Задачи западных инженерных сил на современном этапе

Задачи западных инженерных сил на современном этапе

Бронированная машина M60A1 наведения мостов стоит на вооружении США с 1967 года; армия меняет эту устаревшую систему на новую на базе шасси танка M1 Abrams

Как и многие рода войск, инженерные части стоят перед лицом двойного давления финансовых сокращений и необходимости экспедиционного развертывания. Рассмотрим машины, способные помочь им в их многогранном деле обеспечения беспрепятственного движения армии.

Среди нескольких задач инженерных сил может быть самой важной является обеспечение мобильности передовых сил и сил и средств тылового обеспечения.


Сегодня инженерные войска стоят перед двумя основными вызовами. Во-первых, как и большинство военных, они переживают сокращение бюджетов и численности. Во-вторых, существует понимание того, что наиболее вероятными их задачами становится развертывание за рубежом. Разработка и развертывание универсальных инженерных систем с хорошей эксплуатационной гибкостью, которым необходима меньшая численность персонала и которые могут легко перебрасываться по воздуху, являются ключевыми факторами при ответе на эти вызовы.

Поддержание мобильности войск в основном соответствует трем сферам компетенции инженерных сил: мобильное и штурмовое преодоление препятствий (особенно наведение мостов); землеройные работы; и расчистка путей и препятствий. Сопутствующие задачи включают: подготовка подъезда к мостовым переправам, выбор расположения моста, обнаружение и нейтрализация мин и взрывоопасных предметов. Необходимость в усиленной защите экипажа, большие рабочие скорости и возможность авиатранспортирования сделали использование коммерческих строительных систем – основного источника оборудования военных инженеров – проблематичным.

Покупка американской армией в 2010 году у компании Case Construction Equipment (CCE) погрузчика с бортовым поворотом M400W и минипогрузчика M400T является наглядным тому примером. Директор CCE по стратегическому развитию Пэт Хант сказал, что принятие на вооружение этих систем, являющихся модифицированными вариантами коммерческих моделей, было «превосходным» и что эти машины «соответствовали всем ключевым критериям армии, и мы поставили в войска на сегодняшний день почти 2300 систем».

Однако, поскольку коммерческие машины не имеют высокой скорости движения по дорогам необходимой военным, тактическая мобильность M400 ограничена, по крайне мере до тех пор, пока не будет закуплен новый прицеп с большей грузоподъемностью. Американская армия признала это и работает над этой проблемой.

От берега до берега

Военные мосты отличаются от гражданских мостов тем, что они должны быть доставлены до места и установлены для пересечения сухих и водных преград за минуты, а не дни и недели. Сами военные мосты делятся на две категории: штурмовые и обеспечения. Первые в основном предназначены для преодоления средних препятствий (20-30 метров) бронетанковыми подразделениями. Таким образом, большая часть мостов устанавливаются на шасси основных боевых танков (ОБТ) и развертываются с модифицированных шасси ОБТ.

Американская армия развернула свои новые тяжелые штурмовые мосты M104 Wolverine на базе M1A2 в 2003 году. Эти системы были разработаны совместно американской компанией General Dynamics Land Systems и немецкой MAN Mobile Bridges, которая в настоящее время является частью Krauss-Maffei Wegmann (KMW).

Задачи западных инженерных сил на современном этапе

Первый опытный образец машины для проделывания проходов Assault Breacher Vehicle появился в 2002 году. Также она известна под именем Shredder, была поставлена на вооружение в 2008 году и участвовала в операциях в Афганистане

Задачи западных инженерных сил на современном этапе

Около 60 инженерных машин Terrier изготавливаются для британских инженерных сил в рамках контракта стоимостью 386 миллионов фунтов, заключенного с компанией BAE Systems

Базируясь на мостовой системе KMW Leguan, M104 может развернуть свой 26 метровый мост класса MLC70 (Military Load Classification 70t – военная грузовая классификация 70 тонн) за пять минут и собрать его за 10 минут без покидания машины экипажем. Потребности США составляли 465 систем, хотя в связи с бюджетными ограничениями было поставлено всего 44 системы, после чего образовался серьезный дефицит средств преодоления препятствий в американских бронетанковых подразделениях.

В связи с этим армия решила провести программу по восполнению дефицита переправочных средств. Были взяты элементы моста от шасси танкового мостоукладчика M60 Armored Vehicle Launched Bridge (AVLB) и установлены на ОБТ M1 Abrams в результате чего при небольших доработках был получен новый мостоукладчик. При минимальных модификациях нынешний мост грузоподъемностью MLC60 (60 тонн) с длиной пролета 20 метров способен обеспечить нагрузку MLC80 (80 тонн) при пролете 18 метров. Новая система получила обозначение JAB (Joint Assault Bridge – общий штурмовой мост). Она базируется на предыдущих работах американского корпуса морской пехоты в этой сфере. Это позволит использовать не только весь запас мостов AVLB, но и даст возможность для каждого мостоукладчика иметь сразу несколько мостов разного класса.

Технические испытания подтвердили возможности JAB и в связи с этим была принята программа разработки мостоукладчика с использованием излишков танка M1. Заместитель командира инженерной школы американской армии Джим Рауэн сказал, что «армия рассматривает ее в качестве приоритетной программы с малым техническим риском и высокой прибыльностью. Мы видим веские доводы для ускорения программы».

В связи с реструктуризацией вооруженных сил точное число систем пока не определено, но, основываясь на развертывании инженерных рот в бронетанковых подразделениях, их количество могло бы легко достичь 300 мостоукладчиков и более 400 модифицированных мостов.

Популярный выбор

Модульная мостовая система Leguan от компании KMW популярна во многих армиях мира, она является основой при создании различных систем наведения мостов. Она устанавливается не только на целый ряд танковых шасси, но также на грузовые шасси. Это полностью автоматизированная система горизонтального наведения, которая имеет достаточно низкий профиль. Грузоподъемность уровня MLC80 позволяет принять самые тяжелые гусеничные и колесные машины. Система на шести различных платформах стоит на вооружении 14 стран, включая Бельгию, Чили, Финляндию, Грецию, Малайзию, Нидерланды, Норвегию, Сингапур, Испанию и Турцию.

Мост, установленный на колесное шасси, представляет собой пример моста обеспечения. Он отличается от штурмового моста, который предназначен для развертывания под прямым обстрелом противника. Мосты обеспечения, как правило, после установки оставляются на месте для проезда транспорта в отличие от штурмовых мостов, которые сопровождают боевые подразделения.

Мосты обеспечения зачастую являются более адаптируемыми и имеют большие по размерам пролеты. Кроме того, по своей типу и конструкции они могут легко передвигаться по дорогам и, следовательно, хорошо подходят для быстрой замены мостов, разрушенных во время природных катастроф. KMW Leguan на базе грузовика Sisu 8x8 или 10x10 является классическим примером моста тылового обеспечения. В этой конфигурации он способен развернуть либо один 26-метровый пролет, либо два пролета по 14 метров.

Еще одним примером является обеспечивающий (механизированный) мост Dry Support Bridge (DSB) или M18 от компании WFEL. Мост DSB перекрывает преграду шириной до 46 метров менее чем за 90 минут с участием восьми человек и колесного однобалочного мостоукладчика, например американского Oshkosh M1075 10x10. Складные секции моста перевозятся на соответствующих грузовиках и трейлерах. Комплект моста длиной 40 метров состоит из мостоукладчика, двух грузовиков для транспортировки секций и трех трейлеров для перевозки опорных балок, секций моста размерами 4,3x6 метров и аппарелей заезда/выезда.

Мост DSB был впервые куплен американской армией, которая ввела его в эксплуатацию в 2003 году; всего планировалось приобрести более 100 систем. Он также стоит на вооружении Южной Кореи и Швейцарии. После контракта 2011 года стоимостью 57 миллионов фунтов швейцарская армия в декабре 2013 года выдала компании WFEL второй контракт стоимостью 37 миллионов фунтов на поставку новейших мостов DSB на базе грузовика Iveco Trakker. В настоящее время предусматривается поставка в общей сложности 24 мостоукладчиков и 16 мостов. Директор по маркетингу в компании WFEL сообщил, что эти изделия «больше чем просто мосты, это национальные инвестиции; по мере сокращения оборонных бюджетов это становится все более важным для наших заказчиков».

Внимание к пролетам

Повышенное внимание, уделяемое стратегическому развертыванию более легких сил, влечет за собой необходимость решения сложной задачи по быстрому наведению мостов для военных целей. Хотя мосты DSB могут перевозиться по воздуху, они ограничены такими тяжелыми транспортными самолетами, как например C-17, и, кроме того, для перевозки одного комплекта моста требуется нескольких самолетов. Мосты на поддонах, как например средний балочный мост Medium Girder Bridge (MGB) от WFEL, достаточно хороши в транспортировке, но на их установку требуется значительно больше времени и людских ресурсов.

Мосты Бейли времен Второй мировой войны до сих пор стоят на вооружении некоторых армий, но они имеют ограниченную ширину и грузоподъемность для современного трафика военного транспорта. Рауэн сказал, что после неудавшегося контракта по конкурентной разработке Научно-исследовательский бронетанковый центр армии США (TARDEC) предложил свой подход по созданию балочного моста в качестве замены мосту Бейли. В настоящее время завершено тестирование компонентов и армия намерена начать изготовление в своих мастерских моста Line of Communication Bridge. Планируемая поставка в войска намечена на 2016-2017 годы.

Сохраняется потребность в так называемом саморазвертываемом мобильном мосте, который способен передвигаться наравне не только с бронетанковыми подразделениями, но и легкими силами. Компания Pearson Engineering разработала Bridge Launch Mechanism (BLM), состоящий из верхней транспортировочной опоры моста и мостоукладчика на шасси, который использует для своей работы гидравлическую систему самого шасси.

В случае невозможности подключения к гидравлической системе шасси по конструктивным или иным соображениям возможна установка собственной бортовой гидравлической системы. Система может устанавливаться на широкий ряд колесных или гусеничных шасси; развертывание и сворачивание мостов длиной до 19 метров осуществляется менее чем за две минуты. Самое интересное заключается в том, что BLM не требует непременной модификации самого шасси или машины-транспортера. Он устанавливается впереди (или сзади при необходимости) и позволяет развертывать, свертывать и складывать мост без привлечения дополнительных ресурсов.

Система BLM была показана на гусеничном БТР Warrior, тяжелых гусеничных машинах и средних колесных платформах 8x8.

Представитель компании Pearson сказал, что «варианты моста Pearson Engineering BLM прошли испытания и были поставлены заказчикам для установки на машины». На 2014 год запланированы дополнительные показы еще для нескольких заказчиков.

Тяжелый труд на земле

Способность вести земляные работы является основой инженерных работ. Задача состоит в том, чтобы держаться наравне с поддерживаемыми силами, поэтому инженерным войскам может понадобиться развертываться на большом удалении и зачастую под огнем противника. Установка бульдозерного отвала на ОБТ или другие бронированные машины позволяет получить подходящий инструмент для заполнения рвов, «расталкивания» препятствий и выкапывания фортификационных сооружений.

Почти каждый ОБТ имеет вариант с отвалом (американский M1A2, немецкий Leopard и российские T-72/80/90). Подобный подход также был применен и на более легких машинах, например LAV и Stryker от General Dynamics Land Systems.

Новейшей специализированной инженерной машиной является Terrier, она разработана компанией BAE Systems для инженерных войск британской армии. Производство его началось в январе 2010 года, а первые системы поступили на вооружение в июне 2013 года. При массе 30 тонн Terrier может перебрасываться самолетами C-17 и A400M. Кроме установленного впереди ковша большого объема сбоку также установлена стрела экскаватора, которая может поднимать до 3 тонн. Машина может перевозить и укладывать фашины, буксировать прицеп с реактивными системами разминирования типа Python, кроме того, на нее могут устанавливаться устройства разминирования других типов.

Экипаж два человека защищен от мин двойным корпусом. Базовая защита от огня стрелкового оружия и снарядных осколков может быть усилена за счет дополнительного бронирования. Terrier уникальна тем, что может управляться дистанционно с расстояния до одного километра. Представитель компании BAE сообщил, что «в Terrier воплощен опыт, полученный британскими инженерными войсками, который поможет соответствовать будущим задачам. Это самая продвинутая инженерная система в британской армии. Принятие на вооружение Terrier стоит в графике и все 60 машин должны быть поставлены в 2014 году». Terrier может стать главным кандидатом на замену универсальной инженерной машины Universal Engineer Tractor американской армии и корпуса морской пехоты.

Платформа от BAE присоединяется к линейке специализированных инженерных машин, к которым можно отнести немецкую Kodiak и Dachs (на базе танка Leopard), машину Grizzly (была предназначена для американской армии, но закрыта в 2001 году) и ряд систем на базе российских ОБТ. Чаще всего на машину устанавливается передний бульдозерный отвал (заменяется минным плугом или катковым тралом) и экскаваторная стрела. В лучшем случае на них устанавливается пулемет для самообороны, хотя в последнее время стали устанавливать дистанционно управляемые боевые модули. Для подобного рода приложений могут использоваться простые системы, например deFNder от FN Herstal и SD-ROW от BAE Systems Land Systems South Africa.

По пересеченной местности

Несмотря на повышенную внедорожную проходимость военных транспортных средств, моторизованные войсковые операции по большей части зависят от существующих дорог и традиционных маршрутов. Зачастую это является фактором локальной географии, а подразделения тылового обеспечения должны использовать дороги для эффективного выполнения задач. К угрозам, которые мешают свободному передвижению по дорогам, относятся природные и искусственные препятствия, такие как мины и СВУ, которые стали предметом серьезной озабоченности вооруженных сил.

Катки и тралы, впервые примененные во второй мировой войне, с тех пор были значительно усовершенствованы; теперь их устанавливают не только на ОБТ и легкие колесные и гусеничные бронированные машины, но и на машины типа MRAP и даже тактические грузовики.

Кроме комплектов по расчистке маршрутов устанавливаемых на различные шасси, для подобных задач было разработано и развернуто несколько специальных платформ. Штурмовая машина разграждения Assault Breacher Vehicle (ABV) была первоначально развернута в ответ на оперативные потребности корпуса морской пехоты. Машина также известна под обозначением Shredder; она базируется на шасси ОБТ M1A1, башня которого была заменена новой надстройкой. Первый опытный образец был создан в 2002 году, поступил на вооружение в 2008 году и успел послужить в Афганистане. Морская пехота заказала 45 систем, а армия позднее заказала 187 машин, из которых в настоящее время развернута уже половина.

Разработка заняла относительно немного времени за счет использования проверенных подсистем, в то время как у компании Pearson Engineering были приобретены готовые навески, например полноширинные и поверхностные минные плуги, бульдозерные отвалы, системы обезвреживания боеприпасов и маркировки проходов. На машине разграждения ABV в кормовом отделении также установлены две пусковые установки для ракет, которые отстреливаются на 150 метров и несут за собой шнуровые пиротехнические заряды, которые детонируя подрывают мины и СВУ. Затем на своем пути плуг расчищает оставшиеся мины, снаряды и заряды.

Обнаружение мин и СВУ привлекает пристальное внимание военных, особенно американского и натовского контингента в Ираке и Афганистане, там ведется большая работа в этой области. Новый акцент делается на способах обнаружения и нейтрализации подобных угроз на большей дистанции от своих сил. Более быстрое выполнение работ по разминированию является еще одной целью, поскольку СВУ зачастую выполняют свою задачу, даже если просто задерживают или срывают движение войск. Нет сомнений, что СВУ и в будущем будут представлять собой одну из основных угроз при проведении боевых операций, операций по стабилизации и поддержанию мира, а инженерные войска останутся на переднем крае борьбы с этой угрозой.

Под давлением

Несмотря на бюджетные трудности, необходимость поддержания и повышения возможностей инженерных частей остается первостепенной задачей. Расширенное использование военных сил в миротворческих операциях и операциях по принуждению к миру фактически повышает потребности в задачах, которые выполняют инженеры. Вероятно, по крайней мере в ближайшей перспективе, новые разработки полного цикла (например Terrier) могут стать менее востребованными и больший акцент может быть сделан на улучшении и модификации существующего оборудования (например упомянутый в статье американский проект AVLB) или адаптации и добавления инженерных возможностей к существующим машинам. Задача будет состоять в одновременном выполнении новых потребностей боевых и небоевых операций.

Задачи западных инженерных сил на современном этапе
Задачи западных инженерных сил на современном этапе

Свыше 100 систем DSB от компании WFEL будут развернуты в течение следующих 10 лет. Военная классификация грузоподъемности у них составляет 120 тонн для 46 метров




Демонстрация работы системы DSB

Использованы материалы:
www.shephardmedia.com
www.casece.com
en.wikipedia.org
www.baesystems.com
www.wfel.com
www.youtube.com
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. TIT 19 декабря 2014 07:42
    вот такие дела бывают ........
    TIT
    1. tchoni 19 декабря 2014 09:10
      Гер генерал удачно порыбачил?
  2. tchoni 19 декабря 2014 09:09
    Да, пошли на пользу компании в Ираке и Афганистане. Решили повышать мобильность за счет инженерного обеспечения. В общем. на мой взгляд, подход правильный.
  3. Арон Заави 19 декабря 2014 09:28
    Блин, какая техника. А у нас в АОИ до сих пор инженерные части по остаточному принципу оснащаются( кроме саперов).
    1. профессор 19 декабря 2014 15:33
      Цитата: Арон Заави
      Блин, какая техника. А у нас в АОИ до сих пор инженерные части по остаточному принципу оснащаются( кроме саперов).

      А какие реки Израиль собрался форсировать?
      1. neri73-r 19 декабря 2014 22:59
        А вдруг, товарисч профессор, Обь, например! Или Иртышь? Чё, слабо, или с арабами легче....!
        1. neri73-r 19 декабря 2014 23:07
          А может Вислу, аль Одер......? Тьфу ты, мож ЛаМанш? Как Вы на это смотрите, профессор?
        2. профессор 19 декабря 2014 23:13
          Армия Обороны Израиля не собирается для обороны Израиля форсировать Обь и "Иртышь". География видите ли. fool

          Когда надо было то форсировали Суэцкий канал и великую реку Иордан. lol
      2. Валера-ххх 23 декабря 2014 17:20
        А продавать?
  4. muginov2015 19 декабря 2014 10:01
    Ниче,у нас инженерно-саперные войска не хуже оснащены.
  5. shalomnet 19 декабря 2014 15:01
    Самые лучшие инженерные войска в Российской армии. Не знаю как с подготовкой, но с техникой точно.
    1. neri73-r 19 декабря 2014 23:04
      Зачем минусуете, это так и есть! В части техники и средств, то у нас лучшие, а уж как мы с вами этим распорядимся, так это от нас зависит! Я не знаю, есть ли в армиях НАТО комплекты по типу НЖМ56 (наплывной железнодорожный мост), то у нас есть и мы готовы и это радует! hi
  6. lubesky 19 декабря 2014 17:43
    Нас в инженерно-саперной бригаде использовали как продвинутую пехоту. Наша бригада постоянно находилась во всех точках. Главная задача была инженерная у мостовиков и разминирование для саперов. По опыту применения в Чечне и Абхазии могу сказать, что задачи возлагались и как на лучшие части ВДВ. так что конкретно наша инженерно-саперная бригада была универсальной. И в кадорском ущелье марши и патруль и мы же каждое утро патрулировали дорогу до 201 поста как саперы. Техника у них классная, но я не помню, чтобы мы хоть одну задачу не выполнили из-за недостатка мощностей и оборудования. На мою роту зона покрытия была огромная и ничего, все моглось и успевалось ))
  7. ван-зай 19 декабря 2014 21:14
    Статья отличная, прочёл с интересом. Только "картинок" маловато. Конечно можно и "погуглить" указанные образцы, но думаю от хорошей визуализации статья бы только выйграла.
  8. Beiderlei 7 января 2015 15:33
    Инженеры нужны!
    Beiderlei

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня