Тяжёлый танк ИС-4

Мало кто знает, что он был серийным, правда серия была невелика, где-то около 250 машин, после чего его сняли с производства. Всему виной послужила чрезмерная масса машины – около 60 тонн.

Тяжёлый танк ИС-4


Разработка этого танка началась в июле 1943 года на Челябинском Кировском Заводе под руководством Л. Троянова, а позже — М. Балжи. В самом начале 1944 года проектируемая машина получила индекс «Объект 701», и уже марте 1944 года проект был представлен на рассмотрение ГАБТУ. Проект, в целом, комиссии понравился, и в апреле этого же года было решено перейти к изготовлению опытных образцов.


Тяжёлый танк ИС-4

Объект 701 с пушкой С-34-I.

Основной идеей для создания нового Советского тяжелого танка, послужила мысль о возможности установки на эту машину более мощных артсистем, чем те что стояли на ИС-2. Поэтому опытный Объект 701 делался сразу в трёх вариантах с различными пушками: Д-25Т, С-34-II и 100-мм пушкой большой мощности С-34-I.

Тяжёлый танк ИС-4

Объект 701 с пушкой С-34-II.

Испытания машин проходило до осени 1944 года. И как обычно выявило массу конструктивных недостатков. Но так же у машины было одно неоспоримое достоинство, её 160 мм лобовую броню не могла пробить ни одна танковая или противотанковая пушка как Советского так и немецкого производства. Из орудийных систем лучше всего проявила себя 122 м пушка С-34-II.

Тяжёлый танк ИС-4


В конце 1944 года было выпущено ещё две машины, на которых была установлена модернизированная трансмиссия. После испытания этих машин посчитали что танк вполне готов к серийному производству. Оставалось только решить с каким орудием его выпускать.

Тяжёлый танк ИС-4

ИС-4 в Кубинке.

Как ни странно, пушка С-34-II так и не была рекомендована к установке в серийной машине. Победила точка зрения, что для решения тех задач, что ныне стоят перед танковыми войсками вполне достаточно уже освоенного в производстве 122-мм орудия Д-25Т, а для вооружения тяжелого танка нового поколения необходим переход на орудия калибра 130 мм или даже 152 мм (попытка установить 130 мм пушку была проделана на танке ИС-7).

Тяжёлый танк ИС-4

ИС-4 на полигоне, где то на Дальнем Востоке.

В апреле 1945 года танк был принят на вооружение и запущен в серийное производство под индексом ИС-4. Корпус машины был сварным, а башня литой с переменной толщиной брони. Кроме упоминавшейся 122 мм пушки Д-25Т в вооружение входил спаренный с ней 12,7 мм пулемёт. Такой же пулемёт ставился в качестве зенитного на турели над люком заряжающего. Одной из особенностей машины - была оригинальная боеукладка. В ИС-4 снаряды размещались в специальных металлических кассетах, которые хорошо видно на фото. Трансмиссия у танка была планетарная, подвеска индивидуальная торсионная. Экипаж танка составлял 4 человека. В качестве силовой установки на машине стоял дизель В-12 мощностью 750 л.с. С эти мотором по шоссе танк мог разогнаться до 43 км/час.

Тяжёлый танк ИС-4

Боеукладка танка ИС-4, хорошё видны металлические касеты под снаряды.

Серийное производство ИС-4 продолжалось до 1949 года. И в основном эти машины проходили свою службу на Дальнем Востоке.

В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных платформ. Именно эта причина фактически похоронила идею строительства машин массой больше 50 т. ИС-4 вывели из эксплуатации и поставили на долговременное хранение, а затем сняли с вооружения. После чего его часто использовали на полигонах в качестве мишени.

Тяжёлый танк ИС-4

Место механика-водителя в танке ИС-4.

Тяжёлый танк ИС-4

Место наводчика в танке ИС-4.

Тяжёлый танк ИС-4

Пушка и пулемёт танка ИС-4.
Первоисточник: http://alternathistory.org.ua


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 7
  1. мишаня 21 апреля 2011 14:13
    Ухх, сотню бы таких танков, да в умелые руки и в начале ВОВ...
    мишаня
    1. rvun 8 июня 2011 16:18
      Даже если бы их была тысяча, на ход боевых действий это бы, скорее всего, влияния не оказало бы. Танки КВ и т-34 к началу войны имели подавляющее превосходство над танками Германии. Просто немцы сами подготовили войну, собрали все необходимые ресурсы, отмобилизовали и сосредоточили армию, имели четкий план действий и бесценный боевой опыт. Статистика боев говорит, что противотанковая борьбы немцами велась не танками, а противотанковой и тяжелой артилерией и авиацией. Встречные танковые сражения происходили при контратаках красной армии, а вовсе не по инициативе немцев. Так что, скорее всего, в начале войны они бы сгорели в приграничных сражениях в первые 10 дней войны. Могу порекомендовать этот труд, очень не предвзято проведен анализ с опорой на фактический материал: http://militera.lib.ru/h/isaev_av3/index.html
      rvun
  2. fantast 21 апреля 2011 21:48
    мишаня,
    Да уж, их просто в лоб ни чем не взять и ни как не остановить wink
  3. Джокер 22 апреля 2011 14:15
    Serg32,
    Да, особенной ИС-7, машина супер.
    Джокер
  4. Fizik01 6 июня 2011 18:31
    Да уж, их просто в лоб ни чем не взять и ни как не остановить

    в лоб их вполне реально пробить орудием PaK44/2 L/61(такие на ПТ-САУ Jagdtiger устанавливались)
    Fizik01
  5. panzersoldat 27 августа 2011 22:54
    Pak44 пробил бы лишь с 200 ,300 метров. Но вещ супер .Правда тяжеловат-почти все находились в забойкалье и использовались как самоходные форты.
    Ещё лучше,конечно КВ-7 был,но он был слишком дорог в производстве,а тогда главная ставка делалась тогда на тысячи и десятки тысяч дешёвых Т-55.
    panzersoldat
    1. Джокер 27 августа 2011 23:09
      Не путай теплое с мягким, у тяжелых танков другое предназночение и иные задачи.

      Что касается программы по производству ИС-7 (а не КВ-7) - то она была свернута в начале развертывания производства в связи с выходом постановления правительства о котором ниже. ИС-8 (Т-10) к слову имел именно такой вес. Это было связано с тем что "В ходе эксплуатации выяснилось, что масса танка превышала грузоподъемность большинства мостов и транспортных платформ. Именно эта причина фактически похоронила идею строительства машин массой больше 50 т. "

      А Т-55 великолепная машина своего времени успешно выполнявшая поставленные задачи.
      Джокер
  6. Крэнг 28 апреля 2014 18:55
    ИС-4 неплохой танк. Может и стоило их выпускать вплоть до начала производства крутого Т-10.
    Крэнг

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня