Атомные ледоколы России

Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.

1. Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

Атомные ледоколы России



2. За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз — контейнеровоз.
В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимость — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

Атомные ледоколы России


3. Всего на атомных ледоколах России, а также кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1 100 человек.

Атомные ледоколы России


«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

4. Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола — 21 120 тонн, осадка — 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов.

Атомные ледоколы России


5. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

Атомные ледоколы России


6. Отделение ГТГ (главных турбогенераторов). Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

Атомные ледоколы России


7. ЦПУ (Центральный пост управления).

Атомные ледоколы России


8. Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ — управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

Атомные ледоколы России


9. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем — за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

Атомные ледоколы России


10. Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

Атомные ледоколы России


11. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

Атомные ледоколы России


Атомный ледокол «Арктика»

12. Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина — 148 метров, а высота борта — более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

Атомные ледоколы России


13. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

Атомные ледоколы России


«Вайгач»

14. Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

Атомные ледоколы России


15. Капитанский мостик. Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

Атомные ледоколы России


16. Машинные телеграфы.

Атомные ледоколы России


17. Основное применение «Вайгача» — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

Атомные ледоколы России


18. Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

Атомные ледоколы России


19. Помещение среднего гребного вала.

Атомные ледоколы России


20. Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

Атомные ледоколы России


21. Бывший кинозал. Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

Атомные ледоколы России


22. Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

Атомные ледоколы России


Атомный ледокол «Таймыр»

23.

Атомные ледоколы России


24. Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

Атомные ледоколы России


25. «Таймыр» в доке судоремонтного завода.

Атомные ледоколы России


26. «Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

Атомные ледоколы России


27. Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

Атомные ледоколы России


28. Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

Атомные ледоколы России


29. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч).

Атомные ледоколы России


30. Ремонт винто-рулевого комплекса.

Атомные ледоколы России


31. Установка лопасти.

Атомные ледоколы России


32. Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопастей крепится девятью болтами.

Атомные ледоколы России


33. Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

Атомные ледоколы России


Атомный ледокол «Ленин»

34. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями стали высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

Атомные ледоколы России


35. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Атомные ледоколы России


36. Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели — развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

Атомные ледоколы России


37. Ходовая рубка.

Атомные ледоколы России


38. Парадная лестница.

Атомные ледоколы России


39. Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928—1932) — первого в мире ледокола арктического класса.

Атомные ледоколы России


В качестве бонуса пара фотографий Мурманска...

40. Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

Атомные ледоколы России


41. Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

Атомные ледоколы России


42. Панорама Мурманска.

Атомные ледоколы России

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 22
  1. a.s.zzz888 9 декабря 2014 07:46
    Очень прекрасные фото!
    А ледоколы всегда востребованы, а в будущем, в связи с дальнейшим освоением Арктики, они будут особенно необходимы.
    1. Самаритянин 9 декабря 2014 08:35
      Согласен, такие статьи надо в школе показывать, как в СССР фильмы крутили!
      Автору спасибо! Только забыл добавить сколько ещё строится)
      1. Самаритянин 9 декабря 2014 09:58
        ООО "Балтийский завод-Судостроение" уже ведет строительство головного универсального атомного ледокола ЛК-60. Он был заложен 5 ноября 2013 года и получил название "Арктика" - в наследство от одноименного атомохода, уже выведенного из эксплуатации. Новый ледокол оснащается атомной энергетической установкой РИТМ-200 (разработчик - ОКБМ Африкантова) и станет самым большим и мощным в мире. Его длина - 173,3 м, ширина - 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м, минимальная рабочая осадка - 8,55 м. Водоизмещение составит 33,54 тыс. тонн.
        Двухосадочная конструкция атомоходов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. soldier
        1. crazyrom 9 декабря 2014 22:39
          ледопроходимость — почти три метра

          Значит 3,5 метра будет ломать на ура! У нас по другому и не умеют хехехе
      2. jayich 9 декабря 2014 10:09
        Не много о строящихся ледоколах.
        ООО «Балтийский завод-Судостроение» заключило контракт с филиалом «Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии» («ЦНИИ СЭТ») ФГУП «Крыловский государственный научный центр» на поставку комплексных систем электродвижения для серийных атомных ледоколов проекта 22220. Об этом сообщает пресс-служба ООО «Балтийский завод-Судостроение».
        Стоимость контракта составила более 3 млрд руб. Первая система по договору должна быть поставлена на завод в июне 2016 года, вторая -в июле 2017 года.


        Система электродвижения включает в себя комплекс оборудования и устройств, предназначенных для реализации электродвижения судна. В частности система состоит из двух генераторов напряжения мощностью 36 МВт каждый, трех гребных электродвигателей мощностью 20 МВт каждый, преобразователей частоты для регулирования вращения гребного вала, согласующих трансформаторов, распределительных устройств напряжением 10 кВ.

        ООО «Балтийский завод-Судостроение» входит в состав ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» и осуществляет крупнейшие в новейшей истории страны контракты сферы гражданского судостроения на строительство головного и двух серийных атомных ЛК-60.

        Головной универсальный атомный ледокол ЛК-60 проекта 22220 «Арктика» был заложен на «Балтийском заводе» 5 ноября 2013 года. Он будет оборудован атомной энергетической установкой нового типа РИТМ-200 и станет самым большим и мощным ледоколом в мире. Его длина составит 173,3 м, ширина — 34 м, осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м, минимальная рабочая осадка — 8,55 м. Водоизмещение составит 33,54 тыс. тонн.

        Согласно условиям контракта строительство головного ледокола должно быть завершено в декабре 2017 года. Сроки сдачи серийных атомоходов проекта 22220 — декабрь 2019 года и декабрь 2020 года, соответственно.

        Двухосадочная конструкция атомоходов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Ледоколам предстоит обеспечивать проводку судов, транспортирующих углеводородное сырье с месторождений Ямальского и Гыданского полуостровов, шельфа Карского моря на рынки стран Атлантического и Тихого океана.
        Первые тепловыделяющие элементы (твэлы) с ядерным топливом для строящегося российского головного универсального атомного ледокола нового поколения ЛК-60 «Арктика» проекта 22220 изготовлены в ОАО «Машиностроительный завод» ( Московская обл.,входит в топливную компанию Росатома ТВЭЛ).

        ООО "Балтийский завод-Судостроение" и госкорпорация "Росатом" 29 мая 2014г. заключили договор на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220. Стоимость контракта составила 84,4 млрд. рублей. Согласно условиям контракта атомоходы должны быть сданы в декабре 2019 года и декабре 2020 года соответственно.

        По данным пресс-службы судостроительного предприятия, портфель заказов ООО "Балтийский завод-Судостроение" на сегодня достигает 150 млрд. рублей.

        "Для нас очень важен этот государственный заказ, - отметил генеральный директор ООО "Балтийский завод-Судостроение" Алексей Кадилов. - Благодаря ему, завод твердо встает на ноги, его ждет большая модернизация, которая сделает наше предприятие современной, высокоэффективной верфью".
        Спасибо за статью good
        1. jayich 9 декабря 2014 10:12
          А уже готова тех. документация на ЛК-110Я
          А вот видео про ЛК-60
        2. Комментарий был удален.
        3. lexat7 9 декабря 2014 11:35
          Цитата: jayich

          По данным пресс-службы судостроительного предприятия, портфель заказов ООО "Балтийский завод-Судостроение" на сегодня достигает 150 млрд. рублей.
          good


          Вот это хорошо, главное верфь в порядок привести, модернизировать, а то недавно казалось что всё трындец Балтзаводу, а вот и нет Ребята смогли выстоять. good Подготавливать, так сказать, производство и для других "проектов". "Орланы" именно с этих стапелей сходили. hi
        4. Комментарий был удален.
      3. Комментарий был удален.
    2. макс702 9 декабря 2014 20:39
      Любимый тип кораблей..Мощные, большие и полезные..
  2. _umka_ 9 декабря 2014 07:48
    Очень познавательно, спасибо.
  3. vrach 9 декабря 2014 08:34
    Спасибо. Мощные суда. Стране есть много чем гордиться. И возникает вопрос почему мы иногда ведемся на фразочки типа - "Верхняя Вольта с ракетами". Бедная Буркина-Фасо даже мотоциклетного завода нет.
  4. lotar 9 декабря 2014 09:06
    К сожалению в нашей стране очень мало ведётся работы государственными и общественными органами по просвещению в этом и других направлениях.У нас всё больше перенимают опыт наших зарубежных "партнёров",причём без всяких на то оснований копируют всё что нужно и не нужно.Вместо того,чтобы вернуть нашей стране ведущую роль в образовании и медицине,а также многих других направлениях.А ледоколы можно было бы показывать,как одно из доказательств преимуществ нашей страны над другими странами.
  5. A1L9E4K9S 9 декабря 2014 09:13
    Северные богатыри,лучше не скажешь,красавцы,а Арктику жалко,до пяти метров мог лед ломать,в свете планов полнейшего освоения Арктики,для России строительство ледоколов становится первоочередной задачей.
  6. andron352 9 декабря 2014 09:22
    Знакомые виды. На "50 лет Победы" две недели по заливу болтался на ходовых.
  7. pahom54 9 декабря 2014 09:28
    Самое главное сейчас - удержать пальму первенства в ледокольном флоте среди других, желающих поживиться таким лакомым кусочком, как Арктика.
    Для этого новые ледоколы нужно строить примерно так, как:
    "Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер"...

    Сразу чувствуется, что в Советском Союзе строился!
    pahom54
  8. sergei.84 9 декабря 2014 09:36
    Ну вот не нужно выдумывать ни чего.Ставьте вооружение на ледоколы,и не надо запихивать во льды эсминцы и крейсера.Довелось видеть "АРКТИКУ"по возвращению с полюса."ЛЕНИН" казался шибздиком по сравнению с ней.Потом пришла "СИБИРЬ".Там рядышком скромно стоял старичек"КРАСИН" с орденом на передней части надстройки.Это было 38 лет назад,кажется как вчера.
  9. гранат 9 декабря 2014 09:44
    Красавцы прям плавучие города, только почему у нас корабли никогда покрасить нормально не могут????
  10. Петрови42202 9 декабря 2014 10:30
    Статья замечательная. Я бы еще добавил ледоколы, которые строятся. И вот что самое интересное - почему только Россия развивает атомный ледокольный флот? В принципе, матрасники могли бы тоже строить атомные ледоколы. Так нет жа, лучше они их в авианосцы запихают. По их мнению это "мирный атом".
    Петрови42202
  11. DOMINO 9 декабря 2014 10:38
    Отличный обзорный экскурс! Автору спасибо. Проходил срочку в 2002-04 по охране РТП "Атомфлот", поностальгировал crying ... Тогда на базе были ещё ВСЕ из перечисленных судов (кроме достроенного чуть позже 50 лет Победы), и, бывало, одновременно - вот это было зрелище. Как лежбище гигантских моржей wink . Картину гигантизма завершал стоявший буквально тут же ТАКР Кузнецов. МОЩЬ! *реже всего я видел атомный лихтеровоз Севморпуть- здоровенная шаланда
  12. Akinari 9 декабря 2014 11:09
    Хорошая статья. Вот только раз уж взялись за описание ледоколов то давайте будет немножко честнее. В прекрасном городе Мурманске недалеко от "Ленина" стоит печально известное судно-заправщик "Лепсе", на котором хранятся ядерные отходы с «Арктики», «Сибири» и того же самого "Ленина". Причем судно не просто стоит, а стоит поврежденное и медленно ржавеет. Какие могут быть последствия никому объяснять не надо
    Akinari
    1. pv1005 9 декабря 2014 20:06
      И кто это вам такое сказал? Только тоже честнее.
  13. Voodoo 9 декабря 2014 12:59
    Отличная статья и фотки. Респект))
  14. xren 9 декабря 2014 14:08
    В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.).


    Точнее сказать достроены.
    Имя «50 лет Победы» красноречиво намекает. (
    xren
  15. kravch67k 9 декабря 2014 18:00
    Читаю и радуюсь,вспоминаю и плачу .Что Великая РОССИЯ за столько лет сделала САМА - НОЛЬ, СССР-нефтедоллары,валютная игла........Сейчас -класс-нефть-бах-Россия-АХ. И продолжаем гордиться тем ,что сделано до нас,и ледоколы (Скажите мне что севморпуть придумала Россия) САМИ ЧТО СДЕЛАЛИ ? Тунгуску обозвали Панцирем, Т-72 обозвали будущем танкостроения, лучший вертолёт-к-50(52)--сколько их в строю??? У НАС ЕСТЬ ДВА гепотетических МЕНСТРУАЛЯ (куда их потом девать)
    (опыт-5 лет Морской Пехоты)...Спорим по Калашникову--О ЧЕМ ? На нашей территории война всегда шла за счет ополчения--- 100 лет назад--только Мосинка,сегодня только Калаш.А ребята от ПИАРА (посмотрите сайт ЗВЕЗДА ) поют песни года это 1939-го -ЕСЛИ ЗАВТРА ВОИНА-- Так вот,ЕСЛИ ЗАВТРА ВОЙНА- будет как всегда,БАБЫ НАРОЖАЮТ,а винтовка денег стоит.Кто не согласен-пишите поговорим.
  16. Кот Гришка 9 декабря 2014 22:48
    Я помню, в мою курсантскую бытность в 1983 году были на "Леониде Брежневе"/б."Арктике"/ на практике в Мурманске.Стояли в доке на СРЗ.Такая махинища казалась.Облазили весь ледокол,куда можно было зайти.Практически облазили весь,кроме центрального отсека.А на случай войны а/л переводили в разряд всомогательных крейсеров.Так нам говорили.Так даже в носу было место для артустановки.Под палубой было помещение дла подачи и хранения снарядов.После работал на" Сибири".Так там этого уже не было.Или просто не попал в такое же помещение.Так что наши ледоколы готовили не только для мирной жизни.
  17. Т-73 10 декабря 2014 12:12
    ремонтировали Вайгач - жили на Советскком Союзе, пришвартован Союз был к Севморпути со стороны залива. Союз не мал, а вот стоял как игрушка рядом с лихтером. вот это сила. тогда мореманы с лихтера говорили что около миллиарда надо чтоб вернуть его в строй. и надежды небыло. прошло 3 гола и его в строй возвращаем. не все плохо, прорвемся
  18. Region-25.rus 15 декабря 2014 15:19
    good drinks good Автору огромное спасибо!!!! Мне так больше чем на БАТМ не довелось больше ни на чем поработать(((( Фотки аж....всколыхнули в душе))))

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня