Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Судьба российской школы лёгких истребителей

Судьба российской школы лёгких истребителей


Хочу поделиться своими мыслями по поводу нашей истребительной авиации. На «ВО» часто публикуются статьи о ПАК ФА, Су-35 и МиГ-35. Но как-то мало говорится о легком фронтовом истребителе пятого поколения.

Еще с 70-х годов повелось обозначение "тяжелый" и "легкий "истребители, и выпускались они всегда в паре. Вспомним хотя бы Су-27 и МиГ-29. Задачи у этих машин разные. "Тяжелые" истребители обеспечивают решение задач вне поля информационно-управляющих систем, а "легкие" выполняют свои функции преимущественно в зоне информационной поддержки с земли. Другими словами, "тяжелые "истребители обеспечивают работу других родов авиации, а "легкий" истребитель занимается задачей прикрытия. Но сейчас в разработке только ПАК ФА.


Наблюдая развитие российской истребительной авиации, приходишь к выводу, что в обозримом будущем легкий фронтовой истребитель 5 поколения даже не в разработке. После фиаско с индийским тендером на поставку МиГ-35 у РСК "МиГ" совсем дела плохи, и надежда остается лишь на поставки той же Индии МиГ-29К (корабельный вариант) и возможную модернизацию МиГ-31.

Последние 10 лет явно прослеживается тенденция оттеснить микояновцев куда-то на обочину российского авиа промышленного комплекса. Вспоминаются разработки нового фронтового истребителя МиГ-1.44, который разрабатывался в 90-е годы и с учетом характеристикам был легким истребителем 5 поколения. Но проект прикрыли, хотя уже был опытный образец. Нельзя и не вспомнить о проекте БПЛА СКАТ. КБ Микояна проиграло тендер КБ "Сокол" на разработку ударного беспилотного аппарата. Причем очень странно, что такое КБ как МИГ с его мощностями, опытом и площадями проиграло соревнование КБ, в котором работает всего 100 человек. Возможно, я не прав, когда говорю о предвзятости господина Погосяна к КБ МИГ и предпочтениям к КБ Сухого. Но на данный момент времени у России нет даже в разработке легкого фронтового истребителя 5 поколения. ПАК ФА для задач, которые должен выполнять легкий истребитель, слишком тяжел и нерентабелен. Это все равно что воевать с малазийскими пиратами на "Петре Великом".

Опуская всю лирику, прихожу к мысли, что легкий собрат Т-50 будет, но если его разработкой займется КБ Сухого, войска этот истребитель увидят лет через десять, учитывая незначительный опыт данного КБ в разработке таких самолетов, а также тот факт, что у них проекта нет даже в чертеже. Но ведь конкуренты-то не спят.

Уже сейчас Китай, Корея, Япония активно работают над созданием именно легкого фронтового истребителя. К тому же никто не отменял торговлю, при которой Россия будет бесповоротно оттеснена от этого сегмента, так как за 10 лет рынок будет занят китайскими, корейскими, японскими и европейскими машинами. 70% всей истребительной техники, которую Россия продавала, были именно легкие истребители. Не каждая страна может себе позволить закупку тяжелых истребителей стоимостью около 100 млн. долларов за штуку.

В советское время между КБ шла здоровая конкуренция, что приводило к появлению фантастических машин. Теперь же этой конкуренции нет. По моему мнению, от этого страдает вся авиация. Учитывая наработки и опыт миговцев, российская армия может уже в ближайшее время получить легкий истребитель пятого поколения, пока еще существует эта школа. Экспорт вооружения — одна из ключевых статей торговли. Но, судя по прогнозам после 2015 года, в России будут производиться только истребители тяжелого класса, спрос на которые ограничен. К тому же те страны, которые покупали у России истребители, уже работают над созданием своих летательных систем.

Если упустить время, рынок для российской истребительной авиации может быть потерян, а лидерство — утрачено. В заключение скажу, что концепцию истребительной пары нельзя ломать. Также преступно оттеснять от этой проблемы КБ Микояна. Мы пока еще лидеры в этой сфере, но скоро, очень скоро, всё может поменяться, если промедлить.
Автор: Нексус


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 35
  1. Тот же ЛЕХА 29 декабря 2014 06:10
    Последние 10 лет явно прослеживается тенденция оттеснить микояновцев куда-то на обочину российского авиа промышленного комплекса.


    А деньги есть на разработки микояновцев и вообще какие планы у КРЕМЛЯ в отношении это патриарха КБ МИГ???
    1. сибирский немец 29 декабря 2014 06:34
      микояновцы вроде сами на свои деньги пытаются разрабатывать - но это крохи а нужно постоянное финансирование НИОКР - пускай не валом но постоянно - ведь смотрите и сухой и миги рождались как лучшие так была постоянная кокурентная борьба м\у ними
      1. Сухой_Т-50 29 декабря 2014 12:17
        Скинемся всем сайтом по 100 долларов-может,что-то и получится
        1. Йон_Тихий 29 декабря 2014 13:53
          lol Не важно, по сколько все решат скинуться. Важно, кто считать и распределять будет.
        2. Великорус 29 декабря 2014 14:32
          Нормально, когда оборонка занимается обеспечением обороноспособности страны, это мероприятие изначально убыточное. Выгодные контракты, если повезёт, дело вторичное. Если сейчас Россия или США выставят на продажу средства ядерного нападения, уверяю вас - от покупателей отбоя не будет. Утрированно конечно, но приоритет целей в оборонке иллюстрирует красноречиво.
          Сейчас, ИМХО создана ситуация, когда оборонщики больше думают, как бы долларов побольше насшибать и характеристики машин только средство в достижении этого. В СССР же финансированием оборонки занимались не из меркантильных соображений, новейшие разработки никогда на продажу не выставлялись, они составляли гостайну, а сейчас в оборонке правят бал торгованы.
    2. Комментарий был удален.
    3. insafufa 29 декабря 2014 06:39
      Банкротство и застройка территории небоскребами мигу не везет с руководством уже давно там один коррупционный скандал за другим за 15 лет
    4. vladimirZ 29 декабря 2014 07:09
      А деньги есть на разработки микояновцев ...? Тот же ЛЕХА (2)


      На Ваш вопрос, есть хороший ответ: "Кто не хочет кормить (финансировать) свою Армию, будет кормить армию врага."
      Исторически сложились две ветви истребителей: легкие и тяжелые, со своими задачами и назначением, в соответствие от с той объективной обстановкой, что складывается в военной обстановке.
      Отменить эти объективные обстоятельства не способен никто, никакой Погосян. Эти объективные условия боя должны быть толчком для строительства боевой техники разного назначения.
      А деньги? Их нужно найти государству, а не КБ МИГа. По Конституции РФ.
    5. ротмистр 29 декабря 2014 11:53
      А деньги есть на разработки микояновцев и вообще какие планы у КРЕМЛЯ в отношении это патриарха КБ МИГ??? Для Су деньги есть , он сумел найти выход на власть , а вот для других нет. Кроме Су все неугодны; ни МИГ , ни ИЛ , Ни ЯК , ни вновь появившиеся КБ. Создание ОАК на базе одного из КБ , привело к медленному уничтожению других КБ.
      1. Андрей НМ 29 декабря 2014 21:23
        Яковлев в должности замнаркома уже пытался давить "конкурентов". После простого и достаточно удачного И-26(Як-1) и его дальнейших модификаций наступил "кризис жанра". Сколько яковлевских машин было разработано и пущено в серию после войны? Совсем немного. Много вы их вспомните? Як-25, Як-28, Як-38, Як-40, Як-42... Кроме, пожалуй, Як-40 остальные прослужили совсем немного и были сняты с вооружения. Можно вспомнить ряд удачных легких спортивных и учебных самолетов. Но это за 70 лет. Причем часть из них имеют корни того же Як-1. Также может случиться и с сушками, если "складывать все в одну корзину".
    6. ГШ-18 31 декабря 2014 00:12
      Мы пока еще лидеры в этой сфере, но скоро, очень скоро, всё может поменяться, если промедлить.

      А кто медлит??? Вы о чём вообще? В последние пять лет авиационное производство для ВВС РФ у нас на подъёме. И результаты видны невооружённым глазом!
    7. ГШ-18 31 декабря 2014 00:14
      В заключение скажу, что концепцию истребительной пары нельзя ломать

      Эта концепция устарела. Теперь F-22, Т-50
  2. андрей юрьевич 29 декабря 2014 06:11
    статья товарищ Нексус,ни о чём...всё это десяток раз на сайте муссировалось. даже минус не ставлю,ибо не за что! hi
  3. Наган 29 декабря 2014 06:17
    В статье все сказано правильно, вот только нет ответа на вопрос, который задавал еще Высоцкий: "Где деньги, Зин?"
  4. Region-25.rus 29 декабря 2014 06:17
    Считаю что отсутствие легких истребителей в авиации, сравнимо с отсутствием в эскадре эсминцев при наличии тяжелых крейсеров и других типов! Теряется баланс. Как к примеру при Цусиме - Японцы, имея большее число миноносцев после первого дня сражения довершили многое из того что не сделали линейные корабли! наши же миноносцы в мизерном количестве никак себя не показали! За исключением спасения экипажей и отдельных случаев дуэли со своими визави при попытке прорыва во Владивосток!
    1. aleks 62 29 декабря 2014 12:59
      .....Понятие "легкий" и "тяжелый" весьма относительное при современном развитии систем управления самолетами и управляемым вектором тяги...."Легкий" - синоним дешевый....А дешевый ли МИГ????...В данном контексте вполне СУ катит по всем параметрам....Где то так... hi
  5. ТЕХНАРЬ 29 декабря 2014 06:17
    Ну,фантастики в производстве лёгких истребителей нам ненадо,а в реальности-пора уже клепать машины,типа Миг-35.Хотя,кто меня послушает...Юрич! hi А ты прав!
    ТЕХНАРЬ
  6. Al_lexx 29 декабря 2014 06:28
    Так вроде же проходила информация, что МиГ разрабатывает новый лёгкий истребитель, в инициативном порядке. Да и 35-е не сказать, что бы плохи. Я конечно не спец, но мне кажется, что МиГ-35 вполне нормально закрывает эту нишу, на ближайшие 10 лет, которые нужны для разработки и запуска в серию полноценного легкого истребителя пятого поколения. И потом, мне кажется, что сама идея фронтового истребителя, у которого всё вооружение спрятано в люки, представляется малоразумной.
  7. пкр оникс 29 декабря 2014 06:36
    Миг-35 не такой уж и тяжёлый, по сути тот же миг-29 только глубоко модернизированный .
    пкр оникс
    1. Al_lexx 29 декабря 2014 08:18
      Он, вообще, ни разу не тяжелый.
  8. ТЕХНАРЬ 29 декабря 2014 06:37
    Вроде разрабатывает.Но от разработки до реальной постановки на вооружение и десяток лет уйти может.Сейчас только он есть.
    ТЕХНАРЬ
  9. Zomanus 29 декабря 2014 07:05
    Блин, нам хотя бы ПАК ФА и ПАК ДА до ума довести... А еще есть самолеты ДРЛО и прочие разведчики. Так что есть над чем работать.
  10. Golddigger 96 29 декабря 2014 07:16
    Деньги распределяет господин Погасян, который является президентом авиастроительной корпорации и выходцом КБ Сухого. В одном из комментариев правильно сказано, раньше при союзе была здоровая конкуренция а теперь КБ Сухого стоит во главе АСК. Далее сугубо мое мнение которое заключается в следующем, все упомянутые коррупционные скандалы связанные с КБ Микояна и Гуревича это лиш борьба с не угодными и не сговорчивыми, чья борьба надеюсь объяснять не надо. А вот какие интересы преследует господин Погасян в отношении КБ Микояна и Гуревича остаётся тайной. И так скажем война между С и М действительно идёт и знаю об этом не по наслышке.
  11. фомкин 29 декабря 2014 08:04
    Автор как никогда прав. Кстати, о деятельности Погосяна в частности и о наших авиационных делах в общем часто пишет Угланов в своей "АН"
  12. alleksSalut4507 29 декабря 2014 08:07
    жаль, что тайные предпочтения имеют место. мешок с деньгами у некоторых в голове,- подавитесь бумажкой,пожалуйста, может слегчает. любите в гуне греться,а может Родина надоела? и мерика вылечит?
  13. valokordin 29 декабря 2014 09:46
    Дорогие форумчане, статья грустная очень, жаль не слушают наше руководство страны вопли вопиющих в пустыне. КБ МИГ не под силу сражаться с нашим правительством и одним представителем из КБ Сухого Погостсяном. Придётся посыпать голову пеплом и ждать, когда КБ МИГ сольют с КБ Сухим, либо вообще сольют. Оставят наверное ремонтное КБ. или будет у нас новый самолёт " Сухомиг"
  14. Вадим237 29 декабря 2014 10:25
    Наши ВВС могут закупить миг 35, так что ещё не всё потеряно.
  15. Nayhas 29 декабря 2014 12:03
    Опять прожекты-прожекты... Почему никто не способен реально взглянуть на вещи? ОКБ МиГ не способно создать ЛФИ отвечающий современным требованиям, а особенно требованиям по стоимости. Единственный реальный вариант это совместное производство китайского J-10B...
    1. EvilLion 29 декабря 2014 13:13
      Щас все бросим и будем китайский металлолом строить, когда есть Су-35.
    2. Mairos 29 декабря 2014 13:13
      Минус вам - эту рухлядь ещё и совместно производить? МиГ-35 однозначно предпочтительнее.
      http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29m2.html
      https://ru.wikipedia.org/wiki/Chengdu_J-10
  16. Epizikl 29 декабря 2014 12:43
    Почему же утверждается, что у КБ им. П.О. Сухого нет опыта в проектировании лёгких истребителей?!

    С-37, С-54, С-55, С-56 и С-57 ...
    1. SAG 29 декабря 2014 22:18
      C-37 это тот же самый тяжёлый Су-47"Беркут" hi
      SAG
  17. EvilLion 29 декабря 2014 13:12
    Вспоминаются разработки нового фронтового истребителя МиГ-1.44, который разрабатывался в 90-е годы и с учетом характеристикам был легким истребителем 5 поколения.


    Какой он нафиг легкий? Это такая же дура по размеру и весу, как Су-27. Автор даже не знает о чем говорит.

    Но на данный момент времени у России нет даже в разработке легкого фронтового истребителя 5 поколения.


    В настоящее время ни у одной страны мира нет в разработке легкого истребителя 5-го поколения по причине технической невозможности обеспечить на нем внутреннее размещение вооружения.

    учитывая незначительный опыт данного КБ в разработке таких самолетов


    Проекты С-54/55/56. Су-25 в размерности МиГ-29. А еще легендарный пилотажный Су-26. Чем принципиально разработка легкого отличается от тяжелого я вообще не представляю. Задача вообще ставится не по весу, а по техническим требованиям, если требования позволяют обойтесь меньшими габаритами и весом, значит будет

    Статье бы 100 минусов влепил.
  18. Иван моховиков 29 декабря 2014 13:15
    Нужен самолёт с одним двигателем как F-35 но дешевле как F-16 МиГ-35 это сухопутный аналог F-18
    1. Kassandra 3 января 2015 14:25
      да, только летает быстрее почти в полтора раза...
      Kassandra
  19. maligyn 29 декабря 2014 13:15
    Цитата: фомкин
    Автор как никогда прав. Кстати, о деятельности Погосяна в частности и о наших авиационных делах в общем часто пишет Угланов в своей "АН"

    В тех же АН раскрывается и преступная деятельность Погосяна и Ко к гражданской авиации. Именно его руками гробятся КБ Туполева и Ил. Результат всем известен. Его Суперджет почти весь иностранный и теперь опять нужны средства на импортозамещения. Слияния фирм уничтожили конкуренцию. Погосян все выделяемые средства вбухивает в Сухой. Не укладывается в голове, почему молчит тот же Д.Рогозин. Либо все ослепли, либо всем очень все это выгодно
    1. valokordin 29 декабря 2014 22:13
      Цитата: maligyn
      Не укладывается в голове, почему молчит тот же Д.Рогозин. Либо все ослепли, либо всем очень все это выгодно

      Трудно с Вами спорить, но , как мне кажется без коррупции не обошлось. Говорят Рогозин тут не при чём, тут пилит министр Мантуров.
  20. МорякЧФ 29 декабря 2014 13:20
    Не так давно беседовал с пилотом который управлял и МИГ-29 и СУ-27,он рассказывал что МИГ легче в управлении и маневриние СУ,у СУ-27 лучше радар и дальность(оно и понятно самолёт больше),но в ближнем бою при равном умении пилотов МИГ-29 сделает "Погосяна".
    1. ПВ КГБ СССР 29 декабря 2014 14:52
      А у меня как раз вопрос по управлению, что называется из разряда "детских":
      Если случится, не дай бог, война, то в какой срок можно подготавливать на эти машины лётчиков, как говорится с "нуля"? Машины времён ВОВ были очень просты в управлении и пилотов готовили относительно не долго! Сейчас летчика нужно готовить несколько лет! Что же в случае глобального, не ядерного, и затяжного конфликта самолёты времён ВОВ строить? Хотя над У-2 поначалу тоже смеялись.))) Как бы повёл себя сейчас, например на Донбассе, Ил-2 ?
  21. НЕКСУС 29 декабря 2014 15:59
    Цитата: Nayhas
    Опять прожекты-прожекты... Почему никто не способен реально взглянуть на вещи? ОКБ МиГ не способно создать ЛФИ отвечающий современным требованиям, а особенно требованиям по стоимости. Единственный реальный вариант это совместное производство китайского J-10B...

    А миг 1.44?Уже в опытном экземпляре?Ознакомьтесь с его характеристиками.
  22. К-50 29 декабря 2014 16:03
    Для фронтового истребителя нет такой необходимости быть обязательно пятого поколения, достаточно 4++.
    А вот замену дальнему перехватчику нужно придумывать и лепить быстро, так как на носу гиперзвуковые средства воздушного нападения. Поэтому если сделать замену Миг-31 на новом техническом и технологическом уровне, дабы заменить жаропрочные стали в конструкции на современные композиты и подтянуть аэродинамику дело гораздо более важное. Это позволит и скорость поднять и высоту полёта. ИМХО
    smile
  23. НЕКСУС 29 декабря 2014 16:08
    Цитата: EvilLion
    Чем принципиально разработка легкого отличается от тяжелого я вообще не представляю.

    Уважаемый,во первых, ценой в изготовлении и обслуживании.Во вторых задачами,а так же ТТХ.В третьих,вы к примеру ПАК ФА(в морском варианте) на тот же авианосец запихнете или все таки придете к мысли сделать что-то не такое габаритное?И в четвертых:вы,уважаемый из своего кармана будете оплачивать расход топлива у ТЯЖЕЛЫХ истребителей?Опуская все это ответьте мне,чем в ВАШЕМ понимании отличается СУ27 от МИГ29(начнем с этого)
  24. MstislavHrabr 29 декабря 2014 19:47
    Легкие истребители нужны... Ивашев писал об этом еще в прошлом году... Я ему верю!
  25. Vikmay16 29 декабря 2014 22:02
    "Последние 10 лет явно прослеживается тенденция оттеснить микояновцев куда-то на обочину российского авиа промышленного комплекса."

    Согласен! У МИГа большие возможности! Но его давят!
  26. Portoss 29 декабря 2014 22:23
    Создаётся впечатление, что у нас искусственно замалчивается необходимость создания лёгкого ПАК.
    Portoss
  27. НЕКСУС 29 декабря 2014 22:38
    Цитата: Portoss
    Создаётся впечатление, что у нас искусственно замалчивается необходимость создания лёгкого ПАК.

    он у нас есть...это миг 1.44 .Просто доработать его надо и можно в серию пускать.Но кому-то это не надо.
  28. kaik 30 декабря 2014 12:13
    Благодаря Погасяну в стране останется одно КБ-Сухого.
    1. Prager 30 декабря 2014 13:37
      да, Погосян - это могильщик русской авиации.сколько было требований снять его с поста президента ОАК - всё впустую.слишком сильные у него тылы в кремле и правительстве, они его не сдадут ни за что, даже если он всю русскую авиастроительную школу угробит, это непотопляемая фигура, вроде чубайса.
  29. sinoptic 30 декабря 2014 13:30
    Уже 100 раз обсуждалось что одними тяжелыми истребителями все дыры в обороне не заткнешь.
    Непонятно о чем думает ВВС, наверное в доле с Сухим.

    Несмотря на то что корпорация называется объединенной (ОАК), в голове у Погосяна сдвига (по видимому)
    не произошло - для него есть только КБ Сухого. Ведет себя ни как менеджер большой объединенной корпорации,
    а как менеджер своего КБ. У человека не хватает широты взгляда. Руководство ОАК видимо не его уровень.

    Погосян не только у МИГ-а деньги забирает, он забирает их и у гражданских самолетов.
    В стране есть отличные КБ по разработке гражданских самолетов, но на них Погосяну плевать с большой колокольни,
    Надо было еще одно КБ создать (которое сейчас проходит тот путь которые более старые КБ проходили лет 50 назад).
    Я не удивлюсь если КБ Сухого скоро станет разрабатывать бомбардировщики и вертолеты.

    Ошибкой было ставить Погосяна во главу ОАК. Нужно было независимого человека ставить.
    А то сейчас все фин.потоки направлены в ОКБ Сухого. Перекос какой то.
    Мне кажется что именитые КБ, в том числе и МИГ скорее всего не будут утеряны, они будут поглощены Сухим.
    И везде у нас будут "Су".
  30. НЕКСУС 31 декабря 2014 00:50
    Цитата: ГШ-18
    В заключение скажу, что концепцию истребительной пары нельзя ломать

    Эта концепция устарела. Теперь F-22, Т-50

    да что вы!То есть вы ,предлагаете использовать тяжелый истребитель за 100 млн долларов и в прикрытии наземных сил и для сопровождения бомберов и (если сварганить корабельную версию)с авиа несущих кораблей летать?Уважаемый,а позвольте спросить,за чей счет банкет то будет?К тому же,сколько Т-50 по вашему надо собрать для армии ,чтоб чувствовать себя уверенно в любой ситуации?(и какая сумма денежная для всего этого понадобится?)Ф-22 снят с производства ввиду своей непомерной дороговизны как в сборке ,так и в эксплуатации,если вы не в курсе.Распределение на классы истребительной авиации ,это не чья-то блашь,а вполне взвешенное и разумное решение,тк задачи разные,и усилия к выполнению этих задач прилагаются тоже разные.Вы же не возьмете в руки кувалду ,для того чтоб прибить пару гвоздей для полки ...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня