Свое бережем. «МиГ» ответил на обвинения в продаже технологий пятого поколения Китаю

В прошлый четверг в западных СМИ появилась информация о том, что китайский истребитель пятого поколения J-20 построен по российским технологиям. Поводом для такого вывода послужило сходство J-20 с опытно-экспериментальным российским прототипом – истребителем пятого поколения МиГ 1.44 МФИ (изделие 1.44 ОКБ им. А.И.Микояна), который так и не вышел в серийное производство.

Свое бережем. «МиГ» ответил на обвинения в продаже технологий пятого поколения Китаю



«Никаких узлов, агрегатов и технологий МиГ 1.44 мы не поставляем в Китай для разработки истребителя пятого поколения J-20»

«Похоже, что они получили доступ... к документам, связанным с микояновским проектом – самолетом, от которого Министерство обороны отказалось на тендере на сооружение самолета-невидимки», – сказал источник Reuters на условиях анонимности.

Спустя неделю в РСК «МиГ» решили выступить с официальным опровержением этой информации. Россия никогда не поставляла, не поставляет и не будет поставлять узлы и агрегаты Китаю для создания истребителя пятого поколения Chengdu J-20 «Черный орел», заявила пресс-секретарь РСК «МиГ» Елена Федорова. «Никаких узлов, агрегатов и технологий МиГ 1.44 мы не поставляем в Китай для разработки истребителя пятого поколения J-20», – сказала представитель авиастроительной корпорации РИА «Новости».

Эксперты газеты ВЗГЛЯД тогда тоже посчитали передачу каких-либо российских авиационных технологий Китаю невозможной. Хотя бы потому, что Россия и Китай являются прямыми конкурентами на мировом рынке оружия и выдача своих «секретов» России невыгодна.

Между тем высокопоставленный источник в российской оборонной промышленности говорил, что не знает, каким путем Китай заполучил российские технологии – законным или с помощью шпионажа. В «МиГе» о возможности или невозможности утечки информации через шпионов ничего не сказали.

Интересно, что обвинения в использовании российских технологий при конструкции истребителя пятого поколения посыпались на Китай сразу после того, как J-20 совершил свой первый полет в начале года. Тогда американский конгрессмен Бак Маккеон заявил, что Китай выкрал у России технологии для создания своего истребителя. За передовые технологии Китай должен быть благодарен кибершпионажу на территории России, заявил конгрессмен, добавив, что такие методы Китая вызывают серьезную озабоченность у США.

Те же США также увидели схожесть китайского J-20 с американским истребителем F-22, особенно их носовых частей. США также считают, что Китаю незаконно стала известна технология беспереплетного фонаря кабины пилота, которая используется на истребителях F-22 и F-35.

Стоить отметить, что военные эксперты судят о китайском истребителе пятого поколения по любительским фотографиям и видео, попавшим в Интернет. Китай официально пока не демонстрирует свой самолет широкой общественности. Между тем, согласно оценке изучавших снимки авиационных экспертов, на фото был показан реально существующий самолет. Существование нового китайского истребителя подтверждает и министр обороны США Роберт Гейтс.

Взлет и падение


Военные расходы крупнейших стран мира


Российский истребитель МиГ 1.44 начал создаваться еще в 1979 году в противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского конкурента. К самолету были предъявлены требования сверхзвуковой крейсерской скорости, сверхманевренности и скрытности.

Для реализации этих требований целым рядом отраслевых НИИ был проведен большой объем исследований. Первые рабочие чертежи были выпущены в 1986 году. Однако в 1992 году финансирование программы резко сократилось, а работы были заморожены до 1998 года. Опытный истребитель 1.44 был впервые показан журналистам 12 января 1999 года на аэродроме в Жуковском, а 20 февраля 2000 года истребитель впервые поднялся в воздух.


Серийное производство истребителя предполагалось на Нижегородском авиазаводе «Сокол». Однако начато оно так и не было. Из-за недостаточного финансирования в 90-е годы технологии российского истребителя стали устаревать и все больше уступать американским. В итоге проект решено было закрыть. МиГ 1.44 так и остался опытно-экспериментальным российским прототипом истребителя пятого поколения.

17 августа на Международном авиакосмическом салоне состоялся демонстрационный полет российского истребителя пятого поколения Т-50. Две машины выполнили несколько фигур высшего пилотажа, в том числе пролет на предельно низкой высоте при практически выключенном двигателе. Это первый полет Т-50 перед публикой. За выступлением пилотов наблюдал премьер-министр РФ Владимир Путин

На данный момент Россия, США и Китай – единственные страны, которые проводят летные испытания истребителей пятого поколения. США испытывают F-35 (это уже второй истребитель), в Китае – J-20, а в России – ПАК ФА (Т-50).

Причем выше всех оказались США, у которых истребители пятого поколения приняты на вооружение еще с 2005 года (речь идет о самом дорогом истребителе в мире F-22 Raptor).

Российский Т-50 совершил свой первый полет на год раньше китайского истребителя – в январе 2010 года. Как планирует разработчик ОКБ Сухой, в 2013 году на КнААПО в Комсомольске-на-Амуре начнется мелкосерийное производство истребителей для испытаний, а в 2015-м – их серийное производство.

Китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20 «Черный орел» впервые был анонсирован в ноябре 2009 года. В январе этого года он совершил первый показательный полет во время визита бывшего министра обороны США Роберта Гейтса в Пекин. Китайские власти намерены поставить на вооружение свой истребитель в 2017–2019 годах.

По утверждению китайских официальных источников, J-20 способен развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также маневрировать с большими перегрузками. Между тем одноместный двухмоторный J-20 тяжелее, чем российский Т-50 и американский F-22. J-20 имеет треугольное крыло (подобно J-10) с двумя наклоненными цельноповоротными вертикальными стабилизаторами (подобно Т-50). Компоновка фюзеляжа-невидимки подобна американскому F-22.

Кибершпионаж

Китай уже неоднократно обвиняли в кибершпионаже, в том числе в военной авиации. К примеру, ранее эксперты находили сходство между показанной на выставках китайской крылатой ракетой С-602 и российской X-55. Китайский палубный истребитель J-15 сильно смахивает на Су-33. Эксперты предполагают, что китайские инженеры воспользовались прототипом, полученным ранее от Украины.

Самый громкий скандал разгорелся вокруг китайского аналога истребителя дальней авиации Су-27. В 1995 году российская и китайская стороны заключили соглашение о лицензионной сборке 200 машин Су-27СК (в китайском варианте – J-11) на заводе в Шэньяне. По лицензии были собраны только сто истребителей, от остальных Китай отказался. Оказалось, что Китай сумел разработать свои компоненты и за это десятилетие научился на их основе собирать J-11 самостоятельно. Причем китайские инженеры не просто клонировали Су-27 в части авионики и радиолокационного оборудования, но и решили последний этап технологической головоломки – установки на истребитель китайского реактивного двигателя.

Между тем конкуренция на мировом рынке военной техники между Россией и Китаем уже началась. В 2009 году китайский истребитель JF-17 и российский МиГ-29 участвовали в тендере на поставку в Мьянму, в ходе которого выиграла Россия.

В 2010 году интересы Пекина и Москвы пересеклись в египетском тендере. Россия несколько лет пыталась убедить Египет приобрести около 40 истребителей МиГ-29. Однако контракт может сорваться, поскольку Китай совместно с Пакистаном предлагает Египту производить истребители JF-17 на его территории. Стоимость JF-17 составляет всего 10 млн долларов, в то время как каждый экземпляр МиГ-29 обойдется Египту в 35 млн долларов.
Первоисточник:
http://www.vzglyad.ru/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти