Выжить и остаться человеком

30
Выжить и остаться человеком


Фронтовой и окопный быт Великой войны

На старых фото, кадрах кинохроники и даже во многих воспоминаниях война овеяна некоторой романтикой, и даже в полевых условиях выглядит соответственно опасной, но героической обстановке — ладная форма, шашки, винтовки, погоны… Изнанку «великого подвига» пропаганда обычно впечатлительным обывателям не показывала. А это не только ранения и смерти, но и поистине чудовищные и совсем негероические условия быта: антисанитария и грязь, эпидемии и мучительные «окопные» болезни, разрушение нормальных представлений о взаимном уважении, честном труде, уюте, здоровом образе жизни. Выражение «в окопах вшей кормить» стало после Первой Мировой крылатым. Но оно лишь отдаленно соответствовало тому, что на самом деле ждало вчерашних крестьян, рабочих и интеллигентов на фронте, где нередко живые завидовали мертвым. И даже выжившим потом трудно было сохранить человеческий облик.

Землянка наша в три наката

Солдатская жизнь в той же российской армии и в мирное время была «не сахар». Даже непритязательные призывники из крестьян жаловались не только на жестокость муштры, но и на тяжесть существования. Вот как описывает солдатский быт белгородский историк Ярослав Валяев: «Казармы состояли из нескольких деревянных нар, количество ярусов которых зависело от высоты помещения. Как правило, матрацем служили соломенные маты, роль подушки играл вещевой мешок, одеяло — шинель, постельное белье не выдавалось. Нары чистотой не отличались и кишели насекомыми. Поскольку ночью из спального помещения никого не выпускали, то для отправления естественных надобностей рядом с нарами ставили деревянную бочку — «парашу». Каждое утром дневальные выносили ее из казармы. В несколько лучших условиях находились унтер-офицеры постоянного состава, которые жили в отдельных помещениях».


Русские окопы в районе Якобштадта, 1917 год. Фото: Imperial War Museums


И это — в то счастливое мирное время, когда армия была относительно невелика, а казармы не переполнены. В суровых же условиях военного времени солдат как селедками бочку набивали на нары в 3, а то и 4 яруса. Именно так, к примеру, произошло в Петрограде в начале 1917 года, когда в страхе перед уличными беспорядками царь сгонял в столицу все новые и новые «штыки». Историк Ричард Пайпс писал: «В некоторых резервных ротах было более 1000 солдат, а встречались батальоны по 12-15 тысяч человек. В общей сложности 160 тысяч солдат были втиснуты в казармы, рассчитанные на 20 тысяч». И это — на фоне лютых морозов до -43◦, когда, даже будь дозволение командования — по улице особо не погуляешь. Не мудрено, что в итоге эти солдаты отказались защищать царя-батюшку и поддержали беспорядки, переросшие в Февральскую революцию.

Но даже петроградская казарма января-февраля 1917 года кажется настоящим раем перед жестокими реалиями фронтового быта. Тут солдаты, как правило, жили в примитивнейших землянках — небольших ямах, на скорую руку прикрытых досками. Вместо постели — сырая солома, вместо подушки — тот же вещмешок или собственный сапог, освещение — спичка да лучина, отопление — собственное дыхание. Туалет — специально выкопанный «тупик», отходящий в тыл от оборонительной траншеи. Копать все это приходилось, в основном, по ночам, чтобы не «застукал» противник. А если днем — то часто под огнем и в лежачем положении. Короткий и беспокойный солдатский сон в землянках тревожили расплодившиеся в окопах крысы. Они питались трупами убитых, но не гнушались обгрызть и хлеб из солдатских пайков, а могли покусать и самих солдат. Все ветераны «империалистической войны» потом говорили, что больше всего на фронте им хотелось просто по-человечески выспаться.

«Война выработала привычку спать при всяком шуме, вплоть до грохота ближайших батарей, и в то же время научила моментально вскакивать от самого тихого непосредственного обращения к себе», — вспоминал участник Первой мировой, полковник Геннадий Чемоданов.


Канадские солдаты спят в окопе, 1918 год. Фото: Imperial War Museums


Если войска были «на марше», отступали или наступали, в самом лучшем случае солдат могли разместить на постой по крестьянским избам или даже в каком-нибудь брошенном поместье, сарае, складе. Если таких «объектов» поблизости не было, и не было времени ставить палатки (а то и самих палаток), солдат располагали прямо в чистом поле возле костров.

Лишь с осени 1915 года, когда и на Восточном «русском» фронте война приняла позиционный характер (до мая 1915 русские войска почти все время наступали, а потом, наоборот, отступали), появилось время оборудовать более-менее сносные блиндажи позади хитросплетений оборонительных линий и ходов сообщений.

Будущий советский маршал Александр Василевский в годы Первой мировой служил прапорщиком в 409-м Новохоперском полку и вспоминал о жизни на фронте неподалеку от города Хотин (нынешняя Черновицкая область Украины): «Русские окопы производили жалкое впечатление. Это были обыкновенные канавы, вместо брустверов хаотично набросанная по обе стороны земля без элементарной маскировки по ней, почти без бойниц и козырьков. Для житья были отрыты землянки на два-три человека, с печуркой и отверстием для входа, а вернее — для вползания в них. Отверстие закрывалось полотнищем палатки. Укрытия от артиллерийского и минометного огня отсутствовали. Примитивны были и искусственные препятствия. Там, где австро-венгерские окопы приближались к русским на расстояние до 100 и менее метров, солдаты считали их полевые заграждения как бы и своими».

«Хорошо живут, черти!»

Блиндажи и в конце 1915 года были редкостью, хотя блиндаж — по сути, обычная изба, но закопанная в землю: бревенчатые стены, посередине примитивная печь (иногда всего из нескольких кирпичей). Впрочем, дым от печей из блиндажей и землянок служил хорошим ориентиром для вражеской артиллерии и снаряды запросто разносили перекрытия блиндажей в щепки, заживо хороня их обитателей. Поэтому на хорошо просматриваемых пространствах вблизи линии фронта печей в солдатских «норах» вообще не оборудовали, бойцам по-прежнему оставалось согреваться собственным дыханием.


Русские солдаты чистят свою одежду. Фото: РИА Новости


Чтобы солдаты сохраняли боеспособность, их периодически меняли — в русской армии передовые части обычно каждые 12 дней отводили в ближний тыл на 6-дневный отдых. Тут для них были выстроены бараки, условия в которых более-менее напоминали казарменные. Рядом была баня, где солдаты мылись и меняли белье, стирали вещи. На отдыхе солдаты лечили простуду, отсыпались и отъедались, даже худо-бедно расслаблялись (основным развлечением были игры в карты и хоровое пение, у грамотных — чтение). Полковые священники — в русской армии их служило более 5 000 — устраивали молебны.

В своей диссертации Ярослав Валяев отмечает: «Командование пыталось также организовать солдатский досуг на фронте: солдатам демонстрировали кино, организовывали самодеятельные театры. Но времени для отдыха было немного».

Офицеры, находясь в «ближнем тылу», жили по-человечески: на казенной квартире или могли даже снять частную, а у кого хватало денег, помимо денщика могли нанять и разнообразную прислугу.

Противостоявшие русским немцы и австрийцы налаживали фронтовой быт с немецкой основательностью. Например, их бараки в ближнем тылу были оборудованы не «парашами» а специальными уборными. Были даже переносные туалеты, прообразы современных дачных биотуалетов — этакие ящики с ручками, которые можно было оттащить, например, на середину цветущего луга, как это описано у Ремарка. Что же касается окопов, то, к примеру, газета «Русское слово» от 20 июля 1916 года приводила такой рассказ одного из фронтовиков: «Я оглянул взятый окоп и глазам не верю. Неужели мы взяли эти укрепления? Ведь это же не окоп, — это настоящая крепость. Все — железо, бетон. Понятно, что сидя за такими твердынями, австрийцы считали себя в полной безопасности. Жили в окопах не по-домашнему лишь, а по-семейному. В десятках окопов, по занятии их, мы находили в каждом офицерском отделении много дамских зонтиков, шляп, нарядных модных пальто и накидок. В одном полковом штабе взяли полковника с женою и детьми».


Тушки убитых крыс. Фото: wereldoorlog1418.nl


Будущий маршал Василевский так говорил об оборонительных позициях врага: «Были оборудованы гораздо лучше — добротные блиндажи, окопы укреплены матами из хвороста, на некоторых участках укрытия от непогоды. Российские солдаты, к сожалению, таких условий не имели. От дождя, снега, заморозков они спасались под своей шинелью. В ней и спали, подстелив под себя одну полу и накрывшись другой». А вот как рассказывал про немецкий быт на фронте сбежавший из плена некий рядовой Василисков: «Бяда, хорошо живут черти. Окопы у них бетонные, как в горницах: чисто, тепло, светло. Пишша — что тебе в ресторантах. У каждого солдата своя миска, две тарелки, серебряная ложка, вилка, нож. Во флягах дорогие вина...»

Впрочем, и австрийское, и немецкое общество оставалось в те годы тоже во многом сословным. Описанные «маленькие радости» окопной жизни, как пишет историк Елена Сенявская, доставались в первую очередь высшим офицерам, потом низшим, потом унтер-офицерам и лишь в самой меньшей степени — солдатам. Русская разведка, сообщая о плохом снабжении австрийских солдат, подчеркивала: «Офицеры были в изобилии снабжены консервами и даже вином. Когда на привале они начинали пиршествовать, запивая еду шампанским, голодные солдаты приближались к ним и жадно смотрели, когда же кто-нибудь из них просил дать хоть кусочек хлеба, офицеры отгоняли их ударами сабель». (Подробнее о солдатских пайках на фронтах Первой мировой читайте в отдельном материале «Русской планеты»)

А вот для сравнения воспоминание о жизни во французских окопах на Западном фронте, оставленное писателем Анри Барбюсом: «Обозначаются длинные извилистые рвы, где сгущается осадок ночи. Это окопы. Дно устлано слоем грязи, от которой при каждом движении приходится с хлюпаньем отдирать ноги; вокруг каждого убежища скверно пахнет мочой. Если наклониться к боковым норам, они тоже смердят, как зловонные рты. Из этих горизонтальных колодцев вылезают тени; движутся чудовищными бесформенными громадами, словно какие-то медведи топчутся и рычат. Это мы».

Так что, для большинства солдат Великой войны жизнь на фронте принципиально мало отличалась от быта нынешних бродяг и бомжей. Немудрено, что они страдали и гибли не только от пуль, штыков, снарядов и отравляющих газов, но и от инфекционных и других окопных болезней.

Окопная лихорадка и траншейная стопа

«Войска долгими месяцами пребывали в одних окопах и землянках, которые вместе с людьми обживали и насекомые-паразиты, — пишет Елена Сенявская, ссылаясь на воспоминания участника войны Арамилева. — Все помешались на неожиданной атаке. Ее ждут с часу на час. И поэтому неделями нельзя ни раздеваться, ни разуваться. В геометрической прогрессии размножаются вши... Некоторые стрелки не обращают на вшей внимания. Вши безмятежно пасутся у них на поверхности шинели и гимнастерки, в бороде, в бровях. Другие, — я в том числе, — ежедневно устраивают ловлю и избиение вшей. Но это не помогает».


Немецкие солдаты у винной бочки, 1915 год. Фото: Imperial War Museums


В результате настоящим «бичом» Первой мировой стал сыпной тиф, разносимый вшами. Эпидемии тифа нередко косили солдат даже в больших количествах, чем вражеские пули, а потом перекидывались и на гражданское население. Так было, например, в Сербии в 1915 году и в погрузившейся в разруху после революции 1917 года России. Тифом болели и славившиеся своей чистоплотностью немцы, несмотря на появившиеся в войсках специальные дезинфекционные котлы-вошебойки, где одежду обдавали раскаленным паром. Многие солдаты отказывались сдавать на обработку свои вещи, опасаясь их порчи, и во время отпусков приносили тиф из окопов домой. К 1919 году до 16% всего населения Германии переболело сыпным тифом.

На фронтах, проходивших по территории теплых стран, страдали от малярии — в 1916 году только на Салоникском фронте потери войск союзников по Антанте от этой болезни составили более 80 000 солдат, большинство из которых пришлось эвакуировать, а часть умерли.

Но помимо этих были и другие «профессиональные» болезни солдат Первой Мировой, хоть и не уносившие сразу в могилу, но крайне мучительные. Например, так называемый «синдром траншейной стопы», описанный медиками именно в 1914-1918 годах.

Врачи отметили, что после долгого пребывания в сырых траншеях (после затяжных осенних дождей и в весеннюю распутицу на их дне неделями стояла вода по колено) или после долгих переходов в холодное время у солдат, обутых в узкие сапоги, развивалось особое поражение ног. Вначале начиналось болезненное онемение, отечность, покраснение кожи стоп, потом наблюдались кровавые пузыри, воспаление суставов и даже омертвение глубоких тканей, чреватое развитием гангрены. Сегодня «синдром траншейной стопы» (его можно увидеть у просящих подаяния бомжей, которые выставляют напоказ свои искалеченные ноги) считают одной из разновидностей обморожения, развивающегося при сырости даже при температурах выше 0 градусов.

Для борьбы с сыростью в окопах англичане и французы на Западном фронте и немцы, на всех фронтах, активно использовали насосы, откачивавшие воду (правда, до тех пор, пока осколки или пули не выводил их из строя). Но у русских такой сложной по тем временам техники (как и протянутых на фронт водопроводов с чистой водой вместо пропитанной испражнениями и трупным ядом) было мало.

Еще одна «спутница» солдатского быта — так называемая «Волынская» или «Окопная лихорадка», впервые описанная в окопах на Волыни в 1915 году, но мучившая солдат и на Западном фронте (в частности, этой болезнью переболел автор «Властелина колец» Джон Толкиен). Как и тиф, окопную лихорадку разносили вши. И хотя солдаты от нее не умирали, но мучились до двух месяцев от тяжелых болей по всему телу, включая глазные яблоки.

Психическая травма

Вид каждодневных смертей и чудовищных ран, трупов, разлагавшихся на «нейтральной полосе», торчащих из земли оторванных рук и ног, пребывание посреди крыс, вшей и экскрементов на фоне грохота артиллерии и облаков отравляющих газов — все это приводило и к широкому распространению психических расстройств. Увидеть в траншее солдата, который то рыдает, то впадает в оцепенение, то истерически смеется, было несложно: «снарядный шок» или так называемая «боевая психическая травма» тоже была впервые описана именно в годы Первой мировой.

Вначале командиры считали «впадающих в ступор» солдат симулянтами и трусами, но постепенно убедились, что на них действительно не действуют уговоры, угрозы, пощечины и тумаки. Бывало даже, что у них отказывали слух, зрение, речь.


Братание немецких и английских солдат в Рождество, 24 декабря 1914 года. Фото: Imperial War Museums


Надо отдать должное, в царской России понимали, что какое-то (и, судя по размерам мобилизуемой армии, немалое) количество солдат сойдет от увиденного с ума. Уже 7 августа 1914 года МВД разослало циркуляр губернаторам с просьбой подготовить все психиатрические лечебницы и палаты к приему новых пациентов и максимально разгрузить их от неопасных «штатских» сумасшедших. Но уже к 1915 году психушки России были забиты под завязку и пришлось открывать новые больницы. К середине войны количество душевнобольных достигло 50 тысяч человек — «сходил с ума» почти каждый сотый солдат или офицер, и только с ярко выраженным диагнозом.

Развитию стресса у русских солдат способствовала и невозможность снять его традиционным методом — с началом войны в стране был введен «сухой закон» (примечательно, что в германской и французских армиях алкоголь солдатам на фронте выделяли весьма щедро). Поэтому при первой возможности добыть спиртное военные устраивали настоящие оргии. Публицист и психиатр Лев Войтоловский, заведовавший во время войны военно-полевым госпиталем, описывает душераздирающую картину, увиденную им в дни «Великого отступления» летом 1915 года в Полесье: «Варынки, Васюки, Гарасюки... В воздухе пахнет сивушным маслом и спиртом. Кругом винокуренные заводы. Миллионами ведер водку выпускают в пруды и канавы. Солдаты черпают из канав эту грязную жижу и фильтруют ее на масках противогазов. Или, припав к грязной луже, пьют до озверения, до смерти... Во многих местах достаточно сделать ямку, копнуть каблуком в песке, чтобы она наполнилась спиртом. Пьяные полки и дивизии превращаются в банды мародеров и на всем пути устраивают грабежи и погромы. Пьянствуют все — от солдата до штабного генерала. Офицерам спирт отпускают целыми ведрами».

Прекрасно зная проблемы русских, немцы нередко устраивали провокации — известны случаи, когда они подбрасывали к русским позициям бутылки с отравленным спиртным и «дешево, надежно и практично» вымаривали целые роты.

Другим известным с древности способом «снятия стресса» на войне был секс. Но если предусмотрительные немцы подтягивали к фронту специальные передвижные бордели с проститутками — так называемые «Дома радости», то русским и тут было сложнее. Немудрено, что резко возросло и количество венерических заболеваний. Количество переболевших «срамными» болезнями в годы войны в России оценивают в 3,6 миллиона мужчин и 2,1 миллиона женщин. (Подробнее о проституции на войне в отдельном материале «Русской планеты»)

Оставаться людьми

Остается лишь удивляться, что окопный ад не всех свел с ума. Уже через пять месяцев после романтического ура-патриотического угара, сопровождавшего начало войны, на Западном фронте произошло удивительное событие.

В канун сочельника 24 декабря 1914 года родные и близкие солдат хотели их порадовать. И немцы, и французы с британцами получили от родных множество посылок, в которых кроме теплой одежды, лекарств и писем, была праздничная еда и даже еловые ветви, игрушки и гирлянды.

Еще за неделю до Рождества часть английских и германских солдат начали обмениваться рождественскими поздравлениями и петь друг другу песни через колючую проволоку «нейтральной полосы». Немцы кричали на ломаном английском: «A happy Christmas to you, Englishmen!» («Счастливого Рождества вам, англичане!»). Те в ответ отвечали: «И вам того же, фрицы, только не объешьтесь колбасой!».


Рождество в землянке, 1916 год. Фото: Российское Военно-историческое Общество


24 декабря над линией фронта вдруг установилась тишина. Немцы начали украшать свои окопы еловыми ветвями, а когда запели рождественские гимны — британская пехота ответила им пением английских.

Грэхэм Вильямс, стрелок британского пехотного полка позднее вспоминал: «Я стоял на стрелковой ступени окопа, глядя на немецкую линию обороны, и думал о том, как разительно отличается этот Святой вечер от тех, что были у меня прежде. Вдруг вдоль бруствера немецких окопов то там, то здесь стали появляться огни, которые, по всей видимости, давали свечи, зажженные на рождественских елках; свечки горели ровно и ярко в тихом и морозном вечернем воздухе. Другие часовые, которые, конечно же, увидели то же самое, бросились будить тех, кто спал, с воплем: «Глянь только, что творится!». И в этом момент противник начал петь «Stille Nacht, Heilige Nacht» («Тихая ночь, Святая ночь»).

Они закончили петь свой гимн, и мы думали, что мы должны как-то ответствовать что ли. И мы пели псалм «First Nowell», и когда мы, в свою очередь, окончили петь, с немецкой стороны раздались дружные аплодисменты, за которыми грянул еще один любимый ими рождественский мотив — «O Tannenbaum»».

Вскоре немцы вылезли из окопов и начали подавать световые сигналы. Британский командир перепугался, что это хитроумная ловушка, приказал открыть огонь. Но немцы не ответили стрельбой и начали приближаться к противникам, демонстрируя что у них нет оружия. Началось стихийное братание: те, кто еще вчера по приказу своих начальников самыми зверскими способами убивал друг друга, вступили в беседы, начали обмениваться сигаретами и едой из дома. Оказалось, что в царстве вшей и крыс люди просто истосковались по нормальному человеческому общению.

В отсутствии генералов, праздновавших Рождество в домашнем уюте, оставшиеся на фронте офицеры закрыли глаза на неожиданное перемирие. К утру уже все окопы казались покинутыми и заброшенными: солдаты противоборствующих армий сотнями стояли на разделительной полосе, вместе ели, пили, играли в футбол.

Похожие истории имели место уже в 1914 году и на Восточном фронте, хотя у русских Рождество по календарю расходилось с общеевропейским. В районе города Сохачева немецкие рождественские песнопения в окопах неожиданно поддержали поляки (они служили в обеих армиях — и в немецкой, и в русской). Но вскоре братание охватило и 249-й Дунайский полк, 235-й Белебевский, а потом и другие. Около трех десятков солдат 301-го Бобруйского полка приняли приглашение немцев посетить их окопы и, оставив свои позиции, пошли к «фрицам». Во время братания состоялось состязания по пению, солдаты менялись хлебом, папиросами, спиртными напитками, шоколадом.

К 1918 году братания и прочее общение солдат противоборствующих армий стало уже почти повсеместным явлением, особенно на окончательно «разложившемся» Восточном фронте. Здесь солдаты уже не просто общались друг с другом и обменивались сувенирами, а организовали настоящую взаимовыгодную торговлю. Русские поставляли оголодавшим на скудных пайках немцам продукты питания в обмен на всякие технические «диковинки» типа зажигалок, качественных ножей и на шнапс.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    24 января 2015 06:49
    Все верно, самое трудное остаться человеком.
    1. -6
      24 января 2015 09:41
      Это да, но статья насквозь пропитана: в России (в Первую мировую) все было.... плохо (не буду выражаться).
      Концовка же вообще
      Русские поставляли оголодавшим на скудных пайках немцам продукты питания в обмен на всякие технические «диковинки» типа зажигалок, качественных ножей и на шнапс.
      русских подлецами выставила. Хватит негатива про нашу Родину. С этим надо что-то делать!!!!
      1. +5
        24 января 2015 12:09
        А что нужно писать? Что ПМВ была настоящим праздником жизни, и все шли на нее с радостью умирать непонятно за что??? Кстати, самые известные произведения о ПМВ - Ремарка, Барбюса, Олдингтона, Хемингуэя, Гашека, Л.-Ф. Селина носят как раз антивоенный характер, где показана вся бессмысленность той войны.
        1. 0
          28 января 2015 18:42
          Цитата: Rastas
          А что нужно писать? Что ПМВ была настоящим праздником жизни, и все шли на нее с радостью умирать непонятно за что??? Кстати, самые известные произведения о ПМВ - Ремарка, Барбюса, Олдингтона, Хемингуэя, Гашека, Л.-Ф. Селина носят как раз антивоенный характер, где показана вся бессмысленность той войны.


          Да я и не заявляю, что война праздник жизни, но после прочтения данной статьи возникло такое чувство, что проблемы были только у России, причем по всем направлениям какие могут быть, начиная от снабжения вплоть до венерических заболеваний,
          (да и еще раз повторюсь разве это не оценка русских солдат:
          Русские поставляли оголодавшим на скудных пайках немцам продукты питания в обмен на всякие технические «диковинки» типа зажигалок, качественных ножей и на шнапс
          как людей, которые наживались на бедах войны).

          в отличие от тех же немцев или австрийцев. Не буду вырывать цитаты, если хотите еще раз внимательно прочитайте статью.
          Та война была использована некоторыми личностями для раскачивания внутренних волнений и распада России, вот что важно. Уже не раз писалось, что не хватает объективных оценок и достойного внимания тем событиям, что они незаслуженно забыты, те оценки и описания времен позднего СССР были скудные, в основном негативные, как раз по причине того, что из этой войны сделали отрицательный образ существующей в то время власти Российской империи.
      2. +1
        25 января 2015 16:58
        О чем же еще писать. Русским как и немцам война к тому времени уже надоела до смерти (прошу извинить за столь фигуральное сравнение, не надо читать его буквально). К том же не следует недооценивать подрывную деятельность агитаторов в окопах обоих воюющих сторон (причем не следует переоценивать роль большевиков, т.к. большинство агитаторов, разлагавших русскую амрию, принадлежали к тем партиям, которые и спровоцировали Февральскую буржуазную революцию и затем создали Временное правительство). К тому же русские солдаты, благодаря "гениальности" своих "полководцев" и царя имели еще больше причин ненавидеть войну и желание вернуться домой. Подлецами были не русские солдаты, которые братались с немцами, подлецами были их командиры и правители страны, которым было плевать на "серую скотинку", которые не могли навести элементарный порядок в тылу (казнокрады, воры-снабженцы - земгусары и т.п.). У России, а тем более ее солдат, которым пришлось воевать большей частью не на исконно российской территории (Галиция, Польша, Прибалтика, Франция, Салоники и т.д.) в этой не нужной войне не было цели, которая была осязаемой и объединяла народ. Не считать же таковой лозунг - За веру, царя и Отечество! Тем более что для простого русского крестьянина или рабочего, одетого в солдатскую шинель не была очевидной опасность для Отечества, до царя же как известно далеко, а до Бога высоко. В этом кардинальное отличие Первой мировой войны (которую пытались придать образ Второй Отечественной (имея в виду Первую Отечественную войнц 1812 года) от Великой Отечественной Войны, в которой невозможно себе и представить братание советских бойцов и солдат Верхмахта и тем более СС. Потому что в эту войну для нас была цель выжить и победить, а в Первую мировую такой цели и близко не было.
        Честь имею.
  2. itr
    +1
    24 января 2015 07:19
    Все войны одинаково начинаются парады митинги
    А концовка для всех одна
    1. 0
      24 января 2015 08:24
      Цитата: itr
      Все войны одинаково начинаются парады митинги
      А концовка для всех одна

      И концовка у всех одна - парады, митинги ...
    2. +1
      24 января 2015 10:13
      нет у войны начала и нет у войны конца.
      только мёртвые увидят конец войны.
  3. +15
    24 января 2015 07:28
    Да право слово когда я смотрел на весь этот аутсоринг, внедрявшийся в нашей армии, постоянно ловил себя на мысли: "Эти нарядные девочки и мордатые повара, за нами и в окопы полезут?" И ещё больше скажу вот все постоянно твердят: Дедовщина, хозработы вместо боевой подготовки. Да это та же подготовка! Уметь не только подшиваться и выполнять грязную (и даже бессмысленую на первый взгляд)работу, но так же "шарить" и "косить", это неотъемлемая часть армейской жизни. В одном из писем немецкого солдата с фронта маме, после долгих жалоб на тяготы быта, он вдруг как бы беспричинно вспомнил про советских солдат и отметил: Мама они и в темноте видят лучше и болеют реже. И знаешь, они почти все из деревень! В заключение хотелось бы вспомнить отрывок из поэмы Василий Теркин, а именно то место где он пробирается из окружения и набредает на избушку со стариком и старухой. А дед то в Первую воевал! И вот под самогончик начинается разговор кто из них достоин звания солдат.
    - Эти штуки в жизни нашей, -
    Дед расхвастался, - пустяк!
    Нам осколки даже в каше
    Попадались. Точно так.
    Попадет, откинешь ложкой,
    А в тебя - так и мертвец.
    - Но не знали вы бомбежки,
    Я скажу тебе, отец.

    - Это верно, тут наука,
    Тут напротив не попрешь.
    А скажи, простая штука
    Есть у вас?
    - Какая?
    - Вошь.

    И, макая в сало коркой,
    Продолжая ровно есть,
    Улыбнулся вроде Теркин
    И сказал
    - Частично есть...

    - Значит, есть? Тогда ты - воин,
    Рассуждать со мной достоин.
    Ты - солдат, хотя и млад,
    А солдат солдату - брат.
  4. 0
    24 января 2015 08:29
    с Дона.
    На протяжении всей истории русский солдат считался :Мясом:(за редким исключением-Суворов,Рокоссовский).И оставаться человеком,когда ты не нужен командирам,Бытовые условия,питание,архисложно!Но,НО,на протяжении всей истории,не смотря ни на что,все наши враги были биты.К сожалению,всегда первым погибал храбрый,патриот,выбивался лучший генофонд нации.И не только во время боевых действий.Вспомним истребление 2 млн.казаков,хозяевов,рабоче-крестьянским :союзом:,мать их ити!
    1. +2
      24 января 2015 10:26
      можно спорить, но толку? сколько людей, столько мнений.
      только где то я уже слышал такие и подобные речи.
      слушай, а ты из своей речи слово "русский" убери, вообще оригинально получится.
      1. +2
        24 января 2015 10:51
        лучше вспомнить своих предков, не поливая их при этом грязью.
    2. +4
      24 января 2015 12:24
      borisjdin1957"На протяжении всей истории русский солдат считался :Мясом:(за редким исключением-Суворов,Рокоссовский)".
      Слишком громкое я бы сказал заявление.))) А может беконом или шашлыком? А редкое исключение это кто?)))А в это исключение входят: Багратион, Кутузов, Барклай де Толли? Все генералы Отечественной войны 1812 включая Платова? Точно...))) Паскевич вместе с Дибичем солдат за мясо держали.))) Нахимов, Истомин, Хрулев. Блин...Скобелев точно к солдатам как к мясу относился. Долго перечислять, может проще посчитать тех кто наших солдат не ценил? Не люблю подобных обобщений в 90-е наелся "одной винтовкой на пятерых" и "трупами завалили". Может не будем бросаться мясом и винтовками?))))
      1. 0
        24 января 2015 21:36
        Прям обрубил..)))
  5. mehmeh
    +5
    24 января 2015 09:20
    На западном фронте без перемен прочитайте потом трындите про то как немцы отлично снабжались . особенно питались как .
    А солдат он в любой армии тяготы и лишения терпит . даже если ему их не создавать .
    Это. В уставе написано .не написано только то что бытовые трудности это. Вина офицеров . ну не должен солдат искать где пожрать и как. Бы помытся
  6. +5
    24 января 2015 09:57
    мы в Чечне первым делом ставили палатку а вторым строили баню.уверяю что 1.5 литровой бутылкой можно качественно помыться целиком.с мылом!
    1. 0
      24 января 2015 10:26
      Цитата: leonardo_1971
      мы в Чечне первым делом ставили палатку а вторым строили баню.уверяю что 1.5 литровой бутылкой можно качественно помыться целиком.с мылом!

      У немцев вошебойки были на базе их грузовиков, у русских двухсотлитровая бочка из под топлива пробитая диаметрально арматуринами. Зажигай внутри огонь, бей своих вошек! Россия страшна-малостью своих потребностей.
      1. 0
        24 января 2015 10:55
        Цитата: blizart
        Цитата: leonardo_1971
        мы в Чечне первым делом ставили палатку а вторым строили баню.уверяю что 1.5 литровой бутылкой можно качественно помыться целиком.с мылом!

        У немцев вошебойки были на базе их грузовиков, у русских двухсотлитровая бочка из под топлива пробитая диаметрально арматуринами. Зажигай внутри огонь, бей своих вошек! Россия страшна-малостью своих потребностей.

        Лучше грязь телесная, чем грязь душевная.
        1. +1
          24 января 2015 21:37
          Э не брат...чем грязней человек,тем он меньше начинает относится к себе как к человеку,со всеми вытекающими..)))
    2. +4
      24 января 2015 10:35
      мне кажется, лучшая книга про ту войну - "Город" Загорцева.
      кто не читал - рекомендую.
      вообще все его произведения рекомендую на ArtOfWar.
      думаю он наш современный Ремарк.
  7. +1
    24 января 2015 10:10
    выжить и остаться человеком - трудная задача и тогда и сейчас и всегда и везде.
    на войне всего лишь всё очевидней, проще и наглядней.
    армию можно долго ругать, но она просто концентрированный слепок со всего общества.
    а статья действительно какая-то однобокая.
  8. +2
    24 января 2015 10:16
    « borisjdin1957 (1) RU Сегодня, 08:29
    На протяжении всей истории русский солдат считался :Мясом»

    Перейдите по ссылке «http://army.armor.kiev.ua»,это сайт «Анатомия Армии».Там очень хорошо даны нормы снабжения вРусской,немецкой и других армий.Норма питания в Русской Армии на 1914_1917 годы:«....Стоимость суточного солдатского пайка в мирное время составляла 19 коп., что составляло в год 70 руб.
    Нормы продснабжения на мирное время на 1 человека в сутки:

    Наименование Армия Гвардия
    Провиант Хлеб ржаной
    или Сухари ржаные
    или Мука для печения хлеба 1230гр.
    819гр.
    927гр. 1230гр.
    819гр.
    927гр.
    Крупа (просяная, гречневая, овсяная, рисовая) 136гр. 205гр.
    Приварочные деньги, на которые можно купить: Мясо 307гр. 307гр.
    Овощи, перец, сало, масло, мука, приправы 2.5 коп. 2.5 коп.
    Чайные деньги, на которые можно купить: Чай 2гр. 2.гр.
    Сахар 25 гр. 25 гр.
    Нормы продснабжения в военное время на 1 человека в сутки:

    Наименование Армия Гвардия
    Провиант Хлеб ржаной
    или Сухари ржаные 2254гр.
    1539гр. 2254гр.
    1539гр.
    Крупа (просяная,гречневая, овсяная, рисовая) 238гр. 307гр.
    Приварочные деньги или продукты натурой Мясо
    или Мясо+мясные консервы 716гр.
    307г+409.5г. 716гр.
    307г+409.5г
    Овощи свежие
    или Овощи сушеные 255гр.
    17гр. 255гр.
    17гр.
    Масло коровье или сало свиное 21гр. 21гр.
    Мука пшеничная 17гр. 17гр.
    Чайные деньги или продукты натурой: Чай 2гр. 2.гр.
    Сахар 25 гр. 25 гр.
    Нормы снабжения продуктами в военное время членов семей солдат и унтер-офицеров, призванных по мобилизации, ратников ополчения на одного члена семьи на месяц:
    *Мука ржаная или пшеничная - 28 кг.;
    *Крупа разная - 4 кг.;
    *Соль- 1.6 кг.
    *Масло растительное - 409,6 г.

    Примечания:
    1.Норма выдается деньгами по рыночным ценам данной местности.
    2. К членам семьи относятся- жена, дети, родители на иждивении.
    3. Дети до 5 лет получают половину нормы.

    Иная система продовольственного снабжения была для офицеров. Они получали так называемые "столовые деньги" по следующим нормам (в год):
    *младшие офицеры во всех родах войск - 96 руб.;
    *начальники пулеметных команд и ст.офицеры артбатарей - 180руб.;
    *командиры рот, эскадронов, учебных команд -360руб.;
    *командиры отдельных саперных рот и отдельных сотен -480руб.;
    *командиры батальонов, пом.командира полка, командиры рот крепостной артиллерии, младшие офицеры артиллерийских бригад - 600руб.;
    *командир артбатареи - 900руб.;
    *командир отдельного батальона, арт.дивизиона -1056руб.;
    *командир полка, командир неотдельной бригады -2700руб.;
    *командир артбригады -3300 руб.;
    *начальник отдельной стрелковой, кавлерийской бригады -330руб.;
    *начальник дивизии -4200руб.;
    *командир корпуса - 5700руб.

    В военное время или при службе в гарнизонах, где невозможно приобретать продукты у местного населения офицерам разрешалось приобретать на себя и членов семьи продукты в полку за полную плату по солдатским нормам....»
    Солдат даже если считать его «мясом» ,инструмент войны,а инструменты держат в исправности.Хотя в повседневной жизни всяко бывает.Наши предки были не дурнее и не хуже немцев и остальных прочих «белых людей».
    1. 0
      24 января 2015 10:23
      с Дона.
      Иной раз такие выкладки ничего не стоят.Я служил 76-78 и знаю,как было с обмундированием в учебке,как обстояло дело с питанием,особенно на точках ю
  9. +1
    24 января 2015 11:55
    Автор - если уж ты решился сделать исторический обзор то будь так добр - давай ссылки на источники!
    А то у тебя в тексте одно, а как читаешь текст в кавычках (чье то высказывание) - видишь совсем иную картину.
    Любому и так понятно, что война это не развлечение. Но не нужно быть таким русофобом! В конце концов ты же сам говоришь и пишешь на русском языке!
  10. Алматинец
    +2
    24 января 2015 13:03
    Статье минус "-" нет не чего того что Русский Солдат мог все трудности преодолеть, и выстоит таким хорошо упакованным австро-венграм с немцами. Ну уж а англичане так эти "джентельмены" хорошо себя показали в 1918-1920г. в Архангельске,Мурманске с САША. почитайте в интернете кому интересно.
  11. +2
    24 января 2015 14:26
    те, кто еще вчера по приказу своих начальников самыми зверскими способами убивал друг друга, вступили в беседы, начали обмениваться сигаретами и едой из дома. Оказалось, что в царстве вшей и крыс люди просто истосковались по нормальному человеческому общению


    щас в меня тапки полетят laughing , но именно о таком мне рассказывал бывший солдат Вермахта, что во время многомесячного затишья между боями, немцы и советские бойцы также встречались на нейтральной полосе, курили вместе, вино пили в месте.
    1. -2
      24 января 2015 19:09
      Цитата: 290980
      те, кто еще вчера по приказу своих начальников самыми зверскими способами убивал друг друга, вступили в беседы, начали обмениваться сигаретами и едой из дома. Оказалось, что в царстве вшей и крыс люди просто истосковались по нормальному человеческому общению


      щас в меня тапки полетят laughing , но именно о таком мне рассказывал бывший солдат Вермахта, что во время многомесячного затишья между боями, немцы и советские бойцы также встречались на нейтральной полосе, курили вместе, вино пили в месте.
      похоже ваш информатор мягко выражаясь балабол по китайской фамилии П...дун.
    2. 0
      25 января 2015 23:12
      Цитата: 290980
      те, кто еще вчера по приказу своих начальников самыми зверскими способами убивал друг друга, вступили в беседы, начали обмениваться сигаретами и едой из дома. Оказалось, что в царстве вшей и крыс люди просто истосковались по нормальному человеческому общению


      щас в меня тапки полетят laughing , но именно о таком мне рассказывал бывший солдат Вермахта, что во время многомесячного затишья между боями, немцы и советские бойцы также встречались на нейтральной полосе, курили вместе, вино пили в месте.
      Это и есть то самое "братание"???
  12. 0
    24 января 2015 21:44
    Братания немцев и советских солдат конечно не было, но отдельные незначительные эпизоды обмена мелочами имели место быть - курево, вода, и т.п. Об этом упоминалось в мемуарах, литературе и кино (например немецкий "Сталинград" и наш "Штрафбат" хотя последний вызывает больше вопросов...)
  13. 0
    25 января 2015 09:53
    правильно - главное человеком остаться- душу сохранить посля всево.......
  14. Dudu
    -1
    25 января 2015 22:53
    Бой длится всего лишь несколько минут или часов. Остальное время солдаты должны жить. В нашей армии главное было бой, а логистика была второстепенной.
    Но после финской войны многое было переоценено. В СА вроде уже было налажено все, но таких масштабных действий не происходило. После развала Варшавского договора и СССР все складское разворовали. Так что будет сейчас трудно сказать.