43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    15 декабря 2014 07:34
    Содержательная статья,но главное какой бы не был самолёт 5 поколения.Способным наносить удары как по воздушным так и по наземным целям.А вот без штурмовика не обойтись СУ-25 лучший в своём классе.
  2. +12
    15 декабря 2014 08:20
    самолет легенда , но стоит все таки учесть его использование на Украине , там он показал себя не ахти , надеюсь это из за низкой квалификации каклопелотаф .
    1. +15
      15 декабря 2014 09:57
      Низкая квалификция и никакая тактика использования -это само собой.Но есть еще один ньюанс.Все таки ИК заметность Су-25 довольно большая -старые одноконтурные(т.е.,горячие) двигатели,да еще сопла направлены не несколько градусов вниз.Позднее,по опыту войны ИК сигнатуру стали уменьшать.Но у жовто-блакитных,думаю,остались только немодернизированные сушки.
      1. +4
        15 декабря 2014 11:10
        согласен с вашим высказыванием, и поэтому хотелось бы прояснить для себя вопрос.
        как то смотрел интервью Погосяна, и там он рассказывал о проработки плоских сопел для линейки су-27, так вот он говорил что плоское сопло заметно уменьшает тепловое излучение, почему-же при модернизации су-25 это не применено ведь для 25 это серьезный вопрос.
        1. +4
          15 декабря 2014 12:12
          Вряд ли такое возможно при модернизации серийной машины.Вот что пишут на эйрворе о Р-195(Су-25Т)
          Отличительной чертой двигателя Р-195 от Р-95Ш является сопло с пониженным ИК-излучением. Сопло снабжено центральным телом, которое охлаждается путем продува через него атмосферного воздуха, подводимого при помощи воздухозаборника, установленного на хвостовой части гондолы двигателя. Между внешней поверхностью сопла и внутренней поверхностью гондолы двигателя имеется кольцевой зазор для выхода воздуха, продуваемого через мотоотсек. При установке двигателя на самолет он взаимозаменяем с Р-95Ш
          1. Комментарий был удален.
          2. +6
            15 декабря 2014 12:47
            Возможно на Су 25 не самые современные двигатели.Зато могут выдержать прямое попадание 23-миллиметрвого снаряда и сохраняет работоспособность при многочисленных менее серьёзных боевых повреждениях.
            А после службы в армии ещё могут и пригодиться в мирной жизни.
            В подмосковном Павловском Посаде работает необычная теплоэлектростанция, которая обеспечивает электроэнергией и горячей водой несколько микрорайонов города.
            Энергию на этой ТЭЦ вырабатывают два двигателя от самолета Су-25 good
            Силовой агрегат стал газовым. Две таких установки раскручивают валы генераторов – на выходе получается 16 мегаватт электроэнергии. Отработавшие газы не улетают в атмосферу, а нагревают котел.
      2. +3
        15 декабря 2014 13:51
        одноконтурные(т.е.,горячие) двигатели,да еще сопла направлены не несколько градусов вниз


        Знаете, я в начале 80-х ждал, каким будет наш ответ на американский А-10. У того 2 разнесенных двухконтурных движка, струя экранирована снизу горизонтальным оперением, с боков- вертикальными "шайбами". Казалось бы- эталон штурмовика. А наши сделали ставку на большую скорость. Не понятно, но сравнивать не с чем. Живучесть A-10 оценить сложно, американцы и наши не воевали с равным противником с серьёзной ПВО сухопутных войск.
        1. +1
          18 декабря 2014 01:22
          Цитата: dauria
          ...А наши сделали ставку на большую скорость.....

          Компоновка двигателей как у Су-25 имеет свои плюсы:
          расположены в центре масс самолёта, а значит самолёт менее инерционен при любом манёвре,
          компактно расположены поэтому требуется меньше защиты, что бы прикрыть сами двигатели и бак.
          двигатели расположены близко к продольной оси самолёта, поэтому выход из строя одного из них мало сказывается на управляемости самолёта
        2. Kassandra
          0
          18 декабря 2014 03:26
          Су-25 лучше. и по живучести и по ЛТХ.
          A-10 толком не воевал в Ираке вообще - только Апачи во 2-ю и Харриеры в 1-ю
          там в отличие от афганистана как раз была относитльно серьезная ПВО
          Су-25 воевал много где. это не ответ на А-10, это трансзвуковой самолет
          у А-10 максимально-достижимая скорость как у поршневика времен Второй Мировой.
  3. +8
    15 декабря 2014 08:50
    Толковая статья,автору спасибо!
    1. +3
      15 декабря 2014 12:18
      Цитата: Серый 43
      Толковая статья,автору спасибо!

      Согласен, но немного поворчу. Похоже, что статью писало несколько человек.
      "В марте 1968 г. старший преподаватель Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского И.Савченко предложил специалистам ОКБ П.О.Сухого совместно разработать проект нового самолета поддержки сухопутных войск." А Следующим абзацем:
      "Проработка аванпроекта самолета непосредственной поддержки войск над полем боя СПБ ("Самолет Поля Боя") начата по инициативе преподавателя Военно-Воздушной Академии им..Ю.А.Гагарина, И.В.Савченко и сотрудников ОКБ П.О.Сухого, О.С.Самойловича, Д.Н.Горбачева, В.М.Лебедева, Ю.В.Ивашечкина и А.Монахова в марте 1968 г."
  4. +1
    15 декабря 2014 10:23
    На примере раненого "Буком" Су-25: повреждения серьезные, но планер не разрушился, спрашивается - мог ли "Бук" одной ракетой сбить огромный Боинг?
    1. +10
      15 декабря 2014 10:43
      Вы сравниваете несравнимые вещи. Запас прочности и конструктивная защита самолёта поля боя и гражданского лайнера. Кроме того ЗРК поражает не прямым попаданием а осколочным полем - и реальный эффект очень сильно зависит от взаимного положения ЛА и ракеты в момент подрыва. Так что и в этом случае компактный и маневренный штурмовик пострадает сильно меньше чем туша гражданского авиалайнера.
      1. +1
        15 декабря 2014 11:59
        Вот именно, разве ракета такого класса могла мгновенно разрушить огромный лайнер, да так, что бы даже на землю ничего передать не успели? Причинить фатальные повреждения - наверняка (для того эти ракеты и созданы), практически мгновенно разрушить - что-то сомнительно.
        1. LMaksim
          +1
          15 декабря 2014 22:42
          Поговаривают, что достаточно разгерметизации кабины, чтобы все потеряли сознание. А на деталях кабины лайнеры были найдены следы от пуль или снарядов. Вполне возможно, что сперва расстреляли кабину пилотов, а затем добили самолет ракетой. Буки в этой истории наводили на цель Су-25 и возможно подстраховывали самолет. Специалисты говорят, что после пуска ракеты Бука остается ее след, но этого следа никто не видел. Применение Су-25 тоже не случайно, всегда можно сказать, что ополчение сбило своим штурмовиком, который они захватили. В целом на схему штатов похоже, самим напакостить и обвинить других. А ребятами из ополчения горжусь, делают все, что могут.
        2. 0
          16 декабря 2014 15:27
          Есть такая вещь как "взрывная декомпрессия" - а в отличии от боевых машин пилоты на гражданских не летают в кислородных масках. И ещё один аспект - если разрушение обшивки и силового набора было достаточно серьёзным то остальное доделает та самая взрывная декомпрессия - фюзеляж разрушится изнутри как проткнутый воздушный шарик.
    2. +8
      15 декабря 2014 10:54
      Ранен СУ явно не буком, а скорее ПЗРК, ракета которого влетела в двигатель. СУ-25 безусловно крепкий, но бук разорвал бы его в клочья, как и Боинг.
      1. +2
        15 декабря 2014 11:56
        В статье именно "Бук" фигурирует, но с журналистов спрос маленький.
  5. +1
    15 декабря 2014 10:48
    Из сроков разработки видно что самолет делали по остаточному принципу, увы но к штурмовикам было всегда и везде такое отношение , хотя данные машины выполняют львиную долю задач авиации по подержке войск, причем не только у нас. В США их A-10 Thunderbolt II делался точно также на остатки денег и не особо торопясь.. Мне вот интересно каим бы получился "грач" если бы на него потратили хотя бы половину денег что вбухали в Миг27 или Су17.. На сегодняшний день встала проблема насыщения войск противника современными ПЗРК (они сейчас есть у все), еще при появлении в афганистане "стингеров" потери Су25 выросли на порядок резко ограничив применение авиации, заставив изменить тактику и уйти на большие высоты снизив тем самым эффективность оружия самолетов и вертолетов.Вот и сейчас надо решать как бороться с этой проблемой, иначе штурмовик превращается в легкую мишень подымая вопрос о его целесообразности. Думаю что конструкторы смогут достойно ответить на очередной вызов в соревновании брони и снаряда.
  6. +2
    15 декабря 2014 10:53
    Возможностей для модернизации очень много! Современная малогабаритная электроника потребляет меньше энергии. А вот про уникальную маневренность аппарата мало написали - один только разворот "вокруг хвоста" чего стоит в боевой обстановке.
  7. +2
    15 декабря 2014 10:57
    Статье: +!!! Отлично проиллюстрировано!!!!
  8. pahom54
    0
    15 декабря 2014 11:14
    И статья хорошая, и самолет великолепный.
    Только я сегодня впервые увидел, что у него стоит пушка ГШ-30-2 с боекомплектом в 250 патронов, и призадумался... Когда срочную служил в 71-73 годах, был авиамехаником по вооружению, так еще тогда у ГШ-23 скорострельность была сумасшедшей (не помню уже цифру). А сейчас на более современной ГШ-30-2 скорострельность должна еще увеличиться, и получается, если летчик забудет перевести ПУС на короткие очереди в бою, то одним нажатием кнопки он выпустит все 250 патронов...
    Вопрос: а на фига тогда ему пушка нужна? Практически она для летчика - лишняя головная боль, или как в дворовой драке - камень или свинчатка на всякий случай в кармане...
  9. +16
    15 декабря 2014 11:49
    ну и клип в тему, вдруг кто не видел
  10. +3
    15 декабря 2014 12:12
    Во время войны в Афганистане про штурмовик Су-25 ходили настоящие легенды, так как сбить этот советский штурмовик было невероятно сложно. Благодаря «грачу» Александр Руцкой, Герой Советского Союза и будущий вице-президент России, смог вернуться назад из одного из своих боевых заданий в Афганистане. После приземления техники насчитали на штурмовике такое число повреждений, при котором ни один другой самолет в мире просто не смог бы вернуться назад на аэродром.
    1. 0
      15 декабря 2014 23:07
      ИЛ 2! Летающий танк Второй Мировой.
    2. +1
      15 декабря 2014 23:07
      ИЛ 2! Летающий танк Второй Мировой.
  11. +5
    15 декабря 2014 12:23
    А куда дели Су-39, товарищи? Вроде перспективное было продолжение 25-го..
    1. +2
      15 декабря 2014 15:05
      Цитата: Lance
      А куда дели Су-39, товарищи? Вроде перспективное было продолжение 25-го..

      Туда же куда у нас все остальное в 90-е дели...
      Волынка тянется уже 20 лет,в последнее время часть самолетов в СМ модернизировали,в принципе они от ТМ(39-го) только расположением РЛС отличаются.Но по факту модернизация получилось не совсем такой как было обещано.
  12. +1
    15 декабря 2014 12:47
    Статья познавательная и интересная. Самолет хороший, надежный и по-прежнему востребованный войсками,хотя прошло почти 35 лет со времени его первого полета.
    Концепция боевого применения выбрана правильно и потенциал модернизации не исчерпан.
  13. +1
    15 декабря 2014 13:09
    Даёшь Грачам Небо! Прекрасный самолёт лучшый в своём классе! Всегда хотел увидеть его в полёте в живую многих видел а воь его к сожалению нет(
    1. Петрови42202
      +1
      15 декабря 2014 21:05
      А я их видел. hi У нас в Перми находится полк истребительной авиации, в которой МИГ-31. Что там Су-25 делали мне непонятно. Но одно я точно видел (несколько раз) - как они заходят на посадку. Скорость выше, чем у МИГа-31. А шумят они меньше, причем, намного. Видел, как они зоходили на вираж на высоте метров 250-300. Тогда у меня сложилось впечатление об Су-25 как о юркой машинке. У меня реально дух захватило, когда они виражи делали по двое. Было это в ноябре этого года. До сих пор ломаю голову: что они у нас делали? request
  14. +2
    15 декабря 2014 13:18
    А действительно, ведь Су-39 планировался на замену. Или передумали
    1. slon82
      0
      15 декабря 2014 14:36
      Су-39 это модернизация, в основе которой система шквал. Самолёты с индексом СМ могут выполнять те же задачи что и СУ-39. На мой взгляд никакого смысла в модернизации нет без оснащения хорошего подвесного контейнера. На сегодняшний день его нет.
      1. +2
        15 декабря 2014 15:07
        Цитата: slon82
        На мой взгляд никакого смысла в модернизации нет без оснащения хорошего подвесного контейнера

        Ну контейнер-то есть.Меркурий.Насчет того насколько он хорош-это на любителя ))
  15. +2
    15 декабря 2014 15:35
    Су-25Т, изготовлен на основе Су-25УБ, Задняя кабина была занята под приборный отсек. "Меркурий"- станция ночного видения, проявила себя в испытаниях не очень надежно. Государственные испытания Су-25Т проведены в период с 1987 по 1993гг. Начало полетов по программе ГИ выполнялось параллельно с незаконченными ЛКИ. В испытаниях участвовали, в том числе, самолеты производства ТАПО им. Димитрова, впоследствии переданные из Ахтубинска в 4ЦБП в Липецк.
    Дальнейшим развитием Су-25Т был Су-25ТМ (Су-39) с подвесным контейнером БРЛС "Копье" и более расширенной номенклатурой АСП по сравнению с Су-25Т. Несмотря на все старания Главного Конструктора ОКБ им.П.О.Сухого Владимира Петровича Бабака, эти самолеты в серию не пошли, хотя, насколько я знаю Су-25Т с липецкими летчиками отметились во время чеченских событий.
  16. 0
    15 декабря 2014 15:43
    Прекрасный самолет, полностью отвечающий боевым задачам для которых предназначен. Электронику кардинально обновить и смело в бой в 21 веке
    1. +3
      15 декабря 2014 18:57
      Ой ли а я вот вам скажу ,что данный"папелац"можно назвать выдающимся только по критерию"несоответствие\везение"в значительной степени это обеспеченно его невысокой стоимостью,а совсем не эффективностью.Судите сами,зачата машина была как УТС,но оказалась довольно дорогой и предпочли L-39.Реинкорнация-конкурс"самолет Армейской Авиации"основа армейской авиации,задачи;работа с грунта в отрыве от баз постоянного базирования,нанесение бомбоштурмовых ударов в простых МУ из положения барражирования.Работать с грунта Су-25 так и не научился,барражирование тоже не его стихия,да и в пилотировании машина была не настолько легка,как хотелось бы,впрочем как и в обслуживании.Фактически конкурс закончился не чем.Да и сама концепция АА претерпела значительные изменения,обусловленные как профессионализмом наших полководцев так и необходимостью структурных изменений в армии. Если бы не Афганистан машина опять бы"легла под сукно".Стоит упомянуть,что военным "грезилась"модификация Ил-28(на тот момент наиболее удачно себя проявившего в ДРА),но недостаточное количество бортов в наличии,их состояние,не давали такой возможности.А организация серии машины"с бородой"была не целесообразна.Вот тогда КБ Илюшина предложило своего"претендента"на конкурсе АА(Ил-102).И как только тронули этот"скелет в шкафу"(конкурс"самолет АА")все и закрутилось.Ил-102 быстро ушел в тень,зато МАП быстро представили Т-8,нужно было чем то загрузить Тбилисский АСЗ(Ил они бы не потянули).В Совмине очень нравилась цена"восьмерки"(их еще"трясло"после двух последовательно прошедших эпопей(сначала Су-24,потом Су-27).В МО сложилась двоякая ситуация с одной стороны имелась возможность быстро получить необходимый самолет,с другой были вопросы по его эффективности(учитывая МГХ особенности отечественных АСП,комплексной аппаратуры в том числе и ВТО,вполне обоснованные).Так сложились предпосылки к проверке машины в реальных боевых условиях-операция"Ромб".Кстати"страховочным вариантом"был Як-38.Эксплуатационные характеристики были признаны хорошими,машину спешно готовили к серии,замечания многих офицеров в штабе ВВС,что дозвуковая машина с довольно низкой тяговооруженностью будет весьма уязвима при работе в зонах ПВО,ответом было-"какие зоны ПВО,вы с басмачами воюете,а не с армией."-Несмотря на восторженные охи публики живучесть Су-25 всегда признавалась недостаточной,что вело к увеличению массы брони на самолете от серии к серии.А после развала союза и отдельных бортов проходивших СР.Соответственно снижая полезную нагрузку.С каждым годом все больше претензий вызывал ПрК,точнее его отсутствие.С развалом Союза и ИБА нам волей не волей пришлось создать структуру аналогичную ей по назначению но более дешевую по эксплуатации(ей стала ША)и другой двухмоторной ударной машины кроме Су-25 просто не было(Су-24 не в счет т.к.его эксплуатация в разы дороже чем,того же Су-17).Соответствует ли Су-25 задачам полноценного штурмовика? изначально нет.Нужна новая принципиально другая машина.
      1. 0
        16 декабря 2014 19:02
        Уважаемый Argon!
        Я позволю не согласиться с Вами в оценке самолета Су-25. Не нужно придумывать неизвестно для чего какие-то новые критерии для его оценки. В военных ВУЗах изучается предмет « Вероятностные методы оценки надежности и боевая эффективность». Поясняю в общих чертах, что для оценки эффективности истребительного авиационного комплекса (иак) или, проще говоря, одиночного фронтового истребителя используется коэффициент Кэф.иак.
        Кэф.иак = Кд + Кп / Сз, где
        Кд – коэффициент, определяющий способность самолета вести дуэльный бой;
        Кп - коэффициент, определяющий способность самолета вести перехват групповой воздушной цели;
        Кд = ∑ ЛХ;
        Кп = ∑ ПС +СО + РБ, где:
        ЛХ –летные характеристики самолета ( тяга двигателей, взлетный вес, максимальная скорость, скороподъемность, радиус виража, практический потолок, дальность полета);
        ПС – характеристики системы прицеливания ( прицельно-навигационного комплекса);
        СО – характеристики системы оружия ( комплекса бортового вооружения);
        РБ – размер боекомплекта;
        Сз – совокупность затрат;
        Сз = Сп +Ср +Сэ, где
        Сп – стоимость производства ( цена серийного образца);
        Ср – стоимость разработки( расходы на НИОКР);

        Сэ – стоимость эксплуатации ( затраты на ремонт и восстановление в войсках, определяющие живучесть машины);
        Для оценки эффективности истребительного авиационной группы или, проще говоря, звена, эскадрильи используется коэффициент Кэф.иаг.
        Кэф.иаг - =Т эф + Тпв + Вб+ Впво / Сз, где,
        Тэф. – число вылетов в единицу времени;
        Т пв – время подготовки к повторному вылету;
        Вб – выживаемость на базах ( коэффициент состояния аэродрома базирования);
        Впво – выживаемость в зоне действия ПВО противника ( коэффициент насыщенности цели средствами ПВО)
        Аналогичная система показателей применяется для оценки боевой эффективности ударных и разведывательных самолетов, боевых вертолетов и т.д.
        Боевая эффективность самолета зависит не только от его технических характеристик, но и характеристик самолетов противника, их тактики и условий проведения боевой операции, определяемых К вп – коэффициентом вероятного противника. В расчетах обычно принимают летные характеристики самолетов и тактику сторон одинаковыми.
        С точки зрения математики, чем меньше знаменатель, тем выше коэффициент боевой эффективности машины при выполнении конкретной боевой задачи.
        Оставим на совести конструкторов и экономистов Сп и Ср, естественно, чем они больше, тем хуже, но ни пилот, ни техник об этом не знают. Их задача, в частности, как можно больше снизить Сэ. Вот здесь нужно говорить о возможностях, заложенных в конструкции машины. В этом отношении Су-25 и сегодня выгодно отличается от остальных машин поля боя. Крепкий, надежный, неприхотливый – это признано всеми. Изначально он проектировался именно как штурмовик, а не УТС и знаменитая «элка»( Л-39) здесь ни при чем.
        Используя статистические данные, модусы логики и математический аппарат, пусть даже весьма примитивный, можно сделать вывод об эффективности самолета и даже целого рода войск ( например, ИБА), принимая во внимание, что совокупность затрат тем выше, чем сложнее как сам самолет, так и использующееся на нем оборудование, вооружение и т.д. и т.п. Чем выше сложность системы, тем выше вероятность отказов, тем больше и сложнее состав оборудования, применяющегося при подготовке к вылету, выше численность и квалификация обслуживающего персонала.
        В этом смысле,конструкция штурмовика Су-25 является оптимальной и есть резервы для модернизации. Сегодня СУ-25 существенно превосходит по боевой эффективности «Рафаль» и «Мираж-2000».Изменения должны коснуться прежде всего комплекса БРЭО и вооружения, повышения защищенности экипажа. внедрения в производство современных материалов и технологий и т.д. и т.п.
  17. +1
    15 декабря 2014 17:09
    Грач хорош, но Ил-102 был бы лучшей альтернативой.
    1. Kassandra
      0
      17 декабря 2014 11:23
      кстати почему в этой статье про Су-25 опять 7000? бандеровец писал?
      статью в вики на русском переделали уже так что так просто там уже не исправишишь...
  18. slon82
    0
    15 декабря 2014 17:30
    Цитата: Одиссей
    Цитата: slon82
    На мой взгляд никакого смысла в модернизации нет без оснащения хорошего подвесного контейнера

    Ну контейнер-то есть.Меркурий.Насчет того насколько он хорош-это на любителя ))

    Ну он не является снайперским прицелом как это должно быть, где то читал что он и ночью цели плохо видит. Поэтому считайте что его нет. Какой неумный человек минус поставил?
    1. +1
      16 декабря 2014 03:08
      Цитата: slon82
      Поэтому считайте что его нет.

      Ну извиняйте,другого пока нет.
      Цитата: slon82
      Какой неумный человек минус поставил?

      Не знаю,компенсировал плюсом smile
    2. 0
      17 декабря 2014 15:20
      Меркурий во время испытаний проявил себя ненадежно. Нужны определенные условия освещенности (типа звездной лунной ночи). Плюс "слеп" при ярких вспышках.
      А насчет 7000 м.Из-за негерметичной кабины (Су-25) Для Су-25Т (ТМ) была предусмотрена герметичная кабина. Хотя на первых экземплярах она была негерметичной. Но, при необходимости снятия характеристик на высотах более 7000 (до 10000м) была разработана методика Институтом Авиационной и Космической медицины. За полчаса до вылета летчик садился в кабину и дышал чистым кислородом. Дыхание во время полета чистым кислородом. Полеты не чаще трех раз в неделю.
      А потом, стоит учитывать такой момент, как принудительная разгерметизация кабины при вхождении в зону возможного поражения, во избежании взрывной декомпрессии.
      Насчет управления самолетом. На Су-25Т (ТМ) была установлена САУ. Правда повозились с ней немало.
      1. Kassandra
        0
        18 декабря 2014 01:29
        высотный костюм (скафандр) одевается и все дела.
  19. slon82
    0
    15 декабря 2014 17:30
    Цитата: Одиссей
    Цитата: slon82
    На мой взгляд никакого смысла в модернизации нет без оснащения хорошего подвесного контейнера

    Ну контейнер-то есть.Меркурий.Насчет того насколько он хорош-это на любителя ))

    Ну он не является снайперским прицелом как это должно быть, где то читал что он и ночью цели плохо видит. Поэтому считайте что его нет. Какой неумный человек минус поставил?
  20. 0
    15 декабря 2014 19:32
    Глубоко и полно описан "Грач" ! Спасибо автору. Он пожалуй повоевал вровень с штатовским А-10А. Они -одноклассники.Но наш - ЛУЧШЕ wink
    1. 0
      16 декабря 2014 05:18
      Наиболее часто встречаемое заблуждение,А-10 специализированный"противотанковый"с
      амолет.Непосредственной потдержкой пехоты он занялся только в Афганестане,но,если не ошибаюсь,это уже другая модификация не "А".
  21. -1
    15 декабря 2014 19:47
    Цитата: Серый 43
    Толковая статья,автору спасибо!

    Штурмовик у Сухова великолепный.А по статье -Автору+(немножко поворчу-бронестекло 65 или 55мм./на рисунке/. hi
  22. +3
    15 декабря 2014 20:58
    В книге Самойловича "Рядом с Сухим" интересно описана ситуация с налаживанием производства Су-25 в Тбилиси. Когда КБ начало обвинять завод несоблюдении технологии при сборке штурмовика, Шеварнадзе поднял целую бучу, дескать это "идеологический подкоп" против грузинского пролетариата. Первые самолеты собирались с такими нарушениями, что самопроизвольно переворачивались в полете и летчики боялись летать.
    Самойловича поразило малое количество персонала в цехах и это в разгар запуска в серию нового самолета. В ответ арозвучало, что грузины массово "в отпуске" для уборки винограда на личных посадках,а если их не отпускать, то они почти все уволятся.
    Такой вот южный колорит.
  23. 0
    15 декабря 2014 21:00
    Цитата: foma2028
    В книге Самойловича "Рядом с Сухим" интересно описана ситуация с налаживанием производства Су-25 в Тбилиси. Когда КБ начало обвинять завод несоблюдении технологии при сборке штурмовика, Шеварнадзе поднял целую бучу, дескать это "идеологический подкоп" против грузинского пролетариата. Первые самолеты собирались с такими нарушениями, что самопроизвольно переворачивались в полете и летчики боялись летать.
    Самойловича поразило малое количество персонала в цехах и это в разгар запуска в серию нового самолета. В ответ прозвучало, что грузины массово "в отпуске" для уборки винограда на личных посадках,а если их не отпускать, то они почти все уволятся.
    Такой вот южный колорит.
  24. ТЕХНАРЬ
    +1
    15 декабря 2014 22:35
    Отличная статья.Автору-спасибо!
  25. 0
    18 декабря 2014 10:47
    В середине 90х довелось наблюдать выступление пилотажников на су25-назывались они-"Небесные гусары" Проходы делали метрах на 30... Я тогда чуть в капонир не свалился!!!всем штурмовикам огромный респект!
  26. 0
    18 декабря 2014 16:36
    Цитата: макс702
    Из сроков разработки видно что самолет делали по остаточному принципу, увы но к штурмовикам было всегда и везде такое отношение , хотя данные машины выполняют львиную долю задач авиации по подержке войск, причем не только у нас.

    Эти же самолеты и имеют самый высокий процент боевых потерь, потому и нет смысла делать их супердорогими и навороченными, поскольку ни супернавороченная дорогая электроника, ни стелс-покрытие не спасет самолет от ЗСУ или ДШК какого-нибудь бородатого повстанца. А потому самолеты данного класса должны быть дешевыми и должна быть возможность производить их в большихь количествах
    1. Kassandra
      0
      18 декабря 2014 17:13
      ДШК его просто так не возьмет, ЗСУ - не любая, только класса CIWS c кал больше 20мм
      1. 0
        18 декабря 2014 22:15
        В первую чеченскую один из су-25 был сбит именно огнем из ДШК — пули пробили небронированное боковое стекло фонаря кабины. Это, конечно, исключительный случай, но все же и такое бывает:
        5 мая пара Су-25 совершала патрульный полет в районе населенного пункта Беной. Самолеты шли на малой высоте. Когда ведущий, майор Владимир Сарабеев обогнул возвышающуюся на его пути скалистую гряду, внезапно с фланга, со склона горы ударил ДШК. Штурмовик скользнул вниз и, мгновенье спустя, взорвался от удара об землю. Впоследствии было установлено, что пули пробили небронированное боковое стекло фонаря и летчик погиб еще в воздухе. "Вячеслав Кондратьев. Грозное небо над Чечнёй"
        1. Kassandra
          0
          19 декабря 2014 01:03
          боковые стекла почти всегда тоже бронированные. делается это для защиты от разрывов снарядов с радиовзрывателем.
  27. 0
    19 декабря 2014 15:49
    Захватывающее зрелище когда спарка грачей идут из-за туч на боевой заход и бомбят гору....
    1. Kassandra
      0
      20 декабря 2014 03:15
      да, особенно когда там сидишь...