Защита «совка», или Разговор с молодежью Украины

32
Защита «совка», или Разговор с молодежью Украины


Недавно меня попросили дать интервью для одного украинского издания. Признаюсь, в последнее время встреч с нашими «медиями» избегаю. Причина: если говоришь то, что им не нравится, – либо пугаются, либо раздраженно кривятся, либо вообще затыкают рот. Но тут был случай особый – попросили знакомые, симпатичные молодые люди. Да и тема, мне известная – советское прошлое.

Однако я был поражён, насколько «не в теме» были юные собеседники. Больше того, мои слова натыкались на глухую стену, уже кем-то возведенную. Стену, состоявшую из нескольких клише, так же отражавших советскую реальность, как утверждение, будто все украинцы едят сало, а русские – играют на балалайках.

Впрочем, ничего удивительного. Осмеяние, огульная критика, замалчивание светлых сторон «совкового» прошлого входят сегодня в идеологический и пропагандистский «пакет» власти. Оговорюсь: я хорошо знаю тяжёлые, болезненные стороны тех лет. Поскольку был тогда совершеннолетним человеком. Но сегодня, когда читаю глубокомысленные рассуждения о «совке» тех, кто в обсуждаемый период и в колясочке-то не лежал, мне хочется, по слову Ахматовой, «замкнуть слух» и воскликнуть: «Умолкните, неразумные!».

Попробую кратко (тема обширна) коснуться некоторых сторон проблемы. Пояснить молодым, что о советском периоде говорится сейчас далеко не вся правда (а полуправда иногда есть худший вид лжи). Рассмотреть причины, по которым это происходит. Проговорить вслух, чем на самом деле являются советская культура и советская цивилизация. И, возможно, убедить хоть кого-нибудь в том, что отказ от объективного взгляда на своё прошлое вредит нашему народу, а значит, есть явление непатриотичное.

Итак, что же такое советский период, или то, что вы, милые юноши, иногда называете временами «совка»?

Это период жизни, труда и борьбы огромной страны, населённой более чем ста народами и национальностями. Длился он семь десятилетий. Это было время, когда, несмотря на трагически ошибочную политику в области духовной, несмотря на отказ от Бога многими гражданами и руководством страны, была создана уникальная культура. Имею в виду культуру в самом широком смысле этого слова – не только литературу, искусство, но и – промышленность, науку, образование, медицину. А также нравственные ценности, традиции.

В этот период к исторической и культурной жизни были привлечены десятки народов. На их землях были созданы национальный кинематограф, музыка, литература, и всё это – часто высочайшего, мирового уровня. Именно в то время был побежден германский фашизм, разгромлены «Третий Рейх» и его сателлиты. Были освоены Южный и Северный полюса, созданы передовые технологии, в том числе, космические. Именно в СССР – впервые в истории – человек полетел в космос. И Украина в полной мере была причастна к этим свершениям. Её дети трудились, творили, сражались, внося огромный вклад в тот комплекс материальных и культурных достижений, который смело можно назвать – «советская цивилизация».

И не верьте басням о дискриминации украинцев. Наши земляки занимали самые высокие посты в государстве – я имею в виду Брежнева, Щербицкого, Подгорного, других деятелей. Не говорю уже о военачальниках, маршалах, космонавтах, деятелях культуры, спортсменах, выдающихся врачах, церковных иерархах. Украина являлась центром уникальных отраслей промышленности и науки. Здесь был один из самых высоких в Европе (той самой, ныне вожделенной) уровень образованности населения. Вы когда-нибудь видели, мои юные друзья, очередь в библиотеке за новым романом? Или запись на подписку полного собрания сочинений, например, Достоевского? А я видел. У нас, в Киеве. В тот самый период, над которым вас учат презрительно посмеиваться.

Кстати, в ходе упомянутого выше интервью меня спросили: а как же цензура, она ведь свирепствовала и душила? Да, цензура была (она и сейчас есть, только в других формах) но тогда, при всех цензурных ограничениях, были созданы шедевры литературы, музыки, кино, зодчества. Сделаны замечательные научные открытия. А что имеем сейчас? Бесконечную «попсу»? Поющего пожилого ректора в окружении полуголых девиц? И в результате – огромную часть молодежи, убеждённую, что Моцарт – это «чел», который писал прикольные рингтоны для «мобил»? Да таких неучей в советское время поднимали на смех.

Почему же при всех трудностях (а они, конечно, были), притом, что и голодно бывало, и страшно, гениально творили Королёв и Амосов, Шостакович и Рихтер, Довженко и Тарковский? Почему брат моей матери, офицер и художник, после ранения отказался от «тёплого» места в тылу, но вернулся на фронт, чтобы освобождать наш Киев, и погиб вместе с миллионами своих соотечественников? Почему множество народов, населявших Советский Союз, в ту самую, унижаемую ныне эпоху, дали миру Айтматова, Хачатуряна, Мамардашвили, Гамзатова, Друцэ (я могу исписать именами несколько страниц). Причём каждый из этих людей мог бы стать гордостью и Европы, и Америки. Почему тогда это было, а теперь этого у нас, критикующих, не наблюдается?

Не все, но одну из главных причин назову. В советский период государством поддерживалось единство народов и наций, провозглашалось их равенство друг перед другом, резко осуждалось превозношение или пренебрежение одной из них. Недопустимым считалось разделение народов, никто не смел говорить о национальной неполноценности, второсортности.

Межнациональная вражда, злоба и ненависть – на мой взгляд, главные источники творческого бесплодия – осуждались. Да, объединение было вокруг ложной политической идеи. Но идея равенства людей и братской взаимопомощи была заимствована из подлинного, чистого источника – христианской веры, – и даже в усечённом виде приносила плоды.

Почему же теперь так бездумно всё, относящееся к советскому периоду, отрицается и осмеивается? Предложу вам, юноши, притчу.

Представьте королевство. На престол взошёл новый король. Ему говорят: при вашем предшественнике допускались промахи, но было и много хорошего. У нового монарха есть два пути. Первый: узнать, что было хорошего, и это хорошее приумножать, стараясь не допускать прежних ошибок. Второй: постараться, чтобы подданные забыли о прошлом, с помощью специальных слуг-технологов опорочить его, стереть из народной памяти.

Стереть, потому что ни желания, ни таланта и умения создать нечто достойное, у нового короля нет. Разумеется, моя притча описывает общую схему поведения, а не обличает какого-то конкретного деятеля. Но подчеркнём: успехи прошлой совместной жизни часто замалчиваются, потому что «достижения» на пути разделения и вражды не слишком впечатляют.

Есть ещё одна (быть может, важнейшая) причина, по которой у нас, таких «продвинуто-европейских», высоких достижений не обнаруживается. Христианская вера, тот самый правильный, живой источник, из которого жители Украины черпали силы тысячу лет, сегодня, хоть вроде не преследуется, однако вновь не находится в центре нашей жизни. Только теперь на место Бога и веры поставлены не классовые, а национальные и территориальные разделения. Но, как уже было сказано, на разделении и ненависти невозможно созидание. Ненавидящий бесплоден. Как бесплоден нечистый дух, его питающий.

Впрочем, моё возмущение невежественной молодежью не совсем оправданно. Ведь молодежь, дети, – самая внушаемая часть общества. Опыта личного у них нет, а идеологические «чипы» циничных взрослых манипуляторов легко вживляются в чистое пространство юных душ.

Вот почему, молодые мои друзья, обращаюсь к вам, желая предупредить. Вас вводят в заблуждение. Советское прошлое, помимо трагических страниц, несёт, в своих лучших духовных, культурных и человеческих проявлениях, однозначно, и положительные черты. Повторюсь: именно потому, что смогло сохранить связь с основой жизни и культуры – с христианством.

Да, ошибочным и бесперспективным было стремление построить справедливое общество без Бога. Но в нашем народе, благодаря базовым основам воспитания личности (во много христианским), были сохранены: способность к самопожертвованию ради близких; презрение к материальной выгоде как цели существования; идея равенства людей, независимо от происхождения.

Всё это укоренено в Евангелии, взято оттуда, благословлено Богом. Всё это легло в основу уникальной советской культуры, которая в своих лучших произведениях пробуждала самые высокие, спасительные, в христианском понимании, чувства: любовь к Отечеству, сочувствие к слабому, поддержка нуждающегося. Такие прекрасные движения души рождались благодаря лучшим творениям Бондарчука, Эйзенштейна, Высоцкого, Окуджавы, Цветаевой, Заболоцкого, Гудзенко, Сарьяна, Бучмы, Билаша, Майбороды, Соловьяненко и сотен, быть может, тысяч, больших и малых творцов. В итоге миру явилась цивилизация, плоды которой вам, молодые друзья, надлежит освоить, понять, полюбить.

Поделки же, созданные под политический заказ дня, унижающие какие-либо нации, социальные группы, сообщества, всегда по качеству ничтожны. Богу неугодна вражда. Даже если ненависть выдаётся за «патриотизм», она вредна для молодой души. А если есть вред, если кому-то плохо, какой же здесь патриотизм?

Кстати, о патриотичности. В годы моей юности (в советские семидесятые) в Киеве один преподаватель объяснил нам, студентам: что такое подлинная украинская культура. Всё лучшее, доброе, сделанное на земле Украины и ради блага её граждан, есть украинская культура, независимо от партийной или национальной принадлежности художника и создателя. Я и сегодня полностью согласен с этим утверждением. Оно – вполне христианское. Ведь Христос Сам говорит, что сделанное ближнему сделано Ему. А если мы будем, даже в самых красивых национальных костюмах, на государственном языке позорить и унижать человека или творить ничтожные подделки под культуру, это лишь покалечит души, а значит, будет глубоко непатриотично и вредно для Украины.

В тот период государство, которое, конечно, есть за что критиковать, всё же всерьёз поддерживало науку, культуру, образование, медицину (если кто не знает, бесплатную)… Ныне же важнейшие сферы жизни отданы на коммерческий произвол. В итоге – те, у кого имеются деньги, определяют и культуру, и наше здоровье, и жизнь.

В советском прошлом дошкольное воспитание и школа прививали ещё и такие качества, как целомудрие, нравственная чистота, верность в любви и дружбе. Вы сейчас много наблюдаете фактов, когда подобное прививают? Вы хотели бы, чтобы это вернулось в нашу жизнь? Или безоглядно мечтаете только о Европе? Тогда как вам нравится такая новость: в старинном английском университете недавно открылся спецкурс по «технике» (уж простите) анального секса. В общем, не спешите, юные друзья, бездумно превозносить чужое, и плевать на собственное достояние, которого не знаете.

Полуправда есть ложь. Репрессии НКВД – безусловно, зло. Но отсекать вместе с негативом и хорошее – победу в великой войне (а вы - наследники победителей), тысячелетнее христианское прошлое – значит, обкрадывать себя. Не лучше ли вам, молодым, выбрать первый вариант моей нехитрой притчи. Узнать лучшее из прошлого ваших отцов, дедов, предков и, узнав, сохранить его и продолжить. Вспомнить, что Украина, прежде всего, земля христианская. И в Евангелии находится разрешение всех мучительных вопросов нынешнего дня: как обрести мир, как примирить враждующих, как преодолеть национальную, культурную, территориальную нетерпимость.

И если вы сделаете хоть несколько шагов в этом направлении, вы можете стать настоящими патриотами своей страны, строителями действительно светлого будущего для Украины. А не безвольными марионетками, которыми управляют политические обманщики.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    25 декабря 2014 05:26
    А если мы будем, даже в самых красивых национальных костюмах, на государственном языке позорить и унижать человека или творить ничтожные подделки под культуру, это лишь покалечит души, а значит, будет глубоко непатриотично и вредно для Украины.


    Нынешний нацисткий режим ничего общего с настоящим украинцем не имеет.
    К сожалению адекватных граждан УКРАИНЫ мало...большая часть превратилась в кровавых зомби которых старательно изображает молодняк УКРАИНЫ....пустые мертвые глаза,кровь на губах ,мертвечина одним словом....противно на все это глядеть.
    1. +5
      25 декабря 2014 05:41
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      К сожалению адекватных граждан УКРАИНЫ мало...

      А откуда им взяться? Уже полстраны выросло после распада Союза И все эти годы они жили в бардаке и кризисах
      1. +7
        25 декабря 2014 07:09
        Цитата: Ruslan67
        И все эти годы они жили в бардаке и кризисах

        Тем более удивляет тот факт, что есть люди на Украине, которые воспринимают происходящие изменения как зло, а историю, пусть и с её ошибками, - как благо. Но таким как они нет места на средствах массовой информации, нет места за кафедрой, либо во власти. Там правят бал черти.
        Вчера смотрел заседание Госсовета и Ко по культуре. Смотрел и стало стыдно за большинство деятелей, которым государство платит немалые деньги, которые занимают большие должности и во многом влияют на умонастроения в стране.Выступление Жириновского, которого очень многие считают клоуном (а по моему мнению оно так и есть, - уж извините, его поклонники) вчера было очень грамотным, патриотичным, содержало упоминание многих цитат из литературы, указание на многих русских авторов, опиралось на правила русского языка и речи и содержало конкретные предложения. И камера выхватывала лица (или морды), ухмыляющиеся, перемигивающиеся, высовывающие языки и т.д. И выступающие после него ничего умного не говорили, просто отбывали номер и высказывали лозунги. При таком подходе к культуре мы скоро тоже кроме бандитского Петербурга, ментов, интернов и пр.. ничего знать не будем. Так что мнение автора статьи очень правильное. И нам бы не мешало почерпнуть кое что из неё. Автору - ПЛЮС.
        Пора... Пора к своим депутатам и руководителям СМИ присмотреться. Просто отупляют людей постоянные вечерние истерики в ток-шоу и глупейшие сериалы
        1. 0
          26 декабря 2014 08:24
          ...В сети выложен сериал "День за днём". Советских времён! Посмотрите!...
          Вроде как и ни о чём фильм - а популярность была не меньше, чем у "17-ти мгновений..."
      2. 0
        25 декабря 2014 09:39
        Нууу, не совсем согласен. Откуда им взяться....? А почему в многих других бывших республиках СССР нет такого нечеловеческого явления? Ведь они также жили после распада, и в кризизе, и в бардаке.
      3. 0
        25 декабря 2014 11:49
        Вырости то выросли а что толку сплошной бурьян поэтому и механизмы самоуничтожения планеты кем-то запущенны.
    2. стрежевской
      +7
      25 декабря 2014 05:47
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      К сожалению адекватных граждан УКРАИНЫ мало...большая часть превратилась в кровавых зомби

      Мнение большей части ни один канал транслировать не будет, потому и складывается впечатление что там абсолютно все-большая часть зомби.
      1. +2
        25 декабря 2014 09:50
        Я уже писал про это, но повторюсь. Бывший мой одноклассник застал развал СССР будучи офицером. В то время он служил в Сумах, а сам родом из Саратовской области, где и сейчас живёт его мама и родственники. Он не стал служить в укроармии, но остался жить там ( семья, дети...). Так вот, недавно в соц сети я спросил его об отношении украинцев к России и был в шоке. Он убеждённо говорил ровно то, о чём кричат с пеной у рта укропы. Он был ЗОМБИРОВАН, как и всё население Украины. И это человек, который был воспитан замполитами. Замечу, что он закончил ещё и суворовское. Но ведь перепрограммировали... Теперь я с ним не общаюсь-противно.
    3. +3
      25 декабря 2014 07:16
      Отличная статья! Мой +!
    4. +2
      25 декабря 2014 10:34
      "Нынешний нацисткий режим ничего общего с настоящим украинцем не имеет." Хотелось бы понять кто такой, этот пресловутый "настоящий украинец".
  2. Комментарий был удален.
  3. +7
    25 декабря 2014 05:47
    Отличная статья! Многое из неё можно отнести и к нашим реалиям. Молодые плохо знают историю страны. Плюсую!
    1. Комментарий был удален.
    2. +2
      25 декабря 2014 10:12
      ... не смотря на то, что не причисляю себя к верующим ... статье тоже поставил плюс ... более того считаю не важным идеологическую направленность государства ... атеизм, мусульмане, христиане, коммунисты или демократы ... если оно работает на благо и развитие общества, а так-же не в ущерб другим обществам (большинствам) ...
      ... хотелось бы добавить, что Советский Союз был благом не только для своих граждан, но и очень мощным катализатором в социальной области для всего мира ... в том числе мире капитала ... капиталисты были вынуждены, во избежания "потерять всё" ... обеспечивать рабочим достойную жизнь(многие повернули голову в сторону СССР), а не просто эксплуатируя. ....
      ... ну и конечно закрытие колоний (и отмена рабства) по всему миру ... это целиком заслуга Советского Союза
  4. +3
    25 декабря 2014 05:56
    все от того, что сравнить не с чем было у "нового поколения", питаются тем, что подсунули янки и прочая сволочь, не хлебавшие ни разу военного горя на своей земле. Немцы проигравшие самую жестокую войну, не боятся русских, они их уважают и видимо есть за что, а вот своих теперешних союзников по НАТО янки и англичан, почему-то ни немцы, ни французы ну никак не жалуют, догадайтесь почему... осмысление придет позже, медленно но придет
    1. 0
      26 декабря 2014 08:48
      ...какие янки?! Сами старались почище любых янки...Я - Яковлевы, С - Собчаки...Г-Гайдары, Ч-Чубайсы...
      ...Нет пророка в своём отечестве!
      А в Союзе одними из основных патриотических посылов были три древних - господствовавших в царской (разрушенной!) Российской империи тезиса:
      - люби Родину больше самого себя, если есть угроза ей - будь готов отдать за неё всё, что имеешь, если надо - и жизнь;
      - люби и знай историю своей Родины, чтобы помнить, кто твои предки, благодаря которым ты живёшь и имеешь то, что имеешь;
      - не жалей для ближнего своего, но одного не отдавай никому - чести...
  5. +8
    25 декабря 2014 06:07
    Статья правильная, только как ее донести до ума молодежи, да и других людей, забывших о своем светлом прошлом ?
  6. +12
    25 декабря 2014 06:07
    Но идея равенства людей и братской взаимопомощи была заимствована из подлинного, чистого источника – христианской веры, – и даже в усечённом виде приносила плоды.

    Не думаю, что идея была в "усеченном виде" - по сути идеи коммунизма - продолжение христианских идей. Главный постулат христианства: терпи в этой жизни, не греши и тебе воздастся в раю на небесах. А в коммунизме этот постулат усовершенствован: зачем ждать следующей жизни и рая? Давайте построим рай на Земле, в этом мире.

    Библия же утверждает, что Человек - творение Божье, созданный по его образу и подобию! А раз так, то почему Бог может построить рай, а Человек - нет?

    Цитата: стрежевской
    Мнение большей части ни один канал транслировать не будет, потому и складывается впечатление что там абсолютно все-большая часть зомби.

    Спасибо, хоть один адекватный комментарий! Я вот с Харькова, и не думаю, что зомби. "Слава Украине" - разве что как ругательство. И я просто в восторге, когда отключают свет, по городу на тягачах везут танки, в метро и маршрутках - люди в военной форме, сносят памятники, убивают людей на Донбассе, обесценивают и задерживают зарплату на 3 месяца. В общем - новогоднее настроение! (кто не понял - это сарказм)
    1. +5
      25 декабря 2014 11:03
      Поддерживаю, с Житомирской области и тоже не зомбирован, хотя повернутых вокруг много :(
    2. 0
      26 декабря 2014 08:50
      ...мотаюсь туда-сюда частенько, оценил сарказм...шоб им усим повылазило!..
  7. +2
    25 декабря 2014 06:20
    Вряд ли сейчас можно достучаться до сознания молодёжи,да и остального населения Украины,всё что было умного,светлого,доброго в головах потомков великих укров,за эти годы давно всё выдуло ветрами майданов и на наших глазах страна скатилась к всеобщему отупению.
  8. +3
    25 декабря 2014 06:30
    Ничего в мире нет случайного и то, что СССР-моя Великая страна развалилась тоже не случайно. И то, что СССР сейчас "совком" называют, историю переписывают, даже к автомобилям сделанным в СССР, а сейчас и в России с каким-то презреньем относятся-это не случайность. Это всё происки врагов наших, это от их стремления задавить и уничтожить всё то, что напоминает об СССР и прежде всего Россию. Много мы упустили в прошлом и не так сделали как надо было, но сейчас -то мы осознаём это! А раз осознаём, значит хотим исправить и начинаем двигаться к этому. К сожалению сам народ без хорошего и всё понимающего руководителя это не сделает, но на наше счастье такой руководитель у нас сейчас есть. Значит и свет впереди тоже появляется, надо только двигаться к нему и не останавливаться и всё будет хорошо!
  9. +6
    25 декабря 2014 06:31
    Молодёж Украины стала отвратительными невеждами, смотреть и слушать их противно!

    Люди родства не помнящие. Обидно это всё, грустно, и одновременно противно.

    Вот была статья про ушлёпка который военные ботинки купил для ДНР и лезвия в них запихивал! Это что ? вообще? Это всё! Край! Досвидоссс таким украопам, счастливого утопления, в жиже собственной ненависти.

    Они скоро кислород возненавидят который дует со стороны России. Иииддииооты! Уже не жалко их даже. После кретина с лезвиями что-то как-то трудно быть объективным и понимать что есть люди везде...

    Обработали страну по круче Югославии, ну или точно так же как минимум. Та же ненависть братских народов, таже торговля органами,,....поолный раздрай...

    Понад усэ,? слава там кому-то..,кому? кому там слава, пытки, убийства, массовые захоронения мирных жителей...КОМУ СЛАВА ?

    Украинцы, покрасьте унитазы в желто-синий цвет! так будет всем яснее куда ваша незалэжность приехала...
  10. +17
    25 декабря 2014 06:39
    Цитата: Uncle Lee
    Статья правильная, только как ее донести до ума молодежи, да и других людей, забывших о своем светлом прошлом ?

    С 91 года пропагандируем западные ценности, и хотим чтобы помнили светлое прошлое. ЕГЭ, полиция, макдональдсы, менджеры, мерчендайзеры, погоны в армии на груди.... Примеров можно приводить бесконечно долго. Ну а если ко всему этому приплюсовать "парад суверенитетов", русофобию, национализм - маем те що маем. А на Украине все помножено в разы...
  11. 0
    25 декабря 2014 07:28
    Прилепин правильно сказал пусть идут своей дорогой!
  12. +3
    25 декабря 2014 07:32
    Цитата: Ruslan67
    Цитата: Тот же ЛЕХА
    К сожалению адекватных граждан УКРАИНЫ мало...

    А откуда им взяться? Уже полстраны выросло после распада Союза И все эти годы они жили в бардаке и кризисах



    Ну а куда делись именно те, что как раз жили в СССР в 60-е? 70-е? 80-? Ведь многие из них прекрасно знают как было на самом деле! Но при этом скачут тоже на майдане! Я рожденная в СССР, и историю я знаю и Родину свою люблю! И если меня будут просить предать свою страну, то вряд ли у кого получится даже за "великие деньги"! А вот по башке своей от меня огребут! bully Так куда же делось например поколение 70-х\80-х на Украине? Что всех купили или все вымерли? request Где они? Как они учат своих детей каверкать историю своей республики?!!! fool А главное, как они после всего могут им (своим детям) в глаза смотреть?!!! И вот что будет с поколением О из Украины (23 года потеряны, а сейчас еще сколько лет будет полностью потеряно) потом? Когда все наладится (если конечно наладится)... Думаю, без психических потерь не обойдется..(если конечно у них страна сохранится и будет здравомыслящий руководитель)
  13. +4
    25 декабря 2014 07:44
    Да, объединение было вокруг ложной политической идеи. Но идея равенства людей и братской взаимопомощи была заимствована из подлинного, чистого источника – христианской веры, – и даже в усечённом виде приносила плоды.


    согласен с этим на все 100% !
  14. lom
    +4
    25 декабря 2014 07:59
    жаль нет машины времени я бы с удовольствием переместился на пмж в ссср 55-80 год
  15. +5
    25 декабря 2014 08:06
    Да, великая была страна. Гореть Мише-меченому и Борьке-пьянице за то что развалили ее. Статье безусловный плюс. Хотелось чтобы она была размещена где-нибудь на Украине, да еще несколько раз, чтоб наконец дошло что путь, который выбрала Киевская клика - путь в пропасть. Автор-молодец.
  16. +1
    25 декабря 2014 08:43
    Стадный инстинкт. В научной среде свидомитость тоже разрослась. Технари, доктора наук, перестают понимать русский язык и начинают всерьез готовиться к партизанской войне против вторгшихся российских войск.
    Я просто прекращаю общение с такими. Они, как больные Эболой - трудноизлечимы и ужасно заразны.
  17. +3
    25 декабря 2014 08:56
    Не понятно, для кого статья! Если для нас, так мы тогда жили и все это прекрасно знаем. А если для молодежи Украины, так они это читать не будут! Кстати моему сыну было 10 лет, когда развалился СССР. Сейчас он об этом времени куда лучшего мнения, чем я. Я то был взрослым и испытал на себе все недостатки "совкового жития". А он был ребенком и сейчас он помнит только положительное от того времени и не знает ничего отрицательного.
  18. +1
    25 декабря 2014 10:27
    Статья очень хорошая, от неё повеяло добротной советской образованностью, умением мыслить, сопоставлять и делать глубокие выводы. Боже, как я соскучился по всему этому и как достали все эти современные "вечные дети" и весьма, весьма пожилые юноши (молодость души тут не причём, я о весьма пожилых людях, старающихся вести "современный молодёжный образ жизни").
    И есть у меня одна небольшая добавка.
    "Полуправда есть ложь. Репрессии НКВД – безусловно, зло".
    Репрессии в то время были не только в СССР, а повсюду и наказывало сильно и неумолимо любое государство своих граждан за мягко скажем "не любовь к себе" и за многие другие вещи, список коих весьма обширен.
  19. +1
    25 декабря 2014 10:32
    Отличная статья,показывает всё то хорошее и доброе которое было в великой стране,я иногда с болью в душе осознаю что такого уже не будет никогда,а ещё обиднее то что наши дети не увидят такого внимания к ним со стороны государства,как было у нас.
  20. 0
    25 декабря 2014 10:48
    Статье плюс! Да, во времена СССР мораль была, я так назову: пусть и ханженская, но мораль. А сейчас включаешь зомбоящики и видишь, как одни и те же актеры и актриски жонглирут своим грязным нижним бельем. И чем грязнее, тем более они смакуют. Тьфу!
  21. 0
    25 декабря 2014 11:12
    Вот ровно всё это и необходимо было писать и об этом вещать на протяжении всех 23 лет незалежности их. А сейчас, после многолетней плодотворной работ всех этих НКО и подп.и.н.д.о.с.ников всяких, может что-то и получится, но цена будет несоизмеримо выше. К сожалению.
  22. +1
    25 декабря 2014 12:43
    Цитата: Mantykora
    Главный постулат христианства: терпи в этой жизни, не греши и тебе воздастся в раю на небесах. А в коммунизме этот постулат усовершенствован: зачем ждать следующей жизни и рая? Давайте построим рай на Земле, в этом мире.

    Библия же утверждает, что Человек - творение Божье, созданный по его образу и подобию! А раз так, то почему Бог может построить рай, а Человек - нет?

    Главный постулат христианства совсем не этом.

    смысл христианства в том что все человеки грешны , а возмездие за грех -смерть навсегда, и Христос умер вместо человека , что бы после второго пришествия Христа люди принявшие Христа как своего спасителя были бы воскрешены для жизни вечной.

    е
  23. +1
    25 декабря 2014 13:10
    вот оставили людей "без истории" и получили майданутую школоту НА Украине...
  24. +1
    25 декабря 2014 14:30
    чего удивлятся они еще и не в такое верят взять одну только алтайскую бронетанковую милицию
  25. 0
    26 декабря 2014 09:07
    ...Были и ошибки...а были и прямые идеологические диверсии в стиле англосаксов: влияние оказать...
    Одна из важнейших: реформа образования...Создаём людей, молодое поколение с крайне низким уровнем общей культуры, "клиповым сознанием"; и, как следствие - совершенно некреативных (говоря "новым языком") - неспособных к творчеству, не могущих отличить созидание как акт творчества от потребления - физиологического акта...
    Кино такое было - "Мёртвый сезон", кто помнит...Газ "Эр-эйч", превращающий людей в рабочую скотину...а может, его доработали?...Да, в общем-то, того же самого можно и без "газа" добиться! Как и у нас...

    ...Однако паренёк (автор) кое-что в приступе ностальгического восторга попутал; но - простительно...в целом +, как раньше в школах говорили - пятёрка с ма-а-а-леньким минусом...(если что - я старше...одной ногой в СССР, другой - ...)