Самолёты японского производства Сил самообороны. Часть 1-я

28
Самолёты японского производства Сил самообороны. Часть 1-я


После поражения императорской Японии во Второй мировой войне стране, находящейся под американской оккупацией, было запрещено иметь собственные вооруженные силы. В принятой в1947 году Конституции Японии был провозглашён отказ от создания вооруженных сил и права на ведение войны. Однако в 1952 году были сформированы Национальные силы безопасности, а в 1954 году на их базе начали создаваться Силы самообороны Японии.

Формально это организация не является вооруженными силами и в самой Японии считается гражданским ведомством. Командует Силами самообороны премьер-министр Японии. Тем не менее, эта «невоенная организация» с бюджетом $59 млрд. и численностью почти 250000 человек оснащена достаточно современным оружием и техникой.

Одновременно с созданием Сил самообороны началось воссоздание ВВС — Воздушных сил самообороны Японии. В марте 1954 года Япония заключила с США договор о военной помощи, а в январе 1960 года между Японией и США был подписан «договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности». В соответствии с этими соглашениями Воздушные силы самообороны начали получать авиатехнику американского производства. Первое японское авиакрыло было организовано 1 октября 1956 года, куда вошли 68 T-33A и 20 F-86F.


Истребители F-86F Воздушных сил самообороны Японии


В 1957 году началось лицензионное производство американских истребителей F-86F «Сейбр». Компания «Мицубиси» с 1956 по 1961 год построила 300 F-86F. Эти самолеты прослужили в составе Воздушных сил самообороны до 1982 года.

После принятия на вооружение и начала лицензионного производства самолётов F-86F Воздушным силам самообороны потребовались двухместные реактивные учебно-тренировочные самолёты (УТС), по своим характеристикам близкие к боевым истребителям. Выпускавшийся корпорацией «Кавасаки» по лицензии реактивный УТС Т-33 с прямым крылом (построено 210 самолётов), созданный на базе первого серийного американского реактивного истребителя F-80 «Шутинг Стар», не в полной мере соответствовал предъявляемым требованиям.

В связи с этим компанией «Фуджи» на базе американского истребителя F-86F «Сейбр» был разработан УТС T-1. Два члена экипажа размещались в кабине тандемом под общим, откидываемым назад фонарем. Первый самолёт поднялся в воздух в 1958 году. Из-за проблем с доводкой двигателя японской разработки на первом варианте T-1 ставились импортные британские двигатели Bristol Aero Engines Orpheus тягой 17,79 кН.


Японский УТС Т-1


Самолет признали отвечающим требованиям ВВС, после чего были заказаны две партии по 22 самолета под обозначением T-1A. Самолеты обоих партий поставили заказчику в 1961 -1962 году. С сентября 1962 по июнь 1963 года были построены 20 серийных самолетов под обозначением T-1B с японским двигателем Ishikawajima-Harima J3-IHI-3 тягой 11,77 кН. Таким образом, УТС Т-1 стал первым послевоенным японским реактивным самолетом, спроектированным собственными конструкторами, строительство которого велось на национальных предприятиях из японских комплектующих.

Японские Воздушные силы самообороны эксплуатировали УТС Т-1 более 40 лет, на этом учебно-тренировочном самолёте прошли подготовку несколько поколений японских пилотов, последний самолёт этого типа был списан в 2006 году.



При взлётном весе до 5 т самолет развивал скорость до 930 км/ч. Вооружен был одним пулемётом калибра 12,7 мм, мог нести боевую нагрузку в виде НАР или бомб весом до 700 кг. По своим основным характеристикам японский Т-1 примерно соответствовал широко распространенному советскому УТС — УТИ МиГ-15.

В 1959 году японская компания «Кавасаки» приобрела лицензию на производство морского противолодочного — патрульного самолета Локхид P-2Н «Нептун». С 1959 года на заводе в городе Гифу началось серийное производство, завершившееся выпуском 48 самолетов. В 1961 году Кавасаки начала разработку собственной модификации "Нептуна". Самолёт получил обозначение P-2J. На нем, вместо поршневых, установили два турбовинтовых двигателя "Дженерал Электрик" T64-IHI-10 мощностью по 2850 л.с., выпускавшиеся в Японии. Вспомогательные ТРД Westinghouse J34 заменили на ТРД Ishikawajima-Harima IHI-J3.

Кроме установки турбовинтовых двигателей, были и другие изменения: увеличен запас топлива, установлено новое противолодочное и навигационное оборудование. С целью снижения лобового сопротивления мотогондолы двигателей были перепроектированы. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик на слабом грунте переделаны шасси — вместо одного колеса большого диаметра основные стойки получили спаренные колеса меньшего диаметра.


Морские патрульные самолёты Kawasaki P-2J


В августе 1969 года начался серийный выпуск P-2J. В период с 1969 по 1982 год произведено 82 машины. Патрульные самолёты этого типа эксплуатировались в японской морской авиации до 1996 года.

Понимая, что американские дозвуковые реактивные истребители F-86 к началу 60-х годов уже не соответствовали современным требованиям, командование Сил самообороны начало искать им замену. В те годы получила распространение концепция, согласно которой воздушный бой в будущем будет сведён к сверхзвуковому перехвату ударных самолётов и ракетным дуэлям между истребителями.

Этим представлениям в полной мере соответствовал разработанный в США в конце 50-х сверхзвуковой истребитель Локхид F-104 «Старфайтер».

Во время разработки этого самолёта высокие скоростные характеристики были положены во главу угла. «Старфайтер» впоследствии часто называли «ракетой с человеком внутри». Пилоты ВВС США быстро разочаровались в этом капризном и аварийном самолёте, и его стали предлагать союзникам.

«Старфайтер» в конце 1950-х годов, несмотря на высокую аварийность, стал одним из основных истребителей ВВС многих стран, выпускался в различных модификациях, в том числе и в Японии. Это был всепогодный перехватчик F-104J. 8 марта 1962-го первый «Старфайтер» японской сборки выкатили за ворота завода "Мицубиси" в городе Комаки. По конструкции он почти ничем не отличался от немецкого F-104G, а буква "J" обозначает лишь страну-заказчика (J — Japan).


F-104J


С 1961 года ВВС Страна восходящего солнца получила 210 самолетов типа «Старфайтер», причем 178 из них были произведены японским концерном «Мицубиси» по лицензии.

В 1962 году началось строительство первого японского турбовинтового авиалайнера для линий малой и средней протяженности. Самолёт производился консорциумом Nihon Aircraft Manufacturing Corporation. В него вошли практически все японские авиапроизводители, такие как: «Мицубиси», «Кавасаки», «Фуджи» и «Шин Мейва».


YS-11


Пассажирский турбовинтовой самолет, получивший обозначение YS-11, предназначался для замены «Дуглас» DC-3 на внутренних авиалиниях и мог перевозить до 60 пассажиров с крейсерской скоростью 454 км/ч. С 1962 по 1974 год выпущено 182 самолёта. По настоящее время YS-11 остаётся единственным коммерчески успешным пассажирским самолётом, выпущенным японским предприятием. Из 182 произведенных самолётов 82 машины были проданы в 15 стран. Полтора десятка этих самолётов поставлено военному ведомству, где они применялись в качестве транспортных и учебно-тренировочных. Четыре самолёта использовались в варианте РЭБ. В 2014 году принято решение о списании всех вариантов YS-11.

К середине 1960-х годов F-104J начал расцениваться как устаревшая машина. Поэтому в январе 1969 года кабинет министров Японии поднял вопрос об оснащении ВВС страны новыми истребителями-перехватчиками, которые должны были заменить «Старфайтеры». В качестве прототипа был выбран американский многоцелевой истребитель третьего поколения F-4E «Фантом». Но японцы, заказывая вариант F-4EJ, поставили условие, чтобы это был «чистый» истребитель-перехватчик. Американцы не возражали, и с F-4EJ было снято все оборудование для работы по наземным целям, но усилено вооружение «воздух-воздух». Все в это было сделано соответствие с японской концепцией «только в интересах обороны».


F-4FJ


Первый лицензионный самолет японской сборки впервые поднялся в воздух 12 мая 1972 года. Впоследствии компания «Мицубиси» по лицензии построила 127 F-4FJ.

«Смягчение» подходов Токио к наступательным видам вооружения, в том числе и в ВВС, стало наблюдаться во второй половине 1970-х годов под давлением Вашингтона, особенно после принятия в 1978 году так называемых «Руководящих принципов японо-американского оборонного сотрудничества». До этого никаких совместных действий, даже учений, сил самообороны и американских частей на территории Японии не велось. С той поры многое, в том числе и в ТТХ авиационной техники, в японских Силах самообороны меняется в расчете на совместные наступательные действия.

На еще выпускавшиеся истребители F-4EJ, например, стали устанавливать оборудование для дозаправки в воздухе. Последний «Фантом» для японских ВВС был построен в 1981 году. Но уже в 1984 году была принята программа продления срока их службы. При этом «Фантомы» начали оснащаться средствами бомбометания. Данные самолеты получили название Kai. Большинство «Фантомов» имевших большой остаточный ресурс были модернизированы.



Истребители F-4EJ Kai продолжают оставаться на вооружении Воздушных сил самообороны Японии. В последнее время ежегодно списывается около 10 самолётов этого типа. В строю всё ещё находится около 50 истребителей F-4EJ Kai и разведчиков RF-4EJ. По всей видимости, машины этого типа будут окончательно списаны после получения американских истребителей F-35А.

В начале 60-х известная своими гидросамолётами японская фирма «Каваниши» (Kawanishi) переименованная в «Шин Мейва» (Shin Maywa) начала исследования по созданию противолодочного гидросамолёта нового поколения. В 1966 году было завершено проектирование, а в 1967 году первый прототип поднялся в воздух.

Новая японская летающая лодка, получившая обозначение PS-1 представляла собой свободнонесущий высокоплан с прямым крылом и Т-образным хвостовым оперением. Конструкция гидросамолёта — цельнометаллическая однореданная, с герметичным фюзеляжем типа полумонокок. Силовая установка — четыре турбовинтовых двигателя Т64 мощностью 3060 л.с. , каждый из которых приводил во вращение трехлопастный воздушный винт. Под крылом для дополнительной устойчивости на взлёте и посадке имеются поплавки. Для передвижения по слипу служит убираемое колесное шасси.

Для решения противолодочных задач PS-1 имел мощную поисковую РЛС, магнетометр, приемник и индикатор сигналов гидроакустических буев, указатель пролета над буем, а также активную и пассивную системы обнаружения подлодок. Под крылом, между гондолами двигателей, имелись узлы для подвески четырех противолодочных торпед.

В январе 1973 года первый самолет поступил на вооружение. Вслед за прототипом и двумя предсерийными машинами последовала партия из 12 серийных машин, а затем — еще восемь самолетов. В период эксплуатации были потеряны шесть PS-1.

Впоследствии Морские силы самообороны отказались от использования PS-1 в качестве противолодочного самолёта, и все оставшиеся в строю машины были ориентированы на задачи поиска и спасения на море, противолодочное оборудование с гидросамолётов было демонтировано.


Гидросамолёт US-1А


В 1976 году появился поисково-спасательный вариант US-1А с двигателями большей мощности T64-IHI-10J по 3490 л.с. Заказы на новые US-1A поступали в 1992-1995 годах, всего к 1997 году были заказаны 16 самолетов.
В настоящее время в японской морской авиации имеется два поисково-спасательных US-1A.


US-2


Дальнейшим вариантом развития этого гидросамолёта стал US-2. От US-1А он отличается остеклением кабины и обновлённым составом бортового оборудования. На самолет установили новые турбовинтовые двигатели Rolls-Royce AE 2100 мощностью 4500 кВт. Было изменена конструкция крыльев с интегрированными топливными баками. Также поисково-спасательный вариант имеет в носовой части новую РЛС Thales Ocean Master. Всего построено 14 самолетов US-2, в морской авиации эксплуатируются пять машин этого типа.

К концу 60-х годов японской авиационной промышленностью был накоплен значительный опыт лицензионного строительства иностранных образцов авиатехники. Конструкторский и промышленный потенциал Японии к тому моменту вполне позволял проектировать и строить самостоятельно авиатехнику не уступающую по основным параметрам мировым стандартам.

В 1966 году фирма «Кавасаки», являющаяся главным подрядчиком в консорциуме Nihon Aeroplane Manufacturing Company (NAMC), приступила к разработке двухдвигательного реактивного военно-транспортного самолета (ВТС) по техническому заданию Воздушных сил самообороны Японии. Проектируемый самолет, предназначавшийся для замены устаревших поршневых транспортных самолётов американского производства, получил обозначение С-1. Первый из прототипов взлетел в ноябре 1970 года, а летные испытания завершились в марте 1973 года.

Самолет оснащен двумя расположенными в мотогондолах под крылом турбореактивными двигателями JT8D-M-9 американской фирмы Пратт-Уитни, выпускаемыми в Японии по лицензии. Бортовое радиоэлектронное оборудование С-1 позволяет выполнять полеты в сложных метеорологических условиях в любое время суток.


C-1


C-1 имеет обычную для современных транспортников конструкцию. Грузовая кабина герметизирована и снабжена системой кондиционирования, а хвостовая рампа может быть открыта в полете для высадки десанта и сброса грузов. Экипаж C-1 состоит из пяти человек, а типовая нагрузка включает или 60 полностью экипированных пехотинцев, или 45 десантников, или до 36 носилок для раненых с сопровождающими, или различное оборудование и грузы на десантируемых платформах. Через находящийся в хвостовой части самолета грузовой люк в кабину могут быть погружены: 105-мм гаубица или 2,5-т грузовой автомобиль, или три автомобиля-внедорожника.

В 1973 году поступил заказ на первую партию из 11 машин. Модернизированный и доработанный по опыту эксплуатации вариант получил обозначение — С-1А. Его производство завершилось в 1980 году, в общей сложности построена 31 машина всех модификаций. Главной причиной прекращения производства С-1А стало давление со стороны США, которые видели в японском транспортнике конкурента своему С-130.

Несмотря на «оборонительную направленность» Сил самообороны, для оказания авиационной поддержки японским сухопутным подразделениям требовался недорогой истребитель-бомбардировщик.

Вначале 70-х на вооружение европейских стран стал поступать SEPECAT Jaguar, и японские военные выказали желание иметь самолёт аналогичного класса. Как раз в это же время в Японии компанией «Мицубиси» велась разработка сверхзвукового учебно-тренировочного самолёта Т-2. Он впервые поднялся в воздух в июле 1971 года, став вторым реактивным тренировочным самолетом, разработанным в Японии, и первым японским сверхзвуковым самолётом.


Японский УТС Т-2


Самолет Т-2 представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом переменной стреловидности, цельноповоротным стабилизатором и однокилевым вертикальным оперением.

Значительная часть комплектующих на этой машине были импортными, в том числе и двигатели R.B. 172Д.260-50 «Адур» фирм «Роллс-Ройс» и «Тюрбомека» статической тягой 20,95 кН без форсирования и 31,77 кН с форсированием каждый, выпускаемых по лицензии фирмой «Исикавадзима». Всего с 1975 по 1988 год было изготовлено 90 самолётов, из которых 28 были невооружёнными учебно-тренировочными T-2Z, а 62 — учебно-боевыми T-2K.



Самолёт имел максимальную взлётную массу — 12800 кг, максимальную скорость на высоте — 1 700 км/ч, перегоночную дальность с ПТБ — 2870 км. Вооружение состояло из 20 мм пушки, ракет и бомб на семи точках подвески, массой до 2700 кг.

В 1972 году компания «Мицубиси» по заказу Воздушных сил самообороны приступила к разработке на основе УТС Т-2 боевого одноместного истребителя-бомбардировщика F-1 — первого со времён Второй мировой войны японского боевого самолёта собственной разработки. По конструкции он представляет собой копию самолёта Т-2, но имеет одноместную кабину и более совершенное прицельное и навигационное оборудование. Первый полёт истребитель-бомбардировщик F-1 совершил в июне 1975 года, серийный выпуск начался в 1977 году.


F-1


Японский самолёт концептуально повторял франко-британский «Ягуар», но даже близко не смог приблизиться к нему по количеству построенных. Всего в Воздушные силы самообороны было поставлено 77 истребителей — бомбардировщиков F-1. Для сравнения: СЕПЕКАТ «Ягуар» было произведено 573 самолёта. Последние самолёты F-1 сняты с вооружения в 2006 году.

Решение строить на одной базе учебно-тренировочный самолёт и истребитель-бомбардировщик оказалось не слишком удачным. В качестве самолёта для подготовки и тренировки пилотов Т-2 оказался весьма дорогим в эксплуатации, а его лётные характеристики мало соответствовали требованиям предъявляемым к УТС. Истребитель-бомбардировщик F-1 при схожести с «Ягуаром» серьёзно уступал последнему в боевой нагрузке и радиусе действия.

По материалам:
Энциклопедия современной военной авиации 1945—2002 гг. Харвест, 2005.
http://www.defenseindustrydaily.com
http://www.hasegawausa.com
http://www.airwar.ru
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 января 2015 07:47
    с Дона.
    Ну что сказать?!В мире есть несколько стран,умеющих конструировать и производить самолёты,в том числе и Россия.Японцы в число таких стран не входят,хотя перед ВОВ производили неплохие самолёты.
    1. +11
      19 января 2015 08:13
      Цитата: borisjdin1957
      Ну что сказать?!В мире есть несколько стран,умеющих конструировать и производить самолёты,в том числе и Россия.Японцы в число таких стран не входят

      Правильнее сказать не входили...В настоящее время Япония вполне способна проектировать и строить практически все типы авиатехники ( наверное кроме стратегических бомбардировщиков)на хорошем мировом уровне. Пожалуй в этом они уже не уступают КНР.
      1. avt
        +4
        19 января 2015 09:21
        Цитата: Bongo
        Правильнее сказать не входили...

        А еще точнее добавить что их и не особо то пускали, да еще до конца и не пускают,особенно в боевой сегмент.С-1 и патрульный - первые ласточки , как и их вертушка боевая,которую они втихаря смостырили.
        1. +7
          19 января 2015 09:33
          Цитата: avt
          А еще точнее добавить что их и не особо то пускали, да еще до конца и не пускают,особенно в боевой сегмент.С-1 и патрульный - первые ласточки , как и их вертушка боевая,которую они втихаря смостырили.

          Истребитель F-2 тоже во многом самостоятельная конструкция, хотя и содан "по мотивам" F-16.По крайней мере радар и большую часть БРЭО для него япы сами сделали. По сравнению с американской машиной в конструкции японского истребителя значительно шире использованы перспективные композитные материалы, что обеспечило снижение относительной массы планера. Двигатель правда американский - ТРДД Дженерал Электрик F-110-GE-129.
          1. +6
            19 января 2015 11:44
            Цитата: Bongo
            Истребитель F-2 тоже во многом самостоятельная конструкция, хотя и содан "по мотивам" F-16.По крайней мере радар и большую часть БРЭО для него япы сами сделали.

            японцы его хотели создать по схеме "утка" без чьей-то помощи, а потом поняли что сами не смогут, обратились к штатам.
    2. +3
      19 января 2015 13:57
      Цитата: borisjdin1957
      Японцы в число таких стран не входят,

      Входят.
      1.Бюджет авиастроительной отрасли Японии в 2008 году превысил 1 140 млрд иен (более 10 млрд долларов США).

      Это около 0,24 % валового национального продукта, уступая по этому показателю промышленности Канады (1,74 %), Франции (1,6 %), Великобритании (1,55 %), США (1,35 %) и Германии (0,74 %).

      Для сравнения.
      Бюджет авиастроительной отрасли РФ:
      -В 2010 году суммарная величина бюджетного финансирования российского авиапрома составила 72 млрд рублей(около 2,,3 млрд долларов США).
      -250 предприятий, общая выручка которых в 2011 году составила более 608 млрд рублей(около 10 млрд долларов США).
      -В 2003 году в России было произведено 11 гражданских самолётов (в том числе 5 магистральных и региональных самолётов), в 2004 году — 20 (5), в 2005 году — 31 (6), в 2006 году — 21 (9), в 2007 году — 17 (5), в 2008 году — 46 (9), в 2009 году — 40 (11), в 2010 году — 9 (6), в 2011 году — 29 (19)/какой "ужас" даже не сотни ,а единицы и десятки?
      Сравните территории Японии (меньше Лен.области?) и России
      2.Основные типы продукции авиастроения Японии:
      - фюзеляжи и их отдельные элементы - 60 %;
      - двигатели и комплектующие - 29 %;
      - БРЭО и авиационное оборудование - 11 %


      3.Условия капитуляции, по которым японское правительство должно было прекратить многие военные программы, остановили развитие авиационной промышленности страны на много лет.
      НО ПРОМЫШЛЕННОСТЬ то ОСТАЛИСЬ

      В годы войны только для оккупации французского Индокитая было выделено свыше 1 700 самолетов, базировавшихся в том числе на семи авианосцах.
      Вот американцы с 1952 и "заточили" японцев под производство запасных частей и ремонт американских самолетов и вертолетов, участвовавших в конфликте в Корее, а затем во Вьетнаме.

      Основными партнерами японских компаний являются американские фирмы, что вызывает определенные опасения руководства страны. По его мнению, доминирование США негативным образом сказывается на национальных предприятиях.
  2. +9
    19 января 2015 08:04
    Спс большое, классная статья.
    Даешь больше статей о японских вооруженных силах, особенно флот и авиация
    1. +8
      19 января 2015 08:09
      Цитата: Gans1234
      Спс большое, классная статья.

      Благодарю! hi Завтра должно выйти продолжение.
      1. +3
        19 января 2015 20:47
        Да,статья и правда хороша.
  3. +3
    19 января 2015 08:47
    Японцы уже давно поняли, что без своих разработок не прожить, у них будет свой истребитель шестого поколения, не сомневаюсь.Статья хорошая жду продолжения.
    1. +6
      19 января 2015 08:54
      Цитата: barmaley
      у них будет свой истребитель шестого поколения, не сомневаюсь.

      Насчёт 6-го не знаю request А прототип 5-го уже продемонстрировали.
      1. +1
        19 января 2015 11:33
        Цитата: Bongo
        А прототип 5-го уже продемонстрировали.

        Внешне так гибрид F 18 с F 15 )))
      2. +2
        19 января 2015 11:48
        Цитата: Bongo
        Насчёт 6-го не знаю request А прототип 5-го уже продемонстрировали.

        Интересно, полетит ли их прототип в этом году?
        1. +4
          19 января 2015 13:57
          Цитата: 0255
          Интересно, полетит ли их прототип в этом году?

          Потерпите до завтра, будет во второй части.
        2. +5
          19 января 2015 14:10
          Цитата: 0255
          Интересно, полетит ли их прототип в этом году?

          полетит.
          фото летного образца ATD-X, выпущенного компанией Mitsubishi июнь 2014





          Текущий 2014 финансовый год закончится в Японии 31 марта 2015 года,в 1 квартале они не успеют:выявлены неполадки в работе программного обеспечения, отвечающего за автоматический перезапуск двигателей в полете(часть системы SRFCC-технология самовосстановления управления полетом )
          Но,согласно Минобороны Японии: в целом работы над проектом будут завершены точно по графику — в конце 2016 года.
          Соответсвенно ДОЛЖНЫ отлетать.

          F-22 им запретил поставлять конгресс США, Mitsubishi F-2 УСТАРЕЛИ
          1. +4
            19 января 2015 14:21
            Цитата: opus
            F-22 им запретил поставлять конгресс США, Mitsubishi F-2 УСТАРЕЛИ

            Насчёт "Рапторов" вы безусловно правы, yes Mitsubishi F-2 - это вполне современный самолёт с АФАР во многом превосходящий F-16С.
            1. +3
              19 января 2015 14:52
              Цитата: Bongo
              Mitsubishi F-2 - это вполне современный самолёт с АФАР во многом превосходящий F-16С.

              1.Японцы готовятся к "приходу" на тихоокеанский ТВД русского Т-50/Индийского Клона и кучи китацйских самолётов 5го поколения.
              К 2018 определится, с 2020 начать производить
              2."Shin-Shin" F-3 в т.ч. и для авианесущих кораблей Японии


              (как они их там скромно называют ? Эскадренные миноносцы-вертолётоносцы?)


              F-2 этого не может
              3."Коуп Индия-2005"
              12 истребителей F-16C из состава своих сил, дислоцированных в Японии против индийских Су-30МКИ.
              Американцы с треском проиграли
              1. +1
                19 января 2015 15:07
                Цитата: opus
                Японцы готовятся к "приходу" на тихоокеанский ТВД русского Т-50/Индийского Клона и кучи китацйских самолётов 5го поколения.

                Безусловно, готовятся, но в наших ВВС ещё много Су-27 и МиГ-29 и у меня большие сомнения, что Т-50 их быстро заменит. Впрочем у японцев до сих пор "Фантомы" в строю.
                Цитата: opus
                К 2018 определится, с 2020 начать производить2."Shin-Shin" F-3 в т.ч. и для авианесущих кораблей Японии

                На своих авианесущих "эсминцах" японцы предполагают размещать F-35.
                Цитата: opus
                12 истребителей F-16C из состава своих сил, дислоцированных в Японии против индийских Су-30МКИ

                Не стоит противника недооценивать...
                1. +1
                  19 января 2015 15:48
                  Цитата: Bongo
                  большие сомнения, что Т-50 их быстро заменит.

                  На Дальнем Востоке и к
                  Цитата: opus
                  с 2020 начать производить

                  к 2020му начать!!!

                  А планы на 2030, к этому сроку 27 и 29 не останется или они будут ДРУГИЕ
                  Sometime around 2030, if U.S. Air Force plans come to pass, a fighter that leaps ahead of Lockheed Martin F-22 and F-35 technology will enter U.S. service. At about the same time, if Japan's plans come to pass, a similarly advanced fighter will enter service on that side of the Pacific.

                  Japan plans to begin developing a homegrown fighter within five years, with the aim of beginning production under the designation F-3 around 2027.

                  Arguing that neighboring countries—meaning China, South Korea and Russia—will have stealth fighters and longer-range missiles in the 2020s, the ministry is asking for ¥1.6 billion in fiscal 2013-16 to study integration of antennas into the skin of an aircraft, thereby helping to control radar reflections. The antennas would be those for electronic support measures, which listen to enemy transmissions, and electronic countermeasures (ECM), which jam and confuse them.

                  Цитата: Bongo
                  На своих авианесущих "эсминцах" японцы предполагают размещать F-35.

                  пока нет F-3. А эсминце-вертолетоносцы есть. Надо использовать.
                  Да и научить лётчика палубной авиации- это не хухуры мухры
                  Цитата: Bongo
                  Не стоит противника недооценивать...

                  Это данные АМЕРИКАНЦЕВ.
                  индийские летчики, пилотирующие российские Су-30МКИ, чаще одерживали победу, чем летчики ВВС США, пилотирующие американские F-16C.

                  "Коуп Индия-2004" то же самое(там ,кстати индийцы рвали американцев на МИГ-21,МИГ-29,СУ-27 ,но при старте : 3 к 1)

                  Капитан М.Сноуден:«Мы встретили врага – и оказалось, что это мы сами»

                  Полковник М. Снодграсс: "Противник оказался намного лучше, чем мы предполагали, причем не только в техническом отношении, но и в плане своей летно-тактической подготовки. Благодаря этим учениям мы поняли, что наша подготовка не такая хорошая, как мы думали, и прежде всего в том, что мы не можем корректно оценивать тактические способности противника".

                  Один из операторов системы наблюдения Е-3 "Сентри" в разговоре с корреспондентом газеты "Christian Science Monitor" не смог удержаться от признания, что "в большинстве случаев индийские пилоты реагировали на информационное целеуказание, предоставляемое системой АВАКС (AWACS), быстрее, чем это делали американские летчики, - факт, который у всех вызвал большое удивление".
                  (каждую группу индийцев и наших наводил СВОЙ Е-3)
                  =======================
                  Важно вот ,что:
                  У американских летчиков истребительной авиации налёт 250 часов в год.
                  У индийских - 300 часов.
                  И это налет не отдельно отобранных пилотов, регулярно тренирующихся для уверенного выступления на авиашоу и воздушных парадах, а обычных строевых летчиков.
                  В то время как по официальным данным главкомата ВВС России, периодически публикуемых в печати, налет российских летчиков истребительной авиации лишь недавно преодолел уровень 25 летных часов в год
                  1. +3
                    19 января 2015 16:05
                    Цитата: opus
                    А планы на 2030, к этому сроку 27 и 29 не останется

                    Уверяю вас - останутся. Так же как и F-2 в Воздушных силах самообороны. На мой взгляд этот японский истребитель, по сути -максимально улучшенный F-16. Нагрузка на крыло у него меньше, а значит манёвренность выше.
                    Цитата: opus
                    пока нет F-3. А эсминце-вертолетоносцы есть. Надо использовать. [/b]

                    «Синсин» слишком велик для японских "авианесущих эсминцев". Там явно потребуется самолёт укороченного взлёта и посадки.

                    С момента американо-индийских учений прошло немало времени и не стоит думать, что американцы не сделали выводов. Да и мастерство пилотов играет не малую роль в ближнем бою. Летчики компании АТАС, на старых "Кфирах", в большинстве ближних боёв умудряются "делать" состоящие на вооружении истребители. Но это же не значит, что "Кфир" лучше F-16.
                    1. +2
                      19 января 2015 16:52
                      Цитата: Bongo
                      Уверяю вас - останутся.

                      ВВС России эксплуатируют 270 МиГ-29, ВМФ России 40 истребителей МиГ-29/ российское военное ведомство получит 20 МиГ-29К и 4 МиГ-29КУБ в 2012—2015 годах -ДАЛЕЕ ПЛАНОВ НЕТ
                      -Ресурс планера — 2500 часов, ресурс двигателей 1200—1400ч
                      ВВС РФ: 261 Су-27 по состоянию на 2013 год. В 2009 году заказаны 12 Су-27СМ3 и 4 Су-30М2 (поставлены к 2012), а также 48 Су-35С (до 2015 года). В 2012 также заключены контракты на 60 Су-30СМ и 16 Су-30М2.
                      -Ресурс планера — 2000 часов, ресурс двигателей 900ч
                      Ресурс СУ-27УБ ИСЧЕРПАН!! На чем учить?
                      Вот и считайте "останутся" или "нет".
                      Смогут ли противостоять актуальной угрозе или нет.

                      Цитата: Bongo
                      «Синсин» слишком велик для японских "авианесущих эсминцев".

                      ДВА Ishikawajima XF5-1 с тягой в 15 тысяч килограммов-силы каждый,всеракурсный УВТ


                      Габариты поменьше чем у F-35

                      демонстратор ATD-X Shinshin и F-3 РАЗНЫЕ ВЕЩИ

                      Вы уверены ,что Япония не обзаведется к тому времени полноценным авианосцем(или несколькими)?
                      1 июля 2014 премьер-министр Японии Синдзо Абэ принял решение о допустимости применения за пределами страны ее вооруженных сил.


                      Цитата: Bongo
                      и не стоит думать, что американцы не сделали выводов.

                      ещё как сделали
                      ВВС США предложили ВВС Индии принять участие в очередных учениях "Красное знамя" на территории авиационной базы Неллис в США.Индийским летчикам предложена роль "красных". Кроме того, представители ВВС США выразили желание увидеть с индийской стороны именно истребители Су-30МКИ, возможно, недалек день, когда созданные для имитирования "красных" американские истребители F-16N с камуфляжем российских ВВС будут заменены на российские Су-30МКИ с опознавательными знаками ВВС Индии.
                      Цитата: Bongo
                      Но это же не значит, что "Кфир" лучше F-16.

                      Это можно выясниь посадив туда и туда лётчиков "одной школы", с примерно тодинаковым налётом
  4. +4
    19 января 2015 08:55
    Хорошая статья! Ждём продолжения, современные самолеты у японцев уже вполне на уровне, детальный бы разбор этих конструкций, перспективы.
    1. +5
      19 января 2015 08:58
      Цитата: 52гим
      современные самолеты у японцев уже вполне на уровне, детальный бы разбор этих конструкций, перспективы

      К сожалению формат публикации на ВО ограничен примерно 9-ю "Вордовскими" страницами, поэтому писать приходится очень сжато. hi
  5. +1
    19 января 2015 10:11
    Проблема не создать хороший самолет , а создать хороший двигатель. Как то читал , что лопатку турбины современного двигателя с нуля . способны создать(расчет , материалы, технология т.е полный цикл) 3 страны :СССР/РОССИЯ , США , ФРАНЦИЯ
    1. +1
      19 января 2015 15:28
      Ролс-Ройс помните в какой стране?
    2. Комментарий был удален.
    3. +3
      19 января 2015 17:52
      Цитата: vnord
      Как то читал , что лопатку турбины современного двигателя с нуля .

      1.Ishikawajima-Harima Heavy Industries-являeтcя oднoй из вeдущих япoнcких кoмпaний, прoизвoдящaя кoрaбли, aвиaциoнныe двигaтeли, турбoнaддувы для aвтoмoбилeй, прoмышлeнныe мaшины, кoтлы для элeктрocтaнций и другoe oбoрудoвaниe
      http://www.ihi.co.jp/en/products/aeroengine/aircraft_engines/turbofan_engines/in

      dex.html
      http://www.ihi.co.jp/en/products/aeroengine/aircraft_engines/sdf_high_turbofan/i

      ndex.html
      http://www.ihi.co.jp/en/products/aeroengine/aircraft_engines/sdf_turbofan/index.

      html

      2.Кроме Ishikawajima целая грядка двигателестроителей

      3.И-300 (МИг-9)В июне 1945 года коллектив ОКБ-155 (Микояна) приступил к разработке истребителя с двумя реактивными двигателями BMW-003 (да,да от гитлеровской Bayerische Motoren Werke) общей тягой в 1600 кгс

      МиГ-15 — основной истребитель СССР в Корейской войне.
      Двигатель — Rolls-Royce Nene

      наша копия РД-45, самостоятельное развитие ВК-1.

      Цитата: vnord
      способны создать 3 страны

      ?
      Германия во 2МВ создала(с "нуля")
      -"Хейнкель" HeS-1
      -109-003 (далее BMW-003)
      -Jumo 004
      и тд
      Англичане тогда же:
      -двигатель Уиттла W-2B
      Итальянцы тогда же:
      -Campini Caproni N.l. и Caproni Campini Ca.183bis

      Японцы тогда же:
      J8N Kitsuka ("Цветок дикого апельсина") с TR-10/Ne.12. от Ebara Seizo К.К.

      По Rolls - Royce (англия) ознакомьтесь пожалуйста со списком продукции:
      http://engine.h10.ru/production/rr.shtml
      Всё с "0", да еще и от покупателей отбоя нет.
  6. +2
    19 января 2015 11:51
    Меня прикалывают камуфляжи японских ВВС lol Кликабельно
    1. +3
      19 января 2015 11:52
      Тоже кликабельно
    2. +1
      19 января 2015 11:53
      Классный камуфляж F-15J, мне очень нравится good
    3. +2
      19 января 2015 11:54
      Тоже красиво смотрится good
      1. +5
        19 января 2015 14:01
        Цитата: 0255
        Тоже красиво смотрится

        Безусловно! good Это фото будет во второй части.
        Константин, а вы не пробовали несколько фотографий загружать в одном коменте? На мой взгляд это более рационально.
        1. +3
          19 января 2015 14:28
          Сергей, эти фотографии я загружал со своего компьютера из моей коллекции, а загружать с компьютера в комент можно только 1 файл. А искать эти фото среди множества фотографий Фантомов и Ф-15 на airliners.net только чтобы вставить в 1 комент, что-то не охота)))
          1. +4
            19 января 2015 14:41
            Понятно! Мне тоже нравиться как японцы свой машины красят, в этом плане они очень выразительны! Весьма интересные виды японских аэродромов на Google earth, и обновляются часто.
            Японские самолёты снятые с вооружения на мемориальной стоянке авиабазы Мисава.
  7. +5
    19 января 2015 13:12
    Статья очень понравилась. Ничего лишнего, никаких эмоций в тексте. Прекрасный образец статьи для данного сайта. Жду продолжения . Автору респект!
  8. +5
    19 января 2015 14:56
    норм статья, как всегда вопрос Серёга касаемо эксплуатации F-104J.ведь этот самолёт известен в НАТЕ как скверный в управлении, неужели самураи справились или даже опровергли об этом явлении в старфайтере, или он был просто номинально на базах хранения? я как бы не слыхивал об авиапроисшествиях в японии связанных со старом
    1. +5
      19 января 2015 15:10
      Цитата: bekfaer96
      касаемо эксплуатации F-104J

      Бились конечно, но меньше чем в ФРГ. Это связано с тем, что немцы очень много практиковали маловысотные полёты. А в Японии F-104J рассматривался только как чистый перехватчик. В Италии они тоже эксплуатировались до начала 2000-х.
  9. +4
    19 января 2015 20:28
    то есть , наличие жёлтых 104 х можно рассматривать как базового хранения? ну толково, чё на грабли наступать, пару ядерных проходов было

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»