Счастливчик Серёжа Долинский

Счастливчик Серёжа Долинский


Цыганка в детстве сказала ему о том, что он будет удачливым. Это было действительно так: летчик-штурмовик Сергей Андреевич Долинский ни разу не был ранен или контужен. Но об этом он узнает намного позже.


Сегодня их подняли по боевой тревоге. Они получили задание - вылететь и уничтожить немецкие части, которые начали отступать после того, как Советское командование начало 10 февраля 1945 года широкомасштабную Восточно-Померанскую операцию, целью которой было уничтожение немецкой группы армий "Висла". Ее руководитель - Генрих Гиммлер планировал сорвать наступление советских войск на Берлин, до которого советским войскам нужно было пройти всего лишь 60 километров.

Но планам Гиммлера не суждено было сбыться, несмотря на то, что в Восточной Померании были собраны значительные силы, в том числе, на аэродромах находилось около 300 самолетов разных модификаций - за штурвалами которых сидели опытнейшие пилоты.

Сегодня, 16 февраля 1945 года штурмовики четвертой воздушной армии должны нанести бомбовый удар по отступающим частям Вермахта. Война шла на территории Германии и до ее окончания было еще много дней и много жизней еще лишит она, но каждый из летчиков знал, что победа обязательно будет.

Сергей Долинский вместе со всеми облачился в зимнюю летную форму. Потуже затянул ремешок на кожаном черном шлеме. Теперь можно лететь. И они полетели. Внизу расстилались в шахматном порядке немецкие города и деревушки, но все это было чужим и враждебным. Внизу были видны разрывы зенитных снарядов, но пока они не причиняли вреда самолету-штурмовику.

Летал Долинский на самолете-штурмовике Ил-2, прозванным "летающим танком", бронекорпус которого не был спасением от огня немецких зениток, но надежно защищал от пуль летчика и двигатель. И как только не называли немцы штурмовик Ил-2: «мясник», «мясорубка», «железный Густав», «чума», "черная смерть".

При подлете к месту выполнения боевого задания, группу советских штурмовиков атаковали превосходящие силы противника - 27 "Фокке-Вульф FW-190" и "Мессершмитт-109". Немцы хвастливо называли "Фокке-Вульфы" душителями, убийцами (Würger нем.). Начался неравный бой. Два немецких истребителя "МЕ-109" атаковали ведущего группы. "Товарищ Долинский, пренебрегая опасностью для жизни, с короткой дистанции огнем пушек и пулеметов сбил один "МЕ-109", который перевернулся и врезался в землю. Стрелок товарища Долинского сбил еще двух истребителей противника.

Самолет тов.Долинского был подбит и загорелся. Тов.Долинский развернулся с курсом 90 градусов, на горящем самолете перетянул за линию фронта и произвел посадку на своей территории", - рассказывается в наградном листе летчика (опубликован в архивном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.г.»).

Подобных случаев в истории военной авиации, когда штурмовик сражается против немецких истребителей и уничтожает их - немного потому, что маневренность истребителей превосходит по своим характеристикам самолеты штурмовой авиации. Но русские летчики даже на неповоротливых штурмовиках побеждали врага и возвращались живыми в свои части. Вернуться живым в этом раз повезло и Сергею Долинскому. Он летел на поврежденном самолете и с каждой секундой понимал, что шансов дотянуть до расположения своего полка у него очень мало.

Но ему посчастливилось и в этот раз.

- Удачливый ты, Сережа, - сказал его стрелок, когда они стояли вместе с ним около изувеченного самолета.
- А я перед полетами не бреюсь, - полушутя ответил ему Сергей.

У летчиков была примета не бриться и не фотографироваться перед полетами. Этому правилу придерживались многие, но и ведь многие и погибали. Но все же летчики свято верили, что такая традиция убережет их от смерти.

А бортовой стрелок оказался действительно прав - Сергей Андреевич Долинский был удачливым.

Он родился в городе Тихорецке Краснодарского края в 1920 году. Мальчик рос бойким и смышленым.

Однажды вместе с друзьями он играл на проселочной дороге. Неожиданно показалась небольшая группа женщин в цветастых юбках - цыганки нередко ходили по деревням и небольшим поселкам, предсказывая судьбы. Но даже эти народные вещательницы не могли предсказать тяжелую долю, которую предстояла вынести тому поколению. Маленький Сережа с интересом рассматривал цыганок. Как вдруг одна из них попросила у мальчика копеечку. У Сережи не было с собой денег.

Но цыганка сказала, что она все равно погадает мальчику и сказала ему, что он будет удачливым.

Почему-то это предсказание врезалось в память Сергея Андреевича, когда он возвращался из очередного боевого вылета и техники, осматривая его самолет только разводили руками и удивлялись каким образом он долетел до родного аэродрома. А летал он низко над землей, на бреющем полете - это был одним из самых опасных способов ведения самолета - с земли могли поразить в любой момент, самолет могла в любой момент сбить малокалиберная зенитная артиллерия противника: например немецкая зенитка модификации Flak 36 могла в течение одной минуты выпустить 188 снарядов, а 20-мм Flak 38 – 480 снарядов.

Особенно тяжело было в первые дни войны. Потому, что Сергей Андроеевич служил в Красной Армии еще до начала войны, призванный служить Тихорецким городским военкоматом с октября 1940 года, а когда через восемь месяцев она началась у него не было возможности оказывать сопротивление в воздухе, когда немецкие люфтваффе (военно-воздушным силам Третьего рейха) бомбили мирные города, расстреливали беженцев, уничтожали боевые укрепления.

И лишь в 1942 году после окончания Воронежской школы младших авиационных специалистов он оказался поближе к небу в составе четвертой воздушной армии, которая создавалась в это время. Для дальнейшего усовершенствования боевого опыта Сергея направляют в Чкаловскую военную авиационную школу пилотов, они успешно оканчивает ее в 1944 году. Практически сразу же его направляют на боевые вылеты в составе четвертой воздушной армии.

С июня 1944 года он наконец начинает совершать боевые вылеты, уничтожая немецкие железнодорожные составы, автомашины, склады с горючим и боеприпасами, артиллерийские батареи. И при всем этом, как следует из наградного листа, Долинский не имеет ни одного ранения или контузии.

Этот факт тем более удивителен потому, что нагрузка на плечи пилотов ложилась колоссальная - боевые вылеты, как следует из книжки летчика, совершаются практически ежедневно или через день. Причем Долинский уничтожает противника в каждом из полетов. Так, в полетной книжке указывается три даты, когда совершались вылеты - 24, 27, 29 июня 1944 года. В районе Бобруйска под сильным огнем немецких зениток Сергей Долинский трижды заходит своим самолетом над вражескими позициями и уничтожает шесть автомашин, роту солдат и бензоцистерну огнем из двух пушек "ВЯ" калибра 23 мм. Также на вооружении у штурмовика Ил-2 были два пулемета ШКАС(крыльевые), пушка ШВАК, авиабомбы, реактивные снаряды РС-82 или РС-132.

А 27 июня 1944 года он буквально летел на зенитную батарею противника, но огонь немецких зенитных пушек Flak-30 и Flak-38 не смог его настигнуть - Долинский сам настиг зенитку и уничтожил ее. Сделал еще один заход - под прицельным огнем погибли восемь немецких автомашин. В это время на помощь фашистам подоспели два "Мессершмитт-109", но они не смогли помочь ни немецким войскам на земле, ни себе в воздухе. Летчик умело отразил атаку одного из мессеров, а вторым занялись его товарищи.

И снова, через день следует приказ о боевом вылете - 28 июня 1944 года Долинский умелым заходом уничтожает четыре автомашины, следующие впереди немецкой автоколонны - создается пробка, вся боевая техника противника была уничтожена советскими самолетами.

Война шла на территории Германии, что придавало ощущение приближения победы. Впрочем, задания выпадали опасными и сложными. И в каждом бою ему грозила смерть. "Тов.Долинский молодой летчик, своими отважными и умелыми действиями над целью приобрел заслуженную славу у летчиков. Летает отлично с большим желанием и рвением идет в бой. Боевую технику знает , и в совершенстве владеет ею над полем боя", - говориться в наградных документах.

За неделю до окончания Великой Отечественной войны, 3 мая 1945 года Сергей Андреевич совершает свой последний боевой вылет, в котором он уничтожил самоходную баржу противника, вторую потопили его товарищи, которые летели в составе группы Долинского.

Практически в каждом боевом вылете Долинскому сопутствует большая удача. Потому, что лететь и уничтожать зенитные батареи и при этом уцелеть - в данном случае нужна не только высокопрофесиональная подготовка, но и удача, которая, как говориться, приходит к сильнейшим.




Счастливые совпадения прослеживались даже в наградных документах.

Например, согласно приказа по 4-ой воздушной армии от 18 апреля 1945 года "О награждении личного состава" Сергей Андреевич Долинский был награжден орденом Красной Звезды "за образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество". Удивительно, что приказ был подписан 18 мая, а в списке награжденных имя младшего лейтенанта Долинского стоит под 18-ым номером.

В приказах можно еще обнаружить примеры счастливого совпадения. Так, приказ о присвоении звания Героя Советского Союза Долинскому был подпсиан 8 мая 1945 года, а 9 мая приказ был утвержден командиром 199-ой штурмовой авиационной Краснознаменной дивизии А.В.Виноградовым. В приказе перечисляются все боевые вылеты и обстоятельства уничтожения противника. Всего Сергей Андреевич совершил 94 боевых вылета.

Имя Сергея Андреевича Долинского навеки вписано сегодня в историю Великой Отечественной войны.

А потом началась мирная жизнь. Не было боевых вылетов, не было противника. И Сергей Андреевич, как и большинство фронтовиков, опаленных войной, долгое время не мог привыкнуть к мирному небу, в котором не нужно отворачивать свой самолет от разрывов снарядов.
Он продолжает служить в Воздушных вооруженных силах. Но эта служба приносила ему радость - свой огромный боевой опыт он передавал поколению. В запас Сергей Андреевич ушел в 1960 году. И все это время он жил с нами практически рядом - на улице Ленина, 44\2. Также как и мы ходил каждый день на работу, воспитывал детей и внуков. Ему действительно повезло остаться в живых - ведь военных летчиков, прошедших горнило войны осталось буквально единицы. Но эти единицы стали основой для будущих побед. Также и как его сверстники он стал одним из тысячи людей, на долю которых выпало страшное испытание войной. И это испытание они выдержали.

В августе 1993 года Сергея Андреевича не стало. В память о нем на доме, где он жил была водружена памятная табличка. Долгие годы она висела неприкосновенной и несколько поколений ростовчан знали и помнили о свое герое. А потом дом решили отремонтировать. В ходе ремонтных работ, которые выполняла одна из фирм по заказу управляющей компании, табличка была снята. Когда активисты и ветераны 4-ой воздушной армии пришли отметить очередную юбилейную дату, то обнаружили исчезновение памятной таблицы и несмотря на поиски, ее так и не удалось обнаружить. Было решено изготовить и установить новую. И 9 декабря 2014 года, в День Героев Отечества черно-белая памятная табличка была в торжественной обстановке открыта. На ней написано: "В этом доме жил Герой Советского Союза Сергей Андреевич Долинский" и внизу выбит контур самолета-штурмовика Ил-2, на котором он воевал.

В день открытия памятной таблички, один из ветеранов снова говорил об удаче Сергея Долинского.

- Сергей Андреевич был удачливым человеком, - сказал заслуженный военный летчик СССР, генерал-майор авиации Виктор Владимирович Гришин. - Он летал над самой землей, техники каждый день ремонтировали самолет Долинского, но как-то чудом он оставался жить и сражался за свободу Родины.

Долинский Сергей Андреевич - старший летчик 569-ого штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного полка, младший лейтенант - стал одним из героев в пантеоне славы, который планируется открыть на Театральной площади в Ростове-на-Дону к 9 мая 2015 году. Как заявил в ходе небольшой пресс-конференции, посвященной открытию памятной доски председатель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Олегович Кожин, сейчас в городе проводиться большая работа по увековечению памяти героев Советского Союза, имеющих непосредственное отношение к исторической памяти города. Ожидается, что появятся еще несколько памятных табличек на домах, где проживали Герои. Потом вся информация будет собрана воедино, обобщена и размещена на мемориальных плитах на Театральной площади. Чтобы каждый человек смог воочию поклониться памяти людей, воевавших на фронтах Великой отечественной войны.


На фото: кабина Ил-2
1. Манометр заполнения 2. Манометр перезарядки 3. Штурвал шторки водорадиатора 4. Запорный кран 5. Манометр бортового баллона 6. Дополнительный кран 7. Рукоятка крана щитков 8. Тормозной кран 9. Рукоятка крана шасси 10. Рукоятка высотного корректора 11. Рукоятка нормального газа 12. Рукоятка триммера 13. Указатели наддува 14. Термометр воды 15. Счетчик оборотов 16. Термометр входящего масла 17. Штурвал управления шагом винта 18. Штурвал управления самолетом 19. Гашетка для стельбы из пушек 20. Гашетка для стельбы из пулеметов 21. Трехстрелочный индикатор 22. Бензиномер 23. Указатель скорости 24. Вариометр 25. Высотомер 26. Указатель поворота 27. Авиагоризонт 28. Переключатель магнето 29. Выключатель освещения приборной доски 30. Выключатель освещения кабины 31. Радиоприемник 32. Педаль(правая)управления самолетом 33. Панель электроуправления 34. Часы 35. Вольтметр 36. Розетка включения подсвета ПБП-1 37. Сигнальные лампы шасси 38. Панель предохранителей 39. Панель электровыключателей 40. Рукоятка пожарного крана 41. Манометр баллона запуска 42. Рукоятка аварийного сбрасывания бомб 43. Рефлектор кабинной лампочки 44. Электросбрасыватель снарядов ЭСБР-ЗП 45. Электросбрасыватель бомб ЭСБР-ЗП 46. Рукоятка аварийного выпуска шасси 47. Топливный агрегат (кран системы запуска, распределительный кран,плунжер бензонасоса, воздушный кран 48. Рукоятка управления шторками маслорадиатора 49. Рукоятка предохранителя пневмоперезарядки 50. Микротелефонный щиток 51. Рукоятка стопора костыля 52. Бронекорпус 53. Прицел ПБП-1 54. Компас.



Автор:
Полина Ефимова
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

24 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти