This is our job

This is our jobCaptain Oleg Tapio ... Unusual for the Russian ear Finnish surname, mighty spetsnaz figure, krapovy beret, scars on the face. We met in the Armavir special detachment of the internal troops, where I collected material for an essay about the deceased Hero of Russia Grigory Shiryaev. After the death of Grigory Oleg was appointed to his post - deputy commander of the special training group. In 1999, they came to the squad together as ordinary fighters-conscripts. Both from afar - Grisha from Altai, Oleg - from the Urals. Both with a great desire to serve in special forces.

In the February special operation 2010 of the year near the village of Komsomolskoye of the Chechen Republic, he was the first to rush to Grigori Shiryayev when the militants took the position of the third group of the 15 squad. Seriously wounded, Oleg shot back to the last bullet, covering the departure of Captain Shiryaev, who was in a hurry to help Lieutenant Lugovets ...


Captain Tapio in that battle was lucky to survive. This, of course, is the main reward, but it seemed strange to me that Oleg Tapio was not among the soldiers who were awarded by the President of Russia in the Kremlin on the eve of the 200 anniversary of the internal troops. The solemn ceremony was attended by the mother of the deceased Hero of Russia Lyudmila Shiryaeva, senior lieutenant Arsen Lugovets, wounded in the same battle, and other honored people. Captain Tapio that day was, as always, on a business trip in the Caucasus ...

When this material was being prepared for printing, information appeared that Captain Tapio's award documents were undergoing the necessary approvals. I want to believe that in the near future the brave officer will still be noted. A person who has devoted his entire life to service in special forces, who has lost health, should not remain forgotten.

I turn on the recorder, scroll through the recording made in the Armavir trip. The sound calm voice of Oleg Tapio sounds:
“In the morning of February 4, 2010, we equipped the positions and lay down in the ring. The first breaks I heard about eleven o'clock - sharp rolling claps. In the distance, worked grenade launcher. Captain Shiryaev tried to get in touch with the Ufa squad that conducted the search in a cordoned-off square. There was no connection. Minutes through 20 breaks sounded closer. We lay in readiness. A few minutes later, the gaps rang out around the corner. It was not clear who was driving whom and where.

Visibility was poor, and then the weather began to deteriorate, rain and snow ... My position was on a hill. I crawled a bit to get a better look. I see: the group goes into the hollow. Counted 29 people. Between us, two hundred and fifty-three hundred meters. Someone walked in what: some were wearing camouflage clothing, some were in roller coasters, some were simply in jackets. And the speech seems to be Russian, from afar not to understand. In general, he reported the situation to Grigory, he gave the order to use the green rocket and be ready to repel the attack.

We did not have time to launch a rocket along the height, as a simply unreal squall of fire fell upon us. Everything shot upward - the crust, the earth, and the fountains of snow. Without raising my head, I began to shoot at the extended arms. The gangsters couldn’t make their way from below to us in the position - cliffs, fallen trees, small bushes and snow drifts along the waist prevented ...

There was no connection with captain Shiryaev. The squad leader Sergeant Rajsky (he was near Grigory) got in touch, reported that the sniper Private Selivanov was seriously wounded. I ordered my sapper and the grenade launcher to fire at the enemy, and in short rushes I advanced to the right flank. Ran along the ridge. He ran fast because time was expensive. The bandits noticed me and opened fire. When, literally, bullets fly overhead, bark flies, branches, earth, the feeling is not pleasant, but we have such work ...

Thank God, I reached ... I got close to my own - the squad leader Paradise, the machine gunner Adylov, Grisha are all alive, and Selivanov lies motionless. The right leg in the blood. I gave the command of Paradise to open fire, and he rushed to Selivanov. But there was nothing to help Stepka. The next wave of fire went through his entire flattened body ... I still remember how his eyes went out. I remember the last death pangs - it was clear that a person clings to life ...

I am changing my position, trying to get out of the shelling, I feel how warm my hand has gone like hot water. The bullet hit the brush. I take off the glove, I see - through wound. The first thought is to hold the machine somehow. I did not have time to think about it, as the second bullet hits the head and gets stuck between the lower and upper jaws. Like a sledgehammer on the head. Everything swam before my eyes, black and white trees flashed ... Suddenly I heard: “Dad, let's go hide and seek to play!” And I see my son Kostya. He 7 months then just turned, and here he is quite big, running. I understand that this can not be, that all this is dreaming, but still I answer: "Son, go away, I will find you." And he left ... And my blood runs down my face, my eyes go numb. I thought that he had fallen altogether ...

I show Grisha with signs - go away. He creeps up to me. I told him: “Grish, you are a commander, you need to go to the control room. There is a connection, it is necessary to pull up neighboring groups. There is already no choice: either we or the bandits. ”

At this time, the shooting subsided. I lay down a little. Suddenly I look, some man is about sixty meters away from me. He watched the next height. I didn’t say what I looked like. The only thing that I remember - curls, such a thick hair. I was holding the shop with my elbow, put my head on the butt, and made three shots with a single fire. He fell - formed like a robot. And there was silence. Just silence. Like the sound turned off. Not the slightest rustle - only snow falls and circles float before my eyes. Behind the log lay, I myself on account of giving commands to crawl to the log and hide behind him. At this moment three men ran up to the killed militant. I was lying on my back - I put the machine gun on my stomach and gave a turn from this position. Two fell, the third disappeared from sight ...

Somehow, I crawled to the log, rolled over him ... Blood gushing ... I already said goodbye to my mind and to my wife, and my son ... Another two minutes passed. I feel someone crawling towards me. Machine gunner Adylov. I told him:
- What are you doing here, I told you, go away!
- Commander, we will not leave you.

- And where is the Student (this is the call sign of captain Shiryaev)?
- He's here…
With Adylov and Ra
Yisky we took a perimeter defense. Grisha came up. The knife was tied up with a maskkhalat, a tourniquet was laid - the blood was already curled up, the head bandaged. Lieutenant Lugovets was also wounded at that moment. He was attacked by militants who had taken refuge in our dugout under our positions. Grisha rushed down there. I never saw him again ...

With Paradise and Adylov we remained in place. The shootout continued until dark. Only in the evening the groups of our detachment were brought up. There was relief. Consciousness began to turn off. Through the fog and dizziness, I saw the doctor from the Ufa detachment bustling around me, the wounded Arsen Lugovets lying next to me, how they dragged me to the tent all night. At dawn, I heard the familiar roar of the BTR. I thought: "Once reported, it means that we must suffer and try to survive." Then an armored "Gazelle", a hospital of the 46 brigade, the inscription "Reception room" and the first operations, the Severny airfield, the Moscow reanimation vehicle ... In the capital's hospitals, I was "gathered" my head. With difficulty, but still kept his hand.

In Moscow, the little brothers from Vityaz helped to come back to life. And, of course, a low bow to my wife Zhenya. She served as a medical orderly in the detachment - so we met her in the service. No one understands me and supports me as she does. God forbid every special forces such a wife. She knows that work, service is all for me, without a squad I can’t imagine my life and I wouldn’t trade it for anything. ”
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

5 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Такая у нас работа

Такая у нас работаКапитан Олег Тапио… Непривычная для русского слуха финская фамилия, могучая спецназовская фигура, краповый берет, шрамы на лице. Мы познакомились в армавирском отряде специального назначения внутренних войск, где я собирала материал для очерка о погибшем Герое России Григории Ширяеве. После гибели Григория Олега назначили на его должность — заместителем командира группы по спецподготовке. В 1999 году они вместе пришли в отряд простыми бойцами-срочниками. Оба издалека — Гриша с Алтая, Олег — с Урала. Оба с большим желанием служить в спецназе.

В февральской спецоперации 2010 года в районе села Комсомольское Чеченской республики, он первым рванул к Григорию Ширяеву, когда на позиции третьей группы 15-го отряда вышли боевики. Тяжело раненный, Олег отстреливался до последнего патрона, прикрывая отход капитана Ширяева, спешившего на помощь лейтенанту Луговцу…

Капитану Тапио в том бою посчастливилось выжить. Это, конечно, главная награда, но мне показалось странным, что Олега Тапио не было в числе военнослужащих, которых накануне 200-летия внутренних войск награждал в Кремле Президент России. На торжественной церемонии присутствовали мать погибшего Героя России Людмила Ивановна Ширяева, старший лейтенант Арсен Луговец, раненный в том же бою, другие заслуженные люди. Капитан Тапио в тот день был, как всегда, в служебной командировке на Кавказе…


Когда этот материал готовился к печати, появилась информация, что наградные документы капитана Тапио проходят необходимые согласования. Хочется верить, что в ближайшее время отважный офицер все же будет отмечен. Человек, посвятивший всю свою жизнь службе в спецназе, потерявший здоровье, не должен оставаться забытым.

Я включаю диктофон, прокручиваю запись, сделанную в армавирской командировке. Звучит ровный спокойный голос Олега Тапио:
«Утром 4-го февраля 2010 года мы оборудовали позиции и залегли в кольце оцепления. Первые разрывы я услышал часов в одиннадцать — резкие раскатистые хлопки. Вдалеке работал подствольный гранатомет. Капитан Ширяев попытался выйти на связь с уфимским отрядом, который проводил поиск в оцепленном квадрате. Связи не было. Минут через 20 разрывы прозвучали ближе. Мы залегли в готовности. Еще через несколько минут разрывы раздались уже за поворотом. Было непонятно, кто кого и куда гонит.

Видимость была плохая, а тут еще погода стала портиться, дождь со снегом… Моя позиция находилась на возвышенности. Я отполз немного, чтобы получше осмотреться. Вижу: в лощину выходит группа. Насчитал 29 человек. Между нами метров двести пятьдесят-триста. Шли кто в чем: кто в маскхалатах, кто в «горках», кто просто в куртках. И речь вроде бы русская, издалека не понять. В общем, доложил Григорию обстановку, он дал команду применить зеленую ракету и быть готовыми к отражению атаки.

Не успели выпустить ракету вдоль высоты, как на нас обрушился просто нереальный шквал огня. Вверх взметнулось все — и кора, и земля, и фонтаны снега. Не поднимая головы, на вытянутых руках я стал отстреливаться. К нам на позиции бандиты пробраться снизу не могли — мешали обрывы, поваленные деревья, мелкий кустарник и сугробы по пояс…

Связи с капитаном Ширяевым не было. На связь вышел командир отделения сержант Райский (он находился рядом с Григорием), доложил, что снайпер рядовой Селиванов тяжело ранен. Я приказал своему саперу и гранатометчику вести огонь по противнику, а сам короткими перебежками выдвинулся на правый фланг. Бежал по хребту. Бежал быстро, потому что время было дорого. Бандиты меня заметили и открыли огонь. Когда над головой в буквальном смысле свистят пули, летит кора, ветки, земля, ощущение не из приятных, но у нас такая работа …

Слава Богу, добежал… подобрался к своим — командир отделения Райский цел, пулеметчик Адылов, Гриша — все живы, а Селиванов лежит без движения. Правая нога в крови. Я дал команду Райскому открыть огонь, а сам метнулся к Селиванову. Но помочь Степке уже было нечем. Очередная волна огня прошла по всему его распластанному телу… До сих пор помню, как у него потухли глаза. Помню последние предсмертные судороги — было видно, что человек цепляется за жизнь…

Такая у нас работаМеняю позицию, пытаюсь уйти из-под обстрела, чувствую, как по руке пошло тепло, словно горячая вода. Пуля попала в кисть. Снимаю перчатку, вижу — сквозная рана. Первая мысль — как-то надо держать автомат. Не успел об этом подумать, как вторая пуля попадает в голову и застревает между нижней и верхней челюстью. Словно кувалдой по голове. Перед глазами все поплыло, замелькали черно-белые деревья… Вдруг слышу: «Папа, пойдем в прятки играть!» И вижу сына своего, Костю. Ему 7 месяцев тогда только исполнилось, а тут он уже совсем большой, бегает. Понимаю, что такого быть не может, что все это мерещится, но все равно отвечаю: «Сын, уходи, я тебя найду». И он ушел… А у меня по лицу кровь струится, глаз затекает. Думал, что он вообще выпал…

Показываю Грише знаками — уходи. Он ко мне подползает. Я ему: «Гриш, ты командир, тебе надо на пункт управления. Там связь, надо подтягивать соседние группы. Здесь уже выбора нет: или мы, или бандиты».

В это время стрельба стихла. Отлежался немного. Вдруг смотрю, метрах в шестидесяти от меня какой-то человек. Он наблюдал за соседней высотой. Как выглядел, уже не скажу. Единственное, что запомнилось — кудри, густая такая шевелюра. Магазин локтем придерживал, голову на приклад положил и одиночным огнем три выстрела сделал. Он упал — сложился, как робот. И наступила тишина. Просто тишина. Словно звук выключили. Ни малейшего шороха — только снег падает и круги перед глазами плывут. Сзади бревно лежало, я сам себе стал на счет давать команды, чтобы подползти к бревну и укрыться за ним. В этот момент к убитому боевику подбежали трое. Я на спине лежал — автомат на живот положил и из такого положения дал очередь. Двое упали, третий исчез из виду…

Кое-как дополз до бревна, перевалился через него… Кровища хлещет… Попрощался уже мысленно и с женой, и с сыном… Прошло еще минуты две. Чувствую, кто-то ко мне ползет. Пулеметчик Адылов. Я ему:
— Ты что тут делаешь, я же сказал, уходите!
— Командир, мы тебя не оставим.
— А где Студент (это позывной капитана Ширяева)?
— Он здесь…
С Адыловым и Ра
йским мы заняли круговую оборону. Подошел Гриша. Распороли ножом маскхалат, жгут наложили — кровь свернулась уже, голову перевязали. Лейтенант Луговец в тот момент был тоже ранен. Его обстреливали боевики, укрывшиеся в блиндаже под нашими позициями. Гриша рванул туда, вниз. Больше я его не видел…

С Райским и Адыловым мы оставались на месте. Перестрелка продолжалась до наступления темноты. Только вечером подтянулись группы нашего отряда. Наступило облегчение. Сознание стало отключаться. Сквозь туман и головокружение видел, как суетился вокруг меня доктор из уфимского отряда, как рядом лежал раненый Арсен Луговец, как тащили меня на плащ-палатке всю ночь. На рассвете услышал знакомый рев БТРа. Подумал: «Раз донесли, значит, надо потерпеть и попробовать выжить». Потом бронированная «Газель», госпиталь 46-й бригады, надпись «Приемный покой» и первые операции, аэродром Северный, московский реанимобиль… В столичных госпиталях мне «собрали» голову. С трудом, но все же сохранили руку.

В Москве очень помогали возвращаться к жизни братишки из «Витязя». И, конечно, низкий поклон моей супруге Жене. Она у нас в отряде санинструктором служила — вот мы с ней и познакомились на службе. Никто так не понимает меня и не поддерживает, как она. Дай Бог каждому спецназовцу такую жену. Она знает, что работа, служба — это все для меня, без отряда я не представляю своей жизни и ни на что его не променяю».
Автор: Юлия Афанасьева
Первоисточник: http://www.bratishka.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. mitrich 3 сентября 2011 20:55
    Очень мне нравятся такие люди. Внешне несимпатичные, зато душой и сердцем не пальцем деланные. Судя по статье - замечательный человек капитан Тапио. Хрен кто нас одолеет с такими офицерами, как он.
    mitrich
    1. ЛЕХА блин 4 сентября 2011 19:59
      ПОБОЛЬШЕ БЫ В НАШЕЙ АРМИИ ТАКИХ ОФИЦЕРОВ.МОЛОДЕЦ КАПИТАН !
      ЛЕХА блин
  2. fedor 4 сентября 2011 19:55
    Капитан Олег Тапио и его товарищи честь и гордость России, согласен с митричем, нас прошедших через войну в России, на Украине и Белоруссии тысячи, хрен мы Родину кому отдадим.
    fedor
  3. dred 13 декабря 2011 13:22
    Я рад что есть ещё такие герои в россии.
    dred
  4. smershspy 30 апреля 2013 10:53
    Цитата: fedor
    Капитан Олег Тапио и его товарищи честь и гордость России, согласен с митричем, нас прошедших через войну в России, на Украине и Белоруссии тысячи, хрен мы Родину кому отдадим.


    Полностью согласен! Слава героем!
    smershspy

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня