«Альбатрос»: рекордсмен среди амфибий

«Альбатрос»: рекордсмен среди амфибий


8 декабря 1986 года совершил первый полет самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». Это самый крупный среди реактивных летающих лодок аппарат. По своим летно-техническим характеристикам он не отличается от крылатых машин аэродромного базирования. «Альбатрос» установил 148 мировых рекордов. Он должен был заменить морально устаревшие противолодочные самолеты Ил-38. Однако ВМФ от него отказался.

Старикам везде у нас дорога


Золотой век гидросамолетов пришелся на промежуток между двумя мировыми войнами. В этот период они решали практически все задачи, возложенные на сухопутную авиацию: перевозили пассажиров и грузы, были разведчиками, бомбардировщиками, торпедоносцами, участвовали в воздушных сражениях. Во время Второй мировой войны и некоторое время после ее окончания они использовались в основном как торпедоносцы, противолодочные корабли и спасательные самолеты.

Но реактивная авиация постепенно оттеснила амфибии на периферию, поскольку была и более скоростной, и экономичной. Это охлаждение к «авиационно-морской» тематике в полной мере испытал на себе Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М.Бериева (ТАНТК). Основанный в 1934 году, он создал прекрасные самолеты-амфибии, которые пользовались громадным спросом и в военной, и в гражданской авиации. Но в конце 60-х годов Авиапром начал урезать финансирование новых разработок.

Сменивший Г.М.Бериева на посту генерального конструктора предприятия А.К.Константинов решил доказать всему миру, но прежде всего чиновникам Авиапрома, что гидросамолет может не только не уступать сухопутным машинам по части ЛТХ, но и в чем-то превосходить их. И с этой непростой задачей конструкторы ТАНТК справились в полной мере, создав противолодочный амфибийный самолет, имеющий солидную дозвуковую скорость, большой боезапас, серьезную дальность и способность дозаправки в воздухе. А-40 значительно превосходит по своим характеристикам турбовинтовой противолодочный самолет Ил-38, построенный на базе пассажирского Ил-18, эксплуатирующийся с 1969 года до настоящего времени.

Самолет начали делать, получив ТЗ от ВМФ, в 1976 году. Первый полет он совершил через 10 лет, поскольку и задача перед конструкторами стояла нетривиальная, и финансирование было не на должном уровне.

«Альбатрос»: рекордсмен среди амфибий

На снимке: советский самолет Ил-38, 1987 год/ Фото: wikipedia


Легкий на подъем

Для того чтобы «вырулить» на скорости аэродромных реактивных самолетов, пришлось проделать громадную работу в сотрудничестве с ЦАГИ. Мало было добиться хорошей аэродинамики при «пузатости» и килеватости, присущих летающим лодкам. Надо было еще совместить воздушную аэродинамику с высокими мореходными качествами, минимизировав при этом гидродинамические нагрузки на корпус. А при испытаниях макета вылезла и такая неприятная вещь как чрезмерное брызгообразование при посадке...

Лишь в 1982 году появилось постановление Правительства о создании самолета-амфибии А-40 «Альбатрос». С этого момента началось рабочее проектирование, строительство прототипов и подготовка их к испытаниям.

Первый полет летающей лодки состоялся 8 декабря 1986 года. Хоть и запланирован он был на апрель следующего года. Дело в том, что пилот, делавший пробег по ВВП заводского аэродрома, не рассчитал скорость, и самолет поднялся над полосой. Для торможения полосы не хватило бы, и летчик-испытатель поднялся в воздух и сделал два круга над Таганрогским заливом.

По этому поводу в Авиапроме закатили скандал. Пилота Е.А.Лахмостова отправили на пенсию. Но, когда шум успокоился, он вновь вернулся на предприятие.

Звезда авиа-шоу

Морские полеты, то есть в заливе, которые начались летом 1987 года, продемонстрировали, что между теорией и практикой существует зазор. При взлете и посадке на воду у лодки обнаружилась продольная неустойчивость. Полеты прекратили на время проведения дополнительных исследований модели в ЦАГИ. Однако проходили эксперимент за экспериментом, время шло, а специалисты затруднялись дать какие бы то ни было конкретные рекомендации.
Проблема была устранена, когда конструкторы, опираясь лишь на интуицию, поместили за реданом (уступ на днище лодки) дефлекторы-отражатели.

К осени 1988 года «Альбатрос» был уже готов. Он полностью удовлетворял требованиям ТЗ, был надежен и легок в управлении, его эксплуатация не требовала от технического персонала особой подготовки. Получился уникальный самолет-амфибия, не уступавший по ЛТХ наземным реактивным машинам. Ну, а способность перемещаться по воде и использовать ее в качестве «безбрежного аэродрома» ставила самолет в выгодное положение по сравнению с «сухопутными» противолодочными машинами. И, разумеется, А-40 по своему потенциалу оставлял далеко позади турбовинтовой Ил-38.

Для создания этой уникальной машины потребовалось не только много времени, но и, да не убоимся высокопарности, инженерной доблести конструкторского коллектива, сгенерировавшего и реализовавшего множество оригинальных решений. При разработке А-40 было получено более 60 авторских свидетельств на изобретения.

В 1989 году с показа на авиационном празднике в Тушино началась убедительная демонстрация превосходных качеств «Альбатроса». При этом он был объявлен не противолодочным самолетом, а поисково-спасательным. Что, впрочем, не ввело Запад в заблуждение, было понятно, что такая грандиозная разработка сделана, прежде всего, для военных целей.

Триумфальное шествие А-40 по международным авиасалонам началось в 1991 году в Ле-Бурже, где самолет стал главной и, пожалуй, единственной сенсацией. Осматривая экспозицию, президент Франсуа Миттеран поднялся на борт «Альбатроса». Он, конечно, не был специалистом в авиации, однако у него были очень разумные консультанты. Следует сказать, что и во Франции самолет был представлен как сугубо гражданский. И с него было снято все противолодочное оборудование.

С этого момента приглашения на авиасалоны посыпались на «Альбатрос» из разных стран. Он побывал в Сингапуре, Новой Зеландии, в Великобритании.
Для доказательства уникальных возможностей гидросамолета, начиная с 1991 года, на нем беспрерывно устанавливались и обновлялись мировые рекордов по скорости, высотности, грузоподъемности, дальности и прочим параметрам, характеризующим летно-эксплуатационные качества летающих лодок. На настоящий момент А-40 владеет 148 мировыми рекордами.

«Альбатрос»: рекордсмен среди амфибий

На снимке: самолет-амфибия А-40, 2008 / Фото: Марина Лысцева/ ТАСС


Обновление противолодочного парка

Однако доказать Министерству обороны, что А-40 необходимо запускать в серийное производство оказалось невозможно. На дворе стояли 90-е годы, и экономика развивалась по каким-то неведомым здравому смыслу законам. К тому же у «Альбатроса» был конкурент – наземный противолодочный самолет Ту-204П. Он оказался в более выгодном положении. Самолет был максимально унифицирован с запущенным в серию пассажирским Ту-204, что сулило большие и технологические, и экономические выгоды. Но и этот проект зарубили на корню.

В результате в настоящий момент задача борьбы с лодками решается силами вертолетов Ка-27 и Ка-29 и двух турбовинтовых «долгожителей» - Ту-142 и Ил-38. Машина Туполева, конечно, хороша, она сделана на базе стратегического бомбардировщика Ту-95. И способна принимать на борт рекордное количество боеприпасов. Однако в строю сейчас находятся всего лишь 5 Ту-142. Ил-38 больше – 40 самолетов. И еще 12 находятся на хранении. Эти машины периодически модернизируются.

У ТАНТК Бериева все-таки имеется надежда на то, что справедливость восторжествует, и их уникальная разработка будет применена в качестве основного противолодочного средства.

Но даже если этого не произойдет, работа была проделана не зря. На основании технических решений, использованных в «Альбатросе», был построен многоцелевой самолет Бе-200. Он используется как спасательный и противопожарный. Бе-200 по своим возможностям поскромнее, чем А-40. Он эксплуатируется в МЧС России и идет на экспорт. ВМФ России планирует к 2016 году приобрести 16 Бе-200 патрульной и аварийно-спасательной модификаций.

ЛТХ А-40 «Альбатрос» и Ил-38

Экипаж: до 8 человек – 7 человек

Длина: 45,7 м – 40,1 м

Высота: 11,07 м – 10,12 м

Размах крыла: 42,50 м – 37,40 м

Площадь крыла: 200 кв.м. – 140 кв.м.

Масса пустого: 44000 кг – 34700 кг

Максимальная взлетная масса: 90000 кг – 68000 кг

Масса полезной нагрузки: 10000 кг – 8400 кг

Масса топлива: 35000 кг – 26600 кг

Двигатели: основные 2хТРДД Д-30ТКПВ, взлетные 2хТРД РД-60К – 4хТВД АИ-20М

Тяга двигателей: 2х117,68 кН и 2х24,52 кН –

Мощность двигателей: - 4х4250 л.с.

Максимальная скорость: 800 км/ч – 650 км/ч

Крейсерская скорость: 720 км/ч – н/д

Практическая дальность: 5500 км – 4400 км

Продолжительность патрулирования: 12 ч – н/д

Практический потолок: 13000 м – 8000 м

Вооружение: гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, торпеды «Орлан», «Орел» и «Коршун», противолодочные ракеты «Ястреб» - гидроакустические буи, глубинные бомбы, мины, торпеды АТ-1, АТ-2, АТ-3, АПР-1, АПР-2.
Автор: Владимир Тучков
Первоисточник: http://svpressa.ru/post/article/106542/?rintr=1


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. silver169 14 декабря 2014 07:11
    Зря их не приняли на вооружение в качестве противолодочных. Отличная замена советскому Бе-12 который был основным противолодочным самолетом-амфибией советского ВМФ, его-то А-40 и должен был заменить, а никак не Ил-38.
    1. crazyrom 15 декабря 2014 05:28
      Самое странное: почему эти летающие лодки (что Бе-200 что А-40) не используют для регулярных авиарейсов по России? Ведь им не нужен аэропорт/дром, они взлетают и садятся на реки и озёра! То есть не надо строить ровненькую ВПП, а просто причальчик и готово. Особенно за Уралом, Сибирь и Дальний Восток, там много рек и озёр и мало крупных городов где есть аэропорты.
      1. crazyrom 19 декабря 2014 04:32
        Не понял чем мой коментарий не понравился, за что минус? Хоть пояснил бы, минус-то ставить легче прощего, а вот чего умное придумать слабо?
  2. Штык 14 декабря 2014 07:20
    Увы, дальше рекордов дело не пошло. «Альбатрос» попал под «нож» конверсии начала 90-х годов: расходы на оборону резко сократили и средств для развертывания серийного производства А-40 не нашлось. Может пора вернуться к этой замечательной машине, вроде чумовые 90-е остались далеко позади .
    1. silver169 14 декабря 2014 07:25
      Ну если Бе-200 примут в качестве патрульного, тоже неплохо. Не думаю, что он намного хуже А-40.
      1. Штык 14 декабря 2014 08:52
        Цитата: silver169
        Не думаю, что он намного хуже А-40.

        Тактико-технические характеристики самолета-амфибии Бе-200

        Экипаж, чел 3
        Двигатель, тип х кол, название ТРДДх2, Д-436ТП
        Тяга, кгс 7500
        Размах крыла, м / площадь крыла, м2 32,78 / 117,4
        Длина самолета / высота самолета, м 32,05 / н/д
        Масса: максимальная взлетная / пустого, кг 37 200 / н/д
        Полезной нагрузки, кг 6000
        Крейсерская скорость, км/ч 610—710
        Практический потолок, м 8000
        Максимальная дальность, км 3600


        МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ А-40 АЛЬБАТРОС

        Размах крыла, м 41,62
        Длина самолета, м 43,84
        Высота самолета, м 11,07
        Площадь крыла, кв.м. 200
        Масса, кг – пустого самолета 44000
        Масса, кг – нормальная взлетная 86000
        Масса, кг – максимальная взлетная 90000
        Внутреннее топливо, кг 35000
        Тип двигателя – основные 2 ДТРД «ПНПП Авиадвигатель» Д-30ТКПВ
        Тип двигателя – вспомогательные 2 ТРД Климов РД-60К
        Тяга, кгс – основные 2 х 12000
        Тяга, кгс – вспомогательные 2 х 2500
        Максимальная скорость, км/ч 760
        Крейсерская скорость, км/ч 720
        Практическая дальность, км 5500
        Боевой радиус действия, км 4100
        Практический потолок, м 9700
        Экипаж, чел 8
      2. Rakti-Kali 14 декабря 2014 10:04
        Цитата: silver169
        Ну если Бе-200 примут в качестве патрульного, тоже неплохо. Не думаю, что он намного хуже А-40.

        Бе-200 - отличная машина, чуть меньше нагрузка, меньше дальность, по сравнению с "Альбатросом", но и значительно меньше затраты на строительство и эксплуатацию. Одна проблемма - где строить? Таганрог с этой задачей не справляется.
      3. fedorovith 14 декабря 2014 14:13
        Так как я понимаю БЕ-200 несколько укороченная версия "Альбатроса", кто в теме скажите.Спасибо, ниже все нашел.
        fedorovith
  3. Иван Тарасов 14 декабря 2014 08:24
    Теперь пора в серию, тем более, что для такой машины есть более мощные двигатели ПС-90А.
    Оснастить современной электронной начинкой и можно строить серийно для замены Ту-142 и Бе -12.
  4. Петрови42202 14 декабря 2014 08:35
    И Бе-200 и А-40 - машины уникальные, в своем рде. И не могу понять, почему в МО тупят по поводу их принятия на вооружение. Есть модернизационный потенциал, современные, а про преимущества вообще говорить не надо! Противолодочный самолет-амфибия. И на море сядет и на сушу. А можно дать задание - сидишь, такой, на водной поверхности и ждешь. Дали задание -взлетел и полетел. Радиус действия будет шире. А как самолет спасатель, так это вообще неоспоримо! Летает дальше вертолета, и быстрее. ИМХО. В МО тупят конкретно. am
    Петрови42202
    1. JohnEagle 14 декабря 2014 19:03
      а если А-40 еще ремоторизировать и убрать два взлетных двигателя...
  5. Афиноген 14 декабря 2014 09:41
    Однако ВМФ от него отказался.


    Не понятно почему он не устроил военных, но пожары он тушит великолепно.


  6. Вожик 14 декабря 2014 09:46
    Цитата: Петрови42202
    В МО тупят конкретно. am

    Наверное, минимальный "навар" с этого заказа нашим военным чиновникам-паразитам... Заграничные откаты намного больше.
  7. Rakti-Kali 14 декабря 2014 10:01
    У ТАНТК Бериева все-таки имеется надежда на то, что справедливость восторжествует, и их уникальная разработка будет применена в качестве основного противолодочного средства.

    Вот только строить их в Таганроге, увы, скорее всего не получится. Уже который год здесь мусолят Бе-200, а достроить хотя бы один лётный никак не могут.
  8. mivail 14 декабря 2014 10:41
    Цитата: Иван Тарасов
    Теперь пора в серию, тем более, что для такой машины есть более мощные двигатели ПС-90А.
    Оснастить современной электронной начинкой и можно строить серийно для замены Ту-142 и Бе -12.

    Не можно, а нужно. Такая машина это мощнейшее средство борьбы на всей акватории мирового океана, причем универсальное.
    Цитата: Петрови42202
    А как самолет спасатель, так это вообще неоспоримо! Летает дальше вертолета, и быстрее. ИМХО. В МО тупят конкретно.

    Скорее хотят поиметь откаты. Такое поведение сродни вредительству и нужна политическая воля, что бы переломить сложившуюся ситуацию. Ведь пока что, эти машины являются передовыми разработками нашей страны. И если нет иностранных заказчиков, то государство обязано поддержать производителей этой техники гос заказом. Создание отряда спасательной, противопожарной флотилии из 20 машин позволило бы существенно усилить наши позиции в борьбе со стихийными бедствиями не только у нас в стране, но и во всем мире. Ведь оказывать коммерческую помощь в тушении пожаров другим государствам, по моему, довольно прибыльное дело.
  9. Штык 14 декабря 2014 10:49
    Самолет-амфибия Бе-42 создан на базе самолета А-40. Он предназначен для поиска, обнаружения и спасения людей на море, объектов авиационной и космической техники на плаву, терпящих бедствие надводных кораблей и подводных лодок, наведения морских судов, летательных аппаратов и других поисковых средств на объекты спасения. Самолет способен взять на борт до 60 человек. На борту 2 моторные лодки. Вероятность обнаружения пострадавших, оснащенных радиомаяками, равна 0,98, а с помощью оптико- и теплотелевизионных средств - 0,4-0,9. Потребность в таких самолетах в России составляет 6 - 8 единиц для Минобороны и 4 - 5 единиц для МЧС, были заявки на поставку 10 - 12 самолетов Бе-42 в Финляндию, Канаду, Южную Корею, Чили и Таиланд. В НАТО был даже присвоен код- "Mermaid" ("Русалка").К сожалению проект не реализован.
  10. СамПоSебе 14 декабря 2014 11:26
    Да Советский Союз сделал научный задел.Лет еще на 20 наверное хватит. Пока кремлёвские небожители всё в китай не продадут. Самолёт конечно впечатляет. good
    СамПоSебе
  11. chunga-changa 14 декабря 2014 13:08
    Противолодочный самолёт-амфибия не имеет никаких преимуществ по сравнению с "сухопутным", но он дороже в производстве, дороже в эксплоатации, сильнее зависит от погоды чем "сухопутный". В чём тогда смысл? Что бы Бериевцам было приятно? Самые массовые самолёты ПЛО строят на основе серийных пассажирских, зачем в очередной раз изобретать велосипед? Амфибии нужны в поисково-спасательном исполнении, только тут может пригодится их возможность садиться на воду, для поиска ПЛ эта возможность не востребована. Да и то, море где обычно действуют наши корабли без спасательного судна поблизости, как правило северное и бурное. Приводнится удастся очень редко, при практически идеальной погоде, в такую погоду корабли тонут редко, а вот в шторм запросто. И опять амфибийные возможности не востребованы.
    Расцвет гидросамолётов закончился с появлением нормальных авианосцев. Остались в принципе только "Каталины" для ПСС над океанами, и маленькие разведчики, которые вскоре заменили вертолётами. Зачем теперь возрождать всеми забытого мамонта, да ещё и в качестве ПЛО, не понятно. Тут много пишут про то что при СССР государство развивалось и строилось лучше чем теперь, но как только заходит речь про отказ от экранопланов, гидросамолётов и прочей экзотики, все начинают клясть костный совок и предлагать всё это немедленно построить и посмотреть что будет. Ничего не будет, эти экзотические штуки никому не нужны, в первую очередь военным, и тихо сгниют на берегу.
    1. wk 14 декабря 2014 20:49
      ВЫ это!...не тронь наше всё! "неимеющеаналогввмире".... мы диванные генералы ВО уважаем всё, что не имеет аналогов в мире, а нужно это или нет...неважно....нам нравятся "каспийские монстры", "луни", "груни", боевые матрёшки, печки самоходки и ковры самолёты.
      wk
    2. Комментарий был удален.
  12. TimBurton 14 декабря 2014 18:20
    Цитата: Rakti-Kali
    У ТАНТК Бериева все-таки имеется надежда на то, что справедливость восторжествует, и их уникальная разработка будет применена в качестве основного противолодочного средства.

    Вот только строить их в Таганроге, увы, скорее всего не получится. Уже который год здесь мусолят Бе-200, а достроить хотя бы один лётный никак не могут.


    Самолет Бе-200 довольно сложен в изготовлении. У нас на ИАЗ за 10 лет собрали всего 7 машин, в Таганроге за 6 лет еще ни одну не подняли, хотя мы им передали всю сборочную оснастку и технологию.
    TimBurton
    1. Rakti-Kali 14 декабря 2014 20:00
      Цитата: TimBurton
      У нас на ИАЗ за 10 лет собрали всего 7 машин, в Таганроге за 6 лет еще ни одну не подняли, хотя мы им передали всю сборочную оснастку и технологию.

      Вот и я о том же, и это учитывая то, что в Иркутске пара лет ушла как раз на разработку и монтаж оснастки. Которая, оснастка, сейчас большей частью лежит за цехом где идёт долгострой и тихонечко себе гниёт. sad
  13. НЕКСУС 14 декабря 2014 22:01
    будем надеяться,что реанимируют эти программы по гидропланам и разовьют.Так же и экранопланы надо развивать ,пока у нас отрыв и задел лет 15 есть,учитывая наработки "луня"...
  14. tomcat117 14 декабря 2014 22:38
    Как всегда сердюковщина преобладала над разумом!
    И чем она не угодила просто не понятно, как будто был иной выбор.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня