Операция «Броненосец». Часть первая

Морские пространства, прилегающие к Южной Африке и Мадагаскару, находятся очень далеко от основных театров военных действий Второй Мировой войны. События, происходившие в этом районе земного шара в 1942 году, были едва заметны на фоне грандиозных сражений, происходивших в это время на Восточном фронте. Они не привлекали столько внимания британской прессы, как бои в Северной Африке и конвои в Арктике и Средиземноморье. Однако в ходе обеих Мировых войн не раз случалось так, что происходящее на каком-либо второстепенном театре военных действий могло неожиданно повлиять на весь ход войны. Что-то подобное вполне могло случиться и здесь весной 42 года.

Уже поэтому операция по захвату острова Мадагаскар, получившая название «Броненосец», представляет собой интерес для военных историков. А, кроме того, здесь впервые были применены революционные для того времени средства и методы высадки морского десанта (высадка на берег бронетехники, поддержка десанта авианосцами и др.). В дальнейшем опыт этой операции был так или иначе использован при разработке всех последующих морских десантов союзников, в том числе и для высадки в Нормандии в 1944 году.

Но, главное, чем примечательна высадка на Мадагаскаре, так это один важный пробел, который тщательно обходят стороной большинство авторов, в том числе современных – ответ на простой вопрос: что стояло на кону. Ведь ни авторы воспоминаний (Черчилль, Типпельскирх и другие), ни западные историки не говорят ни слова о том, какова была цена вопроса…


Операция «Броненосец». Часть первая


Ранее, начиная с октября 1941 года немецкому рейдеру «Адмирал граф Шпее» удавалось успешно топить британские транспорты в районе мыса Доброй Надежды. Угроза морским коммуникациям в этой части Мирового океана сама по себе представляла собой фактор стратегической важности, однако ее невозможно было поддерживать непрерывно силами одного тяжелого крейсера. Даже если бы на помощь «Шпее» подошел на помощь другой рейдер – тяжелый крейсер «Дойчланд» (который успешно действовал в это время в Северной Атлантике). Преимущество британских военно-морских сил, располагавших базами в Южной Африке, было слишком очевидно, чтобы немцы могли надеяться на какой-то длительный эффект.

Однако в начале 1942 года с востока появилась более серьезная угроза – императорский флот Японии. И в этот раз она нависла не только над морскими перевозками Британии и ее союзников. Предполагаемое появление японских баз с запасами топлива на острове Мадагаскар означало пусть и ограниченную, но возможность отправлять грузы из Юго-Восточной Азии в Европу. Нейтральные Португалия и Испания к тому времени уже превратились в «заднюю дверь» Третьего рейха. Через них Германия и ее союзники получали многие необходимые для ведения войны ресурсы. Однако некоторые элементы – например, олово и платина – представляли собой особый «короткий ресурсный поводок». Дело в том, что в континентальной Европе месторождений этих элементов нет вообще, а обойтись без них было невозможно. Платина уже тогда использовалась как катализатор в некоторых реакциях органического синтеза, а также как легирующая добавка для производства высокопрочных сталей. Впрочем, критичность дефицита платины для Третьего рейха – вопрос довольно спорный, так как ее еще можно чем-то заменить. А вот олово совершенно незаменимо для производства подшипников качения.

Кстати, именно этот короткий ресурсный поводок для Германии является главной причиной нейтралитета Швеции в обеих мировых войнах, а вовсе не какое-то мифическое «миролюбие» шведов. Главным образом благодаря тому, что шведский концерн «SKF» исправно и бесперебойно получал олово от добывающих компаний в Латинской Америке, все, что должно было крутиться, исправно крутилось по обе стороны любого фронта. Примечательно также, что единственный подшипниковый завод Германии в Швайнфурте (получавший комплектующие из Швеции) авиация союзников принялась бомбить только в самом конце войны, а ведь такая операция, по мнению рейхсминистра экономики Альберта Шпеера, могла бы просто остановить всю военную машину Рейха: «исход войны был бы предрешен еще в 1943 году».

Возможность отправки даже нескольких транспортов (под флагами нейтральных стран) с грузами из Азии в Европу через Индийский океан и Атлантику могла существенно удлинить «поводок» и сделать Гитлера более независимым от заокеанских спонсоров и инвесторов. (Речь шла, в общем-то, о небольших количествах: порядка нескольких тысяч тонн для олова. Этого могло оказаться достаточно для того, чтобы существенно увеличить объемы производства в Германии.) Однако, как изменился бы ход истории в этом случае – уже совсем другая тема, а мы же просто констатируем, что для высшего военного руководства союзников отдаленный и второстепенный театр военных действий в начале 42 года не мог не приобрести в полном смысле слова глобальное значение.

При этом, хотя фактический ход событий в Индийском океане в это время известен довольно хорошо, их причины и взаимосвязь разными авторами до сих пор толкуются в широких пределах – главным образом потому, что нет точной информации о реальных планах японского командования и о том, как они менялись под действием внешних обстоятельств.

Прежде всего, это касается действий самой мощной на тот момент авианосной ударной группы японского флота под командованием адмирала Тюити Нагумо, более чем успешно проявившей себя в Индийском Океане в марте и начале апреля. Японцам удалось скрытно создать временную базу на атолле Адду у южной оконечности Мальдивских островов на расстоянии приблизительно 600 миль юго-западнее Цейлона. Это кольцо коралловых островов, окружавшее глубоководную лагуну, было очень удобным для временных стоянок кораблей и накопления запасов топлива. Отсюда японцы фактически могли контролировать всю центральную часть Индийского Океана.

Достижения эскадры Нагумо японцев были очень внушительны: англичане потеряли более двух десятков транспортов, авианосец «Гермес», два тяжелых крейсера «Дорсетшир» и «Корнуолл», два эсминца, много небольших судов и самолетов. Как писал в своих мемуарах Уинстон Черчилль: «Мы совершенно покинули Индийский океан, исключая побережье Восточной Африки».

Однако вместо того чтобы развивать успех, адмирал Нагумо 10 апреля принял решение о возвращении, причем истинные причины этого демарша были и остаются довольно спорными и запутанными. Во всяком случае, ни один корабль японской эскадры на тот момент не был поврежден, самолетов потеряно всего 17 штук из более чем сотни, запасов топлива и боеприпасов тоже могло хватить еще на некоторое время. Однако вся эта армада в срочном порядке направилась обратно в Тихий океан. Самое вероятное объяснение заключается в том, что японская эскадра находилась слишком далеко от основных баз снабжения, находившихся в Сингапуре и на островах Голландской Ост-Индии, оккупированных японцами. И, несмотря на значительные успехи, миссия адмирала Нагумо с каждым днем становилась все более рискованной.

Операция «Броненосец». Часть первая


Что готовилось японцами взамен этой миссии, сейчас сказать трудно, так как в Тихом Океане произошло событие, которое, значительно повлияло на планы японского командования, во всяком случае, на их внешнюю пропагандистскую составляющую. Утром 18 апреля 1942 года примерно в 700 милях к западу от берега острова Хонсю шестнадцать «Б-25 B Митчелл» под командованием подполковника Джеймса Дулиттла стартовали с американского авианосца «Хорнет». Эта атака тактических бомбардировщиков по японским городам, впоследствии ставшая известной как «Рейд Дулиттла», для адмирала Нагумо оказалась очень кстати и позволила избежать лишних вопросов. Ведь адмиралу было как раз необходимо удобное объяснение, что заставило его остановить успешную кампанию и вернуться в Японию. Причем такое, которое не противоречило бы представлениям о самурайском долге. Так что рейд Дулиттла, хоть и был, безусловно, героическим, оказал японцам некоторую услугу: самая мощная авианосная группа императорского флота вернулась в Тихий Океан под предлогом защиты родных берегов.

Однако это вовсе не отменяло необходимость продвижения к Мадагаскару и Южной Африке. Вице-адмирал Фрике (Kurt Fricke) начальник Штаба Военно-морских сил Германии (Seekriegsleitung) в это время несколько раз вел преговоры с японским военно-морским атташе в Берлине контр-адмиралом Наокуни Номура (Naokuni Nomura). Они активно обсуждали перспективы экспансии в Индийском Океане. На встрече 27 марта 1942 года, Фрике подчеркнул важность операций на этом театре и подчеркнул, что Цейлон, Сейшельские острова и Мадагаскар должны иметь более высокий приоритет для военно-морских сил Японии, чем операции против Австралии. Номура же заявил, что пока у них есть только возможность выделить только четыре или пять подводных лодок, а также два вспомогательных крейсера для операций в западной части Индийского Океана. Обращает на себя внимание, что при этом он отказался раскрывать немцам какие-либо планы в отношении Цейлона и Мадагаскара.

Тем не менее вопрос, что называется, висел в воздухе. Британское правительство и военные ведомства еще в ноябре 41 года обсуждали возможность передачи правительством Виши всего острова Мадагаскар под японский контроль. Впрочем, японцев интересовал, прежде всего, Диего-Суарес (в настоящее время – Анциранана). Это прекрасный порт и хорошо защищенная военно-морская база. Он представлял собой ключевой опорный пункт, владение которым представлялось достаточным для обеспечения господства японского флота в Южных морях. В декабре 41 года лидер «Свободной Франции» генерал де Голль обратился с официальным письмом к Уинстону Черчиллю, в котором настоятельно требовал провести силами Британского флота упреждающую операцию по захвату острова.

Правительство Южно-Африканского Союза (в военном отношении – одного из самых слабых британских доминионов) с начала 42 года тоже требовало от Лондона каких-то решительных действий. Однако Черчилль поначалу ссылался на невозможность выделить необходимое количество кораблей. По его словам только появление в Индийском Океане эскадры Тюити Нагумо заставило британское командование изменить свои планы в отношении Мадагаскара однако окончательное решение о проведении операции было принято только 12 марта, когда эта угроза миновала. Скорее всего, дело в том, что Объединенный комитет начальников штабов США с февраля 42 года несколько раз настойчиво требовал от Черчилля провести операцию по захвату Мадагаскара. Поэтому, еще когда Фрике и Номура проводили свои встречи в Берлине, в Лондоне очевидно уже готовился план по захвату острова.
Операция получила название «Броненосец» («Ironclad» – буквально «покрытый железом»; так называли первые броненосцы). Во всех англоязычных источниках упоминается, что к участию не стали привлекать силы «Свободной Франции» из-за негативного опыта операции в Дакаре. Однако более вероятным представляется неприятие Британским командованием самой идеи присутствия войск, подконтрольных де Голлю, на Мадагаскаре (как впрочем и на любом другом театре.

В конце марта из Глазго к берегам Южной Африки отправился конвой «WS-17», состоявший из трех эсминцев, сопровождавших войсковые транспорты с техникой и десантом. 1 апреля у Гибралтара к конвою присоединились военные корабли. Соединение "F" (такое название получили силы, выделенные для операции) под командованием вице-адмирала Нэвила Сифрета включало корабельную группу из авианосца, линкора «Рэмиллис», двух крейсеров, девяти эсминцев, восьми корветов, четырех тральщиков, 18 транспортов и танкеров. В качестве базы операции был выбран порт Дурбан.

Силы десанта составляли около 20 тысяч человек, они были сведены во временное «Соединение 121» под командованием генерал-майора Стёрджеса (Robert Sturges).

Для истории военной техники особый интерес представляет собой первый в мире танконесущий десантный корабль «Бачакеро» («Bachaquero»). Это уникальное судно было построено в 1937 году как танкер, способный заходить из моря в горловину озера Маракайбо (в Венесуэле). При прекрасной мореходности корабль имел незначительную осадку. В 1941 году в нем были удалены переборки нефтяных танков, а в носовой части встроены раскрывающиеся створки и аппарель. Согласно плану операции, «Бачакеро» должен был высадить на необорудованный берег шесть танков «Валентайн» и четыре гаубицы с автотягачами.

Операция «Броненосец». Часть первая


Еще один корабль «Дервент» («Derwent»), тоже переоборудованный из танкера, был способен спустить на воду (с помощью грузовых стрел) самоходные десантные плашкоуты, способных нести автомашины, орудия, а также легкую бронетехнику.

Таким образом, десант, который англичане собирались высадить на берег у Диего-Суареса, обладал на тот момент беспрецедентной мощью.
С другой стороны гарнизон крепости Диего-Суарес насчитывал около 4 тысяч человек (это была почти половина от всей численности французских войск на Мадагаскаре): около 800 французов, полк сенегальцев, остальные – мальгаши. Крепость, хотя и была построена еще в XIX веке, располагала внушительной артиллерией: четыре 305-миллиметровых орудия и четыре 240-миллиметровых. Командовал гарнизоном полковник Эдвар Клербу а всеми силами на острове – губернатор Арман Анне.

Силы французского флота на Мадагаскаре (ими командовал капитан 1 ранга Мэртен) к началу операции «Броненосец» были очень незначительны: вспомогательный крейсер «Бугенвиль» (переоборудованный из транспорта «Виктор Шельшер»), авизо (сторожевой корабль) «Д'Антркасто» и подводная лодка «Бевезье» (еще две находились в Индийском Океане).

Более значимую военную силу представляла собой смешанная авиационная группа под командованием капитана Леонетти. Относительно современными самолетами были семнадцать «Моран-Солнье MS.406-C1» и шесть двухмоторных «Потэ 63-11». Остальные машины – главным образом устаревшие бипланы «Потэ 25». Основная база военно-воздушных сил была в центральной части острова в Тананариве, откуда до Диего-Суареса приходилось лететь до 40 минут. Непосредственно же у побережья можно было разместить только часть этих сил, там был только один аэродром – Аррашар (7 миль от Диего-Суареса).

Таковы были исходные силы противников в предстоящих боях. Очевидно, что силы французов значительно уступали британским, и им нужна была поддержка. Но при этом обращает на себя внимание, насколько слабой была помощь японцев – всего четыре субмарины типа «А1» (да и те дошли до Мадагаскара только 29 мая) и две сверхмалые подводные лодки. Невольно возникают вопросы: являлся ли остров Мадагаскар их настоящей целью и собирались ли они на самом деле оказать ресурсную помощь Германии?
Автор: Александр Дантонов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 9
  1. Gomunkul 26 декабря 2014 11:43
    Невольно возникают вопросы: являлся ли остров Мадагаскар их настоящей целью и собирались ли они на самом деле оказать ресурсную помощь Германии?
    Можно предположить, что Япония хоть и подписала с Германией и Италией антикоминтерновский пакт, но исполнять его в полном объёме не торопилась, причина мне видится в том, что после не оказания Германией помощи во время войны Японии с СССР в 1939 году, последняя уже не доверяла руководству Германии. Как подтверждение моего предположения, ещё вот такой аргумент из статьи:
    Номура же заявил, что пока у них есть только возможность выделить только четыре или пять подводных лодок, а также два вспомогательных крейсера для операций в западной части Индийского Океана. Обращает на себя внимание, что при этом он отказался раскрывать немцам какие-либо планы в отношении Цейлона и Мадагаскара.
    hi
    1. ohtandur 26 декабря 2014 14:17
      интересная версия. Скажу что Халкин-Гол маячил всегда перед японцами во время ВОВ. Думаю они тогда сломались, плюс стратегический провал Перл-Харбора. Наверно, японцы не были так амбициозны и их интересовал свой регион. Не исключаю того что японцы несмотря на высокую милитаризацию понимали что весь мир им не осилить.
      Жаль что ныне японцы забыли Халкин-Гол и Квантунскую операцию, но помнят Хиросиму и Нагасаки, и то как уверяют искаженно (типа бомбили русские). Странно что они винят русских ведь японцы долгожители - должны хорошо помнить что же тогда произошло.
  2. Андрей из Челябинска 26 декабря 2014 16:28
    Предполагаемое появление японских баз с запасами топлива на острове Мадагаскар означало пусть и ограниченную, но возможность отправлять грузы из Юго-Восточной Азии в Европу.

    После этого читать расхотелось. КАК? Автор всерьез полагает, что японские транспорты могли бы пройти через Атлантику?!! Или... через средиземноморье?! wassat
    Кстати, именно этот короткий ресурсный поводок для Германии является главной причиной нейтралитета Швеции в обеих мировых войнах, а вовсе не какое-то мифическое «миролюбие» шведов.

    НЕ будь "миического "миролюбия"" - не было бы и Швеции. Можно подумать, что-то всерьез мешало включить ее в состав рейха
    Однако вместо того чтобы развивать успех, адмирал Нагумо 10 апреля принял решение о возвращении

    Какой "успех" мог развить Нагумо? Разыскать пару авианосцев и Уорспайт Соммервилла? Ну да, он бы их утопил, но откуда японцам было знать, что англичане там есть?
    Правда в том, что у японцев в общем-то не было задач для того, чтобы держать там свой авианосный флот.
    1. alexknochen 27 декабря 2014 19:03
      1. При чем тут японские транспорты? В Испанию ресурсы подвозили кто угодно. И не только корабли нейтральных стран, была даже одна нидерландская компания, хотя Голландию оккупировали еще в 1940 году. Рокфеллеры поставили в Испанию за годы войны нефти больше чем всем союзникам по ленд-лизу. Не надо путать войну и бизнес.

      2. Швеция была основным поставщиком не только подшипников, но и ряда других товаров и материалов (от турбин до оружейных сталей), которые были необходимы воюющим странам с обеих сторон. Вступление Швеции в войну резко сместило бы равновесие системы, которая создавалась десятилетиями. В Югославии тоже одна республика оказалась "миролюбивой" - Словения, правда по другой причине - из-за необходимости сохранить активы и мощности концерна КРК,который формально даже остался государственным - его не приватизировали. Так что чье-либо миролюбие - либеральный миф,не более.

      3. Британская индийская армия (особенно авиация) готовилась к отражению атак на порты Индии и Цейлона, силы у Нагумо для этого были. Его уход был полной неожиданностью для британцев.
      1. Андрей из Челябинска 28 декабря 2014 13:47
        Цитата: alexknochen
        При чем тут японские транспорты? В Испанию ресурсы подвозили кто угодно. И не только корабли нейтральных стран, была даже одна нидерландская компания, хотя Голландию оккупировали еще в 1940 году. Рокфеллеры поставили в Испанию за годы войны нефти больше чем всем союзникам по ленд-лизу. Не надо путать войну и бизнес.

        А если так - зачем тогда нужен Мадагаскар?:)))
        Цитата: alexknochen
        Швеция была основным поставщиком не только подшипников, но и ряда других товаров и материалов (от турбин до оружейных сталей), которые были необходимы воюющим странам с обеих сторон. Вступление Швеции в войну резко сместило бы равновесие системы, которая создавалась десятилетиями.

        Я бы сказал, что вторая мировая куда сильнее сместило равновесие всех систем. А Гитлеру вовсе не было резона обращать внимание на нужды прочих стран в данном вопросе. Хотя после анекси Швеции никто не мог щапретить ему поставлять шведскую продукции от имени рейха
        Цитата: alexknochen
        Британская индийская армия (особенно авиация) готовилась к отражению атак на порты Индии и Цейлона, силы у Нагумо для этого были

        Сил у Нагумо для этого НЕ БЫЛО. Да, он мог нанести авиаудары, вероятно даже обстрелять с моря, но что в этом толку? десантных сил у него не было, а все остальное проходит по категории мелкая диверсия
        1. alexknochen 29 декабря 2014 23:46
          1. Для этого нужен был не столько весь Мадагаскар, сколько промежуточная база в Диего-Суаресе.

          2. Захват Швеции не решал проблему с подшипниками - он ее полностью закрывал, так ка там олова просто нет. Как нет, например, в Швейцарии никаких полезных ископаемых, необходимых для производства оружейных сталей (ни угля, ни рудных месторождений). И так далее. А олово в Швецию поставляли американские компании, которые вели добычу в Латинской Америке. Конфигурация военных союзов и нейтралитет отдельных стран определяются тремя вещами: ресурсной базой, промышленным потенциалом и транспортной инфраструктурой. А возможность или чистое желание кого-либо что-то там захватить - это для мечтательных гуманитариев.

          3. Посмотрите в англоязычной Википедии статью о Нагумо - хотя бы насчет ресурсов. Еще две-три недели, а может и месяц, Нагумо мог бы (и вообще-то, должен был) терроризировать побережье Британской Индии. Не хотел, или не мог, или не позволяли - сказать сейчас очень трудно.

          4. А что касается Второй Мировой войны, то она конечно сместила равновесие, но в строго необходимом Федеральному резерву направлении - ни больше, ни меньше. Войны ведутся в интересах крупных корпораций и стремятся к их максимальной прибыли. В ущерб себе никто не привел бы к власти Гитлера и никто не позволил бы ему вести войну, как заблагорассудится.
          1. Андрей из Челябинска 30 декабря 2014 13:53
            Цитата: alexknochen
            Для этого нужен был не столько весь Мадагаскар, сколько промежуточная база в Диего-Суаресе.

            ПРостите, но тут логическая несостыковка - или верно то, что в Испанию поставляли все что нужно нейтралы, и в этом случае Мадагаскар не нужен, или же данное утвреждение неверно, но тогда Мадагаскар ничем не помогает.
            На самом деле Мадагаскар был важен отнюдь не мифическими поставками в Европу, а тем, что военные силы, расположенные на Мадагаскаре не позволили бы англичанам снабжать свою африканскую армию в обход Африки.
            Цитата: alexknochen
            Захват Швеции не решал проблему с подшипниками - он ее полностью закрывал, так ка там олова просто нет. Как нет, например, в Швейцарии никаких полезных ископаемых, необходимых для производства оружейных сталей (ни угля, ни рудных месторождений). И так далее. А олово в Швецию поставляли американские компании

            Вы пишете так, как будто месторождения олова расположены исключительно в США. Вообще- говоря то же олово добывалось в Германии еще во 2 тысячелетии до наше эры:))) А по добыче угля Германия была едва ли не впереди Европы всей.
            Цитата: alexknochen
            Посмотрите в англоязычной Википедии статью о Нагумо - хотя бы насчет ресурсов

            Мне право неудобно об этом говорить, потому что сейчас любой незнайка начинает кривить нос на википедию просто потому что краем уха слышал, что ссылаться на нее - моветон, но в данном случае то действительно так.
            Цитата: alexknochen
            Еще две-три недели, а может и месяц, Нагумо мог бы (и вообще-то, должен был) терроризировать побережье Британской Индии

            Мог. Но что и кому бы это дало? ПОвторяю, утопление некоторого количества тоннажа в том районе и разгром некоторого количества портовых сооружений НИКАК не влиял в сущности ни на что.Там просто не было сколько-нибудь критичных целей, поражение которых могло бы существенно отразиться на Англии.
            Цитата: alexknochen
            В ущерб себе никто не привел бы к власти Гитлера и никто не позволил бы ему вести войну, как заблагорассудится.

            Знаете, существует достаточное количество логичных объснений прихода Гитлера к власти. Влияние американских корпораций к ним НЕ относится
  3. 97110 28 декабря 2014 11:00
    А вот олово совершенно незаменимо для производства подшипников качения.
    Правда? Человек я технически безграмотный, но в подшипнике качения что из олова то делают - шарики, которые заехали за ролики? Или баббит, который используют в подшипниках скольжения?
    1. igordok 28 декабря 2014 11:40
      До 60% производимого олова используется в виде сплавов с медью, медью и цинком, медью и сурьмой (подшипниковый сплав, или баббит), с цинком (упаковочная фольга) и в виде оловянно-свинцовых и оловянно-цинковых припоев.

      http://megabook.ru/article/%D0%9E%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня