Роковой просчет Александра II

35
Роковой просчет Александра IIВ 2014 году исполнилось 230 лет со дня основания в 1784 году купцом-первопроходцем Григорием Шелиховым первого русского постоянного поселения в Северо-Западной Америке на острове Кадьяк. В 1789 году, по приказу Шелихова границы Русской Америки обозначили 15-ю номерными металлическими знаками – мощными литыми досками с надписью «Земля Российского владения», зарытыми в приметных местах. Секретные описания мест закладки хранились в петербургском архиве Российско-Американской компании (РАК). Какие-то доски позже из земли вырыли, а какие-то и сейчас там лежат – из русского металла в бывшей земле российского владения...
Г. Шелихова в Русской Америке сменил Александр Баранов – фигура легендарная. Это он поставил в архипелаге Александра на острове Баранова столицу российских американских владений Ново-Архангельск, названную им в честь своих родных мест - он был родом из Каргополя Архангельской губернии. Ныне это Ситка – бывшая столица штата Аляска.

Тема Русской Америки всплывает то и дело, однако вокруг нее по сей день хватает мифов. Поют, например, что «землицу-Алясочку» продала Екатерина, и что она «была не права». Хотя Екатерина, ее сын Павел и внук Александр Русскую Америку укрепляли.

Уверяют, что эти земли России не очень-то были нужны, да и не очень-то ей принадлежали. Хотя умные люди в России всегда понимали значение Русской Америки.
Заявляют, что сделка по продаже русских североамериканских земель была России выгодна, и что особого возмущения по этому поводу не было. Хотя все честные русские люди были этой сделкой оскорблены до крайности – как, например, известный издатель Андрей Краевский…

Пишут, что деньги, вырученные за «продажу Аляски» были нужны постольку, поскольку якобы пустой русской казне нечем было рассчитываться за займы, сделанные в ходе «освобождения крестьян». Но и это – заблуждение. Мысль о продаже возникла лет за десять до «освобождения»…

Да ведь и само утверждение о том, что 30 марта 1867 года была продана Аляска, исторически неверно!

Начну с того, что в 1867 года за семь миллионов долларов была продана не Аляска, а именно Русская Америка. То есть: огромная материковая зона до почти 140-го меридиана с полуостровами Аляска и Кенайским; остров Кадьяк; важнейшие Алеутские острова; группа островов Прибылова, остров Кунивак, остров св. Матвея, остров св. Лаврентия, острова Тринити (Троицы), протяженная береговая зона между 60° и 55° северной широты, и, наконец, стратегически уникальный архипелаг Александра…

Имея более тысячи островов, в том числе остров Баранова, на котором располагалась столица Русской Америки Ново-Архангельск, этот архипелаг вытянулся вдоль северо-западного берега Американского континента как эскадра непотопляемых авианосцев. Как бы они пригодились России во все времена!

А стояли у истоков Русской Америки Петр Великий и Екатерина Великая.

Петр успевал все. В конце 1722 года геодезист Евреинов в Казани лично представил ему сводную карту Сибири, Камчатки и Курильских островов. Затем была 1-я экспедиция Беринга, задуманная тоже Петром.

Русский приоритет признавали даже в Лондоне, и капитан Кук в своем северном плавании пользовался русскими картами: частично – подаренными нами, частично – выкраденными английскими агентами.
Уже в начале царствования Екатерины, в 1764 году, императрица получила доклад об открытии «неизвестных мест и нового промысла» в «Бобровом», то есть Беринговом море. Так начались новые русские походы и экспедиции к Алеутам и на Аляску…

А 9 июля 1799 года император Павел - отнюдь не самодур, каким его часто выставляют - издал указ Правительствующему сенату о создании «под Высочайшим нашим покровительством» Российско-Американской компании. РАК порой сравнивают с Ост-Индской и Вест-Индской компаниями, с Компанией Гудзонова залива. Однако РАК – отдельное в мировой истории явление.

Среди выдающихся действующих лиц истории Русской Америки – императоры и государственные деятели граф Мордвинов и граф Румянцев, адмирал-путешественник Фердинанд Врангель и екатерининский прапорщик Шмалев… Академик Ломоносов и декабристы Рылеев и Завалишин, капитаны Беринг и Гагемейстер, купцы Шелихов и Кусков, революционер Франсиско де Миранда и камергер Резанов, воспетый в рок-опере «Юнона» и «Авось», легенда Русской Америки правитель Баранов и будущий герой Севастополя адмирал Нахимов – это лишь часть тех фигур и судеб, которые оказались связанными с увлекательной русской американской эпопеей.

Русская Америка – это служилые люди Камчатки, уходившие на Алеуты, питерские и сибирские купцы 1-й гильдии, православные монахи-миссионеры, командиры и штурманы российского флота и тысячи мощных русских мужиков – кормщиков, «передовщиков», промысловиков и мореходов. Одни приключения Андреяна Толстых чего стоят! Это в его честь названы Андреяновские острова в Беринговом море.

С Русской Америкой связаны и все русские «кругосветки» первой половины позапрошлого века, начиная с первого русского кругосветного плавания Крузенштерна и Лисянского. Их целью как раз и была Русская Америка. В этих походах в разное время побывали и закалились в них все стоящие русские моряки того времени.

К началу двадцатых годов XIX века Берингово море стало фактически внутренним русским морем – оба его берега, и азиатский, и американский, были нашими, как и все острова в нем, и ограждающая его гряда Алеутских островов.
Да и Курилы мы потихоньку осваивали – раньше японцев. А также имели свою передовую базу в Калифорнии – Форт-Росс. Могли получить в российское владение как минимум часть Гавайских островов – была и такая история.

Подобный разворот российских перспектив на Тихом океане был костью во многих прожорливых глотках, и поэтому против Русской Америки началась многолетняя диверсия, которая закончилась в 1867 году бесславной и бездумной продажей наших американских владений. Форт-Росс, будущее золотое Эльдорадо, был продан двумя десятилетиями раньше.

А ведь мы могли сохранить и развить Русскую Америку. И не совсем утратили на нее права, потому что США не выполнили вовремя условия выплаты суммы в 7,2 миллионов долларов – ничтожной, вообще-то, даже по тем временам. Недаром Сталин после войны распорядился передать документы по Русской Америке из архива Академии наук в архив МИД СССР. А сегодня американцы пытаются претендовать даже на русский остров Врангеля.

При этом права россиян на владение пространством Северо-Западной Америки были давними и прочными. Приведу начало записки РАК от 23 декабря 1816 (4 января 1817) года: «Хотя Россия до начала XVIII столетия и не имела флотов, но ее народ, предприимчивый, решительный и отважный, на малых судах задолго до того учинил многие и важные открытия. Русские еще в XVII столетии обошли Ледовитым морем весь Чукотский нос – предприятие трудное даже и в нынешнее время. Государственный архив вмещает в себя сведения и доказательства, что так же давно северо-западная часть Америки… всему свету дотоле неизвестная, сведана была россиянами, и нога их первая была на материке, так почти и на всех островах, начиная от Берингова пролива до реки Колумбии по 46° северной широты. Известные свету российские государственные географические экспедиции в 1728, 1733, 1740, 1741, 1764 и 1785 гг. открыли и описали все тамошние места и, найдя оные не занятыми никакою европейскою нациею, сделали принадлежностью России. Гербы ее, там воздвигнутые, флаги, развеваемые по заведенным укреплениям и оседлостям, насажденная греческая религия, ею исповедуемая, учрежденные училища, благотворительные и экономические заведения свидетельствуют, что от той черты и ниже к полюсу все пространство северо-западной Америки с ее островами суть достояние России».

Пик государственной поддержки РАК пришелся на царствование Александра I, который Указом от 4 сентября 1821 года установил внутренний статус Берингова моря и прибрежной зоны Русской Америки. И во времена Николая I импульс развития не был утерян. Например, в 1848 году Ново-Архангельская верфь спустила на воду шхуну «Тунгус», чуть позднее – пароходы «Николай I» и «Баранов». В 1859 году там был заложен корпус нового парохода. Американцы тогда занимались в тех местах лишь хищничеством в русских водах.

То, как возникла мысль о продаже Русской Америки – дело темное. Известно лишь, что выдвинул ее - явно с чьей-то подачи - брат Александра II, великий князь Константин. И выдвинул не позднее 1857 года – через два года после Крымского подвига народа и Крымской войны. В письме канцлеру Горчакову Константин – «по совместительству» генерал-адмирал российского флота - оправдывал «свою» идею «стесненным положением государственных финансов». Это было ложью.

В мае 1860 года в Русскую Америку направляются два ревизора с широкими полномочиями. От министерства финансов – действительный статский советник С.А. Костливцев, от морского министерства – капитан-лейтенант П.Н. Головин.

Осенью 1861 года они вернулись с вполне оптимистическими оценками. Особый интерес сегодня представляет отчет Головина от 20 октября 1861 г., где он писал: «Общественное мнение России до сих пор негодует за уступку нашей бывшей фактории в Калифорнии, особенно с тех пор, как рядом с селением Росс открылись золотые прииски. А при преобразованиях, которые предполагаются для наших колоний, легко может случиться, что люди предприимчивые, принявшись за дело толково и с энергией, откроют и в колониях наших богатства, о существовании которых теперь и не подозревают».

Тут русский моряк попал в точку – с конца XIX века на Юконе начался бурный рост золотопромышленности.

Прозорливыми были и такие его слова, помнить которые тоже не мешает:

«Что же касается до упрочения дружественных отношений России с Соединенными Штатами, то можно сказать положительно, что сочувствие к нам американцев будет проявляться до тех пор, пока оно их ни к чему не обязывает или пока это для них выгодно; жертвовать же своими интересами… американцы никогда не будут».
Отчет лег на стол генерал-адмиралу Константину Романову, и хотя извлечения из отчета были опубликованы в «Морском сборнике», самую «острую» часть из публикации исключили. А ведь отчет капитан-лейтенанта Головина убедительно обосновывал необходимость не продажи, а укрепления Русской Америки.

Везло России на толковых капитан-лейтенантов. Жаль, вот только, что этим капитан-лейтенантам не всегда везло с генерал-адмиралами...

Махинации вокруг идеи продажи развивались по обе стороны Атлантики при активном участии российского посланника в США Стекля – фигуры темной. Женат он был на американке, а доживал свой век в Париже. С русскими встречаться избегал…

И особое совещание 16 декабря 1866 года с участием императора и его брата решило Русскую Америку продать – на основании якобы бесперспективности РАК.

Молодой сотрудник Азиатского департамента МИДа Федор Остен-Сакен узнал об этом от начальника – заместителя департамента Энгельгардта. В тот же вечер Остен-Сакен подготовил записку, где опроверг басни о «бесполезности колоний», опасения, что «рано или поздно они у нас будут отняты» и якобы выгоду продажи, Остен-Сакен писал: «По первому доводу: …Из бесполезности Компании… можно ли выводить заключение о бесполезности самой земли, которою она заведовала… По второму доводу: положение наших американских колоний в мире политических отношений может быть названо особенно выгодным… Едва ли основательно опасаться захвата наших Колоний другой державой. По третьему доводу: несколько миллионов или даже десятков миллионов рублей едва ли имеют государственное значение в империи, имеющей около полумиллиарда ежегодного дохода и расхода, и более чем полтора миллиарда долгу…».

Остен-Сакен делал очевидный вывод: «Через продажу наших американских колоний сложившееся исторически распределение североамериканского материка между тремя великими державами будет нарушено… Ныне благотворное для нас равновесие в северо-западном углу Америки… будет разрушено безвозвратно».

В конце он писал, что «нынешнее поколение имеет святую обязанность сохранить для будущих поколений каждый клочок земли, лежащей на берегу Океана, имеющего всемирное значение».

Такая вот была записка. И такие вот были дела.

Газета издателя «Отечественных записок» Краевского «Голос» возмущалась: «Сегодня слухи продают русские американские колонии; кто же поручится, что завтра не начнут те же самые слухи продавать Крым, Закавказье, Остзейские губернии? За охотниками дело не станет…

Какой громадной ошибкой и нерасчетливостью была продажа нашей колонии Росс на берегу золотоносной Калифорнии; позволительно ли повторить теперь подобную ошибку?
И неужели чувство народного самолюбия так мало заслуживает внимания, чтобы им можно было пожертвовать за какие-нибудь 5-6 миллионов долларов? Неужели трудами Шелихова, Баранова, Хлебникова и других самоотверженных для России людей должны воспользоваться иностранцы и собрать в свою пользу плоды их?».

Краевский не сказал еще о мечтах Ломоносова, который за сто лет до резвых комбинаций был уверен, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений европейских в Азии и в Америке». Привожу его слова полностью, практически всегда в этой цитате урезают ее вторую половину. Ломоносов же писал: «Если же толикая слава сердец наших не движет, то подвигнуть должно нарекание от всей Европы, что имея Сибирского океана оба концы и положив на то уже знатные иждивения с добрыми успехами, оставляем все втуне».

Увы, великий помор не предвидел того, что царь не просто оставит русские земли на том конце «Сибирского океана» втуне, но продаст их, как пару неудобных сапог. Правда, не за «5-6 миллионов долларов», а за 7,2 миллиона.

Что ж, прикинем. Курс доллара тогда составлял 1 рубль 60 копеек золотом. Итого, Русскую Америку царь продал за 11 миллионов 520 тысяч рублей. А когда Константин впервые предложил этот гешефт, то есть в 1857 году, бюджет министерства Императорского двора - балы, парады, лакеи, приемы, обеды, выезды и прочая, и прочая - был определен в 11 миллионов 653 тысячи 600 рублей. Через десять лет, когда «недоходные владения» сбыли с рук, лично царский бюджет составил 10 миллионов 933 тысячи 500 рублей. Доходы государственного бюджета России в том же году составили почти 439 миллионов рублей. То есть сделка увеличила доходы бюджета всего на 2,5 процента в одном единственном году!

Ну как тут не согласиться с «Биржевкой»?

Американцы же, выложив всего 7 миллионов долларов, обеспечили себе перспективы тихоокеанского могущества. Даже слабой Мексике – за Новую Мексику, Верхнюю Калифорнию и Техас – американцы заплатили в 1848 году по договору Гуаделупе-Идальго 15 миллионов долларов, тогда «весивших больше», чем в 1867 году.

Могущественная Англия по вздорному делу крейсера-капера «Алабама» выплатила Штатам в 1872 году 15,5 миллиона долларов. Специальный арбитражный суд в Женеве вынес тогда решение в пользу США, и это решение стало основой Вашингтонских правил нейтралитета, впоследствии напропалую нарушавшихся самими американцами.

А тут за неслыханное национальное унижение великая Россия получила 7 миллионов, да и то – с нарушением оговоренных в договоре сроков.

Зато влиятельный вашингтонский адвокат, бывший министр финансов Р.Дж. Уокер в июле 1868 года назвал покупку Русской Америки «величайшим актом» администрации Джонсона-Сьюарда.
Он писал государственному секретарю Сьюарду: «Театром наших величайших триумфов призван стать Тихий океан, где у нас скоро не будет ни одного грозного европейского соперника. Конечным итогом станет политический и коммерческий контроль над миром».

И последнее. Можно ли говорить о том, что отказ от русских американских владений был задуман в России в 1857 или в 1866 году, если этот самый Сьюард, чье имя сегодня густо присутствует на карте штата Аляска, еще во время Крымской войны заявил: «Обращая взор к Северо-Западу, я вижу русского, который озабочен строительством гаваней, поселений и укреплений на оконечности этого континента как аванпостов Санкт-Петербурга, и я могу сказать: «Продолжай и строй свои аванпосты вдоль всего побережья вплоть даже до Ледовитого океана – они, тем не менее, станут аванпостами моей собственной страны – монументами цивилизации Соединенных Штатов на Северо-Западе».

Какие еще нужны доказательства того, что элита США всегда была не просто нелояльна к России и русским, но глубоко, на уровне инстинкта, их ненавидела!

И ненавидит – потому что США замышлялись, создавались и развивались как будущая империя зла. А Россия развивалась как страна вселенского добра. Недаром Екатерина Великая называла Россию «Вселенной»...

P.S. Недавно по российскому телевидению в очередной раз показали документальный фильм «Русская Аляска. Продано! Тайна сделки» ВГТРК, 2010. Автор – Евгений Матонин). Примечательно, что к моменту продажи Аляски дружественные отношения между двумя нашими странами находились на большой высоте. Во время Крымской войны Америка неоднократно подчеркивала: в случае расширения границ конфликта она не будет занимать антирусскую позицию.

Император Александр II последовал советам либеральных царедворцев, а они, как один, советовали продать, причем наперекор всякой логике. С одной стороны, доказывали, что от Аляски нет никакого проку, с другой - что там полно богатств, за которыми вот-вот нагрянут американские солдаты. Договор о продаже Аляски совершался в глубокой тайне…
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    28 декабря 2014 06:11
    Приветствую всех! Продажа Аляски дело темное, давнее...Отрадно осознавать что на Аляске не забыли Русскую культуру,Русский язык.
    1. Аладин
      +7
      28 декабря 2014 09:03
      А как не забыли - Советская власть вынудила староверов к побегу в Манчжурию в 30-х, в 45 достала их и там, уцелевшие уехали в Бразилию, обжились, заработали денег - переехали на Аляску, построили деревню в тайге, судоверфь стеклопластиковых судов, потом стали ловить палтуса в Беринговом море.
      Просто мечтают о появлении у них российских ментов и чиновников.
      А "цыганка" на фото нарядится хоть индианкой для торговли - космополитизм.
    2. 0
      29 декабря 2014 00:16
      Не такое уж и давнее, но, совершенно верно - тёмное, как впрочем и последующий "развал" империи.
  2. +1
    28 декабря 2014 06:31
    Слов нет одни эмоции!!!
    1. Kassandra
      -2
      28 декабря 2014 09:11
      а что за эмоции? ее не продали а сдали в аренду на 99лет... потому что Британия уже достраивала туда транс-канадскую железную дорогу.

      после Великого Аляскинского землетрясения
      https://en.wikipedia.org/wiki/1964_Alaska_earthquake
      она несколько лет даже не восстанавилвалась, потому что срок аренды подходил к концу.

      под ее возвращение кстати хурщев подарил украине крым, чтобы никто в сторону Аляски не смотрел даже...
      1. +6
        28 декабря 2014 13:33
        Да просто взять и сравнить карту Российской Империи середины IXX века и России начала ХХl найдите 7 отличий. Грусть и тоска. Понятно чтобы скрыть факт ущемления своего "эго" можно оправдать все или почти все, но Аляску жалко. Просто по человечески любому русскому жалко Аляску.
        1. Kassandra
          0
          28 декабря 2014 14:35
          как то непонял на счет "эго"... или может вы чего то выше непоняли?
      2. +1
        28 декабря 2014 20:08
        Что это Вам минусов понаставили? Вы написали правильно - АРЕНДА, на сто лет.
        А все повторяют за автором статьи: продали, продали.
        1. Комментарий был удален.
        2. Kassandra
          +1
          29 декабря 2014 03:25
          они и Вам поставили... bully не хочется им чтобы она вернулась. для этого надо насадить всем в сознание что "продана она", а не АРЕНДОВАНА.
          делайте выводы что здесь за народ трется.
          1. -1
            29 декабря 2014 11:18
            Ну, если нам ВРАГИ РУСИ поставили минусы, то эти минусы можно носить как ОРДЕНА!
            Но близок, близок миг победы.
            Ура! мы ломим; гнутся шведы.
        3. 0
          29 декабря 2014 11:34
          http://memory.loc.gov/cgi-bin/ampage?collId=llsl&fileName=015/llsl015.db&recNum=
          572
          Кругом одни шведы.
  3. +6
    28 декабря 2014 07:50
    "Император Александр II последовал советам либеральных царедворцев,"...и этим все сказано.
    1. 0
      28 декабря 2014 14:05
      Нет. Просто высокодержавный клептофил.

      Какие феерические махинации совершались с железными дорогами, Чубайс бы обзавидовался, как Николаевскую железную дорогу передали во владение иноному товариществу в 1867 году. Был грандиозный скандал.

      Аляску продали без предоплаты: деньги поступили лишь в 1868 г., да и то неполностью: 7 млн. 35 тысяч долларов вместо 7,2 млн. При том, что 100 тысяч долларов Стекль истратил на лоббирование сделки в Америке. 7 млн. долларов составляли всего 3% от доходов тогдашнего бюджета Российской империи. Но и они в страну не попали. Они ушли обратно на Запад в счет оплаты поставок железнодорожного оборудования явно по завышенным ценам.
    2. 0
      30 декабря 2014 17:11
      Цитата: Ols76
      "Император Александр II последовал советам либеральных царедворцев,"...и этим все сказано.

      При царском дворе вечно всякие "филы..." крутились. Любили кого угодно, только не Россию.
  4. 0
    28 декабря 2014 08:25
    "...Император Александр II последовал советам либеральных царедворцев"

    Николай II туда же...

    Путин-Крымский тоже вроде склонен:-)

    как то это удивляет:-)
  5. +9
    28 декабря 2014 08:42
    "Везло России на толковых капитан-лейтенантов. Жаль, вот только, что этим капитан-лейтенантам не всегда везло с генерал-адмиралами..."
    Ничего не поменялось в России...
    1. avt
      +7
      28 декабря 2014 10:01
      Цитата: Вожик
      "Везло России на толковых капитан-лейтенантов. Жаль, вот только, что этим капитан-лейтенантам не всегда везло с генерал-адмиралами..."

      Почти такую же статью можно написать про угольную станцию - базу на Цусиме , про обращение Гавайского короля принять под сою руку евойное царство русского царя , про предложение Миклухи Маклая в отношении папуасов .Опять же про базу в корейском Мозанпо. Да собственно и Восточная Пруссия присягала российскому государству .
      Цитата: saag
      "...Император Александр II последовал советам либеральных царедворцев"

      Некий академик РАН от истории Пивоваров публично призывает продать Сибирь подороже пока не поздно.
      1. +1
        28 декабря 2014 14:37
        Прелагаю продать подороже город федерального значения Москва.
        И профессора этого в качестве бонуса до кучи wink
      2. +1
        28 декабря 2014 20:09
        Надо выставить академика.. на продажу, недорого.
  6. +4
    28 декабря 2014 09:58
    В руководстве ы всегда должны стоять специалисты, чьи личные материальные интерес не должны возвышаться над государственными. Я не буду приводить примеры как мы работали в правительстве в советское время и как подбирались кадры. Вспомните наших государственных деятелей по проектам уступок Курильских островов, Охотского моря, Сахалина. И в настоящий момент некоторые из них выступают в печати и наших СМИ с этими проектами. Раз Правительство по каким-то причинам (а я не понимаю этих причин) не может их выселить из страны, так хоть прекратили бы их публикацию в наших СМИ и выступления. Это полностью относится к немцову, касьянову, макаревичу, собчак, алексеевой, и другим представителям пятой колонны. Честь имею.
  7. +3
    28 декабря 2014 10:10
    Жаль что продали Аляску.Часть Аляскинского архипелага нужно было оставить хотя бы(
  8. +6
    28 декабря 2014 10:20
    Одного не увидел у автора - что в конце концов нам пришлось бы воевать за эти золотоносные земли. Причем нам - с другого конца континента,когдв мы экспедиции раз в несколько лет собирали. А матрасникам чутка покороче. И по суше. Что тут говорить, если Ермак еле заборол аборигенов? Есть мнение, что на тот момент царь избег заранее проигранного конфликта, с расчетом, что отожмет в будущем, народ-то никуда не делся тамошний
    1. +1
      28 декабря 2014 16:40
      А когда Русь не воевала? Единственное государственное образование, образовавшееся не для нападения (разделяй и властвуй), а для защиты населения. Ермак не "еле заборол", как считаешь. Старожилы сибирских племён, на вопрос этнологов, почему не "отражали агрессию", отвечали - "Пришли потомки хозяев земель. Эти хозяева когда-то разрешили поселиться нам, а сами ушли. Теперь вернулись."
  9. +3
    28 декабря 2014 10:33
    Величайшая ошибка, тем более территории были освоены и осуществлялись, хотя и нечасто, морские экспедиции под эгидой Русско-Американской компании ил государства. Первая кругосветка И.Ф. Крузенштерна и была организована компанией. Далее подобные плавания осуществлялись регулярно. Жаль, но заморские территории были проданы, в чём не мало укоряют Александра-Освободителя, а как быть с нынешними, которые в личную угоду, и угоду своим кланам продали государство?
    1. 0
      2 января 2015 19:09
      У нас Приморье,Сахалин, Курилы до сих пор не освоены! Разумен был царь, не стал за двумя зайцами гоняться. Нельзя объять необъятное!
  10. +3
    28 декабря 2014 11:14
    Аляску в годы Гражданской войны и интервенции не смогли бы удержать-американцы или япы и так бы её оккупировали.
  11. +6
    28 декабря 2014 11:58
    Почему продали Русскую Америку , мы наверное не узнаем ни когда , как и почему отдали часть моря Норвегии , уже в наше время( тов. Медведев ).
  12. +4
    28 декабря 2014 12:15
    Все не так просто, как кажется автору. Русское правительство было в курсе, что на Аляске есть месторождения золота и с тревогой присматривалась к судьбе бывших мексиканских территорий - Техаса, Калифорнии, Аризоны... Думаю, нет нужды описывать, как они попали в состав США. У нас опасались повторения этой же истории, тем более, что защищать Аляску нам было просто нечем. Ура-патриотические комментаторы предпочитают забывать, как слаба была Россия и сколько у нее было серьезных врагов. Неужели кто-то всерьез думает, что мы могли бы удерживать Аляску до сегодняшнего дня?
    Да и зачем? Мы даже то, что есть, не можем до сих пор толком освоить. Так может нам сосредоточиться наконец на обустройстве собственной страны?
    1. +2
      28 декабря 2014 20:22
      И как слаба была Россия? Насколько и по сравнению с кем?
      Каково было соотношение рубля к фунту стерлингов?
      Нельзя писать просто так: Россия была слаба.
      Вы пишете:
      Так может нам сосредоточиться наконец на обустройстве собственной страны?

      Ну точь в точь, как советники Александра II, не вижу никакой разницы.
      По Вашему мнению Аляска была заграницей?
      Да, еще бы два острова Иппонии отдать, пора, как Вы сами пишете - заняться обустройством..
      ----------------------
      Итак, была АРЕНДА. Но вот большевики, пришедшие к власти отказались быть правопреемником Российской Империи, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
      1. +1
        29 декабря 2014 02:03
        И как слаба была Россия? Насколько и по сравнению с кем?

        "30 марта (18 марта по старому стилю) 1856 года был подписан Парижский мирный договор, в соответствии с которым Россия лишалась права иметь военный флот и военно-морские базы на Черном море, уступала Турции южную часть Бессарабии, обязалась не возводить укреплений на Аландских островах на Балтике и признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией.
        Потери русской армии за все время Крымской войны составили свыше 522 тысячи, турок — до 400 тысяч, французов — 95 тысяч, англичан — 22 тысячи человек."
        РИА Новости http://ria.ru/history_spravki/20131105/974739246.html#ixzz3NEhzKTs3
        Вот поэтому и слаба.
        1. Kassandra
          +1
          29 декабря 2014 04:17
          а чего они москву тогда не взяли? ... как наполеон bully

          из-за того что англия тогда против россии пошла (и их фокусов с вооружением японии) она развалилась менее чем через 100лет, а по франции вообще катком немец прошел 2,5 раза.
      2. Kassandra
        +2
        29 декабря 2014 03:35
        да, вовсе нет!
        1. сейчс нет большевиков
        2. США после землятресения пытались договорится о порядке возврата Аляски или рассмотреть вопрос о продлении ее срока аренды на еще 15-50 лет.
        хрущев буквально выдал им в ответ: "нам не нужно обратно царских подарков"
        это сволочь была еще та... а то как будут дети ездить за тертыми джинсами?
        так что вопрос на самом деле открыт и американцы это знают. редко какой только с брайтона против. laughing
      3. Kassandra
        +3
        29 декабря 2014 04:24
        договор на сам деле был комплексный
        кроме АРЕНДЫ Аляски американцами на 99 лет, российский флот получал право базироваться на американские порты. таже россйиские железнодорожники для сообщения между базами западного и восточного побережья построили весь бакбон железных дорог США. знаменитые деревянные эстакады - наших инженеров рук дело. и китайских рабочих в основном.
        после 1871г года когда в европе усилиась германия а американско-канадская граница наоборот была демилитаризована, и штаты перестали боятся британской агрессии, они попросили наш флот оттуда, обнаглели и стали кругом россии на пару с великобританией гадить...

        но как бы договор АРЕНДЫ есть договор... bully

        в крайнем случае можно купить ее обратно за 7млн долл, только уже не золотом а напечатаных на конопляной бумаге... bully
  13. 0
    28 декабря 2014 14:00
    Цитата: Sahalinets
    Все не так просто, как кажется автору. Русское правительство было в курсе, что на Аляске есть месторождения золота и с тревогой присматривалась к судьбе бывших мексиканских территорий - Техаса, Калифорнии, Аризоны... Думаю, нет нужды описывать, как они попали в состав США. У нас опасались повторения этой же истории, тем более, что защищать Аляску нам было просто нечем. Ура-патриотические комментаторы предпочитают забывать, как слаба была Россия и сколько у нее было серьезных врагов. Неужели кто-то всерьез думает, что мы могли бы удерживать Аляску до сегодняшнего дня?
    Да и зачем? Мы даже то, что есть, не можем до сих пор толком освоить. Так может нам сосредоточиться наконец на обустройстве собственной страны?


    Это конечно всё понятно, но просто не выгодно было продавать Аляску на тот момент, ни даже через 10 ни может через 20 лет. Просто не выгодно не экономически, не геополитически.
    могли бы закрепиться, освоиться, и пусть не вся Аляска, но какой то форпост на Северо-Американском континенте у нас мог бы быть. (ну это уже фантазии))
    1. +1
      28 декабря 2014 14:41
      Да все равно не удержали бы. Ну как большевики сумели б туда добраться в годы Гражданской войны. Да и толку-то? Вы бывали за пределами МКАД? Если нет, то съездите. Очень поучительно. Я вот на Сахалине живу и прямо скажу - до нормальной инфраструктуры нам еще семь верст лесом... И что нам Аляска?
      1. +2
        28 декабря 2014 17:15
        Что теперь трындеть : удержали бы , не удержали ... То что мы её продали , это факт и остаётся только локти кусать , в случае же оккупации или аннексии всегда есть возможность обратиться в международный суд или отжать силой наконец - и ни одна падла в мире не вякнула бы , потому что - НАШЕ ! Из наших горе - правителей такое только Сталину было под силу и верю - отжал бы , хотя бы на той самой Потсдамской конференции , когда делили мир , и думаю проглотили бы , как миленькие ...
      2. Комментарий был удален.
  14. +1
    28 декабря 2014 16:30
    Тема, как не странно, возвращает к образованию и воспитанию поколений. Попадая под влияние, в силу недостаточного воспитания, не своих моральных ценностей, наш земляк начинает, по сути своей, антинародную деятельность.
  15. -2
    28 декабря 2014 16:40
    Как были Романовы немчурой, так и остались! За дела деда и свои "подвиги" внучок -Николашка 2-й расплатился по-полной!!! туда им и дорога! И не надо про Петра 1-го (последнего русского Романова) и Екатерину 2-ю (немку)
    1. Kassandra
      +2
      28 декабря 2014 17:32
      как то у вас все наоборот... bully при петре-1м население сократилось на треть, а при Николае 2-м росло такими темпами что для того чтобы это компенсировать понадобилась ревоюция и две мировые войны...

      вы уж определитесь кто из них великий а кто кровавый... am
  16. 0
    28 декабря 2014 19:56
    Цитата: Sahalinets
    Да все равно не удержали бы. Ну как большевики сумели б туда добраться в годы Гражданской войны. Да и толку-то? Вы бывали за пределами МКАД? Если нет, то съездите. Очень поучительно. Я вот на Сахалине живу и прямо скажу - до нормальной инфраструктуры нам еще семь верст лесом... И что нам Аляска?

    Порт-Артур 5 месяцев держали. И русско-японскую могли бы выиграть еслиб не бездарное командование. Так что с инфраструктурой у нас всё нормально было.

    Численность русских войск в Маньчжурии продолжала увеличиваться, прибывали пополнения. Ко времени заключения мира русские армии в Маньчжурии занимали позиции около деревни Сыпингай и насчитывали около 500 тысяч бойцов; располагались войска не в линию, как раньше, а эшелонированно в глубину; армия значительно усилилась технически — у русских появились гаубичные батареи, пулемёты, количество которых увеличилось с 36 до 374; связь с Россией поддерживалась уже не 3 парами поездов, как в начале войны, а 12 парами. Наконец, дух маньчжурских армий не был сломлен. Однако решительных действий на фронте русское командование не предпринимало, чему в большой мере способствовала начавшаяся в стране революция, а также тактика Куропаткина на максимальное истощение японской армии.

    Со своей стороны японцы, понёсшие огромные потери, также не проявляли активности. Японская армия, стоявшая против русской, насчитывала около 300 тысяч бойцов. Былого подъёма в ней уже не наблюдалось. Япония экономически была истощена. Людские ресурсы исчерпаны, среди пленных попадались старики и дети.
  17. 0
    29 декабря 2014 11:42
    А вот что пишут НАШИ коммунисты и Я с ними согласен -
    Далеко не всем объясняли, что это на самом деле не аренда земель на 99 лет, а скрытая оплата за военную помощь Российской Империи. В последнее время очень много говорят о реальной продаже Русской Америки США, но, при этом приводится текст договора о продаже, а не сам оригинал. Оригинал «почему-то» никто не показывает.
    После революции 1917 г путем конфискации и простого грабежа большевики сосредоточили в своих руках огромные богатства в валюте, ценных бумагах, золоте и т.д. Однако купить для Красной Армии оружие они не могли: Запад запретил торговлю с Россией. Чтобы "прорвать" эту блокаду, Ленин предложил США отказ от претензий на Аляску в обмен на снятие запрета на торговлю. В качестве гарантии Ленин предложил отдать американцам все экземпляры подписанных соглашений, хранившиеся в России и подтверждавшие ее права на Аляску. Так Аляска была действительно продана в первый раз.
    Во время войны с фашизмом Сталин в Ялте сделал заявление, что СССР не будут предъявлять своих прав на Аляску, чем нимало удивил американцев, полагавших, что этот вопрос был окончательно урегулирован еще при Ленине. Сталин просто хотел изобразить, что он делает уступку за право СССР взять под контроль страны Центральной Европы. Так Аляска была продана вторично…
    Наконец, при Брежневе подошел к концу срок аренды. Несмотря на все предыдущее, еще можно было попытаться предъявить права на Аляску. Надо было лишь официально заявить, что эти два, так сказать политика, Ленин и Сталин не имели права продавать Аляску, их действия никогда не были подтверждены Верховным Советом и, следовательно, юридически недействительны с самого начала. Ну, и, конечно, предъявить к оплате деньги! Однако, Генсек КПСС был на это не способен...
    1. Kassandra
      0
      30 декабря 2014 10:08
      Сталин Аляску не продавал, он и так контролировал Восточную Европу и никаких разешений на это ни от кого ему не требовалось.
      в Советских школьных учебниках времен застоя русским по белому написано что Аляска была продана на 99 лет.

      удивление в США было от завялений Хрущева и от мовчания Брежнева в ответ на их запросы.
      вопрос на самом деле для американцев повис в воздухе и открыт...
      1. 0
        30 декабря 2014 17:29
        Цитата: Kassandra
        в Советских школьных учебниках времен застоя русским по белому написано что Аляска была продана на 99 лет.

        Во-первых, я такого не помню (но могу и не помнить, давно дело было, а учебника под рукой нет)
        Во-вторых, "продать на сколько-то лет" не возможно: продажа - акт разовый и единовременный. На какой-то срок можно только сдать в аренду, заложить, взять с правом выкупа и т.д. Тут какое-то противоречие.
        1. Kassandra
          -1
          1 января 2015 01:16
          Ну я помню... bully
          В русском языке так можно. Все акты разовые и единовременные. bully . Когда продают на совсем то пишут "продать на веки вечныя". По той же причине стараются не продавать что то больше чем на 99лет, потому что 100 лет это уже век, а оттуда и до "веки вечныя" недалеко...
    2. 0
      30 декабря 2014 17:26
      Цитата: Turkir
      А вот что пишут НАШИ коммунисты

      Выглядит довольно убедительно, но вот как быть с доказательствами. В сборнике "Тегеран. Ялта. Потсдам." этих данных нет и такие разговоры не зафиксированы. Конечно, это не окончательное доказательство, но все-же...

      Но в любом случае всё это - не более, чем слова. Такие дела колебаниями воздуха не решаются, тут и бумаги с печатями и подписями не всегда "топором не вырубываются". В общем, в который раз убедился, что с Аляской всё очень мутно.
  18. +1
    30 декабря 2014 12:10
    Плохо, куча комментариев и ни одного полноценного военного историка.
    Сам смутно припоминаю расклад сил. Выходило что-то типа, что если бы мы не уступили Аляску Штатам, с которыми отношения у нас были более-менее, получив при этом хоть какой-то профит, ее захапали бы англичане, располагавшие гораздо более мощным флотом и экспедиционным корпусом. Что у нас там было? Несколько небольших крепостей с гарнизонами. Так что временно избавились от Аляски и от повода для англичан начать очередной замес. Война в тот период нам была не нужна ни в каком виде, т.к. к англичанам как обычно могла подключиться и остальная свора заклятых друзей.
    Я сам нисколько не военный историк, но рассуждения о мифических золотых рублях и о быстром освоении континента за океаном могут разве что потешить наше самолюбие, не больше.
    1. Kassandra
      -1
      30 декабря 2014 12:22
      ви жили в то время?

      средняя азия чуть поже подклюачалась и развивалась очень даже, и тут не в рублях дело а в демографии больше.

      сейчас вернув Аляску Россия в военно отношении ее отстоять может...
  19. 0
    30 декабря 2014 13:48
    Цитата: Kassandra
    ви жили в то время?

    Историю читал когда-то.

    Цитата: Kassandra
    сейчас вернув Аляску Россия в военно отношении ее отстоять может...

    Верить в Россию конечно нужно. Но не до такой же степени, это уже фанатизм и шапкозакидательство. Из серии исторических анекдотов, как Польша в свое время реально прикидывала вариант с нападением на гитлеровскую Германию. Если в реале дела обстоят неважно, начиняют сочинять сказки и пересматривать историю. Это достойно лишь слабых, зачем нам это?
    Как представляете себе "возврат" Аляски?
    1. Kassandra
      -2
      30 декабря 2014 15:46
      России не надо гадить по карманам и за шиворот, милейший...

      если написано что продана на 99 лет, значит на 99 лет а не на совсем.

      а какие вы видите принципиальные сложности с этим? даже если кто то упрется рогом? вот война в Корее была неядерная, Берингов пролив узкий... от того что по нему а не по атлантике провели линию перемены дат, он шире не стал bully
      1. 0
        31 декабря 2014 09:44
        Цитата: Kassandra
        если написано что продана на 99 лет, значит на 99 лет а не на совсем.

        Где написано? Товарищи выше обозначили проблему - нет у нас никаких документов. А если бы и были, при таком масштабе они ничего не стоят. Не город, не порт, целый заселенный и освоенный штат. Тут не бумажки, а полномасштабная война. По-другому такие территории не передаются. Даже СССР, у которого действительно была армия, не лез на рожон.
        Цитата: Kassandra
        вот война в Корее была неядерная

        Война в Корее тут никаким боком. Гражданская война, раздел сфер влияния. Наши Т34-85, подаренные корейцам, которые чуть было не смели всех в океан, да поломались по дороге (наши экипажи к танкам по-видимому не прилагались). Последняя война, которая касалась территорий крупных держав, - Вторая Мировая. Вот на нее и надо ориентироваться.
        Минус не мой.
        1. Kassandra
          0
          1 января 2015 03:49
          товарищи всего не знают... Конгресс обращался с запросом о продлении аренды в 60х.
          Америка как то из Вьетнама ушла.
          если ПТС или документы на квартиру скомуниздили цыгане, это не значит что "все пропало" bully

          Каким образом миллионы китайских добровольцев и советские летчики являются гражданами Кореи?

          ну тут кроме вас наверное еще хватает... которым не хочется чтобы на аляске русским духом пахло.
  20. 0
    30 декабря 2014 15:04
    отличная статья, столько всего нового и интересного узнал, аж в голове не укладывается. спасибо автору.с удовольствием проплюсовал.
  21. +1
    30 декабря 2014 17:51
    -Да.., пустое... -всё пустое...
    -Можно щёки надувать , можно песенки петь "Не валяй... ,Америка..." ... -Толку-то... -Что с возу упало...
    -Вон с договором "Беккер-Шеварнадзе" надо быстренько разбираться... -Там всё ещё исправить можно...
    -И с той "пакостью" , что Д.Медведев с норвегами подписал в 2010 году надо тоже разбираться немедленно... -Есть ещё и другие "вопросики"... -И исправлять и исправлять "это всё" надо всеми силами и как можно быстрее... -А песенки "про Аляску" давно пора прекращать петь...
  22. 0
    13 марта 2015 17:16
    Царь хороший был, умный, но с Аляской действительно просчитался, пошел на поводу либералов...