Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Александр Князев. Итоги демократии — Афганистан движется к распаду

Александр Князев. Итоги демократии — Афганистан движется к распаду


Начало грегорианского года в Кабуле ознаменовалось серьезной антипрезидентской активностью. Группа депутатов Волуси Джирга (нижняя палата парламента) потребовала созыва Большой Джирги, чтобы привлечь к суду президента Ашрафа Гани Ахмадзая «за предательство национальных интересов». Согласно регламенту афганского парламента, если инициативу группы поддерживает треть депутатов, то они могут вынести этот вопрос на обсуждение, если две трети — Большая Джирга должна будет собраться. Возмущение местного политического истеблишмента вызывал тот факт, что пошел четвертый месяц со дня инаугурации президента, а в стране нет законного правительства, нет губернаторов провинций, нет начальников городских и провинциальных полиций…

Депутатов-инициаторов косвенно поддержали некоторые СМИ, так, например, популярный спутниковый телеканал Tolo совместно с организацией ATR провел и опубликовал опрос, согласно которому рейтинг президента Ашрафа Гани снижается едва ли не катастрофически. После месячного пребывания у власти деятельность Ашрафа Гани позитивно оценивали 59% опрошенных, спустя 100 дней после инаугурации это число снизилось до 27%. Последний опрос показал, что 32% респондентов не довольны результатами деятельности президента, тогда как в ходе предыдущего опроса «недовольных» деятельностью Гани было всего 6%. Опрос показывает, что лица, положительно оценивающие Ашрафа Гани, проживают в основном в восточных и северных провинциях страны.


«Недовольные» преимущественно являются жителями столицы и центральных и южных районов страны. Если учесть, что президент — выходец из восточных племен дуррани, а север страны в этническом отношении чрезвычайно пестр, мозаичен, то под «недовольными» жителями центральных и южных районов необходимо понимать в основном пуштунское население таких провинций, как Кандагар, прилегающие Урузган, частично Забол и Гильменд, то есть ядром оппозиции к Ашрафу Гани постепенно становятся, как и предполагалось, кандагарские пуштуны-дуррани, традиционно доминирующие в афганской политике. Значение родоплеменного фактора, по крайней мере, в пуштунской среде, возрастает (см.: Александр Князев: Нелегитимное двоевластие в Афганистане — родоплеменной расклад).

В этой связи любопытными становятся политические перспективы экс-президента Хамида Карзая — сохраняющего сильные позиции в среде кандагарских пуштунских авторитетов. Депутат Вулуси Джирга, известный журналист Рамазан Башардост, хазареец из Кандагара, уже начавший сбор подписей за, по сути, импичмент Ашрафа Гани, известен двумя важными характеристиками: близостью к Карзаю и к курирующим большинство кабульских СМИ американским спецслужбам. Претензии к Ашрафу Гани не исчерпываются затянувшимся процессом формирования правительства. Поводами для обвинений в «предательстве национальных интересов» служат его попытки вести переговоры с частью талибов (Ашраф Гани называет их «несогласными братьями» и «политическими оппонентами»), приглашение в Кабул лидера пакистанской «Джамоат-е Улама-е» Фазыла Рахмана, известного тем, что он издал фетву о законности ведения «джихада» на территории Афганистана.

12 января, на 108-й день после своей инаугурации, президент Ашраф Гани Ахмадзай представил в Вулуси Джирга 25 кандидатов в министры и двух кандидатов на руководство управлениями. Список, обнародованный главой администрации президента ИГА Абдусаломом Рахими, состоял из 13 кандидатов, предложенных президентом Ашрафом Гани, и 12 кандидатов в министры — согласно достигнутому в сентябре компромиссу, исполнительным главой «правительства национального единства» Абдулло Абдулло. Согласно законодательству, именно нижняя палата должна утвердить состав правительства, что, судя по всему, быстро не произойдет.

Одним из главных принципов в формировании правительства Ашраф Гани еще во время электоральной кампании декларировал наличие у членов кабинета соответствующего образования, профессиональных знаний и навыков, а также непричастность к предшествующим военным событиям, вызывающую в обществе подозрение в совершении военных преступлений. Последнее, по сути, означало намерение закрыть доступ в правительство и в систему государственного управления в целом бывшим «моджахедам», то есть представителям бывшего Северного альянса, представленного чаще всего афганскими таджиками. Этот принцип изначально вступал в противоречие с достигнутым компромиссом между Ашрафом Гани и Абдулло Абдулло, поскольку последний именно на эту этнополитическую силу в основном и опирался в своей предвыборной кампании и на ее же поддержку рассчитывал впредь. Представленный президентом в парламент список в высокой степени противоречит как обещаниям самого Ашрафа Гани, так и названному компромиссу. Это очевидно даже на примере нескольких ключевых должностей и предлагаемых персон.

Единственный реальный кандидат на ключевые министерские должности от Абдулло Абдулло — Салохуддин Раббани, сын бывшего президента страны Бурханутдина Раббани, предложен на пост министра иностранных дел. Это решение непросто давалось и самому Абдулло Абдулло, другим претендентом был его ближайший соратник, начальник ГУНБ Афганистана в 2002-2010 годах, Амриулло Солех, выходец из Панджшера. Предпочтение в пользу Раббани означает стремление Абдулло не потерять поддержку таджиков Бадахшана, откуда родом клан Наббани, но одновременно Абдулло Абдулло приходится ослаблять свои позиции в собственном ближайшем окружении.

Согласно договоренностям между Ашрафом Гани и Абдулло Абдулло, на основе которых была объявлена победа на выборах Гани, назначение министров иностранных дел, обороны, главного управления национальной безопасности (ГУНБ, или National Directorate of Security, NDS) и финансов должно были стать прерогативой премьер-министра. Однако, вопреки этому, Ашрафом Гани уже в нынешнем списке кандидатов на пост министра обороны предложена кандидатура Шермухаммада Карими, выпускника одной из британских военных академий, бывшего начальника Генерального штаба. Решение о назначении министра обороны вообще было одним из наиболее болезненных вопросов. На эту должность вполне откровенно претендовал один из наиболее ярких и сильных современных афганских политиков — бывший губернатор провинции Балх, генерал Ата Мохаммад Нур, оказавший принципиально важную поддержу на выборах Абдулло Абдулло, но находящийся в сложных конфронтационных отношениях с Ашрафом Гани. Отсутствие его в списке кандидатов в министры — начало отдельного тренда внутренней афганской политики. Так же, как и назначение Ашрафом Гани на пост начальника ГУНБ Рахматулло Набиля — пуштуна-дуррани из провинции Вардак, экс-начальника службы охраны президента Афганистана (до июня 2010 года), бывшего начальника ГУНБ (до августа 2012 года).

Впрочем, утверждение представленного Ашрафом Гани списка в парламенте — факт далеко еще не состоявшийся. Развитие событий может пойти по нескольким вариантам, примерно в одинаковой мере негативным. Депутаты Вулуси Джирги, будучи недовольны президентом, намерены основательно исследовать подноготные кандидатов в министры, включая и такие, например, щепетильные для многих вопросы, как законность имеющихся у них дипломов об образовании. Переплетение же этнополитических, региональных, криминальных, коммерческих, межличностных и иных интересов и взаимоотношений внутри кабульского политического класса может привести как к полному неприятию списка президента, так и к продолжительным дискуссиям вокруг отдельных кандидатур. Что выводит перспективу создания какого-либо эффективного правительства в разряд весьма абстрактных.

В ходе кадровых интриг в Кабуле, продолжавшихся на протяжении трех с половиной месяцев, сформировалось несколько сравнительно новых тенденций внутри афганской политической жизни.

Первая из них, собственно, новой не является: затянувшийся процесс формирования правительства почти к нулю сводит эйфорию по поводу сентябрьского компромисса между Ашрафом Гани и Абдулло Абдулло, существовавшую в ряде политических и экспертных кругов в самом Афганистане, за его пределами, среди населения Афганистана. Сильного правительства, способного реализовать хоть какие-то позитивные программы стабилизации и развития, в Афганистане не будет. Рано или поздно парламент может согласиться с тем или иным составом кабинета, но это будет декоративное правительство, способное лишь очень локально, точечно влиять на происходящее в стране, не управляя основными процессами и ограничиваясь в основном рамками правительственных учреждений в Кабуле.

Две другие тенденции развиваются синхронно друг с другом. Итогом «мирной передачи власти» в Кабуле, всего предвыборного процесса и нынешнего, связанного с перераспределением властных функций, ведет к формированию двух крупных групп оппозиции.

Одна из них связана с экс-президентом Хамидом Карзаем, активно работающим сейчас по консолидации вокруг себя авторитетных пуштунских политических кругов, включая парламентские. В пуштунской среде важная ставка делается на родоплеменной фактор, ядром формирования этой оппозиционной группы станут скорее кандагарские племена дуррани. Здесь же имеет место и попытка вовлечения непуштунских сил, в частности, «группа Карзая» активно контактирует с гератскими таджиками, уже исторически возглавляемыми Мохаммадом Исмаил-ханом. Представление президентом на пост министра внутренних дел Нурулхака Улуми — представителя особо авторитетной племенной ветви кандагарских дуррани — помимо иного должно означать понимание президентом опасности возникновения кандагарской оппозиции. Однако, одного Нурулхака Улуми, невзирая даже на его отдаленное родство с бывшим королем Захир Шахом, может оказаться недостаточно, чтобы стать связующим звеном между Ашрафом Гани и кандагарской элитой, тем более что его биография, связанная с «коммунистическим режимом», всегда может стать предметом серьезной уязвимости даже среди кандагарских родственников.

Другая формирующаяся группа оппозиции связана с генералом Ата Мохаммадом Нуром. Налицо признаки попытки объединить недовольную происходящим часть таджикской и вообще непуштунской политической элиты. Вовлечение в нее отдельных представителей пуштунской элиты, особенно северных пуштунов, не исключено. Формирование подобной группировки будет способствовать росту раскола внутри таджикской общины Афганистана на две как минимум части: панджшерскую и северную, условно — «мазари-шарифскую».

В этих процессах обращают на себя внимание факторы географический и внешнеполитический. 6 января кабульское информационное агентство Khaama Press опубликовало большую редакционную статью о Хамиде Карзае (Karzai still can be America's Strategic Partner), одним из важных смыслов в содержании которой является тезис о политических перспективах экс-президента, в том числе — в ситуации ухода администрации Обамы в Вашингтоне, с которой у Карзая «не сложились отношения». В любом случае вся политическая биография Хамида Карзая, связанная с определенными кругами в американском истеблишменте, позволяет уверенно констатировать, что списывать его со счетов афганской политики было бы слишком преждевременно. В отличие от Ашрафа Гани, Хамид Карзай имеет уже и немалый опыт взаимодействия с внешними партнерами помимо США — Индией, Китаем, Ираном, Россией, опыт, каковой Ашрафу Гани еще только предстоит приобрести. Внутри Афганистана центром поддержки Карзая, безусловно, был и остается Кандагар, что важно с точки зрения общей пуштунской идентичности.

Высокий уровень внешних воздействий на внутриполитические процессы — давняя историческая данность, утвердившаяся еще в начале XIX века в период первой англо-афганской войны и последующей «Большой игры» империй. Естественно, серьезно видоизменяясь, она только усилилась в последние десятилетия, постоянно актуализируя и вопрос территориальной целостности Афганистана, и время от времени — тенденции к сепаратизму.

Особое место мазари-шарифской этнополитической группировки существовало всегда, другое дело, что ситуативно тамошняя элита в предшествующий период была консолидирована с наиболее политически активной в общеафганских процессах панджшерской. В фрагментации таджикской общины Афганистана, отчетливо проявившейся примерно в 2002-2003 годах, важную роль сыграл фактор роли личности. Точкой отсчета стала гибель Ахмадшаха Масуда в сентябре 2001 года, а после падения режима «Талибана» в Кабуле процесс пошел с ускорением. Смерть в сентябре 2011 года экс-президента Бурханутдина Раббани, идейно еще как-то объединявшего разные группы «Исламского общества Афганистана», старейшей общенациональной таджикской партии, поставила в былом единении точку. Политические амбиции таджикских лидеров даже внутри панджшерской группы начали расходиться, интересы же бадахшанцев и северян вообще вошли в ряде случаев в настоящие антагонизмы. Временные объединения на этнической основе все это время случались лишь по особым случаям, как правило — электоральным.

Расхождение интересов подпитывается и внешними факторами. Если для Бадахшана и особенно Балха с центром в Мазари-Шарифе сущностно важными являются внешние связи с постсоветской Средней Азией и с Китаем, то панджшерская элита в большей степени живет интересами в Кабуле, включая и фактор традиционного противостояния с Пакистаном, арбитром с которым в последние десятилетия по факту являются США. Северные таджикские элиты всегда стремились к большей автономности от столицы, панджшерцы же в этом смысле сориентированы в большей степени на общегосударственные цели и участие в делах Афганистана в целом, находясь в постоянном поиске баланса интересов не с северными регионами, а с пуштунской элитой в Кабуле.

Исключение мазари-шарифской элиты из правительственных структур будет только способствовать центробежным процессам, а учитывая неподконтрольность кабульскому правительству большей части территории страны, слабость правительственных сил безопасности, — превращать Афганистан в простой набор отчужденных друг от друга территорий. «Мирная передача власти», основанная на договоренностях лишь двух субъектов политического процесса, не ведет ни к формированию тандема, ни даже к более-менее эффективному двоевластию с разделом сфер влияния. Пока это основной результат демократического развития Афганистана, на фоне которого происходят непростые процессы в сфере региональной безопасности в целом.
Первоисточник: http://www.regnum.ru/news/polit/1884853.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 18
  1. silver169 18 января 2015 07:05
    Да вот такая она истинная демократия по-американски. Везде где она пришла, горы трупов, боль и нищета. Целые страны превращаются в ничто, а довольный дядя сэм радостно потирает свои запачканые кровью руки.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. ya.seliwerstov2013 18 января 2015 07:27
      Цитата: silver169
      вот такая она истинная демократия по-американски.
      1. Гигант мысли 18 января 2015 09:58
        Карточный домик западной демократии, построенный матрасниками в Афганистане, не выдержит грядущих потрясений внутри страны и рассыплется, и останется , как всегда, после матрасников невообразимый хаос.
        1. Rarahin 18 января 2015 10:17
          А как же. "Носители" демократии прививают истинно "демократические" ценности.
      2. Комментарий был удален.
      3. SveTok 18 января 2015 10:03
        И нужна только лоботрясам.
    4. Гражданский 18 января 2015 09:34
      Там нет никакой страны давно... по уму отдать надо Китаю, может у них что нибудь получится)
      1. avt 18 января 2015 09:40
        Цитата: Гражданский
        Там нет никакой страны давно...

        Цитата: domokl
        Ещё в 80-е годы было видно,что Афганистан пока не страна в классическом понимании...Это территория,которая контролируется кланами узбеков,пуштунов,фарси...А центральная ,кабульская власть просто умела договориться о разграничении полномочий с вождями этих кланов...

        good Да . В какой то степени центральная власть действительно там явление условное . Я бы даже сказал что Афганистан в принципе конфедерация даже не народов ,а племен . Подчиняющимся родоплеменным понятиям,а не государственным законам , там и феодализм то в классическом его понимании в зачаточном состоянии в виду отсутствия пригодной территории не токмо земледелия , а и проживания для значительного числа населения.
        avt
      2. g1v2 18 января 2015 12:14
        Вернее будет поделить между Пакистаном и Ираном и пусть они в восточном стиле наводят там порядок. А мы и ЕС тактично отвернемся , чтобы не видеть как они это будут делать . Думаю КСИР и Пакистан довольно быстро наведут порядок , а если повезет , то под это дело можно будет еще вооружения им продать.
  2. domokl 18 января 2015 07:07
    Ещё в 80-е годы было видно,что Афганистан пока не страна в классическом понимании...Это территория,которая контролируется кланами узбеков,пуштунов,фарси...А центральная ,кабульская власть просто умела договориться о разграничении полномочий с вождями этих кланов...
    А в постамериканской ситуации противоречия между кланами (прежде всего из за отношений с этими войсками)обострились.Но распадаться ,как мне думается,Афганистан не будет...Просто потому,что кланы не доросли ещё до понимания государства,как такового...А то,что творится в Кабуле большинству афганцев даже не известно...
  3. Айболит 18 января 2015 07:12
    Свои запачканные наркотой и нефтью лапы...
    Айболит
  4. Шалтай 18 января 2015 07:19
    Развалится Афганистан или нет , какая разница . Что Сомали , что Афганистан - лепрозорий . Ни кто ни чего хорошего не ждет .Автору статьи удачи .На Родину ему въезд запрещен ,за то , что он писал более-менее правдиво о киргизско -российских отношениях .Последней каплей для властей 2200 летнего киргизского государства (Киргизстан 22:00)вероятно было его упоминание о древнейшем киргизском кишлаке появившимся где-то на рубеже 19-20-го веков .
  5. VadimSt 18 января 2015 07:25
    Ну их на хрен, пусть сами разбираются, а с победителем, уже и нужно строить задачи на перспективы. Мы уже не раз поспешили воздавать "хвалу" тому, кто в конце оказался в заднице, а мы в проигрыше.
  6. 11111mail.ru 18 января 2015 07:50
    Не все так просто. Бросьте камушек в пруд- пойдут круги по воде, которые дойдут до берега. Очередное обрушение очередного афганского режима - это расходящиеся круги смуты по центральной Азии и бывшим социалистическим республикам (в из состава СССР).
    11111mail.ru
    1. Шалтай 18 января 2015 08:10
      Цитата: 11111mail.ru
      Не все так просто. Бросьте камушек в пруд- пойдут круги по воде, которые дойдут до берега. Очередное обрушение очередного афганского режима - это расходящиеся круги смуты по центральной Азии и бывшим социалистическим республикам (в из состава СССР).

      Средняя Азия и без Афганистана - источник смуты . Ни когда не понимал выражения -"восток - дело тонкое" .Восток - дело темное .
  7. карабин скс 18 января 2015 09:09
    Все эти афганские президенты, парламенты, депутаты и прочая, и прочая - попытка притянуть традиционный уклад к западным стандартам демократии. Все эти потуги абсолютно бесполезны во - первых потому, что у населения совершенно отличное от западного мировоззрение, во - вторых - из-за явного кукловодства америкосов.
  8. Stinger 18 января 2015 09:41
    А что. Нормальная демократия по-американски. Посодить марионетку, с ней иметь дело, а остальных душить. Они, что когда-нибудь, с кем-нибудь договаривались с учётом мнения всех сторон? Последний пример установления демократии по этому принципу - Украина. Крокодил назад не ходит.
  9. sv68 18 января 2015 09:44
    вот сейчас сша назначат местных божков на царство-и всё останется как есть-даже наркоторговля и вечная гражданская война,ибо мирный афган для янки смерть.
  10. Вадим237 18 января 2015 10:02
    В Афганистане не чему распадаться, потому что уже давно всё распалось.
  11. Dimy4 18 января 2015 13:10
    Закономерный результат "одемокрачивания" по-американски любой страны, экономика развалена, центральной власти нет, или ее не принимает значительная часть населения. Перечисление печальных итогов такой демократизации можно перечислять долго, итого один - все мало-мальски ценные ресурсы оказываются в руках дяди Сэма. Украина тоже движется по этому "удачному" пути.
    Разделяй и властвуй! Старый принцип.
  12. Нормаль ок 18 января 2015 13:25
    Проблема одна, но тяжёлая: весь этот афганский хаос обязательно аукнется на средней Азии и России. Может для того и затеян?
  13. Аркан 18 января 2015 13:49
    "Восток- дело тонкое." В Афганистане, дремучий родоплеменной строй, это ведь неолит в наше время.
  14. Ф.Вастаг 18 января 2015 15:36
    Не к Распаду Он (Афганистан) движетс, я а к Поглащению-Аннексии со стороны Невменяемого Фундаменталисткого Мусульманского Пакистана. Это будет Большой "Аф-ПАК" (черная Дыра и рассадник Мирового Терроризма и Наркоторговли)
    1. faterdom 18 января 2015 18:20
      А Пакистану кто разрешит поглощать? Китай? Штаты? Иран? Индия? Россия ( и Таджикистан, чьи интересы и соплеменники на севере там во множестве)?
      Там перекресток интересов уже вековой, и кому-то одному там владеть не дадут никогда.
      1. Ф.Вастаг 18 января 2015 21:54
        У Пакистан (и его населения - мусульманских неадекватных фанатиков) покровитель и Спонсор (Америка вкачивают в Пакистан ежегодно миллиарды (пустых-напечатанных) долларов - как бы для "Борьбы с Терроризмом") всегда был один и тот же - это Штаты (Мы (СССР) - ВСЕГДА поддерживали и выступали на стороне ИНДУСОВ) . Как только Штаты выведут подавляющее число своего контингента, Талибы (и Местные и Пакистанские) быстренько разгонят небоеспособную Афганскую армию (установив режим Шариата в Афгане) и попытаются перекинутся в Пакистан (так что тому придется полностью применять Свою Фундаменталистскую Армию против ими же Выкормленными Боевиками - из Талибана)
  15. Megatron 19 января 2015 23:42
    Не мешайте афганцам. Пусть уже вернуться к своему излюбленному родо-племенному строю.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня