Сверхзвуковые перехватчики П. О. Сухого. Часть IV

Сверхзвуковые перехватчики П. О. Сухого. Часть IV


В авиаполках ПВО Су-11 служили до середины 70-х годов и были постепенно вытеснены МиГ-23П и МиГ-25. Немногочисленные Су-11 явились переходной машиной между первым в практике ОКБ Сухого сверхзвуковым перехватчиком и более совершенным Су-15, который заслужил в ПВО звание «классического». Быстрое снятие с серийного производства, причиной которого были проблемы с надежностью строевых Су-9, не смутили П. О. Сухого, а напротив, стимулировали его к разработке новой машины.

Естественно, был начат поиск альтернативной силовой установки, причем большей, чем у АЛ-7Ф-2, тяги. Практически одновременно, на рубеже 1959 года, в ОКБ приступили к проектированию тяжелого истребителя Т-37 с ТРД Р15-300 и перехватчика П-1 с силовой установкой, состоящей из одного АЛ-9. В этот же период проходили испытания и самолета Т-5, который являлся развитием Т-3-51. Он сохранил крыло, оперение, носовую и центральную часть базового самолета, но отличался от него силовой установкой, состоящей из двух двигателей Р-11Ф-300 конструкции ОКБ Туманского (аналогичные двигатели устанавливались на МиГ-21). В 1958 году начались испытания Т-5. При этом новая машина не рассматривалась Сухим как готовый перехватчик, это был исключительно экспериментальный самолет. Т-5 имел множество ограничений вследствие задней центровки, поэтому не удалось полностью раскрыть его возможности на всех режимах. Несомненным было одно, новый самолет имел большую энерговооруженность и скороподъемность.


Сверхзвуковые перехватчики П. О. Сухого. Часть IV


Сверхзвуковые перехватчики П. О. Сухого. Часть IV


Интересно, что подобную эволюцию несколько позднее прошел опытный одномоторный перехватчик Е-150 ОКБ А. И. Микояна, на котором двигатель Р15-300 заменили на спарку Р-11Ф-300. Новый микояновский самолет получил наименование Е-152, а его схема была идентична таковой у Т-5 (общий осесимметричный воздухозаборник в носовой части фюзеляжа, два двигателя в хвостовой части и треугольное крыло малого удлинения). Кроме того, в конце 60-х годов в Китае построили тяжелый перехватчик, также выполнив его по типу Т-5 и с теми же двигателями Р-11Ф-300. Как видим, схема Т-5 оценивалась как весьма перспективная, но П. О. Сухой пошел еще дальше.

В период создания Т-5 отдельная группа специалистов ОКБ-51 исследовала возможность применения более перспективного радиолокационного оборудования и ракет класса «воздух-воздух». Как известно, в те годы, уровень техники обеспечивал увеличение дальности обнаружения только путем увеличения диаметра антенны и повышения мощности излучателя, что влекло за собой рост массы и габаритов. Зато новые станции и ракеты могли обеспечить перехват цели с передней полусферы, что не позволяли характеристики комплексов на базе Су-9 и Су-11. Установить же станцию, более крупную и мощную, чем «Орел», при схеме самолета с носовым воздухозаборником уже не представлялось возможным. Поэтому в ОКБ приступили к проектированию экспериментального самолета с боковыми воздухозаборниками.

Работы шли с хорошим темпом по всем направлениям развития линии перехватчиков ПВО, пока не начался хрущевский ракетный период. В результате средства на авиационные разработки резко сократились. Только в 1958 году были остановлены 24 темы по разработкам новых самолетов и 12 тем по авиационным двигателям. В 1959 году закрыли еще 21 и 9 тем соответственно. Если раньше каждое предложение ОКБ Сухого принималось ГКАТ и щедро финансировалось, то теперь приходилось изворачиваться, чтобы получить какие-либо средства для продолжение работ. Т.к. модернизация имеющихся авиационных комплексов пока еще не была ограничена, то именно в этом в то время нашли выход многие авиационные КБ. Поэтому официально ОКБ-51 начало разработку новой машины под шифром Т-58 в рамках модернизации комплекса Т-3-8М.

Для новой машины было предложено два варианта РЛС разработки ОКБ-339. Это «Орел-2», развитие устанавливающейся на Су-11 станции «Орел». И совершенно новая РЛС «Вихрь», являющаяся развитием станции «Смерч», которая в свою очередь была разработана для барражирующего перехватчика Ту-128. Обе станции можно было установить только на самолет, имеющий освобожденную от воздухоприемного устройства носовую часть фюзеляжа.

Сухим П.О. для нового перехватчика была выбрана схема с двумя боковыми прямоугольными воздухозаборниками с вертикальным клином торможения. На тот момент в Советском Союзе подобное устройство воздухозаборника разрабатывалось впервые, и Павел Осипович — шел на большой технический риск. Если носовая и центральная часть самолета были новыми, то хвостовая, начиная с 18-го шпангоута, заимствовалась от Су-11. От него же было полностью взято крыло, оперение и двигатель АЛ-7Ф-2 с системой управления. Как видим, в этот период создание нового перехватчика действительно можно рассматривать именно как модернизацию Су-11.

В ноябре 1960 года было получено постановление Совмина о создании перехватчика Су-15 с РЛС «Вихрь» и вооруженного новыми ракетами К-40 класса «воздух-воздух». Комплекс перехвата с новой машиной должен был базироваться на системе автоматического управления «Полет» и получал наименование Су-15К-40, использовалось и «модернизационное» наименование Т-3-8М. В декабре 1960 года началась сборка двух экземпляров самолета, Параллельно велись стендовые испытания силовой установки с боковыми воздухоприемными устройствами. Однако правительственное решение долго проходило согласования, и вопрос о составе оборудования опять «завис в воздухе». Поэтому были продолжены работы и по варианту самолета, имеющему РЛС «Орел-2» и ракеты К-8М2. Наименование Су-15 не фигурирует в документах того времени, перехватчик везде именуют — Су-11М. Летом 1960 года работы по теме Т-58 временно останавливают.

В этот же период в КБ Сухого прорабатывают еще один вариант перехватчика, который уже не имеет большой преемственности с Су-11 за исключением крыла и оперения. Новая машина рассматривается как часть системы перехвата Су-15-40. В разрабатываемом перехватчике используется носовая и центральная части с боковыми воздухозаборниками и РЛС «Вихрь-П», от первого варианта Су-15, а компоновка хвостовой части проектируется по типу самолета Т-5 с двумя двигателями Р-11Ф-300. Вооружение должно было состоять из двух ракет К-40. Данный вариант, был признан более перспективным, так как исключал использование двигателя АЛ-7Ф, который уже повредил серийному производству Су-11.

Сверхзвуковые перехватчики П. О. Сухого. Часть IV
Сборка самолета Т-58Д-1

Сверхзвуковые перехватчики П. О. Сухого. Часть IV
Т-58Д-1. Май 1962 г.

Опытные самолеты уже заложили на стапелях, однако, руководство ВВС и Государственный комитет по авиационной технике все еще не могли прийти к единому решению. Военные требовали перехватчик с РЛС типа "Смерч" и ракетами К-40, а промышленность настойчиво предлагала ограничиться РЛС "Орел" и ракетами К-8М2. При этом военные исходили, что при перехвате высокоскоростных целей в широком диапазоне высот, перехватчик не будет иметь достаточного преимущества в скорости для гарантированного захода в заднюю полусферу. Поэтому предполагалось осуществлять перехват на встречных курсах, и обеспечить это могли только РЛС «Смерч» и ракеты К-40. Методика поражения целей идущих выше перехватчика была отработана на Су-11. Перехват маловысотных целей ограничивался РЛС, которая не обеспечивала обнаружение целей на фоне земли. Чтобы повысить возможности комплекса, было решено еще более автоматизировать все этапы перехвата, оборудовав перехватчик системой управления с блоками курсовых команд и программами оптимального набора высоты.

В постановлении Совмина от 5 февраля 1962 г. о принятии на вооружение комплекса перехвата Су-11-8М было указано: "С целью повышения боевых характеристик комплекса произвести модернизацию самолета Су-11, для обеспечения атак целей, летящих на высотах от 2 до 24 км со скоростями до 2500 км/ч, в передней и задней полусферах, а также дальнейшего повышения надежности, помехозащищенности и автоматизации комплекса". Этим постановлением окончательно узаконили работы над Т-58Д. А уже в апреле, был готов первый экземпляр Т-58Д-1. Это пока была экспериментальная машина, на ней отсутствовала система вооружения, ее место занимала контрольно-записывающая аппаратура. В течение года на самолете выполнили 56 полетов, в которых отрабатывалась работа боковых воздухозаборников, и снимались летно-технические характеристики. Силовая установка из двух Р-11Ф-300 показала свою надежность и подтвердила правильность выбранного П. О. Сухим пути. В период испытаний самолет продолжал именоваться Су-11М.

Осенью 1962 г. ГКАТ утвердил состав системы вооружения для нового комплекса перехвата. Самолет должен был получить РЛС "Смерч-АС" и две ракеты К-8М2 (одна с радиолокационной ГСН, вторая с тепловой). Таким образом, в системе ПВО достигалась унификация радиолокационных станций перспективных перехватчиков ПВО (будущих Су-15, Ту-128, МиГ-25П). В связи с тем, что изготовление РЛС "Смерч-АС" задерживалось, П.О. Сухой настоял на возможности в первых сериях самолета устанавливать бортовой комплекс с РЛС "Орел-Д".

В 1963 году был построен третий экземпляр самолета Т-58Д-3. От предыдущих опытных машин он отличался увеличенным до 6585л. запасом топлива и большей площадью хвостового оперения. Самолет также получил и более совершенный автопилот АП-46. На аэродроме ГК НИИ ВВС во Владимировке были проведены испытания комплекса вооружения. При этом отрабатывались перехваты самолетов Як-25РВ, Ил-28, Су-9Л и Ту-16. В докладе по промежуточным итогам испытаний указывалось: "...На 01.12.1963 в ходе ГСИ выполнено 87 полетов, из них 53 зачетных, 13 тренировочных, 16 незачетных и 5 — облеты и перелеты. Полностью определены характеристики самолета и самолетных систем... Комплекс подготовлен для проверки боевых возможностей при атаке в ППС пусками К-98 по реальным целям..." В течение всего периода испытаний не возникало никаких особых технических проблем и претензий со стороны заказчика, что являлось большой редкостью.

Сверхзвуковые перехватчики П. О. Сухого. Часть IV
Опытный перехватчик Т-58Д-3 после доработок. Лето 1964 г.

В 1964 году, после получения ракет К-8М1П (в дальнейшем получили шифр К-98) началась отработка перехвата на встречных курсах. За исключением не совсем устойчивого поражения высокоскоростных целей, система вооружения в целом доказала свою высокую эффективность. Причина указанной проблемы была в радиовзрывателе "Снегирь-М", который при высоких встречных скоростях срабатывал с замедлением, и цель успевала удалиться от зоны эффективного поражения. То что задача будет решена в целом не вызывало сомнения, но по итогам испытаний было отмечено, что при стрельбе в передней полусфере Т-58 уверенно поражает цели имеющие скорость до 1200км/ч.

Сверхзвуковые перехватчики П. О. Сухого. Часть IV


Не выполненными оказались требования по дальности полета. Военными задавалась 2100км, а фактически имелось 1260км. Снизились по сравнению с Су-9 разгонные характеристики. Для увеличения дальности полета было решено убрать у самолета «талию», которая была спроектирована согласно «правилу площадей». Благодаря треугольному крылу малого удлинения, аэродинамика не ухудшилась. Более того, к удивлению всех, оказалось, что разгонные характеристики даже улучшились и практически сравнялись с данными Су-11

Госиспытания завершились 25 июня 1964 года. В Акте по итогам испытаний указывалось: "...комплекс перехвата Су-11-8М (1 этап модификации)... испытания выдержал, по своим характеристикам, в основном, соответствует требованиям ВВС и рекомендуется для принятия на вооружение… Комплекс имеет преимущества перед состоящими на вооружении … в частности, появилась возможность перехвата в передней полусфере, а также повысилась безопасность полета, увеличилась дальность обнаружения и захвата целей, снизилась нижняя граница высоты боевого применения в задней полусфере до 500 м (вместо 8 км) и повысилась помехозащищенность РЛС". Комплекс перехвата был принят на вооружении 30 апреля 1965 года. При этом комплекс получил наименование — Су-15-98, перехватчик — Су-15, радиолокационная станции — РП-15, ракета — Р-98.

Сверхзвуковые перехватчики П. О. Сухого. Часть IV


Источники:
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Двигатель. №60.
Авиация и космонавтика. 1995. №6.
Авиация и время. 1998. №6.
Авиация и время. 2003. №1.
Автор: Инженер-технарь


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 27
  1. Bongo 30 декабря 2014 09:59
    Поставил публикации "+", но после прочтения осталось ощущение недосказанного. Надеюсь, об этой замечательном самолёте и его долгой службе на страже нашего неба последует продолжение?
    1. Koshak 30 декабря 2014 12:19
      Цитата: Bongo
      Поставил публикации "+", но после прочтения осталось ощущение недосказанного. Надеюсь, об этой замечательном самолёте и его долгой службе на страже нашего неба последует продолжение?

      Должно быть продолжение, про эксплуатацию и применение Су-15
  2. Teberii 30 декабря 2014 10:00
    Интересная статья узнал полезную информацию.
    1. АКМ9 30 декабря 2014 15:30
      Это перехватчик работяга, сколько на нем было предотвращено провокаций и совершено перехватов.
      АКМ9
  3. фа2998 30 декабря 2014 10:23
    Очень интересные статьи про авиацию(и соответствует тематике ВО).Только читателей маловато,у нас ажиотаж "про украину"обсудить(на 300 комментов+). hi
    1. 0255 30 декабря 2014 10:36
      На лозунгах про Украину в первых строчках можно понабирать много-много плюсиков, получить маршальские погоны за 2-3 месяца, в отличие от статей про авиацию laughing
      1. алексеев 30 декабря 2014 12:32
        Цитата: 0255
        получить маршальские погоны за 2-3 месяца, в отличие от статей про авиацию

        Но мы всё равно будем с интересом читать про развитие авиационной и другой военной техники. yes
    2. Сухой_Т-50 11 января 2015 19:25
      Цитата: фа2998
      Очень интересные статьи про авиацию(и соответствует тематике ВО).Только читателей маловато,у нас ажиотаж "про украину"обсудить(на 300 комментов+). hi

      Когда упал Боинг,было за 700 комментов
  4. lom 30 декабря 2014 10:33
    а интерестно почему про концерн миг --не чего не слышно слили конкурента чтоли ведь в советское время концерны миг и су конкурировали и это было хорошо очень для страны нам не вкоем случии нельзя допустить уничтожение концерна миг
    lom
    1. 0255 30 декабря 2014 10:56
      Цитата: lom
      а интерестно почему про концерн миг --не чего не слышно слили конкурента чтоли ведь в советское время концерны миг и су конкурировали и это было хорошо очень для страны нам не вкоем случии нельзя допустить уничтожение концерна миг

      Погосяну расскажите про то, что РСК МИГ тоже нужна России и не только.
      1. Starover_Z 31 декабря 2014 00:22
        Цитата: 0255
        Погосяну расскажите про то, что РСК МИГ тоже нужна России и не только.

        "Центровому" говорить за конкурента ? sad Бесполезно !
        Ныне подобные вопросы можно пробить думаю только через Президента !
        Но нужна или машина или хорошо подготовленный доклад-обзор !
    2. Аладин 31 декабря 2014 02:04
      МИГ-31 сейчас в почёте - потому что железный и быстрый и на складе есть.
      Корабельные 29 тоже делают.
      А лёгкому 29 нужен лёгкий противник, которого нет пока... вот если усилят борьбу с коррупцией и начнут улетающих чиновников сбивать, штурмовать гаишников и эвакуаторы - тогда конечно, непорядка то много, лёгкие выгодней.
      Аладин
  5. doxtop 30 декабря 2014 11:00
    Думаю будет продолжение.
    Ведь о Су-15 можно говорить долго и много :)
    А впереди еще и модификации. И самая совершенная и мною любимая - Су-15ТМ. yes
  6. D-Master 30 декабря 2014 12:47
    Сказать что СУ-15 красив - это не сказать ничего. Он настолько аэродинамически прекрасен- что кажется что невозможно создать что то более лучшее. Для меня СУ-15 подобен "Давиду" - Микеланджело. Он просто совершенен. Его цель пронзать небо на максимальной скорости - что он всегда выполнял с крайней эффективностью. Павел Осипович создал истинный шедевр (ИМХО конечно)
    1. Aqela 2 января 2015 12:52
      Су-27 тоже симпатишный smile
  7. 42365 30 декабря 2014 13:23
    Ребята Забайкалье конец семидесятых 15 простой зима ни грамма убийство!!!!
    42365
  8. 42365 30 декабря 2014 13:25
    82-86 прибалтика 15 тм двадцатка маленькая заграница убийство!!!!
    42365
  9. ватник 30 декабря 2014 13:47
    Спасибо, хорошая статья.
    СУ - 15 наряду с МИГ - 23, мои самые любимые самолёты.
    1. Aqela 2 января 2015 12:54
      Да, изящный, чертяка...
    2. bekfaer96 12 января 2015 21:08
      СПС, спасибо -будем праздновать всегда случай 1981 -го, это не в укор, на оборот- янкам в укор
  10. MooH 30 декабря 2014 14:07
    Цитата: фа2998
    Очень интересные статьи про авиацию(и соответствует тематике ВО).Только читателей маловато,у нас ажиотаж "про украину"обсудить(на 300 комментов+). hi

    Не переживайте так, читателей много. Комментаторов не много, зато интеллектуальный уровень комментариев и комментаторов на порядок выше.
    1. Prager 30 декабря 2014 14:45
      полностью с Вами согласен в этом вопросе. не всем дано про отечественную авиацию читать, а тем более - знать её историю
  11. Комментарий был удален.
  12. АКМ9 30 декабря 2014 15:16
    Су-15 незаслуженно забыт, этот перехватчик очень долго защищал рубежи отечества. До массового поступления в середине семидесятых в ВВС МиГ-25 являлся основным тяжелым перехватчиком, да и после появления МиГ-25, они вместе еще до конца восьмидесятых, дежурили в небе страны.
    АКМ9
  13. пушкарь 30 декабря 2014 15:52
    Служил на Су-15 и Су-15ТМ. Это пристрелка контейнеров с ГШ-23Л. 1972 год, Унаши.
  14. 677 30 декабря 2014 18:09
    Статья отличная(как и самолёт).Надо расширить про боевое применение,в том числе как "приземлили" боинг-707 в Карелии в 78 году,желательно с фотографиями.
    677
  15. мичман 30 декабря 2014 18:33
    Один раз я встречался с П.О. Сухим. Если читатели "ВО" посмотрите на носовую часть Су-15, вы увидите антенну на трубке ПВД. Ее изобрели мои сотрудники, получили авторское свидетельство в том числе и я. Это антенна "АП-06М" (название-носовая игла антенна) предназначена для работы в системе РСБН, системе инструментальной посадки "ПРМГ" и госопознавания. Отработка ее была сложной, она не должна была влиять на работу бортовой РЛС. И это мы достигли. Я подсчитал, что после ее установки на первых истребителях, "Альметьевский радиозавод" выпустил их несколько десятков тысяч. А начинал выпускать ее "Казанский завод радиоприбор" в 1964 году. Создатель ее ОАО "ВНИИРА", авторское свидетельство лежит у меня, как у автора.
    Затем с 1979 года я уже как руководитель 6 ГУ Минрадиопрома СССР обеспечивал снабжение Минобороны страны созданными ВиВТ. Антенна очень надежная и нравится летчикам по сей день. Выпускается и в настоящее время. Честь имею.
    1. Aqela 2 января 2015 12:59
      Респектище! Я - не радиотехник, у меня с этим имели дело отец и брат, но имею общее представление о том, что разработать высокоэффективную антенну, да ещё отвечающую ряду специфических требований - не фунт изюму слопать!
  16. Котище 30 декабря 2014 18:34
    Благадарю автора! Желание только одно продолжения! Продолжения! Продолжения!!!
    Сбасибо всем!!!
  17. Epizikl 30 декабря 2014 18:42
    Цитата: D-Master
    Сказать что СУ-15 красив - это не сказать ничего. Он настолько аэродинамически прекрасен- что кажется что невозможно создать что то более лучшее. Для меня СУ-15 подобен "Давиду" - Микеланджело. Он просто совершенен. Его цель пронзать небо на максимальной скорости - что он всегда выполнял с крайней эффективностью. Павел Осипович создал истинный шедевр (ИМХО конечно)


    КРАСИВО сказано, с Душой и Любовью!

    Су-15 для меня - одна из самых любимых машин!
  18. sivuch 2 января 2015 18:26
    http://forums.airforce.ru/matchast/3480-su-15-a/
    К сожалению, этому самолету не так сильно "повезло" с главным конструктором, как другим машинам КБ, которые в этот момент были "в работе". Главным на Су-15 был назначен Н.П. Поленов а он не имел в КБ и у Генерального такого же веса, и авторитета, как Н.Г. Зырин (главный конструктор Су-17) и Е.С. Фельснер (по Су-24). Как результат - были практически "похоронены" проекты всех более поздних вариантов модернизации машины, которые предлагались в конце 60-х - начале 70-х...
    А ведь были возможности довести машину:двигатели Р-25+ РЛС Сапфир,ТП и ракеты Р-24.
  19. металлика 3 января 2015 20:36
    Цитата: MooH
    читателей много. Комментаторов не много

    Как-то так smile
    Не настолько владею темой, чтобы лезть с комментариями. А читаю всегда с интересом.
  20. Арктидианец 14 января 2015 20:36
    Долгие годы составлял основу авиации войск ПВО

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня