Путин простил Узбекистану прошлые долги

Узбекистан больше не должен России почти миллиард долларов. Долг за вычетом 25-ти млн. списан по итогам встречи президентов Владимира Путина и Ислама Каримова, сообщает газета Взгляд.

Путин простил Узбекистану прошлые долги



Российский президент побывал в Ташкенте в среду проездом в Индию. По его словам, «приём был гостеприимным, а сама встреча прошла в очень дружественной обстановке». В ходе встречи глав государств было достигнуто множество договорённостей, но главная из них – списание многомиллионного долга.

«Размер общей задолженности составляет 890 миллионов долларов, из которых 500 миллионов – тело основного долга. Из этого тела узбекская сторона нам погашает 25 миллионов. Все остальное идет на облегчение государственного долга Узбекистана», – пояснил глава Минфина РФ Антон Силуанов.

«Как и подобает добрым друзьям и хорошим партнёрам, мы нашли все взаимоприемлемые развязки, и эта страница перевёрнута», – отметил Путин.

Ещё одной важной темой для обсуждения президентами стала ситуация в Афганистане. «Особую актуальность приобретает взаимодействие наших государств в обеспечении мира и стабильности в Центральной Азии. Мы не можем не разделять озабоченностей президента Узбекистана по поводу событий в Афганистане, – сказал по этому поводу Владимир Путин. – Отмечаем, что налажен эффективный механизм межведомственных консультаций высокого уровня по этой проблематике. В рамках этих консультаций приоритетное внимание уделяется проблематике борьбы с террористической угрозой, незаконным оборотом наркотиков».

История долговых обязательств Узбекистана перед РФ насчитывает более 15-ти лет. Старания российских дипломатов оказались тщетными – Ташкент не признавал долг государственным, и платить по нему отказывался.

«В начале 90-х годов, когда у нас происходила трансформация экономики от плановой к рыночной, осуществлялись поставки российских товаров в Узбекистан. В России в это время менялась форма собственности. Были государственные предприятия, которые поменяли эту форму самым различным образом. И задолженность за поставки, которые формально осуществлялись государственными предприятиями, Узбекистан в 1998 году перестал признавать как государственный долг», – рассказал газете эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов.

«Узбекистан – страна упертая. Каримов считал, что они правы, тем более перед ним был пример поведения России в отношении других стран-должников. Мы прощали куда большие суммы: Афганистану – более 11 млрд. долларов, столько же списали Монголии, 4,7 млрд. простили Алжиру, 12 млрд. – Ираку, то есть тем режимам, которые в свое время получали вспомоществование от СССР. Естественно, у политической элиты Узбекистана был такой подход: мы же ближе, чем какие-то монголы, и раз они прощают такие деньги им, то чем мы хуже?», – продолжил Куртов.

По его мнению, списание долга – это не очень хороший симптом. «Поскольку евразийская интеграция – это приоритет внешней политики России, то сохранение этого приоритета и демонстрация того, что у нас в этом направлении что-то получается, выливается в то, что мы возвращаемся к советской практике. Ради демонстрации хороших отношений с бывшими союзными республиками мы начинаем брать на себя огромные расходы, которыми являются и недополученные долги», – отметил он.

Политика Ташкента в отношении России «носит поистине восточный характер, что делает эту страну не самым надёжным союзником», – считает эксперт.

«Узбекистан был членом ОДКБ. Договор о коллективной безопасности был подписан в 1992 году именно в Ташкенте. Но спустя некоторое время Узбекистан демонстративно вышел из этого договора. Причем как! Он сообщил об этом на юбилейной сессии Североатлантического альянса. То есть это был прямой плевок в сторону России, – напомнил Куртов. – Узбекистан одно время был членом ЕврАзЭС. Потом, опять же, демонстративно из него вышел. В ОДКБ он вернулся после 1999 года, а потом вновь потребовал приостановить свое членство. Является ли такая политика примером того, что эту страну можно назвать стратегическим партнером России?»

Но как бы ни хитрил Каримов, самостоятельно разрешить проблемы Узбекистана он не может. «Рождаемость растет, а рабочих мест государство создать не может. Отсюда рост недовольства, который пока что сдерживается полицейскими методами, – сказал эксперт. – Угрозы для Узбекистана как были, так и есть. Это угроза исламизации, угроза, исходящая из Афганистана, а также другие угрозы регионального характера, например, споры из-за водных ресурсов с Киргизией и Таджикистаном».
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

118 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти