How dinosaurs died out - the last heavy tanks (part of 6)

How dinosaurs died out - the last heavy tanks (part of 6)


Experienced and experimental heavy tanks of western countries.


After adopting the M103 tank in the US, and the difficulties associated with this fact, the question arose of a radical modernization of the tank, or of a possible replacement. Quite an interesting solution to this problem with "little blood" was proposed by the Rheem Manufactured Company.
Here it is necessary to make a small digression and note that at that time in the USA and Great Britain tanks belonged to one or another class not by their weight, but by the caliber of their weapons. Those. there were “heavy cannon tanks”, “middle cannon tanks” and “light cannon tanks”. The caliber of "light" guns did not exceed 76,2mm, the "medium" guns had a caliber up to 83,2-90mm (in the UK and the USA respectively), guns with a caliber over 105mm were considered "heavy". Since a heavy tank (i.e. armed with a 105mm caliber and higher, not necessarily having a large mass) was considered primarily as a long-range fighter for tanks, its superiority over the likely enemy’s tanks in firepower and the accuracy of the defeat of the first shot at great distances. It was assumed that the tanks would fire primarily from the spot, being in the second line, so the M103 did not have a weapon stabilizer (the Conqueror's gun of the FV214 heavy tank stabilized only in the vertical plane). To ensure decisive superiority, it was also necessary to increase the rate of fire, since even the use of a stereoscopic rangefinder in conjunction with the first ballistic computer models did not guarantee the 100% chance of hitting a long firing range. In addition, the durability of the defense increased when the attack was carried out by superior enemy forces (especially many times superior, as was the case when the USSR confronted NATO countries in Europe).


T57 tank mockup.


Based on these considerations, a heavy tank T57 was proposed. The tank hull was borrowed almost unchanged from the M103, but the turret ... The turret consisted of two molded parts, hinged together. Bottom relied on roller shoulder strap and provided horizontal guidance weapons, as in traditional constructions, but the upper part, which actually was a tower and contained weapons, workplaces for three crew members and part of the ammunition kit was performed swinging on a horizontal transverse axis, to ensure vertical guidance. The next feature of the project was the presence of a loading mechanism, consisting of a unitary shots drum on the 8, which was inclined directly under the breech of the gun, and a hydraulic rammer in the stern niche of the tower, behind the gate.


the sequence of the loading mechanism.


For loading, the projectile was first removed from the store back and up into the dispenser tray, then the tray was brought into the loading position, coaxially with the barrel bore, and the shell was sent to the breech. The magazine, the rammer and the gun swayed together, so there was no need to bring the barrel to a certain position and the loading process did not depend on the angle of vertical guidance.

The gun was a 120mm threaded gun Т123Е1, but modified to use unitary shots. Unusually was the rigid attachment of the gun of such a large caliber in the tower, without any recoil devices. Therefore, to open the shutter was used hydraulic actuator, automatically triggered after the shot. The role of the loader was to replenish the store from stacking in the body containing additional 10 shots, thus providing ammunition to 18 units.
The location of the crew seats in the turret is standard for American tanks — the gunner is to the right of the gun, the tank commander behind him and the loader to the left of the gun. Above the commander's position is a small turret with six prism T36 surveillance devices and a turret for the 12,7mm anti-aircraft machine gun. The second hatch is designed for loader. Both hatches are mounted on a large slab that made up the middle part of the roof of the tower, which could be opened with a hydraulic lift to facilitate access to the mechanisms of the tower. The workplace of the driver remained unchanged.
Considering the innovativeness of the project, the work was progressing slowly, and by the time the two towers were ready (one of them was installed on the Т43Е1 chassis) interest in the project had cooled. Changing priorities in favor of developing small, airborne tanks led to the cancellation of the project in January 1957, before the prototype reached operational status and could be tested. Not a single photo of the assembled prototype has been preserved.


mock heavy tank T57



sections of the turret of the heavy tank T57.


Already in 1950, it was suggested that T43 and T57 tanks armed with 120mm guns would be unable to withstand Soviet heavy tanks, and at the October conference, in 1951, it was recommended to start developing a new tank with an 155mm gun. Initially it was planned to install the T80 gun, with a high initial speed, however, the choice of cumulative and armor-piercing high-explosive shells with a crushing body as the main armor-piercing shells allowed the use of a lighter gun. The final choice fell on the modified 155mm gun T7, previously tested on an experienced heavy tank T30.



T58 tank prototype.


Thus, the tactical and technical requirements for the T18 new heavy tank were determined for 1952 January 58, and an order was issued for the production of two complete towers to be installed on the T43Е1 chassis. After the approval of the project, the contract for the development and construction was won by United Shoe Machinery Corporation. Conceptually, the new tower repeated the T57 project, with the only exception that the gun was installed with conventional anti-recoil devices (but adjusted to a smaller rollback length). The modified gun received the designation T180, from the T7 the main differences were: the vertically sliding wedge of the bolt, the ejector and the modified muzzle brake. In addition, the walls of the barrel in the vicinity of the chamber were thickened, and the chamber itself was lengthened by one inch to allow the use of new shots of separate loading with a protruding plastic stopper on the barrel of the cartridge.


diagram of the loading mechanism of the T58 tank (visible drum rotation handle).


Behind the cannon, in the niche of the turret there was a six-round drum-type magazine. To replenish the store, the loader first placed a sleeve in an empty cell, and then using a mechanized styling projectile. The charger chose the requested type of shot by rotating the magazine, after which the sleeve and the projectile were charged in one step. After the shot, the sleeve was thrown back into the cell from where it was removed, and was placed by the loader back into the stack. The fire control system did not differ from the M103 and T57, it consisted of the stereoscopic rangefinder commander T50X1, the T184X1 gunner's periscope sight, and the T30 ballistic computer, but it was not installed on the prototype. The reserve telescopic sight T170 also had to be mounted on serial tanks, but was absent from the prototype. The T43EX1 chassis used on the prototype was modified to give the swinging tower a maximum elevation angle, first of all it touched the roof of the engine compartment, but in general the differences were minimal.


longitudinal section of the turret T58.


Work on the creation of prototypes was delayed, and simultaneously with the cancellation of work on the project Т57, were discontinued. This design of the tower was developed and tested, including for medium tanks, as it made it relatively easy to solve the problem of loading automation, but was soon abandoned for many reasons.
In parallel with the work on the Т43, Т57 and Т58 projects, the Question Mark conference series discussed the development of more efficient heavy tanks. The main task of the conferences was to bring together both developers and users of armored vehicles, so that they could communicate directly with each other and learn more about each other’s requirements and at the same time develop the concept of promising models of armored vehicles.


H1, H2 and H3 layouts and sketches


At the first conference, held in Detroit on April 1952, three heavy tank concepts were presented. Two of them differed only in weapons (120mm gun T123 or 155mm T7) and was a tank with a crew of four, located completely inside the rotating tower. Of interest is also the shape of the bow - with a reverse slope in 60 ° and a flat roof (i.e., the tank lacked the upper armor detail, the role of which was performed by the lower 127mm thickness extended to the horizontal hull roof). The third prototype differed weapons from 175mm guns in a large tower, which is intermediate between conventional and swinging (the tower itself, with crew crews and most of the equipment are stationary with the vertical guidance of the gun, which, together with the tower loading mechanism and stern niche, is made swinging). The driver was located in the building, the frontal booking of which was carried out similarly to previous projects. All three concepts that received the H1, H2 and H3 indices, respectively, combined the use of a tower chase increased in diameter to 2743,2mm (108 inches). As shown by preliminary studies, this allowed not only to increase the volume to accommodate more powerful weapons and / or loading mechanisms, but also to book a tower with large tilt angles. Later on the test site in Aberdeen, the correctness of the conclusions was proved by firing samples of the towers. In June, the 1954 of the year at the third conference (the second was devoted to the issues of self-propelled artillery) Question Mark presented several models of advanced heavy tanks. All of them were divided into projects that do not require much time for implementation (up to two years) and long-term perspective projects. The former were called “TS”, while the latter received the “TL” index (from the words Short and Long, respectively). In the first category presented the following concepts:

Tank with a smooth-bore 105mm gun T210 - TS-2


Assault tank (self-propelled installation with a tool in a fixed wheelhouse) TS-5 with a similar weapon.


Tank with a threaded 120mm gun T123 - TS-6


Assault tank (self-propelled installation with a tool in a fixed wheelhouse) TS-31 with the same 120mm tool.


In addition to weapons, all the concepts presented differed in layout, power units and armor. As a result, the TS-31 project was chosen as the basis for the development of an assault tank to replace the T43, in case the T43-2 project is not crowned with success. The two long-term projects presented were:

TL-4 - classic-style tank, with a smooth-bore 105mm T210 gun in a rigid installation without recoil devices


TL-6 - rear assault tank with the same weapon


The choice fell on the TL-4, and soon a contract was signed with the Ford Motor Company to develop and build a tank that received the registration number 105mm gun tank T96. As work progressed in this direction, it became clear that the T96 tower is quite suitable for installation on the chassis of an average T95 tank, which was being developed at the same time. To save effort, the projects were merged, and from the lists of promising models of heavy tank T96 was deleted.



The program to create an assault tank on the concept of TS-31 was assigned to Chrysler Corporation, and the tank received the designation 120mm gun tank T110. A step-by-step review of the initial concept revealed a number of weaknesses, and the project went through several revisions successively until the customer, in the person of the Detroit arsenal and Chrysler, arrived at the final version. Now Т110 was a self-propelled artillery installation, made according to the classical scheme, with the rear location of the engine compartment and the central fighting compartment, but the driver was located in the wheelhouse. His place was in the front right part of it, while the gunner was located on the left. Behind, to the right and to the left of the breech of the gun were two loaders, and in the rear of the cabin, in the center the workplace of the tank commander was completed, with a rotating commander's turret armed with a 12,7 mm machine gun.


heavy tank schematic T110


The 120mm T123EX1 gun without wheel chocks was mounted in a cardan-type installation, the guidance was carried out with the help of the T156 gunner's telescopic sight. Further studies of the project confirmed the fears that the placement of the gunner and the driver in the wheelhouse will not allow the execution of its frontal armor with large tilt angles, which in turn will require a significant increase in thickness to comply with the required protection. It was also assumed that it was possible to create a tank with a rotating turret, free from the above-mentioned disadvantages, in the mass and dimensions specified by the project. The new project was very similar to the M103, and as a whole was superior to only the more advanced MSA based on the use of the Optar optical rangefinder, which could be used by both the tank commander and the gunner. After successful tests М103А1, interest in the car disappeared and all work on it was stopped.


wooden layout and sketch of a heavy tank T110 with a rotating turret.


Speaking about the American heavy tanks of the post-war period, it is impossible to ignore such an interesting project as “The Hunter”. This extremely unusual type of combat vehicle, as the name suggests, was supposed to “hunt” enemy tanks, completely certain tanks of a completely certain enemy — USSR heavy tanks.


projection of the tank "The Hunter".


In this compact machine with a mass of 45 tons everything is unusual - from the layout to the arms and chassis. The progress of cumulative ammunition allowed the creation of 90-105mm caliber shells, which can penetrate any conceivable tank armor. For a shot such a projectile does not need a high initial speed - its armor penetration does not depend on the kinetic energy at the time of the meeting, and therefore remains constant throughout the distance.


mock tank "The Hunter".


In connection with these features, the idea of ​​a cannon-launcher for missiles with a cumulative warhead was born, which will make the barrel and bolt very light, and at the same time sharply increase the rate of fire. A pair of such 105mm caliber guns made up the “Hunter” armament, they were each supplied with an 7 shots shop, and they could empty it at a fantastic pace - 120 shots per minute! Such a high rate of fire was needed to compensate for the low accuracy of missiles, especially at long ranges, at which it was intended to conduct battle with enemy heavy tanks. Additionally, the tank was armed with a pair of 7,62mm machine guns, paired with guns and located on the outside of their barrels. In addition, the commander's turret could have a pair of 12,7mm anti-aircraft machine guns, or other weapons (one large-caliber and one machine gun rifle-caliber - the final composition of the weapon was not determined). Total ammunition was 14 shots in gun shops and 80 shells in the body, i.e. 94 shots.


layout scheme "The Hunter".


The layout of the car as a whole is close to the classic one, but only in the sense that the control compartment, the fighting compartment and the engine-transmission compartment are arranged sequentially along the length of the machine. The driver was sitting in the front part in the center of the car, behind him was a small turret with a gunner sitting in its center, and guns were placed on the sides. Behind this detachment, the commander’s (right) and loader’s places were exceeded, but since this part rose above the front, shelling in the stern was limited and ensured only with the maximum elevation angle of the barrels. The stern housed the power plant and hydraulic transmission, but unlike the traditional tanks, each wheel of the Hunter was leading. This made it possible to use a lightweight reinforced rubber track. It is noteworthy that composite armor was used in the project - at that time research was going on to improve protection against cumulative ammunition, and one of the solutions was the so-called “glass” armor, or “siliceous core”. With an actual thickness of 6,5 inches (165mm), the armor consisting of three layers gave the same protection as the same thickness of the monolithic, but weighed as the whole 4,6 inch (117mm). The front parts of the hull armor and the Hunter Tower were supposed to be made from such armor, increasing their stamina. Another feature of the tank was the presence in addition to the traditional hatches for the crew of a single lifting panel of armor, covering the top of the office commander with a gunner and the engine-transmission. If necessary, she lifted the hydraulic cylinder and provided either excellent access to the power plant and ammunition compartments, or cover the crew when leaving the car on the battlefield.


longitudinal section of the tank "The Hunter".


But due to the change of priorities in the direction of light technology, the “Hunter” did not leave the sketch stage, although it was well developed. At this point, consideration of American heavy tanks can be completed, since the projects of heavily-armed tanks proposed at subsequent Question Mark conferences (that is, with 120mm and 152mm guns) were essentially light, with a curb weight of up to 30 tons.
After the release of the FV214 Conqueror, the United Kingdom noticeably cooled down to heavy tanks, and light vehicles, including armed guided weapons, were considered as enemy tank destroyers. And the project, which eventually gave the Chieftain with a curb weight of 52 tons and 120mm gun, began as a medium tank development, to replace the Centurion.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

1 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)


Опытные и экспериментальные тяжелые танки западных стран.

После принятия на вооружение в США танка M103, и связанных с этим фактом трудностей, встал вопрос о коренной модернизации танка, либо о возможной замене. Достаточно интересное решение данной проблемы «малой кровью» было предложено компанией Rheem Manufactured Company.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление и заметить, что в то время в США и в Великобритании танки относились к тому или иному классу не по их весу, а по калибру вооружения. Т.е. были «тяжелые пушечные танки», «среднепушечные танки» и «легкопушечные». Калибр «лёгких» орудий не превышал 76,2мм, «средние» орудия имели калибр до 83,2-90мм (в Великобритании и США соответственно), орудия калибром свыше 105мм считались «тяжелыми». Так как тяжелый танк ( т.е. вооруженный пушкой калибром 105мм и выше, не обязательно при этом имея большую массу) рассматривался в первую очередь в качестве истребителя танков на большой дальности, на первый план выдвигалось его превосходство над танками вероятного противника в огневой мощи и точности поражения первым выстрелом на больших дистанциях. Предполагалось, что огонь танки будут вести преимущественно с места, находясь во второй линии, поэтому М103 не имел стабилизатора вооружения (орудие тяжелого танка FV214 Conqueror стабилизировалось только в вертикальной плоскости). Для обеспечения решающего превосходства, требовалось так же повысить и скорострельность, так как даже применение стереоскопического дальномера совместно с первыми моделями баллистического вычислителя не гарантировало 100% вероятности попадания на большой дальности ведения огня. Дополнительно повышалась стойкость обороны при атаке превосходящими силами противника (особенно многократно превосходящими, как это было в случае противостояния СССР странам НАТО в Европе).


Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

макет танка Т57.


Исходя из этих соображений и был предложен тяжелый танк Т57. Корпус танка почти без изменений заимствовался от М103, но вот башня… Башня представляла собой две литые детали, шарнирно скрепленные между собой. Нижняя опиралась на роликовый погон и обеспечивала горизонтальное наведение оружия, как и в традиционных конструкциях, но верхняя деталь, собственно и являвшаяся башней и вмещавшая в себя вооружение, рабочие места для трёх членов экипажа и часть боекомплекта была выполнена качающейся на горизонтальной поперечной оси, для обеспечения вертикального наведения. Следующей особенностью проекта было наличие механизма заряжания, состоявший из барабана на 8 унитарных выстрелов, располагавшийся наклонно непосредственно под казенной частью орудия, и гидравлического досылателя в кормовой нише башни, позади затвора.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

последовательность работы механизма заряжания.


Для заряжания снаряд сначала извлекался из магазина назад и вверх, в лоток досылателя, затем лоток приводился в положение для заряжания, соосно с каналом ствола, и досылал снаряд в казенник. Магазин, досылатель и орудие качались вместе, поэтому не требовалось выводить ствол в определённое положение и процесс заряжания не зависел от угла вертикального наведения.

Орудие представляло собой 120мм нарезную пушку Т123Е1, но доработанную для использования унитарных выстрелов. Необычно было жесткое крепление орудия столь большого калибра в башне, без каких либо противооткатных устройств. Поэтому для открывания затвора был применен гидравлический привод, автоматически срабатывавший после выстрела. Ролью заряжающего было пополнять магазин из укладки в корпусе, содержавшей дополнительно 10 выстрелов, обеспечивая таким образом боекомплект в 18 штук.
Расположение мест экипажа в башне стандартно для американских танков – справа от орудия наводчик, за его спиной командир танка и заряжающий слева от орудия. Над местом командира расположена небольшая башенка с шестью призматическими приборами наблюдения Т36 и турелью для 12,7мм зенитного пулемёта. Второй люк предназначен для заряжающего. Оба люка смонтированы на большой плите, составлявшей среднюю часть крыши башни, которая могла быть открыта при помощи гидравлического подъёмника для облегчения доступа к механизмам башни. Рабочее место механика-водителя осталось без изменений.
Учитывая инновационность проекта, работы продвигались медленно, и к моменту, когда были готовы две башни (одна из них установлена на шасси Т43Е1) интерес к проекту остыл. Смена приоритетов в пользу разработки небольших, аэротранспортабельных танков привела к отмене проекта в январе 1957 года, до того как опытный образец достиг операционного статуса и мог бы быть опробован. Ни одной фотографии собранного прототипа не сохранилось.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

макет тяжелого танка Т57


Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

сечения башни тяжелого танка Т57.


Уже в 1950 году высказывалось предположение, что танки Т43 и Т57, вооруженные 120мм пушками окажутся неспособными противостоять советским тяжелым танкам, и на конференции в октябре 1951 году было рекомендовано начать разработку нового танка с орудием калибра 155мм. Первоначально планировалось установить орудие Т80, с высокой начальной скоростью, однако выбор в качестве основных бронебойных снарядов кумулятивного и бронебойно-фугасного со сминающимся корпусом позволил использовать более лёгкое орудие. Окончательный выбор пал на доработанное 155мм орудие Т7, ранее опробованное на опытном тяжелом танке Т30.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

прототип танка Т58.


Таким образом к 18 января 1952 года тактико-технические требования к получившему обозначение Т58 новому тяжелому танку были определены, и выдано распоряжение на производство двух башен в полной комплектации, для установки на шасси Т43Е1. После одобрения проекта, контракт на разработку и постройку получила United Shoe Machinery Corporation. Концептуально новая башня повторяла собой проект Т57, с тем лишь исключением, что орудие устанавливалось с обычными противооткатными устройствами (но отрегулированными на меньшую длину отката). Модифицированное орудие получило обозначение Т180, от Т7 главными отличиями были: вертикально скользящий клин затвора, эжектор и измененным дульным тормозом. Помимо этого стенки ствола в районе каморы были утолщены, а сама камора удлинена на один дюйм для возможности применения новых выстрелов раздельного заряжания с выступающей пластиковой пробкой на дульце гильзы.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

схема механизма заряжания танка Т58 (видна рукоятка вращения барабана).


Позади орудия, в нише башни горизонтально размещался магазин барабанного типа на шесть выстрелов. Для пополнения магазина заряжающий сначала помещал в пустую ячейку гильзу, а затем при помощи механизированной укладки снаряд. Заряжающий выбирал затребованный тип выстрела вращая магазин, после чего гильза и снаряд заряжались в один приём. После выстрела гильза выбрасывалась назад, в ячейку откуда она была изъята, и помещалась заряжающим обратно в укладку. Система управления огнём не отличалась от М103 и Т57, она состояла из стереоскопического дальномера командира Т50Е1, перископического прицела наводчика Т184Е1 и баллистического вычислителя Т30, но на прототипе он не устанавливался. Резервный телескопический прицел Т170 так же должен был устанавливаться на серийные танки, но отсутствовал на прототипе. Использовавшееся на прототипе шасси Т43Е1 было изменено для возможности придания качающейся башне максимального угла возвышения, в первую очередь это коснулось крыши моторного отсека, но в целом различия были минимальны.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

продольное сечение башни танка Т58.


Работы по созданию прототипов затягивались, и одновременно с отменой работ по проекту Т57, были прекращены. Подобная конструкция башни разрабатывалась и испытывалась в том числе и для средних танков, так как позволяла относительно легко решить проблему автоматизации заряжания, но вскоре от неё отказались по многим причинам.
Параллельно с работами по проектам Т43, Т57 и Т58 на серии конференций Question Mark обсуждались вопросы создания более эффективных тяжелых танков. Основной задачей конференций было свести вместе как разработчиков, так и пользователей бронетанковой техники, дабы они имели возможность общаясь напрямую лучше узнать о требованиях друг друга и одновременно выработать концепцию перспективных образцов бронетехники.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

макеты и эскизы Н1, Н2 и Н3


На первой конференции, состоявшейся в апреле 1952 года в Детройте, были представлены три концепта тяжелых танков. Два из них отличались только вооружением (120мм орудие Т123 или 155мм Т7) и представляли собой танк с экипажем из четырёх человек, размещенном полностью внутри вращающейся башни. Интерес представляет и форма носовой части – с обратным наклоном в 60° и плоской крышей (т.е. у танка как бы отсутствовала верхняя броневая деталь, роль которой выполняла нижняя толщиной в 127мм, продлённая до горизонтальной крыши корпуса). Третий прототип отличался вооружением из 175мм орудия в большой башне, являющейся по конструкции промежуточной между обычной и качающейся (сама башня, с рабочими местами экипажа и большинством оборудования неподвижны при вертикальном наведении орудия, которое вместе с механизмом заряжания и кормовой нишей башни выполнены качающимися). Механик-водитель располагался в корпусе, лобовое бронирование которого выполнялось аналогично предыдущим проектам. Все три концепта, получивших индексы Н1, Н2 и Н3 соответственно, объединяло использование башенного погона увеличенного до 2743,2мм (108 дюймов) диаметра. Как показали предварительные исследования , это позволяло не только увеличить объём, для размещения более мощного вооружения и/или механизмов заряжания, но и выполнить бронирование башни с большими углами наклона. Позже на полигоне в Абердине правильность выводов была доказана обстрелом образцов башен. В июне 1954 года на третьей конференции (вторая посвящалась вопросам самоходной артиллерии) Question Mark было представлено несколько моделей перспективных тяжелых танков. Все они подразделялись на проекты не требующие большого времени на осуществление (до двух лет) и долгосрочные перспективные проекты. Первые именовались «TS», в то время как вторые получали индекс «TL» (от слов Short и Long, соответственно). В первой категории предъявлялись следующие концепты:

Танк с гладкоствольным 105мм орудием Т210 – TS-2
Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)


Штурмовой танк (самоходная установка с орудием в неподвижной рубке) TS-5 с аналогичным орудием.
Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)


Танк с нарезным 120мм орудием Т123 – TS-6
Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)


Штурмовой танк (самоходная установка с орудием в неподвижной рубке) TS-31 с таким же 120мм орудием.
Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)


Помимо вооружения все представленные концепты отличались компоновкой, силовыми агрегатами и бронированием. В итоге проект TS-31 был выбран в качестве базы для разработки штурмового танка на замену Т43, в случае если проект Т43Е2 не увенчается успехом. Два представленных долгосрочных проекта представляли собой:

TL-4 – танк классической компоновки, с гладкоствольным 105мм орудием Т210 в жесткой установке без противооткатных устройств
Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)


TL-6 – штурмовой танк с задним расположением рубки с тем же орудием
Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)


Выбор пал на TL-4, и вскоре был заключен контракт с Ford Motor Company на разработку и постройку танка получившего регистрационный номер 105mm gun tank T96. По мере продвижения работ в этом направлении стало понятно, что башня Т96 вполне подходит для установки на шасси среднего танка Т95, разработка которого шла в это же время. Для экономии усилий проекты были объединены, и из списков перспективных моделей тяжелого танка Т96 был вычеркнут.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)


Программа создания штурмового танка по концепту TS-31 была поручена Chrysler Corporation, и танк получил обозначение 120mm gun tank T110. Пошаговое рассмотрение начального концепта выявило ряд слабостей, и проект последовательно прошел через несколько ревизий, пока заказчик, в лице Детройтского арсенала и Chrysler не пришли к финальному варианту. Теперь Т110 представлял собой самоходную артиллерийскую установку, выполненную по классической схеме, с задним расположение моторно-трансмиссионного отсека и центральным боевым отделением, но механик-водитель при этом размещался в рубке. Его место находилось в передней правой её части, в то время как наводчик располагался слева. Позади, справа и слева от казенника орудия находились два заряжающих, и в задней части рубки, по центру выполнено рабочее место командира танка, с вращающейся командирской башенкой вооруженной 12,7мм пулемётом.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

схемы тяжелого танка Т110


120мм орудие Т123Е1 без противооткатных устройств монтировалось в установку карданного типа, наведение осуществлялось при помощи телескопического прицела наводчика Т156. Дальнейшие исследования проекта подтвердили опасения, что размещение наводчика и водителя в рубке не позволит выполнить её фронтальную броню с большими углами наклона, что в свою очередь потребует значительного увеличения толщины для соблюдения требуемой защищенности. Так же было сделано предположение, что в заданных проектом массе и габаритах возможно создать танк с вращающейся башней, свободной от вышеназванных недостатков. Новый проект был очень похож на М103, и в целом превосходил его только более совершенной СУО, основанной на использовании оптического дальномера Optar, пользоваться которым мог как командир танка, так и наводчик. После успешных испытаний М103А1, интерес к машине пропал и все работы над ней были свёрнуты.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

деревянный макет и эскиз тяжелого танка Т110 с вращающейся башней.


Говоря об американских тяжелых танках послевоенного периода невозможно обойти вниманием такой интересный проект, как «The Hunter». Эта крайне необычного вида боевая машина, как можно предположить из названия, должна была «охотиться» на танки противника, совершенно определённые танки совершенно определённого противника – тяжелые танки СССР.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

проекции танка "The Hunter".


В этой компактной машине массой в 45 тонн необычно всё – от компоновки до вооружения и ходовой части. Прогресс кумулятивных боеприпасов позволил создавать снаряды калибра 90-105мм, которые могут пробить любую мыслимую броню танка. Для выстрела таким снарядом не нужна высокая начальная скорость – его бронепробиваемость никак не зависит от кинетической энергии в момент встречи, соответственно сохраняется неизменной на всей дистанции.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

макет танка "The Hunter".


В связи с этими особенностями родилась идея пушки-пусковой установки для ракетных снарядов с кумулятивной боевой частью, что позволит сделать ствол и затвор очень лёгкими, и заодно резко повысить скорострельность. Пара такие орудий калибра 105мм и составляли вооружение «Охотника», они снабжались магазином на 7 выстрелов каждое, и могли опорожнить его с фантастическим темпом – 120 выстрелов в минуту! Такой высокий темп огня понадобился для компенсации низкой точности реактивных снарядов , особенно на больших дальностях, на которых и замысливалось вести бой с тяжелыми танками противника. Дополнительно танк вооружался парой 7,62мм пулемётов, спаренных с орудиями и расположенными с внешней стороны от их стволов. Помимо этого командирская башенка могла иметь пару 12,7мм зенитных пулемётов, либо иное вооружение (один крупнокалибреный и один пулемёт винтовочного калибра – окончательно состав вооружения не был определён). Общий боекомплект составлял 14 выстрелов в магазинах орудий и 80 снарядов в корпусе, т.е. 94 выстрела.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

схема компоновки "The Hunter".


Компоновка машины в целом близка к классической, но только в том понимании, что отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное расположены последовательно по длине машины. Механик-водитель сидел в передней части по центру машины, за ним располагалась небольшая башенка с сидящем в её центре наводчиком, по бокам же располагались орудия. За этим отделением с превышением были места командира (справа) и заряжающего, но так как эта часть возвышалась над передней, обстрел в корму был ограничен, и обеспечивался только с максимальным углом возвышения стволов. В корме размещалась силовая установка и гидравлическая трансмиссия, но в отличии от традиционных танков каждое колесо «Охотника» было ведущим. Это позволяло применить облегченную гусеничную ленту из армированной резины. Примечательно использование в проекте композитной брони – в то время широко шли исследования по улучшению защиты от кумулятивных боеприпасов, и одним из решений была так называемая «стеклянная» броня , или «siliceous core». При фактической толщине 6,5 дюймов (165мм) состоящая из трёх слоёв броня давала аналогичную защиту как такая же по толщине монолитная, но весила как всего 4,6 дюймовая (117мм). Лобовые части брони корпуса и башни «Охотника» предполагалось сделать именно из такой брони, повысив их стойкость. Другой особенностью танка было наличие помимо традиционных люков для экипажа единой подъёмной панели брони, прикрывавшей сверху отделение командира с наводчиком и моторно-трансмиссионное. В случае необходимости она приподнималась гидроцилиндром и обеспечивала либо отличный доступ к силовой установке и отсекам боекомплекта, либо прикрытие экипажу при покидании машины на поле боя.

Как вымирали динозавры - последние тяжелые танки (часть 6)

продольное сечение танка "The Hunter".


Но в связи со сменой приоритетов в сторону лёгкой техники «Охотник» так и не вышел из стадии эскиза, хотя и был достаточно хорошо проработан. На этом рассмотрение американских тяжелых танков можно закончить, так как предлагаемые на последующих конференциях Question Mark проекты тяжеловооруженных танков (т.е. с орудиями 120мм и 152мм) по сути являлись лёгкими, со снаряженной массой до 30 тонн.
После выпуска FV214 Conqueror Великобритания заметно охладела к тяжелым танкам, и в качестве истребителей танков противника рассматривались легкие машины, в том числе вооруженные управляемым оружием. И проект, давший в итоге Chieftain со снаряженной массой 52 тонны и 120мм пушкой начинался как разработка среднего танка, на замену Centurion.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Довмонт 1 сентября 2011 18:34
    Прослеживается зимствование американцев у советских конструкторов. Особенно ТS - 5 и TS-6 смахивают на поздние модели танков и самоходок ИС и ИСУ. Особенно в конструкции и формуле опорных катков.
    Довмонт

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня