Компания «Thales» тестирует новую ветронику

Компания «Thales» тестирует новую ветронику

Машина Fuchs проходит испытания продвинутой ветроники голландской армией, а также компаниями Thales Nederland и TNO Advanced Vetronics

Королевская армия Нидерландов исследует новые способы показа и распределения информации в бронированной машине и недавно завершила первый этап исследования по продвинутой ветронике (электронике транспортных средств).

Проект осуществлен в сотрудничестве с компанией Thales Nederland и исследовательским институтом TNO. Он начался в сентябре 2011 года с этапа определения сенсоров, а затем в начале 2012 года перешел в изготовление макета машины для изучения эргономических проблем. Далее в следующие 18 месяцев группа провела серию практических работ, приведших к оснащению оборудованием опытной машины. В качестве псевдоразведывательной машины выступил бронетранспортер Fuchs.


Специалист по разведке старший сержант Тьерк Шонмейкер сказал, что с точки зрения перспектив армии, в основе проект лежало желание снизить рабочую нагрузку, которую испытывают экипажи разведывательной машины за счет внедрения «вертикально ориентированных» систем в программы модернизации. «Каждый новый сенсор, который мы имеем, идет с новым лэптопом. Сейчас трое парней в разведывательной машине и четыре лэптопа». Он добавил, что эта ситуация усугубляется естественными потребностями, как например сон и прием пищи, еще больше снижая при этом имеющийся уровень внимания на дежурстве.

Старший инженер Андре Ван Хувелинеген добавил, что Thales определила четыре основных цели в проекте: подобрать группу сенсоров вместе с заказчиком; использовать их для создания информационного превосходства; повысить эффективность массива сенсоров за счет их взаимной интеграции; и, наконец, представлять информацию экипажу без излишней нагрузки на него.

Этот сенсорный комплект был разработан готовым с целью расширения возможностей, которые используют экипажи разведывательных машин, а также с целью обеспечить широкий набор типов данных, чтобы усложнить человеко-машинный интерфейс (ЧМИ) и попытаться скорее «насытить» пользователя (по крайней мере, в начале), чем воспроизвести точные системы разведывательной машины. Выбор системы проходил под пристальным руководством армии и в результате появился комплект, состоящий из цифрового компаса и данных GPS, системы определения выстрела, поворотно-наклонной камеры, камеры кругового обзора, лазерного дальномера, радара Squire, неназванного базового комплекта радиоэлектронной разведки и информационной системы машины.

Большая часть оборудования была получена от Thales group или имела открытые интерфейсы для упрощения процесса интеграции (что не являлось основной задачей исследования) в коммуникационную линию машины Sotas от Thales Nederland, которая в свою очередь подсоединялась к вновь разработанному общему ЧМИ рабочего места оператора. Узел Sotas Tactical Network Node служил в качестве сетевого хаба с интерфейсами оборудования для сенсоров и программным приложением, обеспечивающим межсетевые интерфейсы в ЧМИ.

Последний отличается базовой компоновкой в соответствии со стандартом DEF-STAN-23-09, но базируется на более раннем опыте Thales визуализации данных системы управления боем по изготовлению нового и легко настраиваемого дисплея, объединяющего вместе все данные на одном экране.

Старший сержант Шонмейкер сказал, что для него намеренно заимствованы некоторые конструктивные элементы из рынка коммерческих видеоигр, особенно, что касается дисплеев ситуационной осведомленности, также использованы исследования разработчиков программного обеспечения плюс учтены способности солдат, играющих в свои досуговые игры.

В основном стандартный ЧМИ состоит из сенсорного прокручивающегося экрана с увеличением, на который выводятся карты с накладываемыми данным от всех сенсоров, зачастую со многими входными данными от одного и того же сенсора с целью обеспечить интуитивную ситуационную осведомленность. Например, видеопоток от сканирующей камеры выводится в нижней части экрана с синхрочислами, ориентированными на направление машины, которое имеет перекрестную ссылку со значком машины в любом месте экрана, показывая направление и синхронизирующий тактовый сигнал.

Поле зрения других сенсоров далее совмещается в конус исходящий из машины, чтобы все члены экипажа могли быстро определить, куда направлены все эти сенсоры, каждый сенсор отмечен различными цветными метками. Сигналы предупреждения от детектора определения выстрела и комплекта радиотехнической разведки последовательно «вспыхивают» вместе со звуковым предупреждением, указанием направления и оцениваемым местоположением с корреляцией на карту. Видеопоток с внешних устройств может быть использован для поворота камеры на универсальном шарнире и лазерного дальномера для более точного обзора.

Все эти события далее сохраняются для дальнейшего разбора действий или судебного расследования с диалоговыми окнами, позволяющими быстро найти и отследить последовательность боя.

Камеры и радар настроены так, что напрямую управляются посредством ЧМИ, уменьшая при этом число интерфейсов и блоков управления, необходимых внутри машины. Кроме того, ЧМИ повторяется на каждой рабочей станции, предоставляя все членам экипажа доступ к возможностям машины, позволяя им экспериментировать с инструментами, адаптировать их к своей задаче, а также распределять задания между членами экипажа.

Армия выделила для проекта два экипажа по три человека, задействовав каждый экипаж в идентичных, но отдельных сериях упражнений, выполняющихся в виртуальном боевом пространстве VBS2 с целью изучения различных путей использования информации отдельными лицами и задействования гибкости компоновочной схемы продвинутой ветроники.

Например, Шонмейкер сказал, что водитель может оценивать видеопоток на 360 градусов – или часть, обрезав его до 135 градусов – с наложением на карту, что радикально улучшает ситуационную осведомленность по сравнению с ограничениями традиционного смотрового прибора. Впрочем, они может иметь меньший интерес к радиоперехватам. В равной степени водитель или командир могут быть больше заинтересованы в параметрах машины по сравнению со стрелком (ему гораздо меньше интересна температура масла, чем водителю), поэтому экипажи тестовых машин убедились в реальных преимуществах внешних видеосигналов по сравнению с изображением со смотрового прибора.

Вдобавок, упражнения в центре включали отдельный подачу видео командиру десанта для того, чтобы оценить значение системы как чистого инструмента ситуационной осведомленности для бронетранспортеров (так как командир десанта традиционно находится в невыгодном положении до тех пор, пока не покинет машину) с положительными результатами.

Экспериментальная конфигурация не имеет программируемых радиостанций, но Ван Хувелинеген сказал, что включение таких радиостанций в будущую архитектуру позволит контролировать их дистанционно через ЧМИ с использованием магистрали Sotas, что означает размещение самих радиостанций отдельно от экипажа возвращая, а это увеличение полезного объема.

Компания «Thales» тестирует новую ветронику

Система Sotas от Thales Nederland, установленная на голландской машине

Сохраняя мобильность

Компания Thales также изучает возможность предложить пехотинцам непрерывный доступ к системам подобным Advanced Vetronics через смартфоны, которые могли поддерживать связь через подсоединенные к Sotas коммуникационные компоненты, независимо от того внутри они или снаружи машины.

Детали держатся в секрете, но предполагается, что работы базируются на опыте разработки подобного сервиса с использованием телефонов с ОС Apple iOS и Android, которые недавно были проверены полицейскими и пожарными Нидерландов. Эта система под обозначением MOOVE служит в качестве базового инструмента отслеживания своих сил с дополнительной возможностью вставлять изображения и точное местоположение, используя существующие карты, систему GPS и обмен данным телефонов по сетям 3G, WiFi и GSM.

ЧМИ Advanced Vetronics был разработан небольшой группой программистов с использованием специализированной электронной системы вывода, разработанной компанией Thales Nederland, которая позволяет программистам быстро настраивать и улучшать схему ЧМИ после получения прямых отзывов и пожеланий пользователей. Один из программистов сказал, что эти требуемые поправки могут быть реализованы в течение часа, позволяя экипажу заново запустить серию тестов и оценить эффективность.

Эти корректировки варьировались от относительно небольших, например компоновочная схема машины в графическом символе местонахождения меняющаяся на упрощенный указатель, и до значительных усовершенствований, например доработка системы предупреждения. Шонмейкер сказал, что в начальных вариантах ЧМИ моделируемые сигналы предупреждения от системы определения выстрела появлялись в центре экрана, как правило, при этом, закрывая оператору обзор важной зоны экрана; они сопровождались звуковыми предупреждениями для каждого случая обстрела, что сбивало с толку и смешивалось с другими звуковыми сигналами по мере увеличения интенсивности перестрелки. В результате сигналы предупреждения теперь появляются в свободной части экрана, а звуковые сигналы звучат только при новых позициях обстрела или после предустановленного периода времени.

В сложившейся обстановке Advanced Vetronics – это больше демонстратор концепции и исследовательский проект, чем просто формальная программа разработки и закупок, но Ван Хувелинеген предположил, что проверенный исходные данные системы и легко настраиваемое программное обеспечение системы позволили бы начать производство довольно быстро.

Шонмейкер был более прямолинеен заявив, что единственным интересом этих усилий было «формирование знаний».

Тем не менее, проект в настоящее время находится в периоде неопределенности, когда завершен первый демонстрационный этап и представлена ценная информация на уровне одной машины, но команда в настоящее время планирует второй этап экспериментов для изучения потенциала по дооборудованию множества машин системой Advanced Vetronics.

Шонмейкер сказал, что такой подход мог бы теоретически предложить больше повышение боевой эффективности, если бы он был применен на уровне взвода, но здесь могут возникнуть даже более сложные проблемы. Например, может потребоваться несколько другой подход объединения выходных данных от всех этих сенсоров.

Поэтому четкое преимущество реального объединения в сеть машин и совместного использования изображений с их сенсоров не должно быть потеряно из-за соблазнительной возможности сосредоточения всех собранных данных на командире взвода, что потенциально снижает гибкость работы на нижних тактических эшелонах и перегружает высший эшелон.

Компания «Thales» тестирует новую ветронику
Компания «Thales» тестирует новую ветронику

Бронетранспортер Fuchs голландской армии

Использованы материалы:
www.janes.com
www.thalesgroup.com
www.tno.nl
Автор: Alex Alexeev


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 12
  1. Nikolaevich I 3 января 2015 07:34
    Фу,отпустило!А то после прочтения заголовка мне "померещилось",что голландцы на свои броневики ветряные ме....то бишь,ветроэлектростанции стали ставить! request
    1. андрей юрьевич 3 января 2015 07:41
      бронеэлектроветровик??? belay what а почему нет? у них там "травка" в открытой продаже... yes
      1. IZUM 3 января 2015 09:49
        Шутки шутками, но голландцы идут правильным путем, после достижения хорошего взаимодействия всех датчиков и как следствие повышения точности определения очагов опасности, данную систему не сложно будет интегрировать в полуавтоматические боевые машины.
        Что-то на подобие есть и у нас , по моему занимается охранной наших систем " Тополь ".
        1. mirag2 3 января 2015 10:46
          охранной наших систем " Тополь "
          -да не,тут речь о системе обзора,наблюдения,фиксации, и т.д.-а система охраны "Тополь":
          Компания ITV | AxxonSoft интегрировала в программный комплекс «Интеллект» вибрационную систему охраны периметра «Тополь» производства российской компании НПФ «Полисервис».
          Комплекс «Тополь» предназначен для обнаружения нарушителя, который пытается перелезть через периметральное ограждение или разрушить его. Устанавливается практически на любые виды ограждений: жесткие и мягкие сетчатые, деревянные и декоративные кованые ограждения, защитные козырьки из колючей проволоки, спиральной объемной и плоской АКЛ и т.п. «Тополь» работает при экстремальных температурах от +60 до -60 ºС, что крайне важно в суровых российских климатических условиях. Система устойчива к воздействию воды и пыли — все ее компоненты имеют степень защиты IP65..
    2. Гражданский 5 января 2015 01:35
      враг умен... и нам пора сових "умников" в войска запсукать
  2. АлНиколаич 3 января 2015 11:26
    Интересная тема, хоть и не нова! Суть в использовании
    оборудования связанного единым информационным
    интерфейсом. Например, в сельхозтехнике используют
    стандарт iso j1939. Благодаря " витой паре" трактор
    общается с gps навигацией, и " высокоинтеллектуальным"
    прицепным оборудованием( например сеялкой).
    И при севе, достигаются очень хорошие показатели!
    Плюс, ещё можно подключить систему параллельного
    вождения( автопилот), и тогда, механизатор только
    следит за приборами, и управляет машиной на
    разворотах, а в поле машина едет и сеет сама!
    Причём, особых сложностей в этом нет. Главное,
    что бы оборудование работало по одному стандарту,
    и прошивки не криво написаны были.
  3. voyaka uh 3 января 2015 12:36
    Название заинтересовало
    Значит, электроника для авиации - авионика, для транспортных средств - ветроника...
    А для флота?
    1. Комитет 3 января 2015 13:43
      Цитата: voyaka uh
      А для флота?
      А для флота наверное "мароника" от "марин". Или еще чего поимбецильнее. Есть Русские слова. надоели язык коверкать.
    2. stalkerwalker 3 января 2015 13:46
      Цитата: voyaka uh
      А для флота?

      Компания "Transas" производит продукцию высшего мирового уровня - начиная от картографии, заканчивая симуляторами.
  4. Комитет 3 января 2015 13:41
    Задолбали уже с импортными словами "ветроника". Вет - это от вутюр (авто?). Что все как бандерлоги. Говорите по Русски!
  5. Cristall 3 января 2015 15:23
    Цитата: stalkerwalker
    Цитата: voyaka uh
    А для флота?

    Компания "Transas" производит продукцию высшего мирового уровня - начиная от картографии, заканчивая симуляторами.

    Интересно за что минус констатации факта, как будто РФ не пользовалась услугами данной компании
    Или своего рода месть за сотрудничество с Украиной
    1. stalkerwalker 3 января 2015 20:45
      Цитата: Cristall
      Интересно за что минус констатации факта, как будто РФ не пользовалась услугами данной компании
      Или своего рода месть за сотрудничество с Украиной

      Компания основана в С.-Петербурге в самом начале 90-х. По определённым причинам в середине 90-х переехала в Лондон. Но основной штат сотрудников - в России.
      Это как с ХАДО - штаб-квартира на Украине в Харькове. В Белгороде - главный российский хаб.
  6. kplayer 3 января 2015 16:41
    На фото...
    Система Sotas от Thales Nederland, установленная на голландской машине

    Французский * мобильный комплекс разведки (машина ПАН АСУ "Атилла") AMX-10V/VOA. Видна ОЭС на телескопическом ПМУ, вкл. низкоуровневую ТВ-камеру, тепловизор и лазерныЙ дальномер.

    * Thales - бывшая Thomson-CSF, БМП AMX-10P не состояла на вооружении в Голландии.
  7. СуперЕнот 3 января 2015 23:39
    Vehicle + electronics = ve tronics . Самодвижующиеся средства и электроника.
    Интересное решение. Мир идёт к самодвижущимся автомобилям , в т.ч. и военным.
  8. Beiderlei 7 января 2015 14:50
    За ними будущее!
    Beiderlei
  9. Иван-дурак 31 января 2015 15:42
    Статейка занятная!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня