Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Крымский полуостров: новые экономические перспективы

Крымский полуостров: новые экономические перспективыВопрос о значении присоединения Крыма к России является понятным для обычного среднестатистического гражданина. Впервые с момента распада СССР в состав РФ вошли территории, имеющие для населения страны не только стратегическое, но и куда более важное духовное, культурное и историческое значение. Большой патриотический подъем, наблюдавшийся в 2014 году, явился видимым подтверждением свершившегося исторического факта. Безусловно, в стратегическом и культурном восприятии простого россиянина полуостров занимает важное место. Однако при беглом анализе представлений наших граждан о Крыме найдется достаточно большое количество укоренившихся в обществе мифов. Практически все они так или иначе будут связаны с военным или стратегическим положением полуострова: «Крым — это непотопляемый авианосец… неприступная крепость».

Действительно, Крым за свою достаточно длительную историю всегда оставался, несмотря на военно-политическую слабость местных правителей, ключевой точкой на стратегической карте. В умах многих стратегов с давних времен закрепилось понятие: кто владеет полуостровом, тот владеет и всем Чёрным морем. В связи с развитием ракетной и авиационной техники во второй половине XX в. военно-стратегическое положение полуострова Крым еще более упрочилось. Существование аэродромов стратегической авиации на его территории позволяло Советскому Союзу контролировать Ближний Восток, Балканы и большую часть средиземноморского бассейна. Существующие природные бухты на южной оконечности Крыма (Севастопольская и Балаклавская бухта) являются самыми удобными местами базирования для флота на Черном море. В целом произошедшее в марте 2014 г. включение военной инфраструктуры полуострова в состав Южного военного округа позволило частично восстановить мощь Черноморского флота по корабельному составу, береговой и складской инфраструктуре. Так, российскому флоту были возвращены: береговой стационарный ракетный комплекс «Утес» с подземным хранилищем боеприпасов, запасной командный пункт Черноморского флота (объект №221 «Алсу») — четырехэтажный подземный город на случай ядерный войны, «НИТКА» — уникальный полигон взлётно-посадочных систем ВМФ России, 16 аэродромов с обслуживающей инфраструктурой. Даже для СССР, в лучшие годы вливавшего большие ассигнования на развитие собственных вооруженных сил и ВПК, подобное пополнение в государственной обороне являлось бы большим плюсом.

На момент распада СССР в составе Черноморского флота (далее ЧФ) числилось 100 тыс. человек личного состава и 60 тыс. рабочих и служащих, а по корабельному составу — 835 судов и кораблей различного класса. В том числе: 28 подлодок, 2 противолодочных крейсера, 6 ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей I ранга, 20 БПК II ранга, эсминцев и сторожевых кораблей II ранга, около 40 СКР, 30 малых ракетных кораблей и катеров, около 70 тральщиков, 50 десантных кораблей и катеров, более 400 единиц морской авиации. По мнению Международного института стратегических исследований (IISS), ударным ядром ЧФ СССР считались 45 ударных кораблей, из которых наиболее значительными морскими военными кораблями были два ракетных авианосных крейсера “Москва” и “Ленинград”, три ракетоносца с ядерным оружием, десять ракетоносцев поражения и тридцать ракетоносных фрегатов.


Такое разнообразие корабельного состава позволяло командованию флота ежегодно выводить в мировой океан до ста боевых кораблей и судов. Флот имел разветвленную сеть базирования от Измаила до Батуми, его части дислоцировались на территории Украины, Крыма, Молдавии, России, Грузии, кавказских автономий. По оценкам экспертов Международного института стратегических исследований, к началу 1992 года стоимость всего имущества ЧФ, включая боевые корабли, превышала 80 млрд. долларов США.

Распад СССР и продолжавшийся в Российской Федерации экономический кризис привели к резкому сокращению ЧФ. Так по результатам Киевских соглашений от 28 мая 1997 года о разделе флота, численность кораблей ЧФ РФ не должна была превышать 338 штук, а число военнослужащих 25 тыс. человек, из которых 2 тысячи в морской пехоте и ударной авиации. Из 80 командных пунктов объединений и соединений флота за ЧФ РФ оставалось 16 (20%), из 39 объектов связи — 11 (28%), из 40 объектов радиотехнической службы — 11 (27%), из 50 объектов тыла — 9 (18%), из 16 объектов обеспечения ракетно-артиллерийским и минно-торпедным вооружением — 5 (31%), из 7 объектов судоремонта — 3 (42%). Кроме того за Россией остались три пункта базирования корабельного состава — Севастополь, Феодосия и временно — Николаев; одно место дислокации береговых войск — Севастополь. В Севастополе Россия могла использовать только три из пяти основных бухт: Севастопольскую, Южную, Карантинную, а также Казачью для дислокации бригады морской пехоты ЧФ. Бухта Стрелецкая использовалась ЧФ РФ и ВМСУ совместно. Также ЧФ РФ мог использовать два основных аэродрома в Гвардейском и в Каче (Севастополь), два запасных аэродрома в Севастополе (м. Херсонес, Южный), военный санаторий в Ялте, пост связи и испытательный центр в Феодосии и некоторые другие объекты за пределами Севастополя. Аренда Россией объектов и баз обходилась ей в 97,75 млн. долларов в год, которые списывались в счет погашения долга Украины. Россия обязалась не размещать ядерное оружие в составе ЧФ РФ, кроме того, порядок использования большинства флотских объектов устанавливал Киев. Маршруты передвижения личного состава и боевой техники ЧФ также определялись местными властями. Согласно российской военной доктрине, силы ЧФ должны состоять из двух оперативно-тактических группировок: Восточной с базой в Новороссийске и Западной с базой в Севастополе, за которой оставался статус главной базы флота.

На момент включения Крыма в состав РФ общая численность корабельной и сухопутной группировки ЧФ насчитывала не более 25 тыс. человек, 50 боевых кораблей и свыше 120 вспомогательных судов, около 430 единиц боевой техники и вооружения.

Таким образом, случившееся в марте 2014 года внешнеполитическое событие не может не вызывать у обычного обывателя закономерной гордости и надежды на быстрое возрождение ЧФ. Впрочем, пока в обществе не видны экономические последствия этого события.

Обратимся к официальным цифрам ежегодных затрат российского бюджета на содержание Севастопольской военно-морской базы (далее СВМБ). За 2013 год Россия заплатила примерно 98 млн. USD. Для сравнения, общий бюджет самого города составил 196 млн. USD. Если заложить в предполагаемую за 10 лет общую сумму затрат по обслуживанию СВМБ 30% скидку на газ, то бюджет России должен был потерять от 26 до 41 млрд. USD. И это без учета политических рисков и выросшей до 100 млн. USD ежегодной арендной платы за содержание СВМБ. Кроме того, модернизация уже существующей флотской инфраструктуры под новые типы надводных кораблей и подводных лодок обошлась бы значительно дешевле, чем предполагавшаяся трата в размере 92 млрд. рублей на перенос главной военно-морской базы в Новороссийск. Таким образом, сэкономленные средства смогут стать дополнительным трамплином для дальнейшего развития и модернизация всего ЧФ.

Большую роль в процессе восстановления ЧФ и одним из экономических локомотивов развития полуострова может стать судостроительная промышленность. После присоединения полуострова РФ получила контроль над тремя крупными крымскими судостроительными заводами: 13-м судоремонтным заводом в Севастополе, керченским судостроительным заводом «Залив» и специализированным заводом по производству судов на воздушной подушке «Море» в Феодосии. Одним из главных достоинств новых верфей является наличие в черноморском регионе ремонтных баз и доковых комплексов. На сегодняшний момент самый крупный док на территории России находится в ведении керченского судостроительного завода «Залив». Главными достоинствами данного дока являются его размеры (длина 365 м, ширина 60 м) и съемный промежуточный затвор, дающий возможность выполнять одновременно два вида работ. При правильном подходе и ускорении работ по модернизации предприятия можно в кратчайшие сроки и до ввода в эксплуатацию дальневосточной суперверфи «Звезда-СД» начать строить суда общей грузоподъемностью до 150000 тонн.

Работать качественно и быстро крымские корабелы умеют. Еще с советских времен они выполняли достаточно широкий спектр работ. С крымских верфей были спущены множество специальных судов для нефте- и газодобычи, а также суда на воздушной подушке и подводных крыльях для гражданского и военного флотов СССР.

Безусловно, опыт крымских корабелов пригодится при строительстве моста через Керченский пролив и при освоении добычи углеводородов на черноморско-азовском шельфе. По данным геологоразведки советского периода запасы полезных ископаемых только в крымской акватории оценивалось в 2 трлн. кубометров газа и 430 млн. тонн нефти. Даже нынешнее занижение запасов легкодобываемых углеводородов на прибрежном южном шельфе до 66,2 млрд. кубометра газа и 21,7 млн. тонн нефти позволяет при наращивании добычи углеводородов в Крыму уже в обозримом будущем обеспечить энергетическую безопасность полуострова от Киева. Так в 2013 г. «Черноморнефтегаз» добыл 1,65 млрд. кубометров газа, что на 40,6% больше чем в предыдущем 2012 году. Правда стоимость добываемых на шельфе газа и нефти, по различным оценкам экспертов, сопоставима с общемировыми ценами доставки в Крым углеводородов, что в 1,7—2,5 раза дороже себестоимости добычи и доставки на рынок сибирских углеводородов.

Даже в условиях отказа России от дальнейшего строительства «Южного потока», присоединение Крыма может сыграть положительную роль в улучшении взаимоотношений с Турецкой Республикой. Назревавшее с марта 2014 года недоверие между российской и турецкой сторонами из-за возможных финансовых потерь в условиях изменения первоначальных планов по прокладке трубопровода по мелководному дну близ полуострова, было в значительной степени разрешено за счет привлечения турецкой стороны к участию в совместных проектах по добыче крымского газа. Хотя еще весной турецкое правительство оказывало повышенное внимание к крымским татарам и активно поддерживало открыто выступавший за территориальную целостность Украины крымско-татарский меджлис. Отчасти эти настроения турецкой стороны были вызваны опасением, что после завершения строительства «Южный поток» превратится в единственный и безальтернативный газопровод по поставке на Европейские рынки среднеазиатского, азербайджанского и иранского газа и, тем самым, будет нанесен удар по планам турецкого правительства, стремившегося получить большие доходы от транзита газа по газопроводу «Набукко». Таким образом, коррекция газовых планов России напрямую поспособствовала не только снятию напряжения в российско-турецких отношениях, но и ускорила процесс по привлечению турецких инвестиций в экономику полуострова.

Еще одним локомотивом для возрождающейся экономики полуострова может стать пищевая промышленность. Именно в этот сектор крымской экономики можно быстро привлечь инвестиции малого и среднего бизнеса. Последний, по словам члена президиума экономического совета при президенте РФ, ректора Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС) Владмира Мау, пока ориентирован на развитие туризма. Однако уникальное природно-климатическое положение Крыма в черноморско-азовском регионе позволяет минимизировать любые вложения, направленные на развитие и модернизацию пищевой промышленности полуострова. В то же время при экономическом расчете всей крымской пищевой промышленности следует учитывать существующую большую зависимость сельского хозяйства полуострова от водных ресурсов, поступающих с материка по перекрытому украинской стороной Северо-Крымскому каналу. Ежегодно оно получало до 2,2 млн. куб. метров днепровской воды. Поэтому без скорейшего решения вопроса нехватки водных ресурсов нельзя будет говорить об устойчивом развитии этой отрасли экономики полуострова в целом.

Существуют два варианта дальнейшего развития крымского сельского хозяйства. Первый, благоприятный вариант — полное возрождение этой отрасли народного хозяйства и его дальнейшая ориентация на выращивание кормовых (пшеница, кукуруза, просо, рис), садовых (клубника, яблоко, груша) и технических культур (подсолнечник, соя, рапс). Правда в этом случае потребуется увеличение финансирования на восстановление сельскохозяйственных угодий, пострадавших от эрозии и засоления почв. При втором, неблагоприятном развитии ситуации с водными ресурсами, возможен возврат к овцеводству и полная переориентация на производство шелка и выращивание эфиромасличных культур — розы, лаванды, мяты, шалфея, кориандра, аниса, фенхеля, котовников, тысячелистника, укропа Причем следует отметить, что именно последняя отрасль крымского сельского хозяйства в последние годы показывает стабильный рост. Так практически за 20 последних лет общая площадь полей, занятых эфиромасличными культурами выросла с 5,3 тыс. гектаров в 1997 г. до 41 тыс. гектаров земли в конце 2000-х г. На сегодняшний день общее количество произведенного в Крыму лавандового и розового масел занимает свыше 50 % от общего объема производимого в странах СНГ данного вида продукции.

Среди других отраслей пищевой промышленности полуострова наиболее инвестиционно-привлекательными считаются две: рыболовство и виноделие. Крымское рыболовство главным образом связано с биологическим богатством Азовского моря. С точки зрения биологии воды этого моря являются богатейшими в мире по продуктивности. Общее количество живых организмов, обитающих здесь, достигает 400 г. на 1 кв. м., годовой объем зоопланктона достигает порядка 3 млн. т., а бентоса — 30 млн. По общему объему улова рыбы на единицу площади (80 кг на 1 га) Азовское море оставило далеко позади все другие водоемы, хотя для него характерны резкие колебания запасов и уловов рыбы. Впрочем, из-за активной хозяйственной деятельности человека начиная с 1951 г. происходило снижение объемов лова рыбы ценных пород при росте лова пород мелкой рыбы (хамсы и бычка). В настоящее время общий вылов рыбы в Азовском море составляет 1,2 — 1,3 млн. центнеров, из них 60 — 70% улова дают бычки. Поэтому в этой области пищевой промышленности полуострова инвесторам придется пойти на некоторое увеличение расходов с целью восстановления поголовья промысловых видов рыб (пиленгаса и судака) и доведения их численности до приемлемого для крымских рыбозаводов промышленного уровня.

В несколько лучшем положении оказались виноделы Крыма. Крымский полуостров издревле считался винодельческим районом. До 2014 года он являлся главным регионом Украины по производству винограда. Общие объемы производства достигали 300 тыс. тонн винограда в год. Однако крымское виноградарство еще с советского периода специализировалось на выращивании технических сортов винограда, которые использовались главным образом для производства высококачественных вин, коньяков и соков. Безусловно, главным достоинством крымского винограда является доходящее порой до 25 % содержание сахара в ягодах. По мнению президента Независимого винного клуба Владимира Цапелика, такое уникальное свойство крымского винограда сделало возможным существование на полуострове многообразных терруаров (совокупность почвенно-климатических факторов и особенных характеристик местности). Это позволяет уже в ближайшее время увеличить производство на высоком мировом уровне вина и винного спирта при меньших затратах нежели при аналогичном расширении в Краснодарском крае.

На март 2014 г. общая площадь виноградников в республике составляла 31 тыс. гектаров, а в Севастополе — около 8 тыс. гектаров. В результате сбора урожая в 2013 г. было получено около 7,7 млн. литров виноматериалов, что соответствовало 18 млн. бутылок вина. Это позволило крымским виноделам занять порядка 6% российского рынка. После включения полуострова в состав РФ было запланировано значительное увеличение. К 2025 г. общая площадь виноградников и сбор урожая виноматериала должен вырасти более чем в три раза, что может составить не менее 15% ВВП региона.

Впрочем, несмотря на очень удачные стартовые позиции и заинтересованность бизнеса в дальнейшем развитии отрасли, дела в крымском виноделии обстоят не так уж гладко. Правительство РФ пошло на беспрецедентные уступки крымским производителям, дав им возможность работать до января 2015 г. фактически без лицензии и акцизного учета выпушенной продукции. На Украине законодательно закреплено понятие «крепленого марочного вина», а в российском законодательства оно отсутствует. Поэтому для решения этого вопроса, видимо, придется ускорить принятие отечественного закона «О винограде и вине», который позволит российским виноделам, ориентирующимся на собственное сырье в производстве, получать льготы и преференции от государства, а также изменить систему контроля продукции. Для крымских виноделов это станет несомненным плюсом.

На пути реализации этих планов в Крыму лежат две проблемы. Первая и наиболее острая для экономики полуострова — транспортная. Отсутствие прямого сухопутного сообщения с крымским полуостровом в условиях прямой блокады со стороны Украины делает любые стройки на его территории высокозатратными, а экономическое планирование непредсказуемым. Поэтому на сегодняшний день важнейшими транспортными узлами для экономики полуострова стали четыре глубоководных крымских порта (Севастополь, Евпатория, Керчь и Феодосия). Однако и здесь экономическая ситуация выглядит не столь радужной. Еще до включения полуострова в состав РФ в этой области крымской экономики наблюдался общий спад. Так по итогам 2013 г. только Евпаторийский порт смог увеличить грузопереработку на 6 процентов. В остальных портах полуострова произошло сокращение грузопотока от 5,5 % (в Севастопольском порту) до 59 % (в Керченском порту), в остальных портах падение грузопотока составило в среднем 14 %. Все 9 морских терминалов в Крыму смогли привлечь порядка 10,8 млн. тонн груза различной номенклатуры, из этой суммы примерно 4,1 млн. тонн — это транзитные грузы, которые смогли привлечь Керченский и Феодосийский порты, остальные 6,7 млн. тонн — экспортные грузы украинских компаний.

В 2013-м году лидером по грузоперевалке на Крымском полуострове стал терминал "Авлита" — 4,3 млн. тонн. Керченский морской торговый порт — 2,8 млн. тонн, Феодосийский морской торговый порт — 2,6 млн. тонн, Евпаторийский морской торговый порт — 0,97 млн. тонн, Севастопольский порт — 0,5 млн. тонн, Ялтинский морской торговый порт — 0,19 млн. тонн. Данные грузопереработки по рыбным портам отсутствуют.

Такое положение объясняется общим спадом украинской экономики в 2013 г. и переориентацией черноморских транспортных потоков на российские порты в Новороссийске, Тамани и Туапсе. Впрочем, положение крымских портов может в обозримом будущем заметно улучшиться. В связи с тем, что многие порты на Черном море после распада СССР достались Украине и Грузии, мощности оставшихся на территории РФ Новороссийского и Туапсинского портов явно уже не хватает. Их модернизация в принципе не возможна из-за деятельности самих портов в черте города. Быстрый рост нового российского торгового порта в Тамани требует капиталовложений в размере 100 млрд. рублей. Поэтому скорейшее включение в российскую экономику четырех глубоководных крымских портов позволит частично решить проблему нехватки портовых мощностей в черноморско-азовском регионе. Однако без создания единой свободной экономической зоны на юге России сделать это будет крайне сложно.

Вторая проблема крымской экономики — энергетическая. На сегодняшний день собственные энергетические мощности полуострова обеспечиваются лишь на 20 — 30 %. Это вызвано тем, что большинство крымских электростанций либо ориентированы на работу промышленных предприятий (Сакская и Камыш-Бурунская ТЭЦ), либо построены достаточно давно (Симферопольская ТЭЦ им. В. И. Ленина). Отчасти бедственное положение в энергетике могла бы спасти достройка Крымской АЭС. На момент остановки строительства в 1989 г. первого энергоблока готовность составила 80%, а второго — 20%. Впрочем даже после завершения строительства АЭС энергетическая ситуация на полуострове продолжала бы оставаться катастрофической. По прогнозам представителей Минэнерго РФ, в Крыму из-за большой зависимости от поставок электроэнергии с Украины потребуется постройка двух новых ТЭС общей мощностью 770 МВт в Симферополе и Севастополе и возведение новой Новороссийской ТЭС на 600 МВт с прокладкой кабеля через Керченский пролив. При этом общие затраты на генерацию и магистральные электросети оцениваются в 140 млрд. руб. или 100 тыс. руб. на 1 кВт мощности.

В 1990-е годы власти Украины попытались решить энергетическую проблему Крыма за счет возведения солнечных и ветряных электростанций. Эти объекты энергетики действительно имеют большие плюсы перед уже построенными энергетическими мощностями. В отличие от крымских ТЭС, работающих себе в убыток вследствие изначальной зависимости от поставок топлива, объекты возобновляемой энергетики не требуют топлива для выработки тепла и электроэнергии. В тоже время и ТЭС и объекты возобновляемой энергетики в Крыму находятся в прямой зависимости от времени года. Крымские ТЭС как правило отключаются летом вследствие нехватки рынка сбыта, а возобновляемая энергетика имеет малый КПД в зимний период. Впрочем, полуостров в области энергетики может похвастаться 20% электроэнергии, вырабатываемой солнечными и ветряными электростанциями. В прочем из-за необходимости резервировать до 100% вырабатываемой энергии, а также в условиях политической неопределенности на Украине и быстрого роста тарифов на электроэнергию в Крыму многие энергетические мощности полуострова вынуждены работать не в полную силу.

Для разрешения возникшей энергетической проблемы в ближайшем будущем на полуострове скорее всего возникнут частно-государственные компании. Одним из вероятных претендентов на появление такого объединения может стать крупнейший в мире производитель вакуумного коммутационного оборудования компания богатейшего человека Крыма Алексея Чалого «Таврида Электрик». В состав этого холдинга входят 13 заводов, десятки представительств и исследовательских подразделений по всему миру. Продукция компании продается более чем в 70 странах. Постоянными клиентами компании являются РАО «ЭЕС», «Газпром», украинские «Облэнерго» и «Облгазы». На иранском рынке доля продукции холдинга составляет около 80%. В Египте компания владеет 90% рынка реклоузеров.

События на Украине 2013/14 гг. подтолкнули к решению назревшей крымской проблемы. Многими политологами и стратегами в мире данная внешнеполитическая акция оценивается как вынужденный шаг России в условиях острого украинского кризиса. Естественно, важно помнить одно правило, тот, кто владеет полуостровом, тот владеет и всем Черным морем. С этой точки зрения Крым — это бесценная находка. Однако, в условиях действия договора по разделу ЧФ 1997 г. Россия могла пользоваться всеми стратегическими преимуществами полуострова лишь частично. Существовавшие договорённости пагубно сказывались на боеготовности флота, так как существовал негласный запрет на обновление корабельной группировки в Севастополе.

В условии фактической сухопутной блокады со стороны Украины обеспечить боеготовность флота без создания прямого сообщения с Россией будет не возможно, что в значительной степени увеличивает риски в будущем. Отчасти проблему можно решить путем возведения в Керченском проливе моста, нефте- и газопровода. Несмотря на то, что окупаемость проекта вначале будет связана лишь с косвенной прибылью, получаемой за счет постоянного увеличения туристического потока на полуостров и роста грузоперевозок из крымских портов, экономическая, политическая и стратегическая отдача будет видна уже в ближайшее время. Во-первых, по словам первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского, возведение моста будет способствовать скорейшему разрешению социальных и политических проблем полуострова. Во-вторых, приведёт к ускоренному развитию всей дорожной инфраструктуры Крыма. В-третьих, поспособствует включению крымских глубоководных портов в общую систему портов России.

Впрочем, даже без строительства моста через Керченский пролив, по оценке представителей правительства РФ и республики Крым, восстановление и развитие инфраструктуры полуострова потребует ежегодного вливания из российского бюджета порядка 130—200 млрд. рублей, а общий объем расходов до 2020 г. оценивается порядка 500—900 млрд. рублей. Но, несмотря на столь высокую цену присоединения Крыма, России не следует забывать о том, что политическая акция марта 2014 г. явилась основным двигателем процессов, активизировавших экономическое и политическое развитие этого региона России и отчасти Украины. Дальнейшая интеграция Крыма в состав России потребует создания сухопутного коридора, а это, в свою очередь, заставит правительство РФ более взвешенно выстраивать политику с юго-западным соседом. В экономическом плане это подтолкнет к созданию единой портовой агломерации портов Крыма, Тамани и Новороссийска с последующим созданием единой свободной экономической зоны. Это будет способствовать бурному росту и превращению полуострова из дотационного региона в регион-донор.
Автор: Хайдаров Тимур, Долбин Дмитрий, Лукоянов Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 58
  1. zao74 16 января 2015 07:50
    У турков был Ататюрк, боровшийся против Европы, за независимость. Если играть на этой струне Турцию можно вообще отколоть от НАТО.
    1. Василий Ивашов 16 января 2015 07:57
      Турция и сама отколется от НАТО, как только НАТО потребует от Турции чтобы она воевала за интересы Запада при этом в ущерб своих собственных интересов, а это уже не за горами.
      1. avg 16 января 2015 11:43
        Турция потихоньку уже кладет на западные санкции. Турецкая фирма уже организовывала круизные туры в Крым. Пока только в курортный сезон, но сейчас прорабатывается вопрос организации круглогодичных круизов, в связи с большим числом европейцев, желающих своими глазами увидеть Крым и пророссийских сепаратистов. В минувшие рождественские каникулы был поставлен рекорд посещения туристами Крыма в межсезонье. И это только два небольших примера как крымчане могут зарабатывать.
        avg
    2. Костяра 16 января 2015 07:59
      В Крым надо вкладывать, однозначно, как и в любой другой регион Российской Федерации!!!
    3. Лелёк 16 января 2015 09:07
      Цитата: zao74
      У турков был Ататюрк, боровшийся против Европы, за независимость.


      Эрдоган это не Ататюрк. stop
      1. Лефтеропулос 16 января 2015 12:44
        Верно в том смысле, что Эрдоган принадлежит партии исламского направления, а Ататюрк был европеизатором Турции и строил светское государство. Никак против Европы Ататюрк не выступал.
        Лефтеропулос
    4. 222222 16 января 2015 12:14
      выступил Примаков -и на ВО-ни слова???
      Хотя.уже началось""Семья" озвучила Путину свои условия. Устоит ли Путин?"
      http://pravoe-org.livejournal.com/552991.html
      Обсуждаем заявление Примакова. Евгений Алексеевич Фёдоров на «Говорит Москва» (14.01.15)https://www.youtube.com/watch?v=HYtxnQD1zVI
      1. 222222 16 января 2015 13:31
        Катасонов В.Ю.:«Гайдаровский форум 2015 года» как абсурд нашего времени
        http://reosh.ru/dux-umershego-liberalizma.html
    5. Макс111 16 января 2015 12:43
      Существуют два варианта дальнейшего развития крымского сельского хозяйства
      Скажу как коренной крымчак. БЕЗ ПРЕСНОЙ ВОДЫ это не возможно. НУЖЕН полив, а рек в Крыму нет. Нужна вода из Северо-Крымского канала,а некоторые личности из одной известной нам всем страны 404, его перекрывали вроде. Не будет полива, всё сгорит на солнце. Местные даже в огородах у себя ничего не садят(садят те у кого есть скважина) т.к. нечем поливать.
    6. антиГроссмейстер 17 января 2015 02:00
      какие неучи писали экономический обзор? один Титановый комбинат в г.Армянске дает половину ВВП Крыма.
      антиГроссмейстер
  2. saag 16 января 2015 07:55
    "...«Крым — это непотопляемый авианосец… неприступная крепость». "

    У истории несколько другое мнение
    1. Лефтеропулос 16 января 2015 12:47
      История пока не сильно думала об авианосцах.
      Лефтеропулос
    2. Циник 16 января 2015 17:20
      Цитата: saag
      У истории несколько другое мнение

      Дату утопления назовите пожалуйста .
      А насчёт неприступности , это Вы намекаете на Александра Васильевича ,графе Рымникском , князе Италийском ?
      Таки _
  3. avvg 16 января 2015 07:59
    Крым для нам больше чем территория. Севастополь, Херсонес для России являются "Сакральными городами". Слова "КРЫМ" - означает эликсир - здоровья для каждого Русского. На здоровье деньги нельзя экономит. Одним словам "НАДО ВАСЯ!НАДО!"
  4. Горный стрелок 16 января 2015 07:59
    Отдыхать в этом году поеду в Крым. Соскучился по нему. И плевать на всякие трудности. Это пока все, что я лично могу для него сделать.
    1. обыватель 16 января 2015 10:15
      Цитата: Горный стрелок
      И плевать на всякие трудности.

      Какие трудности? Отдыхал в августе в Судаке. Только позитив. Проживание, жилье+питание, вполне демократичное. В смысле недорого и на любой вкус. Море великолепное. Жители доброжелательные. Проезд, вперед паромом, по единому билету,тоже не очень обременительно. Обратно авиа, вообще красота. Короче, рекомендую.
      Много позже узнал, племянница с семьей отдыхали в Алуште. Заявила, только Алушта, и никуда больше. Вот теперь думаю. надо съездить, посмотреть. Если получится.
    2. zvo 16 января 2015 12:03
      Со стороны Керчи строят дополнительные причальные стенки для паромов. Планируется, что будет 4 причальных точки на 2 парома + 2 для железнодорожных паромов. Сейчас их только 2 + 1.

      Обустраивают территорию возле Керченской переправы: делают второй отстойник для машин, будет зона отдыха, магазины и точки общепита, гостиница и пр. инфраструктура.

      Также собираются реконструировать дорогу от паромной переправы до города, чтобы не было пробок и проблем с движением от паромной переправы через город. Может быть транспорт с материковой России будут пускать не через город, а в объезд через Бондаренково и Багерово и далее на трассу до Феодосии

      Но лучше приезжайте в конце мая, тогда точно не будет головной боли
      zvo
  5. Dragon-y 16 января 2015 08:01
    А мне почему-то не жалко денег на развитие Крыма... Лишь бы шли куда нужно, а не по "карманам".
    1. saag 16 января 2015 08:04
      Цитата: Dragon-y
      Лишь бы шли куда нужно, а не по "карманам".

      ну так ныне первая часть фразы и означает вторую
    2. Sauron80 16 января 2015 12:07
      Учитывая сколько у нас "эффективных менеджеров" можете быть уверены - ни копейки мимо не пройдет )))
  6. сибирский 16 января 2015 08:12
    Да...если бы не спохватились -Крым ,со всеми его плюсами и минусами ,хотя плюсов больше...запросто мог бы стать базой США или НАТО.....это ,как говорит один политик -однозначно...Я полностью согласен с автором статьи и поддерживаю многие коменты.......Вывод -то все делают один..Крым наш...в Крым необходимо вкладывать деньги,главное ,чтобы их не разворовали...И даже то,что рядовой обыватель проведет свой отдых или лечение в Крыму-это тоже определенный финансовый аргумент в развитие Крыма...лишь сообща мы сделаем его воистину российским............
  7. poultopwar 16 января 2015 08:21
    Главное, чтобы траты на Крым были впрок, а не распил!!!
    poultopwar
    1. anfil 16 января 2015 08:43
      Главное, чтобы траты на Крым были впрок, а не распил!!


      "Ужасный кризис в Крымнаше" глазами севастопольца

      "...Если коротко, проблемы есть. Но на фоне огромного количество позитивных моментов - они кажутся мизерными и практически незаметными. Реально в состав Украины в ее сегодняшнем виде не хочет практически никто, кроме сумасшедших маргиналов и предпринимателей, сидевших в украинских времена на криминальных схемах, которые сейчас успешно рушатся. Даже крымские татары, которые изначально восприняли воссоединение весьма насторожены из-за агрессивной киевской пропаганды, сегодня над своими опасениями просто смеются. В "европейской" Украине у них не было даже доли тех прав, которые им дала сегодня Россия. Что стоит один только государственный статус для крымскотатарского языка в республике?

      В общем, жить стало гораздо лучше и уютнее, крымчане наконец то почувствовали себя дома. А украинским журналистам, рассказывающим страшилки о "пустых полках супермаркетов" и "отжатых самообороной автомобилях" - добро пожаловать в гости, убедиться во всем на своем опыте. Кстати, к российским блогерам-креаклам, транслирующим этот бред, это тоже относится... "

      полностью читать ссылка:http://politrussia.com/society/krym-realii-glazami-572/
      1. Лефтеропулос 16 января 2015 12:55
        Приглашение украинским журналистам и российским креаклам - это брызги воды в песок пустыни. Бесполезно. У них состоялась пересадка мозга на ливер, и ничего тут не поделаешь. Теперь у них карман вместо мыслительного органа.
        Лефтеропулос
  8. dobrjak 16 января 2015 08:33
    Очень вовремя вернули Крым. Процветания и удачи во всём !
  9. borisjdin1957 16 января 2015 08:37
    с Дона.
    Меня заинтересовала бы больше статья :Дон.Перспективы экономического развития;.С Крымом и так ясно все перспективы и трудности,и сколько грошей туда вложат.
    1. saag 16 января 2015 08:54
      видать это такая традиция ныне - в приморские города бюджет вкладывать:-)
  10. rpek32 16 января 2015 08:47
    Главное чтобы проблемы с поставками энергии решили быстро и оперативно а не сначала "рряяяя!" а потом тянуть кота за яйца. дуовность духовностью а плохие условия проживания нафиг никому не нужны
  11. paper 16 января 2015 08:47
    Нет такой земли так щедро политой РУССКОЙ кровью.Нельзя мереть память м честь в материальном выражении. Крым часть России и точка.
  12. BecmepH 16 января 2015 08:48
    Несомненно, мы рады за Крым и крымчан.А что скажут сами крымчане? Как вы, братцы, не разочаровались? Есть крымчане?
    1. pticas 16 января 2015 10:16
      А как Вам из долгой поездки домой возвращается неожидано?
      Сильно огорчитесь если нет стола ломящегося?
      Мы сейчас только дрова для баньки рубить начинаем (грязь после дороги смыть надо) , а сколько ещё дел по дому и не перечесть.
      Самое главное для Крыма и Севастополя вернуть прихватизированную Украиной промышленность, и заставить её работать. Ну и только вперёд!
      1. saag 16 января 2015 10:29
        Цитата: pticas
        вернуть прихватизированную Украиной промышленность

        Ну вы на святое замахнулись, сказано было же главным по стране что итоги приватизации пересматриваться не будут, а то уже один иск воткнули - http://politobzor.net/show-41815-50-milliardov-akcioneram-yukosa-zapad-hochet-ot
        stupnyh-za-krym.html
    2. sevsor 16 января 2015 10:33
      Крымчане есть, тут Севастополь. Никакого разочарования нет, никто и не думал, что в сказку попадём сразу, так и предполагали, что наши украинские "братья" будут гадить от души и злорадствовать по любому поводу. 98% севастопольцев на референдуме высказались за воссоединение, это говорит о многом. Не слушайте "братьев" и доморощенных "демократов" с Болотной, у нас в целом всё нормально, никаких пустых полок в магазинах никогда не было, проблемы с водой, конечно, есть, но всё решаемо. Гланое появилась уверенность в будущем!
    3. zvo 16 января 2015 12:15
      Разочарования нет. Есть напряженное ожидание, что будет дальше. Выросли цены на продукты, но с другой стороны, российские продукты выше качеством, например, молочка.
      Пенсионеры были очень рады российским пенсиям, но сейчас коммунальщики начали повышать цены на электричество, воду, и пенсионеры начинают кряхтеть.
      Частный бизнес в правовом поле полностью отсутствует. Работают по непонятно каким законам. К примеру, в Керчи закрылось несколько магазинов, торгующих алкоголем из-за проблем с получением лицензий. Но это, по моему мнению, только к лучшему.
      Идет активная работа по связям с Россией в плане поставок продуктов, товаров и услуг. В городе постоянно натыкаюсь на людей из России, которые начинают вести бизнес в Крыму. Например, пил кофе в новооткрывшемся кафе. Там хозяйка обсуждала планы с молодым человеком из Краснодара по поводу поставок. Сказала, что специально не связывалась с местным поставщиками, чтобы выйти на контакт с прямым поставщиком.
      В целом эйфория прошла, люди готовы к неожиданностям (отключение света, проблемы с водой), но и в сторону Украины никто не смотрит.
      Так что, Россиюшка, не подкачай, не бросай крымчан на произвол судьбы! Надо строить мост или сделать так, как на картинке
      zvo
      1. Gomunkul 16 января 2015 13:47
        или сделать так, как на картинке
        Тут надо к Яценюку обращаться, он самый что ни наесть лучший строитель каналов и стен. А в своей лютой злобе к России, может канал и задаром прорыть. laughing
      2. Комментарий был удален.
  13. Михаил м 16 января 2015 09:00
    Дальнейшая интеграция Крыма в состав России потребует создания сухопутного коридора, а это, в свою очередь, заставит правительство РФ более взвешенно выстраивать политику с юго-западным соседом

    Активная поддержка Новороссии, присоединение к ней Запрожья, Херсона, Одессы, Днепропетровска. После этого можно выстраивать взвешенную политику с юго-западным соседом, вплоть до присоединения.
    1. Лефтеропулос 16 января 2015 13:01
      Одобряю и поддерживаю!
      Лефтеропулос
  14. kebeskin 16 января 2015 09:10
    Извиняюсь за оффтоп. Похоже уже и до сибири добрались...
    Народ себя в обиду не дал.

    Митинг с требованием отставки президента РФ Владимира Путина в Красноярске сорвали его сторонники.

    Согласованная в мэрии города акция началась 15 января в 19:00 на Красной площади. Сюда пришли, по оценке корреспондента НГС.НОВОСТИ, порядка 70 человек. Около 15 из них — по заявленной теме митинга.

    Примерно в 4 раза больше человек пришли поддержать нынешнего президента. Они разделились на две группы — молодые люди в спортивной одежде и люди с нашивками «Антидилер» встали по одну сторону от специально установленной сцены со звуком. Другая часть встала на противоположную от сцены сторону.

    Они стояли с лозунгами «Нет майдану», портретами Путина и держали в руках флаг цветов Георгиевской ленты. Во время выступления ораторов они громко скандировали «Путин — наш президент», «Только Путин, только Россия», «Позор».

    Оппозиционеры вышли с плакатом «Путин, руки прочь от Украины». Крики сторонников президента они заглушали музыкой. Спустя полчаса митинг решили прервать.
    1. Reduktor 16 января 2015 09:52
      О как! Оказывается у нас митинг был?! А народ и не заметил)))
    2. Lance 16 января 2015 13:29
      Хирург, катите в Красноярск, работенка есть ! bully
  15. SveTok 16 января 2015 09:28
    В Крыму будет все и все будет хорошо для России.
  16. eugraphus 16 января 2015 09:37
    В России очень много территорий оторванных от центра. Например Калининградская обл., Камчатка, Сахалин, да весь север. И ничего, живут, снабжаются. Уверен, с Крымом всё будет хорошо. Все вопросы решатся.
    1. saag 16 января 2015 09:47
      Цитата: eugraphus
      России очень много территорий оторванных от центра. Например Калининградская обл., Камчатка, Сахалин, да весь север. И ничего, живут, снабжаются.

      Ну да, только почему то педалируется именно тема Крыма, как будто кроме него ничего нет
      1. Ингвар 72 16 января 2015 10:10
        Приветствую! hi
        Цитата: saag
        Ну да, только почему то педалируется именно тема Крыма, как будто кроме него ничего нет

        Вновь приобретённые территории требуют повышенного внимания и заботы. Никуда не денешься!
        Здесь как с бабами: новую подружку чаще жены вниманием балуешь! laughing
    2. Лефтеропулос 16 января 2015 13:07
      Политическая карта Восточной Европы и Прибалтики сейчас очень неустойчива, а положение Содомских Штатов сейчас похоже (процентов на 70%) на состояние германских оккупационных войск в 1918 году. Так что не за горами то время, когда Литва отправит Далю Грибовскую уборщицей в ООН и заплатит России за Клайпеду и Вильнюс сухопутным коридором до Калининграда, заодно попросив восстановить Игналинскую АЭС.
      Лефтеропулос
  17. jekasimf 16 января 2015 09:39
    Цитата: BecmepH
    Несомненно, мы рады за Крым и крымчан.А что скажут сами крымчане? Как вы, братцы, не разочаровались? Есть крымчане?

    Есть,есть.Все нормально.Мы свое слово сказали еще 16-го марта 2014.
    А на вопрос,зачем России Крым и надо ли на него тратиться-отвечу вопросом:Представте,что бы было с Россией,если бы планы США и их шавок-бандерлогов,воплотились?
    Не все меряется деньгами.Надо хоть немного и о будущем думать.
  18. vano1305 16 января 2015 10:14
    Эх, нужен мост...будет мост, будет всё!
  19. GOGY 16 января 2015 10:19
    Сухопутный коридор нужен был ещё вчера ! Почему остановили ополченцев на подступах к Мариуполю ? В итоге была утеряна инициатива и фашисты получили передышку . Кому на руку были минские переговоры , если было ясно , что хунта не выполняет и не будет выполнять договорённостей ? И с кем договариваться ? С убийцами ? И что за странная ротация укровойск в донецком аэропорту ? Кто придумал этот бред ? А теперь ещё и уголёк хунте подкинули , чтобы бандеровцы не мёрзли . Может это всё часть какого-то хитрого плана , но уж настолько хитрого , что остаётся развести руками what Напоминает удаление гланд через задний проход . Зла не хватает ... И кстати как там насчёт моста , насколько я знаю проектная документация ещё не готова а цена уже выросла с 50 до 300 млрд. рублей и думаю это не предел ...
    1. Фин 16 января 2015 11:05
      Цитата: GOGY
      И что за странная ротация укровойск в донецком аэропорту ? Кто придумал этот бред ? А теперь ещё и уголёк хунте подкинули , чтобы бандеровцы не мёрзли . Может это всё часть какого-то хитрого плана , но уж настолько хитрого , что остаётся развести руками Напоминает удаление гланд через задний проход . Зла не хватает .

      Да не убивайтесь вы так. На месте виднее, что надо делать. Все эти подарки были за какие-то уступки укропов. К примеру не обстреливать эл. подстанции и еще что-то.
  20. TribunS 16 января 2015 11:05
    Когда речь заходит о Крыме и Севастополе, то сердца россиян-патриотов наполняются теплом из-за понятной им их значимости для России,, как объединительного начала жителей русского государства, разваленного космополитом-иудушкой Горбачёвым и хроником Ельциным...
    Крым и Севастополь вернулись в "родную гавань" навсегда!
    TribunS
  21. maks197010 16 января 2015 11:28
    Я сам из Крыма, и знаю настроение крымчан, они рады возвращению домой! И готовы терпеть любые трудности, знают, что трудности временные! Мы 23 года этого ждали! Главное - Мы дома!!! drinks
  22. MihailK1969 16 января 2015 11:41
    Вы меня конечно простите, НО... Автор в Бреду чтоли??????? ЧТО ЭТО??? - "...три ракетоносца с ядерным оружием, десять ракетоносцев поражения и тридцать ракетоносных фрегатов..." - Это что за состав ЧФ при СССР? Это что за классы кораблей? Бред сивой кобылы...
    MihailK1969
    1. Лефтеропулос 16 января 2015 12:37
      Это автор использует терминологию НАТО, поскольку ссылается на вражеский источник. Входите в положение, он ведь ничего не скрывает.
      Лефтеропулос
    2. Alexey RA 16 января 2015 12:47
      Хе-хе-хе... а это Вас не удивило:
      По мнению Международного института стратегических исследований (IISS), ударным ядром ЧФ СССР считались 45 ударных кораблей, из которых наиболее значительными морскими военными кораблями были два ракетных авианосных крейсера “Москва” и “Ленинград”

      Не иначе, иксперды IISS курили... эээ, то есть читали доклад Пентагона, изданный перед утверждением очередного военного бюджета США. Потому как крейсера проекта 1123 всю жизнь были противолодочными крейсерами (вертолётоносцами) без крылатых ракет (только с ЗРК и ПЛРК 1-го поколения).
  23. Sauron80 16 января 2015 11:51
    Цитата: Фин
    Цитата: GOGY
    И что за странная ротация укровойск в донецком аэропорту ? Кто придумал этот бред ? А теперь ещё и уголёк хунте подкинули , чтобы бандеровцы не мёрзли . Может это всё часть какого-то хитрого плана , но уж настолько хитрого , что остаётся развести руками Напоминает удаление гланд через задний проход . Зла не хватает .

    Да не убивайтесь вы так. На месте виднее, что надо делать. Все эти подарки были за какие-то уступки укропов. К примеру не обстреливать эл. подстанции и еще что-то.

    Отличный размен - подстанции ведь строить потом надо, а людишек бабы еще нарожают.
    Вам не кажется слишком циничной такая уступка?
    1. Лефтеропулос 16 января 2015 13:13
      Во власть приходят только циники. Фамилий называть не надо.
      Лефтеропулос
  24. Семенов 16 января 2015 12:19
    Говорят, земля там пока дешевая для строительства домика. Надо прикупить, опять же инвестиции в Крым...
  25. Лефтеропулос 16 января 2015 12:35
    Спасибо автору за статью, но позвольте наступить вам на ногу за реклоузеры.
    Лефтеропулос
  26. 31rus 16 января 2015 13:31
    Не понял у кого тут сомнения по поводу Крыма?Да в России много проблем ,но Крым -это Россия,сделаем мост,построим и ТЭЦ и АЭС,найдем и решения с водоснабжением,все будет хорошо уверен в этом
    1. ватник 16 января 2015 13:51
      Очень даже хорошо ,что так получилось Крым не нужен был той и тем более нынешней Украине,это для неё лишь источник дохода и возможность прибыли как и Донбасс-Луганск.
      Мы же с переходом( заметьте добровольным переходом) Крыма в состав России получили просто уникальный( с почти исправной инфраструктурой территорию,которую впрочем и создавал в своё время СССР,а не как не Украина) регион с нашей главной ВМБ на Чёрном море, с 2,5 миллионами(в основном русскими) населения ну и курорт конечно.Так что это "приобретение" просто бесценно.А остальное всё со временем "утрясётся".
      1. saag 16 января 2015 14:01
        Цитата: ватник
        Крым не нужен был той и тем более нынешней Украине

        Ну вообще то и РФ Крым как то не особо и нужен был, не случись майдана и далее не нужен был
        1. ватник 16 января 2015 16:16
          Ну как сказать + СВОЯ, а не съёмная база ВМФ +важный плацдарм для размещения других ВВ, и контроля всего Чёрного моря + почти полный контроль над проливами между Чёрным и Каспийскими морями + 2,5 миллиона лояльного населения + база отдыха в случаи запрета зарубежных поездок + достаточно развитая инфраструктура, в том числе и военная ну и т. и д.
          А своя квартира, где ты хозяин ,несравненно лучше чем съёмная.
          Пусть даже её владелиц, твой хороший друг smile
          Вот теперь можно там и С- 500 разместить не у кого не спрашивая:
          Крупное изображение пусковой установки системы ПРО С-500(предположительно):

          http://www.militaryparitet.com/perevodnie/data/ic_perevodnie/6541/
  27. Hronyaka 16 января 2015 14:13
    Уже пора наказывать за само понятие: "Цена возврата Крыма". При том всех кто повторяет эту глупость!!!
    Собирание земель русских и русского народа, деньгами не меряют. А если для вас деньги очень сильно важны в этом деле, значит Вы - НЕ РУССКИЙ!
    1. MihailK1969 16 января 2015 15:09
      Цитата: Hronyaka
      Собирание земель русских и русского народа, деньгами не меряют.

      Пардон - для чего "собирание"? Ваша версия ДЛЯ ЧЕГО? СВОЁ РОДНОЕ население, провинция, просто Нищие....Вам Патриотически на них "всё равно"....
      Суть объясните "собирания" - для чего...и что сие даст конкретно Народу?
      MihailK1969
      1. ватник 16 января 2015 16:28
        Цитата: MihailK1969

        Пардон - для чего "собирание"? Ваша версия ДЛЯ ЧЕГО? СВОЁ РОДНОЕ население, провинция, просто Нищие....Вам Патриотически на них "всё равно"....
        Суть объясните "собирания" - для чего...и что сие даст конкретно Народу?

        В данном случаи во многом ,для того что бы спасти населении Крыма от пришедших к власти путём переворота ставленников США и Израиля "ярых" последователей Бандеры и фашистов.
        1. MihailK1969 16 января 2015 17:08
          Цитата: ватник

          В данном случаи во многом ,для того что бы спасти населении Крыма от пришедших к власти путём переворота ставленников США и Израиля "ярых" последователей Бандеры и фашистов.

          В чистом Виде БРЕД! А как же свое РОДНОЕ население? А почему Вам на него Патриотически По?
          Кстати - А Вы то можете прокомментировать "А если для вас деньги очень сильно важны в этом деле, значит Вы - НЕ РУССКИЙ!" ....
          MihailK1969
  28. сунженец 16 января 2015 16:39
    Лучше пусть деньги из бюджета поступают на развитие Крыма (они вернутся сторицей), чем на карманные расходы Рамзану.
    Статья местами бестолковая. По поводу "биологического богатства Азовского моря", как житель Азовского побережья, скажу - а нету их уже. Осетровые, судак, пиленгас в 90-е ловили самыми хищническими методами (как в России, так и на Украине). В то время килограмм осетрины стоил дешевле килограмма свинины. У нас в городе было 2 рыбзавода, оба умерли. Так что эти богатства уже освоили.
  29. viktor561 16 января 2015 17:03
    Главное, что бы не превратили Крым во второй "Сочи", который среднему россиянину стал не по карману , а остался бы всенародной здравницей! Но если там сделают игорную зону, то прощай "здравница".
  30. oksanamcarevush 16 января 2015 17:10
    После того, как Крым был присоединен к России, присоединение Юго-Востока или создание там российского протектората стало военно-политической неизбежностью. Военной, потому, что в силу своего географичекого положения и ландшафта, Крым абсолютно незащитим, без контроля материка. Для того, чтобы просто контролировать пригодное для десантирования крупных сил на всем своем протяжении побережье, в Крыму необходимо сосредоточить явно избыточные силы (не менее ста тысяч человек). И это все равно не поможет. Только в двадцатом веке Крым четырежды захватывался в сжатые сроки и меньшими, либо равными по численности войсками. В 1920 году Фрунзе сбросил в море 120 тысячную армию Врангеля. В 1941 году Манштейн разгромил в Крыму группировку советских войск, насчитывавшую от 200 до 350 (по разным данным) тыс. чел. в 1942 году тот же Манштейн, сражаясь на два фронта, разгромил Крымский фронт на Креченском полуострове и Приморскую армию в Севастополе. Общая численность разгромленных им войск – свыше полумиллиона человек. Но до этого немцы не смогли предотвратить проведение Керченско-феодосийской десантной операции, объединения плацдармов и создания Крымского фронта. Между тем, упомянутый разгром Манштейном значительно превосходящей его количественно и качественно (по военной технике) группировки советских войск, в условиях необходимости сражаться на два фронта, свидетельствует о том, что это был военный талант первого порядка. И даже он не смог предотвратить свободного десантирования крупных сил в Крыму. Наконец в 1944 году 17-я немецкая армия, общей численностью 170-200 тыс. чел., до этого практически год успешно оборонявшаяся от многократно превосходивших ее по численности советских войск на Кубани, была молниеносно разгромлена в Крыму равными силами Красной Армии сразу же после того, как советские войска заняли Северную Таврию. Политическая неизбежность деструкции украинского государства связана с тем, что ни один киевский режим не признает потери Крыма. Значит с международно-юрилической точки зрения позиция России останется уязвимой в исторической перспективе . А вот в случае исчезновения современного украинского государства соврешенно неважно, будут ли на его месте российские провинции, подмандатные территории России и ЕС или какие-то новые государственные образования – в любом случае все это будет создано уже в новой политической реальности (с российским Крымом) и вынуждено будет эту реальность признавать. Это означает, что неизбежен не только контроль над Юго-Востоком, но и поход на Киев.
    oksanamcarevush
    1. Борис1982 16 января 2015 23:49
      Цитата: oksanamcarevush
      ... Крым абсолютно незащитим, без контроля материка....

      Абсолютно не согласен. Как раз на порядок большая оборонопригодность Крымского перешейка по сравнению с Донбасом, сделали не возможной в Крыму кровавую вакханалию, которую мы наблюдаем в Новороссии. Что до исторических примеров, то это просто подтверждение факта, что нет таких ситуаций, которые невозможно было бы проиграть. А по поводу десантных операций в зоне господства (абсолютного) вражеского флота даже не хочется и комментировать.
    2. dzau 5 февраля 2015 15:29
      Цитата: oksanamcarevush
      В 1941 году Манштейн разгромил в Крыму группировку советских войск, насчитывавшую от 200 до 350 (по разным данным) тыс. чел.

      Глупости не пишите. Разгром сосредоточенных на перешееке войск - заслуга зашуганного Мехлисом Козлова, ну и самого Льва захаровича.

      Неплохо укомплектованная советская группировка, имей она нормальное командование, могла бы если и не отстоять полуостров (что сомнительно, в силу общего положения к 1941-му на фронтах), то задать немцам жару, что вынудило б вермахт перебрасывать дополнительные крупные части.

      **
      Пример деморализованной и не имеющей нормального снабжения, но имеющей "взрывоопасный тыл" Врангелевской группировки - т. более некорректен. Это как сравнивать одну только численность войск Германии в 1945г. и численность РККА, игнорируя все остальные факторы. Такие, как испуганных пацанов и их гражданских папаш в фольксштурме против прошедших огонь и воду волков, имеющих в качестве тыла всю промышленную мощь огромного союза.

      **
      Крым недаром так важен: это сильнейший в геополитическом плане фактор, естественная военно-морская крепость. Утверждения о его "беззащитности" "в силу своего географичекого положения и ландшафта" - бред.
      dzau
  31. киргиз 16 января 2015 19:10
    Мне кажется странным заявление о невозможности обеспечить боеготовность соединений в Крыму при отсутствии сообщения с материком, но ведь это сообщение есть, оно морское и воздушное, давайте рассматривать Крым как остров и строить инфраструктуру исходя из этого, ведь нельзя построить мосты ко всем островам, и опыт управления островными территориями появится.
  32. oleg1968 16 января 2015 22:22
    Добавлю; был в Крыму в 2013 и 2014гг. На машине катал, в 13 через Белгород и далее.... в Джанкой. В 2014 на пароме есссено. Попытаюсь впечатлениями поделиться, тем-более в 2014 и в Сочи после Крыма "заглянул".
    Итак.....2013год. ОБАЛДЕЛ от "зерновых конвоев" в Белгородской области "четырехосники с прицепами", МАНы,Ивеко и т.д. и т.п. Узкие, но ухоженные дороги, "живые" и богатые села вдоль дорог, одни стоянки около "полевых станов" о достатке многое "говорят". Таможня, 6 часов стоял (запомнил и вспомнил в августе 14 на переправе). Таможня и "погранцы" - только хорошие впечатления, по доброму и быстро (бабло "вымогать", даже намеков НЕТ).
    Границу пересек, и ..... как в 90е попал....... Один большой вопрос в глазах "встречающих" органов власти уКраины - ДЕНЕГ ДАЙ!!! (изворотливые...... просили и предлагали почти все (кроме интима)).
    ....Дальше..... понял сразу, они дороги не ремонтируют ВООБЩЕ!!!! Доказано, коль я самый быстрый на трассе был (у меня Шеви-Нива).
    Дальше Крым .... там навигатор мой "козьими тропами" повел, опять ОФИГЕЛ: в "глубоком" Крыму, надписи некоторых деревень написаны на "А4" и в "файле" прибиты к палочке на въезде в село-деревню.
    ....Крым, август, отдыхал в Евпатории, загорал в Донузлаве (даже на "Казантип" посморел), покатался с тестем (бывшим).... из 5 возможных 4+ ..... (сравнил с Крымом 1986года).
    Обратно, дольше по времени и не менее интересно (Это отдельная история).

    ...2014год. Опять август (опять по навигатору).
    Ростовская область и Краснодарский край "промелькнула", а вот и паром...... а вот и ОБАЛДЕТЬ!!!!!!.... 3 часа 50 минут и я в Крыму, Надо заметить, "предельно вежливые" проверяющие перед паромом.
    Накатал по НАШЕМУ полуострову 1300 верст......Все ОЧЕНЬ ЗДОРОВО!!! (только в Севастополе сигареты искать надо :-))) ).
    ... Вот дальше про КРЫМ, только БОЛЬШИМИ БУКВАМИ..... ПЛЯЖ-300 МЕТРОВ, ПООБЕДАТЬ НА 2Х ВКУСНО И НЕ ДОРОГО (А КУРЯЩИМ РАЙ), СЕВАСТОПОЛЬ РЯДОМ, ГРАФСКАЯ ПРИСТАНЬ И ОБЕДЫ НА "2М ЭТАЖЕ" (сумбурно, но честно).БАЛАКЛАВА, БАХЧИСАРАЙ, ЯЛТА .......!!!!!! А МАССАНДРА С КОКТЕБЕЛЕМ (и винами этих мест), ЭТО ПРЯМО 6 из 5 "возможных".
    .... Кстати, пляж был рядом с Качей, очень красиво на полеты смотреть (может и на "мак-дональдь-кук" оттуда взлетали).
    Потом дорога в Сочи..... паром 12 часов,я этому даже рад, посидели с очень хорошими людьми: Адыгея, Симферополь, Питер ( и козла из-якобы ополчения "шуганули"). Вот даже "МЕНТЫ" и то, с большой буквы работали.
    .....А дальше..... Новороссийк-Туапсе-Сочи........
    Посмотрел, красиво, больше в Сочи и Ко ни ногой (дорого и ни о чем)
    В итоге: в 2015 опять в Крым,(только после Калининграда)
    oleg1968
    1. MihailK1969 18 января 2015 12:53
      "...Границу пересек, и ..... как в 90е попал....... Один большой вопрос в глазах "встречающих" органов власти уКраины - ДЕНЕГ ДАЙ!!! (изворотливые...... просили и предлагали почти все (кроме интима))."...и прочее про Крымские деревни)))) - Вы в провинции бывали? Российской? И как там?
      MihailK1969
  33. Злючный 17 января 2015 10:33
    "запасной командный пункт Черноморского флота (объект №221 «Алсу»" - от него только железобетон и остался, все остальное растащили к сожалению :( Можете погуглить фото

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня