Импортозамещение на практике. Проблемы и задачи на примере флота

54
Тема импортозамещения, несколько лет звучавшая где-то на заднем плане, актуализировалась явочным порядком. К России применяют санкции, связанные с поставками технологий и высокотехнологичной продукции.

Теперь об этом стоит поговорить не общетеоретическим языком лозунгов, а языком конкретики — состояния институтов, заводов, инфраструктуры, кто виноват и что делать. И, что немаловажно, — стоит поговорить о том, как мы оказались в нынешней ситуации.

Предыстория

Общеизвестно: в СССР на огромном количестве заводов выпускали продукцию двойного назначения. Часть изделий предназначалась для гражданского рынка, часть шла на нужды министерства обороны. Когда СССР развалился и военный заказ приказал долго жить, какое-то время продукцию для военных продолжали выпускать по инерции, на склад. Потом заводы перешли в частные руки, какие-то предприятия закрылись, какие-то разделились на несколько производств, выпускающих конверсионную продукцию, а какие-то и вовсе были проданы под жилую застройку.

На плаву остались предприятия-гиганты, градообразующие, либо производства, выпускающие продукцию на экспорт. Средние и небольшие предприятия тянулись, как могли, но в итоге перешли на выпуск гражданской продукции, а цеха, производящие оборудование для ВПК, были или законсервированы (в лучшем случае), или, что чаще, разворованы, проданы за границу или на металлолом. Сотни цепочек уникальной технологической оснастки были безвозвратно утеряны.

Никто об этом не жалел. В начале 00-х годов, на волне роста цены на нефть, страна была озадачена другим. Потребление, затыкание дыр, оставшихся от правления Ельцина, решение вопросов с региональными элитами. Все эти вопросы стояли очень остро, и решение их отнимало огромные финансовые и человеческие ресурсы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что какие-то менее заметные проблемы откладывались. Ну, пока не наступит очередной сеанс заклёвывания нас жареным петухом.

Заводы на бумаге

После принятия Государственной программы вооружений на 2011–2020 годы проектные бюро и судостроительные заводы столкнулись с комплексом проблем: оборудование, заложенное в проекты военных кораблей, не выпускалось.

Нет, корпуса кораблей сваривались, электронная начинка — производилась, оружейные системы монтировались и настраивались. Всё было хорошо, но дьявол скрывался в деталях: десятки заводов, продукция которых составляла «начинку» корабля, существовали только на бумаге. Да, реквизиты заводов по-прежнему присутствовали в заказной ведомости, но продукция, заложенная в проект, больше не выпускалась. Либо выпускалась, но в общегражданском, упрощённом виде.

Коммерсантов можно понять: товар не покупают десятки лет, станки висят на балансе, занимают площадь, которую можно сдать под рынок, специалисты, работавшие на этих станках, либо умерли, либо уволились. К чему эти расходы, когда можно оптимизировать расходы и получить прибыль из того, что есть?

Поэтому станки на металлолом, в помещении цеха ремонт, и — здравствуй, очередной Торгово-Развлекательный Центр.

В регионах поступали радикальней — завод банкротился, земля выкупалась, и на ней строился жилой район. Идеальное место под застройку: есть электричество, коммуникации, да и местонахождение в черте города.

Когда масштаб проблемы стал понятным, военные схватились за голову. Корабли заложены, процесс строительства идёт, а по некоторым видам оборудования полный провал.

Гидравлика, электрика, резинотехнические изделия, электродвигатели, насосы, пульты управления… И негде взять. По стране поехали специалисты судостроительных заводов, чьей задачей было найти оборудование на консервации, выкупить, привезти и подготовить к установке на новые корабли. Какое-то время это спасало, но потом склады заводов иссякли, и проблема снова приобрела остроту.

Не скажу, что представители отечественных предприятий сидели без дела: многие заводы напряглись и восстановили порушенные технологические линии. Но из этого всплыла другая проблема: технологическая оснастка, спроектированная и построенная в 70–80 годы, выпускала оборудование, которое морально устарело и перестало отвечать современным требованиям Военно-Морских Сил.

А другого — не было.

Переход на импорт

Этим воспользовались иностранные компании. Обладающие серьёзной материальной базой, научно-исследовательскими центрами, имеющие официальные представительства в России. Зачастую их оборудование и материалы на голову превосходили отечественные аналоги. К тому же их финансовые и кадровые возможности позволяли пройти нелёгкий путь сертификации и межведомственных испытаний: несложно удовлетворить потребности клиента, когда тот испытывает острую нужду в оборудовании, чей выпуск ты быстро наладишь.

В качестве примера: на одном из крейсеров Северного флота производится плановая замена светильников. Количество единиц под замену — несколько сотен. Страна происхождения оборудования — Королевство Норвегия. Поставщик — российская компания, работающая от норвежцев. Стоимость одного светильника — несколько десятков тысяч рублей. Цена контракта — миллионы рублей. Каким образом это получилось? В России отсутствует производство светотехнического оборудования? Нет. Достаточно обратиться к любому поисковику, чтобы понять — в каждом крупном городе страны есть свой завод по производству данных изделий. Но поставщик — Норвегия. С чем это связано?

А вот с чем.

Чтобы стать поставщиком Военно-Морских Сил, недостаточно выпускать высококачественную продукцию. Необходимо пройти комплекс испытаний в профильных лабораториях, учесть требования, предъявляемые к исполнению и качеству продукции, принять во внимание существующие ГОСТы, пройти процедуру межведомственных испытаний и получить итоговое заключение, что данная продукция рекомендуется к поставке и отвечает целям и задачам Военно-Морских Сил. Это дорого, требует большой концентрации сил предприятия на этом направлении. И самое главное — очень долго. От двух до трёх лет.

В случае со светильниками лишь одна компания прошла путь до конца. Норвежская. Остальные компании, представляющие российских производителей, отвалились. Их можно понять: специфика работы с военными требует особого отношения к требованиям заказчика. Ты работаешь, предлагаешь им варианты, а они то тем недовольны, то другим. То тест на морской туман не пройден, то блок зажигания перегревается в переборке.

Гражданский рынок куда проще и понятней: выпускаешь изделие, получаешь сертификат соответствия — и через сеть дистрибьюторов распространяешь по стране. Комплектующие — китайские, срок годности — 12 месяцев. Да, прибыльность не та, зато срок оборота — считанные месяцы.

В итоге подобной практики мы имеем действительно достойное, качественное изделие, которое в соответствии с государственным контрактом поставляется на наш военный корабль. Один минус: сделано не у нас.

Возвращаясь к ситуации 2011–2013 годов, можно сказать, что ситуация развивалась довольно прозрачно. То оборудование, что мы могли произвести, — производили у нас. Те позиции, что не могли произвести самостоятельно, — покупали у иностранных поставщиков. Безусловно, это не устраивало представителей ВПК, но особых вариантов не было: построить производство высокотехнологичной продукции с нуля требует не только денег, но и огромного количества времени. Работа велась, развитие шло.

До начала событий на Украине.

Жареный петух

Потом был Крым, потом санкции, и всё изменилось в считанные месяцы: промышленная продукция импортного производства, долгие годы шедшая на нужды нашего флота, внезапно оказалась запрещена к поставке в Россию постановлениями правительств Европейского союза и Украины.

Как это действует? Очень просто. До кризиса в отношениях для нужд российских ВМС были поставлены электронные блоки управления двигателями. Это оборудование было заложено в проект, официально согласовано и официально ввезено.

Всё бы хорошо, да один нюанс: пусконаладка, оборудование и установка программного обеспечения должна была производиться позже. Это «позже» не наступило, потому что ввели санкции. И производить пусконаладку и установку ПО оказалось невозможно — запретили. Многомиллионные системы управления превратились в железные болванки, лежащие на складах.

В отношении Украины вообще особый случай: исторически сложилось, что на территории этого государства располагались заводы, работающие на нужды ВМФ России. Надо ли говорить, что теперь это оборудование не поставляется? Несколько раз я заходил в профильные группы «Вконтакте» работников этих предприятий: там стон и плач. 70–80% их продукции шло на Россию. Зарплаты не выплачиваются, цеха разваливаются, но руководство предприятий настроено твёрдо: ни грамма продукции колорадам.

Им плохо, но и нам не лучше: в считанные месяцы нарушились торгово-промышленные связи, работавшие десятилетиями. Если на стапелях стоит корабль, чей газотурбинный двигатель должен быть произведён на заводе «Зоря-Машпроект» в городе Николаев, который теперь никогда не будет поставлен, — что делать, раз корабль надо спускать на воду? Ставить другой двигатель?

Попробуйте, переставьте двигатель с готового «Мерседеса» на готовый БМВ. Если это получится у вас без внесения конструктивных изменений в КПП, систему электрики, рулевого управления, и так далее — я сниму перед вами шляпу. Но корабль — не автомобиль. Это куда сложнее. Аналогов «Зори-Машпроект» в России нет. Есть заводы, производящие похожие изделия, — но газотурбинный агрегат — сложнейшая система, и смонтировать её за год на коленке не выйдет.

И сейчас я снимаю шляпу перед руководителями российского ВПК, искренне старающимися решить эти проблемы.

Отсутствие связи

Ситуаций вроде описанной выше — множество, но это грани одной проблемы. И эта проблема — не отсутствие желания у руководства промышленных предприятий работать на нужды страны.

Нет.

Главная проблема в том, что отсутствует связь между военным заказчиком и промышленными производствами.

Нет никакого сверхразума, потому что везде работают люди. В закупке военного судостроительного завода сидит такая же девочка, как в отделе продаж промышленного предприятия. И хорошо, если предприятие производит именно то оборудование, которое нужно флоту. Качественное, сертифицированное, в срок. Тогда, если «Яндекс» подскажет, и девочки найдут друг друга, будет хорошо.

Но это идеальный вариант, обычно происходит так (объясняю сверхпримитивно, на пальцах):

Военные: Добрый день, завод «Эффективный». Нам нужен клапан №1, вроде у вас он есть. Мы очень заинтересованы, по своим характеристикам он в два раза круче, чем клапана завода «Красный Коммунист», у которого мы покупаем сейчас.

Коммерсант: Без проблем, выставляю счёт, оплачивайте, самовывоз с 9 до 18.

Военные: Имейте в виду, у нас военная приёмка, плюс ваш клапан должен отвечать таким-то и таким-то требованиям, плюс иметь необходимые сертификаты.

Коммерсант: Без проблем, оплачивайте счёт, забирайте — а потом принимайте, сертифицируйте, монтируйте на здоровье.

Военные: Э-э-э, эти документы должны быть у вас, чтобы мы что-то у вас купили.

Коммерсант: Без этого никак?

Военные: Увы.

Коммерсант: Перезвоню.

(через два дня)

Военные: Добрый день, это военные. Вы уточнили про сертификацию вашего клапана?

Коммерсант: Да, уточнил. Скажите, пожалуйста, а о каком объёме поставки идёт речь?

Военные: К сожалению, это закрытая информация. Потому что если мы скажем, а у вас на предприятии сидит шпион, по количеству клапанов он сможет вычислить, сколько кораблей мы заложим и построим с вашими клапанами. Это секрет, а у нас подписка.

Коммерсант: Ребята, вы обалдели? Я узнавал — сертифицировать для вас мой клапан — это два с половиной года сроку и N-миллионов рублей. Вы предлагаете мне в это вложиться, а сами даже не говорите объёмы? А если вы купите у меня 10 штук?

Военные: Нет, мы купим больше. Обещаем.

Коммерсант: Скажите объёмы!

Военные: Не имеем права.

Коммерсант: Ну хорошо. Я когда-нибудь попозже сертифицирую, позвоните через год.

Военные: Очень жаль. Купим пока старый клапан на заводе «Красный Коммунист».

Занавес.

Вот таким образом происходит 90% общения военных заводов и представителей общепромышленных предприятий. Представители военных не говорят коммерсантам: ребята, мы поможем вам с сертификацией. Мы поможем с чертежами. Мы нуждаемся в вашей продукции! Мы нуждаемся в ваших клапанах, потому что они лучше, они прочнее. Нам нужны надёжные партнёры! Они говорят: поймите, мы — военные. Наша задача — защищать вас, а не проводить всю работу за вас.

Но и представители коммерсантов не говорят военным: ребята, у вас — огромный рынок! Мы хотим к вам! Армия — основа государства, мы доверяем вам свои жизни и безопасность — помогите нам попасть к вам. Поставлять на армию нашу высокотехнологичную продукцию — почётно. Помогите нам попасть к вам!

Все молчат. Обе стороны нуждаются друг в друге, и все молчат.

Вот — главная проблема. Каждая из сторон ждёт, что другая проявит инициативу.

Мне эта ситуация напоминает школьную дискотеку: девочки и мальчики стоят по разным концам зала и ждут, пока кто-то подойдёт первым.

И только самые смелые срывают банк и получают первый поцелуй в кустах сирени как награду за смелость.

Но пока смелости не видно. Слишком много разницы между военными и коммерсантами. Слишком тяжело проходят переговоры, и слишком часто они кончаются ничем.

Посредники

Жизнь, как всегда, нашла решение проблемы в виде образования посредников. Возникли фирмы-агенты, которые переводят военным на их язык интересы коммерсантов — и обратно. Эти фирмы дают гарантии военным и гарантии производителям. Те, кто знает потребность в конкретном клапане и кто может найти производителя этого клапана. И объяснить ему преимущества работы с ВПК доступным и понятным языком. Те, кто скажет Военным: парни, клапан №1 поступит к вам через полтора года и будет круче в три раза, чем то, что у вас есть сейчас. Мы гарантируем, что закроем ваши нужды. Те, кто скажет Коммерсанту: парень, поставляя на армию, ты через полтора года отобьёшь все затраты на разработку и будешь монополистом на этом рынке клапанов в армии, и твоё предприятие вырастет в три раза.

Те, кто умеет проводить сертификацию. Те, кто знает не один узкий участок рынка, доступный одному заказчику, а огромные сегменты рынка. Состояние и степень здоровья рынка в целом.

Как это делается: в данный момент, например, «Агентство Промышленного Импортозамещения» занимается сертификацией отечественного светильника для нужд ВМФ. В ближайшем будущем петербургский завод, который разработал эту модель для Военно-Морских Сил, станет основным поставщиком данных изделий.

Однако так можно удовлетворить только сиюминутный спрос. Решить только текущие вопросы. А многие потребности можно своевременно удовлетворить только, если заранее запланировать научно-конструкторские разработки и постройку или перепрофилирование мощностей.

Кроме того, в данном состоянии рынка рост числа компаний-посредников совершенно неизбежен. А следовательно, неизбежно возникновение как недобросовестной конкуренции, так и поля для деятельности недружественных России организаций.

Отсюда вытекает два совершенно необходимых направления государственной деятельности:

1) Прогнозирование будущих закупок, а не простое анонсирование сиюминутных потребностей.

2) Регулирование деятельности компаний-посредников — законодательное, процедурное и институциональное: допуск к государственной тайне, урегулирование взаимоотношений с заказчиком — министерством обороны; возможно, отдельный закон об этом виде деятельности.

Но самое главное — необходимо организованное, регулярное взаимодействие со специально назначенными для этого взаимодействия чиновниками из аппарата ответственного за военный заказ.

Это критически необходимо для работы на перспективу и определения наиболее приоритетных задач, что при таких объёмах работы — просто необходимо.

Коммерсанты готовы работать и помогать стране (не без пользы для себя, конечно), но поскольку дело касается государственных институтов и интересов, работа без участия государства всегда рискует выродиться в «заготовку рогов и копыт» при очередном кресле.

Необходимо взаимодействие.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    14 января 2015 18:46
    Импортозамещение


    Слово то какое:) БАЛЬЗАМ на душу. После ... КРЫМ НАШ второе по приятности звучания :)
    1. Комментарий был удален.
    2. денис fj
      +18
      14 января 2015 19:39
      Необходимо возвращять забытое планирование. Государство, в лице госплана, дожно предоставлять объёмы и ассортимент всем связанным технологической цепочкий предприятиям.
      1. +16
        14 января 2015 19:56
        Я считаю , что впк должно полностью быть государственным . И соответственно должен быть орган , который бы осуществлял планирование и контроль за его выполнением. Также сертификацией и испытаниями должна заниматься госкомиссия . И вообще то , что необходимо для госнужд и обеспечения жизнедеятельности населения. Водоканал, энергетика , железные дороги, метрополитен , порты и тд. Эти рычаги должны контролироваться только гос-вом и никак иначе .
        1. +1
          14 января 2015 22:09
          Уважаемый g1v2, я с вами согласен , но вот согласятся ли с вами , кто у кормила власти? Ну не для этого разваливали страну ....
          1. +3
            14 января 2015 22:25
            Те кто страну разваливали в большей части уже пенсионеры. Сейчас руководят другие люди перед которыми стоит задача выбрать наиболее оптимальный путь развития страны . Наиболее оптимальный во многих планах - финансовом , оборонном , культурном, экономическом и политическом. Все всегда взаимосвязано . Мы не загнулись окончательно в 90-е только благодаря огромному советскому наследству - энергетике, трубопроводам , атомной промышленности и атомному оружию . Сейчас это уже закончилось - техника и объекты 80-х годов мало чем могут помочь в 21 веке. И надо создавать свои заделы для потомков- развитие севморпути и в целом арктики , ст-во космодрома Восточный , бам2 , развитие атомной и других видов энергетики , развивать космическую отрасль и тд. Это то что будет кормить наших потомков и будет увеличивать мощь нашей страны . Я уж не говорю про Крым и избавление от шантажа РФ украиной . Но пути развития экономики обычной не всегда очевидны и решаются простыми путями по методам Пупкиных . Я пока вижу , что по сравнению с 90-ми годами все изменилось радикально и жизнь людей тоже . Тч нет легких путей и решений . Я не фанат многих людей в правительстве ,например таких как медвеженок , но я не вижу и людей которые гарантировано бы сделали лучше , а значит пусть их оценивает тот
            за кого я голосовал и делает выводы по их работе .
          2. +1
            15 января 2015 05:42
            Не у кормила,а у кормушки.
        2. 0
          15 января 2015 01:28
          В этой написанной безрадостной картине, акцент делается на кучу посредников, которые возможно помогут, а возможно и ещё более осложнят ситуацию. Слабое место в сертификации, долго и дорого. Поэтому ваше мнение разделяю. Тем более изобретать велосипед не прийдётся. Всё уже у нас работало по этой схеме. Недостатки с учётом современных условий можно дорабатывать.
      2. +5
        14 января 2015 23:31
        Цитата: денис fj
        Необходимо возвращять забытое планирование. Государство, в лице госплана, дожно предоставлять объёмы и ассортимент всем связанным технологической цепочкий предприятиям.

        Запад видел и понимал как наша "неповоротливая" промышленность выпускала менее чем за 10 лет готовый от задумок до промышленного производства образец военной техники.
        Вот и "соблазнили" нас рыночной, шустрой, ЁПРСТ !!!
        Ну а далее в статье всё хорошо изложено - коммерсанту нафиг не нужно связываться с военными "кандалами", когда есть рынок. Зачем танки, если на сковородках бытовых можно "рубить капусту" !
        ЁПРСТ, "Горбатый энд Компани" !!! am
    3. денис fj
      +3
      14 января 2015 19:42
      Собственно, спорить с автором и трудно и смысла не имеет.

      Да, необходима система планирования, Да, необходимо восстанавливать порушенное в 1994.

      Но есть нюанс. Если я верно понимаю ситуацию, то реальность такова, что сделать нечто подобное (создать службу заказчика со стороны гос-ва), сейчас реально только в нескольких отраслях (буду честен - когда услышал о создании профильного ведомства в сфере строительства - едва до потолка от счастья не подпрыгнул). И основная проблема тут банальна и пошла - специалисты. А их нет. И если сейчас гос-во примется формировать нечто похожее на службу заказчика, то есть серьезные опасности: 1) если гос-во выделит достаточные объемы финансирования и спецы перейдут на роль заказчика, то не понятно кто будет производить; 2) Если гос-во решит создать это ведомство для галочки (см. не выделит денег на перекуп специалистов), то не понятно зачем оно вообще будет нужно.

      Ситуация крайне мрачная. Но внушает надежду то, что масштабы проблемы осмысляются и работа ведется.
      1. avg
        0
        14 января 2015 22:49
        Вопрос клапанов, шильдиков и шибздиков решается просто. Военная приемка работает только по конечному продукту, крупным изделиям и целым комплексам, а вопрос комплектующих решается самим предприятием и под строгую ответственность руководства. Вот тогда девочки из отдела закупок уступят место "зубрам" которые быстро отладят нужные цепочки, будут отслеживать конъюнктуру и готовить заделы на будущее.
    4. денис fj
      +3
      14 января 2015 19:47
      Два момента. Автору: Продукция двойного назначения, это не то, когда завод выпускае и гражданкие детали и военные. Это когда одно изделие по своим характеристикам может использоваться и в военном продукте и в гражданском. Например какой -нибудь датчик. Он по функционалу подходит и для "Тополя" и для кофеварки. Второе. Про "Сурового НКВДшника" немного сомнительно. При всем уважении к спецслужбам РФ, "обнал" курируется угадайтекакойконторой. Это грустно.
    5. +1
      14 января 2015 20:03
      Импортозамещение возможно при вкладывании в регионы... на места добычи ... ане в Нерезиновск
  2. +5
    14 января 2015 18:46
    Турбины и судовые дизеля надо свои создавать.
    1. +1
      14 января 2015 19:16
      Цитата: Вадим237
      Турбины и судовые дизеля надо свои создавать.

      Когда то уже было...правда давно.
    2. 0
      14 января 2015 19:21
      Цитата: Вадим237
      Турбины и судовые дизеля надо свои создавать.

      Или вот такое (клик)-
  3. +4
    14 января 2015 18:54
    Толковая статья. Автору - респект.
  4. poultopwar
    +7
    14 января 2015 18:55
    Украденные промышленные предприятия надо возвращать государству...
  5. +9
    14 января 2015 18:57
    Хорошая статья.Автор очень многое тонко подметил на примере флота.В других отраслях еще круче.
  6. +3
    14 января 2015 19:05
    Цитата: Вадим237
    Турбины и судовые дизеля надо свои создавать.

    все очень просто, по поводу Зоря-машпроект, если гора не идет к Мвагомеду , то ... со всеми вытекающими, нужно дойти до Николаева и Запорожья и всех делов...
    1. +5
      14 января 2015 19:21
      Цитата: stappler 2
      все очень просто

      А чего тогда даже до Мариуполя не дошли?
  7. +12
    14 января 2015 19:06
    Господи, спасибо тебе!
    Неужели прозрели? Имел отношение к этим вопросам. И отправили на пенсию чтобы "не мешал" пилить импортные контракты, не лез со своей продукцией "всего" лишь на порядок ЛУЧШЕ импортной.
    1. +2
      14 января 2015 19:24
      Цитата: Ветеран РККА
      И отправили на пенсию чтобы "не мешал" пилить импортные контракты, не лез со своей продукцией "всего" лишь на порядок ЛУЧШЕ импортной.

      Чисто по человечески, о чем речь? Если не секрет конечно...
    2. +5
      14 января 2015 19:34
      Цитата: Ветеран РККА
      Имел отношение к этим вопросам. И отправили на пенсию
      Кого и на пенсию, а кого и подальше. Я сам был когда-то в 1980е инженером, люди говорили что неплохим. Но места мне в российской экономике 1990х не нашлось, пришлось искать в Америке. А теперь, даже если кто предложит назад в инженеры - не вернусь. Даже если б хотел, и деньги хорошие предлагали, нереально. За столько лет в отрыве от специальности все перезабыл, а даже если б помнил, оно все на уровне 1980х, а инженерное дело с тех пор неминуемо ушло, и я даже не возьмусь гадать, в каком направлении.
      Так что теперь только и могу что вздыхать "вот если б Мишаня Меченный не напорол с перестройкой..."
      1. 0
        15 января 2015 00:20
        А у меня знакомый и хочет и навыки инженера не растерял, да только на военку USA очень много трудился, теперь не выездной. Свобода выбора места жительства однако.
  8. +5
    14 января 2015 19:06
    Спасибо, "жареный петух", а то бы мы ещё 100 лет из спячки не вышли.
    1. 0
      14 января 2015 20:58
      Спасибо санкциям.
      1. 0
        15 января 2015 00:24
        Я всегда радовался санкциям как для России так и для Беларуси - заставляет руководство думать о насущном. Амерам спасибо за эти санкции. американцы у наших спекулянтов кусок хлеба отбирают, и они вынуждены работать на свой, у себя, иначе вымрут как мамонты.
  9. TribunS
    +7
    14 января 2015 19:07
    Все нынешние беды нашего ВПК в господствующей в России более двух десятков лет либеральной экономике, когда главное - это рыночные отношения, прибыль... а защита отечества на втором плане!
    Цепочка или связка "частный бизнес - военные" не сможет быстро и качественно перестроить нашу промышленность на скорое решение проблем ВПК в условиях экономического противостояния с Западом...
    Выход один: отказ от либеральной экономики и переход к мобилизационной, сталинской, позволившей СССР в краткий срок воссоздать достойную промышленность для отпора и разгрома фашистского агрессора...
    P.S. Но, к сожалению, всё в экономике остаётся по-прежнему, так как сегодня на VI Гайдаровском форуме Дмитрий Медведев заявил, что страна не пойдет по пути мобилизационной экономики...[http://www.portalus.ru/modules/politics/rus_readme.php?sub

    action=sh
    owfull&id=1389985658&archive=&start_from=&ucat=&]
    1. +2
      14 января 2015 19:59
      нужно сделать так, чтобы страна пошла правильным путём БЕЗ гайдаровского наследия! good
    2. +5
      14 января 2015 20:37
      Цитата: TribunS
      на VI Гайдаровском форуме Дмитрий Медведев заявил, что страна не пойдет по пути мобилизационной экономики

      Да он весь 2014г трындел об этом, упёрся как по учебникам в либеральную экономику и дальше ни чего не видит...там не помню что за спец за бугорный выступил, который ему так и сказал что ближайшие 10-20 лет "мировой капитализм" серьёзно поменяется, мол пока Россия догоняет Западный мир перейдёт уже на другой уровень.
      Короче у нас как всегда недальновидное руководство которое постоянно вертит головой то на Запад, то на Восток...потом начинает копировать чужие модели, когда уже свои будем предлагать миру, вот это я бы хотел спросить у Дмитрия Анатольевича!?
      1. 0
        15 января 2015 02:14
        Свою модель мы предложили в сталинское время. Китай многое взял оттуда. И не только Китай.
  10. +1
    14 января 2015 19:08
    Ладно,украденные возвратим,а что делать с полностью разрушенными заводами производящих электронные компоненты и готовые изделия(я на одном таком начинал трудовую деятельность)И это только частный пример....У Китая купим?
    1. +1
      14 января 2015 19:27
      И многое возвратили? И кому возвратили? Наверное трудовому народу или другим "эффективным" менеджерам.
    2. 0
      14 января 2015 20:00
      Цитата: dmi.pris
      Ладно,украденные возвратим,а что делать с полностью разрушенными заводами производящих электронные компоненты и готовые изделия(я на одном таком начинал трудовую деятельность)И это только частный пример....У Китая купим?

      можно купить и у Китая, НО! своё отстроить надо!
  11. +7
    14 января 2015 19:09
    Цитата: Вадим237
    Турбины и судовые дизеля надо свои создавать.

    Свои давно созданы, документация в архивах лежит. Даже то, что есть где делать будем??? Кто делать будет? Может быть я однобоко смотрю, но в бывшем ОООЧЧЧень промышленном городе Омске производственные площади - торговые центры, инженеры и квалифицированные рабочие - торговцы на базаре. Нас долго давили и в конце концов "оптимизировали" практически всё!. Не работающие или работающие авральным методом части всяческих холдингов это не производство, а смех сквозь слёзы!!!
    1. +1
      14 января 2015 22:07
      Сатурн будет делать.

      А вот с судовыми турбинами ничего нет. Есть документация с Зори. Есть около 35% того, что строили по М-90ФР на Сатурне. Все. Остальное надо создавать самим. Газогенератор например и всю оснастку для его выпуска.

      Проблемы даже в испытаниях, у Сатурна нет стенда судового. И еще 2 года не будет (даже самое оптимистичное это 3-4 кв 2016 окончание строительства, а раньше 2018 стоял).

      Более того, турбину с Горшкова сейчас разобрали и ее реанимирует не Сатурн, а Газтурбосервис.



      С дизелями еще печальнее. Опять же был пример американокитаец Кат 32 дает 800 квт мощности и устанавливается на буксиры - отечественный ЯМЗ без иностранных компонентов 365квт, с иностранными компонентами 560квт. Есть Звезда на 600квт но она значительно больше по требуемым объемам к примеру и там есть другие косяки такой замены. Создать новый дизель на коленке не выйдет, это годы работы, а затем годы сертификации.
  12. 0
    14 января 2015 19:11
    Гражданский рынок куда проще и понятней: выпускаешь изделие, получаешь сертификат соответствия — и через сеть дистрибьюторов распространяешь по стране. Комплектующие — китайские, срок годности — 12 месяцев. Да, прибыльность не та, зато срок оборота — считанные месяцы.

    Что-то автор сморозил. Прибыльность по ГОЗу стремится к нулю. Особенно на работах субподрядчиков: 1% и ни в чем себе не отказывай.
  13. pahom54
    +3
    14 января 2015 19:12
    "Отсюда вытекает два совершенно необходимых направления государственной деятельности:
    1) Прогнозирование будущих закупок, а не простое анонсирование сиюминутных потребностей.
    2) Регулирование деятельности компаний-посредников — законодательное, процедурное и институциональное
    "

    Отсюда вытекает необходимость взять из советского прошлого самое лучшее в вопросах ВПК,и скорее всего, что-то восстанавливать, а что-то добровольно-принудительно выкупать, и все выстраивать в рамках государственного регулирования - только так.

    У коммерса думы - только о прибыли, а прибыль в военной технике - это фантастика, она бывает только при экспортной продаже, а мы говорим О СВОЕЙ армии и флоте...

    В общем, сколько бы мы ни говорили, а мысли возвращаются к какому-то виду мобилизационно-принудительной экономики, иначе годами будем биться головой о стенку без положительных и явных результатов...
    1. polkownik1
      0
      14 января 2015 22:55
      ...и обо всём этом даже не догадывается наш высокомерный профнепригодный первый министр...
  14. +2
    14 января 2015 19:13
    "Но и представители коммерсантов не говорят военным: ребята, у вас — огромный рынок! Мы хотим к вам! Армия — основа государства, мы доверяем вам свои жизни и безопасность — помогите нам попасть к вам. Поставлять на армию нашу высокотехнологичную продукцию — почётно. Помогите нам попасть к вам!"
    Не статья, а хрень собранная в кучу. Вот и помогают попасть "к вам"заключая не выполнимые контракты и "уводя" миллиарды государственных рублей.
  15. FACKtoREAL
    +3
    14 января 2015 19:21
    Те, кто скажет Коммерсанту: парень, поставляя на армию, ты через полтора года отобьёшь все затраты на разработку и будешь монополистом на этом рынке клапанов в армии, и твоё предприятие вырастет в три раза.

    Эх, давно я уже не занимаюсь "военным производством", но...
    ПРИБЫЛЬНОСТЬ в военное "изделие" закладывается ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ -"заказчиком", раньше была на уровне 20-22 %
    "от балды" оборонщики НЕ МОГУТ цену "задирать", поэтому...
    да - СТАБИЛЬНЫЙ, зачастую про-авансированный ГОС,ЗАКАЗ,но...
    с НУЛЯ создавать-восстанавливать-сертифицировать
    производство - оч.ГИМОРНО
  16. +1
    14 января 2015 19:25
    Цитата: Штык
    Цитата: Вадим237
    Турбины и судовые дизеля надо свои создавать.

    Когда то уже было...правда давно.

    Карл Кляйн из Вильно - нифигачки не Российское оборудование, а уж если о ГТД говорить тут даже слово "когда-то" не подходит.
  17. +1
    14 января 2015 19:36
    И деньги есть и желание,возможностей не хватает.Утратили спецов,что самое ценное, часть оборудования.Теперь чтобы все поднять нужно время,а его нет.
  18. +7
    14 января 2015 19:37
    Работаю на предприятии выпускающем, в основном, оборонную продукцию. Прекрасно понимаю то, что хотел донести автор. А суть проста! Система, исправно работавшая в СССР умерла, не родив ничего взамен. Больно видеть как представители департаментов закупок и продаж "шерстят" Россию, Европу, даже Африку в поисках достойных вариантов. Вы скажете - работа у них такая. Но сейчас до 90% пара уходит в "свисток": связи порушены, поставщики ненадежны, продукция низкого качества... И все эти вещи приходится очень жестко отслеживать т.к. мы выпускаем "конечный продукт" и военпреды (они в своем праве) цепляются за каждую мелочь. В войска должна уходить на 100% качественная продукция. Вот и получается, что если в 60-е, 70-е, 80-е года основной задачей нашего НПО была разработка и выпуск продукции по госплану, то теперь те "мелочи", о которых пишет автор, иногда просто выбивают из колеи! Как пример - Белоруссия: те комплектующие что мы у них покупали за рубли, теперь они требуют покупать за доллары!
    Ну а в целом Слава Богу, на 2015 год портфель заказов на более чем 3 млд. рублей, спасибо Гособоронзаказу. Будем работать, платить зарплату и налоги, а главное обеспечивать войска и флот тем, что им необходимо. good
    1. 0
      14 января 2015 21:34
      Цитата: Shkodnik65
      Больно видеть как представители департаментов закупок и продаж "шерстят" Россию, Европу, даже Африку в поисках достойных вариантов.

      Добрались и до наших провинций эти представители. Забросали бумажными чертежами изделия, а мы и забыли уже как это чертить не на компьютере. Вроде и хочется помочь стране, и изделие в общем то не сложное, дьявол кроется в деталях: требования по покрытию, сварке, надписям и другим "мелочам" сведут меня с ума))
  19. +2
    14 января 2015 19:55
    Статье +. Автор правильно ставит вопросы. Но это только верхушка айсберга. Чтобы выпускать продукцию военного назначения надлежащего качества, в срок и в нужных объёмах, необходимо ВОССТАНАВЛИВАТЬ высокотехнологичное производство всех уровней. К примеру, в узле А редуктора Б стоит подшипник № ВВВ. Производитель редуктора начинает искать, откуда взять подшипник. И тогда выясняется, что можно поставить подшипники пр-ва Норвегии, Японии, России, Китая. Китайский проработает в узле с нагрузкой 100 оборотов и развалится, Норвегия и Япония качественные, но слишком дорогие. А российский, отработав треть срока службы загудит, загремит и т.д. Производитель, на вопрос о качестве, заявит: "а что вы хотите? Завод, изготавливавший 30 наименований разного квалитета, сейчас выпускает 300,но одного. Этот подшипник прекрасно отрабатывает срок службы в автомобилях, ну а если кончился раньше времени, так его и поменять 2 часа. А ради вас останавливать и переналаживать производство, так только банкротом станешь". А других заводов уже нет. Вот и не рвётся отечественный производитель заключать контракты, потому что так как хотел заказчик без импорта не получится, а ответственность за объём и сроки поставки на себя придётся взять.
  20. 0
    14 января 2015 19:58
    да,было время-и сам работал на нужды ещё Советского МО-контроль качества был жесточайшим!а всё-же главная проблема-отсутствие приемственности поколений-кадров толковых мало,или почти нету.
  21. +2
    14 января 2015 20:15
    Читал и смеялся - до сих пор суперсекретность жива!
    В 1978 году переходили на АПЛ с Ленинграда на Мурманск.
    Лодка, ка и положено, была в доке, под масксетями и проч.
    В Подпорожье нас запрашивают - На какую высоту поднимать мост (там ЖД-мост с подъёмным пролётом)?
    Ответ Командира: - Больше 22 метров!
    Механик моста: - Больше это сколько? 25-27?
    Командир: - 22 и больше. А больше не могу сказать, секрет!
    Мост подняли на 22 метра. До сих пор картина маслом перед глазами: Чудовище (представляете плавучий док, скрывающий в недрах своих АПЛ) заходит под ЖД-мост и летят антенны, РЛС и всё, что находится выше уровня верхнего мостика!

    Комментарий к тому, что все уже про всё (а кому по роду службу положено - тем более) знают, но, похоже, Правительство до сих пор считает платящий налоги НАРОД дефективным или слабоумным составляющим Государства.
  22. 0
    14 января 2015 20:16
    Но и представители коммерсантов не говорят военным: ребята, у вас — огромный рынок! Мы хотим к вам! Армия — основа государства, мы доверяем вам свои жизни и безопасность — помогите нам попасть к вам. Поставлять на армию нашу высокотехнологичную продукцию — почётно. Помогите нам попасть к вам!
    -----------------------
    Закупки для нужд государства у коммерческих структур потом тщательно проверяются, коммерсанты тоже не всегда хотят попадать под засвет разного рода государственных аудитов...
  23. +1
    14 января 2015 20:16
    Цитата: Abbra
    Толковая статья. Автору - респект.

    Если все по уму создать ,то государственные предприятия оборонки получат сильных частных конкурентов,а посему выиграет в этой борьбе армия ,получая наиболее удачные образцы оружия.Покоробил лишь один момент-допуск частных компаний к военным гос тайнам.Но этот вопрос решаем законодательно.
    Но есть еще один момент.Помимо импортозамещения,думаю полезно было бы и привлекать и поощрять частные российские компании(пример винтовка Орсис) к разработке оружия для российской армии.Это поднимет конкуренцию госпредприятиям и армия при этом только выиграет ,получая лучшее.
  24. +3
    14 января 2015 20:33
    и предложения туманны Да с Украиной попали но разве 23 года это были друзья разве не они резали самолеты сливали амерам секреты гадили везде где могли только после кидалова с 4 блоком ЧАЭС Кучма сказал что штатники обманщики Россия кормила этот пьяный дерибан в надежде на любовь братскую и лишь в 2001 году патриарх Алексий 2 пригрозил Кучме об отзыве слово украинская в канонической Русской церкви в Украине за игры раскола с Вселенским Патриархом. Да Зоря николаевская это не крейсер украина на приколе это технологии и люди. но в Великую войну разве не вывезенные заводы с украины делали победу над гитлеровской объединенной европой Надо цинично красть забирать вывозить что нужно для победы Это не война гражданская - это враг заново стоит у порога нашего дома.
  25. Oganes
    0
    14 января 2015 20:46
    на фото кадиллак на ядерном топливе
    надо переходить на мирный атом полностью)
    1. 0
      14 января 2015 21:33
      Не дай бог на такой в дтп попасть...
  26. +2
    14 января 2015 21:02
    Импортозамещение - как свежий ветер подул. У нас теперь от заказчиков в приемной - не протолкнуться. Удваиваем производство. Набираем персонал. На этих нефтедолларах заказчики было совсем обалдели. Покупали только импортное оборудование, не считаясь с тем, что наше -не хуже, да и о будущих ремонтах и обслуживании "импорта" не задумывались. А теперь в "ногах валяются" - не работает, не можете починить? Можем, конечно. И починим. И свое поставим. И на сопровождение будет поставлено.
  27. +1
    14 января 2015 21:22
    Я уже говорил о том, что мы занимаемся изготовлением инструмента для буровых машин иностранного производства... Но в связи со спадом в строительной отрасли поимели спад на 50%... Обратились к воинам...
    Выкатили нам список на ...цати листах о том что нам нельзя, вообще запрещено и что мы должны (самое веселое - ТОЛЬКО МЫ!!!)короче - прыжок на месте-попытка улететь what
    Вторую неделю думаем голову как с этим быть... как чемодан без ручки - нести тяжело и бросить жалко...
  28. +1
    14 января 2015 21:38
    Сколько у нас врагов народа, которые работают против страны вы можете их найти на гайдаровском форуме. Первый среди них был сам Гайдар,покойник -ни дна ему не покрышки. Это те самые люди, которые уничтожали Советскую промышленность, это те самые люди, которые уничтожали науку,а теперь что у них на уме. Вопрос : Кто их туда назначил, кто их рекомендовал, какие деньги они получают и за что. Что то Народного фронта не видно, они только возмущаются про сауну в депутаткой думе, роскошными апартаментами, роскошными автомобилями избранников и назначенцев. Но никто из них не озвучивает истинно изменнические решения по уничтожению нашего промышленного и научного наследия. Нет защитников в нашем отечестве.
  29. 0
    14 января 2015 21:39
    Отличная статья. Сам тружусь в сфере ВПК и последний год занимался вопросами развития вооружения и техники на ближайшие 10 лет, поэтому с проблемой знаком не понаслышке.
  30. 0
    14 января 2015 21:54
    Пример огонь! Сам с подобным столкнулся, хоть об стенку головой бейся, но слова не вытянешь ни с той ни с другой стороны. Очень мало предприятий сейчас хотят работать с военной приемкой - гемор.роя много.
  31. 0
    14 января 2015 22:38
    УралМаш. Флагман тяжелого машиностроения, без чего невозможен прогресс ни в одной отрасли, в том числе и военной. Уже много лет не работает, что можно-разворовано, что нельзя сдано в аренду корпорациям "купи-продай", под склады. Ничего не делается, даже после урапатритических призывов "поднимать отечественное"...ничего....
  32. 0
    14 января 2015 22:42
    Вот когда я увижу, что УЗТМ начали возрождать (а еще возможно) - тогда и поверю сладким песням правительства об импортозамещении, развитии промышленности, необходимости в квалифицированных кадрах и прочее..А пока, не ипите мну мозги.
  33. 0
    14 января 2015 22:54
    У нас целый Рогозин есть, что бы специально именно эти вопросы решать - налаживать работу ВПК после разгрома. Заместитель Медведева, практически новый Устинов и по должности и по смыслу. Интересно чем он занят, если ситуация в таком положении.
  34. +1
    14 января 2015 23:13
    У меня своя производственная фирма.и скажу как есть проблема изнутри.
    надо сказать, что когда я открывался 2,5 года назад у нас был 1 сотрудник и 1 станок за 400тыс. и уже тогда к нам пришли первые военные.
    1. есть организации - гиганты, обычно государственные. например "штурмовики сухого". они инертны, они долго принимают решения. они ждали деталь с завода больше года, у нас сделали за 2 дня. все им понравилось, но сказали у вас нет того, того , того. мы заказали у вас временно, потому как самолет нужно сдавать, а потом заменим эту деталь на деталь с того завода. Итог - работать не возможно.
    2. есть нормальные организации, которые появились уже после распада сов. союза. вот с ними отлично работать. все вопросы, проблемы, согласования решается обычно в течении дня. Итог низкая цена для заказчика, быстрое исполнения заказа.

    Вывод. Предприятия - гиганты слишком спокойно сидят, знают что финансирование придет в любом случае, а подрядчики с которыми они работают еще со времен советского союза сделают. И ничего больше для них не нужно. Необходимо отдавать заказы коммерческим организациям.

    На мой взгляд необходимо ввести гос тендеры по изготовлению деталей для организаций первого типа, далее детали отправляются на завод заказчик и на самом заводе производить окончательную сборку. Это позволит существенно сократить стоимость и сроки(полагаю в 2-3раза)
  35. 0
    14 января 2015 23:22
    Хорош ныть. Летом 41 тоже было понятно что не сахар и пока на чужой территории никто не воюет. Но потомпочему то нашлись таланты и гении и силы и все ковалась победа. Да,тяжелой ценой но и против нас работала промышленность Европы. Пора исключить комерсов из оборон заказов. Этим должны заниматься госпредприятия. Специалистов должны готовить Вузы. Должна быть проведена пропаганда из серии типа сидят выпускники школы и один говорит я вот менеджером стану а второй я юристом а я директором и только один говорит а я буду корабли для ВМФ России проектировать. Вот что надо прививать с детства любовь к Родине. А так конечно все хотят айфон бентли и быть участником телешоу или смотреть дом2, последнее я вообще бы закрыл и запретил к трансляции.
    1. 0
      14 января 2015 23:49
      Сравнил laughing Тогда у СССР с промышленностью все нормально было. Были и знающие свое дело наркомы. Да и воровства наверху не было как такового. Сравни руководителей промышленности эпохи Сталина и нынешними юристами и менеджерами.
  36. 0
    15 января 2015 00:47
    Почему не разрешить всем (ну кто умеет и хочет конечно) делать и строить всё что хотят? Мотоциклы, машины, вертолёты и самолёты, танки и пулемёты, да хоть космические корабли если смогут конечно и за свой счёт. Уверен, среди сотен бесполезных изделий наверняка появятся весьма интересные и серьёзные вещи и изобретения! Это не альтернатива государственному ВПК, это не стандартный взгляд на проблемы и темы. И думаю что кое кого подстегнет в стремление к совершенству.
    Предлагаю посмотреть видио. Нужен или не нужен, не это важно. Важно, что мужики в гараже забабахали вертокрыл ... https://yandex.ru/video/search?filmId=hqDNlt3cUXI&
    1. 0
      15 января 2015 07:15
      Разрешить, конечно, можно. Но есть разница, создать разовый шедевр из того, что накопилось в гараже и разработать изделие с учетом всех требований и норм. Один, понимающий что он делает и как, сконструирует и рассчитает вертокрыл, проварит аргоном, а другой в соседнем гараже из китайской болгарки и полумертвой бензопилы соберет на изоленте дешевый аналог, на котором ладно если только сам угробится, не убив никого. Нам кроме кулибиных из гаража нужны настоящие специалисты, нужны производства, которые могут изготавливать не что получится, а что нужно, причем не уникальные образцы, а серийно.
  37. 0
    15 января 2015 01:35
    Цитата: номер 17
    Хорош ныть. Летом 41 тоже было понятно что не сахар и пока на чужой территории никто не воюет. Но потомпочему то нашлись таланты и гении и силы и все ковалась победа. Да,тяжелой ценой но и против нас работала промышленность Европы. Пора исключить комерсов из оборон заказов. Этим должны заниматься госпредприятия. Специалистов должны готовить Вузы. Должна быть проведена пропаганда из серии типа сидят выпускники школы и один говорит я вот менеджером стану а второй я юристом а я директором и только один говорит а я буду корабли для ВМФ России проектировать. Вот что надо прививать с детства любовь к Родине. А так конечно все хотят айфон бентли и быть участником телешоу или смотреть дом2, последнее я вообще бы закрыл и запретил к трансляции.

    Назад в будущее?
  38. 0
    15 января 2015 08:55
    [quote=MaxWRX]У меня своя производственная фирма.и скажу как есть проблема изнутри.
    надо сказать, что когда я открывался 2,5 года назад у нас был 1 сотрудник и 1 станок за 400тыс. и уже тогда к нам пришли первые военные.
    1. есть организации - гиганты, обычно государственные. например "штурмовики сухого". они инертны, они долго принимают решения. они ждали деталь с завода больше года, у нас сделали за 2 дня. все им понравилось, но сказали у вас нет того, того , того. мы заказали у вас временно, потому как самолет нужно сдавать, а потом заменим эту деталь на деталь с того завода. Итог - работать не возможно.
    2. есть нормальные организации, которые появились уже после распада сов. союза. вот с ними отлично работать. все вопросы, проблемы, согласования решается обычно в течении дня. Итог низкая цена для заказчика, быстрое исполнения заказа.

    Вывод. Предприятия - гиганты слишком спокойно сидят, знают что финансирование придет в любом случае, а подрядчики с которыми они работают еще со времен советского союза сделают. И ничего больше для них не нужно. Необходимо отдавать заказы коммерческим организациям.

    На мой взгляд необходимо ввести гос тендеры по изготовлению деталей для организаций первого типа, далее детали отправляются на завод заказчик и на самом заводе производить окончательную сборку. Это позволит существенно сократить стоимость и сроки(полагаю в 2-3раза)[/

    Статья отличная!
    Я тоже в теме работы с гос. Заказчиками. "Очень нравится" когда тендер пишится под заказчика с требованием поставить очень большую номенклатуру изделий и всё единым не делимым контрактом.
    Сразу после заключения гос. Контракта перечислить госудаоству 30% от стоимости контракта в качестве обеспечения контракта ну или купить банковскую гарантию. Если простым языком то ты еще даже не преступил к выполнению контракта, а уже несешь большие расходы.
    Ну и горантирована через год два проверка от счетной полаты с тупыми вопросам.
    Так что 100 раз подумаешь прежде чем браться за работу. А главное качество твоей продукции никого не волнует.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»