Судьба российской школы лёгких истребителей

35
Судьба российской школы лёгких истребителей


Хочу поделиться своими мыслями по поводу нашей истребительной авиации. На «ВО» часто публикуются статьи о ПАК ФА, Су-35 и МиГ-35. Но как-то мало говорится о легком фронтовом истребителе пятого поколения.

Еще с 70-х годов повелось обозначение "тяжелый" и "легкий "истребители, и выпускались они всегда в паре. Вспомним хотя бы Су-27 и МиГ-29. Задачи у этих машин разные. "Тяжелые" истребители обеспечивают решение задач вне поля информационно-управляющих систем, а "легкие" выполняют свои функции преимущественно в зоне информационной поддержки с земли. Другими словами, "тяжелые "истребители обеспечивают работу других родов авиации, а "легкий" истребитель занимается задачей прикрытия. Но сейчас в разработке только ПАК ФА.

Наблюдая развитие российской истребительной авиации, приходишь к выводу, что в обозримом будущем легкий фронтовой истребитель 5 поколения даже не в разработке. После фиаско с индийским тендером на поставку МиГ-35 у РСК "МиГ" совсем дела плохи, и надежда остается лишь на поставки той же Индии МиГ-29К (корабельный вариант) и возможную модернизацию МиГ-31.

Последние 10 лет явно прослеживается тенденция оттеснить микояновцев куда-то на обочину российского авиа промышленного комплекса. Вспоминаются разработки нового фронтового истребителя МиГ-1.44, который разрабатывался в 90-е годы и с учетом характеристикам был легким истребителем 5 поколения. Но проект прикрыли, хотя уже был опытный образец. Нельзя и не вспомнить о проекте БПЛА СКАТ. КБ Микояна проиграло тендер КБ "Сокол" на разработку ударного беспилотного аппарата. Причем очень странно, что такое КБ как МИГ с его мощностями, опытом и площадями проиграло соревнование КБ, в котором работает всего 100 человек. Возможно, я не прав, когда говорю о предвзятости господина Погосяна к КБ МИГ и предпочтениям к КБ Сухого. Но на данный момент времени у России нет даже в разработке легкого фронтового истребителя 5 поколения. ПАК ФА для задач, которые должен выполнять легкий истребитель, слишком тяжел и нерентабелен. Это все равно что воевать с малазийскими пиратами на "Петре Великом".

Опуская всю лирику, прихожу к мысли, что легкий собрат Т-50 будет, но если его разработкой займется КБ Сухого, войска этот истребитель увидят лет через десять, учитывая незначительный опыт данного КБ в разработке таких самолетов, а также тот факт, что у них проекта нет даже в чертеже. Но ведь конкуренты-то не спят.

Уже сейчас Китай, Корея, Япония активно работают над созданием именно легкого фронтового истребителя. К тому же никто не отменял торговлю, при которой Россия будет бесповоротно оттеснена от этого сегмента, так как за 10 лет рынок будет занят китайскими, корейскими, японскими и европейскими машинами. 70% всей истребительной техники, которую Россия продавала, были именно легкие истребители. Не каждая страна может себе позволить закупку тяжелых истребителей стоимостью около 100 млн. долларов за штуку.

В советское время между КБ шла здоровая конкуренция, что приводило к появлению фантастических машин. Теперь же этой конкуренции нет. По моему мнению, от этого страдает вся авиация. Учитывая наработки и опыт миговцев, российская армия может уже в ближайшее время получить легкий истребитель пятого поколения, пока еще существует эта школа. Экспорт вооружения — одна из ключевых статей торговли. Но, судя по прогнозам после 2015 года, в России будут производиться только истребители тяжелого класса, спрос на которые ограничен. К тому же те страны, которые покупали у России истребители, уже работают над созданием своих летательных систем.

Если упустить время, рынок для российской истребительной авиации может быть потерян, а лидерство — утрачено. В заключение скажу, что концепцию истребительной пары нельзя ломать. Также преступно оттеснять от этой проблемы КБ Микояна. Мы пока еще лидеры в этой сфере, но скоро, очень скоро, всё может поменяться, если промедлить.
35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +11
    29 декабря 2014 06:10
    Последние 10 лет явно прослеживается тенденция оттеснить микояновцев куда-то на обочину российского авиа промышленного комплекса.


    А деньги есть на разработки микояновцев и вообще какие планы у КРЕМЛЯ в отношении это патриарха КБ МИГ???
    1. +12
      29 декабря 2014 06:34
      микояновцы вроде сами на свои деньги пытаются разрабатывать - но это крохи а нужно постоянное финансирование НИОКР - пускай не валом но постоянно - ведь смотрите и сухой и миги рождались как лучшие так была постоянная кокурентная борьба м\у ними
      1. +2
        29 декабря 2014 12:17
        Скинемся всем сайтом по 100 долларов-может,что-то и получится
        1. +3
          29 декабря 2014 13:53
          lol Не важно, по сколько все решат скинуться. Важно, кто считать и распределять будет.
        2. +6
          29 декабря 2014 14:32
          Нормально, когда оборонка занимается обеспечением обороноспособности страны, это мероприятие изначально убыточное. Выгодные контракты, если повезёт, дело вторичное. Если сейчас Россия или США выставят на продажу средства ядерного нападения, уверяю вас - от покупателей отбоя не будет. Утрированно конечно, но приоритет целей в оборонке иллюстрирует красноречиво.
          Сейчас, ИМХО создана ситуация, когда оборонщики больше думают, как бы долларов побольше насшибать и характеристики машин только средство в достижении этого. В СССР же финансированием оборонки занимались не из меркантильных соображений, новейшие разработки никогда на продажу не выставлялись, они составляли гостайну, а сейчас в оборонке правят бал торгованы.
    2. Комментарий был удален.
    3. +5
      29 декабря 2014 06:39
      Банкротство и застройка территории небоскребами мигу не везет с руководством уже давно там один коррупционный скандал за другим за 15 лет
    4. +10
      29 декабря 2014 07:09
      А деньги есть на разработки микояновцев ...? Тот же ЛЕХА (2)


      На Ваш вопрос, есть хороший ответ: "Кто не хочет кормить (финансировать) свою Армию, будет кормить армию врага."
      Исторически сложились две ветви истребителей: легкие и тяжелые, со своими задачами и назначением, в соответствие от с той объективной обстановкой, что складывается в военной обстановке.
      Отменить эти объективные обстоятельства не способен никто, никакой Погосян. Эти объективные условия боя должны быть толчком для строительства боевой техники разного назначения.
      А деньги? Их нужно найти государству, а не КБ МИГа. По Конституции РФ.
    5. +5
      29 декабря 2014 11:53
      А деньги есть на разработки микояновцев и вообще какие планы у КРЕМЛЯ в отношении это патриарха КБ МИГ??? Для Су деньги есть , он сумел найти выход на власть , а вот для других нет. Кроме Су все неугодны; ни МИГ , ни ИЛ , Ни ЯК , ни вновь появившиеся КБ. Создание ОАК на базе одного из КБ , привело к медленному уничтожению других КБ.
      1. +6
        29 декабря 2014 21:23
        Яковлев в должности замнаркома уже пытался давить "конкурентов". После простого и достаточно удачного И-26(Як-1) и его дальнейших модификаций наступил "кризис жанра". Сколько яковлевских машин было разработано и пущено в серию после войны? Совсем немного. Много вы их вспомните? Як-25, Як-28, Як-38, Як-40, Як-42... Кроме, пожалуй, Як-40 остальные прослужили совсем немного и были сняты с вооружения. Можно вспомнить ряд удачных легких спортивных и учебных самолетов. Но это за 70 лет. Причем часть из них имеют корни того же Як-1. Также может случиться и с сушками, если "складывать все в одну корзину".
    6. -1
      31 декабря 2014 00:12
      Мы пока еще лидеры в этой сфере, но скоро, очень скоро, всё может поменяться, если промедлить.

      А кто медлит??? Вы о чём вообще? В последние пять лет авиационное производство для ВВС РФ у нас на подъёме. И результаты видны невооружённым глазом!
    7. 0
      31 декабря 2014 00:14
      В заключение скажу, что концепцию истребительной пары нельзя ломать

      Эта концепция устарела. Теперь F-22, Т-50
  2. +4
    29 декабря 2014 06:11
    статья товарищ Нексус,ни о чём...всё это десяток раз на сайте муссировалось. даже минус не ставлю,ибо не за что! hi
  3. +5
    29 декабря 2014 06:17
    В статье все сказано правильно, вот только нет ответа на вопрос, который задавал еще Высоцкий: "Где деньги, Зин?"
  4. +5
    29 декабря 2014 06:17
    Считаю что отсутствие легких истребителей в авиации, сравнимо с отсутствием в эскадре эсминцев при наличии тяжелых крейсеров и других типов! Теряется баланс. Как к примеру при Цусиме - Японцы, имея большее число миноносцев после первого дня сражения довершили многое из того что не сделали линейные корабли! наши же миноносцы в мизерном количестве никак себя не показали! За исключением спасения экипажей и отдельных случаев дуэли со своими визави при попытке прорыва во Владивосток!
    1. 0
      29 декабря 2014 12:59
      .....Понятие "легкий" и "тяжелый" весьма относительное при современном развитии систем управления самолетами и управляемым вектором тяги...."Легкий" - синоним дешевый....А дешевый ли МИГ????...В данном контексте вполне СУ катит по всем параметрам....Где то так... hi
  5. ТЕХНАРЬ
    +10
    29 декабря 2014 06:17
    Ну,фантастики в производстве лёгких истребителей нам ненадо,а в реальности-пора уже клепать машины,типа Миг-35.Хотя,кто меня послушает...Юрич! hi А ты прав!
  6. +8
    29 декабря 2014 06:28
    Так вроде же проходила информация, что МиГ разрабатывает новый лёгкий истребитель, в инициативном порядке. Да и 35-е не сказать, что бы плохи. Я конечно не спец, но мне кажется, что МиГ-35 вполне нормально закрывает эту нишу, на ближайшие 10 лет, которые нужны для разработки и запуска в серию полноценного легкого истребителя пятого поколения. И потом, мне кажется, что сама идея фронтового истребителя, у которого всё вооружение спрятано в люки, представляется малоразумной.
  7. пкр оникс
    0
    29 декабря 2014 06:36
    Миг-35 не такой уж и тяжёлый, по сути тот же миг-29 только глубоко модернизированный .
    1. 0
      29 декабря 2014 08:18
      Он, вообще, ни разу не тяжелый.
  8. ТЕХНАРЬ
    +3
    29 декабря 2014 06:37
    Вроде разрабатывает.Но от разработки до реальной постановки на вооружение и десяток лет уйти может.Сейчас только он есть.
  9. +3
    29 декабря 2014 07:05
    Блин, нам хотя бы ПАК ФА и ПАК ДА до ума довести... А еще есть самолеты ДРЛО и прочие разведчики. Так что есть над чем работать.
  10. +12
    29 декабря 2014 07:16
    Деньги распределяет господин Погасян, который является президентом авиастроительной корпорации и выходцом КБ Сухого. В одном из комментариев правильно сказано, раньше при союзе была здоровая конкуренция а теперь КБ Сухого стоит во главе АСК. Далее сугубо мое мнение которое заключается в следующем, все упомянутые коррупционные скандалы связанные с КБ Микояна и Гуревича это лиш борьба с не угодными и не сговорчивыми, чья борьба надеюсь объяснять не надо. А вот какие интересы преследует господин Погасян в отношении КБ Микояна и Гуревича остаётся тайной. И так скажем война между С и М действительно идёт и знаю об этом не по наслышке.
  11. +3
    29 декабря 2014 08:04
    Автор как никогда прав. Кстати, о деятельности Погосяна в частности и о наших авиационных делах в общем часто пишет Угланов в своей "АН"
  12. +1
    29 декабря 2014 08:07
    жаль, что тайные предпочтения имеют место. мешок с деньгами у некоторых в голове,- подавитесь бумажкой,пожалуйста, может слегчает. любите в гуне греться,а может Родина надоела? и мерика вылечит?
  13. +1
    29 декабря 2014 09:46
    Дорогие форумчане, статья грустная очень, жаль не слушают наше руководство страны вопли вопиющих в пустыне. КБ МИГ не под силу сражаться с нашим правительством и одним представителем из КБ Сухого Погостсяном. Придётся посыпать голову пеплом и ждать, когда КБ МИГ сольют с КБ Сухим, либо вообще сольют. Оставят наверное ремонтное КБ. или будет у нас новый самолёт " Сухомиг"
  14. +3
    29 декабря 2014 10:25
    Наши ВВС могут закупить миг 35, так что ещё не всё потеряно.
  15. -5
    29 декабря 2014 12:03
    Опять прожекты-прожекты... Почему никто не способен реально взглянуть на вещи? ОКБ МиГ не способно создать ЛФИ отвечающий современным требованиям, а особенно требованиям по стоимости. Единственный реальный вариант это совместное производство китайского J-10B...
    1. +2
      29 декабря 2014 13:13
      Щас все бросим и будем китайский металлолом строить, когда есть Су-35.
    2. +2
      29 декабря 2014 13:13
      Минус вам - эту рухлядь ещё и совместно производить? МиГ-35 однозначно предпочтительнее.
      http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29m2.html
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Chengdu_J-10
  16. +2
    29 декабря 2014 12:43
    Почему же утверждается, что у КБ им. П.О. Сухого нет опыта в проектировании лёгких истребителей?!

    С-37, С-54, С-55, С-56 и С-57 ...
    1. SAG
      0
      29 декабря 2014 22:18
      C-37 это тот же самый тяжёлый Су-47"Беркут" hi
  17. +2
    29 декабря 2014 13:12
    Вспоминаются разработки нового фронтового истребителя МиГ-1.44, который разрабатывался в 90-е годы и с учетом характеристикам был легким истребителем 5 поколения.


    Какой он нафиг легкий? Это такая же дура по размеру и весу, как Су-27. Автор даже не знает о чем говорит.

    Но на данный момент времени у России нет даже в разработке легкого фронтового истребителя 5 поколения.


    В настоящее время ни у одной страны мира нет в разработке легкого истребителя 5-го поколения по причине технической невозможности обеспечить на нем внутреннее размещение вооружения.

    учитывая незначительный опыт данного КБ в разработке таких самолетов


    Проекты С-54/55/56. Су-25 в размерности МиГ-29. А еще легендарный пилотажный Су-26. Чем принципиально разработка легкого отличается от тяжелого я вообще не представляю. Задача вообще ставится не по весу, а по техническим требованиям, если требования позволяют обойтесь меньшими габаритами и весом, значит будет

    Статье бы 100 минусов влепил.
  18. +1
    29 декабря 2014 13:15
    Нужен самолёт с одним двигателем как F-35 но дешевле как F-16 МиГ-35 это сухопутный аналог F-18
    1. Kassandra
      0
      3 января 2015 14:25
      да, только летает быстрее почти в полтора раза...
  19. +2
    29 декабря 2014 13:15
    Цитата: фомкин
    Автор как никогда прав. Кстати, о деятельности Погосяна в частности и о наших авиационных делах в общем часто пишет Угланов в своей "АН"

    В тех же АН раскрывается и преступная деятельность Погосяна и Ко к гражданской авиации. Именно его руками гробятся КБ Туполева и Ил. Результат всем известен. Его Суперджет почти весь иностранный и теперь опять нужны средства на импортозамещения. Слияния фирм уничтожили конкуренцию. Погосян все выделяемые средства вбухивает в Сухой. Не укладывается в голове, почему молчит тот же Д.Рогозин. Либо все ослепли, либо всем очень все это выгодно
    1. 0
      29 декабря 2014 22:13
      Цитата: maligyn
      Не укладывается в голове, почему молчит тот же Д.Рогозин. Либо все ослепли, либо всем очень все это выгодно

      Трудно с Вами спорить, но , как мне кажется без коррупции не обошлось. Говорят Рогозин тут не при чём, тут пилит министр Мантуров.
  20. +2
    29 декабря 2014 13:20
    Не так давно беседовал с пилотом который управлял и МИГ-29 и СУ-27,он рассказывал что МИГ легче в управлении и маневриние СУ,у СУ-27 лучше радар и дальность(оно и понятно самолёт больше),но в ближнем бою при равном умении пилотов МИГ-29 сделает "Погосяна".
    1. +1
      29 декабря 2014 14:52
      А у меня как раз вопрос по управлению, что называется из разряда "детских":
      Если случится, не дай бог, война, то в какой срок можно подготавливать на эти машины лётчиков, как говорится с "нуля"? Машины времён ВОВ были очень просты в управлении и пилотов готовили относительно не долго! Сейчас летчика нужно готовить несколько лет! Что же в случае глобального, не ядерного, и затяжного конфликта самолёты времён ВОВ строить? Хотя над У-2 поначалу тоже смеялись.))) Как бы повёл себя сейчас, например на Донбассе, Ил-2 ?
  21. 0
    29 декабря 2014 15:59
    Цитата: Nayhas
    Опять прожекты-прожекты... Почему никто не способен реально взглянуть на вещи? ОКБ МиГ не способно создать ЛФИ отвечающий современным требованиям, а особенно требованиям по стоимости. Единственный реальный вариант это совместное производство китайского J-10B...

    А миг 1.44?Уже в опытном экземпляре?Ознакомьтесь с его характеристиками.
  22. +4
    29 декабря 2014 16:03
    Для фронтового истребителя нет такой необходимости быть обязательно пятого поколения, достаточно 4++.
    А вот замену дальнему перехватчику нужно придумывать и лепить быстро, так как на носу гиперзвуковые средства воздушного нападения. Поэтому если сделать замену Миг-31 на новом техническом и технологическом уровне, дабы заменить жаропрочные стали в конструкции на современные композиты и подтянуть аэродинамику дело гораздо более важное. Это позволит и скорость поднять и высоту полёта. ИМХО
    smile
  23. 0
    29 декабря 2014 16:08
    Цитата: EvilLion
    Чем принципиально разработка легкого отличается от тяжелого я вообще не представляю.

    Уважаемый,во первых, ценой в изготовлении и обслуживании.Во вторых задачами,а так же ТТХ.В третьих,вы к примеру ПАК ФА(в морском варианте) на тот же авианосец запихнете или все таки придете к мысли сделать что-то не такое габаритное?И в четвертых:вы,уважаемый из своего кармана будете оплачивать расход топлива у ТЯЖЕЛЫХ истребителей?Опуская все это ответьте мне,чем в ВАШЕМ понимании отличается СУ27 от МИГ29(начнем с этого)
  24. +3
    29 декабря 2014 19:47
    Легкие истребители нужны... Ивашев писал об этом еще в прошлом году... Я ему верю!
  25. +2
    29 декабря 2014 22:02
    "Последние 10 лет явно прослеживается тенденция оттеснить микояновцев куда-то на обочину российского авиа промышленного комплекса."

    Согласен! У МИГа большие возможности! Но его давят!
  26. Portoss
    +1
    29 декабря 2014 22:23
    Создаётся впечатление, что у нас искусственно замалчивается необходимость создания лёгкого ПАК.
  27. +1
    29 декабря 2014 22:38
    Цитата: Portoss
    Создаётся впечатление, что у нас искусственно замалчивается необходимость создания лёгкого ПАК.

    он у нас есть...это миг 1.44 .Просто доработать его надо и можно в серию пускать.Но кому-то это не надо.
  28. +1
    30 декабря 2014 12:13
    Благодаря Погасяну в стране останется одно КБ-Сухого.
    1. +1
      30 декабря 2014 13:37
      да, Погосян - это могильщик русской авиации.сколько было требований снять его с поста президента ОАК - всё впустую.слишком сильные у него тылы в кремле и правительстве, они его не сдадут ни за что, даже если он всю русскую авиастроительную школу угробит, это непотопляемая фигура, вроде чубайса.
  29. +1
    30 декабря 2014 13:30
    Уже 100 раз обсуждалось что одними тяжелыми истребителями все дыры в обороне не заткнешь.
    Непонятно о чем думает ВВС, наверное в доле с Сухим.

    Несмотря на то что корпорация называется объединенной (ОАК), в голове у Погосяна сдвига (по видимому)
    не произошло - для него есть только КБ Сухого. Ведет себя ни как менеджер большой объединенной корпорации,
    а как менеджер своего КБ. У человека не хватает широты взгляда. Руководство ОАК видимо не его уровень.

    Погосян не только у МИГ-а деньги забирает, он забирает их и у гражданских самолетов.
    В стране есть отличные КБ по разработке гражданских самолетов, но на них Погосяну плевать с большой колокольни,
    Надо было еще одно КБ создать (которое сейчас проходит тот путь которые более старые КБ проходили лет 50 назад).
    Я не удивлюсь если КБ Сухого скоро станет разрабатывать бомбардировщики и вертолеты.

    Ошибкой было ставить Погосяна во главу ОАК. Нужно было независимого человека ставить.
    А то сейчас все фин.потоки направлены в ОКБ Сухого. Перекос какой то.
    Мне кажется что именитые КБ, в том числе и МИГ скорее всего не будут утеряны, они будут поглощены Сухим.
    И везде у нас будут "Су".
  30. +1
    31 декабря 2014 00:50
    Цитата: ГШ-18
    В заключение скажу, что концепцию истребительной пары нельзя ломать

    Эта концепция устарела. Теперь F-22, Т-50

    да что вы!То есть вы ,предлагаете использовать тяжелый истребитель за 100 млн долларов и в прикрытии наземных сил и для сопровождения бомберов и (если сварганить корабельную версию)с авиа несущих кораблей летать?Уважаемый,а позвольте спросить,за чей счет банкет то будет?К тому же,сколько Т-50 по вашему надо собрать для армии ,чтоб чувствовать себя уверенно в любой ситуации?(и какая сумма денежная для всего этого понадобится?)Ф-22 снят с производства ввиду своей непомерной дороговизны как в сборке ,так и в эксплуатации,если вы не в курсе.Распределение на классы истребительной авиации ,это не чья-то блашь,а вполне взвешенное и разумное решение,тк задачи разные,и усилия к выполнению этих задач прилагаются тоже разные.Вы же не возьмете в руки кувалду ,для того чтоб прибить пару гвоздей для полки ...