F-111 — один из самых удачных в своём классе

21 декабря 1964 года состоялся первый полет тактического бомбардировщика — первого серийного самолета, обладающего крылом изменяемой стреловидности. Это был прототип американского тактического бомбардировщика F-111. Самолет обладал неофициальным наименованиям «Aardvark» («Трубкозуб»), в австралийских ВВС машину называли еще более забавно «Pig» («Свинья»). Так получилось, что первая ласточка оказалась и самой успешной. За последующие 50 лет американская оборонная промышленность не смогла повторить успех самолета F-111 при создании самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Справедливости ради можно отметить, что советская оборонка также не особо преуспела на этом поприще. После появления стратегического бомбардировщика Ту-160 данная тема в нашей стране оказалась полностью закрытой. Никто и не пытался приблизиться по характеристикам к данному отечественному ракетоносцу, обладающему изменяемой стреловидностью крыла. Всего было построено 35 данных гигантов (из них 8 прототипов), получивших прозвище «Белый лебедь», из них 16 находятся на вооружении российских ВВС.

Однако вернемся в середину прошлого века. В конце 1950-х годов командование американских ВВС пришло к выводу о необходимости разработки нового боевого самолета, который должен был сменить на вооружении тактический истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф». Уже в 1967 году на вооружение американских ВВС поступил его сменщик — самолет F-111, который был создан инженерами фирмы «Дженерал дайнэмикс», сумевшими выиграть конкурс у компании «Боинг». Данный самолет обладал набором удивительных для своего времени характеристик.


F-111 — один из самых удачных в своём классе


Все дело в том, что американские военные хотели получить боевой самолет, который должен был обладать набором практически взаимоисключающих требований. Они хотели получить самолет с грузоподъемностью бомбардировщика, скоростью истребителя и дальностью полета транспортной машины. Они рассчитывали получить летательный аппарат с хорошей управляемостью на малых и сверхзвуковых скоростях, большой боевой нагрузкой и дальностью полета, а также небольшой длиной разбега при взлете.

Послевоенная аэродинамика не предлагала никаких возможных компромиссов. Так, для полетов на сверхзвуковой скорости идеальным образом подходили небольшие стреловидные крылья, а для полетов на небольших скоростях — крыло малой стреловидности и большого удлинения. Единственным возможным выходом из ситуации был переход к крылу, которое обладало бы изменяемой в полете геометрией. В конце 1950-х годов крыло изменяемой стреловидности представлялось отличным решением, благо к тому моменту в авиастроении появились новые материалы и инженерные наработки, которые позволили воплотить идею в жизнь.

При перечислении главных достоинств американского тактического бомбардировщика F-111, который был построен фирмой General Dynamics, на первое место выводят то, что это первый во всем мире серийный самолет, обладающий крылом изменяемой стреловидности. Этот факт был важным слагаемым успеха самолета. Но по-настоящему на первое место следовало бы поставить наличие на самолете РЛС следования рельефу местности. Именно эта особенность позволяла F-111 в боевых условиях не обращать внимания на попытки сбить самолет средствами ПВО, но, правда, лишь до определенного времени.

F-111 — один из самых удачных в своём классе


Первоначально разработчики и не думали создавать самолет с изменяемой геометрией крыла, но рост аппетитов генералов из ВВС вынудил компанию обратиться к крайним мерам. Это привело к существенному повышению стоимости самолета. В этой связи 2/3 потенциальных покупателей новинки просто аннулировали свои заявки на самолет. От инженеров компании General Dynamics требовалось создать машину, объединяющую в себе всепогодный истребитель-перехватчик, бомбардировщик, штурмовик, палубный самолет и разведчик. Максимальная скорость самолета должна была составлять 2,5 М, а крейсерская на дистанции в 600 километров — 1,2 М. Хорошо еще, что в процессе разработки было решено отказаться от идеи с вертикальным взлетом и посадкой.

Но и в этом случае самолет должен был взлетать с обыкновенных грунтовых ВПП протяженностью не более 900 метров, имея боевую нагрузку до 14 тонн, а радиус действия — 1500 км. Удовлетворить всем этим характеристикам, самолет с обычной стреловидностью крыла был не в состоянии. Столь короткой дистанции для взлета при очень большом весе можно было добиться, использовав крыло большой площади. Однако при увеличении скорости полета такое крыло становилось бы сильным тормозом за счет увеличения лобового сопротивления. По этой причине американские конструкторы реализовали схему взлета самолета на «расправленном» крыле. При приближении скорости самолета к сверхзвуку крыло просто складывалось, а планер самолета начинал походить на ракету. При совершении посадки крыло опять «расправлялось».

При этом основным врагом для новой американской машины были даже не вражеские ЗРК, а сама земная поверхность. До General Dynamics никто не строил таких самолетов и не занимался подобными проблемами. Специалисты компании провели огромный объем работ, только на исследования было потрачено 2 миллиона человеко-часов. Еще 5 тысяч часов ушло на продувку макета самолета. Вся же работа по созданию тактического бомбардировщика F-111 потребовала от инженеров General Dynamics 25 миллионов человеко-часов и еще 31 тысячу часов продувки самолета в «трубе». Результатом трудов стало складывающееся крыло, которое оказалось оптимальным. За весь срок эксплуатации машины, который был весьма внушительным (последние самолеты сняли с вооружения ВВС США в 1998 году), механизация крыла не собрала особых нареканий.

F-111 — один из самых удачных в своём классе


Свой первый полет прототип F-111 выполнил 21 декабря 1964 года, а еще через 3 месяца во время полетов начали использовать изменение стреловидности крыла. Построенный самолет получился чересчур дорогим, с момента окончания Второй мировой войны это был самый грандиозный американский проект. На разработку этой боевой машины ушло практически 2 миллиарда долларов. Первоначально планировалось, что самолет будет стоить около 3,7 миллиона долларов за штуку, но потребители начали получать самолеты в 1967 году уже по цене до 18,3 миллионов долларов за самолет. Именно по этой причине было построено всего 563 самолета из 1500 предварительно заказанных машин. Из машины, которая первоначально задумывалась как многоцелевой истребитель, вышел прекрасный всепогодный двухместный тактический бомбардировщик. От других ипостасей машины представители американских ВВС и ВМС отказались.

Появление такой необычной новинки не могло остаться незамеченным по другую сторону океана. Советским ответом на появление тактического бомбардировщика F-111 стало создание фронтового бомбардировщика Су-24, который по-прежнему находится на вооружении российских ВВС. Данный самолет создавался в рамках программы Т-6. Первым вариантом стал самолет Т-6-1. Данная машина создавалась по типу известного на тот момент времени английского тактического бомбардировщика TSR-2, который обладал фиксированным крылом малого удлинения и трапециевидной формы, законцовки крыла были направлены вниз. Однако проведенные исследования показали, что более предпочтительным для самолета будет крыло изменяемой геометрии. Созданный по этой схеме второй прототип внешне уже был похож на американский F-111. В СССР госиспытания новинки Т-6С были завершены лишь в 1975 году, в том же году 4 февраля было принято решение о постановке самолета на вооружение частей авиации ВМФ и ВВС.

Эксплуатация и недостатки

На первых порах новый американский тактический бомбардировщик очень активно применялся во время войны во Вьетнаме. Прежде всего за счет использования РЛС, которая отслеживала рельеф местности и позволяла самолету осуществлять полет на сверхзвуковой скорости и на сверхмалых высотах. Применяемые войсками Северного Вьетнама советские комплексы ПВО С-75 очень хорошо сбивавшие высотные цели, но не могли поразить F-111, которые выполняли полет на высоте ниже 500 метров. За период с 1968 по 1973 годы новый американский самолет выполнил во Вьетнаме до 3 тысяч боевых вылетов.

F-111 — один из самых удачных в своём классе


Главным образом самолеты F-111A применялись во Вьетнаме как бомбардировщики. На малой высоте (до 60-80 метров) они в автономном режиме следовали к цели, огибая рельеф местности. По сути, они выступали прототипом будущих крылатых ракет — координаты заданной цели вводились в бортовой компьютер самолета еще на земле, летчикам оставалось лишь осуществлять контроль за приборами. Даже спустя 40 лет F-111A, по мнению ряда специалистов, не имеет себе равных по возможностям совершения полетов на малых высотах при ударах в глубине обороны противника.

При этом полеты на малых и сверхмалых высотах, когда пилоты полностью вверяли свою судьбу автопилоту, таили в себе много опасностей и требовали от них огромного напряжения — самый небольшой сбой автоматики мог закончиться катастрофой. Не случайно в клубах пилотов F-111 очень часто были вывешены листки с черным юмором. Надписи на них гласили: «Эффективность ЗРК не превышает 15%, зенитной артиллерии — 5%, земли — не менее 100%». Справедливости ради стоит отметить, что на самолетах имелся специальный автомат, который должен был в случае сбоя РЛС рельефа выводить машину на «бочку» с большими перегрузками.

Всего во Вьетнаме американцы потеряли 5 самолетов F-111. Лишь о двух потерях известно, что они были сбиты новым советским комплексом ПВО С-125, который мог осуществлять захват целей, находящихся на высоте от 20 метров над земной поверхностью. В то же время 3 других тактических бомбардировщика были потеряны как раз из-за отказа высотного автопилота.

F-111 — один из самых удачных в своём классе


Как первой серийной машине с крылом изменяемой стреловидности самолету F-111 были присущи все «родовые проклятия» этого типа самолетов. Одним из них было утяжеление его конструкции за счет применения очень сложных механизмов трансформации крыла в полете. Также очень сильно повышались требования к подготовке летчиков для данной машины. Росла стоимость эксплуатации. Но американским инженерам удавалось успешно бороться с этими недостатками, и путем периодической модернизации самолет оставался на вооружении американских ВВС до 1998 года. Таким долголетием тактические бомбардировщики могут похвастаться очень редко. Основным аргументом для полной замены F-111 на F-16 стала главным образом высокая стоимость эксплуатации первых.

В дальнейшем самолеты с изменяемой стреловидностью крыла не пользовались особой популярностью в Америке. Всего там было создано три таких серийных машины. Вторым самолетом с изменяемой стреловидностью крыла был истребитель-перехватчик F-14 Tomcat. Главным его достоинством выступали не летные качества, а современная мощная РЛС, которая могла вести одновременно 24 цели, а также высокоточное оружие, поражающее цели на удалении до 180 км, которое помимо всего прочего отличалось запредельной стоимостью в 500 тысяч долларов. У истребителя F-14 Tomcat были очень низкие показатели живучести: из 478 самолетов, которые эксплуатировались в США, по разным причинам было утеряно 166 машин. В этом плане он напоминает советский Су-24, который был очень сложен в управлении и в настоящее время считается одной из наиболее аварийных машин в ВВС России.

Третьим американским самолетом с изменяемой стреловидностью крыла был стратегический бомбардировщик B-1 Lancer. С точки зрения целесообразности создания этот самолет больше похож на недоразумение. Первоначально компания Rockwell изготовила 4 прототипа, которые могли развивать скорость до 2300 км/ч. При такой скорости действительно возникала надобность в снижении лобового сопротивления в полете. Но затем у компании что-то не заладилось, и максимальная скорость 100 серийных бомбардировщиков B-1B составила 1320 км/ч. При этом на такой скорости нормально себя показало бы и обычное стреловидное крыло.

F-111 — один из самых удачных в своём классе


Летно-технические характеристики F-111E:

Габаритные размеры: размах крыла — 19,2 м (развернутое положение), 9,47 м (сложенное положение), площадь крыла — 61,07 м2 (развернутое положение), 48,77 м2 (сложенное положение), длина — 24 м, высота — 5,22 м.
Масса максимальная взлетная: 45 359 кг, пустого — 21 394 кг, снаряженного — 37 577 кг.
Силовая установка: два двухконтурных турбореактивных двигателя Pratt & Whitney TF-30-P-100, максимальная тяга 79,6 kN, на форсаже — 112 kN.
Масса топлива (во внутренних баках) — 14 700 кг.
Максимальная скорость полета — 2655 км/ч (М=2,5).
Посадочная скорость — 200 км/ч.
Боевой радиус действия: 2140 км, перегоночная дальность — 5190 км.
Практический потолок — 17 985 м.
Экипаж — 2 человека.
Вооружение: подвесная многоствольная пушка M61A1 (20 мм), а также 2 УР AIM-9P3, боевая нагрузка — 14290 кг на 8 узлах подвески.

Источники информации:
http://svpressa.ru/post/article/107909/?rintr=1
http://www.militaryparitet.com/vp/45
http://www.popmech.ru/weapon/6534-samolety-transformery-besperspektivnaya-perspektiva/#full
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 43
  1. inkass_98 16 января 2015 07:22
    Вна Руине гуляет ролик, обещающий скорую поставку в ВСУ около 50 самолетов F-111. И тогда они всех победят прямо сразу. Свидомые забываю только следующее: такого количества боеготовых самолетов вряд ли можно набрать в исторически обозримом времени; этот самолет потребует создания собственной инфраструктуры - техники, оружие, системы связи, соответствующее топливо и заправщики, банальные запчасти ит.д. и т.п. Не говоря уже об обучении экипажей. А самолет был интересен еще и тем, что наши конструкторы многое взяли от него для Су-24, о чем не стеснялись говорить.
    1. Commodus 16 января 2015 07:56
      Ну и еще это один из немногих лично для меня красивейших самолетов американцев. Первое место у ееня занимал и там видимо останется 14, а третье тайгеркэт.
      1. Nayhas 16 января 2015 08:32
        Цитата: Commodus
        а третье тайгеркэт.

        F7F-1 Tigercat?
        1. supertiger21 16 января 2015 10:40
          Основным аргументом для полной замены F-111 на F-16 стала главным образом высокая стоимость эксплуатации первых.


          Здесь не очень согласен с автором.По моему заменой для F-111 стал ударный F-15E "Страйк Игл", принятый на вооружение в 1988 году.
          1. Bad_gr 16 января 2015 17:58
            Нос F-111 после столкновения с птицей:


            1. Комментарий был удален.
            2. ksv1973 16 января 2015 19:13
              Цитата: Bad_gr
              Нос F-111 после столкновения с птицей:



              Ни фига себе! Это что же за птичка ТАКОЕ сделала?! Первый в истории летающий страус, похоже.
              1. crazyrom 17 января 2015 00:01
                От инженеров компании General Dynamics требовалось создать машину, объединяющую в себе всепогодный истребитель-перехватчик, бомбардировщик, штурмовик, палубный самолет и разведчик.

                Так вот где ж0па откуда ноги у Ф-35 растут!
              2. Комментарий был удален.
              3. An60 18 января 2015 10:13
                Птичку...жалко... crying
      2. 0255 16 января 2015 11:25
        Цитата: Commodus
        Ну и еще это один из немногих лично для меня красивейших самолетов американцев. Первое место у ееня занимал и там видимо останется 14, а третье тайгеркэт.

        позволю себе влезть в первые строчки комментариев. Как по мне, самый красивый американский самолёт - Northrop/McDonnel-Douglas YF-23, который конкурировал с Ф-22
      3. Андрей77 16 января 2015 15:14
        Плюсую. В F-14 tomcat есть шарм, который F-18 hornet потеряли. А F5 tiger меня как-то не возбуждает, хотя с летной точки зрения он обходит всех.
      4. Архонт 16 января 2015 16:36
        миг-23млд тоже красивый
        1. WS 16 января 2015 21:32
          Второй по моему МиГ-23УБ
          WS
        2. sivuch 16 января 2015 21:53
          Это ливийский МС
    2. Афиноген 16 января 2015 10:38
      Цитата: inkass_98
      Вна Руине гуляет ролик, обещающий скорую поставку в ВСУ около 50 самолетов F-111.



      Они стоят ждут когда их восстановят чтоб отправить в укропию laughing
      1. Bongo 16 января 2015 13:50
        Цитата: Афиноген
        Они стоят ждут когда их восстановят чтоб отправить в укропию

        Это снимок 20-ти летней давности, большая часть этих машин уже разделана на металл.
    3. Sergei1982 16 января 2015 13:14
      Да ф-111 это хорошии самолет для своего времени су-24 совсем не то,ВАФ говорит Су-34 можно назвать современным аналогом Ф-111.
    4. Bongo 16 января 2015 13:48
      Цитата: inkass_98
      Вна Руине гуляет ролик, обещающий скорую поставку в ВСУ около 50 самолетов F-111. И тогда они всех победят прямо сразу.

      А где они их возьмут? Эти самолёты остались только в виде музейных экспонатов, даже в Девис-Монтен их уже на хранении уже нет.
    5. 73bor 16 января 2015 19:52
      Похожесть Су-24 и F-111 это не принципиально и то в общей компоновке ,да и о "надёжности" 111-х всегда ходили легенды ,а Су-24 давно перещеголял F-111 по долгожительству. Забудьте про "ворона" это уже трупп ...
  2. MooH 16 января 2015 10:22
    Статья интересная, но много косячков. Видимо переводная. Особенно меня позабавило про "бочку" при отказе РЛС огибания поверхности. Это видимо, чтобы землю во всей красе на последок увидеть laughing
    1. Petrix 16 января 2015 12:51
      ... которые могли развивать скорость до 2300 км/ч. При такой скорости действительно возникала надобность в снижении лобового сопротивления в полете. Но затем у компании что-то не заладилось, и максимальная скорость 100 серийных бомбардировщиков B-1B составила 1320 км/ч. При этом на такой скорости нормально себя показало бы и обычное стреловидное крыло.


      А я то, грешным делом, думал что уменьшать стреловидность нужно для улучшения аэродинамических свойств при посадке на малых скоростях. Ан нет - механизм изменения стреловидности СНИЖАЕТ лобовое сопротивление и при скорости порядка 2000 км/ч просто незаменим! belay
    2. Bongo 16 января 2015 13:55
      Цитата: MooH
      Статья интересная, но много косячков.

      А мне ещё вот это "понравилось", цитата:
      У истребителя F-14 Tomcat были очень низкие показатели живучести: из 478 самолетов, которые эксплуатировались в США, по разным причинам было утеряно 166 машин. В этом плане он напоминает советский Су-24, который был очень сложен в управлении и в настоящее время считается одной из наиболее аварийных машин в ВВС России.

      Как можно сравнивать палубный "Томкет" с F-111? Как известно бьются при взлёте и посадке на авианосец в разы больше.
      Что касается Су-24, то высокая аварийность была в первые годы эксплуатации ранних модификаций. В настоящее время это вполне надёжная машина.
      1. Argon 16 января 2015 15:24
        В том то и дело,что 111й задумывался как универсальная,в том числе и палубная машина.Именно он,изначально был носителем комплекса дальнего воздушного перехвата ВМС.Неудача Ф-111 на"палубе"санкционировала разработку Ф-14.По поводу Су-24,автор абсолютно прав,машина довольно строгая в пилотировании,можно сказать коварная,ОЧЕНЬ сложная по штопору.Эксплуатационно имеющая кучу ограничений по режимам,со временем их число растет.Даже в самые тяжелые времена в ВВС не забывали ,что данная платформа(Су-24)первая в очереди на замену.
        1. Bongo 16 января 2015 15:29
          Цитата: Argon
          В том то и дело,что 111й задумывался как универсальная,в том числе и палубная машина.

          Я в курсе, но на мой взгляд эта затея была заранее обречена. Хотя в штатах и С-130 умудрялись на авианосец садить.
      2. 79057330785 21 марта 2015 15:07
        "Томкет" уступал по надёжности "Иглу" и другим машинам. Су-24 и сейчас регулярно бьётся-регулярно поступают сообщения в СМИ, что разбился самолёт данного типа. F-111 самолёт опередивший время, один из его пилотов на вопрос "У Вас бомбы умные?" Сказал "Нет, но у нас умные самолёты". Он мог точно применять даже обычные бомбы. Большая полезная нагрузка его также положительно выделяет.
    3. ССИ 16 января 2015 16:05
      Цитата: MooH
      Особенно меня позабавило про "бочку" при отказе РЛС огибания поверхности. Это видимо, чтобы землю во всей красе на последок увидеть

      Имелась в виду "горка", а не "бочка".
      1. Argon 16 января 2015 23:30
        А может этот"Геркулес"просто взлетает как те"Митчелы"на Токио smile ???Если быть объективным то обход препятствий на сверхмалых производится"кадушкой"-неправильной,недоведенной"бочкой"когд
        а машина вращается не вокруг вектора тяги, а вокруг"трубы"радиус которой будет чуть больше размера препятствия препятствия,т.к.скорость крена при третьем положении крыла(угол стреловидности более 60 градусов) гораздо выше скорости тангажа.Вообще резкие перекладки руля высоты(особенно в плотных слоях)чреваты выходом на критические углы атаки крыла,что способствует(пусть и кратковременно)потере управляемости,а то и срывом в штопор.
        1. MooH 16 января 2015 23:51
          Здесь то речь не об обходе препятствия, а об аварийном маневре при отказе автоматики. Соответственно, что "бочка", что ваша "кадушка" тут одинаково неуместна. Речь 100% идет о наборе высоты. Скорее всего, в иностраноязычном оригинале написано "горка", а долбоклюй переводчик перевел "бочка".
  3. Волосатый сибиряк 16 января 2015 11:15
    Интересный и прорывной самолёт для своего времени:
    Изменяемый угол стреловидности, необыкновенно мощная для истребителя механизация крыла, поворачиваемые пилоны на подвижной части крыла, двухконтурный ТРД, автоматическая система огибания рельефа местности, всепогодный прицельно-навигационный комплекс, низковысотный сверхзвуковой полет.
    Первый в мире самолет с изменяемой геометрией крыла ставшим, на боевое дежурство, в ноябре 1970 года.

    Какие только прозвища не давали ему:"Ошибка МакНамары", "Земляная свинья"(за остроконечный, длинный нос).Однако австралийцы использовали его до 2010 года!
    Также на базе F-111A был создан самолёт радиоэлектронной борьбы EF-111A:
    1. andrey-ivanov 16 января 2015 16:07
      Австралийские военные выбрали этот самолёт в основном за приличную дальность полёта и немалую боевую нагрузку. Но в основном за способность нести сразу 6 ПКР "Гарпун", т.к. в Австралии 111-й использовали в основном именно как носитель ПКР против морских целей. Больше нигде в мире данная машине на вооружении не состояла.
  4. gregor6549 16 января 2015 11:23
    Откуда автор взял, что Ф111 один из самых удачных самолетов непонятно. Сами американцы его таковым не считали и старались избавиться от Ф111 всеми силами.
    Такого же мнения были о Ф111 и австралийцы, которым пришлось с Ф111 мучиться дольше всего. Особенно их доставали относительно низкие причастные характеристики планера, приводящие к многочисленным трещинам. В Австралии была даже разработана спец технология позволяющая заделывать (заклеивать) эти трещины и продлять срок службы Ф111 до тех пор пока все австралийские Ф11 не были заменены на Ф18
    Непонятна также недооценка автором бомбера Б1. На момент принятия на вооружение он был весьма грозным бомбимом, способным летать на предельно низких высотах с сгибанием рельефа местности. Сейчас данный самолет проходит программу глубокой модернизацию и пока никто не собирается списывать его со счетов. Вообще американцы стараются пока это возможно и целесообразно обходиться модернизацией существующей военной техники и вооружения вместо бесконечного создания все новых и новых образцов, т.к. понимают что каждый новый образец это кот в мешке и насколько и когда этот кот окажется боевым котом, а не ожиревший кошкой еще большой вопрос, а боевую готовность нужно обеспечивать здесь и сейчас.
  5. 0255 16 января 2015 11:28
    Читал что во время бури в пустыне 1991 года Ф-111 по наземным целям показал лучшую результативность, чем Ф-15Е и Ф-16.
    1. TIT 16 января 2015 19:50
      состав ввс США на тот момент 1991г
      Этим весьма ограниченным силам агрессор к началу боевых действий противопоставил 680 боевых самолетов ВВС (в том числе 488 - ВВС США), размещенных на территории Италии (авиабазы Авиано, Истрана, Джоя дель Коя), Германии, Великобритании и США, 421 самолет обеспечения, 49 самолетов-разведчиков и 109 вертолетов (всего 1259 ЛА). Парк боевых самолетов был представлен стратегическими бомбардировщиками В-1В, В-2А и В-52Н (США), а также тактическими самолетами А-10А (США), F-15C, F-15Е(США), F-16A, F-16AM (Бельгия, Голландия), F-16C (США), F/A-18C (Испания, Канада), F-104S (Италия), "Торнадо" (Великобритания, Германия, Италия), "Ягуар" (Великобритания, Франция), "Харриер" (Великобритания), "Мираж" 2000 (Франция).

      если не ошибаюсь их Ф-111 отправили в запас после налёта на Ливию в 1986 г.
      TIT
      1. TIT 16 января 2015 20:02
        а хотя соврал recourse

        В ходе операции «Буря в Пустыне» самолеты наносили удары по наземным целям обычными бомбами и бомбами GBU-15 и «Пэйвуэй» с лазерным наведением Авиация многонациональных сил действовала, в основном, со средних высот, F-111
        исключением не являлись. Всего «муравьеды» выполнили более 4000 боевых вылетов. Объектами ударов являлись нефтеперекачивающие станции, командные пункты и радиолокационные станции иракской ПВО. Согласно сообщениям «по горячим следам», самолеты F-111F уничтожили порядка 1500 единиц иракской бронетехники, затем цифру уменьшили до 1000, а на рубеже веков в США появилась информация о завышении эффективности действия авиации в период войны в Заливе примерно на 70%. Экипажи F-111F успешно применяли корректируемые авиабомбы GBU-28 с телевизионным наведением на цель. Кадры, передаваемые оптическими головками сброшенных с F-111 корректируемых бомб, обошли телеэкраны всего мира. Помимо телевизионных использовались обычные бомбы и бомбы GBU-15 и «Пэйвуэй» с лазерным наведением.
        В ходе войны неоднократно отмечались попытки иракских истребителей атаковать EF-111А. Вероятно, самолеты РЭБ считались для летчиков МиГов ВВС Ирака целями наивысшего приоритета. Американские постановщики помех ослепили ПВО противника - пилоты самолетов союзников отмечали, что зенитные ракеты запускались по баллистическим траекториям, иначе говоря - не работали РЛС наведения зенитно-ракетных комплексов. Тем не менее один EF-111А был сбит, вероятно - огнем зенитной артиллерии.
        TIT
  6. Lance 16 января 2015 11:37
    По совокупности характеристик скорость-полезн нагрузка-дальность в этом классе и сейчас у 111 нет аналогов.
  7. rubin6286 16 января 2015 11:49
    F-111, в свое время, действительно поражал новизной использованных в нем конструкторских решений. Он обладал достаточно высоким потенциалом модернизации и потому состоял на вооружении США и ряда других стран довольно продолжительное время. Ряд важных конструктивных особенностей был отмечен советскими специалистами при изучении машин, сбитых во Вьетнаме и в дальнейшем применен при создании фронтового бомбардировщика СУ-24. Автор статьи не упомянул в ней еще и о таких особенностях американского самолета, как о полностью отделяемой кабине экипажа, повышающей шансы на выживание экипажа в случае поражения машины наземными средствами ПВО и автоматизированной системе управления стреловидностью крыла. По мнению пилотов F-111,сбитых над Вьетнамом, именно отделяемая кабина спасла им жизнь.
    1. sivuch 16 января 2015 22:03
      Это которые остались в живых.А многие так и погибли ы этих капсулах
      http://www.ejection-history.org.uk/Aircraft_by_Type/F_111/F-111.htm
  8. Petrix 16 января 2015 13:01
    Статейка из "Популярной механики":
    Самолеты-трансформеры: Бесперспективная перспектива
    Самолеты с крылом изменяемой геометрии плохо летали и плохо воевали, но строились в огромных количествах по обе стороны океана.

    http://www.popmech.ru/weapon/6534-samolety-transformery-besperspektivnaya-perspe
    ktiva/#full
  9. ван-зай 16 января 2015 13:49
    Очень серьёзный самолёт. Превосходный бомбер. Автор не упоминул ФБ-111. По мне- Ф-111 один из шедевров авиации.
  10. Крэнг 16 января 2015 15:45
    Наш Су-24 круче.
    Крэнг
    1. капрал 17 января 2015 02:16
      Я уважаю Ваш патриотизм, но,когда он переходит в "уря-дебелизм"-это не есть гуд. negative
      Су-24 создавался как ответ F-111.Причем в сжатые сроки,и с худшими характеристиками.
      Если интересует эта тема-поищите в сети док.фильм о созданииСу-24.там разработчики открытым текстом рассказывали и о задании"партии и правительства", и о фотографировании F-111 на какой то выставке, и возникших технических и технологических трудностях.
      С уважением hi
  11. Aviaded 16 января 2015 16:54
    В статье имеется ряд неточностей. F-111 не летали на сверхзвуке в режиме следования рельефу местности. На испытаниях такой режим проверялся. Но было определено, что при огибании какого-нибудь препятствия сверху на сверхзвуке, машина слишком высоко "выскакивала" вверх над поверхностью препятствия. Где обнаруживалась РЛС противника. Что сводило на нет всю маскировку маловысотного полета. Попытка уменьшить "выскакивание" приводила к резкому росту перегрузок. В результате поэкспериментировав в этой области, американцы от использования сверхзвука в маловысотном полете отказались.
    Опять же непонятна тоска по тому, что перестали строить самолеты с изменяемой стреловидностью. Такая компоновка объяснялась предполагаемой двухрежимностью применения. Где на высоте на сверхзвуке, а где и низэнько с огибанием. Развитие ЗРК полностью сняло с повестки дня высотный скоростной полет. Достоинства крыла с изменяемой стреловидностью более чем компенсируются его недостатками. Например усложнением конструкции и утяжелением из-за наличия механизма изменения. В результате исследований и у нас и на Западе пришли к другим вариантам крыла. И совершенно нельзя сказать, что появившиеся после F-14, F-111, Су-24 и МиГ-23 машины, вышли неудачными.
  12. Денимакс 16 января 2015 20:05
    Одной из главной причины отказа, была не удачное расположение пилотов. Считается, что пилоты должны сидеть тандемом, Чтобы у каждого пилота, был полный обзор во все стороны.
    Вторая причина, это изменяемая стреловидность. Заморочки для механиков, и вообще в обслуживании техники.
  13. фа2998 17 января 2015 17:32
    Цитата: Денимакс
    Одной из главной причины отказа, была не удачное расположение пилотов. Считается, что пилоты должны сидеть тандемом, Чтобы у каждого пилота, был полный обзор во все стороны.
    Вторая причина, это изменяемая стреловидность. Заморочки для механиков, и вообще в обслуживании техники.

    Вообще-то расположения пилотов в наших СУ-34 и КА-52 специалисты оценивают как оптимальные и прорывными.Значит у"них"это плохо а у нас хорошо.Тандемное расположение-задний пилот видит только по сторонам.А по статье-Ф-111 был первым с изм.геометрией-от ошибок никто не застрахован.Хорошо ,что сделали мало,вроде как пробный камень. hi
  14. Будущийгод 17 января 2015 19:51
    Очень достойный боевой самолёт.
    Будущийгод
  15. Рожден в СССР 19 января 2015 13:54
    Отличный Самолет!Молодцы американцы!
  16. yuri31a 19 января 2015 16:15
    Классный самолёт! С детства им восхищался. Эх! Могут америкосы!
  17. rinno_ss 23 января 2015 16:20
    Цитата: Андрей77
    Плюсую. В F-14 tomcat есть шарм, который F-18 hornet потеряли. А F5 tiger меня как-то не возбуждает, хотя с летной точки зрения он обходит всех.

    ооо 14й был красавцем конечно хотя и ф-5 мне очень понравилось нууу как говорится о вкусах...
    rinno_ss

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня