Great army and its opponents

Great army and its opponents So, the Gaddafi regime fell. It should be noted that the Libyan army remained fighting until the last moment. “Finished off” its fatigue and internal strife rather than NATO air strikes: Western aviation operated in “greenhouse” conditions — Libya’s air defense was practically inactive, and the terrain was ideal for the use of the Air Force. Still, the bombing would not allow to achieve final success, do not participate in the fighting ground forces of the rebels.

In other words, despite the achievements of the opponents of Gaddafi, the conflict in Libya has dealt another blow to the theory of contactless wars (which, by the way, has been around 500 years), rather than adding arguments in its favor. Back in the 1490s, there were predictions that battles would soon be reduced to gun fights. As it is not difficult to notice, this has not happened yet. It seems that modern theorists, either dreaming of complete “contactless” or insisting at least on the absolute priority of the Air Force in relation to ground forces, also run ahead of the locomotive. Indeed, in all recent conflicts, the Air Force demonstrates an absolute inability to independently defeat ground forces, even if the enemy has practically no air defense.


The most famous example is the NATO bombing of the Serbian forces in Kosovo with massive destruction of mock-ups and by no means so total losses of the Yugoslav army. In addition, during the second Lebanon war, despite the oath promises made by the Israeli Chief of Staff Dan Halutz to crush Hizbullah with air strikes, the Israelis had to conduct a ground operation. Finally, the idea of ​​the first Iraq war (“Desert Storm”) as a triumph of aviation also does not correspond to reality. In this case, the Air Force then acted in conditions close to the ground. Iraqi troops were located on a flat plain devoid of vegetation. Iraq’s air defense was impressive, but Saddam used it to cover cities and military installations in the interior of the country, and the positions of Iraqi troops were not covered by coalition aircraft.

Air strikes continued 38 days, the number of sorties sometimes reached 2-3 thousands per day. By the time the ground operation began, the Americans were firmly convinced that the Iraqi losses were at least 50%. February 24 launched an offensive on the ground, and within five days the half-million Iraqi group was literally torn to pieces. This gave rise to the myth that all the work was done by aviation. However, as it turned out during the "debriefing", the losses of the Iraqi grouping from air strikes at the "contactless" stage amounted to only 18%. The Iraqi army was killed by ground forces with the support of aviation, and not by any independent actions by the Air Force. The Americans realized this fact quite well, and the claims of aviators for a leading and guiding role were rejected by the committee of chiefs of staff.

By the way, the already mentioned Yugoslav conflict became non-contact ... with grief. The Americans planned a ground operation in Kosovo, but the NATO allies did not support them, and the independent operation looked "politically incorrect." The result was that it turned out - despite the rather massive use of UAVs and the latest intelligence tools.

However, the Americans were able to benefit even from questionable Kosovo exercises. Legends and myths about a new era of purely contactless wars made an indelible impression on the broad masses of "military experts" who suddenly believed in the secondary importance of ground forces, the uselessness of tanks and the omnipotence of "high-precision systems." The slogan "the second Kursk arc will not be" has become commonplace. Meanwhile, the Americans did not intend to believe their own propaganda, and for some it turned out to be a surprise: during the second Iraqi Baghdad leadership assumed that the fighting would follow the “Storm in the desert” scenario, and prepared for lengthy bombings - and instead Immediately rushed "Abrams".

Thus, the era of contactless wars is over, without really starting. As it turned out, the effectiveness of aviation against dispersed and disguised ground forces, even in near-ground conditions, is rather low. Moreover, the relative effectiveness of aviation compared to the period of the Second World ... has decreased. 1939-45 dive bomber was, in fact, highly accurate weapons - for the miserable air defense of that time allowed aviation to literally “walk over their heads” and bomb point-blank. The bomb load was limited — but it was pure iron and explosives. At the same time, the number of aircraft at that time was comparable to the number of tanks: the bomber, fighter and tank cost about the same. Heavy bombers effectively "demolished" entire cities - due to the same weakness of air defense.

However, now even just small-caliber anti-aircraft artillery and MANPADS force tactical aircraft to stay at medium altitude — which forces them to use much more sophisticated weapons and ammunition, equipped with heavy and expensive “additions”. Where air defense is more serious, aviation has to use long-range missiles, which are expensive and carry relatively little explosives in relation to their own weight. Thus, modern tactical aviation, although superior to WWII aircraft, is not as good as it is customary to think. At the same time, the ratio of the cost of airplanes and their main goals changed radically: if a tactical aircraft of the Second World War was in general “equivalent” to a tank, now it costs an average of ten times more, even if you don’t take some sort of Raptor type exception.

Equally, strategic aviation has little ability to repeat feats such as Dresden, Hamburg and Coventry. Even the ephemeral Yugoslav air defense proved enough to force the "non-mustered" bombers (B-52) to keep out of its range, reducing their function to platforms for launching "Tomahawks." Meanwhile, long-range cruise missiles are an extremely expensive “device”, in no way adapted for truly mass delivery of explosives to the enemy’s head. Stealth bombers capable of effective strikes at close range are extremely expensive, and there simply cannot be very many of them. As a result, the armada of airplanes, which ironed a small Yugoslavia, achieved rather modest successes - the infrastructure was seriously damaged, but was not torn apart.

If the rumors about the omnipotence of aviation are greatly exaggerated, then what is the reason for the spectacular victories of the Americans over the regular army of Iraq? During the second Iraqi, their role was played by sanctions, which destroyed the military vehicle of Saddam Hussein, dependent on the import of military equipment, spare parts and ammunition, and trivial betrayal. However, in the case of the “Storm in the Desert” these explanations do not pass.

The Iraqi group was well-armed for those times, the backbone of the army had eight years of military operations with Iran and was not at all a cowardly rabble - the elite divisions of Saddam showed more hopeless valor than indifference. The usual mechanized division that occupied the Saudi Ras Khafju, stubbornly kept there under the bombs and artillery strikes. At the same time, the advancing coalition troops outnumbered the defending Iraqi group by only one and a half times, and this superiority was formed at the expense of the Arab allies of the United States, which were much inferior to the Iraqis in combat capability. However, the Iraqi army was defeated almost instantly.

The popular explanation of this fact is that the Iraqis were simply bombed into the ground, while the ground forces of the coalition only have to clear this ground. In fact, the scheme of American military success looks like this. Air strikes or the threat of these strikes cause the enemy’s ground grouping to disperse. The effectiveness of air strikes becomes low - but this dispersion paves the way for ground forces hitting the "sprayed" and forced "pressing ears to the ground" enemy (the characteristic rarefied building of the Americans is due to the fact that they were attacking the already "sprayed" enemy) . The impact of the ground forces, in turn, forces the enemy to concentrate, move and "light up" his troops - and aviation effectively hits them. As a result, we see a “car” that can really grind anyone.

However, it should be borne in mind that this scheme works smoothly as long as the enemy’s air defense is weak. If the enemy has powerful air defenses, dispersion will not be urgently needed, and the effectiveness of air strikes, even in the context of a ground attack, will not be supernatural, which will further increase the role of ground forces. And it will turn out the Kursk Bulge - dense military formations, massive tank battles. In other words, clashes between relatively equivalent opponents will resemble the “big” Arab-Israeli wars 1960-x-1970 rather than the Yugoslav “contactless” pogrom.

In this context, the modernization of ground forces is at least as relevant as the modernization of the Air Force. However, the "ground" in the framework of Russian weapons programs still look like poor relatives of aviators. For example, the T-95, capable of becoming a truly formidable competitor for Western tanks, was rejected as “too expensive” - the Defense Ministry was reoriented to a more budget platform.


Meanwhile, the secret of US success is not in the unambiguous rate on the Air Force. He is in the presence of an extremely balanced army, in which huge air power is complemented by very formidable ground forces. At the same time, it is possible that sooner or later Russia will get involved in a regional conflict with active players in the post-Soviet space of the United States — and it would be nice to be ready for this.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Великая армия и ее противники

Великая армия и ее противники Итак, режим Каддафи пал. При этом следует отметить, что ливийская армия сохраняла боеспособность до последнего момента. «Прикончили» ее скорее усталость и внутренние раздоры, чем авиаудары натовских сил: западная авиация действовала в «тепличных» условиях – ПВО Ливии практически бездействовала, а местность была идеальной для применения ВВС. И все равно бомбардировки не позволили бы добиться окончательного успеха, не участвуй в боевых действиях наземные силы повстанцев.

Иными словами, несмотря на достижения противников Каддафи, конфликт в Ливии скорее нанес очередной удар по теории бесконтактных войн (которой, кстати, уже около 500 лет), чем добавил аргументов в ее пользу. Еще в 1490-х годах звучали предсказания том, что вскоре сражения сведутся к поединкам пушек. Как нетрудно заметить, этого до сих пор не произошло. Похоже, современные теоретики, либо мечтающие о полном «бесконтакте», либо настаивающие как минимум на абсолютном приоритете ВВС по отношению к наземным силам, тоже бегут впереди паровоза. Ведь во всех последних конфликтах ВВС демонстрируют абсолютную неспособность самостоятельно одержать победу над наземными силами, даже если ПВО у противника практически отсутствует.

Наиболее известный пример – натовские бомбардировки сербских сил в Косово с массовым уничтожением макетов и отнюдь не столь тотальными потерями югославской армии. Кроме того, во время второй ливанской войны, несмотря на клятвенные обещания начальника израильского генштаба Дана Халуца сокрушить «Хизбаллу» ударами с воздуха, израильтянам пришлось проводить наземную операцию. Наконец, представление о первой иракской войне («Буря в пустыне») как о триумфе авиации также не соответствует действительности. При этом ВВС тогда действовали в условиях, близким к полигонным. Иракские войска размещались на плоской равнине, лишенной растительности. ПВО Ирака была впечатляющей, однако Саддам использовал ее для прикрытия городов и военных объектов во внутренней части страны, а позиции иракских войск оказались не прикрыты от авиации коалиции.


Удары с воздуха продолжались 38 дней, количество самолетовылетов порой достигало 2-3 тысяч в сутки. К моменту начала наземной операции американцы были свято уверены, что потери иракцев составили не менее 50%. 24 февраля началось наступление на земле, и за пять дней полумиллионную иракскую группировку буквально растерзали в клочья. Это породило миф о том, что всю работу сделала авиация. Однако, как выяснилось при «разборе полетов», потери иракской группировки от ударов с воздуха на «бесконтактном» этапе составили лишь 18%. Иракскую армию прикончили наземные силы при поддержке авиации, а никак не самостоятельные действия ВВС. Американцы осознали этот факт достаточно хорошо, и претензии авиаторов на руководящую и направляющую роль были отвергнуты комитетом начальников штабов.

Кстати, уже упоминавшийся югославский конфликт стал бесконтактным… с горя. Американцы планировали в Косово наземную операцию, но союзники по НАТО их не поддержали, а самостоятельная операция выглядела «неполиткорректно». В итоге получилось, что получилось – несмотря на достаточно массовое использование беспилотников и новейших средств разведки.

Однако американцы смогли извлечь пользу даже из сомнительных косовских упражнений. Легенды и мифы о новой эре сугубо бесконтактных войн произвели неизгладимое впечатление на широкие массы «военных экспертов», внезапно уверовавших во второстепенность наземных сил, ненужность танков и всемогущество «высокоточных систем». Лозунг «второй Курской дуги не будет» стал общим местом. Между тем, американцы вовсе не собирались верить собственной пропаганде, и кое для кого это оказалось сюрпризом: во время второй иракской багдадское руководство предполагало, что боевые действия пойдут по сценарию «Бури в пустыне», и готовилось к длительным бомбардировкам — а вместо этого через границу сразу же ринулись «Абрамсы».

Таким образом, эпоха бесконтактных войн закончилась, толком не начавшись. Как выяснилось, эффективность авиации против рассредоточенных и замаскированных наземных войск даже в практически «полигонных» условиях достаточно низка. Более того, относительная эффективность авиации по сравнению с периодом Второй мировой… снизилась. Пикирующий бомбардировщик 1939-45 гг. был, по сути, высокоточным оружием – ибо убогая тогдашняя ПВО позволяла авиации буквально «ходить по головам» и бомбить в упор. Бомбовая нагрузка была ограниченной – но это было чистое железо и взрывчатка. При этом численность самолетов на тот момент была сопоставима с количеством танков: бомбардировщик, истребитель и танк стоили примерно одинаково. Тяжелые бомбардировщики достаточно эффективно «сносили» целые города – в силу той же слабости ПВО.

Однако сейчас даже просто малокалиберная зенитная артиллерия и ПЗРК заставляют тактическую авиацию держаться на средних высотах – что вынуждает применять гораздо более сложное оружие и боеприпасы, оснащенные тяжеловесными и дорогостоящими «дополнениями». Там, где ПВО более серьезна, авиации приходится применять дальнобойные ракеты, которые стоят дорого и несут относительно мало взрывчатки по отношению к собственному весу. Таким образом, современная тактическая авиация хотя и превосходит по эффективности авиацию Второй мировой, но отнюдь не настолько, как принято думать. При этом соотношение стоимости самолетов и их основных целей изменилось радикальным образом: если тактический самолет Второй мировой был в общем «равноценен» танку, то теперь он стоит в среднем в десять раз дороже, даже если не брать своеобразные исключения типа «Раптора».

Равным образом, стратегическая авиация мало способна повторить подвиги типа Дрездена, Гамбурга и Ковентри. Даже эфемерной югославской ПВО оказалось достаточно, чтобы вынудить «нестелсизированные» бомбардировщики (Б-52) держаться вне зоны ее действия, сведя их функцию к платформам для запуска «Томагавков». Между тем, дальнобойные крылатые ракеты – крайне дорогостоящий «девайс», никак не приспособленный для действительно массовой доставки взрывчатки на голову противнику. Стелсизированные бомбардировщики, способные к эффективным ударам в упор, крайне дороги, и их просто не может быть очень много. В итоге армада самолетов, утюжившая маленькую Югославию, добилась довольно скромных успехов – инфраструктура серьезно пострадала, но не была разнесена в клочья.

Если слухи о всемогуществе авиации сильно преувеличены, то в чем же причина эффектных побед американцев над регулярной армией Ирака? Во время второй иракской свою роль сыграли санкции, развалившие зависимую от импорта военной техники, запчастей и боеприпасов военную машину Саддама Хусейна, и тривиальное предательство. Однако в случае с «Бурей в пустыне» эти объяснения не проходят.

Иракская группировка была неплохо по тем временам вооружена, костяк армии имел восьмилетний опыт военных действий с Ираном и вовсе не представлял из себя трусливый сброд – элитные дивизии Саддама проявили скорее безнадежную доблесть, чем малодушие. Обычная механизированная дивизия, занявшая саудовскую Рас-Кхафджу, упорно держалась там под бомбами и ударами артиллерии. При этом наступающие войска коалиции превосходили по численности оборонявшуюся иракскую группировку только в полтора раза, причем это превосходство формировалось за счет арабских союзников США, сильно уступавших иракцам по боеспособности. Тем не менее, иракская армия была разгромлена практически мгновенно.

Любимое в народе объяснение этого факта – иракцев просто вбомбили в грунт, а наземным силам коалиции осталось только этот грунт зачистить. На самом деле схема американских военных успехов выглядит так. Удары авиации или угроза этих ударов заставляет наземную группировку противника рассредоточиться. Эффективность ударов с воздуха становится низкой – но зато это рассредоточение прокладывает дорогу наземным силам, бьющим по «распыленному» и вынужденному «прижать уши к земле» противнику (характерные разреженные построения американцев связаны с тем, что они наступали на совсем уже «распыленного» врага). Удар наземных сил, в свою очередь, заставляет противника концентрировать, перемещать и «засвечивать» свои войска – и по ним эффективно бьет авиация. В итоге мы видим «машину», действительно способную перемолоть кого угодно.

Однако следует учитывать, что эта схема работает ровно до тех пор, пока ПВО противника слаба. При наличии у противника мощной ПВО рассредоточение не будет остро необходимым, а эффективность авиаударов даже в контексте наземного наступления окажется отнюдь не сверхъестественной, что еще более увеличит роль наземных сил. И получится именно Курская дуга – плотные боевые порядки, массовые танковые побоища. Иными словами, столкновения между относительно равноценными противниками будут напоминать скорее «большие» арабо-израильские войны 1960-х-1970-х, чем югославский «бесконтактный» погром.

В этом контексте модернизация наземных сил по меньшей мере не менее актуальна, чем модернизация ВВС. Однако «сухопутчики» в рамках российских программ вооружения пока выглядят бедными родственниками авиаторов. Например, Т-95, способный стать действительно грозным конкурентом для западных танков, забракован как «слишком дорогой» — Минобороны переориентировалось на более бюджетную платформу.

Между тем, секрет успехов США не в однозначной ставке на ВВС. Он – в наличии чрезвычайно сбалансированной армии, в которой огромная воздушная мощь дополняется весьма грозными наземными силами. При этом не исключено, что рано или поздно Россия ввяжется в региональный конфликт с активно орудующими на постсоветском пространстве США — и неплохо бы быть к этому готовыми.
Автор: Евгений Пожидаев
Первоисточник: http://www.rosbalt.ru/main/2011/08/29/884200.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. jamert 7 сентября 2011 18:45
    Коротко и ясно. спасибо.
    jamert
  2. фигвам 7 сентября 2011 19:01
    В современном бою,очень большую роль авиация играет в начальной фазе столкновения,кто будет владеть небом,у того будет превосходство в маневре на земле.
  3. SuperDuck 7 сентября 2011 20:38
    Я не думаю что необходимость в т-95 так уж велика. Против авиации он такая точно цель как и т-55, ничем не более живучая, а у т-72 (не говоря уже за 80ю серию) ресурс модернизации небольшой ещё есть, дотягивать его до массовых иностранных образцов пока что можно.
    А вот многоуровневое, интегрированное, мобильное ПВО это действительно актуально.
    SuperDuck

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня