The last battle for the World Ocean



In the global competition of two superpowers by the United States in the middle of the 70-s, the geopolitical formula "Who owns the oceans, owns the world" was put in the first place. The geopolitical goal is the final undermining of the economic power of the Soviet Union as a result of overstressing material and human resources. The Soviet merchant fleet in terms of displacement did not yield to the American one, and the activity of Soviet oceanologists was rated extremely high.


In order to completely undermine the economic power of the Soviet Union, the United States offered a race to develop the resources of the oceans, including ferromanganese nodules. US intelligence agencies through the media began to spread information about the beginning of the development of the resources of the seabed of the oceans. World media published materials on the construction in the United States of specialized vessels for deep-sea drilling of the oceanic bottom 1. The ship "Explorer" Western press called the ship of the twenty-first century, ahead of Soviet technical development for half a century. The Soviet Union was forced to respond to this challenge with the development of the state program "World Ocean".

In the 1980-ies, the Soviet Union was assigned a plot at the bottom of the Pacific Ocean, where it was predicted to have significant reserves of ferromanganese nodules. Despite the large number of iron ore deposits, manganese was not enough for the domestic industry, so it was planned to start its technologically complex mining in the World Ocean by 2011.

Academic institutes were established in Vladivostok and Odessa. The Odessa branch of the Institute of Economics of the Academy of Sciences of the Ukrainian SSR focused on the development of the economic problems of the World Ocean, taking into account the ecology.

Many years later, the background history of the last race of superpowers became known.

***

24 February 1968 of the K-129 K-2 diesel submarine with three ballistic missiles with nuclear warheads 8 took off for combat patrols in Kamchatka. March 5 submarine sank at a depth of XNUMX thousand meters. But the Soviet people found out about this many years later. In keeping with the established tradition, the Soviet press did not report the death of the submarine and crew. The ships of the Soviet Navy systematically patrolled the alleged square of the death of a submarine, but the official statement of the Soviet government about its death was not made. And many years later, the cause of death of the boat has not been established. Perhaps she was faced with an American submarine, which recorded the coordinates of the tragedy.

The Central Intelligence Agency of the United States, in agreement with the American president, decided to raise the Soviet submarine, which, in addition to ballistic nuclear missiles, contained the codes of the Soviet Navy. Detailed familiarization with Soviet technological know-how could be extremely useful for American specialists in the field of defense technology. However, there was no international experience of raising the submarine from a depth of 5 thousand. In addition, the operation had to be completely secret. As the most correct democratic state of the world grossly violated international conventions prohibiting the rise of a foreign warship that sank with crew members in neutral waters, and became a fraternal military burial, without permission.

To carry out the lifting of the Soviet submarine was entrusted to a private American company. As a result of the implementation of the secret project “Jennifer”, worth $ 500 million, the vessel Glomar Explorer was built, which was identified as the second deep-sea drilling vessel after the Glomar Challenger, which was recorded by Soviet reconnaissance satellites. But the satellites could not "discern" the design features of the vessel with the "lunar pool" - a huge secret compartment that opens from the bottom, allowing to lift objects from the ocean floor unnoticed by reconnaissance satellites.

But due to chance, the project became the property of the American public. In June 1974 of the year in Los Angeles, the robbers snuck into the office of a company performing a secret order, opened a safe, where instead of dollars they found secret documentation. They began to blackmail the CIA, demanding half a million dollars for the return of seized documents.

After the failed bargaining, the information was transferred to the media and the Los Angeles Times in February 1975 was the first to post a sensational article about a secret project. CIA calls for journalists not to tease Moscow in the interests of national security were not heard. But the Soviet leadership reacted exceptionally sluggishly and was satisfied with the evasive response of the American side.

For the camouflage in the area of ​​the rise of the Soviet submarine, the research vessel Glomar Challenger was of the same type with the Glomar Explorer. And Soviet intelligence did not betray this event of due importance. With the rise of the submarine split and only the nose was in the secret "moon pool". But the Americans were disappointed, the ciphers were not detected by 3. But the bodies of the dead submariners, who were reburied at sea in the Soviet ritual with the performance of the hymn of the Soviet Union, were recovered. In order to respect secrecy, the ceremony took place at night. The video recording of the ceremony was declassified after the collapse of the USSR and transmitted to Boris Yeltsin (the video is posted on the Internet).

Since the Soviet Union after the implementation of the American project for the construction of ships for deepwater drilling lagged behind the United States in the battle for the ocean, the emphasis was placed on the creation of deep-water vehicles. For oceanographic and rescue work, a series of Mir deep-sea submersibles was created with an immersion depth of up to 6000 meters. In 1987, two vehicles were manufactured by a Finnish company, which was subjected to pressure from the United States, which sought to prevent the USSR from taking priority in this area. On these devices in August 2007, for the first time in the world, the bottom of the Arctic Ocean at the North Pole was reached, for which aquanauts received the title of Hero of Russia. Similar deepwater vehicles were manufactured in the USA, France and Japan, which owns the dive record (6527 meters).


***

After the collapse of the Soviet Union, the Russian Federation has consistently lost the sea power of the former second superpower. While ranks second in the number of nuclear submarines. Navy and merchant fleet is aging. The Soviet oceanic fishing fleet, which was one of the largest in the world, was largely lost, including plundered. As a result of large-scale corruption in Russia, the resources of one of the largest domestic fish stores in the Sea of ​​Okhotsk, one of the most highly productive areas of the oceans, are being rapaciously used.

Russia has the largest continental shelf. According to the UN Nautical Convention 1982, the division of the continental shelf by maritime powers is carried out. From 30 million square meters. km of the continental shelf of Russia got 7 million square meters. km, but the country does not have ships for deepwater drilling.

In the Russian Federation, the federal program “World Ocean” is being implemented with a relatively small amount of funding that does not fully provide for the maintenance of a research fleet that includes such large vessels as Akademik Keldysh, Akademik Ioffe and Akademik Vavilov. In the Soviet Union annually organized up to 25 marine scientific expeditions, and now in the Russian Federation - 2-3 expeditions.

At the beginning of the twenty-first century, along with the US Navy leading in the World Ocean, the power of the naval forces of China and India increased at the highest rates. In the Middle Ages, the Chinese empire owned a powerful navy, the rejection of which served as one of the important reasons for the decline of the Middle Kingdom in the next centuries. Strengthening the economic power of modern China and its dependence on energy imports set Beijing the strategic goal of turning the coastal fleet of “yellow water” into an oceanic fleet of “blue water” 4.

In the “yellow water” doctrine, the main task was to ensure the safety of coastal economic centers and the possible seizure of Taiwan. In order to secure the future of the most economically developed coastal regions, where the dominant number of modern enterprises is concentrated, Beijing has relied on the doctrine of "blue water" - the creation of a modern ocean fleet capable of striking the enemy in the open ocean. According to the blue water doctrine, an important task of the Chinese Navy is to ensure the safety of the merchant (tanker) fleet on strategic sea lanes. In the first place came the task of protecting communications for the uninterrupted supply of oil from the Persian Gulf (Iran) and Africa, ensuring oil production on the shelf, including the disputed parts of the South China Sea.

The PRC naval forces are divided into three operational fleets (Northern, Eastern and Southern). The Chinese Navy has 13 nuclear submarines, including 5 submarines with ballistic missiles, 60 diesel submarines, 28 destroyers. In terms of the number of nuclear submarines, China ranks third in the world after the United States and Russia, and in destroyers it is also third after the United States and Japan. China came out on top in the world in the number of diesel submarines, frigates, rocket boats and landing craft. China's naval aviation became the second after the United States. At the beginning of 90, China acquired the unfinished aircraft carrier Varyag in Ukraine for conversion to a floating casino for a ridiculous amount of 28 million dollars. Perhaps the corruption component of this transaction exceeded the cost of the ship. In the near future, the aircraft carrier will be put into operation China Navy5. This event will mark the end of the collapse of the sea power of the former Soviet state.

After the geopolitical suicide of the USSR, Russia was thrown off from the oceans, having lost a significant part of the Baltic and Black Sea ports.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

4 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Последнее сражение за Мировой океан

Последнее сражение за Мировой океан


В глобальной конкуренции двух сверхдержав Соединёнными Штатами в середине 70-х годов была выдвинута на первое место геополитическая формула «Кто владеет Мировым океаном, тот владеет миром». Геополитическая цель — окончательный подрыв экономической мощи Советского Союза в результате перенапряжения материальных и человеческих ресурсов. Советский торговый флот по водоизмещению не уступал американскому, а деятельность советских океанологов оценивалась исключительно высоко.

Чтобы окончательно подорвать экономическую мощь Советского Союза, Соединенные Штаты предложили гонку за освоение ресурсов Мирового океана, в том числе железомарганцевых конкреций. Спецслужбы США через СМИ начали распространять информацию о начале освоения ресурсов дна Мирового океана. Мировые СМИ печатали материалы о строительстве в США специализированных судов для глубоководного бурения океанического дна1. Судно «Эксплорер» западная печать называла кораблем двадцать первого столетия, опередившего советские технические разработки на полвека. Советский Союз вынужден был ответить на это вызов разработкой государственной программы «Мировой океан».


В 1980-х годах за Советским Союзом был закреплен участок на дне Тихого океана, где по прогнозам находились значительные запасы железомарганцевых конкреций. Несмотря на большое количество месторождений железной руды, марганца было недостаточно для отечественной промышленности, поэтому намечалось к 2011 году начать технологически сложную его добычу в Мировом океане.

Были созданы академические институты во Владивостоке и Одессе. Одесское отделение Института экономики АН УССР ориентировалось на разработку экономических проблем Мирового океана с учетом экологии.

Много лет спустя стала известна предыстория последней гонки сверхдержав.

***

24 февраля 1968 года из пункта базирования на Камчатке вышла на боевое патрулирование дизельная подводная лодка К-129 с тремя баллистическими ракетами с ядерными боеголовками2. 8 марта подводная лодка затонула на глубине 5 тыс. м. Но об этом советский народ узнал много лет спустя. По заведенной традиции о гибели подводной лодки и экипажа советская печать не сообщила. Корабли советских ВМФ систематически патрулировали предполагаемый квадрат гибели подводной лодки, но официального заявления советского правительства о её гибели не было сделано. И много лет спустя причина гибели лодки не установлена. Возможно, она столкнулась с американской субмариной, которая и зафиксировала координаты трагедии.

Центральное разведывательное управление США по согласованию с американским президентом решило поднять советскую субмарину, на которой кроме баллистических ядерных ракет находились шифры советского ВМФ. Детальное ознакомление с советскими технологическими ноу-хау могло быть исключительно полезным для американских специалистов в области оборонной техники. Однако не было мирового опыта поднятия субмарины с глубины в 5 тыс. м. Кроме того, операция должна была быть совершенно секретной. Так как самое правильное демократическое государство мира грубо нарушало международные конвенции, запрещающие подъем иностранного военного корабля, затонувшего с членами экипажа в нейтральных водах, и ставшего братским воинским захоронением, без соответствующего разрешения.

Осуществить подъем советской субмарины было поручено частной американской компании. В результате реализации секретного проекта «Дженнифер», стоимостью в $500 млн., было построено судно «Гломар Эксплорер», которое идентифицировалось как второе после «Гломар Челленджер» судно для глубоководного бурения, что зафиксировали советские разведывательные спутники. Но спутники не могли «разглядеть» конструктивные особенности судна с «лунным бассейном» — огромным раскрывающемся с днища секретном отсеке, позволяющим незаметно для разведывательных спутников поднимать объекты со дна океана.

Но благодаря случайности, проект стал достоянием американской общественности. В июне 1974 года в Лос-Анжелесе грабители пробрались в офис фирмы, выполняющей секретный заказ, вскрыли сейф, где вместо долларов обнаружили секретную документацию. Они начали шантажировать ЦРУ, потребовав полмиллиона долларов за возврат изъятых документов.

После несостоявшегося торга, информация была передана в СМИ и газета «Лос-Анджелес таймс» в феврале 1975 года первой поместила сенсационную статью о секретном проекте. Призывы ЦРУ к журналистам не дразнить Москову в интересах национальной безопасности не были услышаны. Но и советское руководство отреагировало исключительно вяло и удовлетворилось уклончивым ответом американской стороны.

Для маскировки в районе подъема советской субмарины находилось однотипное с «Гломар Эксплорер» исследовательское судно «Гломар Челленджер». И советская разведка не предала этому событию должного значения. При подъеме субмарина раскололась и только носовая часть оказалась в секретном «лунном бассейне». Но американцев ждало разочарование, шифры не были обнаружены3. Но были извлечены тела погибших подводников, которые были перезахоронены в море по советскому ритуалу с исполнением гимна Советского Союза. В целях соблюдения секретности церемония проходила ночью. Видеозапись церемонии была рассекречена после распада СССР и передана Борису Ельцину (видеозапись размещена в Интернете).

Так как Советский Союз после реализации американского проекта по строительству судов для глубоководного бурения отстал от США в битве за океан, ставка была сделана на создание глубоководных аппаратов. Для океанографических и спасательных работ была создана серия глубоководных аппаратов «Мир» с глубиной погружения до 6000 метров. В 1987 году два аппарата были изготовлены финской компанией, которая подверглась давлению со стороны США, стремившихся не допустить приоритет СССР в этой области. На этих аппаратах в августе 2007 года впервые в мире было достигнуто дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе, за что акванавты получили звания Героя России. Аналогичные глубоководные аппараты были изготовлены в США, Франции и Японии, которой принадлежит рекорд погружения (6527 метров).

***

После распада Советского Союза Российская Федерация последовательно утрачивает морскую мощь бывшей второй сверхдержавы. Пока занимает второе место по числу атомных подводных лодок. Военно-морской и торговый флот стареет. Советский океанический рыболовный флот, который был одним из крупнейших в мире, в основном утрачен, в том числе разворован. В результате крупномасштабной коррупции в России хищнически используются ресурсы одной из крупнейших отечественных рыбных кладовых в Охотском море — одном из самых высокопродуктивных районов Мирового океана.

Россия обладает самым крупным по площади континентальным шельфом. Согласно Морской конвенции ООН 1982 года осуществлен раздел континентального шельфа морскими державами. Из 30 млн. кв. км континентального шельфа России досталось 7 млн. кв. км, но страна не располагает судами для глубоководного бурения.

В Российской Федерации реализуется федеральная программа «Мировой океан» с относительно небольшим объемом финансирования, не обеспечивающего в полном объеме содержание научно-исследовательского флота, включающего такие крупные суда как «Академик Келдыш», «Академик Иоффе» и «Академик Вавилов». В Советском Союзе ежегодно организовывалось до 25 морских научных экспедиций, а в настоящее время в Российской Федерации — 2-3 экспедиции.

В начале двадцать первого столетия наряду с лидирующим в Мировом океане военно-морским флотом США, наиболее высокими темпами наращивается мощь ВМС Китая и Индии. В средневековье Китайская империя владела мощным морским флотом, отказ от которого послужил одной из важных причин упадка Поднебесной в последующие столетия. Усиление экономической мощи современного Китая и зависимость от импорта энергетических ресурсов поставили перед Пекином стратегическую задачу превращения прибрежного флота «желтой воды» в океанский флот «голубой воды»4.

В доктрине «желтой воды» главной задачей было обеспечение безопасности приморских экономических центров и возможный захват Тайваня. Чтобы обезопасить в будущем наиболее экономически развитые приморские регионы, где сосредоточено доминирующее число современных предприятий, Пекин сделал ставку на доктрину «голубой воды» – создание современного океанского флота, способного нанести удар противнику в открытом океане. Согласно доктрине «голубой воды» важной задачей ВМФ Китая является обеспечение безопасности торгового (танкерного) флота на стратегических морских коммуникациях. На первое место вышли задачи охраны коммуникаций по бесперебойной поставки нефти из зоны Персидского залива (Ирана) и Африки, обеспечение добычи нефти на шельфе, в том числе на спорных участках Южно-Китайского моря.

Военно-морские силы КНР разделены на три оперативных флота (Северный, Восточный и Южный). В составе китайского ВМФ насчитывается 13 атомных подводных лодок, в том числе 5 подводных крейсеров с баллистическими ракетами, 60 дизельных подводных лодок, 28 эсминцев. По количеству атомных подводных лодок Китай занимает третье место в мире после США и России, а по эсминцам так же третье место после США и Японии. Китай вышел на первое место в мире по количеству дизельных подводных лодок, фрегатов, ракетных катеров и десантных кораблей. Морская авиация Китая стала второй после США. В начале 90-х годов Китай приобрел на Украине недостроенный авианосец «Варяг» для переделки в «плавучее казино» за смешную сумму в 28 млн. долларов. Возможно, коррупционная составляющая этой сделки превысила стоимость корабля. В ближайшее время авианосец будет введен в строй ВМФ Китая5. Это событие станет символическим завершением краха морской мощи бывшей советской державы.

После геополитического самоубийства СССР Россия была отброшена от Мирового океана, утратив значительную часть балтийских и черноморских портов.
Автор: Владимир Дергачев


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 4
  1. Banshee 2 сентября 2011 07:48
    Не статья, простите, а набор фраз какой-то. Логика и осмысление прослеживаются с трудом, да и то в смысле "раньше было хорошо, а теперь плохо".
    И я так и не понял, когда состоялась последняя битва за мировой океан: когда лодку не подняли или когда Китай "Варяга" купил?
    Автор, просветите. Или .
  2. datur 2 сентября 2011 11:41
    набор цитат не более
  3. CrazyDog 2 сентября 2011 14:06
    Вот какие данные приводит контр-адмирал Н.Г. Мормуль о колличестве подводных лодок в мире в своей книге " Катастрофы под водой" (Гибель подводных лодок в эпоху холодной войны) 1999 год.

    Количество подводных лодок в странах мира
    Государство Количество подводных лодок
    АПЛ ; ДПЛ ; Общее кол-во
    Россия 261 ; 428 ; 689
    США 190 ; 0 ;190
    Китай 7 ;123 ;130
    Северная Корея 0 ; 38 ; 38
    ФРГ 0 ;18 ;18
    Франция 12; 6 ;18
    Индия 0 ;18 ;18
    Турция 0 16; 16
    Англия 25; 0 ;25
    Япония 0; 15; 15
    Норвегия, Швеция 0; по 12; 24
    Италия 0; 9; 9
    Испания 0; 7; 7
    Перу 0 ; 8; 8
    Пакистан 0 ; 6; 6
    Дания, Нидерланды 0; по 5; 10
    Алжир, Бразилия, Египет, Аргентина, Югославия
    Ливия, Чили, Австралия 0 ; по 4 ; 32
    Канада, Израиль, Польша,Португалия, Ю.Африка, Болгария, Сирия 0 ; по 3 ; 21
    Ю.Корея, Албания, Колумбия, Индонезия, ИранВенесуэла, Тайвань, Эквадор 0 ; по 2 ; 16 Румыния 0 ; 1 ; 1
    Итого 495 ; 796 ; 1291

    А сколько сейчас подводных лодок в составе всех флотов РФ ???
    Печальная складывается картина ! !!
    CrazyDog
  4. baykal79 3 сентября 2011 04:11
    ОДНИ ВОРЫ И ГУБИТЕЛИ!!!
    baykal79

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня