Gaddafi regime overthrown: what's next?



The overthrow of the power of Colonel Muammar Gaddafi in Libya immediately raises many questions that, in the course of a long confrontation with the dictatorial regime, would somehow recede into the background. And the main one - what will happen next with Libya? After all, now that Gaddafi has already been dismissed, Libya will have to go a long and painful path until a peaceful and stable life becomes the norm for Libyans.


The reality is that in addition to the obstacles in the form of supporters and associates of Gaddafi, who will certainly stand in the way of Libya, hindering its successful transition to a democratic form of government, there are also obstacles within its own ranks of the rebels. Already, there are very disturbing signs of friction between pro-Western rebels and radical Islamists who are ideologically opposed to creating a new government based on Western-style democracy.

How to overcome these differences today is difficult to say. But if at the beginning of the formation of a new Libya, this problem is turned a blind eye, then it is very likely to provoke a civil war in the country and lead to its division into parts.

It is also necessary to take into account the factor that Gaddafi is not the former Egyptian President Hosni Mubarak. So, after the overthrow of the dictatorship in Egypt, the power passed into the hands of the "guardians" from among the military, the opposition political forces and independent media that had been activated had intensified, but the painful but realistic way of moving the country towards greater democracy continues there. In Libya, the situation is completely different. Muammar Gaddafi ruled since the overthrow of the monarchy in 1969. This country has no constitution, and political parties and trade unions have been banned there for 35 years.

It can be said that in Libya there are no structured organizations that could establish interaction between the government and the people, represent the interests of society and put forward their demands not in the form of opposition to the regime, but through a constructive dialogue with the authorities. It is obvious that the transition period in post-dictatorial times should be used to prevent a power vacuum and restore the political life of the state as soon as possible.

In addition, it should not be forgotten that in its time Libya was a rather artificial state entity, combining the three former provinces of the Ottoman Empire. And so the lack of a mature national identity greatly complicates the task of building a new Libyan state on the ruins of the dictatorship of Muammar Gaddafi.

The only way out of the crisis, which Libya can enter after the victory of the revolution, may be the agreement of its new leadership with the leaders of more than 100 tribes living in its territory. Actually, the development of a new paradigm of state-building is a reliance on continuity and change. Tribal identity is becoming important today, since Gaddafi deliberately destroyed civil society in Libya during his reign. To do this, create a new viable political system is really possible, only taking into account the tribal interests and the demands of their leaders.

Although in this case, the tribes, no matter how influential they may be, cannot replace the actual political process. After all, it is difficult to have a real democratic process if a part of the population will vote based solely on their tribal affiliation. Such an attitude to politics is quite capable of bringing the same negatives of tribalism and regionalism, which are traced today by the example of a number of African countries.

It is worth trying to consider possible scenarios for the future development of Libya. First of them - absolutely positive. New Libya is successfully in its infancy. The country has formed several powerful political parties participating in the upcoming parliamentary elections and successfully form a government of national unity, which, on the basis of the constitution and respect for the laws created by the best experts, promotes Libya along the path to democracy to take its rightful place in the global world community. Libyans will receive massive financial and technological assistance from the West, gradually a new and modern Libya is becoming a role model for the entire changing Arab world.

Scenario Two - less optimistic. The democratic and pro-Islamist forces in Libya, after a long and difficult period of trying to reach an agreement among themselves, could not come to an agreement. Several newly formed democratic parties enter into intense political competition with radical pro-Islamist political groups, and de facto dual power is established in Libya. The West is beginning to give up on political and economic reforms that the coalition government is unable to carry out. Western aid is beginning to diminish, while Islamist influence in Libya is growing steadily.

Nostalgia of a part of the population about the “stable” times of the Gaddafi regime begins and comes into force, his supporters take the political stage, forming their own party, which, taking part in parliamentary elections, gets at least a third of the deputy seats. A slow but steady process of restoration of “Gaddafism” begins, using which the supporters of Gaddafi try in every way to block any positive changes in Libya.

scenario third - even less positive. Political confrontation with time passes into openly power forms. Democrats cannot control the whole country. The leaders of the tribal unions provoke the division of the country, and the central government, under pressure from opponents, will eventually be forced to agree to the federalization of Libya on tribal grounds. Its territory is divided into three parts, and this division will approximately correspond to the conditional borders of the three former provinces of the Ottoman Empire. The country is decentralized and becomes virtually unmanageable. Having usurped in their favor oil revenues, tribal leaders soon turn into oligarchs who will dictate their will to the new government.

Scenario Four - catastrophic. After long and fruitless attempts to reach an agreement with the Islamists, the democratic government loses its position. The standard of living of ordinary Libyans is deteriorating, and Islamists are gaining more and more support among the population. In parliamentary elections, using fraud and intimidation, the Islamist party "wins". The central government in Tripoli refuses to recognize the results of the rigged elections and declares them invalid. Islamists are beginning to use force to defend the results of their “victory” and Libya is slipping into a civil war. The result of it is the division of Libya into two parts, one of which is under the control of the Islamists.


Those who are currently designing a new Libya must necessarily take into account the greater likelihood of the deployment of all these four scenarios of possible developments. After all, as the experience of the events of recent years in Iraq and Afghanistan shows, it is much easier to overthrow non-democratic regimes than to effectively rule the country later. The internal crisis in Libya is quite capable of provoking a new civil war, which in the end may turn out to be much more brutal and bloody than the one that preceded the overthrow of the regime of Muammar Gaddafi.

One thing is clear: Libya is entering a critical phase of its development, and the transition from destruction to construction can be no less difficult and dramatic. Therefore, it is very important in any case not to allow the very beginning of the expansion of the fault lines due to quite real ethnic and religious tensions, which Gaddafi has been able to keep in check by dictatorial methods.

In fact, the Libyan leadership faces a very difficult choice - how to prevent its state from slipping into chaos and anarchy, while at the same time moving towards a democratic choice. It is obvious that today the tasks facing Libyans are extremely complex. Only under the condition of professionalism and morality of the new government and real help from the West in all directions, can Libya successfully pass this crucial exam. stories. The exam, on which will depend not only its fate, but also in many respects the situation in the entire Middle East region and the Mediterranean as a whole.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

7 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Режим Каддафи свергнут: что дальше?

Режим Каддафи свергнут: что дальше?


Свержение власти полковника Муаммара Каддафи в Ливии сразу же ставит много вопросов, которые при длительном противостоянии с диктаторским режимом так или иначе отходили на задний план. И главный из них - что же будет дальше с Ливией? Ведь теперь, когда Каддафи уже отстранен, Ливии предстоит пройти долгий и мучительный путь, пока мирная и стабильная жизнь станет для ливийцев нормой.

Реальность такова, что кроме препятствий в виде сторонников и соратников Каддафи, которые непременно будут вставать на пути Ливии, мешая успешному ее переходу к демократической форме правления, существуют еще и препятствия внутри собственных рядов повстанцев. Уже сейчас наблюдаются очень тревожные признаки трений между прозападно настроенными повстанцами и радикально настроенными исламистами, которые идеологически против создания нового правительства на основе демократии западного образца.


Как преодолеть эти разногласия, сегодня сказать трудно. Но если в начале становления новой Ливии на эту проблему закрывать глаза, то это весьма вероятно может спровоцировать гражданскую войну в стране и привести к ее разделению на части.

Также необходимо учитывать тот фактор, что Каддафи - это не бывший президент Египта Хосни Мубарак. Так, после свержения диктатуры в Египте власть перешла в руки «опекунов» из числа военных, активизировались уже имеющиеся до этого оппозиционные политические силы и независимые СМИ, но и там продолжается довольно болезненный, но реальный путь продвижения страны к большей демократии. В Ливии ситуация является совершенно иной. Муаммар Каддафи правил с момента свержения монархии в 1969 году. Эта страна не имеет конституции, а политические партии и профсоюзы там были запрещены в течение 35 лет.

Можно сказать, что в Ливии нет структурированных организаций, которые бы могли установить взаимодействие между правительством и народом, представлять интересы общества и выдвигать свои требования уже не в форме противодействия режиму, а путем конструктивного диалога с властью. Очевидно, что переходный период в постдиктаторские времена должен быть использован для того, чтобы не допустить вакуума власти и как можно быстрее восстановить политическую жизнь государства.

Кроме того, не стоит забывать, что в свое время Ливия была довольно искусственным государственным образованием, объединившим в себе три бывших провинции Османской империи. И поэтому отсутствие зрелой национальной идентичности значительно усложняет дело построения нового Ливийского государства на обломках диктатуры Муаммара Каддафи.

Единственным выходом из кризиса, в который может войти Ливия после победы революции, может стать договоренность ее нового руководства с лидерами более 100 племен, проживающих на ее территории. Собственно, выработка новой парадигмы государственного строительства - это опора на преемственность и проведения изменений. Племенная принадлежность становится сегодня важной, так как Каддафи сознательно уничтожил во время своего правления гражданское общество в Ливии. Для этого создать новую дееспособную политическую систему реально можно, лишь учитывая племенные интересы и требования их лидеров.

Хотя в этом случае племена, какими бы влиятельными они ни были, не могут заменить собой собственно политический процесс. Ведь трудно иметь реальный демократический процесс, если часть населения будет голосовать исходя исключительно из своей племенной принадлежности. Подобное отношение к политике вполне способно принести те же негативы трайбализма и регионализма, которые сегодня прослеживаются на примере ряда африканских стран.

Стоит попробовать рассмотреть возможные сценарии дальнейшего пути развития Ливии. Первый из них - абсолютно положительный. Новая Ливия успешно проходит период становления. В стране сформировано несколько мощных политических партий, участвующих в предстоящих парламентских выборах и успешно формируют правительство народного единства, которое на основе созданной лучшими экспертами конституции и уважения к законам продвигает Ливию по пути к демократии для занятия ею достойного места в глобальном мировом сообществе. Ливийцы получат массированную финансовую и технологическую помощь с Запада, постепенно новая и современная Ливия превращается в образец для подражания для всего меняющегося арабского мира.

Сценарий второй - менее оптимистичный. Демократические и происламистские силы в Ливии, после длительного и трудного периода попыток договориться между собой, не смогли прийти к согласию. Несколько новообразованных демократических партий вступают в острую политическую конкуренцию с радикальными происламистскими политическими группировками, и в Ливии устанавливается фактическое двоевластие. Запад начинает разочаровываться в политических и экономических реформах, которые неспособно провести коалиционное правительство. Помощь западного мира начинает уменьшаться, а влияние исламистов в Ливии неуклонно растет.

Начинается и вступает в силу ностальгия части населения по «стабильным» временам правления режима Каддафи, его сторонники выходят на политическую сцену, формируя свою партию, которая, приняв участие в парламентских выборах, получает не менее трети депутатских мест. Начинается медленный, но неуклонный процесс реставрации «каддафизма», используя который сторонники Каддафи всеми силами пытаться заблокировать любые позитивные изменения в Ливии.

Сценарий третий - еще менее позитивный. Политическое противостояние со временем переходит в откровенно силовые формы. Демократы не могут удерживать контроль над всей страной. Лидеры племенных союзов провоцируют разделение страны, и центральная власть, под давлением оппонентов, в конце концов, будет вынуждена согласиться на федерализацию Ливии по племенным признакам. Ее территория делится на три части, и это разделение примерно будет соответствовать условным границам трех бывших провинций Османской империи. Страна децентрализована и становится фактически неуправляемой. Узурпировав в свою пользу поступления от добычи нефти, лидеры племен очень скоро превращаются в олигархов, которые будут беспардонно диктовать новой власти свою волю.

Сценарий четвертый - катастрофический. После долгих и бесплодных попыток договориться с исламистами демократическая власть теряет свои позиции. Уровень жизни рядовых ливийцев ухудшается, и исламисты получают все большую поддержку среди населения. На парламентских выборах, используя подтасовки и запугивания, «побеждает» исламистская партия. Центральная власть в Триполи отказывается признать результаты подтасованных выборов и провозглашает их недействительными. Исламисты начинают силовыми методами отстаивать результаты своей «победы» и Ливия сползает в гражданскую войну. Результатом ее становится разделение Ливии на две части, одна из которых находится под контролем исламистов.

Те, кто сегодня проектирует новую Ливию, непременно должны учитывать большую вероятность развертывания всех этих четырех сценариев возможного развития событий. Ведь как показывает опыт событий последних лет в Ираке и Афганистане, гораздо проще свалить недемократические режимы, чем потом эффективно управлять страной. Внутренний кризис в Ливии вполне способен спровоцировать новую гражданскую войну, которая в итоге может оказаться куда более жестокой и кровавой, чем та, которая предшествовала свержению режима Муаммара Каддафи.

Ясно одно: Ливия входит в критическую фазу своего развития, и переход от разрушения к строительству способен оказаться не менее трудным и драматичным. Поэтому очень важно в любом случае не допустить в самом начале расширения линий разлома по вполне реальной этнической и религиозной напряженности, которые Каддафи диктаторскими методами удавалось до того держать в узде.

Фактически перед ливийским руководством встает очень тяжелый выбор - как не допустить сползания своего государства к хаосу и анархии, при этом продвигаясь одновременно в сторону демократического выбора. Очевидно, что сегодня задачи, стоящие перед ливийцами, являются чрезвычайно сложными. Лишь при условии профессионализма и нравственности новой власти и реальной помощи Запада на всех направлениях Ливия может успешно сдать этот ответственный экзамен истории. Экзамен, от которого будет зависеть не только ее судьба, но и во многом ситуация во всем ближневосточном регионе и Средиземноморье в целом.
Автор: Александр Дмитриев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 7
  1. kagorta 31 августа 2011 17:51
    У пиндосов только один шанс, свою управляющую компанию на нефть посадить, что бы денюжка прозрачно шла в бюджет Ливии, тогда у них с социалкой все будет хорошо, так как ливийцев мало, а нефти в пересчете на ливийцев много.
    И от этой денюжки в первую очередь должны получать те племена, которые разооружились (как у нас за выкуп оружия, но суммами в американских рублях).
  2. antidivanii expert 31 августа 2011 19:13
    1-й шанс маловероятен!этож арабы епта !
    antidivanii expert
  3. Товарищ 31 августа 2011 20:26
    На мой взгляд, Ливия очень рискует погрузиться в пучину хаоса..У повстанцев нет харизматичного лидера, который мог бы сплотить весь народ, все племена.
    Народ еще 100% разочаруется в этих "демократических повстанцах" и поймет, что демократию на хлеб не намажешь...
    Товарищ
  4. APASUS 31 августа 2011 21:55
    Порой власть легче захватить чем её удержать!Какая это власть будет ясно в течении трёх месяцев.Надо будет создавать,строить и кормить народ!
    1. русский 1970 31 августа 2011 22:14
      Пока деньги Каддафи не проедят.кормёжка будет fellow
      русский 1970
      1. днк 1 сентября 2011 05:40
        А откуда у Каддафи собственные деньги, если не секрет? Это та часть выручки от продажи ливийской нефти которую он себе в карман положил? Да, проблемы при делёжке по-новому нефтяных денег могут быть очень серьёзные. Но это не аргумент в пользу диктатора.
        днк
  5. раф 1 сентября 2011 07:44
    Меня удивляет то, что уже начались разговоры о выборах! Какие выборы?Война еще не закончилась! Западные страны до безобразия исказили саму суть демократии!Как можно назвать демократическими выборы например в Афганистане? В стране десятилетиями идет война,на руках тысячи единиц оружия. Представьте себе, вы идете голосовать а избирательный участок охраняют люди с автоматами на улицах бронетехника.Как можно назвать такое голосование свободным? А США и ЕС считают что все нормально.Вот она демократия по западному: Если вы подчиняетесь у вас с демократией все в порядке, если нет горе вам, завтра придут демократизаторы !

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня