженерных сил должны определять требования к командирской концепции боя, касающиеся мобилизации, развертывания, занятости и обеспечения. Оперативное планирование объединяет оперативный план (OPLAN) или оперативный приказ (OPORD) объединенных сил, предписанные особые инженерные задачи и имеющиеся инженерные силы для достижения успеха. Планирующим органам инженерных войск объединенных сил также необходимо понимать возможности и ограничения инженерных войск каждого рода войск.

Большая часть инженерной деятельности, проводимая для стратегических операций, также выполняется на оперативном уровне. Инженерные войска проводят оценку района боевых действий и окружающей обстановки и работают с офицерами разведки по анализу угрозы. Инженеры проводят комплексное планирование и планируют строительство необходимых базовых лагерей и других сооружений, развивают геопространственные продукты и сервисы и дают рекомендации по совместному огню и живучести задействованных сил. В качестве связи с тактической инженерной интеграцией, оперативное планирование гарантирует, что обеспечиваются соответствующие инженерные возможности для выполнения требований по боевой инженерной поддержке.

Тактический уровень

Инженерная деятельность на тактическом уровне сосредотачивается на поддержке, размещении и маневре боевых элементов (по отношению друг к другу и к неприятелю), которые необходимы для выполнения боевых задач. Тактическое планирование проводится каждым родом войск; в контексте инженерных операций это означает смещение основного фокуса на боевые инженерные задачи и планирование в рамках боевых формирований.

Оперативные планировщики определяют условия достижения результата на тактическом уровне, оценивая потребности и гарантируя доступность возможностей. Обычно тактическое инженерное планирование сосредотачивается на поддержке боевого маневра, живучести и постоянной поддержке, которая не направлена командиром более высокого эшелона.

Планирование строительства на тактическом уровне будет обычно сосредоточено на создании безопасности для обеспечения боевых функций «защиты» и «поддержки». Инженерные планировщики на тактическом уровне используют инженерные средства, предусмотренные оперативными планировщиками для обеспечения тактических боевых задач, предписанные тем боевым маневренным подразделениям, которые они поддерживают.

Тактические задачи – комплексные и планирование должно учитывать характеристики симметричных и асимметричных угроз. Особые соображения включают выполнение анализа местности с пониманием этих характеристик угроз. Инженерная разведка (тактическая и техническая) является решающей возможностью для боевого командира на тактическом уровне. Информация об угрозе должна быть очень специфичной. Рост количества мин и самодельных взрывных устройств (СВУ) требует от инженеров постоянно развивать новые методы противодействия. Тактическая интеграция возможностей по обезвреживанию взрывоопасных предметов становится всё более насущным требованием.

Теория и практика инженерных операций

Немецкий KODIAK на шасси LEOPARD 2 представляет собой современный образец боевой инженерной машины

Инженерные функции

Инженерные функции являются категориями связанных инженерных возможностей и действий, сгруппированных вместе с целью помочь командирам встраивать, синхронизировать и направлять инженерные операции. Три функции – это боевое инженерное дело, общее инженерное дело и геопространственная инженерия.

Теория и практика инженерных операций

Британские солдаты из 26-го инженерного дивизиона, входящего в 24-ый инженерный полк, наводит заново возведенный автодорожный мост близ оперативной базы Delhi в Афганистане. Восстановительные работы жизненно необходимы для улучшения качества жизни афганского населения, особенно работы на транспортных артериях, которые заново оживят торговлю и улучшат доступность в отдаленные районы страны

Теория и практика инженерных операций
Теория и практика инженерных операций

Система очистки от мин и препятствий APOBS (The Anti-Personnel Obstacle Breaching System - противопехотная система для проделывания проходов) готова к применению. В APOBS используются ракетная система для доставки 108 последовательно соединенных гранат, которые детонируют над намеченным препятствием

Боевая инженерия определяется как те инженерные возможности и работы, которые поддерживают маневр сухопутных войск и которые требуют непосредственной поддержки этим войскам. Боевая инженерия состоит из трех типов возможностей и работ: мобильность, контрмобильность и живучесть (M/CM/S).

Инженерные работы общего характера определяются как те инженерные возможности и работы отличные от боевой инженерии, которые изменяют, сохраняют или защищают физическое пространство. К примерам можно отнести строительство, ремонт, поддержание и обслуживание инфраструктуры, сооружений, линий связи и баз; защита природных и культурных ресурсов; изменение рельефа и восстановление и определенные работы по обезвреживанию взрывоопасных предметов.

Теория и практика инженерных операций

Рекогносцировка предполагаемых зараженных зон требует специального снаряжения и обучения

Геопространственная инженерия – это искусство и наука использования геопространственной информации для того, чтобы иметь возможность понимать физическое пространство для военных операций. Искусство – это способность понимать METT-TC (mission, enemy, terrain and weather, troops and support available, time available, and civil considerations – боевая задача, противник, местность и погода, имеющиеся войска и поддержка, имеющееся время, рассмотрение гражданских факторов) и доступную геопространственную информацию, включая замысел использования и ограничения для того, чтобы оценить военное значимость местности и создать геопространственные продукты для принятия решения. Эта наука – способность использовать геопространственную информацию, создавая пространственно точные продукты для измерений, картографирования, визуализации, моделирования и всех типов анализа местности.
Инженерная разведка хотя и не является отдельной инженерной функцией, но является важной частью каждой из инженерных функций.

Боевая инженерия

Боевая инженерия является неотъемлемой частью способности общевойсковых подразделений к маневру. Она сосредоточена на поддержке сил ближнего боя. Боевые инженеры повышают силу войск за счет создания физического пространства с целью получить самое эффективное использование пространства и времени, необходимых для создания удара и скорости при одновременном препятствовании маневру противника. За счет повышения способности подразделения к маневру, боевые инженеры ускоряют концентрацию боевых средств, повышают скорость и темп войск, необходимые для использования критической уязвимости противника. За счет приумножения естественных ограничений физического пространства, боевые инженеры лимитируют способность противника создавать темп и скорость. Эти ограничения увеличивают время реагирования противника и снижают физически и психологически волю к борьбе.

Боевая инженерия обеспечивает инженерную поддержку боевым операциям (наступательным и оборонительным), операциям обеспечения стабильности или помощи гражданскому населению. Она может дополняться время от времени поддержкой общих инженерных работ, но сохраняет свой акцент на комплексном применении инженерных возможностей с целью поддержки свободы маневра общевойскового подразделения (мобильность и контрмобильность) и живучести.

Теория и практика инженерных операций

Паром МЗ перевозит через реку самоходную артиллерийскую установку AS90

Теория и практика инженерных операций

Инженеры польской армии за работой по проекту восстановления гражданского объекта в Афганистане

Мобильность

Маневренная война зависит от свободы передвижения и стремится избежать использования противником силы, чтобы по возможности сосредоточиться на его слабостях. Противник будет использовать огневое могущество, местность и рукотворные препятствия с целью лишения нас свободы маневра. Свои войска, во-первых, попытаются обойти такие препятствия; впрочем, это не всегда может быть вариантом. Сложные задачи, ограничивающие маневр, должны быть преодолены. В этом контексте, мобильные операции определяются как уменьшение эффективности заграждений боевыми и инженерными подразделениями за счет снижения или устранения воздействия существующих или укрепленных препятствий. Целью является сохранение свободы движения боевых подразделений, систем вооружения и важнейших запасов.

Проделывание проходов, включая проходы в воротах, заборах или стенах в городском окружении и преодоление заграждений используется для восстановления способности вести маневренные боевые действия. Работы по очистке, включая расчистку маршрутов или районов, используются для устранения существующих или периодических заграждений. Боевые дороги и пути обеспечивают тактический маневр, а инженерные работы по строительству сооружений для авиации создают мобильную поддержку тактическому маневру в виде ВВП, районов десантирования и сооружений по их обслуживанию.

Операции по мобильности, задача общевойсковых подразделений, задействует маневр в качестве приложения боевой мощи. Операции, которые поддерживают мобильность, включают не только инженеров. Например, обеспечение маневренности и мобильности поддерживают те задачи военной полиции, которые выполнятся для обеспечения и поддержания свободы маневра командира и повышения маневренности своих средств во всех окружающих условиях. Задачи включают разведку и рекогносцировку маршрутов, регулирование и соблюдение маршрутов поставок, определение временных маршрутов, обеспечение форсирования рек и контроль над отставшими и беженцами. Рекогносцировка маршрутов тому еще один пример.

Контрмобильность

Работы по контрмобильности должны препятствовать свободе маневра противника за счет использования укрепленных заграждений. Укрепленные заграждения являются компонентом укрепления рельефа, которое включает разработку рельефа с использованием заграждений для снижения подвижности противника или повышения живучести своих сил за счет строительства боевых позиций и укрытий.

Основные цели операций по контрмобильности – это замедлить или отклонить противника, увеличить время обнаружения цели и повысить эффективность вооружения. Работы по контрмобильности включают строительство пунктов входного контроля и других барьеров с целью лишения свободного доступа к постоянным местам работ. Появление быстро устанавливаемого дистанционно управляемого сетевого оборудования позволяет проводить эффективные контрмобильные операции как часть операций наступательных, оборонительных и стабильности, а также как во время перехода между этими операциями.

Большинство препятствий имеют потенциал по ограничению свободы союзных войск наряду с силами противника. Следовательно, важно, что инженер четко понимает возможности контрмобильности и ограничения имеющихся инженерных войск и тщательно взвешивает риски использования различных типов заграждений. Инженер должен также планировать очистку заграждений при прекращении боевых действий и минимизацию воздействия заграждений на гражданское население и окружающую среду.

Теория и практика инженерных операций

Основные инженерные функции и их подгруппы

Живучесть

Операции по живучести определяются как разработка и строительство защитных позиций, например земляных берм, окопов, укрытий от огня сверху и средств для контрнаблюдения, снижения эффективности вооружения противника.

Концепция живучести в сегодняшней боевой обстановке включает все аспекты защиты личного состава, боевой техники, запасов и информационных систем при одновременном введении в заблуждение противника. Соображения живучести применимы для поддержки боевых позиций, боевого охранения, передовых оперативных баз и во многих случаях для поддержки страны-хозяина и другой инфраструктурной составляющей. Строительство боевых и оборонительных позиций само по себе не может устранить уязвимость личного состава и ресурсов. Но она впрочем, ограничивает потери и снижает урон от действий противника.

Двумя основными факторами при разработке оборонительных боевых позиций является, во-первых, правильный выбор места касательно окружающей местности и, во-вторых, самого эффективного применения основных систем вооружения, например противотанковых ракет и оружия обслуживаемого расчетами. Оборонительные позиции включают, но не ограничиваются строительством пунктов связи и управления, критичным оборудованием (включая радары), складами боеприпасов и снабжения или местами временного хранения и другими объектами, которые возможно подвергнутся в первую очередь вражеским атакам. Может быть, также необходимо учесть защиту опасных материалов и складов ГСМ, которые представляют угрозу для личного состава, если контейнеры для хранения повреждены или разрушены.

Степень защиты, фактически обеспечиваемая для этих элементов, базируется на наличии времени, вооружения и ресурсов. Дополнительные соображения – это вероятность или опасность захвата или атаки, а также оцениваемый риск для каждой площадки и сооружения. Сооружения, излучающие сильный электромагнитный сигнал или значительные тепловые или визуальные сигнатуры, могут потребовать полной защиты от потенциальных атак противника. Электронные меры противодействия и меры дезинформации являются обязательной и неотъемлемой частью планирования для всей видов деятельности во время обороны.

Общая инженерия

Общая инженерия может выполняться в поддержку боевых операций, которая может стать причиной неопределенности в различении чисто боевой инженерии и задач общей инженерии на тактическом уровне.

Возможности общей инженерии обычно не будут ассоциироваться с ближним боем. Отличные на оперативном уровне, возможности общей инженерии применяются, чтобы установить и поддержать инфраструктуру, необходимую для обеспечения боевых операций на ТВД. Временами, военная операция может расширяться за счет поддержки общей инженерией с целью восстановления сооружений, энергетических систем и систем жизнеобеспечения внутри инфраструктуры района операций или создания технического потенциала страны-хозяйки.

Общая инженерия является самой разнообразной из трех инженерных функций и обычно составляет самую большую долю от всей инженерной поддержки, предоставляемой для проведения операции. Кроме того, ведущаяся во всем районе боевых действий, на всех уровнях и выполняемая во время проведения всех видов военной операции, она может занимать все специальности имеющиеся в инженерном полку. Задачи общей инженерии могут включать строительство и ремонт существующих сооружений материально-технического снабжения, линий связи и других маршрутов поставок (включая строительство мостов и дорог), аэродромов, портов, водозаборных скважин, электростанций и распределительных подстанций, трубопроводов топлива и воды и базовых лагерей и лагерей отдыха. Операции пожаротушения и подводных работ являются двумя аспектами, которые могут стать решающими элементами для этих задач. Общая инженерия может также выполняться за счет сочетания объединенных инженерных подразделений, гражданских подрядчиков и вооруженных сил страны пребывания войск или многонациональных инженерных сил. Она также может включать планирование готовности к бедствиям, реагирование на них и устранение последствий.

Задачи общей инженерии обычно требуют большого количества строительных материалов, которые должны быть запланированы и поставлены своевременно.

Геопространственная инженерия

Геопространственная инженерия занимается выработкой, управлением, анализированием и распределением точной информации о местности, которая связана в некоторой степени с земной поверхностью. Эта деятельность предоставляет относящиеся к боевой задаче данные, помощь в принятии решений и продукты визуализации, которые определяют характер района для боевого командира. Ключевыми аспектами задачи геопространственной инженерии являются базы данных, анализ, цифровые продукты, визуализация и отпечатанные карты. И штатные и дополнительные возможности геопространственной инженерии на уровне ТВД, корпуса, дивизии и бригады ответственны за геопространственную инженерию.

Геопространственная инженерия позволяет командиру и личному составу визуализировать боевое пространство за счет сбора и обработки геопространственной информации и формирования изображений. Дополнительно, геопространственная инженерия предоставляет основополагающую информацию, позволяющую выработать более эффективные и функциональные решения при более быстром понимании общего боевого пространства на всех эшелонах, что тем самым сохраняет важный ресурс времени.

Возможности геопространственной инженерии получили значительные улучшения, основанные на опыте в результате организационных изменений, обновления доктрины, технологического прогресса и необходимой практики. Геопространственная инженерия располагает самыми высокими временными и пространственными разрешениями от дополнительных чувствительных элементов (сенсоров) и платформ, что позволяет увеличить объем информации и получить более комплексные данные. Новые методы и технологии обеспечивают дополнительную функциональность и способность работать эффективно в широкой коалиции партнеров и союзников.

Теория и практика инженерных операций

Новая система для разминирования SPARK американской армии имеет три катка для того, чтобы полностью закрыть всю ширину машины

Теория и практика инженерных операций

Преподаватель по инженерному оборудованию из 326-го инженерного батальона обучает иракских инженеров работе с бронированным бульдозером D7

Инженерная разведка

Ответственность за проведение разведки не ложится только на специально организованные подразделения. Каждое подразделение имеет предписанную задачу докладывать информацию о рельефе, гражданской деятельности, своих и вражеских диспозициях, несмотря на свое местоположение в районе боевых действий и основной функции.

Несмотря на это, и хотя рекогносцировка в основном опирается скорее на человеческие ресурсы чем на технические средства, ситуация может потребовать сбора технической информации более высокого уровня, чем располагают неспециализированные подразделения. Например, зона с предполагаемым загрязнением химико-бактериологическими веществами токсичных промышленных материалов должна быть намечена для разведки подразделениями, оснащенными для определения типа и уровня наличия вредных веществ. Обеспечивающие подразделения (например, инженерные, химические, саперные и военная полиция) имеют специальные возможности для сбора технической информации, которая дополняет общую разведывательную работу войск. Это сбор необходимой тактической и технической информации, которая определяет диапазон возможностей инженерной рекогносцировки.

Большая часть возможностей тактической инженерной разведки позволяет проводить сбор технической информации для обеспечения функции боевой инженерии. Рекогносцировка в поддержку операций мобильных, контрмобильных и стабильности проводится в основном группой инженерной разведки, состоящей из боевых инженеров и сосредоточенной на сборе тактической и технической информации для обеспечения свободы маневра и живучести союзных сил и средств. Некоторые специфические задачи инженерной разведки включают, но не ограничиваются:

- Разведку препятствий, сосредоточенной на обходе или прохождении заграждений для создания информации о препятствиях;
- Разведку маршрутов, сосредоточенную на операциях по очистке маршрута;
- Разведку района, сосредоточенную на взрывоопасных предметах, например минах, и неразорвавшихся боеприпасах, требующих очистки района;
- Разведку мест переправ, сосредоточенную на определении требований, позволяющих преодолевать препятствия;
- Разведку маршрута, сосредоточенную на определении боевых маршрутов;
- Разведку заграждений, включая разрушение заграждений, сосредоточенную на постановке своих заграждений совмещенных с огнем.

Теория и практика инженерных операций

Боевые инженеры и мостостроители американской морской пехоты строят балочный мост в афганской провинции Helmand

Инженерные операции
Гарантированная мобильность

Гарантированная мобильность – это основа процессов, действий и возможностей которые гарантируют способность объединенных сил развертываться и маневрировать где и когда необходимо без перерывов или задержки с целью решения боевой задачи. Гарантированная мобильность делает упор на упреждающих действиях мобильности и контрмобильности и объединяет все инженерные функции для ее осуществления. Гарантированная мобильность может быть применена на стратегическом уровне (порты, железная дорога и автодороги), на оперативном уровне (постоянные маршруты и аэродромы обеспечения), и на тактическом уровне (свобода маневра командира). В то время как инженер играет основную роль в гарантированной мобильности, другие подразделения и вооружения обеспечивают ее интеграцию и выполняют важные задачи.

Основными принципами гарантированной мобильности являются прогнозирование, обнаружение, предотвращение, уклонение, нейтрализация и защита. Эти принципы поддерживают реализацию концепции гарантированной мобильности.

Прогнозировать – Инженеры и другие планировщики должны точно прогнозировать препятствия своей собственной мобильности, анализируя технику, методы и приемы, возможности и развитие. Прогнозирование требует постоянно обновляемого понимания боевой обстановки.

Определять – Используя средства разведки, наблюдения и рекогносцировки, инженеры и другие планирующие службы определяют местоположение природных и искусственных препятствий, приготовления к созданию и размещению заграждений, и возможные средства их создания. Они определяют действительные и возможные препятствия и предлагают варианты и альтернативные направления действий с целью минимизации или исключения их возможного влияния.

Препятствовать – Инженеры и другие планирующие органы применяют эти принципы с целью исключения способности противника влиять на мобильность. Это дополняется силами, действующими упреждающе, до того, как заграждения установлены и задействованы. Это может включать агрессивные действия по разрушению ресурсов и возможностей противника, прежде чем они могут быть использованы для создания заграждений.

Избегать – Если препятствование претерпевает неудачу, командир будет перебрасывать свои силы, чтобы избежать помех мобильности, если эта схема жизнеспособна в рамках маневра.

Нейтрализовать – Инженеры и другие планировщики планируют нейтрализацию, ослабление или преодоление заграждений и препятствий в возможно сжатые сроки, чтобы создать неограниченное маневрирование вооруженным силам.

Защищать – Инженеры и другие элементы планируют и воплощают живучесть и другие меры защиты, которые лишат противника способности причинить урон, тогда как собственные силы совершают маневр. Это может включать задачи контрмобильности с целью лишить противника маневра и обеспечить защиту своим войскам.

Теория и практика инженерных операций

Подготовка площадки боевыми инженерами Корпуса морской пехоты США

Инженеры в бою

Боевые инженеры находятся в авангарде потому, что они воюют рядом с маневренными подразделениями со средоточием на ближнем бое. При проведении боевых операций они должны быть готовы воевать и применять свой боевой опыт, используя огонь и маневр для завершения своей инженерной задачи. На современном поле боя противник может быстро определить и уничтожить инженеров независимо от их местонахождения. Вследствие этого, все боевые инженеры организованы, обучены и оснащены воевать и уничтожать противника вдобавок к их основным обязанностям в боевом инженерном искусстве. Это может затронуть инженеров в ближнем бою, организованных воевать в качестве инженеров и организованных воевать в качестве пехоты.

Ведение боя в качестве инженеров

Боевые инженеры вступают в ближний бой, чтобы выполнить свои боевые задач и:
- Обеспечить движение для вступления в контакт или атаки как часть маневра войскового соединения с целью выполнения боевой задачи этого соединения;
- Воевать в качестве сила для проделывания проходов во время таких операций общевойсковых сил;
- Содействовать поддерживаемой организации для отражения внезапной атаки;
- Защищать важный объект, подготовленный к подрыву, через который можно проходить до тех пор, пока свои войска способны отходить;
- Поддерживать безопасность на участке ведения работ;
- Защищать себя в районе сбора или на марше.

Инженерные подразделения общей и геопространственной инженерии вооружены преимущественно стрелковым оружием и имеют ограниченное число систем вооружения, обслуживаемых расчетами. Они не организованы двигаться внутри общевойсковых формирований или применять огонь и маневр, но они способны участвовать в ближнем бою огнем и маневром, преимущественно в оборонительной роли.

Во время боевых операций, подразделения боевых инженеров ориентированы на задачу с маневренными подразделениями и интегрированы в общевойсковые формирования. Инженерное подразделение создано для обеспечения разрушения, проделывания проходов и стремительного преодоления заграждений для общевойсковых сил. Инженерное подразделение также может применять системы вооружения для стрельбы прямой наводкой, способствуя разрушению и прохождению заграждений. Независимо от боевой задачи бронированные инженерные машины являются боевыми машинами и таким образом обеспечивают значительное распределение боевого могущества всего войскового соединения.

При участии в штурме инженеры будут воевать спешенными на объекте наступления. Впрочем, они сосредоточатся на проделывании проходов в ближних защитных заграждениях, также как на задачах по разрушению позиций и окопавшихся машин. Подрывные заряды оказывают значительное воздействие на обороняющихся и разрушают важные позиции, военное имущество и боевые машины.

Боевые инженеры, занятые на разрушении резервных объектов в обороне, главным образом выполняют технические процедуры, необходимые для гарантии разрушения объекта. Впрочем, инженерная группа по подрыву реагирует на контакт с противником. Она помогает в организации охраны объекта, чтобы гарантировать его разрушение. Инженерные войска могут помогать в обороне объектов за счет установки противотанковых и самоуничтожающихся противопехотных мин [США не подписали международный договор, запрещающий противопехотные мины] для создания оборонительного плана.

Подразделения боевой инженерии участвующие в установке заграждений обеспечивают свою собственную локальную безопасность. В рамках своих возможностей они используют принципы ближнего боя против атакующих, чтобы обеспечить завершение создания заграждения. Организации общей и геопространственной инженерии также обеспечивают собственную безопасность, но могут потребовать поддержку от боевых подразделений в зависимости от того, в каком районе боевых действий они находятся. Они участвуют при необходимости в обороне основных объектов. Они устанавливают местные защитные заграждения и воюют от оборонительных позиций по периметру. Они также формируют силы реагирования, которые могут отразить или уничтожить силы противника, пытающиеся прорваться сквозь основное войсковое формирование.

Сражение в качестве пехоты

При рассмотрении истории инженерных войск мы видим, что ведение боя в качестве пехоты было второстепенной задачей, обычно это происходило совместно с другими боевыми подразделениями. К организационным недостаткам можно отнести отсутствие поддержки штатным огнем, коммуникационного оборудования и медицинского персонала. Если инженерному батальону суждено было воевать в качестве пехоты (маневренного подразделения), тогда ему необходима такая же поддержка и возможно интеграция других боевых элементов (например, поддержка огнем и бронетехникой) в свою структуру для выполнения боевой задачи.

Любой командир, командующий боевыми инженерами, имеет полномочия использовать их в качестве пехоты, если не предусмотрено другое. Впрочем, командир должен тщательно взвешивать в этом случае получение силы пехоты против потери инженерной поддержки. Инженеры имеют гораздо большую боевую мощь в своей основной боевой задаче, чем тогда, когда они сформированы как пехота. Остановка инженерных работ может снизить боевую мощь всех боевых сил командира. Реорганизация инженерных подразделений в качестве пехоты требует тщательного рассмотрения и обычно должна быть поручена командованию оперативного уровня.

Теория и практика инженерных операций

Инженеры королевской армии Великобритании готовят площадку для строительства Центра лечения больных лихорадкой Эбола

Теория и практика инженерных операций

Новая инженерная машина AVRE TROJAN британской армии на снимке перевозит фашины. TROJAN базируется на шасси танка CHALLENGER, она предназначена для расчистки заграждений и проделывания проходов на поле боя. На нее может быть установлен бульдозер для земляных работ, полноразмерный противоминный плуг, также она может перевозить фашины и бросать их в траншеи

Теория и практика инженерных операций

Новый вилочный погрузчик CAT британских инженерных войск был закуплен по программе срочной оперативной необходимости (UOR) для использования в Афганистане

Инженеры в атаке

Инженерные операции, обеспечивающие атакующие действия, включают одновременное применение возможностей боевой, общей и геопространственной инженерии за счет синхронизированных боевых функций и по всей глубине района боевых действий. Операции боевых инженеров в ближней поддержке маневренных сил прежде всего фокусируются на наступательных операциях; впрочем, в некоторой степени применяются одновременно все три функции. Основным направлением станет обеспечение того, что поможет маневру и продвижению.

Боевые инженеры готовятся объединить свои инженерные средства с поддерживаемыми ими штабами, ориентированными на выполнение боевой задачи. Инженерные подразделения заблаговременно создают соединение с маневренными подразделениями, которые они поддерживают. При готовности подразделения боевых инженеров для наступательных операций, они сосредотачиваются на инспекции и подготовке общевойсковых сил. С целью проведения тренировок штурмовых сил организуются общевойсковые подразделения для преодоления заграждений и препятствий.

Наведение штурмовых и тактических мостов перемещается в районы перегруппировки и по возможности проводится рекогносцировка мест форсирования. Подготовка может включать создание боевых путей или передовых районов транспортирования. Если ожидаются работы по расчистке маршрута, то организуются группы по расчистке и они сосредотачиваются на проверках и тренировках общевойсковых сил. Подготовка боевых инженеров происходит в тесном взаимодействии и контакте с подготовительными работами маневренных сил.

Теория и практика инженерных операций
Теория и практика инженерных операций

BOZANA 4 – новейшая машина для разминирования от компании Way Industries

Теория и практика инженерных операций

Обучение солдат иракской армии разминированию взрывоопасных предметов

При значительных объемах работ подготовительные работы могут потребовать большего объема технико-инженерной разведки с целью облегчения соответствующего планирования проекта, включая снабжение при необходимости строительными материалами. Специальные инженерные средства могут также потребоваться для выполнения определенных задач.

На оперативном уровне операции общей инженерии не могут проводиться как часть общевойсковой боевой задачи но, тем не менее, должны быть полностью скоординированы с боевым командиром, ответственным за район боевых действий. Эти операции общей инженерии проводятся в первую очередь для обеспечения постоянной поддержки боевых подразделений, но могут быть важными при подготовке наступательной операции.

Во время наступательных операций, разработка боевых и защищенных позиций минимальна для боевых машин и систем вооружения, в то время как акцент делается на мобильность войск. При обороне и нападении (хотя скорее при обороне) могут потребоваться защищенные позиции для артиллерии, противоракетной обороны и логистические позиции. Стационарные сооружения командования и управления требуют для себя защиты, чтобы уменьшить их уязвимость. Во время привалов при наступлении в то время как использование рельефа местности обеспечит защиту, подразделения должны создавать как можно больше защищенных позиций для основных систем вооружения, командных пунктов и критических поставок, основываясь на уровне угрозы и уязвимости подразделения. Например, соответствующие выемки грунта или брустверы размещаются так, чтобы как можно лучше использовать существующий рельеф. Во время этапов раннего планирования, группы анализа рельефа могут предоставить информацию о состоянии грунта, растительных укрытиях и складках местности вдоль маршрутов следования для повышения живучести войск. В схеме каждой позиции с самого начала должен учитываться камуфляж и разработаны методы введения противника в заблуждение насколько позволяют ситуация и время.

При выполнении наступательных операций маневренные силы попробуют избежать встречи с заграждениями вдоль путей наступления. Маневренные силы могут активно избегать заграждения путем противодействия установке контрмобильных средств или пассивно за счет идентификации, маркировки и их обхода. Эта оценка позволяет начать выполнять принятые решения, чтобы пройти или обойти заграждения. Когда это возможно предпочтительны обходные пути, они могут быть переданы последующим инженерным частям для дальнейшего их совершенствования. Аналогично, наведение штурмовых мостов должно быть заменено по возможности соответствующим наведением тактических мостов или линий связи при сохранении возможности наведения в будущем штурмовых мостов. В кратчайшие сроки делается максимальный объем оценок технического уровня с целью определения возможных и отвечающих требованиям улучшений линий связи.

Теория и практика инженерных операций

Морские пехотинцы совместно с инженерным батальоном устанавливают ракету в новую машину для проделывания проходов (модифицированное шасси ABRAMS). Ракета используется для развертывания удлиненных зарядов с взрывчатым веществом C4, которые, детонируя, подрывают все мины и СВУ

Инженеры в обороне

Инженерные операции, обеспечивающие оборонительную позицию, включают одновременное применение возможностей боевой, общей и геопространственной инженерии за счет синхронизированных боевых функций и по всей глубине района боевых действий. Операции боевых инженеров при непосредственной поддержке маневренных сил являются основным фокусом в оборонных операциях; впрочем, одновременно в некоторой степени используются все три функции.

Во всех трех типах оборонительных операций (воздушная оборона, мобильная оборона и отступление) основным средоточием для боевых инженеров является задействование интеграции общевойсковых заграждений (контрмобильность) и гарантирование мобильности своим контратакующим или меняющим позиции силам.

Работы включают строительство позиций для повышения живучести командных пунктов, артиллерии, систем противовоздушной обороны и вооружения и резерва также как подготовку индивидуальных и обслуживаемых расчетами боевых позиций и укрытий и позиций с использованием особенностей местности для боевых машин. Необходимо использовать графики инженерных работ и широко задействовать оборудование для земляных работ. За этот периода усилия по контрмобильности будут конкурировать с ресурсами и средствами живучести. Поэтому важно, что маневренные командиры обеспечивают четкое руководство ресурсами и приоритетами работ.

Общая инженерная поддержка выполняет задачи, превосходящие возможности сил боевых инженерных сил, а также осуществляет более широкую поддержку мобильности меняющих позиции контратакующих сил. Примеры предполагаемых боевых задач включают: строительство и интегрирование заграждений и барьеров; подготовка боевых позиций и позиций, повышающих живучесть в глубине; строительство и ремонт маршрутов, которые облегчают передислокацию сил во всем районе боевых действий. Назначенные боевые инженеры объединяют и обеспечивают мобильную поддержку для резерва или мобильных ударных сил. Средства сбора информации, разведки и рекогносцировки определяют возможности инженерных сил противника (прежде всего средств создания проходов, преодоления заграждений и контрмобильности) для того, чтобы предложить их в список объектов до наступления на цель и гарантировать их своевременное разрушение. На оперативном уровне общие инженерные операции по укреплению и подготовке защищенных позиций для сооружений и военных баз будут проводиться постоянно. Барьеры и заграждения оперативного уровня могут быть также понадобиться как часть обеспечения контрмобильности.

Теория и практика инженерных операций

Бойцы из топографической группы 94-го инженерного батальона американской армии ведут съемку местности на оперативной базе в Ираке. Данные, которые собирает группа, будут использованы в военных и гражданских картах

Теория и практика инженерных операций
Теория и практика инженерных операций

Финская армия купила девять колесных мостоукладчиков с мостами LEGUAN на шасси SISU E15TP 10x10

Инженеры в операциях по стабилизации

Операции по стабилизации включают как принудительные, так и созидательные военные действия. Они предназначены для создания безопасного и надежного пространства и облегчения взаимодействия между местными и региональными противниками.

Инженерное обеспечение для операций стабильности включает одновременное применение возможностей боевой, общей и геопространственной инженерии за счет синхронизированных боевых функций и по всей глубине района боевых действий. Операции общей инженерии по восстановлению основных служб и развития инфраструктуры являются основным делом инженерии в операциях по стабилизации; впрочем, все три функции могут использоваться одновременно в определенной мере.

Часто, операции по стабилизации необходимы для удовлетворения базовых потребностей населения. Инженерные силы могут стать важным инструментом обеспечения основных служб до тех пор, пока правительство принимающей страны или другие организации смогут выполнять те же функции. Инженерные задачи в основном сосредоточены на реконструкции или создании инфраструктуры для создания основных служб, которые обеспечивают население. Эта работы обычно проводятся при взаимодействии с гражданскими организациями и дополнительно к остальному инженерному обеспечению собственных сил. Обеспечение для развития инфраструктуры может быть расширено, чтобы помочь стране пребывания в развитии.

Основные службы с точки зрения инженерных сил включают продукты и воду, укрытие на экстренный случай и базовую санитарию (удаление мусора и нечистот). Возможно, инженерные задачи схожи с теми задачами, которые необходимы при содействии гражданским властям (см. ниже), отличие только в том, что они проводятся за границей.

Теория и практика инженерных операций

Усложненная модульная машина разминирования, разработанная компанией Nexter для французской армии, базируется на машине разминирования с дистанционным управлением на базе шасси танка AMX-30. Три таких машины управляются дистанционно со станции управления в командирской машине VAB

Инженеры в операциях содействия гражданским властям

Гражданская поддержка включает операции, направленные на природные или искусственные бедствия, происшествия и события. Вооруженные силы проводят операции содействия гражданским властям, когда размер и объем бедствия превышает возможности и потенциал местных гражданских властей. Армейские операции содействия гражданским властям состоят из трех основных задач: обеспечение поддержки после катастроф; поддержка гражданского правоприменения; и обеспечение при необходимости другого содействия.

Общая инженерная поддержка с целью восстановления основных служб является основной целью инженеров в содействии гражданским. Инженерная поддержка может также потребоваться для сухопутных войск, обеспечивающих командование и управление, стабильность работы и защиту правительственных организаций на всех уровнях до тех пор, пока они не смогут функционировать нормально. Основные инженерные работы, связанные с обеспечением, включают спасательные работы, продукты и воду, укрытие на экстренный случай, основные санитарные работы (вывоз мусора и канализация) и минимальное ограничение доступа в пораженные районы. Для восстановления основных служб могут быть использованы возможности боевой и общей инженерии. Инженерное оборудование также хорошо подходит для очистки района от камней и строительного мусора в опасных районах.

Инженеры и обезвреживание взрывоопасных предметов

Несколько союзных стран (например, Британия, Франция, Канада и Австралия) обучают технике обезвреживания взрывоопасных предметов EOD (Explosive Ordnance Disposal) дополнительно к обучению боевых инженеров; американская армия скорее рассматривает инженеров и обезвреживание взрывоопасных предметов как две разных службы и организации. Роль каждой уникальна, но схожа и делает необходимой тесную координацию при работе в современном боевом пространстве.

Инженеры ответственны за обеспечение мобильности боевых сил, обнаружение и нейтрализацию мин тремя методами: обнаружение мин, нейтрализация подрывом и «грубая нейтрализация». Технологии обнаружения фокусируются на идентификации металлических частей мин. При взрывной нейтрализации для разминирования используются, например удлиненные заряды с целью детонации мин. В «грубой» нейтрализации используются плуги и катки для расталкивания мин в стороны или детонации их за счет давления. Все эти методы требуют источников разведывательной информации и рекогносцировки с целью обнаружения мин, а затем применения соответствующей комбинации зарядов или средств «прямого воздействия» с целью нейтрализации и проделывания проходов в обычных минных полях. Взрывчатые вещества и «грубая» нейтрализация не могут использоваться в некоторых операциях, например в городских районах.

Личный состав подразделений EOD может быть организован прямо в маневренные подразделения для нейтрализации мин-ловушек, неразорвавшихся боеприпасов и СВУ. Мины-ловушки повысили в последние годы свой «интеллект» и могут иметь электронные схемы, включая датчики освещения, движения и детонацию по команде.

Использованы материалы:
www.monch.com
FM3-34 "ENGINEER OPERATIONS"
www.globalsecurity.org
www.way.sk
www.fas.org
en.wikipedia.org
www.goarmy.com
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 8
  1. Волосатый сибиряк 11 декабря 2014 11:14
    Интересная статья.
    БМР-3М «Вепрь» — российская бронированная машина разминирования базе ОБТ Т-90.
    Машина способна проделывать в противогусеничных минных полях 2 колеи шириной по 800..870 мм, между колеями остаётся неразминированное пространство шириной 1620 мм. В противоднищевых минных полях БМР-3М создаёт сплошной проход, ширина которого равна 3,2 м при минах с контактным взрывателем и до 6..7 м при минах с магнитным взрывателем.
    Экипаж- 2 человек: механик-водитель и командир.Имеется 3 места для перевозки десанта из состава сапёрных подразделений.
    ри осуществлении разминирования БМР-3М может использовать специальное тралящее оборудование. В качестве трала на БМР-3М используется колейный минный трал КМТ-7 или КМТ-8.
    КМТ-7 состоит из цепного устройства, устанавливаемого спереди машины и двух рам с катковыми секциями, на которых имеются резаки с внешней стороны рам. Также имеется приставки для траления противотанковых мин с неконтактным взрывателем, трал противоднищевых мин, а также передатчик помех ПР 377 ИВ.
    Кроме вооружения возможна установка кондиционера и биотуалета. smile
  2. Lance 11 декабря 2014 12:03
    Прекрасный обзор, +!
  3. 31rus 11 декабря 2014 13:13
    Отличная и поучительная статья.Спасибо автору все по "полочкам".Есть Alex предложения ,продолжите пажалуста просвещать нас и дальше про мед.войска,хим. защиты,рем.баты и другие службы
  4. Связист 11 декабря 2014 16:24
    Вообще то интересно все это. Только один вопрос. Зачем все это???? Типа для самообразования??? Ну мы поняли. И теперь понятно для чего Украина копает ров на своей границе. Типа неприступная крепость???? Так Измаил тоже неприступным был, А граф Суворов как то иначе решил и получилось ведь..
    1. Лопатов 11 декабря 2014 20:40
      Цитата: Связист
      олько один вопрос. Зачем все это????

      А зачем советское, а теперь российское государство тратило и тратит деньги на "Зарубежное Военное обозрение"?

      Если смотреть исключительно на картинки... У них есть эффективная система по борьбе с минами и фугасами на дорогах- КМТ для колёсной техники, MRAP с манипулятором и "Хаски" с георадаром. У нас такая линейка техники отсутствует, а надо бы.

      Или вот насчёт защиты... Наши "урки" имеют противопульное бронирование, у американцев они сделаны на базе "Абрамса", да ещё и доп. плуг имеют, чтобы извлечь недобитков. А у британцев и того круче: машина на базе танка, а тонны взрывчатки тянет не на горбу, а за кормой в прицепе. Что явно намного безопаснее.
      1. lubesky 12 декабря 2014 00:44
        Ну зачем Вы нагнетаете. Военная доктрина СССР подразумевала крупномасштабный сухопутный конфликт и наша техника рассчитана на массовое производство. Тех же урок мы могли штамповать тысячами на базе мтлб. У них же сейчас все для мобильной войны локальной ограниченным контингентом. В данный момент имеет смысл прикинуть, какова концепция генштаба? Нужна ли нам ур-2014 или обойдемся ур-77.
  5. tchoni 11 декабря 2014 17:52
    Классная статья. Любим мы про пушки побалакать, про подвижность и пр лабуду. А здесь весьма сложная и не романтическая работа.
  6. tchoni 11 декабря 2014 21:50
    Не успел дописать комент. Продолжаю: И без этой работы ничего не будет. Не стремительных бросков (какой бы подвижной не была техника), не форсирования рек (сколько бы там плавающих бтр не было в армии). не устойчивой обороны (какими бы отважными не были бы солдаты), не безопасных логистичиских операций (как колоны не прекрывай, а от мины или разрушенного моста не спасешь).
    Штаб инженерных войск должен участвовать в операциях на каждом уровне боевых действий: стратегическом, оперативном, тактическом. Исключение инженерных работ на любом уровне может неблагоприятно повлиять на эффективность операции.
    А вот про это у нас и забыть могут,Хотя инженерный спецназ у нас был....
  7. lubesky 12 декабря 2014 00:07
    Чпо дистанцмонному проделованию проходов в минных полях длинными "колбасками" пластида на ракетах - это наша УР-77 Установка разминирования на базе мтлб. Служил на такой, но реальное применение боевое было лишь однажды. А так всю службу провел на животе по полям и горам в качестве простого сапера, изредка навещая свою ур-77 в парке ))
  8. Beiderlei 7 января 2015 15:52
    Тоже нужны и даже очень!
    Beiderlei

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня