Почему у военных инженеров хотят украсть двенадцать лет истории

21 января 2014 года исполняется 313 лет со дня издания Петром I указа об учреждении первой в России военно-инженерной школы. Историки считают этот день началом организации обучения военных инженеров на государственном уровне. Тогда как другие историки уверяют, что зарождение русской школы военных инженеров произошло намного позднее.

В указе говорилось: "1701-м году Генваря в 10 день (по новому стилю 21 января. — Авт.), по имянному великого государя указу за пометою думного дьяка Андрея Виниеса велено на новом пушечном дворе построить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей детей их словесной письменной грамоте цифирью и иной инженерном наукам с прилежаньем и выучась без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучаться, и кормить и поить их в вышеписанных же школах".

В петровском указе четко приказано заниматься обучением инженерным наукам.


Создание специализированных учебных заведений, которые могли бы заниматься подготовкой военных инженеров было продиктовано велением времени: в ходе осады города Нарвы стало ясно, насколько необходимо иметь не только инженеров-командиров, но и регулярные части, которые могли бы противостоять неприятелю, выстраивая инженерные сооружения.

Несомненно, до петровского времени труд военных инженеров был востребован, и русская армия по мере возможности пользовалась достижениями современной инженерной мысли. Но, к сожалению, было очень мало боевых действий, где принимали участие военные инженеры: централизованно инженеров на государственном уровне никто не учил.

Во время боевых действий практически все работы выполнялись иностранными инженерами, которые приглашались из-за границы.
Так, в ходе осады крепости Нарвы свои знания продемонстрировали иностранные специалисты: обер-инженер генерал-майор Шах, инженер-капитан Ценбербирг, а также инженеры Карстен, Зенгерлон, Багнетий, Тумбер, Пурнети и другие.

Также в отчетах об осаде Нарвы в 1700 году докладывалось об участии в боевых действиях минеров.

Но этих усилий было явно недостаточно. Несомненно, осада шведских крепостей потребовала от русских военачальников привести на поле боя большое количество частей, которые могли вести инженерную войну против шведов. Но такого не произошло. Петру I пришлось формировать инженерные части фактически прямо на поле боя. Новобранцы не отличались умением.

Такие обстоятельства подвигнули царя к принятию незамедлительного решения о создании первой в России военно-инженерной школы.

Из указа Петра I видно, что военно-инженерная школа открывалась не в единственном экземпляре: их указывалось открыть сразу несколько, то есть, еще создавались и филиалы.

Также четко прописывалась будущая учебная программа, согласно которой слушатели были обязаны прослушать курс математики (включала в себя сразу три науки — тригонометрию, арифметику и геометрию). Но главными, обязательными предметами были фортификация и архитектура. Именно наличие этих двух дисциплин определяли профиль подготовки обучающихся как офицеров инженерных войск. Кроме того, практиковались занятия в "поле": практические навыки позволяли наглядно убедиться в качестве обучения.

Примечательно, что это немаловажное государственное дело было поручено начать думному дьяку Андрею Андреевичу Виниусу (хотя в указе его фамилия пишется как Виниес), который приложил немало усилий по обучению слушателей. Наряду с другими реформами он активно воплощал идею воинского инженерного просвещения , которые проводились в стране.

Личность Андрея Андреевича вызывала неоднозначное отношение у современников: этот талантливый человек знал несколько языков, в том числе латинский. Именно он обучал Петра I латыни. После того, как под Нарвой русские войска потеряли большую часть своей артиллерии, именно Виниусу пришлось выполнять приказ царя о переплавке церковных колоколов на металл для пушек. Хотя этот шаг вызвал неоднозначную реакцию в православном мире: реакция была крайне враждебной. Но приказ есть приказ. Его нужно было исполнять, несмотря на вполне заслуженные претензии со стороны православных людей. Впрочем, это не помешало реформатору в дальнейшем процветать, заняться сразу несколькими новыми направлениями в обустройстве государства Российского. Например, он стал организатором централизованного почтового сообщения.

И вот такой прогрессивный деятель и ученый стал одним из первых преподавателей.

В качестве обязательного условия дальнейшего прохождения службы являлось то, что слушателям не разрешалось покидать Москву. Они должны были быть зачислены в штат артиллерийского ведомства, которое больше всего нуждалась в новых специалистах.

Безусловным фактом является то, что знания, полученные в инженерной школе помогли первым русским военным инженерам по-новому подходить к решению многих проблем при строительстве оборонительных сооружений, при ведении подрывных действий против неприятеля.

Причем в школу принимались дети как "пушкарские", так и посторонних чинов. Это, безусловно, открывало двери для талантливых людей из провинции, которые не имели никакого шанса получить хорошее военное образование. Они могли показать свою удаль и талант на поле боя, да и не всякому доставалась воинская удача.

Школа пользовалась успехом потому, что кадры подготавливались там на редкость хорошо. Свои знания выпускники применяли в последствии весьма грамотно и умело. Это, безусловно, повышало планку доверия к новому учебному заведению: если в 1701 учебном году было набрано 180 человек, то через четыре года, в 1704 году в школе уже учились 300 человек.

Преподавание фортификации в качестве обязательного предмета было введено и в организованную на четыре дня позднее другим указом Петра I от 14 января 1701 года "Школу математических и навигацких, то есть мореходных хитростей наук учение".

Спустя несколько лет после указа Петра I об учреждении первой инженерной школы, она была существенно расширена и выделена в самостоятельное учебное подразделение: до этого момента инженеры и артиллеристы учились вместе. "Школу инженерную умножить, а именно отыскать мастера из русских, который бы учил цифири или на башню (то есть на Сухареву башню в Москве, где была организована школа математических и навигационных наук) для сего учения посылать и когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерства подлежит, а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150...", — предписывалось в петровском указе от 16 января 1712 года.

Удивительно, но сегодня многие историки склонны считать именно 1712 год в качестве отправной точки, от которой должен идти отсчет момента образования первой военной инженерной школы. Тогда как намного ранее, в 1701 году, по указу Петра I было открыто первое учебное заведение, подготавливающее инженеров для военных действий.

Почему у военных инженеров хотят украсть двенадцать лет истории
Почему у военных инженеров хотят украсть двенадцать лет истории
Почему у военных инженеров хотят украсть двенадцать лет истории
Автор: Полина Ефимова


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. dmi.pris 5 января 2015 08:51
    Вопроса "Почему?"быть не должно.Взять футбольный"Спартак"кто говорит в 1925 году основан,кто позднее...Важен сам факт существования...А военным инженерам мои самые лучшие пожелания и процветания на благо нашей Родины
    1. Лопатов 5 января 2015 09:34
      Цитата: dmi.pris
      Важен сам факт существования

      Первым военным инженером на территории РФ был тот, кто впервые выкопал ловчую яму с кольями размерами под человека.
      1. Canep 5 января 2015 11:02
        Цитата: Лопатов
        Первым военным инженером на территории РФ был тот, кт

        Все города на Руси имели оборонительные сооружения - крепостные стены и башни. Они появились не сами по себе, их кто-то построил. А первым военным инженером был тот кто поставил первый забор - инженерное заграждение. А может даже тот, кто первым свалил дерево чтобы перегородить дорогу. Кстати строительством мостов тоже занимаются инженерные войска.
        1. вредитель 5 января 2015 13:33
          Немного добавлю: - не только заборы, но и рвы, крепостные валы, и все это инженерные заграждения и фортификация. Так что можно посчитать датой и момент образования самого древнего города, где была построена крепость с ограждением из бревенчатого частокола и рва.
  2. parafoiler 5 января 2015 10:40
    Инженерным войскам ВС России - честь и слава! Не пойму только одного -к чему в теме верхняя фотография... У военных инженеров нет на вооружении самолётов - авакс А-50 и средств десантирования...
  3. фомкин 5 января 2015 10:44
    Интересно, почему поставили не плохой познавательной статье минусы?
  4. moskowit 5 января 2015 12:30
    В Русском войске военные инженеры назывались "розмыслы". Сведения о них есть ещё в Разрядных книгах времён Ивана Грозного. При нём и были введены первые разряды для военных людей строительного и инженерного дела. Для проведения строительных и дорожных работ из ополчения создавалась, так называемая, "посоха". Так, что дата совершенно не принципиальна. У пехоты и кавалерии ведь нет своего праздника... А Аристотель Фиорованти (Фрязин) при Иване Третьем, его так же можно считать родоначальником организованной инженерной военной службы...
    1. Rivares 5 января 2015 15:08
      А малоизвестно об этом в Русской истории потому, что большинство старых документов при петре 1
      было уничтожено. А остались только петровские указы, потому и считают что многое было впервые петром скопировано с европы.
      1. Комментарий был удален.
      2. сибиралт 5 января 2015 16:18
        Петр извел русских инженеров (они тогда же и философами были) и поставил немцев. Это после него уже началось. Тут о Ломоносове говорить нужно, который носы ломал бюргерским профессорам за славу российской науки.
  5. Карбышевец 5 января 2015 20:08
    Не надо передергивать историю лепить двоякое истолкование. Вы про свою жизнь подумайте, а если у ВАС лично у КАЖДОГО сотрут из памяти 12 лет жизни или наоборот 12 лет добавят другой-чужой, лишь потому что кому то взбрела эта бредовая идея и тем самым оставить о себе след в истории. Есть приказ и точка. Хватило этих Табуреточниковых и прочих чудаков на букву "М". В 2006 году сократили Военно-инженерную академию. Ушли из науки Великие люди у них парадные кителя, как доспехи средневекового рыцаря, ум поражает совей остротой (15 ЦНИИ ИВ не в счет, у них моя дипломная работа до сих пор в каталоге перспективной техники инженерных войск, а 10 лет как выпустился). Последующее сокращение Кстовского военно-инженерного университета, Тюменское инженерно-командное училище превратили в некое подобие пансиона благородных девиц из которого выпускают деревынных солдатихо Урфин Джюса с лейтенантскими погонами. Только в 2013 году возродили военно-инженерную академию. Не надо осквернять историю инженерных войск своим толкованием.
    Карбышевец
  6. Zoldat_A 5 января 2015 23:48
    Цитата: Карбышевец
    Не надо передергивать историю лепить двоякое истолкование. Вы про свою жизнь подумайте, а если у ВАС лично у КАЖДОГО сотрут из памяти 12 лет жизни или наоборот 12 лет добавят другой-чужой, лишь потому что кому то взбрела эта бредовая идея и тем самым оставить о себе след в истории.

    Историки, конечно, разберутся, 12+ или 12-. Для меня лично важно, что эти войска есть, что Табуреткины и прочие их до конца не уничтожили, и посему с праздником их всех!

    Надеюсь, что для Табуреткина они хороший мавзолейчик возвели бы. Яму кубов на 30 и живьём его там бетоном залить. Заслужил, тварюга...

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня