Страна, с которой мы не воюем сто лет. Турция, экс-противник и возможный союзник

16
Россия и Турция последний раз воевали в декабре 1917 года. Именно тогда, ровно без трёх лет век тому назад, с подписанием 18 декабря Эрзинджанского перемирия закончились боевые действия на Кавказском фронте.

После этого русские войска были официально отведены на территорию России, а регулярной турецкой армии уже противостояли только армянские и грузинские добровольцы.

Россия уже тогда, в декабре 1917 года, находилась в тяжелейшем экономическом и политическом кризисе, который буквально через неделю после событий на Кавказе перерастёт в формирование первого «белого» соединения — донской Добровольческой армии.

Та же участь постигнет и Турцию: несмотря на значительные уступки большевистской России по условиям подписанного Брестского мира, Османская Империя точно так же не переживёт Первую мировую войну, потеряв Ирак и Сирию и чуть не погибнув в результате Севрского мира и интервенции Греции.

И Россия, и Турция уже не будут воевать в ХХ веке, более того — сегодня фигуры Климента Ворошилова и Михаила Фрунзе стоят по левую руку от Мустафы Ататюрка, основателя современного турецкого государства, на «Памятнике Независимости», стоящем на центральной стамбульской площади Таксим.

Страна, с которой мы не воюем сто лет. Турция, экс-противник и возможный союзник


Это не просто прихоть Ататюрка: участие новой, советской России в построении независимого Турецкого государства трудно переоценить. Именно поставки оружия и продовольствия в трудные моменты 1920–1922 годов спасли молодую Турецкую республику от окончательного краха, а сотрудничество СССР и Турции в 1920–1930-х годах развивалось по многим направлениям.

Именно тогда произошёл раздел Республики Армения между будущим Советским Союзом и Турцией: коммунистические восстания на Закавказье произошли во многом благодаря неафишируемой поддержке Турции, но попутно породили так и не решённый до сих пор вопрос границ независимой Армении, возникшей после распада СССР.

Во многом именно этим сотрудничеством и определялась очень сдержанная позиция Турции во время Великой Отечественной войны: даже когда немецкие войска вовсю штурмовали Кавказский хребет, Турция соблюдала старый договор о мире и нейтралитете, подписанный с Советской Россией ещё в 1921 году.

Сегодняшняя позиция Турции в существующем мироустройстве во многом задаётся именно результатами Второй мировой войны: в отличие от Восточной Европы, которая полностью попала в орбиту влияния СССР, Турция, начиная с начала 1950-х годов, была полностью включена в орбиту военного блока НАТО.

Турция вполне могла бы быть одним из учредителей блока НАТО, но этому помешали тогдашние напряжённые отношения с давней турецкой соперницей — Грецией, в результате чего обе страны были приняты в НАТО только после разрешения турецко-греческих противоречий.

Однако Турция, несмотря на включение её в систему блока НАТО и попадание страны в зону американского влияния, так и не смогла решить массу политических и экономических проблем, которые были унаследованы ею ещё со времён распада Османской Империи и попытки её фактической ликвидации по условиям Севрского договора.

Начиная с середины 1950-х годов, напряжённость в греческо-турецких взаимоотношениях начинает расти и выливается сначала в погромы греков в Стамбуле в 1955 году, а затем, в 1960 году, между Турцией и Грецией разразился так называемый «Кипрский кризис», вызванный желанием острова Кипр, на котором издревле существовало смешанное греческо-турецкое население, войти в состав континентальной Греции.

В итоге кипрский кризис так и не был разрешён, вылившись в военный переворот греческой хунты, который произошёл на острове 15 июля 1974 года.

После этого переворота Турция «временно» оккупировала северную треть острова. Впоследствии военная хунта на Кипре была низложена, однако непоправимый вред греческо-турецким отношениям уже был нанесён, а Республика Северного Кипра так и осталась непризнанным мировым сообществом государством — самым старым на сегодняшний день.

Кроме того, надо сказать, что похожие процессы «прерванной интеграции» происходили и в походе Турции в экономический союз Европы.

Турция выступила одним из основателей Совета Европы в 1949 году. Однако с тех пор вот уже 65 лет страна стоит буквально в «предбаннике ЕС», а вопрос членства Турции в Евросоюзе переносится год за годом. Несмотря на формальное заявление королевы Великобритании Елизаветы II о том, что «Турция играет роль моста между Западом и Востоком в критическое для ЕС и всего мира время», решение о приёме Турции в Евросоюз сегодня принимается не на уровне царствующих особ.

Турцию в Евросоюзе не хотят в первую очередь видеть страны «корневой Европы», и в первую скрипку — Германия и Франция. Именно французскому президенту Саркози принадлежит заявление о том, что «у Европы есть определённые границы, и далеко не все страны могут стать её полноправными членами. Это касается и Турции, которой нет места в Евросоюзе; безграничное расширение ЕС может привести к разрушению европейского политического союза», которое по-прежнему оставляет Турцию на скамейке запасных Евросоюза.

Именно на таком политическом и экономическом ландшафте и развиваются взаимоотношения современной России и Турции. Армянская, греческая, кипрская и прибавившиеся за последние годы ещё и курдская и сирийско-иракская (исламистская) проблемы — это настоящий «пояс огня» вокруг пока ещё стабильной Турции. Трудно сказать, где у современной Турции нет проблем на её границах: со всеми соседями у Турции присутствуют взаимоотношения той или иной степени напряжённости.

Более того, политика ЕС и США, как первой скрипки блока НАТО, отнюдь не способствует стабильности турецкого государства: педалируя вопрос армянского геноцида и границ Армении (и, как следствие, ставя опосредованно под сомнение легитимность самого турецкого государства), подмораживая кипрский конфликт, а теперь и создав очаг напряжённости в Сирии, выродившейся в итоге в монстра Исламского Государства, — Запад создал в итоге для Турции весьма узкий коридор возможностей.

Более того, сама по себе динамика развития Турции грозит легко вынести её за пределы этого и без того неудобного коридора: рост собственного населения и постоянно растущая потребность в энергии делает страну очень уязвимой к «оранжевым» технологиям. В условиях малейшего энергетического или экономического кризиса Турция очень легко может получить сотни тысяч протестующих по всей стране, что и показала серия недавних гражданских волнений.

Такие волнения уже почти что два года то разгораются, то утихают вокруг казалось бы рутинного вопроса переформатирования всё той же площади Таксим в Стамбуле.



Формальным поводом к волнениям стала вырубка парковой зоны Гези, расположенной на площади Таксим. Однако, уже с первого дня волнений, против Турции был включён полный комплекс мероприятий «оранжевого сценария», который пока, к счастью, не привёл к окончательной дестабилизации Турции.

Однако вернёмся к вопросам энергетики и геоэкономики.

Важность Турции, как «моста между Европой и Азией», всегда признавалась всеми мировыми игроками. «Мост» тут надо понимать двояко: с одной стороны, именно на турецкой территории расположен комплекс проливов Босфор и Дарданеллы, который является самым узким местом, в котором вода разделяет Азию и Европу. С другой стороны — именно турецкие проливы кратчайшим дешёвым морским транспортом связывают порты внутренних Чёрного и Азовского морей и систему великих рек Европы с Мировым океаном.

Контроль Турции над зоной проливов всегда был камнем преткновения во всех международных договорах и конфликтах. Надо сказать, что так или иначе, но вокруг ситуации обеспечения контроля над проливами были завязаны три конфликта, которые вела Российская Империя с Турцией: Крымская война, Русско-турецкая война 1877–1878 годов и Первая Мировая война.

По итогам событий 1920-х годов зона проливов осталась под контролем Турции — попытки установить над ней международный (в первую очередь англо-французский) протекторат провалились. Однако «реликты» этого исторического сюжета сегодня тоже присутствуют во взаимоотношениях Турции с внешним миром.

На сегодняшний день, несмотря на формальный суверенитет Турции над зоной проливов, они находятся под действием так называемой «конвенции Монтрё», принятой в 1936 году, которая во многом применяет к территориальным водам Турции положения международного морского права, включающего свободный проход кораблей всех классов и видов, включая нефтеналивные танкеры и газовозы.

При этом Турция, осознавая всю важность проливов для экономики страны, но и понимая, что международное морское право очень сильно ограничивает контроль Турции за транзитом грузов, включая и энергетические, через зону турецких проливов, предприняла в последние десятилетия ряд ограничительных шагов по зоне проливов.

Ограничения эти формально касаются безопасности провода через проливы крупнотоннажных судов и судов, перевозящих опасные грузы, но в первую очередь бьют как раз по перевозке энергетических грузов — нефти и сжиженного природного газа.

Например, СПГ-танкер, следующий из Средиземноморья в порт Южный, должен два раза пройти через проливы Босфор и Дарданеллы, прождать возле каждого из проливов от 3 часов (Дарданеллы) до 1–2 суток (Босфор) и заплатить за недешёвую лоцманскую проводку, в силу принудительной блокировки пролива. Для провода танкеров и газовозов пролив Босфор перекрывается в одном из направлений, и танкер идёт через Босфор прямо посередине пролива (обычно движение в Босфоре «двустороннее»). Вот как это выглядит в реальной жизни — «Расступись Босфор, танкер идёт!»:



В силу этих обстоятельств сама Турция строит, например, свои терминалы по регазификации СПГ в Эгейском или, на крайний случай, — в Мраморном море. Так получается просто дешевле. Для других же черноморских стран и, в первую очередь, России попытка постройки дополнительного нефтяного или газового терминала на Чёрном море приведёт впоследствии к «бутылочному горлышку» в районе проливов, которое потом невозможно будет расширить никакими усилиями, даже при активном желании на то турецкой стороны. Ибо мотивировка ограничения движения танкеров и газовозов через проливы требованиями безопасности задаёт равное отношение ко всем участникам морской торговли через Босфор и Дарданеллы.

Вокруг этого геополитического и геоэкономического ландшафта Турции, а именно: кольца нестабильности вокруг всех западных, восточных и, особенно, южных границ Турции; концепции «моста между Европой и Азией», сходящегося на перекрестии морских проливов и разорванного ими сухопутного перешейка; внутренней нестабильности самой страны и спокойным миром последнего века во взаимоотношениях со своим могущественным северным соседом — и будет строиться наш рассказ о будущем «Турецкого южного потока», который сегодня в полный рост встал как альтернатива погибающей украинской газотранспортной системе и так пока и не реализованному проекту морского газопровода «Южный поток».
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +31
    23 декабря 2014 18:29
    http://topwar.ru/uploads/images/2014/109/hkis787.jpg
    1. денис fj
      +1
      23 декабря 2014 19:41
      Турцию надо сильнее завлекать в Евразийский концерт держав, строить из него энергетический и транспортный грузовой хаб между Европой и Азией. Вернуть иракские земли курдов Турции, пресечь тем самым курдский сепаратизм. Время мононациональных государств уходит, приходит время многонациональных империй. Большие государственные образования стабильней - им проще договориться чем воевать.
    2. 0
      23 декабря 2014 23:40
      Мы уже стояли бок о бок, в 1833-м. Когда Россия помогала Турции.
      Тогда тоже, воду мутили Англия и Франция.
      Турки до сих пор это с благодарностью вспоминают.
  2. Комментарий был удален.
    1. +4
      23 декабря 2014 18:35
      А как же Турция смерится с однополыми браками,гей парадами и т д.Вот уж точно Турции нельзя в ЕС
  3. +5
    23 декабря 2014 18:29
    Каждый год бываю в Турции, смотрю на быт турков и мне кажется наши народы живут примерно одинаково,бедные и богатые...
  4. +1
    23 декабря 2014 18:32
    Автор статьи упустил очень интересные моменты: отношения СССР и Турции после ВОВ,причины вступления Турции в НАТО, регулирование пропуска кораблей через проливы. Не так всё хорошо.
    1. +3
      23 декабря 2014 19:08
      Цитата: corn
      отношения СССР и Турции после ВОВ,причины вступления Турции в НАТО

      Тут был явный просчет Сталина , стремившегося вернуть границы империи , частично это послужило поводом к холодной войне .
      1. 0
        23 декабря 2014 19:59
        Цитата: леликас
        Тут был явный просчет Сталина

        Нашалил Сталин. Вы ЯВНО указали на это и Ваш комментарий понравился. Я ПРОСТО указал на данный факт и мой комментарий не понравился. Неисповедимы пути господни.
  5. +2
    23 декабря 2014 18:35
    А..."понять и простить"...воевали-воевали...в нынешние времена войны, слава Богу, экономические в своём большинстве....турки этот вопрос "просекли"....чем плох союзник?
    1. денис fj
      +3
      23 декабря 2014 19:46
      Цитата: vsoltan
      А..."понять и простить"...воевали-воевали...в нынешние времена войны, слава Богу, экономические в своём большинстве....турки этот вопрос "просекли"....чем плох союзник?


      Надеюсь, что воевать против России охота у Турции отбита навсегда. Именно эти бесконечные войны довели турцию от состояния максимально могущественной евроазиатской империи, до стадии "больного человека", чье наследство надо поделить.

      А с Болгарией - наша ошибка и неудачный эксперимент. Мы ее создали, заплатив кровью русских солдат, и кто мне ответит - зачем? Что хорошего за эти 140 лет мы от этого "детища" поимели. Хотя, тот же вопрос можно адресовать и нынешней Украине, где издеваются над памятниками Суворову и Кутузову, чьими трудами значительная часть территории вообще от Турции перешла в состав новых земель Украины.
  6. +3
    23 декабря 2014 18:37
    А с врагами проще вы не заметили от них не ждёшь предательства как от Болгар ты смотришь на вещи адекватно и если уж решил иметь дела с бывшим врагом то просчитываешь все варианты и потери и ко всему готов и в этом отношении проще, как и враг понимает что и ты ему не друг и подлянку тоже можешь, кинут и лишний раз задумается, прежде чем проблемы создавать, а друзья, а что друзья вечно думают, прокатит я ведь друг мне можно.
  7. -3
    23 декабря 2014 18:55
    У России существовала довольно пагубная идея, навязанная южнорусскими магнатами: это контроль над черноморскими проливами с включением их в состав империи. Из-за них мы воевали с Турцией и проиграли крымскую войну.
    Как только эта идея была отброшена - сразу восстановился мир и взаимовыгодное сотрудничество между Россией и Турцией.
  8. +1
    23 декабря 2014 19:07
    Не знаю, как насчёт Фрунзе и Ворошилова, а барельеф Аралова Семёна Ивановича на этом памятнике увековечен. В начале 20-х годов 20-го века он был дипломатическим представителем Советской России при правительстве младотукрков. Нам нет времени на раскачку, нужно пользоваться моментом. Турция честный партнёр. Давайте с ней сотрудничать. Тем более мы друг друга давно знаем...На протяжении столетий.. Чего только не было...
  9. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.
  11. TribunS
    +1
    23 декабря 2014 19:36
    Меняются времена, экономические интересы и альянсы стран по обеспечению этих интересов...

    Альянсы, как правило, создаются из-за экономических противоречий конфликтующих стран. Турция, тяготеющая к независимости, в том числе в сохранении традиционных ценностей, не сможет в одиночку противостоять Западу в защите своих национальных интересов...
    В союзе с Россией может!
  12. +1
    23 декабря 2014 19:44
    Безусловно Турция важный партнёр Не то, что братушки-проститушки. Но и старший брат не дремлет. Думается скоро может оказаться, что демократия в Турции не совсем такая, какая нужна Вашингтону. И замутят по накатанному сценарию борцы за истинную демократию.
  13. денис fj
    0
    23 декабря 2014 19:56
    у Турции идеальное географическое положение, вследствие чего она имеет практически полный контроль над Черноморским и Восточно-Средиземноморским транзитом. Россия пыталась одну из позиций этого транзита перебросить в Южную Европу мимо Турции, но нищая "страна-незаграница" своими же руками, из своего же кармана достала тугую пачку евро и передала богатому соседу, от ига которого её освобождали полтораста лет назад..
  14. +1
    23 декабря 2014 21:36
    Конечно до союзнических отношении РФ и Турции далеко еще - но факт, что они не присоединились к санкциям под диктовку сша (посмотрите на список стран - вот он весь "запад") а наоборот - в тяжелый момент протянули руку помощи (как будто они китайцы или индийцы с латиносами) говорит что по факту можно считать Турцию следующим после Аргентины членом БРИКС

    Они могут "числиться " - или не "числиться" - но надо смотреть на дела - газ и труба раз, АЭС два, торговля вопреки санкциям три, - делают в точности то же что и Китай с Брикс и Аргентиной

    Следующий шаг выход из НАТО - и это не фантастика - Туркам НАТО не помогает сейчас защищать суверенитет - а наоборот ограничивает его.

    Лично я рад за родственный и очень тепло относящийся к нам народ и страну - правильный выбор и правильное направление
  15. злойзмей
    -3
    23 декабря 2014 21:54
    Турция никогда не простит России Крым.Сотню лет крым был центром торговли славянами как рабами Турция делала на этом халявные деньги соответственно и отношение к нам как к людям другое.Плюс стратегическое положение Крыма недаром китайцы там землю покупают такие потери не прощаются.Аккуратнее с ними надо
  16. 0
    24 декабря 2014 00:00
    Россия давно нужно разобраться с кем дружить и Турция и Иран близкие соседи нашей страны , сейчас у нас очень много общих интересов и экономических и политических и этим нужно пользоваться. Мы много и долго в прошлом воевали друг с другом, теперь наблюдается обратный процесс-все поняли, что как соседи мы должны быть ближе, а значит можем стать и союзниками , а там" чем черт не шутит"....
  17. 0
    24 декабря 2014 06:21
    сегодня Турция серьезный стретегический игрок, не учитывать его интересы, непростительная ошибка, именно поэтому Путин "привязал" ее "веревочкой" газпроводов...