Счастливчик Серёжа Долинский

Счастливчик Серёжа Долинский


Цыганка в детстве сказала ему о том, что он будет удачливым. Это было действительно так: летчик-штурмовик Сергей Андреевич Долинский ни разу не был ранен или контужен. Но об этом он узнает намного позже.

Сегодня их подняли по боевой тревоге. Они получили задание - вылететь и уничтожить немецкие части, которые начали отступать после того, как Советское командование начало 10 февраля 1945 года широкомасштабную Восточно-Померанскую операцию, целью которой было уничтожение немецкой группы армий "Висла". Ее руководитель - Генрих Гиммлер планировал сорвать наступление советских войск на Берлин, до которого советским войскам нужно было пройти всего лишь 60 километров.


Но планам Гиммлера не суждено было сбыться, несмотря на то, что в Восточной Померании были собраны значительные силы, в том числе, на аэродромах находилось около 300 самолетов разных модификаций - за штурвалами которых сидели опытнейшие пилоты.

Сегодня, 16 февраля 1945 года штурмовики четвертой воздушной армии должны нанести бомбовый удар по отступающим частям Вермахта. Война шла на территории Германии и до ее окончания было еще много дней и много жизней еще лишит она, но каждый из летчиков знал, что победа обязательно будет.

Счастливчик Серёжа ДолинскийСергей Долинский вместе со всеми облачился в зимнюю летную форму. Потуже затянул ремешок на кожаном черном шлеме. Теперь можно лететь. И они полетели. Внизу расстилались в шахматном порядке немецкие города и деревушки, но все это было чужим и враждебным. Внизу были видны разрывы зенитных снарядов, но пока они не причиняли вреда самолету-штурмовику.

Летал Долинский на самолете-штурмовике Ил-2, прозванным "летающим танком", бронекорпус которого не был спасением от огня немецких зениток, но надежно защищал от пуль летчика и двигатель. И как только не называли немцы штурмовик Ил-2: «мясник», «мясорубка», «железный Густав», «чума», "черная смерть".

При подлете к месту выполнения боевого задания, группу советских штурмовиков атаковали превосходящие силы противника - 27 "Фокке-Вульф FW-190" и "Мессершмитт-109". Немцы хвастливо называли "Фокке-Вульфы" душителями, убийцами (Würger нем.). Начался неравный бой. Два немецких истребителя "МЕ-109" атаковали ведущего группы. "Товарищ Долинский, пренебрегая опасностью для жизни, с короткой дистанции огнем пушек и пулеметов сбил один "МЕ-109", который перевернулся и врезался в землю. Стрелок товарища Долинского сбил еще двух истребителей противника.

Самолет тов.Долинского был подбит и загорелся. Тов.Долинский развернулся с курсом 90 градусов, на горящем самолете перетянул за линию фронта и произвел посадку на своей территории", - рассказывается в наградном листе летчика (опубликован в архивном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.»).

Подобных случаев в истории военной авиации, когда штурмовик сражается против немецких истребителей и уничтожает их - немного потому, что маневренность истребителей превосходит по своим характеристикам самолеты штурмовой авиации. Но русские летчики даже на неповоротливых штурмовиках побеждали врага и возвращались живыми в свои части. Вернуться живым в этом раз повезло и Сергею Долинскому. Он летел на поврежденном самолете и с каждой секундой понимал, что шансов дотянуть до расположения своего полка у него очень мало.

Но ему посчастливилось и в этот раз.

- Удачливый ты, Сережа, - сказал его стрелок, когда они стояли вместе с ним около изувеченного самолета.
- А я перед полетами не бреюсь, - полушутя ответил ему Сергей.

У летчиков была примета не бриться и не фотографироваться перед полетами. Этому правилу придерживались многие, но и ведь многие и погибали. Но все же летчики свято верили, что такая традиция убережет их от смерти.

А бортовой стрелок оказался действительно прав - Сергей Андреевич Долинский был удачливым.

Он родился в городе Тихорецке Краснодарского края в 1920 году. Мальчик рос бойким и смышленым.

Однажды вместе с друзьями он играл на проселочной дороге. Неожиданно показалась небольшая группа женщин в цветастых юбках - цыганки нередко ходили по деревням и небольшим поселкам, предсказывая судьбы. Но даже эти народные вещательницы не могли предсказать тяжелую долю, которую предстояла вынести тому поколению. Маленький Сережа с интересом рассматривал цыганок. Как вдруг одна из них попросила у мальчика копеечку. У Сережи не было с собой денег.

Но цыганка сказала, что она все равно погадает мальчику и сказала ему, что он будет удачливым.

Почему-то это предсказание врезалось в память Сергея Андреевича, когда он возвращался из очередного боевого вылета и техники, осматривая его самолет только разводили руками и удивлялись каким образом он долетел до родного аэродрома. А летал он низко над землей, на бреющем полете - это был одним из самых опасных способов ведения самолета - с земли могли поразить в любой момент, самолет могла в любой момент сбить малокалиберная зенитная артиллерия противника: например немецкая зенитка модификации Flak 36 могла в течение одной минуты выпустить 188 снарядов, а 20-мм Flak 38 – 480 снарядов.

Особенно тяжело было в первые дни войны. Потому, что Сергей Андроеевич служил в Красной Армии еще до начала войны, призванный служить Тихорецким городским военкоматом с октября 1940 года, а когда через восемь месяцев она началась у него не было возможности оказывать сопротивление в воздухе, когда немецкие люфтваффе (военно-воздушным силам Третьего рейха) бомбили мирные города, расстреливали беженцев, уничтожали боевые укрепления.

И лишь в 1942 году после окончания Воронежской школы младших авиационных специалистов он оказался поближе к небу в составе четвертой воздушной армии, которая создавалась в это время. Для дальнейшего усовершенствования боевого опыта Сергея направляют в Чкаловскую военную авиационную школу пилотов, они успешно оканчивает ее в 1944 году. Практически сразу же его направляют на боевые вылеты в составе четвертой воздушной армии.

С июня 1944 года он наконец начинает совершать боевые вылеты, уничтожая немецкие железнодорожные составы, автомашины, склады с горючим и боеприпасами, артиллерийские батареи. И при всем этом, как следует из наградного листа, Долинский не имеет ни одного ранения или контузии.

Этот факт тем более удивителен потому, что нагрузка на плечи пилотов ложилась колоссальная - боевые вылеты, как следует из книжки летчика, совершаются практически ежедневно или через день. Причем Долинский уничтожает противника в каждом из полетов. Так, в полетной книжке указывается три даты, когда совершались вылеты - 24, 27, 29 июня 1944 года. В районе Бобруйска под сильным огнем немецких зениток Сергей Долинский трижды заходит своим самолетом над вражескими позициями и уничтожает шесть автомашин, роту солдат и бензоцистерну огнем из двух пушек "ВЯ" калибра 23 мм. Также на вооружении у штурмовика Ил-2 были два пулемета ШКАС(крыльевые), пушка ШВАК, авиабомбы, реактивные снаряды РС-82 или РС-132.

А 27 июня 1944 года он буквально летел на зенитную батарею противника, но огонь немецких зенитных пушек Flak-30 и Flak-38 не смог его настигнуть - Долинский сам настиг зенитку и уничтожил ее. Сделал еще один заход - под прицельным огнем погибли восемь немецких автомашин. В это время на помощь фашистам подоспели два "Мессершмитт-109", но они не смогли помочь ни немецким войскам на земле, ни себе в воздухе. Летчик умело отразил атаку одного из мессеров, а вторым занялись его товарищи.

И снова, через день следует приказ о боевом вылете - 28 июня 1944 года Долинский умелым заходом уничтожает четыре автомашины, следующие впереди немецкой автоколонны - создается пробка, вся боевая техника противника была уничтожена советскими самолетами.

Война шла на территории Германии, что придавало ощущение приближения победы. Впрочем, задания выпадали опасными и сложными. И в каждом бою ему грозила смерть. "Тов.Долинский молодой летчик, своими отважными и умелыми действиями над целью приобрел заслуженную славу у летчиков. Летает отлично с большим желанием и рвением идет в бой. Боевую технику знает , и в совершенстве владеет ею над полем боя", - говориться в наградных документах.

За неделю до окончания Великой Отечественной войны, 3 мая 1945 года Сергей Андреевич совершает свой последний боевой вылет, в котором он уничтожил самоходную баржу противника, вторую потопили его товарищи, которые летели в составе группы Долинского.

Практически в каждом боевом вылете Долинскому сопутствует большая удача. Потому, что лететь и уничтожать зенитные батареи и при этом уцелеть - в данном случае нужна не только высокопрофесиональная подготовка, но и удача, которая, как говориться, приходит к сильнейшим.

Счастливчик Серёжа Долинский
Счастливчик Серёжа Долинский

Счастливые совпадения прослеживались даже в наградных документах.

Например, согласно приказа по 4-ой воздушной армии от 18 апреля 1945 года "О награждении личного состава" Сергей Андреевич Долинский был награжден орденом Красной Звезды "за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество". Удивительно, что приказ был подписан 18 мая, а в списке награжденных имя младшего лейтенанта Долинского стоит под 18-ым номером.

В приказах можно еще обнаружить примеры счастливого совпадения. Так, приказ о присвоении звания Героя Советского Союза Долинскому был подпсиан 8 мая 1945 года, а 9 мая приказ был утвержден командиром 199-ой штурмовой авиационной Краснознаменной дивизии А.В.Виноградовым. В приказе перечисляются все боевые вылеты и обстоятельства уничтожения противника. Всего Сергей Андреевич совершил 94 боевых вылета.

Имя Сергея Андреевича Долинского навеки вписано сегодня в историю Великой Отечественной войны.

А потом началась мирная жизнь. Не было боевых вылетов, не было противника. И Сергей Андреевич, как и большинство фронтовиков, опаленных войной, долгое время не мог привыкнуть к мирному небу, в котором не нужно отворачивать свой самолет от разрывов снарядов.
Он продолжает служить в Воздушных вооруженных силах. Но эта служба приносила ему радость - свой огромный боевой опыт он передавал поколению. В запас Сергей Андреевич ушел в 1960 году. И все это время он жил с нами практически рядом - на улице Ленина, 44\2. Также как и мы ходил каждый день на работу, воспитывал детей и внуков. Ему действительно повезло остаться в живых - ведь военных летчиков, прошедших горнило войны осталось буквально единицы. Но эти единицы стали основой для будущих побед. Также и как его сверстники он стал одним из тысячи людей, на долю которых выпало страшное испытание войной. И это испытание они выдержали.

В августе 1993 года Сергея Андреевича не стало. В память о нем на доме, где он жил была водружена памятная табличка. Долгие годы она висела неприкосновенной и несколько поколений ростовчан знали и помнили о свое герое. А потом дом решили отремонтировать. В ходе ремонтных работ, которые выполняла одна из фирм по заказу управляющей компании, табличка была снята. Когда активисты и ветераны 4-ой воздушной армии пришли отметить очередную юбилейную дату, то обнаружили исчезновение памятной таблицы и несмотря на поиски, ее так и не удалось обнаружить. Было решено изготовить и установить новую. И 9 декабря 2014 года, в День Героев Отечества черно-белая памятная табличка была в торжественной обстановке открыта. На ней написано: "В этом доме жил Герой Советского Союза Сергей Андреевич Долинский" и внизу выбит контур самолета-штурмовика Ил-2, на котором он воевал.

В день открытия памятной таблички, один из ветеранов снова говорил об удаче Сергея Долинского.

- Сергей Андреевич был удачливым человеком, - сказал заслуженный военный летчик СССР, генерал-майор авиации Виктор Владимирович Гришин. - Он летал над самой землей, техники каждый день ремонтировали самолет Долинского, но как-то чудом он оставался жить и сражался за свободу Родины.

Долинский Сергей Андреевич - старший летчик 569-ого штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного полка, младший лейтенант - стал одним из героев в пантеоне славы, который планируется открыть на Театральной площади в Ростове-на-Дону к 9 мая 2015 году. Как заявил в ходе небольшой пресс-конференции, посвященной открытию памятной доски председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Олегович Кожин, сейчас в городе проводиться большая работа по увековечению памяти героев Советского Союза, имеющих непосредственное отношение к исторической памяти города. Ожидается, что появятся еще несколько памятных табличек на домах, где проживали Герои. Потом вся информация будет собрана воедино, обобщена и размещена на мемориальных плитах на Театральной площади. Чтобы каждый человек смог воочию поклониться памяти людей, воевавших на фронтах Великой отечественной войны.

Счастливчик Серёжа Долинский

На фото: кабина Ил-2
1. Манометр заполнения 2. Манометр перезарядки 3. Штурвал шторки водорадиатора 4. Запорный кран 5. Манометр бортового баллона 6. Дополнительный кран 7. Рукоятка крана щитков 8. Тормозной кран 9. Рукоятка крана шасси 10. Рукоятка высотного корректора 11. Рукоятка нормального газа 12. Рукоятка триммера 13. Указатели наддува 14. Термометр воды 15. Счетчик оборотов 16. Термометр входящего масла 17. Штурвал управления шагом винта 18. Штурвал управления самолетом 19. Гашетка для стельбы из пушек 20. Гашетка для стельбы из пулеметов 21. Трехстрелочный индикатор 22. Бензиномер 23. Указатель скорости 24. Вариометр 25. Высотомер 26. Указатель поворота 27. Авиагоризонт 28. Переключатель магнето 29. Выключатель освещения приборной доски 30. Выключатель освещения кабины 31. Радиоприемник 32. Педаль(правая)управления самолетом 33. Панель электроуправления 34. Часы 35. Вольтметр 36. Розетка включения подсвета ПБП-1 37. Сигнальные лампы шасси 38. Панель предохранителей 39. Панель электровыключателей 40. Рукоятка пожарного крана 41. Манометр баллона запуска 42. Рукоятка аварийного сбрасывания бомб 43. Рефлектор кабинной лампочки 44. Электросбрасыватель снарядов ЭСБР-ЗП 45. Электросбрасыватель бомб ЭСБР-ЗП 46. Рукоятка аварийного выпуска шасси 47. Топливный агрегат (кран системы запуска, распределительный кран,плунжер бензонасоса, воздушный кран 48. Рукоятка управления шторками маслорадиатора 49. Рукоятка предохранителя пневмоперезарядки 50. Микротелефонный щиток 51. Рукоятка стопора костыля 52. Бронекорпус 53. Прицел ПБП-1 54. Компас.

Счастливчик Серёжа Долинский
Счастливчик Серёжа Долинский
Счастливчик Серёжа Долинский
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 24
  1. parusnik 15 декабря 2014 07:50
    Спасибо Вам Сергей Андреевич!
    1. Сахалинец 15 декабря 2014 08:40
      + присоединяюсь, вечная память герою.
  2. a.s.zzz888 15 декабря 2014 08:18
    Верил в свою судьбу и победил!
  3. Dazdranagon 15 декабря 2014 08:46
    Героев надо знать в лицо!
  4. Хубун 15 декабря 2014 09:33
    Низкий поклон!
  5. Kovlad 15 декабря 2014 09:54
    Огромное спасибо автору! Замечательная статья. И присоединяюсь ко всем: Вечная Память Героям!
  6. рядовой27 15 декабря 2014 10:24
    Вечная Слава Героям!
  7. buzer 15 декабря 2014 11:08
    читал в детстве книгу дВажды ГСС Т.Бегельдинова "Илы атакуют". 3апомнил,что пилотам "мессеров" 3апрешалось атаковать ИЛ-2 в лоб,ибо полный 3алп ИЛ-2 ра3рывал "мессер" в клочья...
    buzer
  8. Lis91 15 декабря 2014 11:10
    Вечная память и слава таким героям, защитившим нашу великую Родину!
    Lis91
  9. efimovaPE 15 декабря 2014 11:34
    http://www.youtube.com/watch?v=QGAYhJfNXZo
    По этой ссылке можно посмотреть учебный фильм, снятый в 1943 году. Фильм рассказывает о технике управления Ил-2. Очень сложно было управлять этим самолетом.
  10. 0255 15 декабря 2014 12:25
    Спасибо Полине Ефимовой за статью love Такие статьи нужны, особенно сегодня, когда Великую Отечественную поливают грязью все кому не лень.
    И комментарии к статье радуют - никто не лезет в первые строчки с целью набрать побольше плюсов)))
  11. Serg65 15 декабря 2014 13:08
    Лётчик Долинский участвовал в боях под Бобруйском, мой батя тоже один из ликвидаторов Бобруйского котла. Ещё с детства запомнился отцовский рассказ о том, какую кашу устроили штурмовики на Минском шоссе из пытающихся вырваться гитлеровцев! Провоевать 3 года на ИЛ-2 и остаться живым, он действительно везунчик и ГЕРОЙ!!! soldier
  12. Provincial_71 15 декабря 2014 13:15
    Да, поколение 20-х встретило войну уже в строю. Мой батя тоже 20 года рождения. И тоже "везунчик", не считая легкого ранения при блокировании недобитышей вблизи аэродрома. Правда его машина ПЕ-2. Техник, стрелок-радист, штурман - в зависимости от ситуации. На фото - его экипаж в конце войны. Может еще у кого в архиве хранится эта же фотография...
  13. парящий 15 декабря 2014 14:04
    Низкий поклон нашим ГЕРОЯМ!!!! Пусть наши дети учатся на мужестве наших дедов и прадедов!!!! Слава Советским и Российским ВОЙНАМ!!!!
  14. Lyton 15 декабря 2014 14:19
    Слава герою, но давайте отдадим должное памяти стрелков на этих самолетах, смертность по отношению к пилотам была 8 к 1, представьте надо иметь железные нервы, ты возвращаешься с задания, а стрелок мертв, вечная память всем павшим.
    1. efimovaPE 15 декабря 2014 22:42
      Да, кстати, читая наградные документы Сергея Долинского я нашла упоминание о его стрелке, который сбил в воздушном бою два немецкий самолета. При этом фамилия стрелка в данном приказе не упоминается.
      1. efimovaPE 16 декабря 2014 00:43
        Причем место, где сидел стрелок было не бронированным - это было место смертника. Тогда как место летчика покрывалось броней. Поэтому потери среди стрелков были большими. И только к концу войны броней "покрыли и стрелков".
        1. Lyton 16 декабря 2014 07:33
          Совершенно верно.
        2. Комментарий был удален.
  15. Рощин 15 декабря 2014 14:28
    Память о ВОВ и славных воинах, защитивших нашу страну от фашизма не должна угасать. Послевоенным поколениям нужно напоминать об этом постоянно. Хранить и создавать зримые образы и места поклонения героям. С интересом причитал о замечательном воздушном бойце Сергее Долинском. Отдаю ему дань памяти и уважения.
    Сейчас перечитываю книгу "Великий летчик великой войны" об выдающемся воздушном асе Александре Покрышкине. В книге есть немало информации для размышления.
    Я обратил внимание на тот факт, что описанный в статье бой происходил 16 февраля 1945 г., т.е. менее чем за три месяца до окончания войны. В это время советская авиация обладала не просто превосходством, а подавляющим преимуществом над немецкой. В том числе и по количеству. Однако в описываемом случае группа штурмовиков была отправлена на боевое задание без прикрытия истребителей. И они встрели 27 немецких истребителей.К сожалению, не все летчикам сопутствовала удаче как Сергею Долинскому.
    С детства помню как в книгах о подвигах наших летчиков встречались описания, что в большинстве случаев наши пары или четверки истребителей встречались с десятками истребителей врага. Выживали самые умелые и удачливые.
    Одним из недостатков применения авиации в ВОВ было распыление сил.Об этом писал А.И. Покрышки. Требовали мелкими группами по графику патрулировать значительные полосы линии фронта, малыми группами истребителей сопровождать большие группы бомбардировщиков. Нарастить силы в ходе боя часто не успевали. Наоборот, немцы как правило применяли авиацию массировано, концентрировали силы на решающем направлении, а при интенсивных боях увеличивали число боевых вылетов на каждого летчика. Это означает, что оснащение и подготовка наземных служб и характеристики самолетов позволяли это делать.
    Помня героев большой войны, нужно, что бы боевой опыт также не забывался. У нас было и есть много недругов. Последний бой еще не состоялся.
    Рощин
  16. air wolf 15 декабря 2014 16:59
    За десяток боевых вылетов на Ил-2 героя давали, только мало кто десять смог совершить, высокие потери...
  17. Kapitan Oleg 15 декабря 2014 18:16
    Наши летчики тоже рисовали на своих самолетах
    Kapitan Oleg
  18. Ols76 16 декабря 2014 04:51
    Замечательная статья. Вечная Память!
  19. efimovaPE 17 декабря 2014 12:36
    Мне только что позвонил Стасюк Александр Павлович, заместитель председателя Ростовского городского клуба ветеранов и молодежи "Патриот" и рассказал о том, что жители дома, где жил после войны Сергей Долинский, долгое время ходили и просили в городской Комитет по культуре увековечить память летчика. Хотя деньги на установление памятных досок выделялись, чиновники не захотели установить памятную доску. Но после того как она появилась, в отчетных документах чиновников стали появляться и отчеты об установке памятной доски Сергею Долинскому. "Примазавшиеся к чужому труду чиновники будут гордо рапортовать накануне празднования Дня Победы о якобы своих достижениях. Это - неправильно. Это - кощунственно", - сказал Александр Павлович Стасюк.
    Памятная доска была установлена благодаря Александру Олеговичу Кожину: он обратился в компанию, которая занимается работами по камню и она без проволочек изготовила памятную доску.
    1. Рощин 17 декабря 2014 16:21
      Нужно иметь виртуальную доску где оглашать должности и фамилии чиновников и принятые ими решения, желательно копии постановлений по конкретным вопросам. За ушко, да на солнышко.
      Рощин

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня