Новая Военная доктрина Российской Федерации

5
В конце декабря прошлого года Совет Безопасности России одобрил, а президент Владимир Путин утвердил поправки к существующей Военной доктрине. В связи с рядом изменений международной военно-политической обстановки, наблюдаемым в последнее время, российское руководство вынуждено принимать соответствующие меры и редактировать существующие документы, лежащие в основе оборонной стратегии государства. С 26 декабря основой обороны страны является обновленная Военная доктрина. Предыдущий вариант документа был принят в феврале 2010 года.

Характер внесенных поправок таков, что большая часть пунктов документа осталась без изменений. Тем не менее, некоторые положения Доктрины были перемещены внутри документа, а также в той или иной мере изменены, дополнены или сокращены. Хотя внесенные правки и выглядят небольшими, они оказывают большое влияние как на Военную доктрину, так и на различные особенности ее реализации. Рассмотрим обновленный документ и внесенные коррективы, отличающие его от предыдущей Доктрины.

Первый раздел обновленной Военной доктрины, «Общие положения», претерпел минимальные изменения. Незначительно изменилась его структура. Так, список документов стратегического планирования, лежащих в основе Доктрины, был изменен и вынесен в отдельный пункт. Остались прежними почти все определения терминов, используемых в документах, хотя некоторые были переработаны. К примеру, термины «военная безопасность», «военная угроза», «вооруженный конфликт» и т.д. предлагается толковать по-старому, а в определении понятия «региональная война» теперь отсутствует упоминание возможного использования ядерных и обычных вооружений, а также ведение боев на территории региона, в прилегающих акваториях и воздушном или космическом пространстве над ним.

В доработанной Военной доктрине вводятся два новых понятия: мобилизационная готовность Российской Федерации и система неядерного сдерживания. Первый термин обозначает способность вооруженных сил, экономики государства и органов власти организовывать и выполнять мобилизационные планы. Система неядерного сдерживания, в свою очередь, является комплексом военных, военно-технических и внешнеполитических мер, направленных на предотвращение агрессии с помощью неядерных мер.

Весьма примечательные изменения наблюдаются во втором разделе Военной доктрины, «Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации». Уже в первом пункте этого раздела (ранее он был 7-м, но ввиду некоторых изменений структуры документа стал 8-м) отражаются изменения геополитической ситуации в мире. Ранее характерной чертой мирового развития назывались ослабление идеологической конфронтации, снижение уровня экономического, политического и военного влияния одних государств или групп стран, а также рост влияния других государств.

Теперь же авторы документа считают основными тенденциями усиление глобальной конкуренции и напряженности в различных областях межрегионального и межгосударственного сотрудничества, соперничество ценностных ориентиров и моделей развития, а также неустойчивость экономического и политического развития на различных уровнях, наблюдаемые на фоне общего ухудшения отношений на международной арене. Влияние постепенно перераспределяется в пользу новых центров политического притяжения и экономического роста.

События последнего времени привели к появлению пункта 11, согласно которому наметилась тенденция смещения военных опасностей и угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу России. Отмечается, что при снижении вероятности начала крупномасштабной войны против Российской Федерации на некоторых направлениях риски увеличиваются.

Пункт 8 новой Военной доктрины перечисляет основные внешние военные опасности. Большая часть перечисленных опасностей осталась без изменений, однако некоторые подпункты изменены, а также появились новые. К примеру, серьезно расширен подпункт об угрозе международного терроризма и экстремизма. Авторы Доктрины утверждают, что подобная угроза растет, а борьба с ней имеет недостаточную эффективность. В результате появляется реальная угроза проведения терактов с использованием токсичных и радиоактивных материалов. Кроме того, увеличиваются масштабы международной организованной преступности, прежде всего торговли оружием и наркотиками.

В обновленной Военной доктрине имеются три новые внешние военные опасности, отсутствовавшие в предыдущей версии документа:
- использование информационных и коммуникационных технологий в военно-политических целях для осуществления действий, направленных против политической независимости, территориальной целостности и суверенитета, а также представляющих угрозу региональной и глобальной стабильности;
- смены правящего режима в сопредельных странах (в том числе путем государственного переворота), в результате которых новые власти начинают проводить политику, угрожающую интересам России;
- подрывная деятельность зарубежных спецслужб и различных организаций.

Добавлен пункт «Основные внутренние военные опасности», раскрывающий потенциальные угрозы, не имеющие прямой связи с внешней военной агрессией. В внутренним военным опасностям отнесены:
- деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя России, а также на дестабилизацию социальной и внутриполитической ситуации, нарушение работы органов государственной власти, военных объектов или информационной инфраструктуры;
- деятельность террористических организаций или отдельных лиц, намеревающихся подорвать суверенитет государства или нарушить его территориальную целостность;
- информационное воздействие на население (в первую очередь, на молодежь), направленное на подрыв исторических, духовных и патриотических традиций, связанных с защитой своей страны;
- попытки провоцирования социальной и межнациональной напряженности, а также разжигание ненависти по этническим или религиозным мотивам.

В пункте 12 Доктрины перечисляются характерные черты современных военных конфликтов. В ряде подпунктов эта часть Военной доктрины соответствует ее предыдущей версии, однако имеет существенные отличия. Так, подпункт «а» ранее выглядел подобным образом: «комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера». В новой редакции в нем упоминаются политические, экономические, информационные и другие меры невоенного характера. Кроме того, подобные меры могут реализовываться с использованием протестного потенциала населения и сил специальных операций.

Расширен список представляющих угрозу систем вооружения, представленный в подпункте «б». Помимо высокоточного и гиперзвукового оружия, средств радиоэлектронной борьбы и систем на основе новых физических принципов в обновленной Доктрине упоминаются информационно-управляющие системы, а также роботизированные системы вооружения и техника, в том числе беспилотные летательные и автономные морские аппараты.

Серьезным образом изменен дальнейший список характерных черт современных конфликтов. Теперь он выглядит так:
- воздействие на противника на всей глубине его территории, на море и в воздушно-космическом пространстве. Кроме того, используется воздействие в информационном пространстве;
- высокая степень поражения целей и избирательность, а также быстрота маневра как войсками, так и огнем. Большое значение приобретают мобильные группировки войск;
- сокращение времени подготовки к ведению боевых действий;
- переход от строго вертикальной системы управления войсками к глобальным сетевым автоматическим системам, что приводит к усилению централизации и автоматизации управления силами;
- создание постоянно действующей зоны вооруженного конфликта на территориях противоборствующих сторон;
- активное участие в конфликтах частных военных компаний и различных иррегулярных формирований;
- использование непрямых и ассиметричных действий;
- финансирование политических и общественных движений, используемых для достижения определенных целей.

Несмотря на изменение облика и характера современных вооруженных конфликтов, ядерное оружие по-прежнему является и будет являться важным фактором предотвращения вооруженных конфликтов с использованием обычных и ядерных вооружений. Подобный тезис отражен в пункте 16 обновленной Военной доктрины.

Раздел III новой Военной доктрины посвящен военной политике Российской Федерации. Пункт 17 предыдущей редакции был разделен на два. В новом 17-м пункте оговаривается порядок определения основных задач военной политики государства. Они должны определяться в соответствии с федеральным законодательством, Стратегией национальной безопасности и т.д.

В пункте 18 утверждается, что военная политика России направлена на сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование вооруженных сил и других структур, а также повышение мобилизационной готовности в целях защиты Российской Федерации и ее союзников. Интересен тот факт, что в предыдущей версии Военной доктрины одной из целей военной политики было недопущение гонки вооружений. В новом документе подобная цель отсутствует.

Пункт 21 оговаривает основные задачи России по сдерживанию и предотвращению конфликтов. В новой редакции этот пункт имеет следующие отличия от предыдущей версии:
- подпункт «д» требует поддерживать мобилизационную готовность экономики и органов власти на разных уровнях;
- подпункт «е» подразумевает объединение усилий государства и общества в деле защиты страны, а также разработку и реализацию мер по повышению эффективности военно-патриотического воспитания граждан и подготовки молодежи к военной службе;
- подпункт «ж» является доработанным вариантом подпункта «е» предыдущего варианта Доктрины и требует расширять круг государств-партнеров. Важным нововведением является расширение взаимодействия со странами, входящими в организацию БРИКС;
- подпункт «з» (бывший «д») касается укрепления системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ, а также усиления сотрудничества стран СНГ, ОБСЕ и ШОС. Кроме того, в качестве партнеров впервые упоминаются Абхазия и Южная Осетия.

Полностью новыми являются следующие подпункты пункта 21:
л) создание механизмов взаимовыгодного сотрудничества в деле противодействия вероятным ракетным угрозам, вплоть до совместного создания систем противоракетной обороны с равноправным участием российской стороны;
м) противодействие попыткам государств или групп государств обеспечивать свое военное превосходство при помощи развертывания систем стратегической ПРО, размещения вооружений в космосе или развертывания стратегического высокоточного неядерного оружия;
н) заключение международного соглашения, запрещающего размещать любое оружие в космическом пространстве;
о) согласование в рамках ООН систем регулирования безопасного осуществления деятельности в космическом пространстве, в т.ч. безопасность операций в космосе с технической точки зрения;
п) укрепление российских возможностей в области наблюдения за объектами и процессами в околоземном пространстве, а также сотрудничество с зарубежными государствами;
с) создание и принятие механизмов контроля за соблюдением Конвенции о запрещении бактериологического и токсинного оружия;
у) создание условий, направленных на снижение риска использования коммуникационных и информационных технологий в военно-политических целях.

32-й пункт Военной доктрины определяет основные задачи вооруженных сил, других войск и органов в мирное время. В новой Доктрине имеются следующие доработки:
- в подпункте «б» упоминается стратегическое сдерживание и предотвращение военных конфликтов при помощи как ядерного, так и обычного вооружения;
- в подпункте «и» изменен подход к созданию военной инфраструктуры. Теперь предлагается создавать новые и модернизировать существующие объекты, а также проводить отбор объектов двойного назначения, которые могут использоваться вооруженными силами в целях обороны;
- в обновленном подпункте «о» присутствует требование о борьбе с терроризмом на территории России, а также о пресечении деятельности международных террористических организаций за пределами государства;
- добавлен подпункт «у», согласно которому новой задачей вооруженных сил является обеспечение национальных интересов России в Арктике.

Пункт 33 (бывший п. 28) оговаривает основные задачи вооруженных сил, иных войск и органов в период непосредственной угрозы агрессии. В целом он соответствует предыдущей редакции, однако имеет новый подпункт. В обновленной Военной доктрине присутствует подпункт о стратегическом развертывании вооруженных сил.

В пункте 35 отражены основные задачи военной организации. Как и другие положения новой Доктрины, этот пункт немного отличается от предыдущей версии и имеет следующие нововведения:
- в подпункте «в» вместо совершенствования системы ПВО и создания системы воздушно-космической обороны указывается совершенствование существующей системы ВКО;
- новый подпункт «н» указывает на необходимость развития мобилизационной базы и обеспечение мобилизационного развертывания вооруженных сил;
- так же новый подпункт «о» требует совершенствовать систему радиационной, химической и биологической защиты войск и мирного населения.

Новая редакция пункта 38 Военной доктрины, говорящий о предпосылках и строительства и развития вооруженных сил, отличается от предыдущей двумя подпунктами:
- в подпункте «г» отмечается необходимость совершенствования взаимодействия как видов и родов войск, так и вооруженных сил и органов государственной власти;
- в подпункт «ж» вынесена необходимость совершенствования системы военного воспитания и образования, подготовки кадров и военной науки в целом.

Пункт 39 раскрывает методы и способы строительства и развития вооруженных сил и других структур. От предыдущей редакции п. 39 отличается следующими особенностями:
- в подпункте «ж» вместо создания сил гражданской обороны постоянной готовности указано развитие этой структуры;
- новый подпункт «з» подразумевает формирование территориальных войск для охраны объектов вооруженных сил и гражданской инфраструктуры;
- подпункт «н» вместо проводившейся ранее оптимизации количества военных образовательных учреждений предлагает совершенствование структуры системы подготовки кадров.

Почти полностью переработаны пункты новой Военной доктрины, касающиеся мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности Российской Федерации. Кроме того, эти положения перенесены из четвертого раздела доктрины в третий, определяющий военную политику государства.

Согласно новой доктрине (п. 40), мобилизационная готовность страны обеспечивается подготовкой к выполнению мобилизационных планов в установленные сроки. Заданный уровень мобилизационной готовности зависит от прогнозируемых угроз и характера потенциального конфликта. Заданный уровень должен достигаться за счет мероприятий по мобилизационной подготовке и обновления материальной части вооруженных сил.

Основными задачами мобилизационной подготовки в пункте 42 определены:
- обеспечение устойчивого государственного управления в военное время;
- создание законодательной базы, регулирующей работу экономики и т.п. в военное время;
- обеспечение потребностей вооруженных сил и населения;
- создание специальных формирований, которые при объявлении мобилизации могут быть переданы вооруженным силам или заняты в интересах экономики;
- поддержание промышленного потенциала на уровне, необходимом для удовлетворения всех нужд;
- обеспечение вооруженных сил и отраслей экономики дополнительными людскими и материально-техническими ресурсами в условиях военного времени;
- организация восстановительных работ на объектах, поврежденных в ходе боевых действий;
- организация обеспечения населения продовольственными и иными товарами в условиях ограниченных ресурсов.

Раздел IV «Военно-экономическое обеспечение обороны» посвящен особенностям экономических аспектов строительства и модернизации вооруженных сил. Ввиду реализации ряда программ и проектов раздел о военно-экономическом обеспечении обороны серьезно отличается от соответствующих пунктов предыдущего варианта Военной доктрины. Рассмотрим нововведения обновленной Доктрины.

Разница старой и новой редакций раздела IV видна с первых пунктов. Особенно заметной она становится в пункте 44, «Задачи военно-экономического обеспечения обороны». В новой Доктрине определены следующие задачи:
- оснащение вооруженных сил и иных структур современным вооружением и военной техникой, созданной с использованием военно-научного потенциала страны;
- своевременное обеспечение вооруженных сил средствами для реализации программ строительства и применения, а также подготовки войск;
- развитие оборонно-промышленного комплекса при помощи координации военно-экономической деятельности государства;
- совершенствование сотрудничества с иностранными государствами в военно-политической и военно-технической сферах.

Пункты 52 и 53 посвящены развитию оборонно-промышленного комплекса. Примечательно, что в новой редакции они получили минимальные изменения. Так, в пункт 53, описывающий задачи развития ОПК, внесен дополнительный подпункт, согласно которому требуется обеспечивать производственно-технологическую готовность организаций ОПК к созданию и производству приоритетных образцов вооружения и техники в требуемых объемах.

Россия ведет активное военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с различными зарубежными государствами. Такое партнерство тоже отражено в обновленной Военной доктрине. Пункт 55 (бывший п. 50) описывает задачи военно-политического сотрудничества и получил следующие отличия от предыдущей версии:
- выполнение международных обязательств вынесено в отдельный подпункт «ж», а подпункт «а» говорит об укреплении международной безопасности и стратегической стабильности на глобальном и региональном уровне;
- в список государств, с которыми предлагается сотрудничать, помимо стран ОДКБ и СНГ внесены Абхазия и Южная Осетия;
- предлагается развивать диалог с заинтересованными государствами.

Пункт 56 раскрывает список основных партнеров Российской Федерации, а также указывает на приоритеты сотрудничества с ними. В Военной доктрине указаны приоритеты сотрудничества с Республикой Беларусь, странами организаций ОДКБ, СНГ и ШОС, а также с ООН и другими международными организациями. В силу определенных причин эти подпункты п. 56 не изменились в сравнении с предыдущей редакцией Доктрины. Одновременно с этим в п. 56 появился новый подпункт, посвященный сотрудничеству России с Абхазией и Южной Осетией. Приоритетным направлением военно-политического сотрудничества с этими государствами является взаимовыгодная работа с целью обеспечения совместной обороны и безопасности.

Как и ранее, задачи военно-технического сотрудничества должны определяться президентом в соответствии с существующим федеральным законодательством (п. 57). Основные направления военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами должны формулироваться президентом в его Ежегодном послании Федеральному Собранию.

Как и ранее, обновленная Военная доктрина содержит отдельный пункт, согласно которому положения этого документа могут дорабатываться и уточняться в связи с изменением характера потенциальных угроз и задач обеспечения безопасности Российской Федерации.


Текст Военной доктрины 2010 года:
http://news.kremlin.ru/ref_notes/461

Текст Военной доктрины 2015 года:
http://news.kremlin.ru/media/events/files/41d527556bec8deb3530.pdf
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +22
    13 января 2015 06:53
    слишком много пунктов,хватило бы и одного: в случае агрессии,Россия оставляет за собой право уничтожить агрессора,всеми доступными средствами.
    1. +3
      13 января 2015 07:26
      Ну так это у нас давно уже, нет 300 наверное. Это типа стандартное правило, его даже в доктрину включать не надо, его и так все знают laughing
    2. Комментарий был удален.
    3. +2
      13 января 2015 10:12
      в случае агрессии,Россия оставляет за собой право уничтожить агрессора,всеми доступными средствами.

      ЁМКО И ВЕСКО !
    4. +2
      13 января 2015 10:19
      Не стеснялись бы эти средства использовать,в случае чего.А то опять в благородство играть начнут.
    5. Комментарий был удален.
    6. +1
      13 января 2015 13:48
      Ага. Я тоже не увидел создания маленьких таких ЯО для маленьких таких злобных соседей. laughing Военная доктрина больше понятна специалистам, несомненнно. Но уже то, что она переработана под современные угрозы безопасности РФ, уже большой плюс.
  2. +4
    13 января 2015 07:04
    Наша доктрина защитить страну от мирового бардака,устроенного Американцами.
  3. +1
    13 января 2015 07:14
    Запад применяет свои вооружённые силы для защиты своих политико-экономических интересов за пределами своих стран. У США, например, весь мир зона их жизненных интересов.
    А нам, главное не ввязываться в заграничные военные конфликты "по идеологически соображениям", как это нередко делал Союз.
  4. +2
    13 января 2015 07:53
    Что особенно радует, так это пункт «Основные внутренние военные опасности». Самое главное что бы это работало, а не ложилось "под сукно", как это порой бывает. recourse
    1. 0
      13 января 2015 14:05
      А Вы можете конкретно сказать, что должны делать Вооруженные Силы по последнему абзацу перечисленных угроз. "попытки провоцирования социальной и межнациональной напряженности, а также разжигание ненависти по этническим или религиозным мотивам". Заодно просветите, кто это у нас провоцирует социальную напряженность?
      1. 0
        1 марта 2018 21:36
        Цитата: дмб
        Заодно просветите, кто это у нас провоцирует социальную напряженность?

        Уважаемый, вот в Крыму например, социальную напряжённость провоцируют люди, которые в своё время занимали руководящие должности при Украине, либо кто должности занимал на материке, а бизнес вёл в Крыму. Например бывший министр обороны Украины Лебедев - он сейчас в Севастополе девелопер. Для Вас не секрет, что те, у кого в Крым были вложены большие деньги, остались на своих местах, поменяв партии и должности? Ну а те, у кого есть деньги и кто решил по привычке заработать как можно больше денег на народе, тот это и делает по сию пору. Цены на продукты питания, логистику, строительство, услуги ЖКХ и т. п. регулируют и разгоняют они, бывшие они-же настоящие "хозяева" Крыма. Про пришлых варягов, которые Москвой присланы управленцами, вообще речи нет, они себя ведут как слоны в посудной лавке! Забывая, что Севастополь - не Москва и каждый тут на виду. Вот откуда появляется социальная напряжённость! Люди совсем не того ждали, когда шли на Референдум. Это один, но понятный, надеюсь, пример. А вот по вопросу, что с этим смогут сделать ВС, мне самому непонятно. hi
  5. +1
    13 января 2015 09:19
    А где определение вероятного противника. Что кроме террористов и собственного народа у нас противника нет, есть только партнеры?
  6. pahom54
    +1
    13 января 2015 09:22
    Документ хорош, и доработан в соответствии с современной обстановкой. Главное в России - чтобы принятые планы и законы ВЫПОЛНЯЛИСЬ...

    А вообще-то военная доктрина России должна выражаться в двух словах: НЕ ТРОЖЬ!!!
  7. +4
    13 января 2015 09:28
    Да напишите прямо,основной враг-это англосакссонский империализм.И большими красными буквами на каждой странице документа должно быть написано:"У России два союзника армия и флот",другие предадут в любой момент и еще тоже большими красными буквами "Не доверять англосаксам,он всегда врут...".
    1. Комментарий был удален.
    2. +1
      13 января 2015 13:58
      И что, по каждому отдельному государству писать свою доктрину? laughing На то она и доктрина без разницы кто наш враг сегодня или кто им будет завтра. А остальное - удел политиков.
      1. АКМ9
        +3
        13 января 2015 16:30
        Вы заблуждаетесь. Военная доктрина на то и доктрина что должны быть выявлены первоочередные угрозы (в настоящее время это США и блок НАТО) и угрозы обозримого и более отдаленное будущее, (через 50 лет возможно это будет Китай, который не за океаном, а под боком. Просчитывается военная мощь и промышленный потенциал этих стран, людские ресурсы, и так далее. Изучаются их сильные стороны, армии, вооружение и чем они особо опасны. В нашем случае это флот США и НАТО (это огромное количество крейсеров, эсминцев, авианосцев, вертолетоносцев, огромный подводный флот), сильно развитая авиация, как фронтовая, так и дальняя, флот БПЛА, а также несметное количество крылатых ракет, а также то что их войска могут нарисоватсья с любой стороны. Вот с учетом этих угроз строятся вооруженные силы, промышленность. Под эти угрозы ученным даются задания на создание соответствующего вооружения. Соответственно это противоядие против их бесчисленных ВВС, дронов, крылатых ракет. Соответственно это очень эффективные ПВО и истребители перехватчики в большом количестве (образец здесь, это Советский Союз). Нужно противоядие против их флота, подводная составляющая флота у нас развивается, а вот надводный флот практически отсутствует, так как мы его практически полностью уничтожили собственными руками, нам по любому его придется строить заново и это должен быть полноценный океанский флот, с эсминцами, авианосцами и фрегатами. Без такого флота наши шансы невелики и строительство его придется форсировать, нас ждать 20 лет никто не будет. Вот и спрашивается, почему у нас вообще не развивается истребительная авиация, а ПВО прикрывает только Москву и Питер. Выпускаем тяжелые дорогие комплексы, хотя их должно строить на порядки меньше чистых истребителей (и МиГов и Сушек) В случае конфликта в нас полетят тысячи и тысячи топоров, дронов, авиации, комплексы окажутся бессильны здесь. Хочется напомнить об Командно-штабных учениях которые недавно проводили США, по сценарию учений они нанесли массированный удар высокоточным оружием и небольшим количеством ядерных средств малого веса. Все радовались, что мы все-таки смогли небольшая часть наших подводных сил все-таки смогла нанести удар по Америке, только вот никто не написал о том, что им все-таки удалось "топорами", дронами, авиацией, флотом уничтожить все наши командные пункты, базы, базы ВМФ и сам флот (кроме небольшого количества лодок, которые и нанесли ответный удар), ПВО, ВВС, войска, промышленные центры, коммуникации. И это все им удалось сотворить, благодаря отсутствию у нас развитой системы ПВО и массовой истребительной авиации, ну естественно отсутствию у нас нормального надводного флота. Комплексы это хорошо, только они могут прикрыть страну. У нас пока ставку делают на чудо оружие, но чудес не бывает, Нужны 31-е МиГи и куда в больших количествах, чем указанного у нас в развитии ВВС, истребители МиГи и Сушки не одна тысяча. На ядерную дубинку уповать не надо.
  8. Комментарий был удален.
  9. +1
    14 января 2015 04:26
    Согласен с АКМ9 ,помните поговорку "как пойдёт китаец так и миру конец", оно пойди почти вся Сибирь под ними ,где землю арендуют где скупили ,всё типа предприниматели ,бизнесмены,партнёры короче,а потом останется только флаг китайский водрузить ,дальше дело за малым ,граница то рядом! Тут надо думать кто на нас его натравит ,(как Татаро-Монголов, Поляков ,Французов,Немцев),теперешние содомские Англо-Саксы не войны, идеология запада это люциферианство ,надо думать транснациональное общество бильдербергеров, вот думаю в этом ключе и надо выстраивать приоритеты, а для этого нужно сперва внутреннего врага искоренить.
  10. 0
    14 января 2015 05:49
    Обычно Военной доктрине сопутствуют документы под различными степенями секретности.
    Это как при СССР, когда у нас везде "оборонная инициатива" , а после допуска "наступление является основным видом военных действий, оборона является временной и вынужденной мерой"
    Так что замарачиваться сильно не стоит

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»