The beginning of the "thaw". The first foreign policy "success" of Khrushchev

The beginning of the "thaw". The first foreign policy "success" of Khrushchev

Interestingly, the term “thaw” itself was introduced into use when, in reality, no “thaw” still smelled. The word launched by Ilya Ehrenburg - the author, very peculiar. During the years of the Spanish Civil War, he glorified "internationalism", then - angrily denounced fascism. He has been abroad a lot, participated in the work of the Jewish Anti-Fascist Committee (EAC), but did not get under repression when the EAC was disbanded and its leaders were arrested. He was one of the creators of the "personality cult of Stalin", but very quickly changed his orientation, as early as 1953, his novella "The Thaw" appeared in Novy Mir.

This word was immediately picked up, the idea was developed. The real “thaw” began not in the political or cultural sphere, but in the material one. The new rulers sought the support of the people. Several emergency measures were taken: in August 1953, the allocation of large funds for the production of consumer goods, they sharply reduced prices. True, the depreciation of goods immediately led to their shortage - it was necessary to revise plans, the growth rates for consumer goods were doubled. For the first time in the USSR, their production was to overtake the production of means of production.


In September, 1953, at the plenary session of the Central Committee, N. Khrushchev reported on the plight of the village. He insisted on increasing purchase prices: for meat in 5,5 times, for butter and milk in 2 times, for grain by 50%. Mandatory deliveries were reduced, all collective farm debts were written off, taxes on household plots and the sale of products by villagers to markets were reduced. These measures really improved the situation of the villagers, the incomes of the peasants grew.

For the further development of agriculture and an increase in the amount of grain that can be sold on the border, in February 1954, Khrushchev put forward an ambitious plan for the development of virgin lands. In June, 1954, during a trade union congress, Khrushchev and his supporters attacked the leaders of trade unions, who allegedly did not defend "the rights of workers." They began to increase wages, reduce the duration of the working day and the working week, retirement benefits were streamlined (although pensions were introduced for collective farmers only in 1965 year).

Between 1953 and 1956, some religious indulgences were introduced. They allowed to open several Orthodox churches, mosques, prayer houses of Old Believers and Protestants, at the same time they built a synagogue in Birobidzhan (the administrative center of the Jewish Autonomous Region).

Began to carry out a large-scale housing construction program. It was a sore point - industrialization caused a large influx of people into the cities, and the war left 25 a million people homeless. People lived in barracks, poluzemlyanki, barracks-type hostels. Khrushchev put forward the task of “building more, faster, cheaper” - using block designs, simplified 4-5 floor houses projects. So from the second half of the 50's, the “Khrushchev” quarters began to grow, while people were happy to receive such housing (for free).

Khrushchev actively used populist methods: driving around the country “easily” met with peasants, workers, spoke to him “in a simple way”, could even screw the scabrous word, treat himself to the people. But the main support was made by the middle level party functionaries - those “appanage princes” whom Stalin “crushed”. They achieved a high position in the regions, regions, republics and wanted to preserve it, use it, be confident in safety and reap the fruits corresponding to their situation. And Khrushchev gave them the opportunity. He demanded only loyalty to his policy.

They transformed the old punitive system: the MGB became the State Security Committee (KGB) under the Council of Ministers. There was a new change of personnel. In September 1953, the Supreme Council opened the door to revising the decisions of the former OGPU, NKVD colleges, the abolished “special meeting” under the NKVD-MGB-MIA. True, the destruction of the Gulag system, which Beria began, almost stopped. Revisions went on for a very long time, until the autumn of 1955, only 16 thousand people were released. In the camps due to the declared and frozen amnesties began unrest. In 1954, there was an uprising in Kingira, up to 700 people died, in 1955, there was an uprising in Vorkuta.

Some major political affairs were reviewed; under the pressure of Zhukov, the military leaders repressed in the post-war years were reinstated. Convicted in the "Leningrad case" rehabilitated. In 1954, the former ministers of state security Abakumov and Merkulov were convicted and shot.

Khrushchev gradually cleared the way to full power. Malenkov, having betrayed Beria, actually deprived himself and support. Came and his turn to give way to the powerful Olympus. After all, Malenkov was the initiator of the “Leningrad affair”. However, he was not “punished”, as Abakumov, the question was solved “peacefully”. They did not recall the involvement of Malenkov in the repressions, accusing him only of an erroneous course in agriculture, in the “right deviation”. As a result, he was removed from his post as chairman of the Council of Ministers, although he was left in the Presidium of the Central Committee. The military again supported this “microturn”. Bulganin became head of the government, Zhukov received the post of Minister of Defense.

Khrushchev's international initiatives

In the fall of 1954, Khrushchev went to Beijing with Mikoyan and Bulganin. He ceded all Soviet rights in Manchuria, Port Arthur, Dalny. And he gave without concessions from China. Stalin was also going to cede all rights in these territories, but only with the linking of further policies of Mao Zedong, with the creation of joint Soviet-Chinese enterprises. Now the USSR was losing everything — the Russian-built bases, railways, and other infrastructure. All joint ventures already established have been transferred to Beijing’s sole ownership. Provided new loans.

Relations with the West were still tense. True, in 1953, it was possible to establish peace on the Korean Peninsula. But, to resolve controversial issues in Europe could not. When the USSR offered to join NATO, which the Westerners advertised as an alliance of a “defensive nature”, and to create a collective security system in Europe with the participation of the United States, Moscow was refused. The West created new anti-Soviet blocs: in 1954, SEATO (Treaty Organization of Southeast Asia), in 1955, in CENTO (Central Treaty Organization). In the North Atlantic Alliance, Germany joined the North Atlantic Alliance.

The USSR responded by creating the Warsaw Treaty Organization (ATS) in 1955. Simultaneously with the signing of this treaty, without much ado, 15 in May, Moscow signed an agreement on the withdrawal of troops from Austria without concessions on their part, even without promises. In fact, Moscow unilaterally surrendered the most important strategic bridgehead in the center of Europe. Moreover, the Austrians themselves were quite neutral with respect to our garrisons, and, unlike the Hungarians, they did not arrange provocations and demonstrations. In fact, as in the area of ​​relations with China, Khrushchev betrayed the strategic interests of the peoples of the USSR.


Immediately followed by the next "initiative" - ​​at the end of May 1955, Khrushchev, Mikoyan, Bulganin visited Yugoslavia. Restored "friendship", apologizing unilaterally. The blame for the rupture of relations laid only on the USSR. In addition, they conceded on all other issues, agreeing to the enormous economic assistance that isolated Yugoslavia greatly needed. In return, they received nothing but "priceless" assurances of "friendship" and "cooperation." Belgrade, as a result, retained the “special position”, without joining either the Department of Internal Affairs or the Council for Mutual Economic Assistance (CMEA).

All the Soviet proposals concerning collective security in Europe, about the “German issue” failed, although the media were presented to the USSR in these negotiations as successful. In September 1955, German Chancellor Adenauer visited Moscow. During his visit, the Soviet side recognized West Germany and established diplomatic relations with it; again unilaterally - without concessions from the West. So American and Western European diplomats did not even think of recognizing the GDR, or discuss Moscow’s proposal on the status of a “free city” for Berlin. In addition, the Soviet Union made another gesture of "goodwill" - all prisoners of war who were still in the USSR were released and returned to Germany.

At the same time, in the Soviet state, those who sat for cooperation with the occupiers, all kinds of policemen, burgomasters, elders, "Vlasovists", punishers, etc., received freedom.

In October 1955, Khrushchev made visits to India, Burma, Afghanistan. These states were not part of the socialist system, they were not and did not become allies of the USSR. But they were also given large loans, they had considerable help - economic, financial, technological, military, etc. For example, Moscow allocated 135 million dollars only for the construction of one metallurgical complex in India. In fact, it was established that if a country maintains neutrality in a world where two systems are opposed, it will receive great help from the USSR. A kind of freebie, because in the end, few people returned the investment. It was a huge burden on the finances, economy, and welfare of the peoples of the USSR. After all, the money spent could be wisely invested in the development of the Union itself.

It is clear that all these strategic mistakes were determined not only by Khrushchev’s stupidity or his “peacefulness”. Apparently he was sent, prompted. Thus, Mikoyan was a participant in almost all foreign policy actions, another of the “agents of influence” could be Khrushchev’s son-in-law Adjubei. He was the chief editor of Izvestia.

Foreign policy actions were also a very convenient tool for strengthening the authority of Khrushchev and the struggle against possible adversaries. Molotov, who cannot be denied a diplomatic mind, was against the treaty with Austria and reconciliation with Yugoslavia (at our expense). As a result, his resistance was broken, forced to repent. The positions of Kaganovich were also weakened. Abroad at that time, Khrushchev was praised as a “wise and progressive” politician, just like Gorbachev in the years of “perestroika”, when he gave in everything and everyone.

In the USSR, Khrushchev’s authority was not great, even after Beria’s death. He was just “one of many”; the same Molotov respected more. Therefore, Nikita Sergeevich’s world tours and the recognition of his “merits” by foreign politicians and the media created an image of “leader” around him.

Sources of:
Vanyukov D.A. Khrushchev thaw. M., 2007.
Vert N. History Soviet state. M., 1994.
Kara-Murza S. G. Soviet civilization. In 2's xk. M., 2001.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Начало "оттепели". Первые внешнеполитические "успехи" Хрущёва

Начало "оттепели". Первые внешнеполитические "успехи" Хрущёва

Интересно, что сам термин «оттепель» был введен в обиход, когда в реальности никакими «оттепелями» ещё и не пахло. Слово запустил Илья Эренбург - автор, весьма своеобразный. В годы гражданской войны в Испании, он прославлял «интернационализм», затем - гневно обличал фашизм. Помногу бывал за границей, участвовал в работе Еврейского антифашистского комитета (ЕАК), но под репрессии не попал, когда ЕАК был расформирован, а его деятели - арестованы. Был одним из творцов «культа личности Сталина», но очень быстро сменил ориентацию, уже в 1953 году в «Новом мире» появилась его повесть «Оттепель».

Это слово сразу подхватили, идею развили. Реальная же «оттепель» началась не политической, или культурной сферах, а в материальной. Новые правители искали поддержки народа. Было принято несколько экстренных мер: в августе 1953 года выдели крупные средства на производство товаров народного потребления, на них резко снизили цены. Правда, подешевение товаров тут же привело к их дефициту - пришлось пересмотреть планы, показатели роста по товарам народного потребления были удвоены. Впервые в СССР их выпуск был должен обогнать производство средств производства.

В сентябре 1953 года на пленуме ЦК Н.Хрущёв выступил с сообщением о бедственном положении в селе. Он настоял на увеличении закупочных цен: на мясо в 5,5 раз, на масло и молоко в 2 раза, на зерно на 50%. Были уменьшены обязательные поставки, списали все долги колхозов, снизили налоги на приусадебные участки и продажу продуктов селянами на рынках. Эти меры действительно улучшили положение селян, доходы крестьян выросли.


Для дальнейшего развития сельского хозяйства и увеличения количества зерна, которое можно продать на границу, в феврале 1954 года Хрущев выдвинул амбициозный план освоения целины. В июне 1954 года, во время съезда профсоюзов, Хрущёв и его сторонники обрушились с критикой на руководителей профсоюзов, которые якобы не защищали «права трудящихся». Начали увеличивать зарплаты, снижать продолжительность рабочего дня и рабочей недели, упорядочивалось пенсионное обеспечение (хотя для колхозников пенсии ввели только в 1965 году).

В период с 1953 по 1956 годы были введены некоторые религиозные послабления. Позволили открыть несколько православных храмов, мечетей, молельных домов старообрядцев и протестантов, тогда же построили синагогу в Биробиджане (административный центр Еврейской автономной области).

Стали проводить широкомасштабную программу строительства жилья. Это был больной вопрос - индустриализация вызвала большой приток населения в города, да и война оставила без крова 25 миллионов человек. Люди жили в бараках, полуземлянках, общежитиях казарменного типа. Хрущёв выдвинул задачу «строить больше, быстрее, дешевле» - используя блочные конструкции, упрощенные проекты 4-5 этажных домов. Так со второй половины 50-х годов стали расти кварталы «хрущёвок», в то время люди были счастливы получить такое жилье (бесплатно).

Хрущёв активно применял популистские приемы: ездя по стране «запросто» встречался с крестьянами, рабочими, говорил с ним «по-простому», мог и скабрезное слово ввернуть, угоститься с народом. Но основную опору делал на партийных функционеров среднего звена - тех «удельных князьков», которых «придавливал» Сталин. Они достигли высокого положения в районах, областях, республиках и желали сохранить его, пользоваться им, быть уверенными в безопасности и пожинать соответствующие их положению плоды. И Хрущёв дал им такую возможность. Он требовал только лояльности своей политике.

Преобразовывали старую карательную систему: МГБ стало Комитетом Госбезопасности (КГБ) при Совете Министров. Произошла новая смена кадров. В сентябре 1953 года Верховный Совет открыл возможность для пересмотра постановлений бывших коллегий ОГПУ, НКВД, упразднённого «особого совещания» при НКВД-МГБ-МВД. Правда, разрушение системы ГУЛАГа, которое начал Берия, почти остановилось. Пересмотры шли очень долго, до осени 1955 года освободили только 16 тыс. человек. В лагерях из-за объявленных и замороженных амнистий начались волнения. В 1954 году произошло восстание в Кингире, погибло до 700 человек, в 1955 году произошло восстание в Воркуте.

Были пересмотрены некоторые крупные политические дела; под давлением Жукова были восстановлены в правах военноначальники, репрессированные в послевоенные годы. Реабилитированы осуждённые по «ленинградскому делу». В 1954 году были осуждены и расстреляны бывшие министры государственной безопасности Абакумов и Меркулов.

Хрущев поэтапно расчищал путь к полной власти. Маленков, предав Берию, фактически лишил себя и поддержки. Пришёл и его черёд уступить властный олимп. Ведь именно Маленков был инициатором «ленинградского дела». Однако его не «наказали», как Абакумова, вопрос решили «мирно». О причастности Маленкова к репрессиям не вспомнили, обвинив только в ошибочном курсе в области сельского хозяйства, в «правом уклоне». В итоге его сняли с поста председателя Совета Министров, хотя и оставили в Президиуме ЦК. Военные опять поддержали это «микропереворот». Булганин стал главой правительства, Жуков получил пост министра обороны.

Международные инициативы Хрущева

Осенью 1954 года Хрущев вместе с Микояном и Булганиным отправился в Пекин. Он уступил все советские права в Маньчжурии, Порт-Артур, Дальний. Причем отдал без уступок со стороны Китая. Сталин то же собирался уступить все права по этим территориям, но только с увязкой дальнейшей политики Мао Цзедуна, с созданием совместных советско-китайских предприятий. Теперь СССР терял всё – построенные русскими базы, железные дороги и другую инфраструктуру. Все уже созданные совместные предприятия передали в исключительную собственность Пекина. Предоставили новые кредиты.

Взаимоотношения с Западом по-прежнему были напряжёнными. Правда, в 1953 году удалось установить мир на Корейском полуострове. Но, решить спорные вопросы по Европе не удавалось. Когда СССР предложил войти в НАТО, который западники рекламировали как союз «оборонительного характера», и создать в Европе систему коллективной безопасности при участии США, Москве отказали. Запад создавал новые блоки имеющие антисоветскую направленность: в 1954 году – СЕАТО (Организация Договора Юго-Восточной Азии), в 1955 году – СЕНТО (Организация Центрального Договора).В 1954 году в Северо-Атлантический альянс вошла ФРГ.

СССР отреагировал тем, что в 1955 году создал Организацию Варшавского Договора (ОВД). Одновременно с подписанием этого договора, без особого шума, 15 мая Москва подписала договор о выводе войск из Австрии без уступок с их стороны, даже без обещаний. Фактически Москва в одностороннем порядке сдала важнейший стратегический плацдарм в центре Европы. Причём сами австрийцы по отношению к нашим гарнизонам были настроены вполне нейтрально и, в отличие от венгров, провокаций и демонстраций не устраивали. Фактически, как и в области отношений с Китаем, Хрущёв предал стратегические интересы народов СССР.

Тут же последовала следующая «инициатива» - в конце мая 1955 года Хрущёв, Микоян, Булганин посетили Югославию. Восстановили «дружбу», извинившись в одностороннем порядке. Вину за разрыв отношений возложили только на СССР. Кроме того, уступили по всем другим вопросам, согласившись на огромную экономическую помощь, в которой изолированная Югославия очень нуждалась. Взамен ничего не получили, кроме «бесценных» заверений о «дружбе» и «сотрудничестве». Белград, в итоге, сохранил «особую позицию», не вступив ни в ОВД, ни в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Провалились все советские предложения по поводу коллективной безопасности в Европе, о «германском вопросе», хотя в эти переговоры средствами массовой информации в СССР преподносились как успешные. В сентябре 1955 года канцлер ФРГ Аденауэр посетил Москву. В ходе его визита советская сторона признала Западную Германию и установила с ней дипломатические отношения; снова в одностороннем порядке - без уступок со стороны Запада. Так американские и западноевропейские дипломаты и не думали признавать ГДР, или обсуждать предложение Москвы о статусе «вольного города» для Берлина. Кроме того, Советский Союз сделал ещё один жест «доброй воли» - были отпущены на свободу и возвращены в Германию все военнопленные, которые ещё оставались в СССР.

Одновременно в Советском государстве свободу получили те, кто сидел за сотрудничество с оккупантами, всевозможных полицаев, бургомистров, старост, «власовцев», карателей и пр.

В октябре 1955 года Хрущёв совершил визиты в Индию, Бирму, Афганистан. Эти государства не входили в социалистическую систему, не были и не стали союзниками СССР. Но им также выделили большие кредиты, оказали значительную помощь – экономическую, финансовую, технологическую, военную и т. д. К примеру, 135 млн. долларов Москва выделила только на строительство одного металлургического комплекса в Индии. Фактически, было установлено правило, что если страна сохраняет нейтралитет в мире, где противостоят две системы, она получит большую помощь со стороны СССР. Своего рода халява, т. к. в итоге, мало кто вернул вложения. Это была огромная нагрузка на финансы, экономику, благосостояние народов СССР. Ведь потраченные средства можно было с умом вложить в развитие самого Союза.

Понятно, что все эти стратегические ошибки, определялись не только глупостью Хрущёва или его «миролюбием». Видимо его направляли, подсказывали. Так, участником почти всех внешнеполитических акций был Микоян, ещё одним из «агентов влияния» мог быть зять Хрущева Аджубей. Он был главным редактором «Известий».

Внешнеполитические акции были и весьма удобным инструментом для укрепления авторитета Хрущева, борьбы с возможными противниками. Молотов, которому не откажешь в дипломатическом уме, был против договора с Австрией и примирения с Югославией (за наш счёт). В итоге, его сопротивление сломили, вынудили каяться. Также были ослаблены позиции Кагановича. За границей в тот период Хрущева превозносили как «мудрого и прогрессивного» политика, так же как Горбачёва в годы «перестройки», когда тот сдавал всё и всех.

В СССР авторитет Хрущева не был большим, даже после гибели Берии. Он был всего лишь «один из многих»; того же Молотова уважали больше. Поэтому мировые турне Никиты Сергеевича и признания его «заслуг» иностранными политиками и СМИ, создали вокруг него образ «вождя».

Источники:
Ванюков Д. А. Хрущевская оттепель. М., 2007.
Верт Н. История Советского государства. М., 1994.
Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. В 2-х кн. М., 2001.
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 13
  1. Довмонт 3 сентября 2011 09:53
    "Бородавка" он и есть "бородавка"
    Довмонт
  2. Старый Кот Базилио 3 сентября 2011 10:47
    По поводу И. Эренбурга - сего деятеля временами так заносило в изъявлении патриотических чувств, что т. Сталину прихось его публично одергивать.
    Что же касается "успехов" Хрущева на международной арене - здесь автор не упомянул знаменитый "карибский кризис", когда желание Никиты "запустить ежа в штаны" американцам поставило мир на грань ядерного конфликта. Да и создание берлинской стены - "достижение" хоть куда.
    Старый Кот Базилио
    1. EvgAn 5 сентября 2011 10:39
      Я бы сказал, что в статье не дана оценка как минимум трем важным внешнеполитическим шагам Хрущева - карибскому кризису, вводу войск в Венгрию и разрешению ситуации вокруг Суэца, что делает статью весьма поверхностной.

      Причем у меня на карибский кризис весьма неоднозначный взгляд. С одной стороны, действительно действия руководства СССР поставили мир на грань ядерной войны. С другой - руководство США первоначально проявило тоже не самое большое благоразумие. Но в итоге СССР добился своего - вывод Минитмэнов из Турции. То есть, несмотря на необоснованный риск, дело было успешным, и это на руку Хрущеву и его администрации.

      Ввод войск Венгрию - видимо, автор "забыл" о нем упомянуть, т. к. он не вписывался в заявленную концепцию "предательства стратегических интересов народов СССР".

      Ну, и наконец, "благодаря" Суэцу, международный авторитет СССР несколько возрос, и мы получили на некоторое время нового союзника на африканском континенте. Сейчас этот факт можно оценивать неоднозначно, но тогда это было внешнеполитической победой.

      Так что не все так плохо было во внешней политике "Мыкыты", как это пытался представить автор.

      Старый Кот Базилио, а где можно почитать о фактах публичного одергивания Эренбурга Сталиным? Не первый раз слышу об этом, но хотелось бы подробностей.
      EvgAn
      1. Старый Кот Базилио 5 сентября 2011 14:37
        Добрый день, EvgAn. Суэц 1956 г. - операция "Мушкетер"? Так ведь там Никита опять брызгал слюной, обещая нанести ракетный удар по территории англо-французских союзников в случае продолжения операции. Кстати, в этой ситуации Штаты остались в дружелюбном нейтралитете по отношению с СССР.
        По поводу Эренбурга: в начале 1945 г. Илья Григорьевич тиснул статейку "Убей немца". И это - на излете войны, когда т. Сталин уже просчитывал контуры послевоенного мира! Пришлось ответить зарвавшемуся активисту ЕАК статьей в "Правде" "Товарищ Эренбург ошибается". Именно из этой статьи знаменитая фраза Сталина: "Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается". Все это помню по публицистике еще советских времен. Подробнее попробуйте поискать в сети по поиску. Успехов!
        Старый Кот Базилио
        1. EvgAn 6 сентября 2011 08:36
          Старый Кот Базилио, большое спасибо!

          Насчет "Мушкетера" - да, это один из тех редких и удивительных моментов (да как бы не единственный), когда СССР и США были едва ли не по одну сторону баррикад против Великобритании и Франции.
          EvgAn
          1. Старый Кот Базилио 6 сентября 2011 21:57
            Не за что, EvgAn. По вопросам истории военных конфликтов (особенно XIX-XX веков) обращайтесь не стесняясь - всегда к Вашим услугам.
            Старый Кот Базилио
  3. mitrich 3 сентября 2011 18:42
    Редкостный тупица. Видел таких немало - начальству жопу лижут без устали, на подчиненных отрываются, профессионализма 0.
    mitrich
  4. Rashid 4 сентября 2011 09:27
    В стране Хрущёва мало кто уважал по настоящему. Когда он придумал совнархозы (Совет народного хозяйства, сокращённо СНХ), народ придумал такую расшифровку: Стране Нужен Хозяин, Хозяин Нашёлся Сам, Самый Настоящий Хам, Хрущёв Никита Сергеевич.
  5. Banshee 6 сентября 2011 09:15
    Уважаемые, опять в поле чисто по-русски... Видим только плохое?
    Ну ведь не бывает идеальных правителей, если ошибаюсь, назовите хоть одного, которого не "заносило"!

    Да Никите Сергеичу за одни "хрущобы" надо памятник ставить. У меня дед с семьей когда переехал из Казахстана (он там с 1946 по 1953 "исправлялся"), жили в комнате 36 кв.м. 2 (две) семьи количеством 8 (восемь) человек. И, когда в 1962 году дали "двушку" на четверых...

    Что характерно, дома-то до сих пор стоят, не падают. В этой квартире у меня родные живут до сих пор. И, уверен, не только у меня.

    Чем не подвиг на благо страны?

    Однозначно, НСХ не был выдающимся деятелем. Но и однозначно во "враги народа" заносить не стоит.
    1. EvgAn 6 сентября 2011 09:29
      Banshee, ну тут вроде больше про внешнюю политику :)

      Хотя по сути, конечно, согласен.
      EvgAn
      1. Banshee 6 сентября 2011 09:43
        Ну да, я не спорю. Просто как можно отделить, не получается, что во внешней политике чурбан, а во внутренней - умница.

        Да, Никиту Сергеича заносило везде, и внутри, и снаружи. Но нельзя так сказать, что вот был бестолочью. Просто по сравнению с предшественником у него КПД поменьше (изрядно) был.
        1. Старый Кот Базилио 6 сентября 2011 22:05
          А предшественники - это кто?
          Старый Кот Базилио
  6. Жрец 15 сентября 2011 13:16
    "Да Богу в уши"
    Жрец

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня