"Wechselburg" trace of the Amber Room



The Smersh documents of the 11 Army open the curtain on the mystery of the disappearance of museum treasures from Koenigsberg in 1945.


According to the Internet publication "Free Press". "Some time ago, while conducting research at the Central State Archive of Russia to discover unsecured documents about the Amber Room, taken by the Nazis from Pushkin in 1941, researcher Sergey Turchenko discovered a folder with counterintelligence data from Smersh, which belonged to the 11 Guards The army that liberated Königsberg. The documents said that in 1945, counterintelligence agents literally held in their hands the key to the mystery of the Amber Room, but for some inexplicable carelessness and it seemed to be forever, but if you compare the documents found with others, especially with the records of General A. Bryusov found in the same archive, you will notice another clue in search of missing property, which was previously hidden from researchers.

Dr. Rode's Empty Tomb

In December, the 1945 Investigation Division of Smersh, which belonged to the 11 Guards Army, experienced significant problems due to internal unrest. Lost, Alfred Rode, former head of all museums in Königsberg. A few days before this, he was stopped by a patrol in the area of ​​the Royal Castle, where Rode burned some documents, and was taken to Smersh. During the interrogation, the doctor reported that he burned personal papers that he kept in his office inside the Royal Castle. Doctors with the world released. After that, he, along with his wife, Elsa Rode, disappeared in an unknown direction, although the head of the city museums was obliged to come every day to work in a special group of Professor Alexander Nikolayevich Bryusov, who led the search for state values ​​stolen by the Nazis.

Immediately, a rapid response team immediately set off for Rode’s house on Beechstraße. The door was unlocked. All the rooms of the mansion were completely inundated with various things. Doors cabinets and chest of drawers wide open. The drawers of the personal writing desk have also been opened. Obviously, here someone rummaged, tried to find something. There was a musty, uninhabitable air in the rooms. A German woman who lived next door reported that two weeks ago she personally saw how three men came to the Rode couple and took them away.

Among the documents scattered in the Rode room, the operatives found a long-standing certificate from the hospital, signed by Dr. Kekker. According to the telephone directory, we managed to find out the address of the attending physician of the head Rode. But Dr. Kekker’s apartments were also empty. The windows are broken, the doors are broken. In the doctor’s office there were folders with medical records on the shelf, including Dr. Rode. From the card it was possible to find out that when Rode fell ill seriously enough, Kacker sent him for inpatient treatment at a clinic on Yorkstrasse.

In the reception book of the clinic there was a record of the arrival of the spouses Rode here with a diagnosis of "internal gastric bleeding" by three close relatives who did not give their names. Spouses were unconscious. As well as a death certificate and a certificate of burial at the Louise cemetery. Headquarters "Smersh" decided to exhumation. Ten Nazi prisoners of war hollowed frozen ground for several hours. When the pit reached five meters, it became clear: the grave is empty.

Diary of General Bryusov

It was Alfred Rode, who was the main custodian of the famous Amber Room until the assault by the Soviet troops of the city of Königsberg. But, oddly enough, from the very beginning his role was not known to our “organs”. Moreover, counterintelligence showed negligence in his attitude. For example, the special services did not pay any attention to this fact. Despite the relatively high post in the Reich hierarchy, Rode did not use the opportunity to evacuate from Koenigsberg when Soviet troops stormed the city, although he managed to send his children to Germany. Obviously, the main keeper of the Amber Room must stay with her. Does this mean that in 1945, the room was still in Königsberg? However, no one asked this question in a timely manner.

In May 1945, the chairman of the Rode was involved by the Soviet authorities in the work of the commission on the search for museum property, headed by Professor Gen. A. Bryusov. Our scientist in uniform didn’t even assume that Rode was almost the figure No. XXUMX in the depths of intrigue and mystery around the Amber Room. However, Bryusov immediately felt that for some reason Rode was trying to confuse the cards. Here is what the general recorded in his diary from 1 June 15 of the year: “Rode is an old man who shakes his right hand. It is dressed quite sloppy (perhaps on purpose?). Art critic. He has several scientific papers. Loves to drink. Does not inspire confidence. It seems to me that he knows more than we think, and when he speaks, he often lies. If no one is looking at him, then his hand no longer trembles. This is noticeable from the outside. He claims that the best collections have been evacuated long ago, but he does not know where ... ". Strange as it may seem, not believing the Germans in trifles, Bryusov believed him in the main thing, namely that it was impossible to find the Amber Room, since it allegedly burned down during the bombing of Xsnigsberg British aircraft in August 1945.

There were, of course, the material basis for this version. Here is another excerpt from the diary of General Bryusov: “Inspection of the large hall (Order Hall of the Königsberg Castle) revealed that, unfortunately, the Amber Room and various Kayserling furniture were completely burned. Hangings (sheds) from the Tsarskoye Selo copper doors, carved molding of the Amber Room, metal plates with screws with which the fragments of the room were attached to the boxes ... ”

Subsequently, other finds were found that "confirm" the version of Rode. In 1946, the team of the Leningrad Executive Committee’s culture found in the ashes of the Königsberg Castle’s Order Hall three paintings from a mosaic melted with fire. It is established with a hundred percent probability that they are fragments of the Amber Room.

But no need to rush to conclusions. Refer to the papers, which in 1945, Professor Bryusov did not know.


Memoirs of Arseny Maximov

One night, Dr. Bryusov (who suffered from insomnia) could not sleep at all. He decided to wake up two assistants and go to the castle. Smoke and glare of fire were seen in one of the windows. Entering the room, they saw Rhode himself. A hidden safe was broken in the wall, a “drinker” was dragging folders with papers from there and throwing them into the fire. Rode was arrested and sent to Smersh, along with papers that had not yet been subjected to fire. After the interrogation in Smersh, he, as we have already found out, soon mysteriously disappeared.

In the papers that Rode did not manage to throw into the fire, there were also those who seriously questioned the death of an amber miracle from a fire during the bombing of British aircraft. I managed to see some of them in the Central State Archive of the Russian Federation. S.Turchenko leads them here.
“The attitude of the department of cultural values ​​in East Prussia to Count Don (one of the largest East Prussian magnates).

After a raid by British aviation 30.08.44, most of the Königsberg castle was completely destroyed. A number of valuables stand in the lower rooms of the palace in the south wing (attributed by hand: “The Amber Room including”). The office asks the count to provide the necessary rooms for evacuation in his Schlobitten castle ... ”

The graph’s answer contained the following lines: “There is only one dry room in the basements, but it is not suitable for the Amber Room.”
And here is another copy of the letter that Rode sent to the Reich Chancellery in response to the demand to immediately deliver the Amber Room to Berlin: “1. Railway tracks are cut red. 2. We will not risk sending by sea, since it is seriously controlled by the enemy. 3. Air patrols aviation Reds. I give a government guarantee that the Amber Room is hidden in a reasonably safe place. Dr. Rode. ” (January 1945 of the year).

“When General Bryusov, after the unexpected disappearance of Rode, got acquainted with these and other documents,” writes Arseniy Maksimov in his diaries, which S. Turchenko read in the Central State Archive of the Russian Federation, he is a direct participant in most of the expeditions to search for the Amber Room, “he was very amazed. When we met in 1947, he said this: “When I was assigned to this mission (searching for museum treasures in Königsberg), I was absolutely not ready for it. I did not know then that Rode was a well-known expert in amber, the owner of a huge collection of amber, in which there were tens of thousands of the finest exhibits. I didn’t suspect that behind this pathetic German there were a dozen author mandates recognized as a planet. Finally, I didn’t assume from the very beginning that the Amber Room was still in Königsberg and well hidden somewhere, and Rhode was well aware of everything. KNEW ABOUT EVERYTHING! Finally, I did not expect that the guardians of the law would believe him and without my personal permission they would release this experienced wolf to freedom, and these important documents, signed personally by Rode, perfectly testified that it was he, Rode, who we needed. ” .

Falsification of the death of a masterpiece

The preparation of this type of falsification of the death of the Amber Room during a fire can be indirectly indicated by the testimony of the owner of the Bloody Court restaurant in Koenigsberg Castle, Paul Feyerabend, which she gave 2 on April 1946 to Soviet competent authorities. We will talk about them later on, and now only a small stroke. Feyerabend reported that in the summer of 1944, two cars loaded up to the top with various drawers pulled up to the castle. According to Rode’s testimony, Feyerabend reported, there was amber from Russia in them. Several small boxes were unloaded and moved to a small room at the entrance to the Order Hall. (Here, among the ashes, the burnt parts of the Amber Room were found. So it is very possible that in these boxes there were mosaic paintings and carved moldings left here to introduce those who were deceived). The next day, the cars with the main cargo left the castle grounds.

The most painful blow to the Rode version was made by the former head of the Catherine Palace, A. Kuchumov. He took part in the expedition from the management of the culture of the Leningrad Executive Committee, and at the end of the expedition he compiled a report which, in my opinion, should be quoted almost completely.

Here are the passages:

“In March 1946, the group again surveyed the castle’s interior. At the very entrance to the Order Hall, three completely burnt, discolored mosaic paintings were found in the ashes. It was possible to find out that these were paintings of the Italian work of the XVIII century, which were previously located in the Amber Hall. However, this is not an absolute confirmation that the Amber Room was completely destroyed in a fire. Such circumstances make one doubt it.

1. The room in which the mosaic fragments are found is very small, so that it can accommodate the Amber Room, previously packed in boxes.

2. The original finish of the Amber Room consisted of an 24 pilaster of thickened plate glass. On them - 24 were bronze sconces. However, no bronze was found in the ash.

3. Four curved mirrors were installed in the four volume panels of amber side walls. They were simply impossible to remove without damaging the amber frames. And in the burning area, not even a small piece of glass was found ...

The obvious conclusion is that the Amber Room was taken out and hidden in a secluded place that Rode was no doubt aware of.

Operation Grun

It is known that in the city of Königsberg and in some areas of the former territory of East Prussia, for some time after their liberation by the Soviet troops, the secret German organization called “Werewolf” (“Werewolves”) was operating. One of its tasks is the continuation of activities to export to the West various values ​​of both East Prussian and stolen in our country. During conversations with experts from the Main Intelligence Directorate of the General Staff (GRU), the researcher heard the opinion that Rode was removed by people from the organization “Werewolf” as soon as they realized that they could tell the Soviets about some secrets. In this regard, it is said about a certain Ringel, who, it seems, was entrusted with the task of transporting the Amber Room or hiding it so that no one could find it.

In the GRU Turchenko reported this fact. In January, 1945, our army intelligence was able to intercept an encrypted radiogram. Soon, experts clarify its content: “The action is over. Amber Room moved to "VS". Otto Ringel. Ringel's search did not give any results then. Many years later, it turned out that a completely different person was hiding behind this pseudonym. Many experts are inclined to believe that the cited radiogram is one of the intercepted reports on the progress of Operation Grun, which was planned by the General Directorate of Imperial Security at the end of 1944. The goal is to search for old dungeons to shelter in them the values ​​transported from the USSR.

Secret Trip

The already mentioned restaurant owner of the Königsberg Castle “Blood Court” Feierabend, in his testimony to the Soviet authorities in April 1946, told an interesting detail: in the fall of 1944, Alfred Rode was absent from work for a long time, did not answer by home phone, and then explained it to those that was seriously ill. At first glance, this fact does not cost anything substantial, but when Turchenko compared him with another, there was a feeling that someone (or Feyerabend, or Rode) was “dark” in this situation.

After Rode’s disappearance at the end of 1945 of the year, as is well known, Smersh’s army officers discovered his medical record with Kecker’s doctor. According to her, the director of the Koenigsberg museums was rather scrupulous about health, went to Kekker for every little thing.

What does this mean? Did Feyerabend confuse something or intentionally lied? Or maybe Dr. Rode had a real absenteeism from his work place for several days, about which true goals he never extended? At first, the very first assumption seems preferable.
But now, looking through the archives of the Soviet expeditions to search for the Amber Room, the researcher paid close attention to materials related to the arrival in Kaliningrad of a former employee of the cultural department of Koenigsberg, a friend of Dr. Rohde Gerhard Strauss. From a visit to Kaliningrad, a curious document was preserved in the archives under the title “The testimony of Dr. Strauss about various works of art stolen from the Soviet Union during the war years.”

It is quite voluminous, so I will quote only what is connected with the absence of Dr. Rode in the service in the autumn period of the 1944 year: “I have no information about the transportation of the room from Ksnigsberg. But I know that Dr. Rode in the fall of 1944 of the year was looking for a place to hide all the property of the plundered museum. Since he told me in early January of 1945 that the room was in the process of packing, one can guess that it was a preparation for its transportation. Until mid-January, the city of Berlin was directly connected by rail. Later, until the fall of Koenigsberg, there was a message through the air and the sea. The transportation of the room was considered possible for state reasons (Gauleiter Koch), so that the Red Army would not get it, and for research reasons (Dr. Rode). Under the territory where the room could be transported, one can assume Saxony, since there in the fall of 1944, Dr. Rode was looking for a place to store the room ... "

Obviously, Rode in the fall of 1944, was looking for a place in Saxony where you can hide a room. Maybe this can explain his long absence in the castle, and not at all a disease? This can indirectly be confirmed by another document - “Ernst Schaumann’s testimony” (a fairly close friend of Dr. Rode, academician of painting). They, among other things, say: “After my visit to France, I asked Rode about what would happen to the values ​​and the Amber Room. He replied that, by order of the administration of the castles in Berlin, they were loaded onto vehicles and sent to secret places on the estates of Saxony and East Prussia. ”

Complete solution stories with “absence”, Rode came when I discovered in the archive a document mentioning Rode’s report to secret minister Zimmermann on a successful trip to Saxony, where two locks were discovered near Rochlitz (Burgh Kryvshteyn and Wechselburg), in which and placed the Amber Room. The report is dated 4 December 1944.

The most significant fact is that nowhere in the archives of our expeditions to find the Amber Room, nor in popular publications on this topic is there any mention of the fact that anyone was developing a version of the burial of the Amber Room in Rohlitsa. Only in the notes of the German researcher, Professor Kohler, such lines: “Dr. Rode, who is in charge in Konigsberg for the Amber Room, was sent by the leadership to Saxony at the end of the year 1944. Four days later he returned. Two days that he spent in Dresden, I can tell almost every hour. Two days spent outside Dresden, just sunk into darkness, complete obscurity, there is no trace. Which places in Saxony could he visit? Apparently, the galleries and mines. Why no one knows about this? Because such vaults in those years were the “first secret of the Reich,” only those close to the Führer knew about them. ”
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

3 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

«Векзельбургский» след Янтарной комнаты

«Векзельбургский» след Янтарной комнаты


Документы «Смерш» 11-й армии приоткрывают завесу над тайной исчезновения музейных ценностей из Кенигсберга в 1945 году.

Как сообщает интернет издание "Свободная пресса". "Некоторое время назад, во время проведения исследований в Центральном государственном архиве России по обнаружению незасекреченных документов о Янтарной комнате, вывезенной гитлеровцами из города Пушкин в 1941 году, исследователь Сергей Турченко обнаружил папку с данными контрразведки «Смерш», которая относилась к 11-й гвардейской армии, освобождавшей Кенигсберг. Документы говорили о том, что в 1945 году контрразведчики в прямом смысле держали в своих руках ключ к загадке Янтарной комнаты, но по какой-то необъяснимой беспечности утратили его, как казалось, навсегда. Но, если сопоставить найденные документы с другими, особенно с записями генерала А. Брюсова, найденными в том же архиве, можно заметить еще одну зацепку в поисках пропавшего достояния, которое ранее было спрятано от исследователей.


Пустая могила доктора Роде

В декабре 1945 следственный отдел «Смерш», который относился к 11-й гвардейской армии, испытывал значительные проблемы в связи с внутренними беспорядками. Пропал, Алфред Роде, бывший заведующий всех музеев Кенигсберга. За несколько дней до этого он был остановлен патрулем в районе Королевского замка, где Роде жег какие-то документы, и препровожден в «Смерш». В процессе допроса доктор сообщил, что сжигал бумаги личного характера, которые хранил в своем кабинете внутри Королевского замка. Доктора с миром отпустили. После этого он, вместе со своей женой, Эльзой Роде, исчез в неизвестном направлении, хотя заведующий городскими музеями был обязан ежедневно приходить на работу в специальную группу профессора Александра Николаевича Брюсова, который руководил поисками украденных фашистами государственных ценностей.

В дом Роде на улице Беекштрассе сразу же отправилась группа быстрого реагирования. Дверь оказалась незапертой. Все комнаты особняка были полностью завалены различными вещами. Дверки шкафов и комода распахнуты. Ящики личного письменного стола также были выдвинуты. Очевидно, здесь кто-то рылся, пытался что-то найти. В комнатах стоял затхлый, нежилой воздух. Немка, жившая по соседству, сообщила, что ровно две недели назад лично видела, как к чете Роде приезжали трое мужчин и увезли их куда-то.

Среди документов, разбросанных в комнате Роде, оперативники нашли давнишнюю справку из больницы, за подписью доктора Кеккера. По имевшемуся телефонному справочнику удалось выяснить адрес лечащего врача заведующего Роде. Но апартаменты доктора Кеккера тоже оказались пустыми. Окна выбиты, двери выломаны. В кабинете доктора на полке стояли папки с медицинскими карточками клиентов, в том числе и доктора Роде. Из карточки удалось выяснить, что, когда Роде заболевал достаточно серьезно, Кеккер направлял его на стационарное лечение в клинику на Йоркштрассе.

В приемной книге клиники имелась запись о поступлении сюда супругов Роде с диагнозом «внутреннее желудочное кровотечение» тремя близкими родственниками, не сообщившими свои имена. Супруги были без сознания. А также свидетельство о смерти и справка о захоронении на кладбище «Луизы». Штаб «Смерш» принял решение об эксгумации. Десять фашистских военнопленных долбили мерзлый грунт в течение нескольких часов. Когда яма достигла пяти метров, стало понятно: могила пуста.

Дневник генерала Брюсова

Именно Альфред Роде до самого штурма советскими войсками города Кенигсберга был главным хранителем знаменитой Янтарной комнаты. Но, как это ни странно, с самого начала его роль не была известна нашим «органам». Более того, контрразведчики проявили халатную беспечность в его отношении. Например, спецслужбы не обратили никакого внимания на данный факт. Несмотря на сравнительно высокий пост в иерархии Рейха, Роде не использовал возможность эвакуироваться из Кенигсберга, когда город штурмовался советские войска, хотя своих детей он успел отправить в Германию. Очевидно, главный хранитель Янтарной комнаты обязан оставаться с ней. Означает ли это, что в 1945 году комната еще оставалась в Кенигсберге? Однако никто своевременно не задался подобным вопросом.

В мае 1945 года председатель Роде был вовлечен советскими властями в работу комиссии по розыску музейных ценностей, во главе которой был назначен профессор генерал А. Брюсов. Наш ученый в погонах не мог и предположить, что Роде – чуть ли ни фигура №1 в пучине интриг и тайн вокруг Янтарной комнаты. Однако Брюсов сразу почувствовал, что Роде зачем-то пытается спутать карты. Вот что записал генерал в своем дневнике от 15 июня 1945 года: «Роде - на вид старик, у которого трясется правая рука. Одет довольно неряшливо (возможно, нарочно?). Искусствовед. У него есть несколько научных трудов. Любит выпить. Не внушает доверия. Мне кажется, что он знает больше, чем мы думаем, а когда говорит, то частенько лжет. Если на него никто не смотрит, то его рука больше не дрожит. Это заметно со стороны. Утверждает, что лучшие коллекции давно эвакуированы, но ему неизвестно, куда...». Как это ни странно, не веря немцу в мелочах, Брюсов ему поверил в главном, а именно в том, что пропавшую Янтарную комнату найти невозможно, так как она якобы сгорела при бомбежке британской авиацией Кснигсберга еще в августе 1944 года.

Имелись, конечно, и материальные основы для данной версии. Вот очередная выдержка из дневника генерала Брюсова: «Осмотр большого зала (Орденский зал Кенигсбергского замка) выявил, что, к несчастью, и Янтарная комната, и различная мебель Кайзерлинга полностью сгорели. Были обнаружены повески (навесы) от медных царскосельских дверей, пострадавшая от пожара резная лепка Янтарной комнаты, металлические пластинки с винтами, которыми фрагменты комнаты были прикреплены к ящикам...»

Впоследствии были обнаружены и другие находки, «подтверждающие» версию Роде. В 1946 году команда управления культуры Ленгорисполкома нашла в пепелище Орденского зала Кенигсбергского замка три картины из мозаики, расплавленные огнем. Установлено с вероятностью сто процентов, что они являются фрагментами Янтарной комнаты.

Но не нужно торопиться с выводами. Обратимся к бумагам, о которых в 1945 году профессор Брюсов не знал.

Воспоминания Арсения Максимова

В одну из ночей доктору Брюсову (страдавшему бессонницей) совсем не спалось. Он решил разбудить двоих помощников и пойти к замку. В одном из окон были замечены дым и блики огня. Войдя в комнату, они увидели самого Роде. В стене был разбит скрытый сейф, «любитель выпить» тащил оттуда папки с бумагами и бросал в огонь. Роде был арестован и отправлен в «Смерш» вместе с бумагами, которые еще не успели подвергнуться огню. После допроса в «Смерше» он, как мы уже выяснили, вскоре загадочно исчез.

В бумагах, которые не успел бросить в огонь Роде, были и такие, которые подвергали серьезным сомнениям версию гибели янтарного чуда от пожара во время бомбежки британской авиации. Некоторые из них мне удалось увидеть в Центральном государственном архиве РФ. С.Турченко приводит их здесь.
«Отношение управления по культурным ценностям по Восточной Пруссии к графу Дона (один из самых крупных восточнопрусских магнатов).

После налета британской авиации 30.08.44 г. большая часть Кенигсбергского замка полностью уничтожена. Ряд ценностей стоят в нижних комнатах дворца в южном крыле (приписано от руки: «Янтарная комната в том числе»). Управление просит графа предоставить необходимые для эвакуации помещения в его замке Шлобиттен...»

Ответ графа содержал такие строки: «Есть лишь одна сухая комната в подвалах, но она не годится для размещения Янтарной комнаты».
А вот еще один экземпляр письма, которое отправил Роде в рейхканцелярию в ответ на требование незамедлительно доставить Янтарную комнату в Берлин: «1. Железнодорожные пути перерезаны красными. 2. Морем мы отправить не рискнем, так как оно серьезно контролируется противником. 3. Воздух патрулирует авиация красных. Даю правительственную гарантию, что Янтарная комната спрятана в достаточно безопасном месте. Доктор Роде». (Январь 1945 года).

«Когда генерал Брюсов, уже после неожиданного исчезновения Роде, ознакомился с этими и другими документами, - пишет в своих дневниках, которые С.Турченко читал в Центральном государственном архиве РФ, Арсений Максимов - непосредственный участник большинства экспедиций по розыску Янтарной комнаты, - он был очень поражен. Когда мы встречались в 1947 году, он говорил так: «Когда я был назначен на данную миссию (розыск музейных ценностей в городе Кенигсберг), я был абсолютно не готов к ней. Я тогда еще не знал, что Роде был известным специалистом по янтарю, владельцем огромной коллекции янтаря, в которой имелись десятки тысяч прекраснейших экспонатов. Я не подозревал, что за плечами этого жалкого немца десяток авторских мандатов, признанных планетой. Наконец, я и не предполагал с самого начала, что Янтарная комната все еще была в Кенигсберге и где-то хорошо спрятана, а Роде прекрасно знал обо всем. ЗНАЛ ОБО ВСЕМ! Наконец, я не ожидал, что блюстители закона поверят ему и без моего личного разрешения отпустят этого опытного волка на свободу, а эти важные документы, подписанные лично Роде, отлично свидетельствовали о том, что именно он, Роде, был тем, кто нам нужен».

Фальсификация гибели шедевра

О подготовке Роде данной фальсификации гибели Янтарной комнаты во время пожара, могут косвенно свидетельствовать и показания хозяина ресторана «Кровавый суд» в замке Кенигсберага, Пауля Фейерабенда, которые она дал 2 апреля 1946 года советским компетентным органам. О них мы еще поговорим в дальнейшем, а сейчас лишь небольшой штрих. Фейерабенд сообщил, что летом 1944 года к замку подъехали две машины, нагруженные доверху различными ящиками. По показаниям Роде, сообщил Фейерабенд, в них находился янтарь из России. Несколько небольших ящиков выгрузили и перенесли в маленькое помещение у входа в Орденский зал. (Здесь, среди пепла, и были найдены обгоревшие части Янтарной комнаты. Так что очень даже возможно, что в этих ящиках и находились картины в виде мозаики и резная лепка, оставленные здесь для того, чтобы ввести искавших в заблуждение). На другой день машины с главным грузом уехали с территории замка.

Самый болезненный удар по версии Роде нанес бывший руководитель Екатерининского дворца А. Кучумов. Он принимал участие в экспедиции от управления культуры Ленгорисполкома и по ее окончании составил доклад, который, на мой взгляд, нужно процитировать практически полностью.

Приведем отрывки:

«В марте 1946 года группа снова обследовала внутренние помещения замка. У самого входа в Орденский зал в пепле обнаружены три полностью перегоревшие, обесцветившиеся картины из мозаики. Удалось выяснить, что это были картины итальянской работы XVIII века, которые ранее находились в Янтарном зале. Однако это не является стопроцентным подтверждением того, что Янтарная комната полностью погибла в пожаре. В этом заставляют усомниться такие обстоятельства.

1. Комната, в которой найдены фрагменты мозаики, очень мала, чтобы в ней можно было разместить Янтарную комнату, ранее упакованную в ящики.

2. Первоначальная отделка Янтарной комнаты состояла из 24 пилястр утолщенного зеркального стекла. На них – 24 составляли бронзовые бра. Однако бронзы в составе пепла обнаружено не было.

3. В четырех объемных панно из янтаря боковых стен были установлены четыре фигурных зеркала. Их было просто невозможно изъять, не повредив янтарные рамы. А в гари даже не обнаружено даже маленького обломка стекла...

Напрашивается очевидный вывод, что Янтарная комната была вывезена и упрятана в укромном месте, которое, без сомнения, было известно Роде.

Операция «Грюн»

Известно, что в городе Кенигсберг и ряде районах бывшей территории Восточной Пруссии, в течение некоторого времени после их освобождения советскими войсками, орудовала законспирированная немецкая организация под названием «Вервольф» («Оборотни»). Одна из ее задач - продолжение деятельности по вывозу на Запад различных ценностей как восточнопрусских, так и украденных в нашей стране. Во время разговоров с экспертами Главного разведывательного управления Генштаба (ГРУ) исследователю приходилось слышать мнение, что чету Роде убрали люди из организации «Вервольф», как только поняли, что они могут рассказать «Советам» о некоторых секретах. В связи с этим говорится о некоем Рингеле, которому вроде бы и было поручено перевезти Янтарную комнату или так ее спрятать, чтобы никто ее не нашел.

В ГРУ Турченко сообщили о таком факте. В январе 1945 года наша армейская разведка смогла перехватить шифрованную радиограмму. Вскоре специалисты выяснилм ее содержание: «Акция окончена. Янтарная комната перемещена в «ВШ». Отто Рингель». Розыск Рингеля тогда результатов не дал. Спустя много лет выяснилось, что за данным псевдонимом скрывается совершенно другое лицо. Многие эксперты склоняются к тому, что процитированная радиограмма - один из перехваченных отчетов о ходе операции «Грюн», которая была спланирована Главным управлением имперской безопасности еще в конце 1944. Цель - поиск старых подземелий для укрытия в них ценностей, перевезенных из СССР.

Секретная командировка

Уже упомянутый хозяин ресторана Кенигсбергского замка «Кровавый суд» Фейерабенд, в своих показаниях советским органам в апреле 1946 года, рассказал интересную деталь: осенью 1944 года Альфред Роде отсутствовал на работе в течение длительного времени, не отвечал по домашнему телефону, а потом объяснил это тем, что был серьезно болен. На первый взгляд за данным фактом не стоит ничего существенного, но, когда Турченко сопоставил его с другим, появилось ощущение, что кто-то (или Фейерабенд, или Роде) в данной ситуации «темнил».

После пропажи Роде в конце 1945 года, как известно, сотрудники «Смерш» армии обнаружили его медицинскую карту у лечащего врача Кеккера. Согласно ей, директор кенигсбергских музеев довольно щепетильно относился к здоровью, ездил к Кеккеру по всякому пустяку.

Что же это означает? Неужели Фейерабенд что-то перепутал или умышленно наврал? А может быть, у доктора Роде была настоящая отлучка с места работы на несколько дней, об истинных целях которой он никогда не распространялся? Поначалу самое первое предположение кажется более предпочтительным.
Но вот, просматривая архивы советских экспедиций по розыску Янтарной комнаты, исследователь уделил пристальное внимание материалам, связанными с прибытием в Калининград бывшего сотрудника культурного управления Кенигсберга, приятеля доктора Роде Герхарда Штрауса. От визита в Калининграде сохранился в архиве любопытный документ, под заглавием «Показания доктора Штрауса о различных произведениях искусства, украденных из Советского Союза в военные годы».

Он довольно объемный, поэтому процитирую только то, что связано с отсутствием доктора Роде на службе в осенний период 1944 года: «О перевозке комнаты из Кснигсберга у меня информации нет. Но я знаю, что доктор Роде осенью 1944 года разыскивал место для укрытия всего имущества разворованного музея. Так как он в начале января 1945 года сообщил мне, что комната в процессе упаковки, то можно догадаться, что это была подготовка к ее транспортировке. До середины января на город Берлин было прямое сообщение по железной дороге. Позднее, до самого падения Кенигсберга, оставалось сообщение по воздуху и морем. Перевозка комнаты считалась возможным по государственным соображениям (гауляйтер Кох), чтобы не досталась Красной Армии, и из исследовательских соображений (доктор Роде). Под той территорией, куда могла быть перевезена комната, можно предполагать Саксонию, так как там осенью 1944 года доктор Роде искал место для хранения комнаты...»

Очевидно, Роде осенью 1944 года искал на территории Саксонии место, где можно спрятать комнату. Может быть, этим можно объяснить его долгое отсутствие в замке, а вовсе не болезнью? Это может косвенно подтвердить и другой документ – «Показания Эрнста Шаумана» (довольно близкий друг доктора Роде, академик живописи). В них, помимо прочего, говорится: «После моего визита во Францию я спрашивал Роде о том, что будет с ценностями и Янтарной комнатой. Он ответил, что по распоряжению управления замков в Берлине они были погружены на транспорт и отправлены в тайные места в имениях Саксонии и Восточной Пруссии».

Полная разгадка истории с «отсутствием» Роде пришла тогда, когда я обнаружил в архиве документ с упоминанием доклада Роде тайному министру Циммерману об успешной поездке в Саксонию, где около Рохлица обнаружено два замка («Бург Кривштейн» и «Векзельбург»), в подземельях которых, возможно, и размещена Янтарная комната. Отчет датировался 4 декабря 1944 года.

Самое показательное то, что ни в архивах наших экспедиций по розыску Янтарной комнаты, ни в популярных публикациях на данную тему нигде нет упоминания о том факте, чтобы кто-либо разрабатывал версию о захоронении Янтарной комнаты в Рохлице. Лишь в записках немецкого исследователя, профессора Колера, такие строки: «Доктор Роде, который отвечает в Кенигсберге за Янтарную комнату, был командирован руководством в Саксонию в конце 1944 года. Через четыре дня он вернулся. Два дня, которые он провел в Дрездене, я могу пересказать чуть ли ни по часам. Два дня, проведенные вне Дрездена, просто канули в темноту, полная неизвестность, нет и следа. Какие именно места в Саксонии он смог посетить? Видимо, штольни и шахты. Почему об этом ни кто не знает? Да потому, что такие хранилища в те годы были «первым секретом рейха», знали о них только приближенные к фюреру».


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. zczczc 4 сентября 2011 15:17
    Мдаа, интересно было бы, если бы нашли янтарную комнату!
    zczczc
  2. Жрец 15 сентября 2011 13:22
    А ещё бы было бы интересней - если бы люди говорили свои мнения на основании чего либо. (Не только прочитанной инфо. , - но и конкретно изучая и принимая участие (раскопки, лингвистика и т.д. и т.п.).
    Жрец

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня