Танковый крейсер. Проект. П. Осокин. СССР. 1942г.

20


Информация из ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело №1356, стр.4-6.
Начальнику Главного Автобронетанкового
Управления Красной Армии
копия: Заведующему Военным отделом ЦК ВКП(б) (Москва)

Желая помочь любимой Родине в ее борьбе с фашистскими ордами и делом ответить на приказы № 55 и 130 Народного Комиссара Обороны Союза ССР тов. Сталина, я разработал и предлагаю вашему вниманию проект нового мощного вида вооружения Красной Армии - "танковый крейсер".



11.6.1942 года этот проект мною был доложен Начальнику отдела Автобронетанковых войск Уральского военного округа полковнику Евдокимову, инженерам вверенного ему отдела и заместителю командующего ВВС округа генерал-майору авиации тов. Соколову. Ими мое предложение было признано ценным и интересным в оборонном значении, и были сделаны некоторые технические указания - для доработки проекта.
Полковник Евдокимов, собираясь на другой день в Москву, обещал лично доложить Вам о моем предложении и просить Вас о вызове меня в Москву - для личного доклада.

С того времени прошло более месяца и все сделанные мне указания в проекте выполнены. Об этом мною 2.7.1942 года было телеграфно доложено полковнику Евдокимову (УралВО), с просьбой ускорить мою командировку в Москву.

Не имея ответа на телеграмму, 18.7.42 года я обратился к своему начальнику части - дивинженеру тов. Андрееву, доложил ему свой проект и предложения и получил разрешение обратиться по этому делу в соответствующие, вышестоящие органы.

Будучи убежден в целесообразности и большом боевом значении предлагаемого мною "танкового крейсера", я считаю всякое дальнейшее промедление в продвижении проекта крайне нежелательным. по этому прошу Вас о скорейшем вызове меня в Москву, с тем, чтобы лично доложить этот проект Вам, или назначенной Вашим приказом авторитетной комиссии специалистов – инженеров и тактиков танковых войск.

Считая свое предложение серьезным, я, имея уже опыт конструкторской работы, отдаю себе, вместе с тем, полный отчет о возможных трудностях практической реализации проекта, но твердо полагаю, что эти трудности вполне окупятся боевыми качествами новых машин.

На разработку проекта "танкового крейсера" мною затрачено, преимущественно во внеслужебное время, свыше 500 часов и это обстоятельство также требует доведения дела до его логического конца.

В случае благоприятного решения о реализации проекта, мои практические предложения, связанные с этим, прошу разрешения доложить лично.
В настоящее время я являюсь представителем Ленинградских Авиационно-Технических Курсов Усовершенствования ВВС имени К.Е. Ворошилова (адрес: гор. Магнитогорск, Челябинская область, 2-я плотина, почтовый ящик 529). В случае необходимости, по вопросу о моей командировке в Москву прошу списаться с генерал-майором авиации тов. Ивановым - начальником управления ВУЗ Главного Управления ВВС Красной Армии или с его заместителями.
При вызове прошу Вашего указания о выдаче мне проездных документов на перевозку по авиалиниям Магнитогорск-Свердловск-Москва, так как это в 5-7 раз сократит время поездки и будет способствовать скорейшему разрешению вопроса.

О принятом Вами решении прошу телеграфно поставить меня в известность по вышеуказанному служебному адресу курсов.

Танковый крейсер. Проект. П. Осокин. СССР. 1942г.


Конструктор
инженер-полковник Осокин
27 июля 1942 года
ЦАМО РФ, фонд 38, опись 11350, дело №1356, стр.4-6.
20 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 октября 2013 07:56
    Любили гигантские проекты,вот ещё один
    В 1932 году в Советском Союзе, непрерывно развивавшем танковую тематику, немецкий инженер Эдвард Гроте, работавший тогда по приглашению в КБ ленинградского завода «Большевик», выдал два эскизных проекта сверхтяжелых танков. Вооружение, расположенное в трех или шести башнях, должно было состоять из восьми пушек. В качестве «главного калибра» конструктор предлагал установить пару 305-мм корабельных орудий от линкоров типа «Севастополь». Экипаж танка должен был составить 40 человек, а боевая масса приближалась к 1000 т. Танк должен был приводиться в движение двигателями внутреннего сгорания суммарной мощностью около 24 000 л.с. В ходовой части предусматривались гидравлическая трансмиссия с электроуправлением и гидравлическая подвеска катков (передовое решение для 1930-х годов). Комиссия Управления моторизации и механизации Красной армии признала конструкцию танка чересчур громоздкой и нетехнологичной. После того как в 1933 году Гроте потерпел неудачу и со своим средним танком ТГ, инженеру предложили покинуть СССР.

    Но на этом история советских гигантов не закончилась. УММ заинтересовалось проектом 600-тонного танка, разработкой которого занимался конструктор из научно-исследовательского отдела Военной академии механизации и моторизации РККА М.В. Данченко. Однако вскоре деятельность была свернута, по-видимому, не без влияния маршала М.Н. Тухачевского – приверженца легкой и подвижной военной техники.
    Благо что строить не взялись
  2. Su-9
    +6
    10 октября 2013 08:16
    Не построили. И молодцы. В очередной раз демонстрирует вменяемость руководства армии и страны в 40-е годы!
    A Проект Осокина даже не поддаётся критике. Хоть бы подумал как это чудо до передовой доедет. Как такой человек мог инженер-полковника получить...
    1. Misantrop
      +1
      11 октября 2013 00:15
      Цитата: Su-9
      Как такой человек мог инженер-полковника получить...

      Ну так он же авиатехником был. "Авиационный крейсер" он придумывать не стал, хватило образования понять, что это чудо бы не взлетело... Ну а танковому крейсеру ведь летать не надо... lol
  3. +5
    10 октября 2013 08:18
    По серьезному его смог рассмотреть только в виде "бронепоезда на гусеницах" или передвижного ДОТа.
    Но тоже не катит.

    2- 152мм,
    5- 76мм.
    Итого 5 танков и 2 самоходки. Они всяко разно справятся с таким сухопутным крейсером.
    Слишком он уязвим.

    Но интересно.
    wink
    1. Геннадий1973
      +1
      10 октября 2013 08:50
      Однознано!согласен.Порвут как тузик тряпку.
    2. +1
      10 октября 2013 10:34
      Цитата: Aleks тв
      Итого 5 танков и 2 самоходки. Они всяко разно справятся с таким сухопутным крейсером.
      Слишком он уязвим.

      А по большому счету :
      1 - Ю87
      2 - взвод 88мм зениток....
    3. 0
      10 октября 2013 14:54
      Интересно, да, а некоторые идеи очень хороши. К примеру, четыре гусеницы, по две на каждую сторону. В отличие от обычного танка, если потеряешь одну, здесь не встанешь колом, а сохранишь хоть какую-то маневренность(теоретически.)
  4. 0
    10 октября 2013 09:41
    вообще бредовых идей хватало
    см в жж у того же Пашолка более чем достаточно
  5. +3
    10 октября 2013 09:43
    Вывести из строя траки по одной стороне и все 270 тонн превращаются....270 тонн хлама)) на тупизм 500 часов потратил)))) дивизиону артиллллерии на 5 минут работы...назвал бы не крейсер...ааа "снарядоприемник" было бы красивше
  6. +1
    10 октября 2013 11:25
    одна авиационная бомба и нет этого цепелина - дредноута.
    энтузиастов хватало!
  7. +1
    10 октября 2013 12:49
    Это новодел или настоящий проект? Просто на альтернейтхистори встречается и то, и то)
  8. PeaceMaker
    +1
    10 октября 2013 13:12
    Маус нервно курит в сторонке winked
    1. +1
      10 октября 2013 14:19
      Цитата: PeaceMaker
      Маус нервно курит в сторонке
      Тот хоть в металле был воплощён,до сих пор в Кубинке потрогать можно.Были и бредовей
      «Крыса» (нем. «Ratte»), Р1000 — обозначение сверхтяжёлого танка прорыва и артиллерийской поддержки, сухопутного крейсера массой до 1000 тонн, проект которого разрабатывался в Германии в 1942-1945 годах. Сведений об изготовлении хотя бы одного прототипа не имеется.

      В июне 1942 году концерном «Крупп» Гитлеру был представлен проект сверхтяжёлого 1000-тонного танка. После обсуждения проекта с Рейхсминистром вооружений Альбертом Шпеером, проект получил условное обозначение «Ratte» — «Крыса» (очевидно, по аналогии с проектом танка «Maus» — «Мышь»).

      Конструкторами танка были инженер Эдвард Гротте и доктор Гаккер. Ещё до войны, во время работы в СССР с группой немецких специалистов, которых специально пригласили в марте 1930 года для работы над созданием новых танков, Гротте предлагал советским военным кругам проекты подобных сверхтяжёлых танков, которые были отвергнуты в пользу отечественных проектов из-за трудностей в реализации отечественной промышленностью технически сложных новаторских разработок Гротте.

      При предполагаемом артиллерийском вооружении танк «Крыса» теоретически мог бы бороться (например, в качестве подвижного форта береговой обороны) даже с морскими крейсерами и линкорами. В сухопутной войне танк «Крыса», обладая, вероятно, низкой подвижностью (вследствие больших размеров и сравнительно низкой удельной мощности), был бы неуязвим для огня артиллерийских орудий (кроме сухопутной артиллерии особой мощности) и противотанковых мин, но не защищён от бомбардировок с воздуха.

      Танк «Крыса» мог рассматриваться как одно из возможных воплощений «оружия возмездия», однако его создание не способно было оказать существенного влияния на ход войны, в связи с чем данный проект представляет интерес лишь как технический казус.

      Основные технические характеристики сухопутного крейсера Ratte:
      Вес танка: 1000 тонн
      Длина танка: 39 м (с орудием)
      Длина корпуса: 35 м
      Ширина танка: 14-15 м
      Высота танка: 11 м
      Бронирование: 250 мм
      Двигатели: судовые дизельные MAN или бензиновые Даймлер-Бенц суммарной мощностью около 16000 л.с.
      Орудия: 28-cm SKC/34 (2 орудия в башне, в одном из вариантов предполагалась дополнительно установка третьего орудия калибра 128 мм). Зенитные автоматические орудия: 2-cm Flak 38 (от 2 до 8 пушек)
      Скорость по шоссе: до 40 км/ч
      Разрабатывалось несколько вариантов вооружения танка «Крыса», различавшихся калибром и количеством зенитных орудий. Например, рассматривались модификации танка с зенитными автоматами 3,7-cm Flak 18/36 или 5,5-cm Gerat 58.
      1. +1
        10 октября 2013 18:01
        Гроте вообще, на мой взгляд, поставил себе целью в жизни разорить СССР и Германию.
        1. 0
          10 октября 2013 23:31
          Цитата: rexby63
          поставил себе целью в жизни разорить СССР и Германию
          Тут другое,он как полтик-себя показать,а остальное ... ну ни капли
  9. 0
    10 октября 2013 18:25
    В довоенное время на парадах супостатов пугать разве что подобным монстром ( При очень большом сомнении в практической возможности реализации проекта как движущейся единицы).Тогда все европейские державы попытались строить многобашенные танки. И наши с Т 28, Т 35 отметились:) А для 43 года ... разве что инж.-полковнику очень хотелось лично вождя встретить.
  10. -1
    10 октября 2013 18:42
    Тема эта уже тысячу раз перемусолина.
  11. Uhe
    Uhe
    0
    10 октября 2013 23:56
    Вроде, Тухачевский был большой любитель таких чудищ. Хорошо, что тот же Павлов был более дальновидным военачальником, продвинувшим проекты Т-34 и КВ в войска (что, впрочем, не спасло его от расстрела за провал первого месяца войны). А к 42-ому Сталин уже руководил всем хозяйством, а он очень хорошо в оружии разбирался, лично всё осматривал. Через него такое безобразие не прошло бы. СССР войну выиграл отчасти потому, что высшее командование во главе со Сталиным было намного более дальновидным, чем у нацистов, поэтому смогло сосредоточиться на главном, пока немцы делали свои чудо-оружия, наплевав на мнение военных с фронта, требовавших сосредоточиться на отработанных Т-3 и Т-4, а не на сырых Т-5 и Т-6. Впрочем, Т-6 был куда как не плох, но всё одно -- сырой. Наши поступили дальновидней, оттачивая свои танки до совершенства технологий и дешевизны оной.
  12. wei
    0
    11 октября 2013 03:07
    все познается в сравнении
    что такое средний танк?
    очевидно что промежуточное звено между танкеткой и этим монстром
    монстром или нет
    270 т - 30 чел 9 т на 1 чел (60 т 5 чел 12 т на чел) и это только танкисты + 50 чел десант
    понятно что конструкция сама по себе вопрос но поиграться с цифрами интересно имхо
  13. 0
    11 октября 2013 09:47
    Графоманский бред!!!А сколько раз повторяется "Я", "Мне". Недалекий, но амбициозный! Кстати, по моему на сайте уже выкладывали эту ахинею.