Military Review

Take off from the snout

4



The experience of World War II showed that one of the most vulnerable sides of the frontline aviation are airfields. Even if combat-ready aircraft are preserved in shelters, their use from a destroyed runway becomes impossible. The way to solve the problem was obvious, but the insufficient level of technological development did not allow creating an aircraft that did not need a long runway - the first jet engines, due to their low thrust ratio (the ratio of the mass of the aircraft to the engine thrust), had an acceleration of more than a kilometer. But technology did not stand still

In 1957, Ryan's American X-13 Vertijet made its first flight. This unusual car flew up vertically in every sense. Since the direction of engine thrust had to be changed after taking off the ground in order to start acceleration in the horizontal plane, and in 1950's there was no talk about creating a rotary nozzle, the designers decided to start right from the vertical position. The tiny plane was hanging, catching a nose hook on the projection on a special mast, and when the device started to rise, the system uncoupled.



The accuracy of the approach to the starting mast necessary for a successful X-13 landing was of the order of 20 cm, which not every pilot could do. When landing, the pilot had to navigate by special marks on the starting mast, and rely on commands from the ground.



The main features of the Harrier design are in its power plant and aircraft control system. The Pegasus engine (Pegasus) has four jet nozzles arranged in pairs on the sides of the aircraft and capable of simultaneously turning to 89,5 ° using a special chain transmission. Thus, with a vertical take-off, lifting force is applied at four points, which gives the aircraft additional stability. The front two nozzles are connected to a low pressure turbocharger, and the rear ones are connected to the engine's combustion chamber. Due to the fact that the engine on the plane is only one, the distribution of thrust to the four nozzles is greatly facilitated, since there is no need for precise coordination of the work of several engines. By changing the position of the nozzles along its axis, the aircraft can produce vertical take-off and landing, horizontal flight, and even fly “tail forward”.



In the Soviet Union, many OKBs dealt with the subject of vertical take-off. But only the Yakovlev Design Bureau could design a serial VTOL. Due to the lack of a suitable PMD in the USSR, the Yak-38 was equipped with three engines at once, two of which were installed vertically behind the pilot’s cabin and turned on only during takeoff and landing, and the third — equipped with swiveling nozzles — was lifted and sustained. On the one hand, such a scheme removed the need to create a new PMD, but on the other hand, two lifting engines turned off during cruising mode became useless ballast and catastrophically “ate up” the characteristics of the aircraft.



Despite the widespread use of US Navy Harrier aircraft, the development of VTOL aircraft in this country did not stop. According to some reports, in the mid-1990s between the OKB im. A.S. Yakovlev and Lockheed Martin signed an agreement on joint work under the JAST program to create a promising fighter for the US Air Force (later renamed JSF). In accordance with this agreement, the OKB im. A.S. Yakovleva presented to the American side information and research results on VTOL aircraft, as well as draft designs of the future Yak-201 fighter. This data was used to create the JSF F-35 Lightning II, the most modern development in this direction. Today this aircraft is in flight tests. The new multifunctional fighter will have to replace a number of combat aircraft, including the obsolete Harrier, despite the continuous and effective modernization. The F-35's power plant uses the F-119-PW100 turbofan engine, which was developed by Pratt & Whitney specifically for the F-35. A distinctive feature of the new VTOL aircraft is the use of an external fan installed vertically in the fuselage. The torque is transmitted to the counter-rotating impellers from the turbine through the shaft.
Originator:
http://www.popmech.ru" rel="nofollow">http://www.popmech.ru
4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. dred
    dred 29 November 2011 14: 37
    0
    We were the first to fly the heel.
    1. lance
      lance 25 November 2017 08: 40
      0
      are mistaken. first a balloon, a helicopter ... a harrier and then only we in your understanding.
      1. Captain Nemo
        Captain Nemo 18 December 2017 19: 57
        0
        First, a bird took off from a piglet
        1. Mobik
          Mobik 22 December 2017 15: 42
          0
          It was not a bird, but a bird-duck.

Взлететь с пятачка

Взлететь с пятачка


Опыт Второй мировой войны показал, что одной из самых уязвимых сторон фронтовой авиации являются аэродромы. Даже в случае сохранения боеспособных самолетов в укрытиях их применение с разрушенной взлетно-посадочной полосы становится невозможным. Путь к решению проблемы был очевиден, но недостаточный уровень развития техники не позволял создать самолет, не нуждающийся в длинной ВПП, – первые реактивные машины из-за малой тяговооруженности (отношения массы самолета к тяге двигателя) имели разбег больше километра. Но технология не стояла на месте

В 1957-м совершил свой первый полет американский самолет X-13 Vertijet фирмы Ryan. Эта необычная машина взлетала вертикально во всех смыслах. Поскольку после отрыва от земли направление тяги двигателя нужно было изменить, чтобы начать разгон в горизонтальной плоскости, а в 1950-х о создании поворотного сопла еще не было речи, кон-струк-то-ры приняли решение стартовать прямо из вертикального положения. Крошечный самолет висел, зацепившись носовым крюком за выступ на специальной мачте, а когда аппарат начинал подниматься, система расцеплялась.




Необходимая для успешной посадки Х-13 точность подхода к стартовой мачте составляла порядка 20 см, что было под силу далеко не каждому летчику. При посадке пилоту приходилось ориентироваться по специальным меткам, нанесенным на стартовой мачте, и полагаться на команды с земли.



Главные особенности конструкции Harrier – в его силовой установке и системе управления самолетом. Двигатель Pegasus (”Пегас”) имеет четыре реактивных соп-ла, расположенных попарно по бокам самолета и способных синхронно поворачиваться на 89,5° с помощью специальной цепной передачи. Таким образом, при вертикальном взлете подъемная сила прикладывается в четырех точках, что придает самолету дополнительную устойчивость. Передние два сопла соединены с турбокомпрессором низкого давления, а задние – с камерой сгорания двигателя. Благодаря тому что двигатель на самолете всего один, распределение тяги по четырем соплам значительно облегчается, так как отсутствует необходимость точного согласования работы нескольких двигателей. За счет изменения положения сопел вдоль своей оси самолет может производить вертикальные взлет и посадку, горизонтальный полет и даже летать ”хвостом вперед”.



В Советском Союзе тематикой вертикального взлета занимались многие ОКБ. Но спроектировать серийный СВВП смогло только ОКБ Яковлева. Из-за отсутствия в СССР подходящего ПМД Як-38 оснастили сразу тремя двигателями, два из которых устанавливались вертикально за кабиной летчика и включались только при взлете и посадке, а третий – оборудованный поворотными соплами – был подъемно-маршевым. С одной стороны, такая схема снимала необходимость создания нового ПМД, но с другой – два выключенных при крейсерском режиме подъемных двигателя становились бесполезным балластом и катастрофически “съедали” характеристики самолета.



Несмотря на широкое использование самолетов Harrier ВМС США, разработки СВВП в этой стране не остановились. По некоторым данным, в середине 1990-х годов между ОКБ им. А.С. Яковлева и фирмой Lockheed Martin было заключено соглашение о совместных работах в рамках программы JAST по созданию перспективного истребителя для ВВС США (позднее переименован в JSF). В соответствии с этим соглашением ОКБ им. А.С. Яковлева представило американской стороне информацию и результаты исследований по СВВП, а также эскизные проекты будущего истребителя Як-201. Эти данные были использованы при создании JSF F-35 Lightning II, самой современной разработки в этом направлении. На сегодняшний день этот самолет находится в стадии летных испытаний. Новый многофункциональный истребитель должен будет заменить собой целый ряд боевых самолетов, в числе которых и морально устаревающий, несмотря на непрерывную и эффективную модернизацию, Harrier. В силовой установке F-35 используется турбовентиляторный двигатель F-119-PW100, который был разработан фирмой Pratt & Whitney специально для F-35. Отличительная черта нового самолета в варианте VTOL – использование внешнего вентилятора, установленного в фюзеляже вертикально. Крутящий момент на вращающиеся в противоположные стороны крыльчатки передается от турбины через вал.
Первоисточник: http://www.popmech.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.popmech.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 1
  1. dred 29 ноября 2011 14:37
    Первыми с пяточка взлетели именно мы.
    dred

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня