Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив

Современный танк, равно как и бронетехнику иных классов, невозможно представить без гусениц. Такой движитель дает боевой машине высокую проходимость и подвижность на поле боя. Гусеницы использовались на ранних танках времен Первой мировой войны и сохранились до нашего времени, претерпев ряд серьезных изменений. Тем не менее, на протяжении всей истории танкостроения предлагались различные варианты перспективной бронетехники, якобы способной заменить танки, но не имеющей гусениц.

В последние десятилетия такая тенденция вылилась в появление т.н. колесных танков. Эта бронетехника строится на основе колесных шасси и оснащается танковыми орудиями в башне. Проигрывая по ряду характеристик, колесные танки легче танков «классических», а также способны решать ряд специфически боевых задач. Тем не менее, несмотря на имеющиеся преимущества, такие машины не способны и не должны вытеснять традиционные гусеничные танки.

Т.н. колесные танки являются результатом длительной научной и конструкторской работы, в которой использовался собранный опыт создания и эксплуатации бронетехники. Отсутствие подобного опыта несколько десятилетий назад приводило к появлению весьма интересных проектов и предложений. Нередко авторы оригинальных идей предлагали не только совершенствовать имеющуюся технику, но и строить совершенно новые машины оригинального облика. Среди прочего «страдали» и гусеницы, от использования которых иногда отказывались инженеры-любители. Рассмотрим оригинальные идеи, подразумевавшие создание танков без гусениц.


Корпус как большое колесо

Появлению интересных «прожектов» всегда способствовали войны. Так, в июне 1915 года в Главное военно-техническое управление Русской императорской армии пришло письмо из г. Львов. Некий Иван Семчишин предлагал военным машину для уничтожения крепостей под названием «Обой». Этот аппарат предназначался для атаки вражеских укреплений, в том числе крепостей. Оригинальная конструкция, предложенная Семчишиным, должна была позволить уничтожать постройки и объекты противника без использования какого-либо оружия.

Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив
Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив
Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив


Внешне машина «Обой» должна была представлять собой эпициклоид (эллипсоид вращения), выполненный из броневой стали толщиной около 100 мм. Металлическая конструкция должна была иметь высоту 605 м и ширину 960 м. Внутри корпуса предполагалось разместить силовую установку, рабочие места экипажа из нескольких сотен человек, жилые помещения и т.д. Кроме того, предполагалось выделение объемов под размещение артиллерийских орудий.

В качестве силовой установки машины «Обой» должен был использоваться комплекс паровых машин, генераторов, маятников и маховиков. Мощность двигателей не уточнялось, но машина должна была разгоняться до 320 км/ч. Имея такую скорость, предлагаемая машина для уничтожения крепостей могла бы буквально сметать любые постройки и укрепления, просто наезжая на них.

Военные ознакомились с письмом Семчишина и сочли предлагаемый проект принципиально неосуществимым. Машина «Обой» виделась слишком сложной для промышленности тех лет, а кроме того, ее эксплуатация должна была стать чрезвычайно сложным делом. В воюющей стране были более серьезные и насущные проблемы, в результате чего письмо из Львова отправилось в архив.

В середине 1943 года инженер А.С. Дашевский предложил свой вариант боевой машины, в которой в качестве движителя используется весь корпус. Его «Движущаяся крепость» должна была иметь корпус шириной 5 м и высотой 2,5 м с броней толщиной 200 мм. Как и ранее, военные не заинтересовались предложением.

Предложения Семчишина и Дашевского подразумевали отказ от привычных движителей в виде колеса или гусеницы. Для перемещения их машины должны были использовать вращающийся корпус. Это означает, что внутри внешнего броневого корпуса должны были находиться механизмы, приводящие его в движение. В случае с «Обоем» такая сложная конструкция должна была обеспечивать разгон до требуемой скорости и разрушение объектов противника. Тем не менее, реальные характеристики подобного движителя вряд ли могли быть высокими. Сложность конструкции и сомнительные перспективы предложений в итоге привели к отказу от рассмотрения подобных проектов.

Безгусеничный колесный танк

Уже в начале августа 1941 года, всего через несколько недель после начала войны, свой взгляд на перспективную бронетехнику представили инженеры Т.И. Ляшенко и С.В. Балаев. Описание своего безгусеничного танка они начали с упоминания низкой живучести гусениц, которые могут быть повреждены артиллерией или даже связкой гранат, вследствие чего танк теряет подвижность и фактически выходит из строя. Идея Балаева и Ляшенко должна была избавить бронетехнику от подобных проблем с гусеницами.

Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив


Основным элементом нового безгусеничного танка должен был стать цилиндрический корпус, вмещающий в себя обитаемый объем, моторно-трансмиссионное отделение вооружение и иные агрегаты. На внешней поверхности этого корпуса предлагалось поместить два цилиндрических колеса, укрепленных на подшипниках и связанных с силовой установкой при помощи особой трансмиссии. Диаметр всей конструкции должен был превышать 4 м, общая ширина – не более 8 м. Особо отмечалось, что для устойчивости внутреннего цилиндра его центр тяжести должен быть ниже оси.

Любопытной особенностью проекта Балаева и Ляшенко была система защиты экипажа от отравляющих веществ. Во избежание попадания газов в обитаемом объеме предлагалось поддерживать повышенное давление воздуха. На случай длительного нахождения в опасном районе танк предлагалось оборудовать кислородной системой.

Для выполнения некоторых боевых задач предлагалось использовать систему креплений, позволяющую собрать два танка в одну машину. При помощи специальной фермы с растяжками два безгусеничных танка могли бы соединяться, что должно было приводить к повышению проходимости в гористой местности. Кроме того, к танкам можно было бы крепить грузовой прицеп аналогичной конструкции. Такой прицеп предлагался для осуществления длительных рейдов по тылам противника.

Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив


Специфическая конструкция безгусеничного танка Ляшенко и Балаева привела к появлению идеи, заставляющей вспомнить о машине «Обой». Основным вооружением колесной боевой машины должны были стать пулеметы и пушки. При этом, однако, по заверению авторов, новый безгусеничный танк мог бы уничтожать материальную часть противника не только огнем, но и собственным весом. Крупная и тяжелая машина могла бы просто наезжать на автомобили или бронемашины врага, нанося им серьезные повреждения.

Наконец, Ляшенко и Балаев предложили несколько идей, касающихся тактики применения придуманной ими машины. Так, для разгрома танковых колонн противника безгусеничные танки должны были, двигаясь на максимальной скорости, врезаться в строй и всеми имеющимися средствами, включая цилиндрические колеса, наносить урон врагу. Подобным образом предполагалось осуществлять рейды в ближнем тылу противника и срывать его атаки. Утверждалось, что высокая скорость и маневренность позволят безгусеничному танку уничтожать технику противника с минимальным ущербом для себя. По мнению Балаева и Ляшенко, враг не смог бы вести эффективный огонь по новым безгусеничным танкам, поскольку рисковал промахнуться и повредить собственные машины. При необходимости новые машины могли бы использоваться для заброски диверсантов во вражеский тыл.

При всех реальных и мнимых преимуществах безгусеничный танк Ляшенко и Балаева не заинтересовал военных. Идея была слишком смелой для использования на практике, а кроме того, не давала почти никаких заметных преимуществ перед существующей бронетехникой. Предложение Балаева и Ляшенко, как и многие другие, отправилось в архив.

Танк-шнекоход

Гусеничная бронетехника имеет серьезное преимущество в проходимости перед колесной. Тем не менее, предпринимались попытки обеспечить дополнительное увеличение этого параметра. Так, в августе 1942 года инженер Б. Бекетов предложил оригинальную конструкцию «зимнего танка». Для улучшения подвижности на бездорожье и на снегу предлагалось использовать шнекороторный движитель.

Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив


Как видно из рисунка, приложенного к письму, Б. Бекетов предложил построить танк с двумя цилиндрическими корпусами, связанными друг с другом. На этих корпусах должны были размещаться четыре танковые башни с орудиями и пулеметами. Вероятно, подобная конструкция должна была обеспечивать максимально возможную огневую мощь. Однако самой интересной особенностью «зимнего танка» был его движитель. На внешней поверхности обоих корпусов, в передней, средней и кормовой частях, должны были находиться шесть шнекороторных движителей.

За счет разного направления винтовых поверхностей правого и левого шнека танк мог бы двигаться как вперед или назад, так и вбок. Для поступательного перемещения требовалось обеспечить вращение шнеков в разные стороны, а для перемещения вбок – в одном направлении. Вероятно, предусматривалась и возможность поворота на месте за счет разной скорости или направления вращения передних и кормовых роторов.

Предложение Б. Бекетова представляло определенный интерес, однако не нашло поддержки у военных. Главная причина этого – слишком сложная конструкция, которая, к тому же, не давала серьезных преимуществ перед имеющимися гусеничными танками. Кроме того, на судьбе проекта могли сказаться некоторые эксплуатационные особенности шнекороторного движителя. Шнеки удобны для поездки по грунту, песку, снегу и т.д., но непригодны для движения по асфальтовым или бетонным дорогам. Они быстро изнашиваются и повреждают дорожное покрытие.

Танк-шар

Еще в двадцатых годах прошлого века начали появляться первые проекты шарообразных танков. Все они подразумевали создание танка со сферическим бронекорпусом, но отличались рядом серьезных деталей. К примеру, в проекте Г. Зайцева от 1925 года использовалась вращающаяся внешняя оболочка и неподвижный внутренний корпус, в котором находились экипаж, двигатели и т.д. Для курсового управления в машине предусматривался специальный груз, перемещение которого приводило к наклону всей конструкции.

В дальнейшем отечественные и зарубежные инженеры пытались использовать видимые преимущества сферической конструкции, однако почти все подобные проекты остановились, самое позднее, на стадии разработки конструкторской документации. Единственный подобный проект, воплощенный в металле, был разработан немецкими конструкторами в конце Второй мировой войны.

Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив


В 1945 году на Куммерсдорфском полигоне красноармейцы обнаружили ряд немецкой бронетехники, в том числе странный аппарат сферической формы. Ввиду отсутствия каких-либо документов происхождение и назначение машины, получившей название Kugelpanzer («Танк-шар»), до сих пор не установлены. По наиболее распространенной версии, это был прототип новой разведывательной машины или передвижного наблюдательного пункта для корректировки артиллерийского огня.

Машина Kugelpanzer имела характерную форму, близкую к шару. Средняя часть корпуса была отдана под одноместную кабину со смотровой щелью в лобовом листе. По бокам кабины находились два колеса большого диаметра. Для устойчивости и управления машина была оснащена кормовой опорой с рулевым колесом малого диаметра. Общая длина «Танка-шара» – около 1,7 м, высота – порядка 1,5 м. Вес – около 1,8 т. Корпус машины был собран из листов толщиной 5 мм. Машина получила двухтактный одноцилиндровый двигатель мощностью 25 л.с., позволявший ей развивать скорость до 25 км/ч.

Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив


По-видимому, Kugelpanzer был построен для испытаний и проверялся немецкими специалистами в последние месяцы войны. Наступление Советского Союза сорвало все подобные работы, вследствие чего «Танк-шар» остался в единственном экземпляре, а документация по нему была утеряна.

Танк на воздушной подушке

Все рассмотренные выше примеры подразумевали использование оригинальных движителей, опирающихся на грунт. Однако существовали и иные проекты бронетехники с необычными и нестандартными движителями. Так, еще в середине тридцатых годов советские специалисты начали разработку боевой машины на воздушной подушке.

Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив


В 1937 году инженеры московского завода №84 разработали проект «Земноводного подлетающего танка». Машина, построенная на основе катеров на воздушной подушке Л-1 и Л-5, должна была использоваться в болотистых местностях, а также в районах с большим количеством водных преград. Корпус нового танка предлагалось собирать из бронелистов различной толщины. Лобовой лист корпуса имел толщину 13 мм, бортовые – по 10 мм. Листы башни должны были иметь толщину 13 мм. Боевая масса танка должна была достигать 8,5 т.

В качестве силовой установки предполагалось использовать два авиационных двигателя М-25 общей мощностью 1450 л.с. Такие двигатели должны были поднимать машину на высоту около 200 мм над поверхностью и разгонять ее до скорости 120 км/ч. Вооружение должно было состоять из одного пулемета ДТ.

В 1937 году был построен макет нового танка в масштабе 1:4, после чего проект был остановлен. «Земноводный подлетающий танк» не заинтересовало военных, из-за чего все работы прекратились после строительства макета. Опытный экземпляр перспективной боевой машины не строился.

В конце пятидесятых годов советские танкостроители вновь вернулись к идее создания боевой машины на воздушной подушке. В результате были созданы несколько проектов перспективной техники, два из которых дошли до строительства и испытаний прототипов. На полигонах проверялись «Объект 8М-906» и «Объект 760». Собранные в ходе испытаний сведения позволили начать разработку новых проектов, которые, однако, не привели к практическому результату.

Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив
Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив
Танки без гусениц: оригинальные проекты без перспектив


Бронетехника на воздушной подушке имела ряд специфических особенностей, мешавших ее использованию в войсках. К примеру, мощность существующих двигателей заставляла сокращать вес машины, жертвуя ее бронированием и уровнем защиты. Кроме того, накладывались серьезные ограничения на внутренние объемы, размещение экипажа и вооружение. В итоге преимущества перед существующей техникой в виде высокой скорости и проходимости, а также меньшему риску повреждения минами, полностью нивелировались недостатками технического характера.

Гусеницы против альтернативных движителей

Помимо рассмотренных примеров различные инженеры и изобретатели-самоучки предлагали и иную бронетехнику, основанную на оригинальных идеях, в том числе на необычных конструкциях движителя. Тем не менее, все они так и остались на стадии первоначальных предложений, а бронетехника до сих пор оснащается только гусеницами и колесами.

Причин тому несколько. Характерной чертой подавляющего большинства «прожектов» присылавшихся в военное ведомство, был низкий уровень проработки и технической грамотности авторов в целом. В результате этого интересное и многообещающее, по мнению автора, предложение отвергалось специалистами при первом же рассмотрении.

На судьбе оригинальных проектов также сказались сравнительная простота и удобство существующих движителей. Кроме того, в условиях войн, когда массово появлялись оригинальные проекты, промышленность не имела возможности разворачивать полномасштабное производство техники с большой степенью новизны. Мирное время тоже накладывало ограничения на смелость новых предложений.

В результате почти все оригинальные идеи так и остались на уровне предложений, и лишь некоторым удалось дойти до проверки на опытных образцах. Тем не менее, сравнение с существующими конструкциями оказалось не в пользу предлагаемых. Итогом этого стало сохранение лидирующих позиций гусениц и колес. При этом в случае с тяжелой бронетехникой – танками и самоходными артиллерийскими установками – на протяжении нескольких десятилетий классическим решением считается именно гусеничный движитель. Более того, нет никаких оснований считать, что в обозримом будущем ситуация заметно поменяется.


По материалам сайтов:
http://worldoftanks.ru/
http://yuripasholok.livejournal.com/
http://dieselpunk.livejournal.com/
http://statehistory.ru/
http://strangevehicles.greyfalcon.us/
http://popmech.ru/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 28
  1. Афиноген 23 декабря 2014 07:22
    В СССР чего только не придумывали.


    1. Mister X 23 декабря 2014 18:43
      А в 1942-м году американский изобретатель Генри Уоллес разработал и запатентовал прыгающий танк-гироскоп.

      1. Алекс 23 декабря 2014 19:39
        Цитата: Mister X
        А в 1942-м году американский изобретатель Генри Уоллес разработал и запатентовал прыгающий танк-гироскоп.

        Господи, твоя воля. И как в этой прыгающей кастрюле зубы сохранить? Про стрелять я уже не говорю.
        1. Mister X 23 декабря 2014 20:58
          Цитата: Алекс
          И как в этой прыгающей кастрюле зубы сохранить?

          Об этом лучше спросить самого мистера Уолеса.

          Цитата: Алекс
          Про стрелять я уже не говорю.

          Видимо в прыжке стрельба не предусматривалась...

          Пожалуйте принцип передвижения прыгающего танка Генри Уоллеса.
          Иллюстрация автора.
          Выгладит круче, чем избушка бабы Яги на курьих ножках.



          Идея состояла в том, чтобы создать танк, который приспособлен для прохождения любой пересеченной местности.
          Еще одной целью изобретения являлось создание танка, который приводится в движение таким образом, что его движение сложнопредсказуемо, тем самым делая его трудной целью для попадания wink
          1. Алекс 23 декабря 2014 23:43
            Интересно, а сам Уоллес, в лучших традициях изобретателей прошлого, испытал бы построенный танк? Это я так, чисто поржать... lol

            А если серьёзно: ладно, патриотический порыв, желание помочь стране, оригинальность разработок - это всё понятно, но хоть минимальный здравый смысл должен быть? Или никаких интеллектуальных тормозов и фильтров?

            Я вот тут вспомнил один эпизод из чьих-то мемуаров (чёрт, склероз незаметно подкрадывается, часто не могу вспомнить источник информации) о работе Туполева в "шарашке". Автор рассказывает, как Туполев вечером после работы лазил в полномасштабной модели кабины самолета и ворчал: "Натыкали ерунды всякой, не повернёшься. А человеку тут работать, летать, жить придется, может даже умирать", и с треском выдирал какую-то ненужную по его мнению доску. Может, автор и приукрасил, но смысл чётко виден. А в этом "железном кузнечике"... request
            1. Lance 24 декабря 2014 00:58
              Автор кузнечика видимо никогда не бывал в русском лесу с буреломами, засеками и оврагами. Про болота молчу..)))
            2. Mister X 24 декабря 2014 12:25
              Цитата: Алекс
              Я вот тут вспомнил один эпизод из чьих-то мемуаров

              "Что за бардак, понатыкали каждый свое. Не интерьер, а.......!
              Человек здесь будет жить, работать, а порой и умирать, а они вместо того, чтобы сделать ее уютной и манящей, натворили Бог знает что!"
              С этими словами очередная панель, щиток или пульт, жалобно проскрипев отдираемыми гвоздями и описав дугу, покидала кабину.

              Леонид Львович Кербер. "Туполевская шарага".
              1. Алекс 24 декабря 2014 19:34
                Цитата: Mister X
                Леонид Львович Кербер. "Туполевская шарага".

                Точно. Спасибо, камрад! hi
  2. parusnik 23 декабря 2014 08:00
    Немецкий Kugelpanzer , как продолжение идеи Лебеденко,Царь-танк,только более совершенная конструкция,но..по сути всё тоже..
  3. АлНик 23 декабря 2014 08:36
    Танки сродни анекдоту про резиновую бомбу. wassat
    "Сбросили резиновую бомбу, сразу задавила 100 человек разрушила много сооружений и продолжает прыгать вторые сутки..."
  4. 0255 23 декабря 2014 09:21
    Про проекты шаротанков периода ВОВ можно прочитать с книге Юрия Пашолока "World of tanks Стальные шары Сталина". Рекомендую! К картошке книга отношения не имеет. Спасибо Варгеймингу что издаёт книги про танки, а не только тянет деньги с игроков.
    Книга иллюстрирована чертежами из архивов, выполненными авторами этих горе-изобретений.
    Юрий Пашолок обещал ещё написать книги про абсурдные проекты - как только новые книги появятся, обязательно куплю
    1. стас57 23 декабря 2014 09:59
      Да. Юрий постоянно выкладывает в жж разные бредовые проекты
    2. Алекс 23 декабря 2014 19:42
      Цитата: 0255
      Юрий Пашолок обещал ещё написать книги про абсурдные проекты - как только новые книги появятся, обязательно куплю

      Да вроде уже есть такая, автора не помню, а название, ЕМНИП, "Танки уникальные и парадоксальные". Вряд-ли что-то новое появится.
      1. 0255 23 декабря 2014 22:26
        Не факт что нового не появится, тема дебильных проектов неисчерпаема wink
  5. казак волгский 23 декабря 2014 09:26
    забавные проекты........... а шкекоход все же используют - в системе спасения космонавтов.......
  6. костяныч 23 декабря 2014 09:27
    танк на воздушной подушке 37 года очень похож на
    1. Argon 23 декабря 2014 10:27
      А ведь правду говорят,что история развивается по спирали.
  7. Штык 23 декабря 2014 12:01
    "Металлическая конструкция должна была иметь высоту 605 м и ширину 960 м. " Размеры какие то не реальные… Может 60.5 и 96.0 ?
    1. TeR 23 декабря 2014 12:58
      "... Внутри корпуса предусматривались разветвлённая канализация, система воздуховодов и газопроводов, а также «электрическия проволоки, телефоны, элеваторы, вентиляторы и т.п.». На многоэтажных галереях наряду с неким гигантским двигателем должны были располагаться жилые помещения, мастерские, магазины. В сущности, Семчишин предлагал проект даже не дома, а передвижного города. "
      http://wot-news.com/main/postmsg/92835/26048/3/Istoki-tankostroenija-EHpicikloid
      -Obojj
      По-ходу размеры те. Хотя, действительно - не реальные.
      В царском министерстве обороны было сходное мнение laughing .
      TeR
    2. Алекс 23 декабря 2014 19:43
      Цитата: Штык
      Может 60.5 и 96.0 ?

      Там размеры на "несколько сотен человек". Да нет смысла этот бред обсуждать.
  8. 31rus 23 декабря 2014 13:26
    Интересная статья,спасибо!
  9. MooH 23 декабря 2014 13:32
    Самый крутой танк придумал Федор Березин. Уже забыл как назывался тот его бредовый опус и какой в нем был сюжет, но чудо-танк стоит перед глазами как живой. Итак:
    Дура размером с авианосец, с ядерным реактором и сплошным бронированием. Ходит на воздушной подушке по морю, может выходить на берег для десантных операций.
    Вооружение: одна гигантская пушка - замена баллистических ракет малой и средней дальности, обычная арта для самообороны, более-менее традиционные танки во внутреннем ангаре + морская пехота с легкой техникой.

    Вот это натуральное вундерваффе, не то что жалкие шаротанки wink
    Еще бы авиацию добавить и убервундерваффе на все случаи жизни получится laughing
    1. An60 23 декабря 2014 16:19
      И галантерейныя лавки внутре.Бутики проще говоря. wassat
    2. РВ-83 23 декабря 2014 18:23
      Подобные технические идеи неплохо живут лишь на поле боя в Supreme Commander и его модах. smile
  10. 290980 23 декабря 2014 18:36
    класс...спасибо
  11. ТОР2 23 декабря 2014 20:34
    Неплохие задумки были и в гражданском секторе. Специфическую гусеницу создал Александр Михайлович Авенариус в 60х годах. На испытаниях гражданские вездеходы показали неплохой результат. Как знать, может быть это изобретение будет востребовано сегодня.
    http://strangernn.livejournal.com/51861.html
  12. Котище 23 декабря 2014 21:34
    Получил полное удовольствие от прчтения статьи и коментариев. Спасибо!!!
  13. Комментарий был удален.
  14. Комментарий был удален.
  15. Комментарий был удален.
  16. Комментарий был удален.
  17. Nitarius 24 декабря 2014 08:33
    а что мешает сделать -на АНТИГРАВИТАЦИОННОЙ ПОДУШКИ?
    может пора рассекретить АРХИВЫ и реально сделать адекватные танки.
  18. xomaNN 25 декабря 2014 14:13
    Забавные курьёзы laughing
  19. Kassandra 26 декабря 2014 04:18
    э, а куда Царь-Танк и луноход дели? belay
    Kassandra
  20. sds127 28 октября 2015 19:08
    интересно,познавательно

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня