Таран – удел отважных

Мое длительное знакомство с отважными летчиками нашей страны (Дважды Героями Советского Союза, Маршалами Авиации П.С. Кутаховым, Е.Я. Савицким, А.Н. Ефимовым) и разговор с ними в свободное от испытаний и работы время о месте подвига натолкнул меня на мысль поделиться с читателями «Военного обозрения» своими соображениями. Подвиг в мирном труде и в период военных действий всегда совершается людьми самоотверженными, любящими свою Родину, семью.

Таран – удел отважныхЯ вспоминаю письмо младшего лейтенанта Ивана Сидоровича Колосова, командира танкового взвода, которое обнаружили в 70-х годах под Вязьмой. В октябре 1941 года были окружены и разгромлены там части Красной Армии, в том числе 9 танковых бригад. Лейтенант Колосов, видимо, понял и осознал, что пробиться к своим не удастся, в танке практически не было горючего, остальные машины были подбиты. Тогда лейтенант загнал танк вглубь леса, похоронил двух убитых в бою членов экипажа, закрыл люки и написал прощальное письмо своей любимой девушке Варе. Когда поисковики в 70-х годах обнаружили в чаще леса вросшую в землю из-за времени машину, они вскрыли люк. На месте механика водителя нашли останки танкиста, это был лейтенант Колосов. В его планшете лежало неотправленное письмо Варе и также не отправленное письмо еще одного члена экипажа своей жене, в котором танкист сожалеет, что не сможет увидеть свою дочурку, похожую на одуванчик.
Вернувшись в Ленинград в 1944 году после прорыва блокады, мы в своей квартире обнаружили тоже неотправленные отцом нам в эвакуацию два письма. Видимо отец со службы иногда забегал домой, там он и написал их, а отправить нам в Сибирь по каким-то причинам не успел. Погиб отец 27 декабря 1941 года на «Дороге жизни», которую создавал. Когда я повзрослел, мать прочитала мне их, содержание писем я помню и сейчас, затем они затерялись. Ведь время брало свое.

В России патриотизм был присущ всем поколениям наших граждан, а формы патриотизма зависели от времени. Известно, что правительства России в разные времена не всегда уделяли внимание развитию патриотизма, но, тем не менее, он был и это вызывает иногда недоумение и интерес. Если рассматривать патриотизм с научных позиций, а не с позиций либералов, то патриотизм можно оценивать как нравственный и политический принцип, который заключается в любви к Отечеству, родным людям и способности подчинить этому понятию собственные интересы, вплоть до самопожертвования. В условиях создания национальных государств патриотизм становится практически для всего населения неотъемлемой частью национального сознания. Поэтому легко объяснялся феномен самопожертвования пожилых людей в Ирано-Иракском конфликте при преодолении минных полей противника. В государствах с другой социальной формацией это чувство некоторой частью населения не воспринимается, тогда можно объяснить появления террористов, революционеров, предателей и всяких пособников им. В научной литературе имеется классификация патриотизма, как: полисный, имперский, этнический, государственный и квасной. Очень показательно и своеобразно патриотизм проявляется в настоящее время на Украине. Не будем трогать выявленную учеными классификацию патриотизма, а остановимся на поучительных и значимых примерах патриотизма нашего народа.


Какие чувства испытывала одна из богатейших женщин России А.Д. Вяльцева, когда она на свои средства сформировала санитарный поезд, вывезла и спасла тысячи жизней русских солдат и офицеров в 1904 году во время русско-японской войны?

Вяльцева А.Д.Затем эта русская женщина для развития науки и промышленности в России учредила более 10 стипендий для одаренных студентов университетов. Такая помощь студентам позволила им учиться на технических факультетах, отдавая все силы изучению точных наук. Также А.Д. Вяльцева на свои средства строила в России больницы и дома в деревнях для погорельцев. Поэтому, когда она скончалась, провожать ее в последний путь в Александро-Невскую лавру вышло более 200 тысяч петербуржцев. Ее любили в народе, происхождение ее – из простой семьи.

Кто из наших олигархов отважится на такие подвиги сегодня? Мне думается, никто. По совместительству я возглавляю специальную кафедру в Санкт-Петербургском университете аэрокосмического приборостроения и вижу тех студентов, которые достойны по своему уровню образования, стремлению работать на благо страны аналогичного внимания со стороны промышленности.

В начальный период Великой Отечественной войны части Красной Армии, выдержав натиск фашистских войск, в декабре на Ленинградском и Московском направлениях перешли в наступление. Совершая трудовой подвиг, народ СССР сумел в восточные регионы страны передислоцировать сотни предприятий и приступить к выпуску продукции, необходимой фронту. В этот же период появилось патриотическое движение помощи фронту за счет покупки на личные сбережения боевой техники: танков, самолетов, артиллерийских установок и боевых кораблей. Ферапонт Петрович Головатый на свои сбережения купил самолет-истребитель ЯК-1, хотя в доме у него была семья из 11 человек.

Ф.П. Головатый


Всего за годы Великой Отечественной войны труженики тыла купили на личные сбережения боевой техники на 118 млрд. рублей. И это при месячной заработной плате рабочего в 700 рублей. На покупку вооружения собирали средства и дети.

Советские летчики всегда отличались стойкостью в воздушных боях с фашистами и при уничтожении его боевой техники. Так их воспитывала Родина. Сегодня же либералы стараются преподнести нам нашу историю, как историю порабощенного кем-то народа России. Но разве рабы могли бы так самоотверженно трудиться и воевать за независимость своей страны? В наших СМИ практически не отражаются героические дела народа, хотя патриотическое воспитание крайне необходимо. И не дается ответ на фальсификацию либералами истории страны. Результат такой политики сегодня мы видим на примере Украины.
В период Великой Отечественной войны наши летчики при выполнении боевых заданий шли на самопожертвования и совершили 595 воздушных таранов фашистских самолетов, 506 таранов наземной фашисткой техники и 16 таранов фашистских кораблей. Такие боевые атаки они совершали ввиду отсутствия другой возможности нанести урон фашистам. Всеволод Александрович Ширяев родился в Петербурге в 1911 году. Прошел путь становления как обычный мальчик из рабочей семьи. В 1933 году стал военным летчиком, воевал вместе с П.С. Кутаховым в 1939-1940 годах. С июня 1941 года В.А. Ширяев сражается с фашистами. В 1942 году он командир 2-ой эскадрильи 806-го авиационного штурмового полка (командир майор Н. Еськов) 206-ой авиационной дивизии (командир полковник К. Чубченков) 8-ой воздушной армии (командир генерал-майор Т. Хрюкин). Сражается В.А. Ширяев под Сталинградом. 4 сентября 1942 года он во главе своей эскадрильи вылетел на уничтожение фашисткой техники в районе села Хулхута Яшкульского района Калмыкии. При заходе на цели в самолет командира эскадрильи попал осколок зенитного снаряда, самолет загорелся. Видимо, командир понял, что до своих не дотянуть, и тогда, выйдя из боевого порядка группы, он направил горящую машину на скопление фашистской техники. Вот как доложил командиру полка ведомый В.А. Ширяева, когда самолеты вернулись с боевого задания: «С высоты 200 метров эскадрилья зафиксировала фашистские танки, которые атаковали занятую нашими войсками высоту. Реактивными снарядами и бомбами мы по команде комэска накрыли эту цель, однако, самолет командира от попадания осколка зенитного снаряда загорелся. Эскадрилья услышала команду комэска: «Атаковать!». Самолет же командира лег на обратный курс и маневром попытался сбить пламя. Это не удалось. Тогда комэск направил горящую машину на новую группу фашистских танков».

Герой Советского Союза капитан Г.Н. ЕлисеевУже после Великой Отечественной войны наши летчики, выполняя полетные задания на сверхзвуковых реактивных самолетах, сознательно шли на таран, так как не выполнить задание они не могли. Это было делом их чести. На самолете МиГ-21СМ был установлен бортовой многофункциональный радиотехнический комплекс, созданный ОАО «ВНИИРА» (НИИ-33), который точно вывел этот самолет в точку перехвата разведчика RF-4С. Нарушитель уже подходил к государственной границе, а перехват на чужой территории был недопустим. Стрельба же из пушек самолета МиГ-21СМ уже не гарантировала его уничтожение на нашей территории, а приказ командира «Пресечь полет противника любой ценой» надо было выполнить. И тогда капитан Г.Н. Елисеев принимает решение – уничтожить нарушителя, протаранив его своим самолетом. Вот так выполняют приказы патриоты страны.
Автор: Ю.Г. Шатраков


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. АлНик 10 декабря 2014 07:47
    Какие чувства испытывала одна из богатейших женщин России А.Д. Вяльцева, когда она на свои средства сформировала санитарный поезд, вывезла и спасла тысячи жизней русских солдат и офицеров в 1904 году во время русско-японской войны?
    Затем эта русская женщина для развития науки и промышленности в России учредила более 10 стипендий для одаренных студентов университетов.
    Кто из наших олигархов отважится на такие подвиги сегодня? Мне думается, никто.


    Жаль, что больше одного пляса ставить нельзя hi
  2. a.s.zzz888 10 декабря 2014 08:36
    В период Великой Отечественной войны наши летчики при выполнении боевых заданий шли на самопожертвования и совершили 595 воздушных таранов фашистских самолетов, 506 таранов наземной фашисткой техники и 16 таранов фашистских кораблей.


    Уже в первые часы ВОВ был совершен таран фашистского самолета.
    Вот таким Героям - Слава!
  3. parusnik 10 декабря 2014 09:00
    Таран – удел отважных..Это действительно так ,собственно и добавить нечего..
  4. D-Master 10 декабря 2014 10:19
    Первый таран выполнил наш соотечественник Пётр Николаевич Нестеров 8 сентября 1914 года. Как сейчас это не смешно звучит в небе Галиции. (Ухмылка истории)
    И к постулату таран - удел отважных, хочется добавить - русских. Мы основополагатели и безусловные лидеры в искусстве тарана в небе.
  5. александр33 10 декабря 2014 10:28
    Таран-акт отчаяния и недостатка мастерства, Покрышкин никогда и не думал о таране, как и его ученики.Но таран-это и доказательство невероятной мужественности и любви к Родине!!!!!!
    александр33
  6. tolancop 10 декабря 2014 12:05
    Цитата: александр33
    Таран-акт отчаяния и недостатка мастерства, Покрышкин никогда и не думал о таране, как и его ученики...

    Не согласен категорически. От отчаяния самолет противника не таранят. И на недостаток мастерства таран не спишешь. Целью таранящего является нанесение ущерба врагу, а не самоубийство. Полагаю, что любой летчик, идущий на таран самолета, делал это так, чтобы и у самого оставался шанс остаться в живых. А вот это как раз и требует недюженного мастерства.
    О том, что Покрышкин никогда не думал о таране откуда информация?
  7. тундряк 10 декабря 2014 12:14
    Цитата: АлНик
    Какие чувства испытывала одна из богатейших женщин России А.Д. Вяльцева, когда она на свои средства сформировала санитарный поезд, вывезла и спасла тысячи жизней русских солдат и офицеров в 1904 году во время русско-японской войны?

    Цитата: АлНик
    Жаль, что больше одного пляса ставить нельзя

    У меня плюс почему то не работает.
    Наверно испытывала чуство сопричастности к происходящему и любви к своей РОДИНЕ
    Деньги свои она честно заработала, поэтому с современными олигархами сравнивать как минимум не коректно.
    А современные ...... просто барыги и ......
  8. GreenHell 10 декабря 2014 12:58
    Быть может я человек совсем уж другого поколения или не понимаю каких-то базовых устоев военного времени, но никогда не видел смысла в воздушных таранах, по мне так глупости в них гораздо больше, чем геройства. Зачем, не имея возможности стрелять, идти на таран, чтобы потенциально (и далеко не гарантировано) сбить ОДИН самолет противника, жертвуя дорогой и крайне ценной для войны техникой и еще более ценной жизнью профессионального пилота, когда есть возможность вернуться на базу живым, восполнить боезапас и снова отправиться в бой, чтобы убить еще МНОГО врагов? Победа достигается не тогда, когда ты умираешь за свою родину, а когда все твои враги умирают за свою. В чем я не прав?
    1. Shkodnik65 10 декабря 2014 14:22
      Цитата: GreenHell
      Быть может я человек совсем уж другого поколения или не понимаю каких-то базовых устоев военного времени, но никогда не видел смысла в воздушных таранах, по мне так глупости в них гораздо больше, чем геройства. Зачем, не имея возможности стрелять, идти на таран, чтобы потенциально (и далеко не гарантировано) сбить ОДИН самолет противника, жертвуя дорогой и крайне ценной для войны техникой и еще более ценной жизнью профессионального пилота, когда есть возможность вернуться на базу живым, восполнить боезапас и снова отправиться в бой, чтобы убить еще МНОГО врагов? Победа достигается не тогда, когда ты умираешь за свою родину, а когда все твои враги умирают за свою. В чем я не прав?


      Вы неправы своим рационализмом. Любовь к Родине не измеряется килограммами, сантиметрами, киловатами. Но... по всем законам СССР в 1941 году был слабее Германии, он должен был сдаться на милость сильнейшего противника, более опытного, лучше вооруженного. И это было рационально. Часть вооруженных сил Франции, считая что нерационально сражаться на материке дальше ушла в Англию и никто их не осудил. Для Европы это естественно. Но не для России. Ведь наверное рационально было отступить за Урал, сохранить людей, накопить сил и затем уже нанести ответный удар. Но наши предки об этом не помышляли, они бились за каждый город, село дом, без патронов, зубами, руками. Насмерть стояли - а ведь это не рационально. Как можно заставить человека бросить самолет на таран или лечь на амбразуру кроме как любовью к Родине своей, матери, жене детям. Не причем здесь уставы. Вот потому, что наши деды не размышляли о том "...победа достигается тогда, когда..." а уничтожали врага, пусть и ценой своей жизни, поэтому они и победили в войне. Они воевали без логорифмической линейки и калькулятора и сим победили.
      Я Вам минус не ставил, но видимо не только я с Вами не согласен.
      1. ibnvladimir 11 декабря 2014 03:44
        Да и таранили-то, в основном, зная, что землю живыми уже не увидят. А так хоть парочку фрицев с собой на тот свет затащат.
    2. Argon 10 декабря 2014 14:30
      Вы совершенно правы большинство таранов ВОВ результат последовательных ошибок пилотирования.Точнее не умения(а иногда и отсутствия такой возможности)уравнивания скоростей с"целью".Что является ключевым фактором эффективной стрельбы.О"героях" волей неволей пришлось рассказывать,нельзя было тогда правду говорить,а потом уже(после войны)пошло как по накатанному.
  9. tolancop 10 декабря 2014 14:50
    Цитата: GreenHell
    Быть может я человек совсем уж другого поколения или не понимаю каких-то базовых устоев военного времени, но никогда не видел смысла в воздушных таранах, по мне так глупости в них гораздо больше, чем геройства. Зачем, не имея возможности стрелять, идти на таран, чтобы потенциально (и далеко не гарантировано) сбить ОДИН самолет противника, жертвуя дорогой и крайне ценной для войны техникой и еще более ценной жизнью профессионального пилота, когда есть возможность вернуться на базу живым, восполнить боезапас и снова отправиться в бой, чтобы убить еще МНОГО врагов? Победа достигается не тогда, когда ты умираешь за свою родину, а когда все твои враги умирают за свою. В чем я не прав?

    Неправ
    1. Стоимость бомбардировщика и истребителя - разные. Бомбер дороже.
    2. Экипаж бомбера больше экипажа истребителя, т.ч. если при таране погибнет половина, балан с пользу таранящего.
    3. Бомбер не картошку везет, а бомбы. И ущерб от их применения может быть гораздо выше стоимости десятка самолетов. При таране не просто уничтожается вражеский самолет, а срывается выполнение им боевой задачи. Почувствуйте разницу.

    У кого-то из ветеранов-истребителей прочитал о случае, хорошо иллюстирующим написанное. Есди коротко, то большим чином ставилась летчикам задача на день: оборона очень важного моста. "Можете никого не сбивать, но если мост простоит до вечера, всем подпишу наградные листы. А если собьете много немцев, но моста не будет - ничего не подпишу!!!"
  10. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня