Military Review

Project BM-13. Riddles and legends (BM-13-16 "Katyusha" multiple launch rocket system)

13



The famous "Katyusha" left its unforgettable mark on stories WWII since 14 July, 1941, this is the secret weapon under the command of captain I. A. Flerov, literally wiped out the station in the city of Orsha, along with the German echelons with troops and equipment. The first samples of rockets launched from a mobile carrier (vehicles based on the ZIS-5 truck) were tested at Soviet test sites from the end of 1938 on 21 June 1941, they were demonstrated to the leaders of the Soviet government, and literally several hours before the start of the Great Patriotic War. War, it was decided to urgently deploy mass production of missiles and launchers, which received the official name "BM-13".

It was truly a weapon of unprecedented power - the range of the projectile reached eight and a half kilometers, and the temperature at the epicenter of the explosion was one and a half thousand degrees. The Germans repeatedly tried to seize a sample of the Russian wonder-technology, but the Katyush crews strictly complied with the rule that they could not be taken into the hands of the enemy. On a critical occasion, the machines were equipped with a self-destruct mechanism. From those legendary installations is, in fact, the entire history of the Russian rocket technology. A rocket for the "Katyusha" developed Vladimir Andreevich Artemyev.

He was born in 1885 in St. Petersburg in the family of a soldier, graduated from Petersburg gymnasium and volunteered for the Russian-Japanese War. For courage and bravery, he was promoted to junior non-commissioned officer and was awarded the Cross of St. George, then graduated from the Alekseyevsky Junker School. At the beginning of 1920, Artemyev met NI Tikhomirov and became his closest assistant, but in 1922, on a wave of general suspicion towards former officers of the tsarist army, he was imprisoned in a concentration camp. Returning from Solovkov, he continued to work on improving rockets, the work on which he began in the twenties and interrupted in connection with the arrest. During the Great Patriotic War, he made many valuable inventions in the field of military equipment.

After the war, V. A. Artemyev, being the chief designer of a number of research and design institutes, created new types of missiles, was awarded the Orders of the Red Banner of Labor and the Red Star, was the winner of the Stalin Prizes. Died 11 September 1962 in Moscow. His name is on the map of the moon: in memory of the creator of the "Katyusha" one of the craters on its surface was named.


“Katyusha” is the informal collective name of the BM-8 (82 mm), BM-13 (132 mm) and BM-31 (310 mm) rocket launchers. Such installations were actively used by the USSR during the Second World War.

After adoption aviation 82-mm rockets of the air-to-air class RS-82 (1937) and 132-mm rockets of the class air-to-ground RS-132 (1938) The Main Artillery Directorate set the project developer, the Reactive Research Institute, to create multiple launch rocket system based on RS-132 shells. The refined tactical and technical task was issued to the Institute in June 1938.



In accordance with this task, by the summer of 1939, the institute developed a new 132-mm high-explosive fragmentation projectile, which later received the official name M-13. In comparison with the aviation RS-132, this projectile had a longer range and a much more powerful combat unit. The increase in flight range was achieved by increasing the amount of rocket fuel, for this it was necessary to lengthen the rocket and missile head on the 48, see. The M-13 projectile had slightly better aerodynamic characteristics than the PC-132, which made it possible to obtain higher accuracy.

Project BM-13. Riddles and legends (BM-13-16 "Katyusha" multiple launch rocket system)


A self-propelled, multiple-charge launcher was also developed for the projectile. Its first version was created on the basis of the ZIS-5 truck and was designated MU-1 (mechanized installation, the first sample). Conducted in the period from December 1938 to February 1939, field tests of the installation showed that it does not fully meet the requirements. Taking into account the test results, the Jet Research Institute developed a new launcher MU-2, which in September 1939 was adopted by the Main Artillery Directorate for field tests. Based on the results of field tests that ended in November 1939, the institute was ordered five launchers for conducting military tests. Another installation was ordered by the Naval Artillery Directorate Fleet for use in coastal defense systems.

21 June 1941 installation was demonstrated to the leaders of the CPSU (6) and the Soviet government, and on the same day, just a few hours before the start of World War II, it was decided to urgently deploy the mass production of M-13 missiles and the launcher that received The official name of the BM-13 (13 combat vehicle).



The production of BM-13 plants was organized at the Voronezh plant named after Comintern and the Moscow plant "Compressor". One of the main enterprises for the production of rockets was the Moscow plant them. Vladimir Ilyich.

During the war, the production of launchers was urgently deployed in several enterprises with different production capabilities, and therefore more or less significant changes were made to the design of the installation. Thus, up to ten types of the BM-13 launcher were used in the troops, which hampered the training of personnel and had a negative effect on the operation of military equipment. For these reasons, a unified (normalized) BM-1943H launcher was developed and adopted in April 13. During its creation, the designers critically analyzed all parts and assemblies in order to improve the manufacturability of their production and reduce the cost, with the result that all nodes received independent indices and became universal.



Composition

The structure of BM-13 "Katyusha" includes the following military means:


Fighting vehicle (BM) MU-2 (MU-1);
Missiles.

Missile M-13:

The M-13 projectile (see diagram) consists of a warhead and a powder jet engine. The head part of its design reminds artillery high-explosive fragmentation projectile and outfitted an explosive charge, for the detonation of which a contact fuse and an additional detonator are used. The jet engine has a combustion chamber in which a powder propellant charge is placed in the form of cylindrical checkers with an axial channel. To ignite the powder charge, pyrozapals are used. The gases formed during the burning of powder checkers flow through the nozzle, in front of which there is a diaphragm preventing the emission of checkers through the nozzle. Stabilization of the projectile in flight is provided by means of a tail stabilizer with four feathers welded from stamped steel halves. (This method of stabilization provides a lower accuracy than stabilization of rotation around the longitudinal axis, however, it allows to obtain a greater range of the projectile. In addition, the use of a feathered stabilizer greatly simplifies the technology for the production of rockets).



The range of the M-13 projectile reached 8470 m, but there was a very significant dispersion. According to the 1942 firing tables of the year, with 3000 m firing range, the lateral deviation was 51 m, and in range - 257 m.

In 1943, a modernized version of the missile was developed, designated M-13-UK (improved accuracy). To increase the accuracy of firing of the M-13-UK projectile, 12 tangentially located holes are made in the front centering thickening of the missile part, through which a part of the powder gases leaves the rocket engine during operation of the projectile, causing the projectile to rotate. Although the range of the projectile at the same time somewhat decreased (to 7,9 km), improved accuracy resulted in a decrease in the area of ​​dispersion and an increase in the density of fire by 3 times as compared with M-13 projectiles. The adoption of the M-13-UK projectile into service in April 1944 contributed to a sharp increase in the firing capabilities of rocket artillery.

Launcher MLRS "Katyusha":

To projectile developed self-propelled multiply charged launcher. Its first version, the MU-1 based on the ZIS-5 truck, had 24 guides mounted on a special frame in a transverse position relative to the longitudinal axis of the car. Its design allowed launching of rockets only perpendicular to the longitudinal axis of the car, and the jets of hot gases damaged the installation elements and the ZIS-5 case. Security was also not ensured when driving from the driver’s cab. The launcher was swinging heavily, which worsened the accuracy of missile firing. Loading the launcher from the front of the rails was inconvenient and took a lot of time. The car ZIS-5 had a limited patency.

A more advanced MU-2 launcher (see diagram) based on a ZIS-6 off-road truck had 16 rails along the vehicle axis. Every two guides were connected, forming a single structure, called "Sparky". A new subframe was introduced into the installation design. The subframe allowed the assembly of the entire artillery part of the launcher (as a single unit) on it, and not on the chassis, as it was before. When assembled, the artillery unit was relatively easy to mount on the chassis of any car brand with minimal refinement of the latter. The design has made it possible to reduce the complexity, production time and cost of launchers. The weight of the artillery unit was reduced by 250 kg, the cost by more than 20 percent. The combat and operational qualities of the installation were significantly increased. Due to the introduction of the reservation of the gas tank, gas line, side and rear walls of the driver’s cabin, the survivability of launchers in combat was increased. The firing sector was increased, the stability of the launcher in the stowed position increased, improved lifting and turning mechanisms increased the speed at which the unit was aimed at the target. Before launching, the MU-2 combat vehicle was jacked up similarly to the MU-1. The forces that swing the launcher, thanks to the location of the guides along the chassis of the car, were attached along its axis to two jacks located near the center of gravity, therefore the rocking was minimal. Charging in the installation was carried out from the breech, that is, from the rear end of the guides. It was more convenient and allowed to significantly speed up the operation. The MU-2 unit had the swiveling and lifting mechanisms of the simplest design, a bracket for mounting the sight with a conventional artillery panorama and a large metal fuel tank mounted behind the cab. Cab windows were covered with armored folding shields. Opposite the seat of the commander of the combat vehicle on the front panel was mounted a small rectangular box with a turntable, resembling a telephone dial and a handle for turning the dial. This device was called the "remote control fire" (PUU). From it went the wiring harness to a special battery and to each rail.


Launcher BM-13 "Katyusha" on the Studebaker chassis (6x4)

With one turn of the handle of the SCP, the electrical circuit was closed, the squib was triggered, placed in front of the missile chamber of the projectile, the jet charge ignited and a shot occurred. The rate of fire was determined by the rate of rotation of the handle of the SCP. All 16 shells could be fired in 7 — 10 seconds. The transfer time of the MU-2 launcher from traveling to combat was 2-3 minutes, the angle of vertical shelling ranged from 4 ° to 45 °, the angle of horizontal shelling was 20 °.

The design of the launcher allowed its movement in a charged state at a fairly high speed (up to 40 km / h) and rapid deployment to the firing position, which contributed to the sudden attacks on the enemy.

A significant factor that increases the tactical mobility of rocket artillery units armed with BM-13Н units is that the powerful American Studebaker US 6Х6 US truck supplied to the USSR under lend-lease was used as a base for the launcher. This car had a high permeability, provided with a powerful engine, three driving axles (wheel formula 6х6), a multiplier, a winch for self-pulling, high position of all parts and mechanisms sensitive to water. The creation of this launcher was finally completed testing the serial combat vehicle BM-13. As such, she fought to the end of the war.

Testing and operation

The first battery of field-mounted artillery, sent to the front on the night of 1 on 2 in July 1941 of the year, commanded by Captain I. Flerov, was armed with seven installations made by the Rocket Research Institute. With its first salvo in 15 hours 15 minutes 14 July 1941, the battery wiped out the Orsha railway junction along with German echelons with troops and military equipment.

The exceptional efficiency of the action of the battery of Captain I. A. Flerov and seven more such batteries formed after her contributed to the rapid increase in the rate of production of jet weapons. Already in the fall of 1941, the 45 three-battery battalions with four launchers in the battery operated on the fronts. For their weapons in the 1941, the 593 BM-13 was manufactured. With the arrival of military equipment from the industry began the formation of regiments of jet artillery, consisting of three divisions, armed with launchers BM-13 and anti-aircraft division. The regiment had 1414 manpower, 36 BM-13 launchers and 12 anti-aircraft 37-mm guns. The volley of the regiment was 576 shells caliber 132mm. At the same time, manpower and military equipment of the enemy was destroyed on an area of ​​over 100 hectares. Officially, the regiments were called the Guards mortar regiments of artillery of the reserve of the High Command.
 

13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Эндрю
    Эндрю 2 May 2011 15: 12
    +2
    There is an inaccuracy in the text, the rocket launchers fell into the hands of the Germans. Intact or partially damaged. For the curious, leave a link http://knigo-man.livejournal.com/14846.html
  2. mind1954
    mind1954 7 October 2011 05: 47
    0
    What are the puzzles and legends?
    The most important riddle is not mentioned.
    The main mystery too.
    And a very important mystery too.

    There are such interesting memoirs of people who fought on them.
    I had a chance to talk with people
    memories - you will not forget.
  3. sirToad
    sirToad 7 October 2011 05: 56
    +1
    is it from x * elet Radzinsky went or what? look everywhere for riddles, secrets, legends ... although, yes, the author gave out one legend - that not a single installation went to the enemy, that with such a scale of military operations it looks just fantastic
  4. Evil Tatar
    Evil Tatar 7 November 2011 11: 17
    0
    And what did Radzinsky do to you personally?
    Stepped on a foot in the stairwell? And didn’t apologize?
    That's what it turns out to be ...
    Yes, you really are pricking ...
    Many, I think it will be interesting ...
    1. sirToad
      sirToad 8 November 2011 13: 58
      0
      Well, I do not like him! physiognomy!
      1. Evil Tatar
        Evil Tatar 9 November 2011 04: 54
        0
        He died not so long ago.
        Here I am for what ...
        And about the dead ... You know yourself, it’s better if nothing, if so.
        1. sirToad
          sirToad 9 November 2011 04: 59
          -1
          did he die? she didn’t know her! Well now he already gives a detailed report for his affairs. Allah is his judge
          1. Evil Tatar
            Evil Tatar 9 November 2011 17: 12
            0
            Yes, like a pro-Orthodox person was ...
            1. sirToad
              sirToad 9 November 2011 17: 36
              0
              he is as Orthodox as I am a Buddhist. but that informal blue blood is a fact
        2. Glenn witcher
          Glenn witcher 9 November 2011 17: 18
          0
          He is alive. And is not going to die.
          1. sirToad
            sirToad 9 November 2011 17: 37
            0
            and if alive - then to * zel ur * d and n * dor finished
      2. Lexeich
        Lexeich 9 November 2011 18: 23
        0
        I agree, sirToad, many of all his speeches are anti-Russian, vile, with shit. Although as an actor, he is wonderful. He should perform in the genre of A. Raikin. And he disappeared from the screen after a girl died in an accident through his fault, and from "experiences" he got "sick". And then, only after he was pressed against the wall with facts. And at first, with all his skill, he blamed the bad weather and others. google and find everything on the internet, it was recently
        1. sirToad
          sirToad 9 November 2011 19: 54
          0
          from worries? because of a girl? I will not believe! he loves boys!
  5. patriot64
    patriot64 22 November 2011 19: 33
    0
    JUDGE NOT LEST YE BE JUDGED. My bosses also don’t like my mug, just until they’re going to fire me for this. And I argue every day, and after a week or two it turns out that I was right !!! He only loves our bosses to step on a nominal rake.))))) Don't like Radzinsky? Don’t listen. I, too, am not delighted with him, but just let his chatter pass my ears.

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 "Катюша")

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 "Катюша")


Знаменитая «катюша» оставила свой незабываемый след в истории Великой Отечественной войны с тех самых пор, как 14 июля 1941 года это секретное оружие под командованием капитана И. А. Флерова буквально стерло с лица земли вокзал в городе Орше вместе с находившимися на нем немецкими эшелонами с войсками и техникой. Первые образцы реактивных снарядов, запускаемых с передвижного носителя (машины на базе грузового автомобиля «ЗИС-5»), испытывали на советских полигонах с конца 1938 г. 21 июня 1941 года их продемонстрировали руководителям Советского правительства, и буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов и пусковой установки, получившей официальное название «БМ-13».

Это было воистину оружие небывалой силы — дальность полета снаряда достигала восьми с половиной километров, а температура в эпицентре взрыва — полутора тысяч градусов. Немцы неоднократно пытались захватить образец русской чудо-техники, но экипажи «катюш» строжайше выдерживали правило — попасть в руки врага им было нельзя. На критический случай машины были снабжены механизмом самоликвидации. От тех легендарных установок идет, по сути, вся история российской ракетной техники. А реактивные снаряды для «катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев.


Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 "Катюша")Он родился в 1885 году в Петербурге в семье военнослужащего, окончил петербургскую гимназию и ушел добровольцем на Русско-японскую войну. За мужество и храбрость был произведен в младшие унтер-офицеры и награжден Георгиевским крестом, затем окончил Алексеевское юнкерское училище. В начале 1920 года Артемьев познакомился с Н. И. Тихомировым и стал его ближайшим помощником, однако в 1922 году на волне общей подозрительности к бывшим офицерам царской армии был заключен в концлагерь. Вернувшись с Соловков, продолжил заниматься совершенствованием реактивных снарядов, работу над которыми начал еще в двадцатых годах и прервал в связи с арестом. В период Великой Отечественной войны им было сделано много ценных изобретений в области военной техники.

После войны В. А. Артемьев, будучи главным конструктором ряда научно-исследовательских и проектных институтов, создавал новые образцы ракетных снарядов, был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, являлся лауреатом Сталинских премий. Умер 11 сентября 1962 г. в Москве. Его имя есть на карте Луны: в память о создателе «катюши» назван один из кратеров на ее поверхности.


«Катюша» — неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-8 (82 мм), БМ-13 (132 мм) и БМ-31 (310 мм). Такие установки активно использовались СССР во время Второй мировой войны.

После принятия на вооружение авиации 82-мм реактивных снарядов класса "воздух-воздух" РС-82 (1937 год) и 132-мм реактивных снарядов класса "воздух-земля" РС-132 (1938 год) Главное артиллерийское управление поставило перед разработчиком снарядов – Реактивным НИИ – задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 года.

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 "Катюша")


В соответствии с этим заданием к лету 1939 года институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13. По сравнению с авиационным РС-132 этот снаряд имел большую дальность полета и значительно более мощную боевую часть. Увеличение дальности полета было достигнуто за счет увеличения количества ракетного топлива, для этого потребовалось удлинить ракетную и головную части реактивного снаряда на 48 см. Снаряд М-13 имел несколько лучшие, чем РС-132, аэродинамические характеристики, что позволило получить более высокую кучность.

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 "Катюша")


К снаряду была разработана также самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант был создан на базе грузового автомобиля ЗИС-5 и обозначался МУ-1 (механизированная установка, первый образец). Проведенные в период с декабря 1938 года по февраль 1939 года полигонные испытания установки показали, что она не в полной мере отвечает поставленным требованиям. С учетом результатов испытаний Реактивный НИИ разработал новую пусковую установку МУ-2, которая в сентябре 1939 года была принята Главным артиллерийским управлением для полигонных испытаний. По результатам окончившихся в ноябре 1939 года полигонных испытаний институту были заказаны пять пусковых установок для проведения войсковых испытаний. Еще одну установку заказало Артиллерийское управление Военно-Морского Флота для использования ее в системе береговой обороны.

21 июня 1941 года установка была продемонстрирована руководителям ВКП(6) и Советского правительства, и в тот же день, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, было принято решение о срочном развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки, получившей официальной название БМ-13 (боевая машина 13).

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 "Катюша")


Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе "Компрессор". Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

В ходе войны производство пусковых установок в срочном порядке было развернуто на нескольких предприятиях, обладавших различными производственными возможностями, в связи с этим в конструкцию установки вносились более или менее существенные изменения. Таким образом, в войсках использовалось до десяти разновидностей пусковой установки БМ-13, что затрудняло обучение личного состава и отрицательно сказывалось на эксплуатации боевой техники. По этим причинам была разработана и в апреле 1943 года принята на вооружение унифицированная (нормализованная) пусковая установка БМ-13Н, при создании которой конструкторы критически проанализировали все детали и узлы в целях повышения технологичности их производства и снижения стоимости, в результате чего все узлы получили самостоятельные индексы и стали универсальными.

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 "Катюша")


Состав

В состав БМ-13"Катюша" входят следующие боевые средства:


Боевая машина (БМ) МУ-2 (МУ-1) ;
Реактивные снаряды .

Реактивный снаряд М-13:

Снаряд М-13 (см. схему) состоит из головной части и порохового реактивного двигателя. Головная часть по своей конструкции напоминает артиллерийский осколочно-фугасный снаряд и снаряжена зарядом взрывчатого вещества, для подрыва которого используются контактный взрыватель и дополнительный детонатор. Реактивный двигатель имеет камеру сгорания, в которой помещен пороховой метательный заряд в виде цилиндрических шашек с осевым каналом. Для воспламенения порохового заряда используются пирозапалы. Образующиеся при горении пороховых шашек газы истекают через сопло, перед которым расположена диафрагма, препятствующая выбросу шашек через сопло. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается с помощью хвостового стабилизатора с четырьмя перьями, сваренными из стальных штампованных половинок. (Такой способ стабилизации обеспечивает более низкую кучность по сравнению со стабилизацией вращения вокруг продольной оси, однако позволяет получить большую дальность полета снаряда. Кроме того, использование оперенного стабилизатора весьма существенно упрощает технологию производства реактивных снарядов).

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 "Катюша")


Дальность полета снаряда М-13 достигала 8470 м, но при этом имело место весьма значительное рассеивание. По таблицам стрельбы 1942 года, при дальности стрельбы 3000 м боковое отклонение составляло 51 м, а по дальности — 257 м.

В 1943 году был разработан модернизированный вариант реактивного снаряда, получивший обозначение М-13-УК (улучшенной кучности). Для повышения кучности стрельбы у снаряда М-13-УК в переднем центрирующем утолщении ракетной части выполнены 12 тангенциально расположенных отверстий, через которые во время работы ракетного двигателя выходит часть пороховых газов, приводящая снаряд во вращение. Хотя дальность полета снаряда при этом несколько уменьшилась (до 7,9 км), улучшение кучности привело к уменьшению площади рассеивания и к возрастанию плотности огня в 3 раза по сравнению со снарядами М-13. Принятие снаряда М-13-УК на вооружение в апреле 1944 года способствовало резкому увеличению огневых возможностей реактивной артиллерии.

Пусковая установка РСЗО"Катюша":

К снаряду разработана самоходная многозарядная пусковая установка. Первый ее вариант - МУ-1 на базе грузового автомобиля ЗИС-5 - имел 24 направляющих, установленных на специальной раме в поперечном положении по отношению к продольной оси автомобиля. Ее конструкция позволила производить пуск реактивных снарядов только перпендикулярно продольной оси автомашины, причем струи горячих газов повреждали элементы установки и корпус ЗИС-5. Не обеспечивалась также безопасность при управлении огнем из кабины водителя. Пусковая установка сильно раскачивалась, что ухудшало кучность стрельбы реактивных снарядов. Заряжание пусковой установки с передней части направляющих производить было неудобно и требовало много времени. Автомашина ЗИС-5 имела ограниченную проходимость.

Более совершенная пусковая установка МУ-2 (см. схему) на базе грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-6 имела 16 направляющих, расположенных вдоль оси автомобиля. Каждые две направляющие соединялись, образуя единую конструкцию, именовавшуюся "спаркой". В конструкцию установки был введен новый узел – подрамник. Подрамник позволил вести сборку всей артиллерийской части пусковой установки (как единого агрегата) на нем, а не на шасси, как было ранее. В собранном виде артиллерийская часть относительно легко монтировалась на шасси любой марки автомобиля при минимальной доработке последней. Созданная конструкция позволила уменьшить трудоемкость, время изготовления и стоимость пусковых установок. Вес артиллерийской части был снижен на 250 кг, стоимость – более чем на 20 процентов.Существенно повышены были и боевые и эксплуатационные качества установки. За счет введения бронирования бензобака, бензопровода, боковых и задней стенок кабины водителя была повышена живучесть пусковых установок в бою. Был увеличен сектор обстрела, повысилась устойчивость пусковой установки в походном положении, усовершенствованные подъемный и поворотный механизмы позволили увеличить скорость наведения установки на цель. Перед пуском боевая машина МУ-2 поддомкрачивалась аналогично МУ-1. Силы, раскачивающие пусковую установку, благодаря расположению направляющих вдоль шасси автомашины, прилагались по ее оси на два домкрата, находившиеся вблизи центра тяжести, поэтому раскачивание стало минимальным. Заряжание в установке производилось с казенной части, то есть с заднего конца направляющих. Это было удобнее и позволяло значительно ускорить операцию. Установка МУ-2 имела поворотный и подъемный механизмы простейшей конструкции, кронштейн для крепления прицела с обычной артиллерийской панорамой и большой металлический бак для горючего, установленный сзади кабины. Стекла кабины закрывались броневыми откидными щитами. Напротив сиденья командира боевой машины на передней панели был смонтирован небольшой прямоугольный ящичек с вертушкой, напоминающий диск телефонного аппарата, и рукояткой для поворачивания диска. Этот прибор носил название "пульт управления огнем" (ПУО). От него шел жгут проводов к специальному аккумулятору и к каждой направляющей.

Проект БМ-13. Загадки и легенды (Реактивная Система Залпового Огня БМ-13-16 "Катюша")

Пусковая установка БМ-13 «Катюша» на шасси Studebaker (6x4)

При одном обороте рукоятки ПУО происходило замыкание электроцепи, срабатывал пиропатрон, помещенный в передней части ракетной камеры снаряда, воспламенялся реактивный заряд и происходил выстрел. Темп стрельбы определялся темпом вращения рукоятки ПУО. Все 16 снарядов можно было выпустить за 7—10секунд. Время перевода пусковой установки МУ-2 из походного в боевое положение составляло 2-3 минуты, угол вертикального обстрела находился в пределах от 4° до 45°, угол горизонтального обстрела составлял 20°.

Конструкция пусковой установки допускала ее передвижение в заряженном состоянии с довольно высокой скоростью (до 40 км/ч) и быстрое развертывание на огневой позиции, что способствовало нанесению внезапных ударов по противнику.

Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии вооруженных установками БМ-13Н, стало то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль "Студебеккер US 6х6", поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-13. В таком виде она и провоевала до конца войны.

Испытания и эксплуатация

Первая батарея полевой реактивной артиллерии, отправленная на фронт в ночь с 1 на 2 июля 1941 года под командованием капитана И.А.Флерова, была вооружена семью установками, изготовленными Реактивным НИИ. Своим первым залпом в 15 часов 15 минут 14 июля 1941 года батарея стерла с лица земли железнодорожный узел Орша вместе с находившимся на нем немецкими эшелонами с войсками и боевой техникой.

Исключительная эффективность действий батареи капитана И. А. Флерова и сформированных вслед за ней еще семи таких батарей способствовали быстрому наращиванию темпов производства реактивного вооружения. Уже с осени 1941 года на фронтах действовало 45 дивизионов трехбатарейного состава по четыре пусковых установки в батарее. Для их вооружения в 1941 году было изготовлено 593 установки БМ-13. По мере поступления боевой техники от промышленности началось формирование полков реактивной артиллерии, состоявших из трех дивизионов, вооруженных пусковыми установками БМ-13 и зенитного дивизиона. Полк имел 1414 человек личного состава, 36 пусковых установок БМ-13 и 12 зенитных 37-мм пушек. Залп полка составлял 576 снарядов калибра 132мм. При этом живая сила и боевая техника противника уничтожалась на площади свыше 100 гектаров. Официально полки назывались гвардейскими минометными полками артиллерии резерва Верховного Главнокомандования.


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

 

Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. Эндрю 2 мая 2011 15:12
    В тексте есть неточность, реактивные установки в руки немцам попадались. Неповрежденные или частично поврежденные. Для любопытных оставляю ссылку http://knigo-man.livejournal.com/14846.html
    Эндрю
  2. mind1954 7 октября 2011 05:47
    Какие тут загадки и легенды ?
    Самая главная загадка не упомянута.
    Главная загадка тоже.
    И очень важная загадка тоже.

    Есть такие интересные мемуары людей воевавших на них.
    Довелось разговаривать с такими людьми,
    воспоминания - не забудешь.
    mind1954
  3. sirToad 7 октября 2011 05:56
    это от х*еплета радзинского пошло что-ли? везде искать загадки, тайны, легенды... хотя, таки да - одну легенду автор выдал - что ни одна установка врагу не досталась, что при таком масштабе боевых действий выглядит просто фантастикой
    sirToad
  4. Злой Татарин 7 ноября 2011 11:17
    А что лично Вам Радзинский сделал?
    На ногу в подъезде наступил? И не извинился?
    Вот какой он оказывается...
    Да Вы уж колитесь...
    Многим, думаю будет интересно...
    Злой Татарин
    1. sirToad 8 ноября 2011 13:58
      ну не нравится он мне! физиономией!
      sirToad
      1. Злой Татарин 9 ноября 2011 04:54
        Помер он не так давно.
        Вот я к чему...
        А о мёртвых... Сами знаете, лучше уж ничего, если так.
        Злой Татарин
        1. sirToad 9 ноября 2011 04:59
          таки помер? ей ей не знал! ну теперь он ужо подробный отчет за свои дела дает. аллах ему судья
          sirToad
          1. Злой Татарин 9 ноября 2011 17:12
            Да вроде провославный человек был...
            Злой Татарин
            1. sirToad 9 ноября 2011 17:36
              он такой же православный как я буддист. а вот что неформал голубых кровей - это факт
              sirToad
        2. Glenn Witcher 9 ноября 2011 17:18
          Живой он. И помирать пока не собирается.
          1. sirToad 9 ноября 2011 17:37
            а коли живой - то к*зел ур*д и п*дор конченый
            sirToad
      2. Лексеич 9 ноября 2011 18:23
        согласен, sirToad, многие все его выступления какие-то анти русские, мерзкие, с поdъёбочками. Хотя как актер - прекрасен. Ему бы в жанре А. Райкина выступать. А исчез он с экрана после того, как в ДТП по его вине погибла девушка , вот от "переживаний" он и "занемог". И то, только после того, как его фактами к стенке прижали. А вначале со всем своим мастерством винил плохую погоду и других. погуглите и все найдете в инете, это же недавно было
        Лексеич
        1. sirToad 9 ноября 2011 19:54
          от переживаний? из-за девушки? не поверю! он же мальчиков любит!
          sirToad
  5. patriot64 22 ноября 2011 19:33
    НЕ СУДИТЕ,ДА НЕ СУДИМЫ БУДЕТЕ. Моя рожа моему начальству тоже не нравится,только пока не собираются меня увольнять за это.И спорю каждый день,а через неделю-другую оказывается,что я был прав!!! Только любит наше начальство на именные грабли наступать.))))) Не нравится Радзинский? Не слушайте.Я тоже от него не в восторге,а просто пропускаю его треп мимо ушей.
    patriot64

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня