Тайны подводной войны. Часть вторая

Тайны подводной войны. Часть вторая


Одной из самых больших технических сенсаций 1928 года было изобретение берлинского инженера А. Криха, провозглашенное революцией в шифровальном деле. И действительно, долгую и кропотливую ручную расшифровку текста изобретатель предложил заменить работой автоматической шифровальной машины. Идея Криха была феноменально проста. Представьте себе пишущую машинку, у которой знаки на клавишах не соответствуют знакам на буквенных рычагах. Если на такой машине отстукать текст послания, то на бумаге вместо него получится полная абракадабра: хаотический набор букв, цифр и знаков препинания. Но если теперь на такой же машинке отстукать эту самую абракадабру, на бумаге автоматически получится первоначальный текст послания.

Эту простую схему Крих существенно усовершенствовал. Он взял не простую, а электрическую машинку, в которой клавиши и буквенные рычаги соединяются проводами с реле. Разорвав проводники и вставив между ними промежуточное звено — коммутатор, Крих получил возможность перепутывать провода в любом порядке простой перестановкой штепселей на внешней панели прибора. Главным секретом прибора было не его устройство, а ключ — расположение штепселей, известное только отправителю и адресату.


Обычная машинистка, работая на аппарате Криха, переводила текст отправителя в бессмысленный набор знаков. С этим набором, пришедшим по почте, телеграфу или радио адресат проделывает обратную операцию и получает расшифрованную депешу. При этом машинистки, с высокой скоростью выполнявшие работу опытных шифровальщиков, могли не иметь ни малейшего представления ни о ключе, ни о кодах, ни криптографии вообще.

Тайны подводной войны. Часть вторая


Шифровальная машина Криха была успешно испытана в 1928 году во время перелета одного из цеппелинов через Атлантику: радиосообщения с борта дирижабля с недостижимой ранее быстротой расшифровывались германским воздушным ведомством и поступали в печать. В те дни мировая пресса разрекламировала машинку, весящую всего 4 кг и стоящую всего 1500 марок. Гарантия секретности депеш, писали газеты, — полная.

Взяв за основу коммерческую машину Криха «Энигма Г», военные криптографы заменили ее штепсельный коммутатор более совершенной и богатой возможностями системой роторов и шестеренок и получили усовершенствованную машину «Энигма М». Криптографы флота и в эту конструкцию внесли ряд усовершенствований, еще больше повысив надежность шифросвязи. К тому же флот, в отличие от армии и авиации, всю административную переписку передавал наземной связью. При первой же возможности прокладывал кабельную связь и пользовался радио, лишь когда не было никаких других возможностей. Но и тут принимались все меры предосторожности.

Тайны подводной войны. Часть втораяКак известно, английский флот в течение всей войны использовал всего один шифр, в который периодически вносились изменения. Немцы подошли к этому вопросу значительно серьезнее и использовали более десяти разных шифров. К примеру, надводные рейдеры фюрера при действиях в Северных морях и на Балтике применяли шифр под кодовым названием Гидра, в акваториях Средиземного и Черного морей использовали другой шифр. У подводного флота фашисткой Германии были свои шифры. Если лодка терроризировала союзные коммуникации в Атлантике, то ей предписывалось выходить на связь шифром Тритон, а в случае перехода в Средиземное море менять код на шифр Медуза и т.д. Каждый месяц большинство шифров менялось, а мелкие детали в них менялись каждые сутки. Кроме того, по короткому сигналу, который трудно было засечь станциям радиопеленгования, можно было в любой момент сменить шифр. Скажем, сигнал, составленный из греческих букв альфа-альфа, предписывал использовать шифр Нептун, сигнал бета-бета — шифр Тритон и т.д.

Криптографы фашистского флота позаботились и о том, чтобы защитить свою систему шифросвязи, даже если корабль с «Энигмой» и всеми прилагавшимися к ней инструкциями попадет в руки противника. Инструкции и шифрограммы печатались на бумаге, которая имела уникальное свойство — в течение считанных секунд растворяться в воде, что должно было гарантировать их уничтожение в случае потопления или захвата корабля. А если эти документы все же попадали в руки противника, он смог бы читать шифровки немцев не более месяца, пока введение новых кодовых таблиц не отбросило бы его к исходной позиции.

Короче говоря, есть, казалось бы, веские основания считать немецкую систему шифросвязи практически недоступной для взлома. А если так, то успешность борьбы союзников с подводными лодками в Атлантике оказывается поистине загадочной. Ведь радиолокация и радиопеленгация сами по себе недостаточны для эффективной противолодочной борьбы.

Простые расчеты показывают, что для непрерывного освещения всей поверхности Северной Атлантики при тогдашних технических возможностях надо было постоянно держать в воздухе 5-7 тысяч бомбардировщиков. Для обеспечения круглосуточного дежурства эту цифру пришлось бы увеличить до 15-20 тысяч машин, что было совершенно невозможно. В действительности союзники могли выделить на решение поставленной задачи не более 500 бомбардировщиков, т.е. в 30-40 раз меньше. Это предполагает наличие какой-то весьма эффективной системы, позволяющей сужать поле поиска до уровня, при котором могли проявится преимущества радаров, установленных на этих сравнительно немногочисленных самолетах.

Сеть радиопеленгаторных станций позволяла с достаточной точностью определять в океане координаты, в которых подводные лодки, находившиеся в надводном положении, обменивались радиограммами между собой или отправляли донесения в береговой штаб. Более того, была даже возможность восстанавливать маршруты подводных лодок. Однако данные радиопеленгации не позволяли предсказывать дальнейшие перемещения подводных лодок, и заранее узнавать, где они собираются подняться на поверхность. Между тем многие командиры докладывали, что их подводные лодки подвергались атакам с воздуха через считанные минуты после перехода в надводное положение; получилось, что самолеты союзной авиации заранее знали район всплытия и поджидали там субмарину. Более того, союзники подозрительно быстро обнаруживали и уничтожали суда снабжения, а конвои союзников резко меняли курс и обходили места где их поджидали фашистские лодки.

Тайны подводной войны. Часть вторая


Некоторые офицеры из штаба Денница не раз докладывали начальству, что противник либо разгадал германские морские коды, либо в штабе имеет место предательство и шпионаж. «Мы снова и снова проверяли наши инструкции по секретности, стараясь по возможности получить полную гарантию, что врагу не удастся распознать наши намерения, — вспоминал Денниц после войны. — Мы без конца занимались проверкой наших шифров, чтобы убедиться в их полной непроницаемости…» И каждый раз все сводилось лишь к ужесточению мер секретности: сокращению числа лиц, допускаемых к шифропереписке, введению еще более строгих мер безопасности в ставке командующего подводными силами. Что касается шифров, то здесь ведущие эксперты «единодушно отрицали умение противника читать радиограммы посредством их дешифрования, и основываясь на этих намерениях начальник военно-морской разведки неизменно отвечал всем сомневающимся, что шифры абсолютно надежны.

И все-таки невозможное оказалось возможным — англичане раскололи коды фашистского флота. Этот факт был одним из наиболее тщательно скрываемых англичанами секретов Второй мировой войны. Первые сведения о том, как это удалось сделать, стали известны лишь в середине 70-х годов после выхода в свет книг французского офицера Бертрана и английских офицеров авиации и флота Уинтрботема и Бизли. Но об этом в следующей части….

Продолжение следует

Использованная литература:
Буш Х. Подводный флот Третьего рейха. Немецкие подлодки в войне, которая была почти выиграна. 1939-1945 гг.
Денниц К. Десять лет и двадцать дней.
Иванов С. U-boot. Война под водой // Война на море. №7.
Смирнов Г. История техники // Изобретатель-рационализатор. 1990. №3.
Блэйр К. Подводная война Гитлера (1939-1942). «Охотники».
Бирюк В. Секретные операции ХХ века.
Автор: Эдуард Решетников


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. a.s.zzz888 25 декабря 2014 06:44
    Все тайное когда то становится явным.
  2. капрал 25 декабря 2014 07:51
    Любопытная книга "Криптономикон" автор Стивенсон Нил. Рекомендую,если кто интересуется как ломали шифры Энигмы и "закрывали" взлом. Хотя она больше художественная, но есть интересные моменты.Я прочел с удовольствием good
    1. D-Master 25 декабря 2014 10:34
      Абсолютно согласен - Криптономикон удивительная книга, в которой я лично узнал очень много нового о шифрах вообще и о войне дешифровальщиков Англии и США против шифровальщиков Германии и Японии. Абсолютно искренне считаю, что прочитать Криптономикон будет не лишним всем любителям военной истории.
    2. Денимакс 26 декабря 2014 02:33
      Есть интересный фильм "Энигма". Вроде армейский вариант вскрыли ещё поляки.
      А лучше бы придерживались шифровальных книг, по старинке, с жесткой дисциплиной уничтожения.
  3. parusnik 25 декабря 2014 07:58
    Надо отдать должное англичанам....взломали Энигму...
    1. Kassandra 26 декабря 2014 03:50
      поляки... для МИ5.
      Kassandra
  4. Fedya 25 декабря 2014 08:35
    Когда то, подробностей не помню. В руки то ли немецкого то ли английского командования попал водонепроницаемый сейф с документами противника . Из-за качественных чернил все документы хорошо сохранились ! После этого все документы было приказано писать легко смывающимися чернилами и во всех сейфах были проделаны дырки , дабы вода проникнув внутрь сама уничтожила секреты.
    Fedya
  5. Nitarius 25 декабря 2014 08:52
    на каждую хитрую задницу всегда найдется Х с винтом!
    то что может придумать один - другой может разгадать!
  6. Mad-dok 25 декабря 2014 09:42
    Автор продолжайте! Очень интересно +
  7. Emulty 25 декабря 2014 10:36
    Ждем продолжения
  8. Flatter 25 декабря 2014 10:49
    Развитие цифровой техники привело к созданию кодов расшифровать которые невозможно даже с помощью компьютеров в течении сотен лет.Жизнь криптографа,создателя кодов,бесценна
  9. мыслитель 25 декабря 2014 11:17
    Вот ещё интересная книга.
    Лев Лайнер - Погоня за «ЭНИГМОЙ». Как был взломан немецкий шифр.
  10. григорьевич 25 декабря 2014 12:15
    Оборвал статью на самом интересном.Жди теперь продолжение. sad
  11. tolancop 25 декабря 2014 12:26
    "Простые расчеты показывают, что для непрерывного освещения всей поверхности Северной Атлантики при тогдашних технических возможностях надо было постоянно держать в воздухе 5-7 тысяч бомбардировщиков. Для обеспечения круглосуточного дежурства эту цифру пришлось бы увеличить до 15-20 тысяч машин, что было совершенно невозможно. В действительности союзники могли выделить на решение поставленной задачи не более 500 бомбардировщиков, т.е. в 30-40 раз меньше. Это предполагает наличие какой-то весьма эффективной системы, позволяющей сужать поле поиска до уровня, при котором могли проявится преимущества радаров, установленных на этих сравнительно немногочисленных самолетах."
    Система была. И досточно эффективная. Союзники дураками отнюдь не были. Зачем держать под наблюдением ВСЮ акваторию? Союзники сторожили дороги из баз и караванные пути, т.е. места, где появление противника было наиболее вероятно.
    Несколько лет назад читал 4-х томник "Подводная война Гитлера". Там про все описано: и про локацию, и про "Энигму" и еще много чего.
  12. Lyton 25 декабря 2014 16:08
    Очень познавательно, писшите есчо, буду ждать.
  13. rll-777 25 декабря 2014 16:52
    Художественный фильм "Код Энигма" 2001 года неплохо раскрыл процесс взлома англичанами данного шифра. Интересующимся рекомендую.
    rll-777
  14. kirpich 25 декабря 2014 17:24
    Мне,всё таки думается,что если бы ни "Штирлицы"в германских штабах,"Энигму" не взломали бы до сих пор.Сразу хочу возразить оппонентам.НЕТ ПРИВЯЗКИ к ключу- НЕВОЗМОЖНО открыть сокрытое.
    1. Aviaded 25 декабря 2014 17:51
      Пару лет назад энтузиасты проделали эксперимент. С помощью распределенной сети компьютеров попытались взломать шифр Энигмы. Каждый желающий мог скачать специальную прогу в И-нете, запустить её и на своем компе начать выполнять часть общей задачи по взлому. Задачу каждому компу ставились централизованно. К этому делу подключились несколько десятков тысяч юзеров со своими персоналками. Взлом производился примитивным образом, простым перебором комбинаций замены букв и поиском в получившемся тексте осмысленных последовательностей. Для расшифровки предлагалась реальная радиограмма, отправленная во время войны одной из немецких подводных лодок. Итог: шифр был взломан менее чем за сутки. То, что в те времена считалось немыслимым количеством возможных комбинаций, для сегодняшних вычислительных мощностей оказалось плёвой задачей. А Вы говорите, не взломали бы до сих пор.
    2. Комментарий был удален.
    3. tolancop 26 декабря 2014 00:03
      Насчет заслуги "штирлицев" во взломе "Энигмы" - сомнительно. В популярной литературе описывается, что взлому шифров хорошо помогали...немцы. Несмотря на строгие меры по обемпечеию секретности, прокалывались на пустяках, давая дешифровальщикам хвостик ниточки, позволяющей размотать весь клубок.
  15. Вожик 25 декабря 2014 19:46
    А будет статья про успехи (или неудачи?) наших криптографов?
    Про чужие достижения читать, конечно, интересно, но про наши - было бы ещё интереснее.
  16. Рейдер 25 декабря 2014 21:56
    Стать и автору плюс несомненно, читается не отрываясь! А правда когда код вскрывали по словам-передачи погодных данных морской вскрыли зная некоторые только шифры-буквы??
  17. ТЕХНАРЬ 26 декабря 2014 05:19
    Ребят!Подводники!Удачи!
    ТЕХНАРЬ

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня