Кто нам Умберто Нобиле?

Кто нам Умберто Нобиле?


21 января 2015 года исполняется сто тридцать лет со дня рождения Умберто Нобиле — конструктора дирижаблей и исследователя. Нобиле никогда не был только кабинетным работником — он сам конструировал дирижабли, сам строил их и сам летал на них. Он работал в Италии, США и нашей стране. Самым известным достижением Умберто, принесшим конструктору воистину мировую славу, был полет на Северный полюс. Впервые летательный аппарат достиг географического полюса Земли.

Начался знаменитый полет 11 мая 1926 года, когда дирижабль «Норвегия», пилотируемый Умберто Нобиле, стартовал со Шпицбергена. Только на следующие сутки, в 1 час 30 минут, воздухоплаватели достигли Северного полюса. Сбросив на лед национальные флаги участников экспедиции, воздушный корабль покружил над заветной точкой и взял курс на Аляску.


Кто нам Умберто Нобиле?


Что же представлял собой летательный аппарат, который избрали полярники для осуществления своего смелого замысла? Дирижабли системы Нобиле имели полужесткую конструкцию. Такие дирижабли занимали промежуточное положение между мягким и жестким типом кораблей. У мягких дирижаблей Нобиле заимствовал их основной конструктивный элемент — баллонет, то есть специальный газонепроницаемый мешок, прикрепленный изнутри к газовой оболочке. В этот мешок под большим давлением нагнетался воздух. В результате корпус корабля приобретал необходимую форму. В дирижаблях Нобиле были и жесткие элементы. Это, во-первых, киль. Раньше киль представлял собой платформу из стальных труб. Нобиле заменил платформу треугольной в сечении призматической конструкцией из стальных ферм. Такой киль гораздо более устойчив к деформациям. Другим жестким элементом были каркасы, которые усиливали носовую и кормовую части. Баллонет в виде сплошного мешка, заложенного во всю длину киля, обеспечивал корпусу недостающую прочность.

Для наполнения баллонета воздухом Нобиле применял автоматическое воздухоулавливающее устройство, расположенное в носовой части корабля. В зависимости от внешнего давления пилот мог регулировать давление в баллонете из командирской гондолы. Газовый баллон дирижабля наполнялся водородом или гелием. Чтобы избежать нарушения статического равновесия при подъеме и спуске аппарата, Нобиле разделил баллон и баллонет на отсеки мягкими диафрагмами. Если бы перегородок не было, то при подъеме, например, носовой части корабля газ, наполняющий баллон, устремлялся бы вверх, а воздух в баллонете — вниз. Резкое перераспределение масс могло бы привести к опрокидыванию дирижабля или к его подъему «свечкой». Во избежание сильных перепадов давления были проделаны небольшие отверстия в диафрагмах газового баллона и баллонета.

Кто нам Умберто Нобиле?
Генерал Умберто Нобиле

У дирижабля «Норвегия» было четыре гондолы: командирская, две симметрично расположенные моторные и кормовая. Во время полета к полюсу одному из механиков постоянно приходилось проверять, не образовалась ли наледь на корпусе дирижабля и в исправности ли верхние клапаны. В последствие Нобиле вспоминал: «Задача была не из приятных: надо было выходить через узкую дверь на нос корабля, карабкаться вверх по крутой стальной лестнице, упирающейся в наружную стенку, и под леденящим ветром, скорость которого достигала восьмидесяти километров в час, пробираться на четвереньках по «спине» дирижабля на другую сторону, держась одной рукой за канат».

Первый полет на полюс прошел блестяще. Воодушевленный успехом, Умберто Нобиле немедленно принялся за подготовку следующей экспедиции. Он разработал обширный план научных исследований, для которых планировал использовать дирижабль несколько иной конструкции и по объему в несколько раз превышающий «Норвегию».

Предполагалось, что теперь в состав экипажа войдут ученые разных специальностей. Планировалось на некоторое время высадить на лед группу исследователей. Однако фашисты, правившие в то время в Италии, не нуждались в научных исследованиях Северного полюса. Муссолини не дал осуществиться планам строительства нового корабля. И Нобиле отправился в опасное путешествие на дирижабле получившем название «Италия», который был полностью идентичным «Норвегии». Весной 1928 года дирижабль «Италия» стартовал со Шпицбергена. Сначала все шло хорошо, дирижабль продвигался на север.

Кто нам Умберто Нобиле?
Нобиле в гондоле "Италии"

Экспедиция достигла полюса, но от посадки была вынуждена отказаться: дул сильный порывистый ветер. Нобиле направил дирижабль к земле. Внезапно приборы показали резкое падение высоты. Команда делала все возможное, но корабль неудержимо несся вниз, на лед. Нобиле не терял мужества. У самого льда он встал к пульту управления, заменив отчаявшегося рулевого.

Через минуту корабль ударился об лед. Катастрофа была ужасна: кормовой механик убит, несколько человек, в том числе Умберто Нобиле, выпали из гондолы и получили тяжелые ранения. Людей, оставшихся на борту, унес ветер. Эпопея спасения экспедиции хорошо известна. На поиски потерпевшего аварию дирижабля несколько стран снарядили спасательные экспедиции. Во время поисков в Баренцевом море погиб всемирно известный норвежский полярник Р. Амундсен. Наконец, шведский летчик подобрал полуживого Умберто Нобиле. Остальных аэронавтов спас советский ледокол «Красин», сумевший пробиться сквозь льды.

Возвращение Нобиле в Италию стало для Нобиле кошмаром. Фашистское правительство устроило Умберто мрачную встречу. Муссолини был вне себя от ярости. Нобиле был обвинен в сознательном провале экспедиции. Конструктор был лишен генеральского звания, а печатные издания, еще недавно прославлявшие его как героя, организовали настоящую травлю. Так продолжалось пять лет, а затем Нобиле принял приглашение и выехал в Советский Союз.

В 1932 году Нобиле вместе с группой специалистов приехал в Долгопрудный (точнее, Дирижабльстрой). Здесь он в течение 4-х лет возглавлял конструкторское бюро, в котором создавались первые советские дирижабли. Итогом сотрудничества итальянского конструктора и отечественных инженеров стали дирижабли В5 и В6 объемом 2340 куб. м и 19000 куб. м соответственно. Все эти дирижабли были фирменной нобилевской полужесткой конструкции.

Кто нам Умберто Нобиле?


Вот что писал впоследствии У. Нобиле в своей книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями» о В6: «Дирижабль В6 мог рассматриваться как усовершенствованный вариант дирижабля "Италия", который до того времени оставался непревзойденным среди полужестких дирижаблей данного объема. Русский дирижабль выявил превосходство над своим итальянским прототипом, как по своей форме, так и по полетным характеристикам. Действительно, крейсерская скорость была увеличена с 90 до 104 км/ч. При этом гондола управления была увеличена в расчете на размещение 20 пассажиров. Кроме того, хотя при сооружении дирижабля мы были вынуждены применять материалы более тяжелые, чем это требовалось, все же полезную грузоподъемность смогли увеличить до 8.500 кг. Можно считать, что достигнутый прогресс был действительно примечательным. Советские инженеры очень гордились этим, а я гордился еще больше, видя успех, увенчавший два года работы при наличии большого количества возникавших трудностей».

Кто нам Умберто Нобиле?


Несомненно, В6 был наиболее совершенным и самым большим советским дирижаблем. Поэтому в 1936 году на нем была предпринята попытка установления мирового рекорда, установленного «Норвегией» в 1936 году при полете к Северному полюсу. В тот раз «Норвегия» провела в непрерывном полете 71 час. Вылетев 29 сентября 1937 года из Долгопрудного, дирижабль В-6 прошел над Новгородом, Шуей, Ивановом, Калинином, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и приземлился в Долгопрудном 4 октября 1937 года. Таким образом, В6 находился в полете 130 часов 27 минут. Все рекорды беспосадочных полетов дирижаблей того времени были превзойдены советским летательным аппаратом, построенным по проекту известного итальянского конструктора.

В 1936 году Умберто Нобиле уехал из Советского Союза в США. И лишь по окончании Второй мировой войны, в 1945 году, Умберто Нобиле вернулся в Италию. В последние годы жизни Умберто преподавал в Неапольском университете. О том, как относился Умберто к СССР и советскому строю, позволяет дать однозначный ответ тот факт, что в 1946 году Нобиле баллотировался в Учредительное собрание Италии в качестве независимого кандидата Итальянской компартии. Скончался Нобиле в возрасте 93 лет в 1978 году.

Кто нам Умберто Нобиле?
Кто нам Умберто Нобиле?


Источники:
Нобиле У. Мои пять лет с советскими дирижаблями.
Нобиле У. Крылья над полюсом.
ИР. 01.1985 г.
Обухович В., Кульбака С. Дирижабли на войне.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. Fedya 16 декабря 2014 06:53
    В СССР был популярен анекдот : Внимание ! В связи с катастрофой экспедиции Нобиле , все телеграммы принимаются бесплатно ! Одесский еврей пишет : Хаим ищи Нобиле ! Не найдёшь , пришли копчёной скумбрии.
    Fedya
  2. parusnik 16 декабря 2014 08:09
    Кто нам Умберто Нобиле?..Честный, порядочный человек...Жаль, что фильм "Красная палатка" сейчас почти не показывают..и фильм не плохой, а актёрский состав -прекрасен...
    1. АлНиколаич 16 декабря 2014 09:03
      Согласен! Первое, о чём подумал после прочтения
      заголовка статьи, это о фильме "Красная палатка"!
      Спасибо Инженеру- технарю за статью!
    2. avt 16 декабря 2014 09:14
      Цитата: parusnik
      ..Жаль, что фильм "Красная палатка" сейчас почти не показывают..и фильм не плохой, а актёрский состав -прекрасен...

      Ф.Бегоунек ,,Трагедия в Ледовитом океане" -прекрасное воспоминание участника тех событий . good
      avt
  3. Штык 16 декабря 2014 08:54
    Нобиле Умберто Ди Винченцо (1885— 1978), итальянский дирижаблестроитель.


    Родился 21 января 1885 г. в городе Лауро (ныне Авеллино). Окончив инженерно-математический факультет университета в Риме, работал в области аэронавтики.
    В 1924 г. Нобиле познакомился с Р. Амундсеном, который был увлечён идеей перелёта через Северный полюс. К этому времени как конструктор дирижаблей Нобиле был широко известен не только на родине, но и за рубежом.
    В 1926 г. норвежско-американо-итальянская экспедиция под руководством Амундсена, Л. Элсуорта и Нобиле на дирижабле «Норвегия» совершила первый в истории беспосадочный перелёт по маршруту Рим — Северный полюс — Аляска. Вскоре Нобиле под эгидой Итальянского географического общества организовал собственную экспедицию в Арктику на дирижабле «Италия». Одной из целей воздухоплавателей являлся полёт к Северному полюсу. «Италия» стартовала из Милана 15 апреля 1928 г.; 24 мая она достигла полюса, а 25 мая потерпела аварию близ острова Шпицберген. Из восьми оставшихся в живых членов экспедиции семеро были спасены советским ледоколом «Красин», а самого Нобиле вывез шведский лётчик Лундборг.
    В 1932— 1936 гг. Нобиле руководил группой итальянских специалистов «Дирижаблестроя» в посёлке Долгопрудном под Москвой, читал лекции студентам Дирижаблестроительного института имени К. Э. Циолковского (ныне Московский авиационно-технологический институт).
    В 1939—1945 гг. работал в США. После окончания Второй мировой войны Нобиле вернулся в Италию и преподавал в университете Неаполя.
    Умер 30 июля 1978 г. в Риме.
    1. полковник 16 декабря 2014 10:34
      Цитата: Штык
      Нобиле руководил группой итальянских специалистов «Дирижаблестроя» в посёлке Долгопрудном под Москвой


      В те годы не было Долгопрудного, он назывался посёлком Дирижабльстрой! Посёлком с названием Долгопрудный он стал только в 1938 году. Статус города получил в 1957 году. Я там прожил с 1961 по 1979 годы и хорошо это знаю. Кстати, на доме по улице Первомайской, где жили первые дирижаблестроители (и Нобиле в том числе) была мемориальная доска. Но дом, к сожалению, снесли несколько лет назад...
  4. Pashhenko Nikolay 16 декабря 2014 10:35
    Почему то автор статьи пропустил что вместе с национальным флагом был сброшен и фашистский на полюс.Кроме того Нобиле после крушения бросил раненых товарищей и улетел на большую землю первым.А ведь там и с переломанными ногами были.Так что личность Умберто Нобиле не столь однозначна.
  5. Teberii 16 декабря 2014 11:14
    Сам Умберто Нобеле нам не интересен.А вот его кампания его неменее талантливый брат то да.Добыча нефти в Баку у нас таких технологий не было. Развитие транспортной системы. Первые фабрики по переработки нефти все это Нобеле.
    1. Йон_Тихий 16 декабря 2014 13:45
      Ну что же Вы такое говорите? К нефтедобывающей компании братьев Нобелей итальянец Умберто если и имел отношение, то исключительно по сходству звучания их фамилий. И, подчеркну, сам Умберто Нобиле нам как раз весьма интересен. Как и его соотечественник - выдающийся авиаконструктор Роберт Бартини. Как и талантливый конструктор дирижаблей Энрико Форланини. Нельзя упомянуть о собственно самом Фердинанде Цеппелине и Иоганне Шютце. Все эти люди были очень своеобразными и интересными людьми, достаточно прочитать их хотя бы краткое жизнеописание.
  6. Улисс 16 декабря 2014 22:58
    Цитата: parusnik
    т

    Музыка в "Красной палатке" чудная.

  7. Bersaglieri 17 декабря 2014 17:52
    Дирижаблестрой, Долгопрудный...
    В 1946 году,в корпусах планируемого Института Дирижаблестроения (части МАИ) был организован ФТФ МГУ. Ставший впоследствие знаменитым МФТИ,"Физтехом". Альма-матер моя.

    А Дирижаблестрой стал ДМЗ - заводом-производителем ракетной техники.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня