Семейство управляемых ракет Raytheon AGM-176 Griffin (США)

В последние годы на рынке вооружений появился спрос на сравнительно простые и дешевые управляемые ракеты, пригодные для использования с различными базовыми платформами. Такое оружие призвано дополнять ракеты иных типов, и предназначается для решения некоторых специфических задач. В 2008 года к созданию подобного ракетного вооружения приступила американская компания Raytheon.

Семейство управляемых ракет Raytheon AGM-176 Griffin (США)


Результатом проекта AGM-176 Griffin («Грифон») должно было стать создание новой управляемой ракеты класса «воздух-поверхность». Прежде всего это оружие предназначалось для оснащения самолетов AC-130 последних модификаций. Предполагалось, что расширение номенклатуры вооружения этих «ганшипов» позволит в определенной мере удешевить их эксплуатацию за счет возможности использования ракет, наиболее соответствующих требованиям конкретной ситуации. Кроме того, рассматривалась возможность вооружения новыми ракетами самолетов и вертолетов иных типов.


С целью привлечения потенциальных заказчиков было решено максимально удешевить новую ракету. Основным методом снижения ее стоимости стало использование уже существующих компонентов, применяемых в производстве управляемого вооружения иных типов. Основными «донорами» узлов и агрегатов стали противотанковый ракетный комплекс FGM-148 Javelin и управляемая ракета «воздух-воздух» AIM-9X Sidewinder. Тем не менее, некоторое количество узлов пришлось разрабатывать специально для ракеты Griffin.

Ракета AGM-176 имеет облик, типичный для оружия своего класса. Ее общая длина – 110 см, калибр – 140 мм. На боковой поверхности цилиндрического корпуса предусмотрены рули и стабилизаторы. Все плоскости построены по Х-образной схемы и выполнены складными. В транспортном положении рули и стабилизаторы находятся внутри корпуса ракеты. Сам боеприпас поставляется в цилиндрическом транспортно-пусковом контейнере. Стартовый вес ракеты Griffin – 20 кг, 5,9 кг из которых приходится на боевую часть.

Ракета имеет классическую компоновку. В головной части располагается система наведения, позади которой находится осколочно-фугасная боевая часть. В средней и хвостовой частях корпуса размещен твердотопливный двигатель.

С целью расширения списка возможных носителей новых ракет было предложено разрабатывать две модификации, отличающиеся друг от друга способом запуска. Так, вариант AGM-176A (Griffin-A) предлагалось запускать с помощью специальных пусковых установок, монтируемых на кормовой рампе или боковых дверях транспортных самолетов. Ракета AGM-176B (Griffin-B) должна была использоваться со стандартными узлами внешней подвески боевых самолетов и вертолетов.

Первые модификации ракеты AGM-176 оснащались комбинированной головкой самонаведения. В зависимости от тактической необходимости можно использовать комбинацию инерциальной и спутниковой навигационных систем или полуактивную лазерную ГСН. В первом случае ракета стремится попасть в точку с указанными координатами, во втором – наводится на пятно лазерного луча, которым подсвечивается цель.

Небольшие габариты и вес ракеты Griffin не позволили обеспечить большую дальность. Тем не менее, существуют способы заметного увеличения этого параметра. При запуске с наземной пусковой установки, смонтированной на каком-либо транспортном средстве, дальность стрельбы не превышает 5,5 км. При использовании ракеты в качестве авиационного вооружения дальность ее полета может достигать 15-20 км, в зависимости от высоты, на которой производится пуск.

Семейство управляемых ракет Raytheon AGM-176 Griffin (США)


Ракеты AGM-176 несут осколочно-фугасную боевую часть весом 5,9 кг. В настоящее время специалисты компании Raytheon занимаются доводкой новой многоцелевой боевой части MEWS, способной поражать цели различных типов. Боевая часть ракеты оснащается взрывателем, работающим в нескольких режимах. Обеспечивается воздушный подрыв над целью, взрыв при контакте с целью или с задержкой.

Уже в 2008 году компания Raytheon получила несколько заказов министерства обороны США на проведение ряда этапов проекта, а также на производство первых опытных ракет. В июне 2009-го Пентагон выделил 14,5 млн долларов на подготовку к испытаниям и серийному производству новых ракет. На тот момент речь шла о модификациях AGM-176A и AGM-176B. Осенью 2010 года стартовали работы по интеграции ракет «Грифон» в комплекс вооружения современных американских БПЛА.

В начале 2011 года стало известно, что проектом AGM-176 заинтересовались ВМС США. Незадолго до этого командование флота остановило конкурс NLOS-LS, целью которого был выбор ракет малой и средней дальности для новых кораблей проекта LCS. В качестве такого оружия начали рассматривать новые ракеты Griffin в версии, получившей название SeaGriffin («Морской грифон»).

В 2011 году Пентагон закупил некоторое количество ракет Griffin, предназначенных для использования с разными авиационными платформами. В начале ноября того же года появились сообщения о первом боевом применении новых ракет. Оно состоялось в Афганистане. Запуск производился с самолета KC-130J-HH. В 2012 году продолжились испытания ракет новых модификаций с разными пусковыми установками.

Семейство управляемых ракет Raytheon AGM-176 Griffin (США)


В феврале 2014 года компания Raytheon начала производство очередной модификации ракеты «Грифон» под названием AGM-176B Block III. Основные изменения коснулись лазерной головки самонаведения, характеристики которой были заметно улучшены. Также ракеты «Блок 3» комплектуются новой многоцелевой боевой частью MEWS. В феврале компания Raytheon сообщила, что с конвейера сошла двухтысячная ракета семейства Griffin.

Немного позже, весной 2014 года, началась полноценная эксплуатация ракет Griffin-B в военно-морских силах США. Патрульные катера проекта Cyclone оснащаются ракетным комплексом MK-60, в состав которого входит пусковая установка, ракета AGM-176B, лазерный целеуказатель и система управления.

В апреле 2014-го Пентагон объявил, что новые корабли класса LCS не будут оснащаться ракетами SeaGriffin. В качестве ракетного вооружения, предназначенного для атаки малоразмерных целей, корабли получат ракету AGM-114L Hellfire. При этом, однако, такой отказ никак не должен сказаться на эксплуатации «Грифонов» в качестве оружия иных катеров и кораблей.

Несмотря на неудачу, компания Raytheon продолжает разработку проекта ракеты корабельного базирования. Предполагается, что эта ракета может представлять большой интерес для военных благодаря нескольким своим качествам. Главное – повышенная дальность полета, благодаря которой SeaGriffin может конкурировать с ракетами AGM-114L и Brimstone 2. Кроме того, ракета для кораблей оснащается комбинированной системой управления с лазерной и инфракрасной головками самонаведения. В случае использования инфракрасной ГСН реализуется принцип «выстрелил-забыл».

В июле 2014 года были проведены испытания ракеты SeaGriffin, целью которых была проверка ее характеристик и демонстрация желания продолжать проект. Немного позже стало известно, что ракета SeaGriffin получила новое название – AGM-176C. Кроме того, стало известно о начале работ над ракетой AGM-176C-ER повышенной дальности.

Таким образом, на данный момент список модификаций ракеты «Грифон» выглядит следующим образом:

- AGM-176A или Griffin-A. Ракета для вооружения самолетов AC-130 или некоторых военно-транспортных машин. Эта модификация предназначается для использования с пусковой установкой, монтируемой на кормовой грузовой рампе или в боковых дверях базового самолета;

- AGM-176B или Griffin-B. Ракета «воздух-поверхность», предназначенная для использования на боевых самолетах и вертолетах. Этот боеприпас должен перевозиться на внешней подвеске и запускается вперед по полету;

- AGM-176C или Griffin-C. Изначально корабельный вариант базовой ракеты с новой системой управления, использующей лазерное и инфракрасное наведение. В зависимости от типа цели и других особенностей боевой задачи может использоваться полуактивное наведение на лазерную метку либо наведение на выбранную оператором цель;

- AGM-176C-ER. Дальнейшее развитие ракеты Griffin-C с обновленной силовой установкой. Утверждается, что при запуске с наземной пусковой установки эта ракета способна поражать цели на дальности более 10-15 км.

В настоящее время компания Raytheon серийно производит ракеты Griffin-A и Griffin-B. Проекты с литерой «C» пока находятся на стадии испытаний и доводки прототипов. Вооружение для кораблей планируется представить потенциальным покупателям в самое ближайшее время.


По материалам сайтов:
http://raytheon.com/
http://defenseindustrydaily.com/
http://airforce-technology.com/
http://defensenews.com/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 10
  1. капрал 29 декабря 2014 08:24
    Обратите внимание, уже которая по счету разработка "забугорных"фирм. Все хотят воевать дистанционно и с высокой точностью. А что у нас? Засекречено или подвижки нулевые? Чего ждем? Или МО считает, что обойдемся старыми "Вихрями" и "Атаками"?
    1. Аскет 29 декабря 2014 16:08
      Цитата: капрал
      . А что у нас? Засекречено или подвижки нулевые? Чего ждем? Или МО считает, что обойдемся старыми "Вихрями" и "Атаками"?


      Из чисто российских(поступивших на вооружение после 2000) с воздушным базированием -Многоцелевая ракета Х-38МЭ -
      СУ-тепловизионная,р/л,лазерная ГСН ссо спутниковой навигацией
      Боевая часть:Осколочно-фугасная, Проникающая, Кассетная Применение:Воздух-земля
      Дальность:40 км. Год разработки:2009 г.


      Ракеты семейства Х-38МЭ являются модульными. В зависимости от предполагаемого типа цели на ракету могут быть установлены различные боевые части и головки самонаведения.
      В настоящее время разработчиком предлагаются следующие варианты систем самонаведения:

      Х-38МЛЭ — с лазерной ГСН;
      Х-38МКЭ — с системой спутниковой навигации;
      Х-38МТЭ — с тепловизионной ГСН 9-Б-7738;
      Х-38МАЭ — с активной радилокационной ГСН.
      В зависимости от задачи на ракетах могут применяться различные боевые части: на Х-38МАЭ, Х-38МЛЭ и Х-38МТЭ - осколочно-фугасная или проникающая, на Х-38МКЭ - кассетная. Маршевый двигатель - двухрежимный твердотопливный.



      Авиационная управляемая ракета Х-59МК (Х-59МК2)
      Система управления:Радиолокационная ГСН, Спутниковая навигация
      Боевая часть:Проникающая, Кассетная
      Применение:Противокорабельные, Воздух-земля
      Дальность:285 км. Год разработки:2001 г.

      Х-59МК используется для поражения широкой номенклатуры надводных радиолокационно-контрастных целей с ЭПР более 300 м2 (от катера до крейсера) в любое время суток как в простых, так и в сложных погодных условиях в открытом море и вблизи береговой черты. ПКР Х-59МК оснащена активной радиолокационной головкой самонаведения АРГС-59Э , что в сочетании с современной помехозащищенной системой управления и мощной БЧ обеспечивает высокую эффективность боевого применения.



      Ракета Х-59МК2 отличается от Х-59МК корреляционно-оптической головкой самонаведения, обеспечивающей автономное распознавание прилегающей к цели местности. Она оснащена системой навигации и автоматического управления, выполненной на базе бесплатформенной инерциальной навигационной системы и дополненной блоком спутниковой коррекции. В состав систем управления ракет Х-59МК (Х-59МК2) входит радиовысотомер А-079Э разработки УПКБ "Деталь". Маршрут низковысотного полёта к цели задаётся в полётном задании. При этом высота полета ракеты над земной поверхностью (в зависимости от рельефа местности) составляет всего 50…300 м, что крайне затрудняет перехват наземными средствами ПВО. Система конечного самонаведения обеспечивает круговое вероятное отклонение от заданной точки, не превышающее 3…5м. Ракета Х-59МК2 может применяться в любое время года, при освещенности местности 103 ÷ 105 лкс, над любым типом местности. Ракурс цели при пуске ракеты Х-59МК2 до ±45°.

  2. ermak.sidorov 29 декабря 2014 10:31
    Люди!!! Кто может поделиться дайте ссылок или сами расскажите, что могут наши ракеты. Я просто дико не компетентен в этой области и у меня старый вопрос остался: почему наши в 2008 году наши утюжили грузинские катера зенитными ракетами(я так понимаю это ПВО)? Заранее благодарен.
    1. aleks 62 29 декабря 2014 16:55
      ....Так дешевле....Современные комплексы ПВО морского базирования способны стрелять не только по воздушным целям, но и по надводным....Нецелесообразно бывает лупить дорогой и большой ракетой (с БЧ 300-500кг) по малым целям (катерам и пр.).... hi
      1. ermak.sidorov 13 января 2015 16:24
        спасибо - логично
    2. Йон_Тихий 29 декабря 2014 17:33
      То, что может или не может ракета (независимо от национальности разработчиков), определяется двумя цифрами - располагаемой перегрузкой самой ракеты и потребной перегрузкой, необходимой для поражения цели. Грубо говоря - сможет ли догнать ракета цель или нет.
      Если интересуют детали и подробности, то могу порекомендовать книгу "Проектирование зенитных управляемых ракет" под редакцией И.С.Голубева и В.Г.Светлова издательства МАИ
    3. TIT 29 декабря 2014 21:28
      Цитата: ermak.sidorov
      катера зенитными ракетами(я так понимаю это ПВО)? Заранее благодарен.


      не было такого

      м тут прочитать можно тут
      http://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?f=22&t=270240
      TIT
      1. ermak.sidorov 13 января 2015 16:25
        спасибо,залезу почитаю, но я уверен, что своими ушами по телевизору видел
  3. Tektor 29 декабря 2014 12:23
    Ещё раз убеждаюсь, что у наших ракет комплекса Верба очень хорошие перспективы. Их можно приспособить везде к применению по самым разным целям: хоть по танкам и БТРам, не говоря о БПЛА и вертолётах, и с оных.
    1. тлауикол 29 декабря 2014 19:52
      верба против бронетехники бессильна
  4. Prager 30 декабря 2014 14:51
    интересная статья. спасибо автору - с удовольствием проплюсовал. про амеровские ракеты всегда интересно читать, тоже петрят в этом деле.
  5. Beiderlei 7 января 2015 15:05
    А дешевые значит эффективные?
    Beiderlei

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня