Герои воздушных таранов первого дня войны

29
Герои воздушных таранов первого дня войны


Всем известно, что первый таран был совершен штабс-капитаном П. Н. Нестеровым в далеком 1914 году. Многим известно, что первый в мире ночной таран был осуществлен 27 октября 1941 года советским летчиком В. В. Талалихиным. Однако имена сталинских соколов, совершивших таран в первый же день Великой Отечественной войны, почему-то долгие годы остаются в тени. Трудно не согласиться, что их подвиги, их готовность отдать свою жизнь за свободу родной земли не менее значимы. Самыми первыми, кто пошел на таран в годы Великой отечественной войны, были летчики Ленинградского военного округа — П. Т. Харитонов и С. И. Здоровцев. Что не удивительно: ведь за их спинами был Ленинград. Именно эти летчики и стали первыми Героями Советского Союза, получившими 8 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР это звание за подвиг, совершенный в Великой Отечественной войне. Но были и другие герои, совершившие 22 июня 1941 года таран, и их имена уже практически не известны широкому кругу людей. Восстановим события того времени и назовем их имена.

Жуков М.П., Здоровцев С.И. и Харитонов П.Т. у И-16

Буквально в первые мгновения войны в 4 часа утра на перехват врага поднялось звено истребительного авиаполка №124 под началом младшего лейтенанта Д. В. Кокарева. Практически над взлетной полосой он увидел фашистский Дорнье Do 215. Заложив вираж, МиГ-3 Кокарева занял выгодную позицию для открытия огня. И тут выяснилось, что отказали пулеметы. Как быть? Гитлеровец уже разворачивал машину на обратный курс. Решение созрело мгновенно: Кокарев прибавил обороты двигателя, подошел вплотную к Дорнье и над городом Замбрув ударил его лопастями винта по хвосту. Бомбардировщик, потеряв управление, завертелся и рухнул на землю. Так в 4 часа 15 минут 22 июня 1941 года был совершен один из первых таранов в небе Великой Отечественной войны. Кокареву удалось посадить свой поврежденный самолет. После тарана отважный летчик дрался в небе Москвы и Ленинграда, совершил более 100 боевых вылетов и сбил 5 фашистских самолетов. Погиб он в бою за город Ленина 12 октября 1941 года.

Почти одновременно с Дмитрием Васильевичем Кокаревым, пилотируя истребитель И-16, осуществил таран и командир звена истребительного авиаполка №46 старший лейтенант И. И. Иванов. Совершил он его в 4 часа 25 минут в районе города Жолква (ныне входит в состав Львовской области Украины). Показательно, что там же, в 1914 году, совершил свой воздушный таран и Петр Нестеров. 2 августа 1941 года Ивану Ивановичу Иванову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Увековечен подвиг Иванова был и тем, что его имя присвоено одной из улиц в г. Щелково.

На рассвете 22 июня 1941 года заместитель командира эскадрильи по политической части истребительного авиаполка №127 старший политрук А. С. Данилов со своими летчиками патрулировал над городом Гродно (Беларусь). Неожиданно с разных сторон к городу стали подходить фашистские бомбардировщики и истребители. Эскадрилья рассредоточилась. Завязались групповые воздушные бои. Данилов сбил два вражеских самолета. Но в круговерти воздушного боя им были израсходованы все боеприпасы. Тогда, приблизившись к самолету врага вплотную, А. С. Данилов направил свой И-153 на вражескую машину и винтом отрубил ей крыло. Фашистский самолет вспыхнул и начал падать. Скоро в «Правде» был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении А. С. Данилова орденом Ленина посмертно. Но Андрей Степанович не погиб. Тяжело раненый, он совершил посадку на самолете. Колхозники деревни Черлен доставили отважного пилота в медсанбат. После выздоровления старший политрук Данилов вернулся в строй и вел воздушные бои на Ленинградском и Волховском фронтах. Окончание войны застало А. С. Данилова на Забайкальском фронте.

Политрук Данилов А.С.-единственный из советских летчиков, совершивших тараны 22.06.1941 и доживший до конца войны.

В 5 часов 15 минут в районе аэродрома, расположенного около города Станислав (ныне украинский город Ивано-Франковск) принял воздушный бой летчик 12-го истребительного авиаполка, комсомолец, младший лейтенант Л. Г. Бутелин. Сбив один Юнкерс Ju-88, он бросился преследовать другой вражеский самолет, пытавшийся прорваться к аэродрому. Юнкерсы были достаточно живучими машинами, не так-то просто было их сбить, имея на истребителе только пулеметы. Сбить второй самолет огнем бортового оружия не получилось. Были израсходованы все боеприпасы. И тогда Бутелин направил свой самолет в бомбардировщик.

В 5 часов 20 минут заместитель командира эскадрильи истребительного авиаполка №33 лейтенант С. М. Гудимов поднялся в воздух, имея задачу отразить налет бомбардировщиков Хенкель Не-111 на белорусский г. Пружаны. С. М. Гудимову удалось сбить один бомбардировщик. Во время боя истребитель лейтенанта был подбит и загорелся. С. М. Гудимов таранил горящим истребителем второй Хенкель.

В 7.00 над аэродромом в белорусском поселке Черлене, на который совершили налет 54 вражеских самолета, командир эскадрильи скоростного бомбардировочного авиационного полка №16 капитан А. С. Протасов под обстрелом поднялся в воздух. В воздушном бою, несмотря на тот факт, что на его самолет наседали истребители Ме-109, экипаж Протасова сумел сбить бомбардировщик противника. Второй фашистский бомбардировщик капитан таранил своим Пе-2. Это был первый таран в воздухе на бомбардировщике в ходе начавшейся Великой Отечественной войны.

Капитан Анатолий Протасов

В 8 часов 35 минут завязали воздушный бой с девяткой Ме-110 в районе своего аэродрома летчики истребительного авиаполка №126 Евгений Панфилов и Григорий Алаев. Две гитлеровские машины были сбиты. В неравной схватке погиб лейтенант Алаев. Панфилов пошел на таран. При ударе по вражескому самолету его выбросило из кабины. Он благополучно приземлился с парашютом. В дальнейшем Панфилов воевал в составе 148-го, а затем 254-го истребительных авиационных полков на Юго-Западном фронте. Погиб отважный летчик в воздушном бою 12 августа 1942 года.

В 10 часов утра совершил свой подвиг над Брестом Петр Сергеевич Рябцев. Вот что о нем написано в истории истребительного авиаполка №123: «4 истребителя капитан Можаев, лейтенанты Жидов, Рябцев и Назаров- вступили в бой с восемью германскими истребителями Ме-109. Самолет лейтенанта Жидова был подбит и пошел на снижение. Три фашиста сверху стали атаковать его, но капитан Можаев, прикрывая выход из боя Жидова, меткой пулеметной очередью сразил один из фашистских истребителей, а второй «мессер» был перехвачен лейтенантом Жидовым и подожжен. В конце боя у лейтенанта Рябцева был израсходован весь боекомплект. Но Рябцев, не считаясь с опасностью для жизни, повел самолет на таран противника».

Продолжил счет таранных ударов первого дня войны заместитель командира эскадрильи истребительного авиаполка №67, старший лейтенант А. И. Мокляк. В воздушном поединке над Молдавией он сбил две вражеские машины. Израсходовав весь боезапас, Мокляк таранил третий фашистский бомбардировщик.

В первый день Великой Отечественной войны таранным ударом уничтожил фашистский самолет и командир звена истребительного авиаполка №728, младший лейтенант Н. П. Игнатьев. «Где, в какой стране мог родиться такой прием атаки, как таран, — писал прославленный ас, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. — Только у нас, в среде летчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили ее выше всего, пpeвышe собственной жизни… Таран — это не удаль, не бессмысленный риск, таран — это оружие смелых, мастерски владевших самолетом советских воинов. Таран требовал виртуозного владения машиной».

В годы Великой Отечественной войны, таранные удары по врагу нанесли более пятисот летчиков. Тараны были проведены не только на истребителях, но и на штурмовиках и бомбардировщиках. Более половины наших летчиков после тарана вражеских самолетов сумели спасти свои боевые машины. По два тарана в годы войны совершили 25 летчиков. Были летчики, совершившие и три тарана, это заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А. С. Хлобыстов и старший лейтенант Б. И. Ковзан.

Изучая историю воздушных таранов, совершенных 22 июня 1941 года, невозможно обойти еще одну деталь. Все летчики, принявшие решение идти на таран, были либо комсомольцами, либо коммунистами, либо кандидатами в партию. Пусть каждый сделает выводы сам.



Источники:
Буров А.В. Твои герои, Ленинград.
Абрамов А.С. Мужество в наследство.
Бессмертные подвиги. Сборник статей.
Буров А.В. Огненное небо.
Жукова Л.Н. Выбираю таран.
История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.
Крылья Родины. Сборник статей.
Смирнов С.С. Были великой войны.
Шингарёв С.И. Иду на таран.
Авиация и космонавтика 1971 г. №6.
Авиация и космонавтика 1979 г. №8.
Авиация и космонавтика1991 г. №6.
29 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    29 декабря 2014 07:27
    Только у нас, в среде летчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили ее выше всего, пpeвышe собственной жизни… Таран — это не удаль, не бессмысленный риск, таран — это оружие смелых, мастерски владевших самолетом советских воинов. Таран требовал виртуозного владения машиной...И не убавить и не прибавить...
  2. +4
    29 декабря 2014 07:45
    . Таран требовал виртуозного владения машиной.
    what чаще из-за кончившихся боеприпасов таранили,или в пылу боя,мужество конечно нужно, наши таранили больше всех,нам было за что отдавать жизнь! но нужно отдать должное и немцы и англичане прибегали к этому последнему оружию...(
    Командир 5./JG3 обер-лейтенант Мюнстер Леопольд
    8 мая 1944 года в ходе отражения налёта американской авиации на г. Хидельсхайм, на истребителе Me-109G-6 таранил бомбардировщик B-24 и сам при этом погиб.)или(Командир IV.(Sturm)/JG-3 гауптман Герт В. 2 ноября 1944 года в воздушном бою над городом Галле на FW-190A-8 таранил американский бомбардировщик B-17G. Сам выпрыгнул с парашютом, но парашют не раскрылся.)
    накопал рисунок из газеты...
    1. tkhonov66
      +2
      29 декабря 2014 11:33
      нужно отдать должное и немцы и англичане прибегали к этому последнему оружию...
      (обер-лейтенант Мюнстер Леопольд 8 мая 1944 года...
      гауптман Герт В. 2 ноября 1944 года...
      )
      .
      - эти ДВА исключения - лишь подтверждают ПРАВИЛО.
      .
      "...
      Где, в какой стране мог родиться такой прием атаки, как таран, — писал прославленный ас, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. — Только у нас, в среде летчиков, которые безгранично преданы своей Родине, которые ставили ее выше всего, пpeвышe собственной жизни…
      .
      В годы Великой Отечественной войны, таранные удары по врагу нанесли более ПЯТИСОТ(!) летчиков. Тараны были проведены не только на истребителях, но и на штурмовиках и бомбардировщиках. Более половины наших летчиков после тарана вражеских самолетов сумели спасти свои боевые машины. По два тарана в годы войны совершили 25 летчиков. Были летчики, совершившие и три тарана, это заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А. С. Хлобыстов и старший лейтенант Б. И. Ковзан.

      Изучая историю воздушных таранов, совершенных 22 июня 1941 года, невозможно обойти еще одну деталь. Все летчики, принявшие решение идти на таран, были либо комсомольцами, либо коммунистами, либо кандидатами в партию. Пусть каждый сделает выводы сам.
      ..."
  3. +8
    29 декабря 2014 08:02
    Были летчики, совершившие и три тарана, это заместитель командира эскадрильи старший лейтенант А. С. Хлобыстов и старший лейтенант Б. И. Ковзан.

    Ковзан совершил 4 тарана.
  4. +7
    29 декабря 2014 08:30
    Хорошо что данная тема периодически подымается.
    Без званий и привязки к частям.
    22.06.1941г 4ч.15м Кокарев Д.В
    4ч25мин Иванов И.И.
    5ч15мин Бутелин Л.Г.
    5ч20мин.Гудимов С.М.
    между 6 и 7 часама Лобода В.С.
    Так же в этот день совершили воздушные тараны Данилов А.С.,Кузьмин П.А,Малиенко Т.С.-совершил воздушный таран на СБ,Мокляк А.И.,Мокляк А.И.,Панфилов Е.М.,Пачин А.И.,Протасов А.С.,Рябцев П.С.,Игнатьев Н.Над местечком Выгода в районе г.г.Белосток-Ломжа произошёл воздушный бой в котором И-16 вел воздушный бой с 2-мя Bf-109,один мессер был подбит,а второй был сбит таранным ударом,советский лётчик сгорел-на сегодняшний день имя его так пока и неустановленно,хотя были свидетели данного боя.
    1. tkhonov66
      +9
      29 декабря 2014 11:38
      "...
      И-16 вел воздушный бой с 2-мя Bf-109,один мессер был подбит,а второй был сбит таранным ударом,советский лётчик сгорел-на сегодняшний день имя его так пока и неустановленно, хотя были свидетели данного боя.
      ..."
      .
      Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен.
  5. +11
    29 декабря 2014 08:37
    Виктор Талалихин пока еще с орденом Красной Звезды за Финскую.Автор не много ошибся, таран он совершил 7 августа,а 27 октября он погиб.
  6. 0
    29 декабря 2014 10:48
    а интересно у немцев такие герои были? Есть где-нибудь статистика?
    1. tkhonov66
      +1
      29 декабря 2014 11:40
      Было, кажется, всего ДВА случая за всю войну...
      (обер-лейтенант Мюнстер Леопольд 8 мая 1944 года...
      гауптман Герт В. 2 ноября 1944 года...
      )
      - Читайте обсуждение сначала.
  7. +4
    29 декабря 2014 11:18
    Нет,таких у них не было,в конце войны создавались специальные таранные эскадрильи,где лётчик документально подтверждал что в случае чего,он обязуется и т.д,и т.п.Погуглите где то этот документ выложен.Хотя были и у них единичные случаи таранных ударов тут из песни слова не выкинешь
  8. +1
    29 декабря 2014 11:45
    Изучая историю воздушных таранов, совершенных 22 июня 1941 года, невозможно обойти еще одну деталь. Все летчики, принявшие решение идти на таран, были либо комсомольцами, либо коммунистами, либо кандидатами в партию. Пусть каждый сделает выводы сам
    идеология - сильная сторона Советской России и слабая сторона Современной России...или же идеология здесь ни причем - свидетельств героизма русских воинов в современных войнах не меньше, несмотря отсутствие идеологии государства. Может оказаться, что героический Русский Дух независим от идеологии, а определяется самой обстановкой (война, катастрофа), в которую попадает русский человек.
    1. +5
      29 декабря 2014 19:00
      В период ВОВ воевала многонациональная Красная Армия, поэтому несколько некорректно говорить лишь о Русском Духе. К примеру, только среди татар было 160 Героев Советского Союза. Мне всё же кажется, что дело именно в идеологии. Когда постулаты лозунгов не расходятся с окружающей тебя действительностью, тогда и возникает массовый героизм людей различных национальностей, ибо защищали не просто Россию, а свой Советский Союз.Что касается современных военных конфликтов, то тут соглашусь: на одном Русском Духе и тянем...
  9. 0
    29 декабря 2014 12:50
    Посему Россия непобедима
  10. +1
    29 декабря 2014 13:37
    Источники:
    Буров А.В. Твои герои, Ленинград.
    Абрамов А.С. Мужество в наследство.
    Бессмертные подвиги. Сборник статей.
    Буров А.В. Огненное небо.
    Жукова Л.Н. Выбираю таран.
    История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945.
    Крылья Родины. Сборник статей.
    Смирнов С.С. Были великой войны.
    Шингарёв С.И. Иду на таран.
    Авиация и космонавтика 1971 г. №6.
    Авиация и космонавтика 1979 г. №8.
    Авиация и космонавтика1991 г. №6.

    Просмотрел список использованной литературы, увидел уважаемого мною Сергея Сергеевича Смирнова. Читал его книгу ещё в детстве, названия не помню,книги под рукой нет, помню, что там было его исследование про летчиков, кто совершил первый таран в ВОВ, про Брестскую крепость, про аджимушкайские каменоломни в Крыму и "Последний часовой" (о солдате 1-й МВ, заваленном под землей крепостном складе, простоявшем на посту более 20 лет). К сожалению, в последнее время, в печатных изданиях, в книжных магазинах его произведения не встречал.
    1. +1
      29 декабря 2014 13:47
      Спасибо.
      Очень, интересно.
      1. 0
        29 декабря 2014 15:14
        А вы не подкалываете? Книга кажется называется "Их подвиг бессмертен". А статья, в этой книге, ошибся, "Бессменный часовой".
        1. 0
          29 декабря 2014 15:55
          Довольно приличная книга авторов Жирохов Михаил, Котлобовский Александр "Иду на таран". Правда, там авторы старались собрать информацию о всех таранах начиная от 1МВ до конца ХХ века.
          Ссылка для скачивания:
          http://mirknig.com/knigi/military_history/1181305555-idu-na-taran-poslednij-dovo
          d-stalinskix-sokolov.html
    2. 0
      29 декабря 2014 20:05
      Смирнова я чуть ли не раз 50 прочитал.
  11. 0
    29 декабря 2014 14:06
    Летчики, конечно герои, но идти на таран это не от хорошей жизни, а из -за несовершенства техники , подготовки или подавляющего преобладания противника.
    1. пкр оникс
      +1
      30 декабря 2014 06:03
      А может быть из-за того что у летчиков кончались боеприпасы.
  12. +4
    29 декабря 2014 14:25
    вечная память героям-лётчикам!ваши подвиги никогда не забудут!
  13. 0
    29 декабря 2014 17:59
    Ас он всегда ас какой бы нации он не был.
  14. Комментарий был удален.
  15. +2
    29 декабря 2014 18:25
    Уважаемые комментаторы. Книга С.С.Смирнова называется "Рассказы о неизвестных героях". Издательство ЦК ВЛКСМ"Молодая Гвардия" 1964год. Книга включает 11 очерков. Второй из них "Таран над Брестом". Герой очерка лейтенант Рябцев П.С., совершив таран, удачно приземлился. Погиб героической смертью в бою над своим аэродромом 31 июля 1941года.
  16. +5
    29 декабря 2014 18:34
    В этом месяце я в "ВО" опубликовал статью "Таран-удел отважных". В ней я постарался на фактах показать высокий патриотизм нашего народа в борьбе с фашизмом. Однако отклики незначительной части читателей были такие, что они связывали этот воздушный маневр с невозможность выполнить другой маневр, а не с самопожертвованием ради победы над врагом. Я также привел и случаи тарана уже в послевоенное время, когда не было у летчиков уже на реактивных истребителях другого способа уничтожения противника. Думаю стать о патриотизме стоит публиковать регулярно. А статьи Кудрина, который прогнозирует вспышку конфликтов в стране оставлять у него без публикаций. То, что происходит с экономикой сейчас в РФ виновен в первую очередь он. Мы просили его финансировать собственную промышленность, а не американскую. Честь имею.
    1. +2
      30 декабря 2014 09:01
      Все просто. В пылу боя, уже не думаешь о своей жизни. Мысль только одна - достать, догнать, уничтожить. Это боевой азарт. Состояние крайней боевой ярости. А вот то, что когда у тебя патроны закончились, а перед тобой враг, а за спиной либо гражданские, либо твои товарищи, которые попадут под удар и погибнут... вот тогда то и случается такое. Ты идешь на таран, наплевав на свою свою жизнь, ибо это Русский Дух. Нет ничего ценнее или почетнее, чем отдать жизнь за братьев своих. И всегда, в 95% случаев таранили именно летчики имеющие боевой и летный опыт. Молодняк не мог, просто потому что еще плохо умел управлять техникой. Поэтому, если, где и случались случаи тарана молодняком, то это не так часто. В основном это заслуженные ветераны. Те, кто прошел испанскую, финскую, кто имел огромный налет на самолетах. Во-общим опытный летчик и чаще всего обстрелянный.
  17. +1
    29 декабря 2014 22:15
    Скажите, а на сколько оправдан таран, как прием боя, в плане потеря своего самолета-уничтожения самолета противника ?
    1. пкр оникс
      +1
      30 декабря 2014 06:06
      Дык больше половины летчиков смогли посадить самолёт после тарана
  18. +2
    30 декабря 2014 04:27
    Было кстати пару таранов в 80е годы. Вот привожу описание одного из них.

    18 июля 1981 года Государственную границу СССР на территории Армении нарушил транспортный самолёт Canadair CL-44 аргентинской авиакомпании со швейцарским экипажем, перевозивший партию оружия в Иран.

    На перехват с аэродрома Сандар (Грузинская ССР) была поднята пара истребителей Су-15 166-го ИАП, командир звена гвардии капитан Крымский и гвардии старший лейтенант Маракулин. Не обнаружив цели и израсходовав всё горючее, они вернулись на аэродром. Следующим на цель был наведён Су-15 (б/н 37) того же полка, находившийся в усилении дежурного звена и пилотируемый гвардии капитаном Куляпиным. Ему была поставлена задача посадить нарушителя на территории СССР.

    Обнаружив самолёт-нарушитель на высоте 11000 м, он сблизился с ним и пошёл параллельным курсом. Куляпин стал подавать нарушителю знаки следовать за собой, тот не реагировал и продолжал лететь в направлении границы. С КП поступила команда сбить самолёт-нарушитель. Для пуска ракет Р-98М дистанция была недостаточной, сделать же новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель CL-44 приближался к границе. Куляпин сблизился с самолётом-нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортного самолёта.

    После тарана Куляпин успешно катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Экипаж нарушителя погиб. Гвардии капитан Куляпин Валентин Александрович представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награждён орденом Красного Знамени.
  19. +2
    30 декабря 2014 10:48
    есть мнение.
    ---
    В антракте с Ильюшиным пошли курить. В курилке было тесно, стояли в коридоре («кури в рукав, как в церкви», — учил меня Сергей). Он мне рассказывал о своей работе: модернизировал Ил-4, скоро выйдет новая машинка.
    ..
    — За тобой еще самолет-таран, помнишь идею Володи?
    — Я не думаю его строить. Хотя он весь в голове готов. Кого таранить? Бомбардировщик? Лучше его сбить, дешевле. Истребителя? Тоже. Но если делать — нужно делать раздельно для того и другого. С крепкой, несокрушимой броней, молоток.

    ---

    В связи с передовой об авиации позавчера говорил с командующим ВВС РККА Новиковым. (в 3 ч. ночи по вертушке). Он просил обязательно поставить следующие вопросы: бить в первую очередь танки и артиллерию, бить бомбардировщики, хорошо маскировать свои машины и притом каждый день менять лицо аэродрома, знать оружие (в частности штурмовика — «там всего до черта»), менять тактику.
    — А как с тараном?
    — Я бы его не популяризировал. Раз подошел близко — стреляй.
    Вчера вечером долго говорил (в 3 ч. ночи по вертушке же) с командующим авиацией дальнего действия генералом-лейтенантом Головановым. Особенно он напирал на маневр.
    — Маневр позволяет усиливать авиацию многократно. Один самолет стоит при маневре трех. А без маневра — три самолета работают, как один. Вот немцы, посмотрите как маневрируют. Кидают все куда надо. Сначала в Керчи, потом — на юго-запад. И не отвлекаются. А самолетов у них меньше, чем у нас. Это точно, по документам

    ---

    ...я позвонил по вертушке командующему ВВС генералу Новикову. Он попросил поговорить сначала с начштаба генералом-лейтенантом Фалалеевым, а затем с ним.
    ...
    ...мы зашли к Фалалееву. Небольшой чистый кабинет, на стене — крупная карта СССР, на перпендикулярном длинном столе — карты во всю длину стола, на шкафу — барограф. Генерал — высокий, с неправильным, сужающимся вверху лицом, коротко стрижен и лысоват, полевые петлицы, кожанка в накидку (холодно).

    — А как вы относитесь к тарану?
    — Когда я командовал авиацией на ЮЗФ, я приказал отдавать под суд тех летчиков, которые идут на таран с нерасстрелянным боезапасом. У нас какая-то мода пошла на тараны. И считают его доблестью: мол, летчик — не летчик, если он не таранил.

    ---

    Речь зашла о таране. Я высказался против. Новиков и Шиманов поддержали.
    — Это от неумения стрелять, — сказал Шиманов.
    — Да, — согласился Новиков. — Но иногда таран оправдан: если доверен важный объект.
    Очень налегал на искусство маскироваться облачностью, солнцем.
    — Вот иногда говорим, немец вывалился из облаков. Это значит — умел маскироваться. Так и мы должны.
    — Всегда ли нужно лезть в драку? — спросил я. — Два против пятнадцати и т.п.
    — Чепуха, — ответил он. — Есть храбрость разумная и безрассудная. Никакого позора нет при неравных силах уйти. Какой прок быть сбитым.

    Бронтман Л.К. Дневники 1932–1947.
  20. +2
    31 декабря 2014 13:45
    в самые тяжёлые дни для нашей страны в 1941, наши пилоты сами таранили противника, а
    вот в германии, в самые тяжелые дни 1945г, приходилось под страхом расстрела заставлять идти на таран,
    создавая подразделения рамягеров. которые обязывались расстреляв боекомплект таранить.
  21. 0
    1 января 2015 08:50
    Да, человека делает не национальность, а язык, на котором он говорит, а лучше всего - думает.
    Цитата: gameover_65
    в самые тяжёлые дни для нашей страны в 1941, наши пилоты сами таранили противника, авот в германии, в самые тяжелые дни 1945г, приходилось под страхом расстрела заставлять идти на таран,создавая подразделения рамягеров. которые обязывались расстреляв боекомплект таранить.
  22. +1
    1 января 2015 21:25
    Русский таран - это покруче, чем фанатизм японских камикадзе. Люди то адекватные осознанно таранили и использовали как последний патрон свой обезоруженный или поврежденный самолет.