Береговая охрана идет на перехват

В декабре Пограничная служба ФСБ России должна получить сразу несколько новых кораблей и катеров для береговой охраны. Причем часть из них - два новых корабля и шесть быстроходных катеров в дополнение к уже поставленным "Мангустам" и "Соболям", придет в Крым. Это в свою очередь позволит почти полностью сформировать корабельную группировку береговой охраны в новом российском погрануправлении.

Береговая охрана идет на перехват
Пограничный сторожевой катер "Мангуст". Фото: Андрей Иглов/РИА Новости www.ria.ru


Особыми возможностями обладают новые сторожевые корабли проекта 22460 "Охотник". Их роль прежде всего важна для охраны границы и территориальных вод в районе континентального шельфа. "Охотник" спокойно может выполнять задачи в море с молодым и битым льдом толщиной до 20 сантиметров. Его оснащение позволяет проводить аварийно-спасательные работы, а также вести экологический контроль. Аналогов этому сторожевику, который справедливо называют кораблем нового поколения, в России пока нет. Одна из основных особенностей "Охотника" - наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета. В считанные минуты для вертолета может быть оборудован ангар-убежище. Примечательно, что площадку и ангар-убежище удалось разместить на корабле водоизмещением всего около 670 тонн. Кроме того в кормовой части корабля есть наклонный слип, на котором установлен быстроходный катер жестко-надувного типа, который может использоваться, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель.


Группировку береговой охраны пополнили и быстроходные катера "Соболь" со скоростью 47 узлов и высокоскоростные катера "Мангуст" со скоростью хода свыше 50 узлов (около 100 км/ч). По своим возможностям это фактически катера-перехватчики. Они предназначены не только для охраны прибрежной зоны и природных ресурсов, но и для перехвата быстроходных целей. По своим мореходным качествам и боевым характеристикам они не уступают зарубежным и превосходят лучшие отечественные катера подобного класса и уже стали настоящей грозой браконьеров.

Но самое ожидаемое пополнение погранфлота - спущенный в этом году на воду и проходящий испытания пограничный сторожевой корабль 1 ранга "Полярная Звезда", специально предназначенный для использования в Арктике. Это первый корабль такого уровня, построенный за последние 20 лет. Он - единственный в истории советского и российского кораблестроения создан специально для пограничников. Корабль оснащен современным навигационно-тактическим комплексом, комплексом для базирования вертолета и способен преодолевать ледовые поля в арктических морях с толщиной льда до 1 метра.

При этом важно то, что речь идет не просто о замене старой техники, оборудования и вооружения на новые образцы. Это - лишь одно из направлений новой концепции развития береговой охраны. Ведь морские акватории все более быстрыми темпами становятся районами масштабной экономической деятельности. Достаточно упомянуть о наших планах по освоению Арктики, развитию Дальневосточного региона. Соответственно, защита национальных экономических интересов на новом уровне диктует необходимость качественного изменения всей деятельности береговой охраны. А она прикрывает не только морскую границу страны протяженностью в 38 тысяч километров, но и речную - 7 тысяч километров, и озерную - 475 километров.

Принципиальной новой становится и сама система управления береговой охраной. Как рассказал корреспонденту "РГ" первый заместитель руководителя департамента береговой охраны Пограничной службы ФСБ вице-адмирал Алексей Вольский, создаются мощные автоматизированные центры управления. Один из них с центром в Мурманске возьмет под контроль границы в Арктике. Другой, в Петропавловске-Камчатском, нашу акваторию Дальнего Востока.

По словам Вольского, особый акцент делается именно на развитие системы контроля надводной обстановки. Так, уже сейчас автоматизированная система контроля практически полностью закрывает российскую акваторию Черного моря, включая Крым. Заканчиваются работы по созданию такой же системы в акватории Финского залива.

Смысл этой системы в том, что вся информация с пограничных кораблей в море, береговых радиотехнических постов наблюдения и спутников в режиме онлайн стекается в единый командный цифровой аналитический центр. Эта информация обрабатывается и тут же автоматически раздается кораблям, которые могут видеть обстановку не только вокруг себя, но и, например, в совсем другом районе. Командир пограничного корабля будет сразу знать всю обстановку, какие суда и где находятся, кто из них - законно. То есть потенциального нарушителя будут вести не с момента нарушения, а задолго до этого.

Первые результаты этих новаций, кстати, уже могут оценить многие граждане нашей страны. На прилавках становится все больше российской рыбы и морепродуктов. Что, в принципе, должно быть нормой для страны, омываемой двумя океанами. Но - не было. Во многом по вине браконьеров, поставивших свой бизнес на промышленный уровень.

- Основные нарушители в сфере незаконной добычи биоресурсов, как и в прошлые годы, - так называемые "подфлажники" - как правило, суда с российским экипажем, но под флагом "удобной" страны, - рассказывает Алексей Вольский. - Только в первом полугодии было задержано 18 таких нарушителей, на борту которых обнаружили почти 116 тонн краба, выловленного без лицензии.

По словам Вольского, в целом принятые пограничниками меры позволили не только сократить незаконные поставки и численность браконьерского флота, но и создать благоприятные условия для легальной добычи краба в Тихоокеанском регионе. Она за первые шесть месяцев этого года выросла на четверть: с 25,5 тысячи тонн до почти 34 тысяч. Причем прямым следствием снижения браконьерской активности стало резкое сокращение поставок краба в порты Японии. По официальной информации Токио, объемы незаконных поставок краба российского происхождения в японские порты сократились в 2,6 раза - с 9,6 тысячи тонн в первом полугодии 2013 года до 3,6 тысячи тонн в первые шесть месяцев 2014 года. Это, между прочим, отразилось и на японском крабовом рынке, где цена на камчатского краба выросла в 3,7 раза и поднялась до 61,5 доллара за килограмм. Браконьеров на Дальнем Востоке так прижали, что в Южную Корею сотни тонн краба начали завозить самолетами из Норвегии и Канады. Похожая ситуация и на Кольском полуострове. Российской береговой охране удалось практически на нет свести деятельность "рыбаков-любителей" на высокоскоростных маломерных судах - так называемых "собаках". Они занимались незаконной переправкой неучтенной рыбы с рыболовных траулеров на берег. Как только у пограничников появились катера-перехватчики "Соболь", превосходящие по скорости браконьеров, то "собачье плавание" постепенно сошло на нет.

До единичных случаев сократился незаконный промышленный лов в Баренцевом море. Как рассказывает Вольский, норвежская береговая охрана признала, что благодаря совместным усилиям незаконный промысел рыбы и, в частности, трески тут практически отсутствует. Более того, впервые за последние годы зафиксирован значительный рост стада трески.

А в северной части Каспийского моря идет жесткая борьба с осетрово-икорной мафией. В прошлом году здесь за нарушение пограничного режима и природоохранного законодательства наши пограничники задержали более 190 маломерных судов, вытралено сотни тысяч метров сетей. Привлечено к административной ответственности 12 юридических и более 690 физических лиц. Тотальный контроль на морских границах привел к тому, что всего за полгода было задержано 60 судов-нарушителей, из них 28 - иностранных. Пять из них конфисковали. Наложены штрафы более чем на 358 миллионов рублей.
Автор: Иван Егоров
Первоисточник: http://www.rg.ru/2014/12/03/korabli.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. Денис 13 декабря 2014 06:42
    Они предназначены не только для охраны прибрежной зоны и природных ресурсов, но и для перехвата быстроходных целей
    И уничтожения посудин с разным г...
    А ещё и радуга и голубь,точнее голубки
    как цель
    1. Дюк 13 декабря 2014 06:52
      Сторожевые корабли проекта 22460 шифр Рубин (тип «Охотник») — тип пограничных (патрульных) сторожевых кораблей территориального моря второго ранга нового поколения. По современной классификации может быть отнесен к малым корветам.
      ПСКР «Рубин» предназначен для охраны государственной границы, территориальных вод, континентального шельфа, для проведения аварийно-спасательных работ, а также для осуществления экологического контроля и ликвидации последствий природных бедствий. Наряду с охраной границы в задачу кораблей этого класса все чаще входят операции по борьбе с терроризмом и морским пиратством.
      Аналогов этому ПСКР, который справедливо называют кораблем нового поколения, в России пока нет. Одна из основных особенностей «Рубина» – наличие на борту взлетно-посадочной площадки для легкого вертолета. В считанные минуты для вертолета может быть оборудован ангар-убежище. Примечательно, что площадку и ангар-убежище удалось разместить на корабле водоизмещением всего около 600 т. Заметим, что на широко разрекламированном шведском корвете Visby, который до недавнего времени считался самым маленьким боевым кораблем с вертолетом на борту (его водоизмещение чуть больше 600 т), ангара нет – только вертолетная площадка.
      Еще одна важная особенность ПСКР – наличие в его кормовой части наклонного слипа, на котором установлен быстроходный катер жестко-надувного типа, предназначенный, например, для быстрой доставки досмотровой партии на судно-нарушитель. И поисковый вертолет, и катер на борту серьезно расширяют возможности небольшого корабля.
      Но и это еще не все. Учитывая непростые природные условия в отдаленных районах России и принимая во внимание, что служить таким кораблям предстоит на разных театрах, «Рубин» спроектирован так, что может работать в молодом и битом льду толщиной до 20 сантиметров.
      Вооружение корабля – одна 30-мм автоматическая шестиствольная артиллерийская установка АК-630 и два 12,7-мм пулемета «Корд». Этого вполне достаточно для решения тех задач, которые придется выполнять «Рубину». Вместе с тем, корабли этого проекта имеют серьезный модернизационный ресурс. В случае необходимости, на них возможно размещение пусковых установок ПКР «Уран».
      На «Рубине» созданы великолепные бытовые условия для экипажа. Есть даже сауна с бассейном. Нельзя не сказать и о внешнем облике корабля. Его архитектура соответствует stealth-технологиям.
    2. shershen 13 декабря 2014 13:30
      да, ссучился гринпис в последнее время.
      нужно объявить зелёным писам, что их суда при захождение в тер.воды РФ будут тупо конфисковываться в казну, без всяких объяснений, чтобы этих экопроституток близко не было, пусть сомалийских пиратов жизни учат
      1. gispanec 13 декабря 2014 20:34
        да, ссучился гринпис в последнее время.[/quote]
        а типа раньше он был по факту за экологию....))...он для этой хе...р...ни и создавлся
      2. AKuzenka 13 декабря 2014 21:22
        С сучился Гринпис? А разве он когда был не с сученным? Он сразу таким появился.
  2. IMAN 13 декабря 2014 07:17
    Лично попадал под катер,очень похожий на (Мангуст),только более ранняя версия,называется"Верещагин",порт приписки Владивосток,уйти от него нереально.Зверь машина,Японские сторожевики даже рядом не стоят. И браконьерство на ДВ,практически исчезло,факт!
    IMAN
    1. TIT 13 декабря 2014 09:09
      Цитата: IMAN
      уйти от него нереально.Зверь машина,


      ...............
      TIT
      1. jjj 13 декабря 2014 12:20
        Одна предупредительная очередь и "цирк" заканчивается. А так экипаж сработал нормально. Два раза, считай, лодку "утопили"
        jjj
        1. sabakina 13 декабря 2014 12:52
          Зачем стрелять? Поставить на носу хороший гарпун. И лёгким движением руки браконьеры превращаются в добычу...
        2. TIT 13 декабря 2014 14:16
          Цитата: jjj
          Одна предупредительная очередь

          TIT
          1. GOgaRu 13 декабря 2014 17:29
            Ну и зря!!!Чуть не угробили корабль.Пулемет зачем,орехи колоть?
      2. Freelancer7 13 декабря 2014 13:57
        Если бы держали курс прямо на лодку, а не паралельным курсом - то можно было бы наскок сделать и ребятки бы уже никуда не уплыли...
  3. Петрови42202 13 декабря 2014 08:49
    Это хорошо. Просто отлично. Немного стран могут похвастаться серийным строительством катеров, которые носятся быстрее торпеды. А проект 2100 "Соболь" - штука отличная. Правильно, хватит косоглазым японцам суши из нашего краба жрать. Ну и зеленых на них так можно погонять (гринписек). Хотя, они, наверное, до сих пор боятся, после того, как их в кутузку упекали. laughing
    Петрови42202
    1. TIT 13 декабря 2014 09:44
      Цитата: Петрови42202
      погонять (гринписек)


      TIT
      1. sabakina 13 декабря 2014 12:55
        Хорошее видео. А кто там верещал?
      2. Lance 13 декабря 2014 14:19
        Зеленых писек - на абордаж!!))
  4. кобальт 13 декабря 2014 12:16
    Неплохо бы еще построить с десяток боевых кораблей ледового класса по типу полярной звезды
  5. Denis_469 13 декабря 2014 12:30
    Хрень полная. Деньги спускают и только. У браконьеров развита служба оповещения. Сразу по выходу из базы браконьеры в море оповещаются о выходе погрансудна. А затем тот корабль отслеживается в море. И редко когда удаётся кого догнать. Им бы построить несколько пограничных подводных лодок с высокой надводной скоростью и артиллерийским вооружением. Это единственный способ ловить браконьеров массово.
    1. Lance 13 декабря 2014 14:28
      подводных лодок с высокой надводной скоростью и артиллерийским вооружением


      ЧЗХ?! вот это полный спуск денег! laughing
      1. Denis_469 13 декабря 2014 16:43
        Полный спуск денег, когда командир сторожевика говорит, что провели в море 3 недели. А никого не поймали, так как догнать никого не смогли. Потому как у японцев и южнокорейцев быстроходные суда и вместе с оповещением о приближении сторожевика или его приходе в район все из района немедленно убираются. Топливо сожгли, моторесурс выбили, ни на рубль поймать не смогли. И идея принадлежала командиру ПСКР, который пару лет назад давал интервью по телевизору.
    2. Денис 13 декабря 2014 15:13
      Цитата: Denis_469
      Сразу по выходу из базы браконьеры в море оповещаются о выходе погрансудна

      А в базе надо торчать? Если допустить патрулирование,а уж если с БПЛА ...
      1. Denis_469 13 декабря 2014 16:52
        Ну увидишь ты его с беспилотника и что дальше делать будешь? С учётом того, что за крабом ходят на скоростных судах со скоростями 30-48 узлов, то шансов догнать их мизер. В базе торчать не нужно, но нужно иметь и средства, которые не будут отслеживаться всеми желающими и о которых не будет идти оповещение в режиме реального времени. Вот краба контрабандный лов сократили введением скоростных сторожевиков, но треть объёма осталась. Это быстроходные рыболовные суда со скоростями от 30 до 48 узлов. Потому они могут пользоваться оповещением и скоростью для отрыва от преследования. Какая должна быть скорость, чтобы ловить даже 35-40 узловой рыболовный траулер на дистанции пусть даже 20 миль, который получил оповещение по телефону про то, что к нему идёт сторожевик и начал сваливать? Ну даже если догонит, то сколько топлива сожжёт? А отобьётся ли стоимость того топлива стоимостью всего контрабандного груза? Рыболовные суда контрабандистов у нас в стране не конфисковываются и не продаются российским компаниям. В результате часто после возвращения с патрулирований стоимость израсходованного топлива меньше стоимости перехваченной контрабанды. После введения скоростных сторожевых кораблей у нас из контрабандного лова выпали все те суда, которые не могут уйти от таких сторожевиков. А против тех, кто остались нужно изобретать нечто новое, так как они уже научились уходить от наших скоростных сторожевиков. А постоянно держать в воздухе самолёты для охоты на контрабандный лов ещё дороже. Потому других вариантов, кроме пограничных подводных лодок нет. Их не видно, по ним нет оповещений с других рыболовных судов. Их перемещения не отслеживаются. И наконец она может скрытно подойти к браконьеру на ту дистанцию, после которой тому смысла отрываться от преследования не будет, так как при такой попытке его лодка просто расстреляет артогнём.
    3. русский узбек 13 декабря 2014 15:47
      они уходят в море на 30-40 суток какое оповещение? это патрульный корабль,он уходит в море и там ПАТРУЛИРУЕТ!какие ещё "подводные лодки с высокой надводной скоростью и артиллерийским вооружением"?
      1. Denis_469 13 декабря 2014 16:41
        Да вот пару лет назад видел интервью одного командира пограничного сторожевика с сетованиями о том, что как он только выходит в море, так сразу по телефонам звонят контрабандистам, а потом в море сообщают друг другу где погранцы ходят. Потому хрен кого поймаешь. И про подводные лодки для погранцов он и говорил. Типа нужны очень быстроходные лодки в надводном положении с артиллерией, чтобы скрытно подходить к браконьерам и чтобы их отслеживать не могли. Я так понимаю, что ему нужно было нечто вроде лодок 2 мировой войны с большой надводной скорость в районе 25 узлов и с артиллерией.
  6. shershen 13 декабря 2014 13:42
    До чего же приятно видеть русские названия на судах в Крыму, был в Балаклаве лет 10 назад,
    кругом мова, только продавцы по-русски говорят, сильно меня тогда морально покоробило что такое прекрасное место больше не наше, что все корабли и катера с надписями на мове.
    Владимир Владимирович спасибо за Крым, лично от меня!
  7. hzpfym 13 декабря 2014 17:39
    каждый год пограничные генералы и адмиралы расхваливают себя как они борются с различными угрозами на границе, только воз и поныне там.
    Пообщайтесь с погранцами которые "пашут на земле" -они вам правду расскажут
    в Пограничной службе так нареформировали, что Минобороны с Сердюковым отдыхают
    hzpfym
  8. hzpfym 13 декабря 2014 17:40
    а что до товарища Вольского - так посмотрите сначала на его послужной список и пообщайтесь с морскими офицерами - пограничниками - они Вам много интересного расскажут
    hzpfym
    1. gispanec 13 декабря 2014 22:28
      [quote=hzpfym]
      hzpfym


      Сегодня, 17:40




      а что до товарища Вольского - так посмотрите сначала на его послужной список и пообщайтесь с морскими офицерами - пограничниками - они Вам много интересного расскажут[/quot
      тогда зачем вы тут это все написали?.....если нам надо с другими людьми общаться...
    2. Комментарий был удален.
  9. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня