Операция «Броненосец». Часть вторая

К началу операции «Броненосец» задействованные в ней силы насчитывали уже более 50 судов: транспортных, военных, вспомогательных. Все они были разделены на два конвоя. 25 апреля 1942 года из Дурбана вышел в море первый из них – он назывался конвой «Y». В него входили главным образом тихоходные суда – оба специальных десантных корабля «Бачакеро» и «Дервент», шесть транспортов, танкер и госпитальное судно. Их сопровождали крейсер «Девоншир», три эскадренных миноносца, тральщики и различные вспомогательные корабли. Задачей конвоя было незаметно в течение недели пройти через Мозамбикский пролив и лечь в дрейф в ста пятидесяти милях к западу от северной оконечности острова Мадагаскар. Здесь на исходной позиции им предстояло ждать подхода основных сил.

Операция «Броненосец». Часть вторая


Три дня спустя из порта вышел второй конвой «Z», в котором было пять штурмовых и три войсковых транспорта, а также основные ударные силы операции: линкор «Рэмиллис», авианосец «Илластриес», крейсер «Гермиона» и шесть эсминцев. Вице-адмирал Нэвил Сифрет и командующий силами десанта генерал-майор Роберт Стёрджес находились на борту линкора. Оба конвоя соединились и легли в дрейф на широте Диего-Суареса 3 мая. Здесь к ним подошли с севера еще один авианосец «Индомитейбл» и два эсминца. Эти корабли были переданы Сифрету из состава сил Восточного флота, действовавшего в Индийском Океане.


Обращает на себя внимание предельная осторожность, с которой действовало британское командование, несмотря на огромный перевес в силах. Очевидно, что учитывалось возможное присутствие (или внезапное появление) японских сил на этом театре. Так, высадку десанта решено было провести не с востока – со стороны залива Диего-Суарес, а на западном побережье. Закрывавшие его почти сплошные, в несколько рядов, рифовые барьеры требовали больше времени для высадки. Да и вообще делали ее чрезвычайно рискованной, однако здесь и легче было обнаружить подводные лодки противника.

Залив Диего-Суарес имеет узкий вход с востока из Индийского океана – пролив шириной в полмили, защищенный с юга фортом Оранжай. А, кроме того, края пролива изобилуют рифами (они же делают северные берега залива малопригодными для стоянок кораблей). Залив имеет четыре бухты, расходящиеся во все стороны от центральной лагуны. Собственно Диего-Суарес фактически разделен на два города узким внутренним проливом, ведущим в юго-западную бухту. Северо-западная часть города (преимущественно бедные кварталы из деревянных построек) находится на полуострове Андракака. Администрация, морской порт и военно-морская база – это южная часть города – полуостров Анциран (Анциранана), давший современное название городу.

Основные силы десанта («коммандос» из Королевской морской пехоты и 29-я пехотная бригада) должны были 5 мая высадиться в бухте Курье, отделенной от залива узким перешейком. Их задача состояла в том, чтобы стремительным броском овладеть северо-западной частью Диего-Суареса и фортом Кап Диего. Так как перешеек и бухта большей частью хорошо простреливались береговой артиллерией, важнейшими условиями успеха здесь были быстрота и внезапность.

Другой десант (17-я бригада), усиленный танками, должен был высадиться южнее – в бухте Амбарарата. Его задачей было овладеть портом и военно-морской базой. Для этого нужно было преодолеть значительное расстояние (через леса и плантации, преодолевая возможное сопротивление французских войск) и пробиться к южной окраине города. И, наконец, меньшая по численности и слабейшая по вооружению 13-я бригада должна была высадиться второй волной на следующий день 6 мая, с целью поддержать основные силы.

Одновременно часть боевых кораблей должны были, обогнув мыс Амбер (северную оконечность острова), подойти с востока к заливу.
В три часа пополудни 4 мая в ста милях от мыса Амбер основные силы по сигналу с «Рэмиллиса» направились к берегу.

Крейсер «Гермиона» шел быстрее всех – он должен был утром 5 мая провести демонстрацию с использованием осветительных и дымовых снарядов на противоположном, восточном берегу, чтобы на какое-то время отвлечь внимание противника от реального места высадки десанта.

В ночь на 5 мая у внешнего барьера рифов боевые корабли сделали остановку, поджидая отставшие транспорты. За это время эсминец «Лафорей» смог в темноте пройти через узкий извилистый проход между рифами, что французы считали невозможным, и обозначил фарватер. За ним в бухту Курье проследовали головной десантный транспорт «Винчестер Кастл» и другие суда. Перед самым рассветом они встали у берега, готовые к высадке.

Несмотря на то, что тральщики ночью уничтожили в бухте две мины из заграждения, их взрывы противника не разбудили. Передовая группа «коммандос» практически без сопротивления захватила старинный форт «Виндзорский замок» на северном берегу бухты. Его береговая батарея (четыре 138-миллиметровых орудия) представляла собой самую большую, после рифов и мин, опасность для десанта. «Коммандос» захватили в плен практически весь гарнизон форта – около 300 человек. Следом на берег высадились подразделения 29-й бригады. Путь к противоположному берегу залива Диего-Суарес был свободен.

Одновременно с высадкой десанта с палуб авианосцев поднимались в воздух бомбардировщики «Фэйри Альбакор». Главный удар они наносили по аэродрому Аррашар. Сопровождавшие их истребители-бомбардировщики «Грумман F4F Уайлдкэт» (или «Мартлет») не позволили французским истребителям подняться в воздух. Они же прикрывали район высадки и штурмовали места расположения зенитных батарей. На земле было уничтожено пять «Моран Солнье 406» и два «Потэ 63-11». «Фэйри Суордфиш» тремя группами по шесть машин атаковали цели в гавани Диего-Суареса. Первая группа (торпедоносцы), рассредоточившись, принялись кружить в темноте над акваторией порта. В первую очередь их интересовали авизо «Д'Антркасто» и вспомогательный крейсер «Бугенвиль». Французские моряки отчасти облегчили им задачу, открыв огонь из зениток, и обнаружив, таким образом, местоположение своих кораблей. Четыре торпеды, выпущенные в авизо, прошли мимо или под ним, после чего «Д'Антркасто» подошел к берегу под прикрытие береговых зенитных батарей. А «Бугенвилю» не повезло – он получил одно попадание, дал крен на левый борт, а потом взорвался.

Операция «Броненосец». Часть вторая


Вторая группа «Суордфишей» сбрасывала глубинные бомбы и тоже добилась успеха, поразив подводную лодку «Бевезье». Лодка снялась с якоря и маневрировала, подводники вели зенитный огонь. Их интенсивно поддерживали зенитчики с грузовых транспортов, стоявших рядом, но спасти лодку так и не удалось. Уже после атаки «Бевезье» затонула, восемь человек из ее экипажа погибли.

Третья группа, сбрасывала на город листовки с ультиматумом, в котором давалось «честное джентльменское» слово, что англичане имеют дружественные намерения «и после победы остров обязательно будет возвращен Франции». Однако после листовок на береговые батареи и причалы посыпались бомбы.
Тем временем всю первую половину дня на берегу бухты Курье к решающему броску сосредотачивались основные силы десанта. Транспорты продолжали идти через основной проход между рифами. Тральщики очищали и другие фарватеры, но около полудня корвет «Орикьюла» подорвался на мине. (Он затонул на следующий день. Это был единственный корабль британского флота, потерянный в ходе операции.)

После этого оставшиеся подразделения стали перевозить на берег десантными баржами с внешнего рейда. Это обстоятельство, вместе с усилившимся ветром, замедлило высадку (она продолжалась до вечера), но не остановило подразделения 29-й бригады, уже готовые маршу – их численность составляла около 2000 человек. К 17 часам 5 мая они заняли северо-западную часть Диего-Суареса (полуостров Андрарака) – и снова почти без сопротивления. Таким образом первый десант полностью выполнил свою задачу в точном соответствии с планом операции.

Тяжелее пришлось второму десанту, который высаживался южнее, в бухте Амбарарата. Сама высадка прошла почти без затруднений и даже быстрее чем в Курье.

Единственная задержка произошла из-за «Бачакеро», вернее его аппарели, оказавшейся слишком короткой (береговая полоса имела зыбкий неустойчивый грунт с многочисленными впадинами, заполняющимися водой во время прилива). Подойдя вплотную к берегу бухты, этот транспорт сумел высадить только «Валентайны». Автомобили же и тягачи с артиллерийскими орудиями не могли преодолеть нетвердый грунт. В поисках подходящего участка корабль потерял целый день. В конце концов капитан «Бачакеро» принял рискованное решение. Он приказал на полном ходу выброситься на берег. Впоследствии этот случай значительно повлиял на конструкцию и тактику применения больших десантных кораблей, а в этот раз он стал причиной, того, что тяжелая артиллерия англичан почти на день отстала от основных сил десанта.

Уже в 9.30 подразделения 17-й бригады, усиленные бронетехникой, начали движение на восток по единственной дороге, окруженной лесистыми холмами, очень удобными для того, чтобы остановить колонну или устроить засаду. К счастью для англичан, французы не располагали здесь достаточными силами. Они вполне справедливо считали, что для захвата южной части Диего-Суареса англичанам гораздо удобнее будет высадиться на восточном берегу. Оттуда, во-первых, ближе, во-вторых, рельеф местности более плоский.

Только в 11 часов небольшой отряд охранения, увидев двигающийся по дороге авангард англичан, открыл огонь. Условия местности позволяли французским войскам надолго задержать противника даже малыми силами, но исход столкновения довольно быстро решили «Валентайны». Танки произвели должное впечатление, вынудив обороняющихся сложить оружие. Неожиданный успех, последовавший вслед за удачной высадкой, заставил англичан настолько поверить в свои силы, что они не побоялись раскрыть противнику свое местоположение. Они послали пленного французского офицера в Диего-Суарес с требованием о немедленной капитуляции. Однако командир гарнизона полковник Эдвар Клербу к тому времени уже занимался организацией обороны южной части города и военно-морской базы, несмотря на серьезные потери, вызванные утренним налетом. Теперь же, узнав, по какой дороге продвигаются англичане, он сумел наскоро организовать засаду у них на пути. На этот раз четыре легких танка Mk VII, вырвавшиеся далеко вперед, были подбиты, а их экипажи попали в плен. К вечеру дефиле совсем перестало напоминать легкую прогулку. На южных подступах к городу англичане достигли узкого места под названием Бон Нувель, представлявшего собой сужающийся водораздел между заболоченными речками, впадающими в залив по обе стороны от южных предместий города. Все дороги, ведущие в Диего-Суарес из глубины острова, сходились здесь зажатые между двумя фортами.

Тут бы очень пригодилась артиллерия, особенно четыре 94-миллиметровые гаубицы, которые в это время еще только вывозили на берег с «Бачакеро». Зато французы здесь располагали как двумя батареями 75-миллиметровых полевых пушек. Тем не менее, пять «Валентайнов» прорвались через простреливаемое с фортов пространство, но пехота оказалась отрезанной. В результате и эти танкисты оказались в плену. Несмотря на прибытие остальных танков, до наступления темноты продвинуться англичанам не удалось.

Операция «Броненосец». Часть вторая


Тем временем «Д'Антркасто», воспользовавшись отсутствием английской авиации, принялся обстреливать позиции англичан на полуострове Андракака. Однако вечером «Суордфиши» с авианосца «Илластриес» неожиданно появились с запада над заливом и атаковали авизо 227-килограммовыми бомбами. Из-за прямого попадания «Д'Антркасто» вынужден был выброситься на берег. Затем было еще два налета, но команда покинула корабль только на следующий день, после артиллерийского обстрела с эсминца «Лафорей».

Весь этот день французская авиация практически не оказала никакого сопротивления, если не считать разведывательные полеты, в ходе которых было потеряно два самолета. Потери британской палубной авиации тоже составили две машины: один «Альбакор» и один «Суордфиш» были сбиты над заливом а их экипажи попали в плен.

Ночью, пользуясь темнотой эсминец «Энтони» смог войти в залив и высадить в порту несколько десятков коммандос. Им удалось освободить летчиков и те к утру вернулись домой.

На рассвете 6 мая 29-я бригада, усиленная частями 17-й бригады, подошедшей ночью, возобновила штурм французских позиций в Бон Нувель. Весь день продолжались кровопролитные бои и артиллерийские дуэли, но из-за того, что англичанам атаковать приходилось практически в лоб никакого заметного результата это не принесло. Не помогли и «Альбакоры», которые несколько раз за день бомбили форты. Два батальона Южно-Ланкаширского полка сумели обойти Бон Нувель с левого фланга, просочившись через болотистые джунгли. Но из-за неисправности рации они не смогли развить успех и вынуждены были вернуться, понеся потери.

Десантники, занявшие северо-западную часть Диего-Суареса тоже не смогли оказать поддержку наступающим. Пролив, разделяющий город, оказался для них непреодолимой преградой из-за огня береговых батарей.

Единственным успехом англичан за этот день можно считать три «Потэ 63-11», сбитых над заливом.

Выход из сложившегося равновесия могли обеспечить только удачные действия коммандос. В английских источниках обычно указывается, что именно они, в конечном счете, решили исход операции.

Действительно, вечером «Энтони» с пятьюдесятью коммандос на борту опять сумел пройти в залив. На этот раз его обстреляли береговые батареи, но англичанам снова удалось высадить десант и даже уничтожить единственный прожектор французов. После этого эсминец ушел на полном ходу, а десантники устроили беспорядочную стрельбу на пристанях. Потеряв всего одного человека, они проникли вглубь опустевшего города и захватили здание арсенала. Помимо большого количества оружия и боеприпасов морпехи обнаружили и освободили там около полусотни пленных англичан. Эта блистательная операция привела к замешательству французов и, как считается, заставила их сдаться. Однако в это же время англичане предприняли ночную атаку на Бон-Нувель. Неожиданно французы (то есть, главным образом, мальгаши) прекратили сопротивление, хотя и не знали о захваченном арсенале. Истинная причина, по которой им вдруг расхотелось воевать, до сих пор точно неизвестна. Но, так или иначе, к 3 часам утра 7 мая город порт и военно-морская база были полностью захвачены, армейский и морской командующие французов сдались. Сопротивление в течение дня оказывали лишь отдельные небольшие гарнизоны фортов на берегах залива.

В описании всех этих событий английские источники избегают подробностей двух ночных рейдов эсминца «Энтони» в хорошо охраняемый порт, да еще и с благополучной высадкой коммандос. Очевидно, что у британского командования была, как минимум, французская секретная карта фарватера, а возможно и свои люди в гарнизоне. Дело в том, что эсминцу для этого нужно было не только пройти в четверти мили на виду у батареи форта Оранжай, а затем подойти вплотную к береговым батареям, охранявшим порт, но и избежать минных заграждений. (Кстати, Оранжай капитулировал одним из последних, вечером 7 мая, да и то только после того, как «Рэмиллис» подошел к берегу и сделал несколько выстрелов главным калибром по укреплениям форта.) Таким образом, британские секретные службы в этой операции тоже оказались на высоте. Отметим, что после капитуляции всех французских гарнизонов англичане два дня тралили залив, проливы и подходы к заливу. И даже после этого сначала пустили вперед польский транспорт «Собесски» (поляки этим, почему-то, очень гордятся), а уж после него зашли остальные корабли.

Трагичной оказалась судьба двух других французских подводных лодок. В момент высадки британцев «Ле Эро» находилась в открытом море в 500 милях от Мадагаскара, сопровождая транспорты, идущие в Джибути. Получив радиограмму о начале вторжения, субмарина легла на обратный курс. Утром 7 мая в районе залива Курье «Ле Эро» с ходу из надводного положения атаковала авианосец «Илластриес», но ее обнаружили «Суордфиши», осуществлявшие противолодочное патрулирование. Лодка слишком поздно пошла на срочное погружение и получила серьезные повреждения. Подошедший корвет «Джениста» подобрал из воды 37 подводников, оставшиеся 24 утонули или были съедены акулами.

Третья субмарина «Монж» вернулась к району боевых действий только 8 мая с острова Реюньон. Ее экипаж не знал о вторжении, но, обнаружив корабли неприятеля, тоже атаковала «Илластриес». Навстречу бросились эсминцы «Эктив» и «Пантер». Они точно поразили цель глубинными бомбами. Из 69 членов экипажа лодки не спасся никто.

Операция «Броненосец». Часть вторая


За время боевых действий под Диего-Суаресом французская сторона потеряла 167 человек убитыми и пропавшими без вести (среди них 119 моряков) и 343 ранеными. И без того слабые силы французской авиации были фактически уничтожены: англичане сбили или уничтожил на стоянках шестнадцать «Моран-Солнье 406» и четыре или пять «Потэ 63-11». Такая же участь постигла и наличные силы французского флота. Потери составили вспомогательный крейсер, авизо и три субмарины. Авизо «Д'Ибервиль» и четвертая подводная лодка «ля Глорье» успели прорваться на базы в южной части Мадагаскара, а затем ушли в Тулон.

За три дня боев англичане потеряли примерно 100 убитыми и 300 ранеными, четыре самолета и один корвет.

Так был установлен британский контроль над портом и базой Диего-Суарес. Бои же на остальной территории острова Мадагаскар со значительными перерывами продолжались еще полгода. Несмотря на безнадежность сопротивления, губернатор Арман Леон Аннэ отклонил предложения о капитуляции и о присоединении к «Свободной Франции». Летом на остров были переброшены дополнительные подразделения Южноафриканской Британской армии, им пришлось вести изнурительные боевые действия против партизан. Окончательно французская администрация капитулировала только 5 ноября. Но все эти события на острове уже не оказывали существенного влияния на ход войны. Гораздо большее значение имела необходимость держать у Мадагаскара внушительные военно-морские силы, значительно превышающие любые потребности десантов в поддержке с моря. Эти корабли, конечно, были очень нужны на других театрах. Но стремление упредить возможное японское вторжение заставляло британское командование здесь держать мощную эскадру. Появление летом у берегов Мозамбика японских подводных лодок, вроде бы, подтверждало эти опасения. (Одна японская торпеда даже поразила «Рэмиллис» на стоянке в заливе, но тот не затонул.) Однако подхода крупных сил и высадки японцев французы так и не дождались.

А в заключение, повторим, что это была первая во Второй Мировой войне классическая операция по высадке десанта, оснащенного танками и артиллерией, на необорудованном побережье. Впоследствии Черчилль написал о ней так:

«По секретности, окружавшей его планирование, и по точности тактического выполнения, мадагаскарский эпизод был образцом комбинированной десантной операции. Известие о нем пришло в такой момент, когда мы остро нуждались в успехе. По сути дела в течение многих месяцев этот эпизод был единственным примером хорошего и умелого руководства войной».
Автор: Александр Дантонов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 38
  1. Aleksander 6 января 2015 14:06
    Действительно, об этом мало пишут, но вишистская Франция (официально признанная, кстати, США) была союзником гитлеровской Германии и воевала на ее стороне не только на Мадагаскаре, но и в Северной Африке и Юго-восточной Азии. Плохо воевала, да, но воевала. Вот такой вот "победитель" Германии...
    1. voyaka uh 6 января 2015 14:24
      Французы даже ухитрились из Сирии
      бомбануть Тел-Авив летом 41-го... с жертвами.
      Их бы энергию да на другой стороне recourse .
      1. svp67 6 января 2015 14:27
        Цитата: voyaka uh
        Их бы энергию да на другой стороне
        так в другую сторону, во время операции "Мушкетер" отработали...
    2. Андрей из Челябинска 6 января 2015 20:48
      Цитата: Aleksander
      Действительно, об этом мало пишут, но вишистская Франция (официально признанная, кстати, США) была союзником гитлеровской Германии и воевала на ее стороне не только на Мадагаскаре, но и в Северной Африке и Юго-восточной Азии.

      Все же вишистская Франция не была союзником Германии, ее правительство проводило политику нейтралитета. Но по факту политика Виши, таки да, служила интересам немцев.
      Формально на Мадагаскаре, конечно, французы никак не являлись союзниками германии, формально они просто защищали собственную территорию от покушательства на нее со стороны агрессора, каковым в данном случае выступали англичане. Ну а по факту было так - вишистское правительство, конечно, никак не могло удержать в руках французские колонии, и их дерибанили все, кому не лень. Вот только если в качестве агрессора выступали англичане, французы сражались, причем весьма часто - ожесточенно. А вот если их колонии занимали немцы или японцы - французские вооруженные силы сидели, как мышь под веником.
      1. Комментарий был удален.
      2. Aleksander 6 января 2015 23:25
        Цитата: Андрей из Челябинска
        Все же вишистская Франция не была союзником Германии, ее правительство проводило политику нейтралитета. Но по факту политика Виши, таки да, служила интересам немцев.


        Вы правы, я упустил слово "фактически" Франция была союзником Германии (воюя везде против войск антигитлеровской коалиции). Кроме того правительство Виши предлагало Берлину участие французских войск в войне против СССР.
        1. Андрей из Челябинска 7 января 2015 22:30
          Цитата: Aleksander
          Кроме того правительство Виши предлагало Берлину участие французских войск в войне против СССР.

          Боюсь соврать, но по моему количество французов на восточном фронте было...скажем так, заметной величиной.
    3. Kassandra 7 января 2015 17:55
      не они начали. первыми их стали атаковать англичане причем практически повсюду.
      Kassandra
      1. Андрей из Челябинска 7 января 2015 22:31
        Цитата: Kassandra
        не они начали. первыми их стали атаковать англичане

        Первыми их атаковали немцы.
        1. Kassandra 7 января 2015 23:20
          вишистскую францию вышедшую из войны сразу же атаковали англичане.
          Kassandra
          1. Андрей из Челябинска 8 января 2015 23:37
            Цитата: Kassandra
            вишистскую францию вышедшую из войны сразу же атаковали англичане

            :))) Конечно, Вы правы. Вот только Вы совершенно забываете о том, на каких условиях и при каких обстоятельствах Франция вышла из войны. Вы забываете о том, что мирный договор вишистского правительства являл собой один из самых идиотских документов за всю историю Франции.
            Франция имела все возможности капитулировать, абстрагируясь от собственных колоний и флота. Т.е. типа да, континентальная Франция конешно сдается, но вот ведь низадача, колонии и флот почему-то решили не подчиняться виши и готовы продолжать борьбу... У Дарлана были ВСЕ возможности. Он не воспользовался ни одной. За крайне сомнительную возможность "порулить" частью Франции Виши продало ВСЕ.
            1. Kassandra 9 января 2015 00:13
              Франция просто капитулировала и всё... а колонии, в лице де-Голля, потом сами "абстрагировались" как хотели.
              Kassandra
              1. Андрей из Челябинска 9 января 2015 00:34
                Простите, Вы вообще историю как? Ну вот хоть немножечко? Краем глаза?
                Вам вообще не стыдно такую ересь писать?
                1. Kassandra 9 января 2015 01:27
                  а вы - международное право? а то уровень в политике, как у дворовой шпаны... впрочем такие сейчас в ней правят бал - есть с кого "учиться", помимо телевизора...
                  Kassandra
                  1. Андрей из Челябинска 11 января 2015 17:33
                    Цитата: Kassandra
                    а вы - международное право?

                    И какое международное право позволяло французам воевать с англичанами в Дакаре и Мадагаскаре но помешало противостоять Германии в Африке и Японии в Азии?
                    Цитата: Kassandra
                    а то уровень в политике, как у дворовой шпаны.

                    Не надо переносить свои идеалы на прошлое. Ни Япония, ни Германия, ни Италия, ни Польша, ни Англия ни СССР не чурались силовых методов в политике. Или же отказа от оказания помощи союзнику - если вспомнить "странную войну" Франции.
                    1. Kassandra 21 января 2015 04:31
                      Цитата: Андрей из Челябинска
                      Не надо переносить свои идеалы на прошлое.

                      а они у тебя вообще есть? хотя, какие у демшизовой дворовой шпаны могут быть идеалы... Франция у тебя уже союзником Японии стала во ВМВ?
                      1942 это не 1940г, когда преступления англичан перед французами уже имели место. после этого большого смысла впрягаться за англичан на Тихом Океане у них уже не было.
                      Kassandra
  2. григорьевич 6 января 2015 16:30
    И на восточном фронте французы отметились, добровольцы.
  3. Сергей-8848 6 января 2015 17:26
    С какой гордостью они "плювали" в кофе захватчикам!
    Почтим славу французских моряков, не сдавшихся на предательских условиях, французских лётчиков, не согласившихся на интернирование, и всю войну доблестно воевавших; французских пехотинцев, танкистов и артиллеристов, оказавшихся преданными в Дюнкерке, но потом вернувшихся; французских партизанов-"маки"; французских подпольщиков, работавших в интересах СССР и его союзников!
    Но нельзя забывать и о вонючей республике Виши, о громадном количестве коллаборационистов, о тех самых рабочих, которые день и ночь гнали на фронт - против нас! - броне- и авиатехнику. Нельзя забывать всех тех, кто фашистов кормил, поил, привечал, ублажал, и обеспечивал всем необходимым. Пока не миновала опасность (до 1944), доблестная и гордая Франция гордо прятала свою доблесть себе во французское дупло.
    1. 97110 6 января 2015 20:31
      Цитата: Сергей-8848
      Но нельзя забывать и о вонючей республике Виши

      И французские добровольцы, погибшие на бородинском поле в 1941, тоже не должны быть забыты. При случае вторым бортом к Мистралю нужно швартовать.
    2. Aleksander 6 января 2015 20:41
      Кстати, Рейхстаг (последний, как бы, оплот гитлеровской Германии) обороняли до последнего именно французские эсэсовцы из дивизии "Шарлемань" ("Карл Великий). Вот такой символ....
    3. Комментарий был удален.
    4. voyaka uh 7 января 2015 09:34
      "оказавшихся преданными в Дюнкерке, но потом вернувшихся"///

      Это поразило англичан: множество французских солдат вместе
      с английскими были с величайшим трудом переправлены в
      Англию. Им, естественно, предложили вступить в формирующуюся
      армию Де-Голля. Почти все отказались! Попросили отпустить их домой.
      Их отпустили. После возвращения Гестапо их проверяло, почти всех
      отпустило по домам.
      Зато в 1944 году, когда маршал Петен объявил набор во французские
      дивизии Ваффен СС, призывные пункты ломились от добровольцев!
      Причем, на Восточном фронте, куда их всех отправили, они показывали
      высокую стойкость, как будто были отъявленными гитлеровцами.
      Если бы такую стойкость они проявили в 1940... fool
  4. Алекс 6 января 2015 18:08
    сначала пустили вперед польский транспорт «Собесски» (поляки этим, почему-то, очень гордятся)
    Сделай так наши - до сих пор бы кричали о "русском коварстве и бессердечности"...
  5. moskowit 7 января 2015 18:39
    Вы знаете, от стереотипов отказываться довольно таки сложно. Когда мне пришлось в конце 60-х прочесть книгу о эскадрильи "Нормандия", автор Француа де Жофр, я не совсем понимал те трудности, как они и почему бежали из Северной Африки. Теперь давно всё понятно. Потом я прочитал и узнал документально, что высадке Союзников в Северной Африке противостояли войска вишистской Франции. Так, что не всё так однозначно...
    1. Алекс 8 января 2015 14:16
      Цитата: moskowit
      Когда мне пришлось в конце 60-х прочесть книгу о эскадрильи "Нормандия", автор Француа де Жофр, я не совсем понимал те трудности, как они и почему бежали из Северной Африки.

      Я в детстве фильм смотрел "Нормандия-Неман", там этот момент тоже как-то мягко обошли, парой-тройкой фраз и всё. Тогда мы с Францией дружили...
  6. Сем Фарадей 8 января 2015 11:36
    Французам очень досталось от англичан в сентябре 1940года, когда французские линкоры расстреливала в портах в северной Африке английская эскадра. Потом в 1942 году американцы своим ликором Масачусетс опять добивали их флот. Осадочек у французов остался и у Де Голля потом были проблемы с воссоединением Франции.
    1. Алекс 8 января 2015 14:27
      Цитата: Сем Фарадей
      Французам очень досталось от англичан в сентябре 1940года,

      Не только. Вообще, французскому флоту во ВМВ досталось практически от всех. Пожалуй, только итальянцы с японцами не отметились.
      1. Kassandra 8 января 2015 16:12
        ... СССР разве в этом "отметился"?
        Kassandra
        1. Алекс 8 января 2015 17:12
          Цитата: Kassandra
          ... СССР разве в этом "отметился"?

          Это просто выпад? Или отвечать надо?
          1. Kassandra 8 января 2015 20:49
            любая коррекция воспринимается как выпад? в таком случае - обязательно надо... laughing
            Kassandra
            1. Андрей из Челябинска 8 января 2015 23:43
              Просто, как мне думается, перед тем как что-то писать, нужно хоть что-то почитать. Флот СССР не имел ни малейшей возможности как-то влиять на французский, и упоминание СССР в данном контексте не имеет ни малейшего смысла. Как и подавляющее большинство Ваших реплик, уж простите.
              1. Kassandra 9 января 2015 00:17
                Флот СССР мог влиять на французский - ПЛ совершили кругосветный переход... а не совершая его оказали очень существенное влияние на всю войну всего двумя торпедированиями (Тирпица и Густлова).

                вы за своими "репликами" следите лучше... тогда когда-нибудь может быть и прощу.
                Kassandra
                1. Андрей из Челябинска 9 января 2015 00:46
                  Цитата: Kassandra
                  Флот СССР мог влиять на французский - ПЛ совершили кругосветный переход... а не совершая его оказали очень существенное влияние на всю войну всего двумя торпедированиями (Тирпица и Густлова).

                  Дорогой мой человек, ну достали Вы меня своей безграмотностью.
                  Во первых, ДОВОЕННЫЕ кругосветные переходы наших ПЛ Вам приснились не иначе как под воздействием сильнейших наркотических веществ.
                  А так, на секундочку, первую кругосветку совершил экипаж "Тритона", которым командовал Эдвард Бич в 1960 году. Американцы в точности скопировали маршрут Магеллана. 16 февраля штатовская лодка вышла из военно-морской базы Нью-Лондон, ушла на глубину у острова Лонг-Айленд и взяла курс на острова Святого Петра. Спустившись до пролива Дрейка, янки обогнули мыс Горн, пересекли южную часть Тихого океана, прошли проливы Ост-Индии, Индийский океан и взяли курс на север. 10 мая "Тритон" вернулся в базу, преодолев за восемьдесят четыре дня примерно сорок одну тысячу миль.
                  Во вторых, ПЛ во вторую мировую НИКАК не считались средством уничтожения флота противника. Поэтому наши ПЛ в теории могли намотать хоть 40 экваторов вокруг ватерлинии - толку с этого не было бы никакого.
                  В третьих, Тирпиц НЕ БЫЛ торпедирован Луневым. Факт как бы общеизвестный.
                  В четвертых, торпедирование Густлова НИКАКОГО влияния на войну не оказало, да и оказать не могло
                  Цитата: Kassandra
                  вы за своими "репликами" следите лучше... тогда когда-нибудь может быть и прощу.

                  Я не могу передать насколько я нуждаюсь в прощении очередного
                  "Но дешевый был при нем гонор,
                  И козлиный был при нем тенор" (В.Рябов)
                  неадеквата, которому кажется, что он что-то знает об истории.
                  1. Kassandra 9 января 2015 01:45
                    а каким образом большие ПЛ оказались на Дальнем Востоке? по железной дороге?

                    "Тирпиц" был топедирован Луниным а не луневым... love
                    на Густлове погибли все обученные экипажи для лодок XXI серии, и их неучастие (120шт) в войне по этой причине, имело очень большое значение.

                    может такое быть что ты просто нацик или у тебя кое что на британский флаг? bully
                    или ты в натуре метеоритом контуженный? laughing
                    Kassandra
                    1. Сем Фарадей 9 января 2015 13:31
                      Подводные лодки серии
                      "Щука" разобранные на отсеки и по железной дороге отправлялись на дальний Восток. Первые собирались во Владивостоке. Первоначально Тихоокеанский флот состоял в основном из подлодок. СССР в боестолкновениях никак не сталкивался напрямую с французами.
                      Единственное они не отдали нам последний третий черноморский линкор, уведенный врангелевцами. Он так и остался в Бизерте.
                      1. Kassandra 9 января 2015 13:57
                        ПЛ "С" пришли своим ходом в условиях военного времени.
                        а известно почему он состоял в основном из ПЛ?

                        написано было к тому что столкнуться с фрацузским мог, но тогда вроде не сталкивался...

                        итальянцы с японцами кстати по минимуму отметились.
                        Kassandra
                      2. Андрей из Челябинска 11 января 2015 17:16
                        Цитата: Kassandra
                        ПЛ "С" пришли своим ходом в условиях военного времени.

                        Это какие, интересно, "С" пришли на ТОФ в военное время? Может быть, речь идет о ПЛ которые УШЛИ с ТОФ в военное время? laughing
                        Заодно уж объясните, не стесняйтесь, какое-растакое влияние переход наших ПЛ в 1942-43 году мог иметь на ДОВОЕННУЮ Францию?
                      3. Kassandra 21 января 2015 04:22
                        такие...

                        а при чем здесь 1942-43год? Лодки большого радиуса действия были у СССР до этого.
                        Kassandra
                    2. Андрей из Челябинска 11 января 2015 17:03
                      Цитата: Kassandra
                      а каким образом большие ПЛ оказались на Дальнем Востоке? по железной дороге?

                      laughing Именно по железной дороге, с последующей сборкой отдельных секций на "Дальзаводе". Вот за что я люблю наших ура-патриотов - ну не читаешь ты книг, ладно, но неужели лень в поисковике набрать? Или гугл забанил? Хотя вообще да - как минимум одна ПЛ типа "Щ" перешла по Севморпути:))) Такой вот кругосветный переход... Вам глобус выслать, или сами сможете узнать, чем Севморпуть отличается от гругосветки?
                      Цитата: Kassandra
                      "Тирпиц" был топедирован Луниным а не луневым..

                      Тирпиц НЕ БЫЛ торпедирован ни Луниным ни Луневым, ни с Луны laughing Потому что торпедированному кораблю (не поверите) требуется ремонт, которого "Тирпиц" не проходил после данного выхода в море. В теории возможен вариант, когда бы торпеды попали в бронепояс, тогда их разрыв не повредил бы корабль и ремонт ему не был бы нужен. Но такое попадание очевидно было бы описано в боевых журналах кораблей немецкой эскадры и "тирпица", чего опять же нет. Немцы никогда не скрывали повреждения своих кораблей путем подтасовки своей внутренней документации
                      В то же время следует понимать, что немцам не было никакого резона замалчивать такую атаку - если бы "Тирпиц" действительно прервал поход от нанесенных ему повреждений, этот факт обязательно фигурировал бы в куче различных рапортов флотскому (и не только) начальству - в противном случае его возвращение трудно было бы оправдать.
                      В общем, Тирпиц вернулся обратно именно потому что не было смысла его гонять за рассеявшимся конвоем.
                      Цитата: Kassandra
                      на Густлове погибли все обученные экипажи для лодок XXI серии, и их неучастие (120шт) в войне по этой причине, имело очень большое значение.

                      wassat
                      А Вы талантливы. Обеспечить такую квинтэссенцию дремучей безграмотности в одном предложении - это надо суметь.
                      ВО первых. Да будет Вам известно, что неучастие лодок XXI серии в войне произошло потому что из 120 лодок этого типа достроить удалось только ДВЕ. Остальные пребывали в разной степени готовности, а воевать на недостроенной ПЛ не могли даже мальчики Деница. И достроить их пытались вплоть до самого конца войны, если что, но банально не успели.
                      Во вторых - вы что, всерьез полагаете, что появление этих 120 лодок зимой 1944 - весной 1945 способно было ХОТЬ ЧТО-ТО изменить? Что именно, не подскажете?
                      В третьих. На "Гуслоффе" находилось аж 918 курсантов младших групп 2-го учебного дивизиона подводных лодок и, вероятно, несколько десятков офицеров-подводников. Остальные пассажиры - это раненные немецкие солдаты и гражданские. С учетом того, что численность экипажа ПЛ типа XXI составляла 58 человек указанной мною численности хватило бы аж на 16 ПЛ.
                      1. Андрей из Челябинска 11 января 2015 17:03
                        Цитата: Kassandra
                        может такое быть что ты просто нацик или у тебя кое что на британский флаг?

                        Может быть такое, что я немножко всерьез интересуюсь историей своей страны (и не только своей) и терпеть ненавижу ура-патриотов, неспособных не то, чтобы сложить два и два но хотя бы правильно поставить неопределенный артикль "б-дь!" в фразе "кто последний за водкой?". А уж то, что фантазирование несуществующих заслуг (при том что РЕАЛЬНЫХ подвигов, о которых все забыли предостаточно) только очерняет нашу историю и вовсе за пределами их понимания.
                      2. Kassandra 21 января 2015 04:06
                        при Сталине тебя такого "интересующегося" за ложь не просто расстреляли бы...

                        про Севморупуть вот уже сам что то нашел про переход той же С-56 другими теплыми морями возможно через гугл еще найдешь.

                        Тирпиц после торпедирования Луниным с К-21 как раз встал на ремонт. потом уже во фьорде был добит английской авиацией. от второй торпеды которая шла на него его спас эсминец эскорта, прикрыв собой.
                        у немцев был такой же резон замалчивать это как у тебя здесь. и в журнале корабля не хватает страниц за это число.

                        все немецкие лодки XXI cерии были достроены - ходить на них стало некому. как они серьезно могли повлиять на ход войны можешь прикинуть сравнив их ТТХ с лодками предыдущих типов.
                        не менее 1700 там было курсантов на самом деле... у тебя нет ни малейшего понятия как лодки проектируются и строятся, а также как обучаются их экипажи. на ПЛ не все офицеры.
                        Kassandra
    2. voyaka uh 8 января 2015 15:34
      Резон англичан был очень прост: Франция сдалась
      нацистской Германии. Ясно было, что ВМС Франции будет
      реквизирован немцами (взят в трофеи, как танки, пушки и
      другая тяжелая техника, которая, кстати, использовалась потом
      против СССР).
      Англичане поставили ультимум французским морякам: или переходите
      на нашу сторону, или покиньте корабли. Французы ультиматум
      отклонили. И с ними стали воевать, как с обычным противником.
      1. Алекс 8 января 2015 16:12
        Цитата: voyaka uh
        Резон англичан был очень прост: Франция сдалась нацистской Германии. Ясно было, что ВМС Франции будет реквизирован немцами
        Всё правильно, логика войны неумолима: союзник, ставший союзником врага, становится врагом. Другое дело, что с вишистской Франции толку было почти столько же, как и с Италии.

        взят в трофеи, как танки, пушки и другая тяжелая техника, которая, кстати, использовалась потом против СССР
        Да не так, чтобы очень. Французские танки не вписывались в стратегию блицкрига и немцами в боях с РККА не использовались. Во всяком случае, в списочном составе немецких танковых дивизий на 22 июня не фигурировали. Об остальном не знаю, но думаю тоже не очень, если и использовали, то пока из строя не вышло.
        А вот флот - дело другое, он вещь самодостаточная, его вполне можно и нужно было использовать. Почему не взялись - не понятно. Ясное дело, Гибралтар для них непреодолим, но базы в Италии были, плюс итальянский флот под немецким руководством (а-ля Сушон ПМВ) вполне попортили бы кровь англичанам в Средиземноморье.

        Англичане поставили ультимум французским морякам: или переходите на нашу сторону, или покиньте корабли.
        ЕМНИП, был третий вариант: корабли уничтожить или интернироваться в нейтральном порту. ИМХО, самый разумный вариант: после войны в случае победы можно было бы и корабли вернуть, и в позе победителя покрасоваться.
        1. voyaka uh 8 января 2015 17:15
          "Французские танки не вписывались в стратегию блицкрига и немцами в боях с
          РККА не использовались"///

          Использовались. Хотя формально не входили в состав Панцерваффе.
          Из-за этого путаница.
          Севастополь в 1942 году штурмовали именно француские танки: медлительные,
          но с сильной лобовой броней. Под них геройски бросались моряки со связками
          гранат. Немецких танков при штурме не было.
          1. Kassandra 8 января 2015 20:52
            если это были трофеи 1940г, то "ничего страшного"

            немцие танки при штурме были.
            Kassandra
          2. Алекс 8 января 2015 22:38
            Цитата: voyaka uh
            Использовались. Хотя формально не входили в состав Панцерваффе.Из-за этого путаница.

            Интересная инфа, не встречал. Если не составит труда, пожалуйста, поделитесь информацией на эту тему, где ещё, кроме Севастополя. Лучше в личку, тут тема несколько иная.

            Заранее спасибо!
            1. Андрей из Челябинска 8 января 2015 23:45
              Цитата: Алекс
              Лучше в личку, тут тема несколько иная.

              Честно говоря,я бы и сам с удовольствием что-то узнал бы об этом. Вопрос использования французских танков на восточном фронте КРАЙНЕ интересен
              1. Комментарий был удален.
              2. Aleksander 10 января 2015 00:24
                Цитата: Андрей из Челябинска
                Цитата: Алекс
                Лучше в личку, тут тема несколько иная.

                Честно говоря,я бы и сам с удовольствием что-то узнал бы об этом. Вопрос использования французских танков на восточном фронте КРАЙНЕ интересен


                Вы правы, это интересно. Поэтому и запомнил из чьих-то мемуаров об участии французских танков в штурмах дотов укрепрайонов в Белоруссии и на Украине летом 1941-го. Речь шла о двухпушечных танках.
        2. Сем Фарадей 8 января 2015 20:17
          Англичанам очень нужны были крупные корабли, особенно линкоры, для борьбы с немецким флотом и они пытались захватить их у французов или хотя бы надолго вывести из строя. Им удалось захватить "Лоррен" в Александрии и уничтожить "Бретань", а "Дюнкерк" и "Прованс" серьезно повредить. Позже в Дакаре повредили "Ришелье", лишили хода. Хотя англичанам это тоже обошлось недешево у них "Резолюшен" почти на год стал на ремонт. А вообще Франция легче всех прошла ВМВ. Её докеры ремонтировали немецкие подводные лодки в Лориане и Сент Назере, откуда они выходили до июня 1944года на охоту в Атлантику. Во Франции отдыхали немецкие дивизии после Восточного фронта. Французкие рыбаки ловили рыбу в Атлантике, их китобои доходили почти до Антарктиды их никто не бомбил. Франция обеспечивала продовольствием Германию во время оккупации.
          1. Kassandra 8 января 2015 20:58
            им наверное было очень не нужно чтобы те оказались у немцев
            Kassandra
      2. Kassandra 8 января 2015 16:16
        совсем необязательно что стала бы...

        она им обьявляла войну может быть хотябы преде этим?
        у англии просто еще со времен разрушения Копенгагена в 1806г "традиция такая".


        французские трофеи есть трофеи но вишистскую Францию гитлер оккупировал тольк после высадки союзников в Алжире в 1942г
        Kassandra
  7. Santor 9 января 2015 04:15
    Цитата: Андрей из Челябинска
    Честно говоря,я бы и сам с удовольствием что-то узнал бы об этом. Вопрос использования французских танков на восточном фронте КРАЙНЕ интересен
    Использовались еще как... И под Москвой... А особенно использовались шасси под переделку многочисленных германских сау. И Веспе, и ранние модели... Немцы кстати использовали огромное количество наших 76 мм, захваченных в Орше, куда их свезли в канун войны по приказу Павлова. Правда устанавливали на них свой дульный тормоз и кое что переделывали.
    Много слов не буду сюда постить, но ради интереса почитайте вот тут - http://armor.kiev.ua/Tanks/WWII/f/

    Вообще немцы использовали все что захватывали, и чешские танки шли в ход, и особенно советские.

    Много инфы найдете вот тут - http://beloepyatno.blogspot.ru/2010/05/blog-post_04.html

    А вот тут еще не только о французских танках на службе Вермахта - http://battlefront.ru/view_articles.php?id=244
    1. Алекс 10 января 2015 19:07
      Цитата: Santor
      А особенно использовались шасси под переделку многочисленных германских сау. И Веспе, и ранние модели... Немцы кстати использовали огромное количество наших 76 мм, захваченных в Орше, куда их свезли в канун войны по приказу Павлова. Правда устанавливали на них свой дульный тормоз и кое что переделывали.
      Про немецкие переделки трофеев достаточно известно. И наши грабинские 76-мм им тоже очень по душе пришлись, это факт.

      и чешские танки шли в ход, и особенно советские.
      Чешские не использовались, а были включены в систему вооружений Вермахта, неоднократно модернизировались параллельно с "тройками" и были выведены из Панцерваффе вмести с ними. А вот наши трофеи именно использовались по мере получения. Но вот что интересно: вроде как и возможности по их пополнению были немаленькие (при том количестве произведённых "тридцатьчетвёрок" хочешь-нехочешь, а захваты будут в значительных количествах), но вот о значительных успехах на этот направлении как-то слышать не приходилось. Впрочем, специально эту тему не исследовал, так что огромное спасибо за ссылки, просмотрю обязательно.
      1. voyaka uh 11 января 2015 14:50
        "(при том количестве произведённых "тридцатьчетвёрок" хочешь-нехочешь, а захваты будут в значительных количествах),
        но вот о значительных успехах на этот направлении как-то слышать не приходилось"////

        Т-34-76 использовала в 1942-43 гг. в количестве несколько десятков (40-50) дивизия Ваффен СС Райх. Им не дали немецкие танки (какие-то склоки ревности между СС и Вермахтом), типа сказали: "выкручивайтесь, как хотите". "Райх" организовали в захваченном Харькове мастерскую по ремонту танков Т-34 при заводе (эвакуированном, но какие-то станки остались). Собирали со всех пунктов сбора трофееев, делали "из трех-один". Но, между прочим, усовершенствовали: командирская башенка, прицел,надежное закрепление снарядов в корпусе (беда Т-34). Эти Т-34 способствовали прорыву немцев на южном участке Курской битвы - советские войска их сначала приняли за своих и пропустили.Дальше в войне следы их как-то затерялись. Постепенно подбили их всех, вероятнее всего...
    2. Андрей из Челябинска 11 января 2015 18:45
      Спасибо за ссылки, поизучаю обязательно! hi

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня