Основной боевой танк M1 Abrams – дальнейшие пути развития

Первый американский основной боевой танк M1 Abrams сошел с конвейера танкового завода в городе Лайм (Огайо) в феврале 1980 года. С тех пор (в том числе и на экспорт) было выпущено более 10 000 танков всех модификаций. Танк, изначально проектировался для ведения боев в условиях Европы, однако по-настоящему ему пришлось отличиться во время боев в Ираке. Где, по мнению американских военных, танк проявил себя достаточно эффективно, надежно защищая экипаж от различных средств поражения.

Программы SEP и SEP2


Программа SEP была начата в 1999 году, как цифровая версия модернизации, стоящих на вооружении танков версии М1А2. Данное обновление предусматривало оснащение танка новой броней третьего поколения, без содержания уранового наполнителя, новой полностью цифровой СУО, тепловизионной системой 2-го поколения для наводчика и командира танка с существенно улучшенными возможностями по обнаружению целей в любое время суток. Помимо этого данный комплект модернизации предусматривает оснащение танка вспомогательной силовой установкой для функционирования всех электронных систем без включения двигателя и тепловой системой управления кондиционированием воздуха для электронного оборудования и экипажа. Помимо всего прочего были использованы новые процессоры, увеличен объем машиной памяти, применены новые сетевые коммуникации.

По мнению специалистов, применение тепловизоров 2-го поколения позволило на 70% увеличить четкость картинки, сократить на 45% время на производство выстрела и повысить точность стрельбы. Поставки первых модернизированных М1А2 SEP были начаты уже в августе 1999 года. Всего по данной программе было модернизировано 1150 ранее выпущенных танков М1А2. До нового «цифрового» стандарта были доведены также саудовские М1А2 (контракт на модернизацию первых 60 танков был заключен в 2006 году, началом реализации программы считается ноябрь 2007 года).
Основной боевой танк M1 Abrams – дальнейшие пути развития

Самой последней на сегодняшний день модификацией танка является «цифровая» конфигурация М1А2 SEP v2. Сегодня под новый цифровой стандарт SEP v2 модернизируются ранее выпушенные машины М1А1. Новая версия отличается от предыдущих «Абрамсов» усовершенствованными цветными дисплеями, служащими для отображения тактической обстановки, новыми прицелами с электрооптическим и инфракрасным каналами, новыми средствами связи, которые совместимыми с сетями пехотных частей и соединений, а также доработанной силовой установкой. Данная модернизация ОБТ предполагает использование ряда технологий, созданных по программе Future Combat Systems (Боевые системы будущего). Данная модернизация предусматривает доведение до «цифрового» стандарта 435 боевых танков М1А1 (находятся на вооружении более 20 лет) и 180 машин М1А2.

Дальнейшее развитие М1А2

В середине 90-х годов автобронетанковое управление армии США представило несколько концепций дальнейшего развития танка М1 «Абрамс». Общим для всех проектов является установка вместо танковой башни дистанционно управляемого орудия, с защищенной броней казенной частью. Данное решение способно значительно уменьшит высоту машины и ее массу. В качестве основного оружия рассматривалось существующее 120-мм гладкоствольное орудие и перспективные электромагнитные орудия разных калибров. Экипаж нового перспективного танка должен быть уменьшен до 2 человек за счет установки автомата заряжения и автоматизации процесса наведения орудия на цель. За счет сэкономленной (из-за отсутствия полноценной башни) массы, предполагается нарастить танковую броню, доведя ее в лобовой части корпуса до эквивалента 1000 мм стальной бронеплиты, а также оснастить танк встраиваемой динамической защитой.

Предполагалось, что подвеска танка будет активной, электромеханической или гидропневматической. Испытания последней проводились еще в 1987-1989 годах на 2-х специально переоборудованных танках. При этом отмечалась возросшая надежность ходовой. В среднем во время испытаний отказ ходовой части выявлялся после 1600 км пробега, а расчетный срок службы оценивался в 10 000 км. Количество дымовых гранат планировалось довести до 80 штук, все они должны были быть размещены внутри танкового корпуса.

Автомат заряжания и новая экспериментальная машина САТТВ

Еще в 1987-1988 годах в Америке приступили к испытаниям автомата заряжания (АЗ) FASTDRAW, созданного для танка М1 компанией «Вестерн дизайн». Данный автомат состоит из 2-х магазинов карусельного типа с автоматическим устройством подачи и силовым приводом. Автомат обеспечивает хранение, защиту и подачу 36 120-мм танковых выстрелов. Скорострельность танка при его использовании увеличивается до 11,6 выстрелов в минуту. Также данная система, по заявлению компании изготовителя, обеспечивает большую выживаемость экипажа в сравнении с теми решениями, которые сейчас используются в танке «Абрамс». Достигается это за счет меньшей уязвимости боеприпасов. Магазины карусельного типа разделены между собой бронированной перегородкой толщиной в 40 мм, еще одна бронированная перегородка отделяет магазины от внутреннего пространства башни. Данная перегородка оснащена двумя скользящими заслонками, которые значительно меньше по размерам, чем большие раздвижные дверцы в танках М1А1.

В качестве привода механизма заряжания могут применяться как электрические, так и гидравлические силовые элементы (первые безопаснее). АЗ приводится в действие переключателем выбора выстрела, находящегося у наводчика. Автомат управляется микропроцессором, который указывает место захвата ближайшего требуемого выстрела и дает команду на открытие выходного отверстия. После этого выстрел извлекается, поворачивается и досылается в казенник орудия автоматическим устройством подачи. Также предусмотрен и ручной дублирующий привод, но при его использовании скорострельность заметно снижается до 2 выстрелов в минуту. Основными недостатками АЗ FASTDRAW, по заявлениям компетентных лиц, является сильное утяжеление самой конструкции заряжания в сравнении с ручным (до 60%) и общая недоведенность данной системы в целом.

Несколько обособленно стоит программа по созданию экспериментального танка САТТВ (Componets Advanced Technology Test Bed). Целью его создания были демонстрационные испытания в реальных условиях элементов ОБТ, сконструированных для перспективных танков, разрабатываемых в рамках программы A3. Элементы отработанные на этой платформе уже включаются в модернизацию М1А2 и планируются к включению в версию A3.
Предполагалось, что САТТВ будет существовать в 2-х вариантах. Первый – машина, созданная на шасси танка М1А1 (данный образец был готов в 1993 году) и второй – базирующийся на унифицированном шасси, которое в будущем должно было стать базой для перспективного танка.
Версия танка с необитаемой башней

Главным оружием САТТВ должна была стать 140-мм орудийная система АТАС (Advanced Tank Canon). Данное орудие является вкладом США в четырехстороннюю программу по разработке перспективного основного танка, в которой также принимаю участие Великобритания, Германия и Франция. Данная система состоит из гладкоствольной 140-мм пушки ХМ291, автомата заряжания ХМ91 и семейства боеприпасов калибра 140-мм – ХМ964 (подкалиберный), ХМ965 (кумулятивно-фугасный), ХМ966 (учебный). Дульная энергия данной пушки в 2 раза превосходит показатель 120-мм пушки М256, занимая в статическом положении тот же объем и имея при этом меньшую массу (на 90 кг). Предполагается, что новая пушечная система может оснащаться стволами как 120, так и 140 мм. Они могут заменяться один на другой в полевых условиях в достаточно короткие сроки (около часа).

Реальные перспективы

После многолетних дискуссий по вопросу модернизации ОБТ M1 Abrams, специалисты армии США, похоже, сходятся во мнении, что необходимо ограничиться небольшими и наименее затратными усовершенствованиями танка. Достаточных финансовых средств на масштабную модернизацию нет и, по всей видимости, не будет еще 5-10 лет. Пока что армия США хочет получить танк с меньшей боевой массой (60 тонн против сегодняшних 62 тонн). Для этого необходима разработка новой башни, сопоставимой по массе с танковой башней «Леклерка» (19 тонн).

Впечатляющая боевая эффективность, которую M1 Abrams показал во время иракских компаний, побудила американскую армию повременить с планами скорой отставки данного танка. И сосредоточится на его модернизации с использованием перспективных технологий FCS (Future Combat System). Ни один из предложенных вариантов, разрабатываемых по данной программе не смог продемонстрировать большего потенциала, чем имеющиеся сейчас на вооружении танки. Не так давно программа FCS была свернута.

Основные усилия американские инженеры планируют сосредоточить на работах по созданию новой версии танка М1А3. Предполагается, что вес танка будет существенно снижен, он получит АЗ, новые технологии в виде оптико-волоконных проводов и облегченную версию брони. Новая ходовая и двигатель, также будут способствовать снижению массы. Предполагается, что М1А3 будет весить 55 тонн или даже меньше.

Использованы источники:
www.btvt.narod.ru/3/blok3/blok3.htm
www.sa100.ru/armor/USA/m1_story/m1_story4.html
www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/214/
www.army-guide.com/rus/product429.html
www.alternathistory.org.ua/novyi-variant-m1a3-e3-abrams-budet-imet-menshii-boevoi-ves
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

23 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти